Юрий Норштейн. «Следствие подлинного искусства - это благородство сердец»

Послесловие к очерку Г.-М. Баталовой «Вечер не-романса» (опуб. в №4/2017 журнала «Голос Эпохи»

 

Недавно моя подруга Гитана-Мария Баталова прислала мне свой письменный восторг от концерта Евгения Южина. Она   рассЫпала в своем тексте бездну эпитетов от услышанного голоса певца. Его имя мне было незнакомо, и под впечатлением от Машиных восторгов я заглянул в компьютер и услышал чудное звучание (небольшое отступление: эта машина открыла невиданные доселе возможности в несколько минут увидеть многие чудеса, фантазии и документы не только близлежащей, немедленной эпохи, но и того, что "за горами-за долами". Но если этот инструмент в руках невежд, он становится рассадником, умножителем преступлений, подлости и доносов. Лелею надежду, что им будут пользоваться в благих целях).

По некоторым обстоятельства Гитана не располагает возможностями свободного передвижения в пространстве. Физически ее горизонт ограничен квартирой, где она проводит почти всю жизнь, за исключением выездов на дачу, на спектакли, концерты - на праздники рождения мамы, папы и ее собственные. Да, территория проезда ограничена, но духовное пространство бесконечно. Оно меряется количеством  литературы на столе. Вообразите: длинный стол метров пять, вдоль по столешнице разложены книги, Гитана ездит на своем "такси" вдоль стола, останавливаясь в точке запечатленной мысли, и наступает особая тишина погружения в текст и шорох страниц. Вот так, не торопясь, наша героиня насыщает себя библиотеками. Ее словарь произрастает из множества классических различных литературных школ. Высший пик ее творческого возвышения, когда литература соединяется с музыкальным звучанием. Иной ленивец скажет: хорошо быть дочерью знаменитого Баталова. Конечно, хорошо. Да только Гитане не идет само в руки по причине именитой фамилии. Ей-то нужно работать вдвойне-втройне, ежедневно, ежесекундно, побуквенно. Ее разговорник, ее способ общения с миром -  это, в основном, компьютер. В ее руках он - окно в мир. Непрерывность мысли она воспроизводит буквально клеточками клавиш.

Но питают мысль не только литература. Гитана-Мария  пользуется малейшей возможностью, чтобы слушать, видеть любое драматургическое действие вживую. Вот так однажды она попала на концерт Евгения Южина, которого она перед этим увидела на телеэкране. Гитана-Мария нарекла его по-гречески: "Благородным". Прививку к прекрасному она получила от родителей. Сам Алексей Баталов хорошо пел, стихи читал непревзойденно. Ему для декламации почти ничего не надо было делать: всего лишь подтянуть колки или ослабить. Его голос - особый невиданный инструмент для озвучания пространства греческого театра. Сквозь Гитанино бытие  можно ставить диагноз времени: кто чем одушевляет свою жизнь. Гитана-Мария трудяга, и ее труд не легче труда сталевара или балерины. И в том, и в другом действии нужно быть предельно собранным. Именно поэтому она тщательно готовится к выходу в театр или на чей-то сольный концерт. Она слышит не только голос, но и тексты. Ее внимание соединено с музыкальным и литературным звучанием. Поэтому она свободна, чтобы нужным словом запечатлеть свой восторг. Следствие подлинного искусства - это благородство сердец. Она ловит на себе поощрительные и одновременно восхищенные взгляды окружающих ее слушателей и понимает: никому она не помеха, и напрасно полагала, что кого-то может раздражать ее "колесница". Центр притяжения - искусство. В этот миг никто никуда не торопится. Ровно наоборот: величественный разворот искусства говорит о другом. Так никуда не торопится дерево в своем росте. Разве что весной, под ветром затрепещет листвой под восхищенными взглядами прохожих, вышедших вдохнуть голубоватый воздух. Пока чей-то голос далеко или близко озвучивает тишину, пока он объединяет людей, каждого по-разному, мы можем называть себя со-обществом, пронизанным творческим трудом. Именно эту мысль, этот восторг моя подруга растворила в словах о пении "Благородного". Я же скажу: меня восхищает, поражает труд, которым Гитана-Мария ежедневно восстанавливает в себе личность.

                                                       

 

 

Tags: 

Project: 

Год выпуска: 

2018

Выпуск: 

1