Игорь Иванов. Памяти герцогини Франко, грандессы Испанской (1926-2017)
Конец 2017 года был омрачён скорбной вестью из Мадрида. 29 декабря на 91-м году жизни скончалась донья Мария дель Кармен Франко Поло, герцогиня Франко, вдовствующая маркиза Вильяверде и грандесса Испании – единственная дочь величайшего испанского государственного деятеля ХХ века, каудильо Франсиско Франко.
Мне так и не довелось увидеться с нею. В конце памятного 2014-го года я получил от Национального Фонда Франциско Франко (Fundaciуn Nacional Francisco Franco) приглашение приехать в Мадрид и принять награду из рук герцогини. Награду – не мне лично, а Русскому Обще-Воинскому Союзу (РОВС), всем его офицерам и добровольцам; всем павшим, на посту скончавшимся и ныне живущим Русским Белым воинам.
К великому сожалению, тогда я не мог принять столь лестное приглашение. Увы, современная либерально-левацкая Испания слишком далека от того образа традиционного христианского, национального государства, за которое сражался и которое оставил после себя в наследство испанскому народу генералиссимус Франко. А поездка в Испанию-страну НАТО, превращённую после смерти каудильо фактически в один из американских протекторатов, для меня, Белого офицера, вчерашнего ополченца, бывшего заместителя начальника Главного Штаба Вооружённых Сил ДНР, имя и фотографии которого фигурировали уже во всех базах данных и «черных списках» западных спецслужб, была бы почти верным самоубийством. От визита в Мадрид и от личной встречи с дочерью каудильо, увы, пришлось отказаться...
Но как же символично, что решение о награждении РОВСа, Национальный Фонд Франциско Франко принял именно тогда – осенью 2014-го! В ту пору мы едва вернулись с фронта и ещё не успели выйти из «тумана войны»: мы ещё дышали её воздухом, ещё оценивали всех людей и все события её мерками и продолжали бродить мыслью в кровавом мареве боёв. Некоторые наши Белые соратники оставались на фронте, но упоминать о их принадлежности к РОВСу было уже смертельно опасно: с середины августа по обе стороны границы развернулась травля русских православных патриотов и монархистов, воевавших в Новороссии. В Российской Федерации коммунистические сайты захлёбывались лаем, проклиная якобы «фашистов» и «власовцев», воюющих в Донбассе (сами «красные отряды» в ту пору предпочитали «воевать» в интернете, но не столько против украинских сепаратистов, сколько против русского Ополчения и его командования). А с другой стороны стоял шакалий вой «украинствующих» – всех сортов либералов и сепаратистов, сеющих вслед за украинской пропагандой ложь о якобы «реставрации коммунизма» в Донбассе.
В те дни против Белых объединили усилия и сепаратисты, и коммунисты, и либералы. Все национал-предатели объединились в стремлении растоптать и вымарать в памяти людей те несколько месяцев Русской Весны, которые мы своими автоматами отвоевали у Истории. Пусть ненадолго, но отвоевали, показав всему миру, что жив Православный Русский народ, что и за 96 лет не убиты в нём историческая память и стремление к национально-государственному единству, и жив Русский солдат.
А жители Донбасса не переставали нам звонить и писать: «Возвращайтесь! Мы вас помним, народ вам верит, мы вас ждём… Без вас всё здесь пошло не так…» Но возвращаться было уже некуда: после августовского переворота новые руководители ЛНР и ДНР, получив команду – будто не понимаем мы, кто, как и через кого отдавал эти команды! – уже отовсюду изгоняли идейных добровольцев, убирали их с должностей, бросали «на подвал», выдавливали «за ленточку»… Тех, кого враг не смог сломить в боях – убивали в спину…
Да, это было непростое время. Но мы, Белые русские и Белые испанцы, всегда хорошо понимали друг друга. В отличие от наших идейных оппонентов и не в пример маловерным и слабодушным, вечно блуждающим в трёх соснах своих корявых идеологем, мы всегда чётко знали ПРОТИВ КОГО и ВО ИМЯ ЧЕГО сражаемся. Даже девизы у нас были одинаковыми. У русских – «Великая, Единая, Неделимая», у испанцев – «Uno, Grande, Libre». И враг был у нас общий. Мы вместе боролись против марксистов, троцкистов, сталинистов, анархистов, либерастов, сепаратистов, но при этом понимали, что все они – на самом деле лишь только инструменты в руках Того, против кого с крестом и мечом поднялись Вожди Русского Белого движения и вождь Национальной Испании Франсиско Франко.
А Мария дель Кармен Франко Поло, дочь вождя Крестового похода 1936–1939 гг., оставались живой связующей нитью, которая соединяла нас с ушедшей великой эпохой и её героями – Белыми испанцами и русскими, одержавшими победу над интернациональным злом коммунизма и анархии.
Она родилась 14 сентября 1926 года в городе Овьедо, в Астурии, когда её отец уже стал достаточно известным, отличившимся в сражениях в Марокко, бригадным генералом – самым молодым в Испанской Армии и, как утверждали, самым молодым генералом во всей Европе! Моложе генерала Франко были только некоторые русские, заслужившие генеральские погоны в огне Гражданской войны в России, но к тому времени русские Белые превратились в бесправных эмигрантов, в генералов без бригад и дивизий, военачальников без Армии и без Родины… В 1926-м Франсиско Франко, новоиспеченному генералу и новоиспеченному отцу, было тридцать три года. А её матери, Марии дель Кармен Поло-и-Мартинес Вальдес, представительнице знатного астурийского рода – двадцать шесть. В честь матери её и назвали. Мария дель Кармен Рамона Фелипа де ла Крус – так звали девочку при рождении. Или просто Карменсита, то есть маленькая Кармен – как в Испании её будут называть многие. Но сам Франсиско Франко чаще называл свою любимую и единственную дочь домашним именем – Ненука (Nenuca).
С раннего детства Карменсита познала кочевую жизнь семьи кадрового военного. Из Овьедо её родители переехала в Сарагосу, куда генерала Франко назначили на должность начальника созданной в 1928 году Военной академии, затем перебрались в Мадрид, а к лету 1936-го – на Канарские острова, к месту нового назначения главы семейства.
Когда в Испании началась гражданская война, Карменсите не исполнилось и десяти. Дабы обезопасить свою семью, генерал Франко отправил жену и дочь в порт Лас-Пальмас, а откуда на пароходе во французский порт Гавр, где они поселились под чужими именами. Такая предосторожность не была лишней. Испанские левые действовали согласно рецептам своих советских учителей – повсюду убивали священников, офицеров и просто образованных и прилично одетых людей, жестоко расправлялись с членами их семей, стреляли из-за угла, захватывали заложников и расстреливали, расстреливали, расстреливали…
В сентябре 1936 года один из наших русских Белых офицеров, сражавшихся в испанской Национальной армии, писал: «Красные зверствуют, как и у нас. Мы, вот, прошли уже десятка два селений, и я лично видел разрушенные, сожжённые и загаженные храмы, трупы священников, трупы детей и женщин. Я лично видел и присутствовал при составлении протокола: жену ушедшего к белым жандарма, мать четверых детей, изнасиловала при детях банда красногвардейцев, потом при ней же убила двоих её мальчиков… Страшные сцены, которые естественно, ожесточают и белых».
Естественно, что при таком ожесточении и разгуле красного террора, при полной неизвестности относительно успеха национального восстания, генерал Франко не мог подвергать свою семью опасности. Но уже вскоре, после первых побед франкистов, 14 сентября 1936 года – в свой день рождения – маленькая Карменсита вместе с матерью вернулась в Испанию. А 1 октября 1936 года её отец стал главой государства и генералиссимусом, что, конечно, не могло не поставить девочку среди её сверстниц в совершенно исключительное, но и весьма ответственное положение.
С осени 1936-го и на протяжении всей гражданской войны семья генералиссимуса следовала за штабом Национальной Испанской армии, жила в Саламанке, Бургосе, а с октября 1939 года уже окончательно обосновалась в освобождённом от красных Мадриде, сначала в замке Винуэлас, затем в знаменитой резиденции каудильо Эль-Пардо. С Эль-Пардо будет связан длительный и, без сомнения, очень яркий период в её жизни, как и многие важнейшие события – и радостные, и печальные.
Франко искренне любил свою дочь. По-отцовски заботился о ней на протяжении всей своей жизни. Через несколько лет после окончания войны, в часы досуга, он написал несколько её портретов. Мало кто знает, но каудильо, будучи человеком всесторонне одарённым, хорошо владел не только оружием и пером (его книга «Diario de una Bandera» о войне в Марокко вышла ещё в 1922 году), но был ещё и неплохим живописцем, хотя, посвятив жизнь военному делу, талант художника он открыл в себе достаточно поздно.
В апреле 1950 года, в возрасте 23-х лет, повзрослевшая дочь каудильо вышла замуж. Её избранником стал врач по профессии и потомок знатного рода по происхождению Кристобаль Мартинес-Бордью, 10-й маркиз де Вильяверде (1922–1998). В период с 1951 по 1964 годы Мария дель Кармен стала матерью семерых детей, а впоследствии и бабушкой семнадцати внуков. Воспитанная в традиционной католической семье, где отец и мать были ревностными христианами, она и сама являла собой для многих образец благородной испанской девушки и женщины. Утверждают, что Кармен младшая никогда не пыталась фигурировать на политической сцене, не вмешивалась в дела своих мужчин, сначала находясь в качестве примерной дочери в тени своего отца, а затем при муже – в качестве любящей жены и заботливой матери своих многочисленных детей.
26 ноября 1975 года, через несколько дней после смерти Франциско Франко, испанский король Хуан Карлос I пожаловал дочери покойного каудильо титулы герцогини Франко и грандессы Испанской, кои присоединились к её титулу маркизы Вильяверде. В те чёрные дни, когда из жизни ушёл отец, ей было сорок девять лет.
Увы, после 1975 года в Испании, пережившей при Франко период умиротворения, национального подъёма и начавшегося с середины пятидесятых испанского экономического чуда, политическая атмосфера стала меняться не в лучшую сторону… Последовавший за смертью Ф. Франко т.н. «переход» (transicion) и дальнейшая либерализация политической жизни – вновь принесли на Пиренейский полуостров полный букет из смердящих сорняков коммунизма, анархизма, социализма, сепаратизма и либеральщины. Лево-либеральные силы были легализованы и вскоре опять дорвались до власти. Со всеми вытекающими из этого последствиями: от резкого всплеска терроризма на улицах испанских городов – до радикального переписывания истории и попрания в кортесах традиционных национальных и христианских ценностей. Достаточно сказать, что на счету постфранкистского режима введение таких «прогрессивных демократических» законов как отмена преподавания в школах Закона Божьего, легализация однополых браков, инициатива предоставления политического (!) убежища для лесбиянок и педерастов из других стран и т.п.
В 2007 году правящая социалистическая партия навязала Испании так называемый «Закон об исторической памяти» (Ley para
В этих условиях заслугой Марии дель Кармен Франко Поло стала её деятельность в защиту имени отца, чести его соратников, исторической правды о гражданской войне и франкистской эпохе. «Такова человеческая натура, – говорила герцогиня о непрекращающихся нападках лево-либеральных сил на дорогое для приверженцев традиционных ценностей имя Ф. Франко, – но для нас это тяжело, и это не приятно. Раны не заживают несмотря на прошедшее время. Казалось, что они зажили, но нет, они вновь дают о себе знать. Коммунизм был врагом моего отца. Это естественно, что теперь они (коммунисты и либералы – И.И.) хотят стереть всё хорошее, что было сделано в то время, чтобы представить его в самом худшем свете…»
Мария дель Кармен возглавила в качестве почётного президента Национальный Фонд Франсиско Франко. Эта организация, созданная ещё в 1976 году, является официально зарегистрированным культурным учреждением и активно действует до сего дня, провозглашая своими целями сохранение памяти о каудильо Испании, распространение его работ, сохранение исторических документов, а в перспективе – создание музея, посвящённого Ф. Франко и его сподвижникам. Помимо этого, фонд проводит конференции, занимается книгоизданием и более сорока лет, с ноября 1977 года, публикует ежеквартальный информационный бюллетень.
Легко вести бой за историю, когда за твоей спиной стоят законы страны, средства массовой информации и административный ресурс. Но каково отстаивать историческую правду, когда законы – на стороне лжи, когда каждое слово истины официальные учебники и СМИ встречают тысячами наветов, разбавленными полуправдой? Легко быть государственником и ратовать за государственное единство страны, когда сами её власти, элита и силовые ведомства нацелены на это. Но каково оставаться патриотом, когда власть не может проявить должной государственной воли, когда элита заведомо продажна, законы поощряют сепаратистские тенденции, армия разложена, а спецслужбы, призванные защищать национальные интересы, в лучшем случае бездействуют, в худшем – срабатывают на руку врагу? Увы, сегодня положение Белых в Испании в этом отношении мало чем отличается от положения Белых в России. Но, несмотря ни на что, дочь каудильо мужественно отстаивала историческую правду и честь своего отца.
В ноябре 2008-го, через год после принятия «Закона об исторической памяти», в Мадриде вышла объёмная, насчитывающая почти 800 страниц, книга «Франко, мой отец. Свидетельство Кармен Франко, дочери Каудильо» (Franco, mi padre. Testimonio de Carmen Franco, la hija Caudillo), созданная герцогиней Франко в сотрудничестве с историками Хесусом Паласиосом и Стэнли Джорджем Пейном. На её страницах дочь каудильо рассказала о своём детстве во время гражданской войны, своей семье, и, конечно, об отце – о том, каким он был в домашнем быту, каким знала и каким помнила каудильо, пожалуй, уже только она. В аннотации к этой книге герцогиня заявила, что самым важным достижением отца она считает подъём уровня жизни и социального обеспечения испанцев, создание среднего класса, который сегодня существует в Испании и которого не существовало в её стране до Франко.
Кстати, в СССР в ХХ веке тоже был генералиссимус, хотя, конечно, генералиссимус условный, в отличие от Франко, под пулями не ходивший и на военной службе не бывавший даже рядовым. У этого красного генералиссимуса тоже была дочь – Светлана, по удивительному совпадению ровесница Карменситы, родившаяся в том же 1926-м. И она тоже оставила весьма информативные воспоминания о своём отце, его нравах и семье... Что же, у любителей сравнительного анализа есть богатое поле для сравнения – семей, отцов и отношения их дочерей к своей Родине и народу, среди которого они родились и выросли…
Мария дель Кармен Франко и Поло, 1-я герцогиня Франко, грандесса Испанская ушла из жизни в тревожное для её страны время, в конце бурного 2017-го, в дни, когда в некогда безоблачном испанском небе, под истошные крики революционных толп «Каталония – не Испания!» и «Мадрид нас грабит!», вновь сгустились тучи сепаратизма, угрожающие гражданскому миру и государственному единству. И «не знают», не хотят ни помнить, ни слышать нынешние каталонские революционеры, алчущие самостийности и почитающие местных Мазеп, Петлюр и Бандер, что именно Каталония во время гражданской войны дала армии Ф. Франко огромный процент добровольцев, сражавшихся за Великую и Неделимую Испанию.
Как знакома эта картина нам, русским, не раз за последние сто лет наблюдавшим подобные революционные майданы, где под чужую дудку талдычат всё одно и то же – «Украина – не Россия!», «Кубань – не Россия!», «Казаки – не русские!», «Хватит кормить Москву!»…И трудно не заметить, что за спинами выкрикивающих «Каталония – не Испания!» или провозглашающих «Сибирь – не Россия!» – торчат уши одних и тех же организаций. Вроде небезызвестного фонда Джорджа Сороса. Впрочем, и фонды-то эти – опять лишь инструменты в руках Того, против кого с крестом и мечом поднялись Вожди Русского Белого движения и вождь Национальной Испании Франсиско Франко.
Да, русские и испанцы стоят сегодня перед лицом очень схожих проблем. Россию и Испанию ждёт нелёгкая борьба за избавление от навязанной им роли чужих задворков и возвращение подлинного государственного суверенитета. В этой борьбе нашим народам необходимо будет проявить твёрдость в противостоянии с либерализмом и окончательно изжить метастазы коммунизма и сепаратизма. И если для России главным воплощением воинствующего национал-сепаратизма является сегодня украинство, то для Испании – это, прежде всего, каталонство (местный вариант такого же деструктивного украинства). Наши народы должны вернуть себе свою подлинную историю, вечно переписываемую и упрятываемую фальсификаторами от революций; вернуться к своим традиционным религиозным и национальным ценностям, за которые боролись Белые воины в России и Испании. Которые отстаивала, как она это умела делать, и Мария дель Карман, герцогиня Франко, и которые, надеемся, следуя её примеру, столь же твёрдо будут отстаивать продолжатели её дела.
Покойся же с миром, благородная испанка, достойная дочь своего великого отца!
А над моим рабочим столом, в строгой золотистой рамке, останется висеть Почётный Диплом с изображением родового герба каудильо, скреплённый собственноручной подписью герцогини Франко, грандессы Испанской – как напоминание всем чинам Русского Обще-Воинского Союза о подвигах наших предшественников и долге перед их памятью.