Человек, как смысл искусства. Художник Виктор Арсени
«Для меня ЧЕЛОВЕК не стафажная фигурка среди небоскрёбов или цветовое эффектное пятно на зелёной травке, ЧЕЛОВЕК для меня - это ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ! ЧЕЛОВЕК - это смысл и цель моего искусства!
Очень сложно передать на холсте материальность драгоценных металлов, шикарных тканей, гладь воды и нежность женской кожи, но не за это я молюсь, это всего лишь дело техники!
Есть вершины, которые не достигнуть даже рабским трудом - это умение глубоко чувствовать и понимать человеческие души и знать как эти чувства тонко и точно выразить на холсте - и именно об этом я и молюсь!» - так говорит о своём творчестве художник Виктор Фёдорович Арсени.
Виктор Фёдорович родился в 1969 г. в Кишинёве. Окончил художественную школу им. А. Щусева и художественно-педагогическое училище им. И. Репина. В годы учёбы, благодаря влиянию преподавателя щусевской школы Н.А. Васильевой, Виктор Фёдорович проникся особой любовью к русским живописцам 19-го века, которые стали для него примером для подражания.
Отслужив в армии, Арсени вернулся в родной город и посвятил себя художественному творчеству. Его жанровые направления весьма разнообразны – иллюстрации, графика, пейзажи, многофигурные композиции, портреты…
Портреты, прописанные с фотографической точностью, занимают, пожалуй, главное место в творчестве Виктора Фёдоровича. «Как портретист, я всё в картине подчиняю образу, который пишу! Всё должно работать - одежда, фон, цвета, технические приёмы, пятна, композиция - всё ради того, чтоб заглянуть поглубже и открыть побольше тайн! Если что-то даже просто нейтрально - я удаляю без жалости», - говорит художник.
Не менее придирчиво относится он и к другим работам. И в первую очередь, к картинам жанровым. «Меня всегда жжёт щемящее чувство, после окончания каждой картины, - удалось, нет! – признаётся Арсени. - И успокаиваюсь только, когда даю себе настрой, что пусть БУДЕТ ПОКА ТАК, как этюд к будущей картине, и только после этого КАРТИНА, взяв как бы с меня обещание на продолжение, отпускает жёсткую хватку с моего горла и души!
Может поэтому я и пишу картины по своим рисункам и иллюстрациям - выполняю обещания, данные своим рисункам - осколкам души и сердца!
И удивительное дело, отдавая часть души, ДУША становится ещё больше и чище!
Господи!!! Велика сила твоя!»
В творчестве Виктора Фёдоровича заметно доминируют религиозная и историческая тема. «Второе явление Иисуса Христа», «Хлеб наш насущный. Пасха или Воскресение Христово в Молдове», «Старец и Ангел», «Покаяние инока» - эти и другие работы проникнуты глубокой верой и выполнены в строгой традиции классицизма. Классицизм – отличительная черта всех полотен Арсени. И влияние русских живописцев 19-го века чувствуется в них определённо. Работы Виктора Фёдоровича приводят на память картины А. Иванова, К. Брюллова, Г. Семирадского и др.
На своих полотнах Арсении отобразил эпизоды ратной истории Молдавии. «Пётр I и господарь Молдавии Дмитрий Кантемир в битве за Молдавию, с турками и татарами, 1711г.», «Явление Св. Георгия Победоносца, покровителя воинства Молдовы, в битве при Васлуй 10 января 1475 год», «Покаяние янычара на могиле своего отца»… Последнюю работу должно признать наиболее пронзительной в этом цикле. Пронзительна она созданным в ней образом Покаяние, которое и стало, по словам художника, главной темой картины. «У каждого свой путь к истине, полный сомнений и ошибок, даже апостол Пётр трижды предал Иисуса! – рассуждает художник. - Но Господь прощает и самого законченного преступника, ПОКАЯНИЕ, искреннее и без остатка - вот путь к истине! А не желание быть судьёй либо священником или проповедником, наставляя всех и вся, в то время что в своём глазу бревна не видят! Уж тем более не упорствуя в своих ошибках и оправдывая свои преступления!!! Главное чтоб ПОКАЯНИЕ было искренним и без фанатизма, МЕЖДУ ТОБОЙ И ИМ, иначе это путь в никуда!»
Особенно примечательны в творчестве Виктора Фёдоровича работы, написанные на современные темы. Современные художники, к сожалению, обращаются к ним не так часто. Оттого, быть может, что наше время не даёт таких богатых сюжетов, как наша история… Но довольно и в нём и своих трагедий, и своих подвигов.
«Сказать по правде, давно уже пытаюсь писать картины Радостные, Весёлые, Оптимистичные и по началу всё обычно идёт хорошо... Но, чем глубже и честнее изучаю и изображаю начатую тему, разбираю нюансы, ищу случаи из реальной жизни - понимаю, что из трёх слов с большой нaтяжкой к картине может подойти только третье слово "Оптимизм" или Надежда, чаще на Бога, иногда на то, что может хоть дети наши будут счастливей нас, за что, как нормальные родители, мы и готовы жертвовать всем и даже жизнью, как в войну. Вот и получается, что пишу либо драму, либо борьбу за выживание окружающих меня людей, в основном это, конечно, мои любимые молдаване, хотя все Мы, люди, одинаковые, хоть и обычаи разные. Ну вот и капнул эту тему с гастарбайтерами, ведь у нас в Молдове, как в Великую Отечественную, если по сёлам пройтись, только стариков и детей можно в основном увидеть - все поуезжали за границу работать, кто удачней, но чаще нет. И если кто возвращается, это целый праздник, но... ...торговля людьми во всем мире остается самым прибыльным бизнесом после наркотиков и оружия. По данным Международной организации миграции, больше всего секс-рабынь попадает в Европу из постсоветских стран, среди которых лидирует Молдавия - 40%, второе место принадлежит Украине - 11%... Вот копнул, так сказать, как настоящий реалист героико-драматического жанра, как учили... аж до слёз...», - это авторская аннотация к картине Арсени «Возвращение молдаванки домой из турецкого рабства. Ура, мамочка приехала!» Счастливые дети, пёстрый колорит бедно, но празднично убранной комнаты, горестные отец и мать и застывшее, мокрое от слёз лицо обнимающей младшую дочурку вернувшейся из рабства женщины…
А, вот, другая картина – «Молдавские дети зарабатывают на учёбу в школе»… А к ней примыкают ещё две: «Сиротинушка из Кишинёва» - спящий на заснежённом пороге бездомный мальчик, пробуждения которого ожидают верные скрипка с нотами и такая же бездомная собака; и «Молитва на островке "Надежды", посреди озера "Слёз", в стране "Страданий" и в мире "Равнодушия". Сирота из детского дома г. Бельцы, Молдова» - щемящий образ мальчика-сироты, бесконечно печальный взгляд которого вряд ли может оставить равнодушным кого-либо из зрителей.
Не осталась вне внимания художника и тема Новороссии. Им написана работа, посвящённая обороне Славянска. Но наибольшую известность обрела картина «Баллада о Донбассе, Новороссия. Непокорённые», изображающая мирных жителей Донбасса за полевыми работами на фоне сожжённой карателями церкви и разрушенных домов. «22 февраля 2014 года в Украине произошёл государственный переворот, во главе с нацистскими и экстремистскими партиями, с поддержки ЕС и США. Сразу после переворота новые правители решили унизить Донбасс, говорить с ним с позиции победителей. Когда люди призвали провести децентрализацию власти, Киев тут же навесил на них ярлык "сепаратистов", а затем и "террористов". Власть, легитимность которой не признали пол страны, приняла решение использовать армию против народа, и на мирный Донбасс были направлены танки. А жители Донбасса стали невинными жертвами бескомпромиссной политики власти. Когда нацистским украинским войскам дали отпор ополченцы, жители Донбасса и часть армии, перешедшей на сторону народа, нацистское правительство решило подвергнуть экономической блокаде безвинных жителей Юго-Востока Украины и ежедневно бомбить и убивать людей. Прежде всего украинские войска бомбили церкви, школы, больницы, детские сады, вокзалы, заводы и так далее. Уничтожив их, начали бомбить и жилые дома, стерев с лица земли множество сёл и деревень Донбасса, Донбасса ставшего за месяцы блокады, геноцида и страданий Новороссией!», - пишет Виктор Фёдорович в аннотации к своей работе.
Картина «Непокорённые» удостоилась запрета на Украине и двух международных премий. Победу ещё в одном конкурсе одержала третья картина новороссийского цикла «Крещение Новороссии».
Е.В. Семёнова