Михаил Назаров. "Смерть Сталина" и "Матильда" - два сапога разного стандарта
На днях министерство культуры РФ запретило прокат западной сатирической комедии "Смерть Сталина". Министр Мединский охотно удовлетворил соответствующую просьбу красных депутатов Госдумы, которых возмутило «глумление над советской историей и ее выдающимися деятелями».
Этот запрет не мог не вызвать комментариев на патриотических сайтах, констатирующих наличие двойных стандартов Минкультуры: мол, над Сталиным глумиться недопустимо, а вот над св. Государем Мучеником и его семьей - можно. Учитывая, как велик был всероссийский размах протестов против оскорбительно-халтурного фильма "Матильда", прокат которого так и не удалось остановить несмотря на сотни тысяч подписей и отрицательные экспертизы ученых-историков. Что тут сказать: советская история и богоборческая коммунистическая власть нынешним правителям РФ ближе и роднее, чем русская история и православная власть Помазанника Божия, убитого коммунистами. Их Родина - СССР, а не Россия. Это ясно.
Однако аргументы некоторых патриотических авторов, отметивших этот "двойной стандарт", не кажутся мне вполне свободными от родимых пятен все той же советской эпохи. Прежде всего это у них выражается в некоем уравнивании одинаковой недопустимости "глумления над советской эпохой" и глумления над нашей убитой Царской семьей.
Например, один из таких авторов пишет: «"Товарищи" красные! Мне безразличен этот фильм. Я за запрет глумления над Сталиным, потому что глумиться нельзя ни над кем, тем более над мертвецами. Я не пойду и не пошел бы его смотреть. Я по-другому бы поступил. Собрал бы вас всех, красных, в кинотеатрах Москвы и по всей России и показывал бы вам этот фильм раз по десять. Чтобы все, красные, советские, его посмотрели. Вам будет больно и неприятно. Но, может быть, вы поймете тогда, как было больно другим, когда вы выпускали "Матильду" на экраны. А Драпеко и Бортко должны посмотреть "Смерть Сталина" раз эдак сто: за мерзкое красное поганое двуличие».
С моей точки зрения, то, что им так больно за "глумление над Сталиным" - это скорее показатель их духовного нездоровья, к которому православные не должны относиться так терпимо. Столь искренняя боль за Сталина при отсутствии боли за десятки миллионов его жертв, начиная с подло убитой семьи Помазанника вместе с детьми - это проявление богопротивной нравственной ущербности красных патриотов.
Мне не кажется нравственно безупречным и мнение автора применительно к данному фильму, мол, «глумиться нельзя ни над кем, тем более над мертвецами». Да, нельзя, и у русских не принято глумиться над трупами побежденных врагов - их хоронят по-человечески. Но не возвеличивают - пора хотя бы это правило применить и к Сталину. Кроме того, в слово глумление обычно вкладывается гораздо более злорадное, кощунственное и абсолютно безнравственное содержание, чем просто сатирическое отношение к Сталину у создателей фильма-комедии, для которых он - персонаж чужой и культурно чуждой эпохи. Поэтому выставить в утрированно комедийном свете реально существовавшие черты и нравы коммунистических руководителей (а русским православным они нравятся, что ли?) - это еще не глумление. Глумлением было бы, например, запечатлеть в фильме садистское истязание их трупов - как большевики поступили с вырытым телом генерала Корнилова, или наподобие того, как это чекисты проделывали со своими жертвами и политическими противниками, насилуя их шомполами, ставя "секретное тавро", мочась им в лицо...
А у нашего автора-патриота фактически получается, что сатирическая критика коммунистического режима - это уже глумление. Вот и другой патриот-монархист с того же ресурса возмущен "глумлением" фильма над советским режимом вообще: «французы и англичане... высмеяли и Сталина, и маршала Жукова, и Советский Союз того времени». Следовательно, он признает, что фильм этот не столько о смерти Сталина, сколько о советском режиме, однако данный автор называет это «провокацией русофобских сил». И по этому поводу данному автору (полемизируя с его "православным" отношением к Сталину) я уже высказывал свое мнение: в его протесте против фильма мне видится некое скрытое побуждение, под предлогом "патриотического" отпора "провокации мiровой закулисы" замутить вопрос однозначного отношения к "советскому периоду" и к служителю сатаны Сталину в духе известного его "богословского" оправдания как необходимого "Бича Божия"...
Повторю: Господь может попускать зло для нашего вразумления от обратного, но из этого опыта мы должны выносить лучшее распознание причин нашего падения и сущности зла для сопротивления ему, а не почитать зло как "святыню" и не защищать его от "глумления".
Для меня этот "великий" богоотступник и богоборец - один из главных разрушителей исторической России и палачей русского народа. Я не собираюсь над ним "глумиться" более, чем он сам уготовал себе в отношении к нему десятков миллионов своих жертв и их потомков (см. образ Сталина в лексике и воспоминаниях зэков), но он для меня стоит по ту сторону писаных и неписаных правил об отношении к мертвым. Тем более что смерти нет и в потустороннем духовном мiре, где Сталин пребывает в бесовском сообществе таких "великих исторических" персонажей, как царь Ирод, Иуда и Юлиан Отступник - разве к ним применимо правило ничего плохого не говорить о мертвых? И если бы кто-то их изобразил в сатирически-карикатурном жанре, - это тоже было бы "глумлением"?
К тому же для "Вождя Народов" Кобы Джугашвили нет еще смерти и в нашей земной жизни: он реальная политическая фигура в современном печальном внутрироссийском бытии, которая (в виде мифа о Сталине) является одним из главных препятствий для духовного оздоровления нашего народа.
Поэтому мне всё равно, кто как к Сталину "неуважительно" относится на Западе, меня это не побуждает вступаться в защиту ни его лично, ни богоборческого «Советского Союза того времени», ставшего огромной братской могилой лучших наших соотечественников и оплотом "всемiрного торжества коммунизма".
Меня лишь возмущает, когда и на Западе этого преступника выдают за "вождя русского народа" и выразителя "русских интересов" (традиционного "русского варварства"), и этому фактически усиленно поддакивают наши красные патриоты. И еще более возмущает то, что их защита Сталина является глумлением над подвигом и памятью Новомучеников, убитых сталинской богоборческой партией.
Вот и в этом сатирическом фильме что меня более всего коробит, так это полное игнорирование того, что сатанинская коммунистическая власть была трагедией нашего народа, унесшая треть лучших наших соотечественников. И эту власть изначально поддерживал Запад. Лишь в этом смысле считаю фильм "Смерть Сталина" тоже искажающим действительность, как и "Матильда". Для западного зрителя (для которого фильм предназначен), это остается далеко за смешным кадром... Но для нас это не должно быть ни поводом для сатиры и смеха, ни объектом возмущенной "патриотической защиты", а покаянным вынесением того должного урока, который только для этого был попущен нам Господом Богом.
+ + +
Большинство нынешних поклонников Сталина не знали лично жизнь и нравы того времени в СССР. Мне удалось чуточку ее захватить. Позволю себе немного личного.
Помню огромный портрет Сталина в кителе в вестибюле детского сада в Макеевке - это был некий излучатель чего-то Важного, Таинственного и Грозного, чему все подчиняются с благодарностью за свое существование и не могут себе представить жизнь без этого портрета. Не помню, были ли рядом с ним нарисованы дети, - возможно, но он их собою затмевал, поэтому и не запомнилось...
Помню день смерти Сталина и происходившее на нашей улице у металлургического завода (где работали мои родители-инженеры): толпы людей с траурными лентами на флагах, которые перекрыли трамвайные пути, трамваи застыли в людском море, а двое мальчишек из нашего двора поссорились из-за найденного на тротуаре вафельного донышка от мороженного, и мальчик постарше их упрекнул: вы тут деретесь, а в Москве все люди плачут... Мать позже рассказывала мне, что плакал и мой отец - внук убитого священника и дважды сын расстрелянных "врагов народа" (отца и отчима). Из-за такого происхождения его не приняли в летное училище...
И еще помню, как уже при Хрущеве приехала из Сибири бабушка и, когда мы ехали в машине, она сообщила отцу, что его отчима (арестованного в 1937 г.) посмертно реабилитировали. Реакция отца на это была мгновенной: он закрыл матери рот, указывая глазами на шофера, который это слышал и теперь знал, что его начальник (тогда уже главный инженер сельской МТС) сын "врага народа". Его друга тогда подвергли общественному глумлению и увольнению из сельсовета за то, что похоронил мать по православному обряду... Такова была атмосфера того времени...
Что касается заметной в старших поколениях ностальгии по советским временам, то человеческая память избирательна и сохраняет преимущественно хорошее. Почти у всех у нас остались добрые воспоминания о юности, о пионерских лагерях, походах, о юношеских увлечениях, спорте, дружбе, добрых воспитателях (если везло на таковых). У меня и сейчас сохраняются связи с друзьями техникумовского времени, при всем различии жизненных путей мы устраиваем встречи на юбилеи 40-летия, 50-летия... Но разве это благодаря власти КПСС и "Моральному кодексу строителей коммунизма", а не вопреки им? И в то самое время, когда мы юношески радовались жизни, миллионы людей гноились в советских лагерях, куда можно было попасть за размножение Евангелия...
Нынешняя ностальгия по советским временам подпитывается и нынешними постсоветскими нравами джунглей, и советскими фильмами, изображавшими не реальную жизнь, а лубок в духе соцреализма, и, конечно, более всего подпитывается государственной идеологией правителей, нуждающихся в таких легитимирующих совпатриотических "скрепах", чтобы лично не каяться, в том числе в преступлениях предков. Не стану повторять то, как это продолжающееся богопротивление выглядит в глазах Бога. Но с каждым годом у меня усиливается страх, что при таких правителях Его долготерпение по отношению к нашему народу закончится...