Г.П. Ф-в. Воинство. Воспитание Воина (из писем сыну)

Письмо 10. Война и мир

 

««Интеллектуальная чернь» XX в. – так называемые пацифисты, – а также руководящая (и в то же время руководимая) этой чернью ярмарочная дипломатия видят в роспуске армий средство избавиться от войн. По их мнению, наличность вооруженной силы является причиной зла: кровожадные генералы, чающие отличий, – «пушечные короли», ждущие барышей, – вовлекают страну в военную авантюру попустительством «вырождающихся династий» и «секретной» (притом еще титулованной) дипломатии.

Таков убогий трафарет «демократическо-пацифистского» мышления. Эта точка зрения оратора, митингующего с бочки перед толпой невежественной черни, сделалась официальной доктриной «передовых демократий» 20-х и 30-х гг. XX столетия – эпохи демократического маразма50. Бесспорно, с той же точки зрения следует избить врачей и закрыть аптеки, чтоб избежать болезней, распустить пожарные команды, чтоб не иметь пожаров, упразднить семафоры и стрелочников, чтоб избежать железнодорожных крушений.

Самое разоружение проповедуется в двух плоскостях. Замена постоянных армий народным ополчением – «воинственных профессионалов» якобы миролюбивой милицией. Одновременно с этим – отказ от ряда технических средств и преимуществ – боевой авиации или некоторых ее видов, газов, тяжелой артиллерии – чем думают сделать войны «менее кровопролитными».

(…) Самая антидемократическая из всех наук – история (наука, которую демократия ненавидит, и недаром: это ее смерть) учит нас совсем иному. Стоит лишь вспомнить народные ополчения древности – кимвров, тевтонов, гуннов, монголов. В Новые времена миролюбивая народная милиция упивается кровью протестантов либо католиков (смотря по ее вероисповеданию). В новейшие – вооружившиеся граждане Республики «объявили мир миру», насаживая по всей Европе «либертэ, эгалитэ» штыками и картечью, раздвинув границы Франции до Рейна и облагодетельствовав народы Голландии, Швейцарии, Италии соответственно Батавской, Трансальпийской, Цисальпинской, Партенопейской республиками с гильотинами на каждой ее площади».

Трудно не согласиться с этими оценками нашего выдающегося военного мыслителя А.А. Керсновского... Никаким лозунгам не было принесено в жертву столько крови, сколько т.н. «гуманизму», «свободе» и «демократии». Сегодня «гуманисты» стирают с лица земли целые страны – Сербию, Ирак, Ливию, Сирию… И все по имя «демократии» и «прав человека». Что и говорить, высшая степень защиты прав абстрактного человека – это массовое убийство вполне конкретных живых людей…

Лишь психически нездоровый человек стал бы утверждать, что война есть благо и естественное состояние человечества. Напротив, естественное состояние – мир и только мир. И никто не понимает это лучше военных, знающих не по фильмам и книжкам, что есть ад, именуемый войной. Война – это не романтика и слава… Это кровь и грязь, это разрушения и жестокость, это невинные жертвы и искалеченные судьбы, это твои убитые друзья и жирующая тыловая сволочь… Боже сохрани нас от войны. Блаженны, воистину блаженны миротворцы, которым удается предотвратить тот или иной конфликт. Самая великая победа та, какая достигается прежде, чем во имя нее пролита хоть капля крови. Достигаются же такие победы не уступками, не сокращениями своих арсеналов, не глупейшими играми в друзей и партнеров, но только реальной силой, подкрепленной железной уверенностью в своей правоте и неколебимой твердостью в ее отстаивании. Поколебался, отступил – считай, бой проигран…

Пару лет назад ты привел ко мне своего друга Андрея, щуплого мальчика-ботаника, которому все время доставалось от одноклассников только за то, что он был слаб, неловок и совершенно не умел за себя постоять. «Слабых бьют», - это жестокое правило уясняется обычно еще с детского сада. Слабые, изнеженные, «домашние» дети обречены становиться объектами для издевательств… Не сильных, нет. Сильный никогда не обидит слабого. Трусливых и злых, сбивающихся в стайки, чтобы чувствовать себя сильнее и укреплять иллюзию собственной «силы» за счет слабейших. «Дедовщина», о которой столько шумят у нас применительно к армии, отнюдь не армейская примета. Это примета всего общества, особенно ярко проявляющаяся в закрытых группах (те же школы), но выходящая и… на международную арену, где государства-»деды» прессуют «салаг» (с той разницей, что этим «салагам» стать «дедами» не светит).

Своего приятеля ты привел ко мне, чтобы я научил его драться. Все верно. Если не хочешь быть битым, учись драться и держать удар. Учись не для того, чтобы бить самому, но для того, чтобы не смели ударить тебя и тех, кто рядом с тобой. Лев не будет бить шакалов, а брезгливо обойдет их. Но и шакалы побояться броситься на льва, зная, насколько он сильнее. Шакалов нельзя бояться. Нельзя показывать им свой страх и слабость. Только – силу, уверенность и твердость. Пусть ненавидят и шипят из-за углов, но не смеют подойти. «Надо вовремя показать свою силу, чтоб избежать впоследствии ее применения», - эта ермоловская максима должна быть высечена в памяти каждого. Но в первую очередь тех, в чьих руках находятся бразды правления государства…

Сила, как известно, в правде. И Русское Воинство сражалось и побеждало лишь за Правду. Следовательно, сила, как в жизни, так и во внешней политике нужна нам не для нападения, но единственно для справедливой защиты – самих себя и тех, кто под нашей защитой находится.

Наши лживые пацифисты любят извращать христианское вероучение в своих интересах. Но Христос принес не мир, но меч. Христос изгонял торговцев из храма своего Отца. Каждый из нас, уподобляясь Христу, а также прп. Серафиму и иным святым, может смиренно принять поношения, мучения и смерть в том случае, когда дело касается только нас самих. Предать на муки самих себя мы вольны, если того требует наша христианская совесть, но предать для палаческих утех своих близких и друзей, женщин и детей, молящих нас о помощи, мы права не имеем, ибо станем в этом случае пособниками мучителей. Если на улице на тебя напал хулиган, то твое право смиренно снести удары. Но если тот же хулиган на твоих глазах напал на прохожую девушку, то твой первейший долг защитить ее. В противном случае ты своим непротивлением станешь соучастником насилия, подлецом и преступником.

Те, кто отрицает указанный моральный долг, исповедует принцип никак не христианский, но – из самых подлых лагерных… В оригинале звучит он слишком грязно, а потому передам лишь общий смысл: тебя не трогают, не мешайся. Не мешайся, когда тронут другого. Правило труса, отступника, предателя, шкурника, подлеца, но не христианина. Ибо долг христианина – положить душу свою за други своя, если потребуется. А не смотреть, как уничижают и калечат ближнего – лишь бы не тронули нас. Спроси всякого пацифиста, что предпочтет он от прохожих, если на него на улице нападут хулиганы – чтобы они в соответствии с его догмой стояли и смотрели, как его грабят и бьют, проходили мимо, или все-таки, схватив подручное оружие, заступились за него, побив его обидчиков? И будет ли он звать на помощь или же смиренно даст себя на растерзание? Непременно будет! И громче других… Вот, только придет ли кто на помощь? Увы, большая часть общества у нас уже воспитана так, что, когда рядом убивают ближнего, обычные люди проходят мимо… Или спешат достать смартфон, чтобы снять видео и набрать лайки в интернете… Так снимают убийства, катастрофы, тонущих пассажиров «Булгарии», изувеченных бомбежкой раненых… Несколько лет назад отморозок убил женщину и ребенка. Женщина долго отбивалась, звала на помощь в открытое окно своей квартиры. Во дворе сидели соседи. По улице проходили люди. Все слышали, как потом рассказывали журналистам… Но никто не помог. Сидели и слушали, как убивают человека. Как бы ты назвал этих людей? Ничтожествами? Моральными уродами? А ведь это – всего лишь общество, в которым мы живем. Наши соседи, сотрудники…

Первая заповедь Защитника – никогда не смей пройти мимо чужой беды. Тысячу раз покажись «дураком» в понимании современного расчеловеченного двухногого, наживи неприятностей и неприятелей, но не смей закрыть глаза и уши, когда раздастся зов о помощи. Поверь, любые неприятности и насмешки – ничто. Но страшно не протянуть руку тонущему и стать соучастником его гибели. Не бойся прийти на помощь. Ты знаешь, что на наших головах сочтены все волосы. Случится лишь то, что случится, не более того. Пацифисты считают воинов, погибших на войне… Но пусть сперва сочтут умерших от алкоголя и наркотиков и связанных с ними несчастных случаев и преступлений. Хоронясь от опасности, мы не продлим своих жизней. Наши сроки отмерены не нами. Гумилев писал: «Но молчи, несравненное право – Самому выбирать свою смерть!» Выбирать смерть – это и выбирать жизнь. Мы не властны в сроках, но властны в выборе. Выбор – высшее право, данное Создателем человеку. Выбор – жить по Чести и погибнуть с Честью или же пресмыкаться в шакальей стае и сдохнуть в позоре… Священное право Воина – жить и погибать с Честью. «Те, что умирают красиво», - так говорили о славных Воинах Офицерского генерала Маркова полка… Так, вот, из всех смертей нет краше той, что за други своя, за Христа и Отечество, за Правду. Может ли с такой славной гибелью сравнится бессмысленных уход в рассвете лет от перепоя и передоза, от какой-нибудь несчастной чепухи? Путь Чести легче иных. На пути Лжи столько поворотов, развилок, обходных скользких троп. Путь Чести всегда прям, и мы знаем, Кто ожидает на в конце его. И оттого легко идти, сколько бы стрел не летело в нас с обочин, сколько бы засад не преграждало дорогу. Что бояться тех стрел? Их может быть тысячи, но лишь одна – в грудь. И от нее, будь она единственной, не утаиться. Лукавым хоронякам-пацифистам этого не понять. Поэтому долго придется им плутать по скользким дорогам, ведущим к тупикам, обрывам и болотам…

К слову, собственную щеку также не стоит подставлять мерзавцу. Это поощряет его в ощущении вседозволенности, а значит создает потенциальную грозу другим и окончательно растлевает его самого. Таким образом вовремя осадить мерзавца – дело совершенно необходимое и со всех сторон благое.

«Блаженны миротворцы» - воистину так! Нет более высокого достижения, нежели установление справедливого мира без пролития крови, без прямого использования силы. Но, увы, это возможно далеко не всегда. Войны, как известно, заканчиваются не «договорняками», а победой одной из сторон. И принуждением к миру на условиях победителей – другой. В противном случае мы будем иметь то, что имеем сегодня на Украине. Который год бессмысленного и бесцельного кровопролития – потому лишь, что Россия упустила момент, когда необходимо было показать силу и твердость. Мне могут указать на недостаточность наших сил. Отвечу словами все того же Керсновского: «Нападают лишь на слабых, на сильных – никогда. На слабых, но показывающих вид, что они сильны, нападают реже, чем на сильных, но не умеющих показать своевременно своей силы и производящих со стороны впечатление слабых».

Ничто так не провоцирует шакалов, как малейшее проявление слабости… В криминалистике есть такое понятие «виктимность», «виктимное поведение жертвы» - то есть такое поведение, которым жертва сама невольно провоцирует преступление, ставит себя в угрожаемое положение. Так, вот, наша страна уже много лет слишком часто предпочитает именно такой стиль поведения. «Недоумение и озабоченность» и десятки «последних предупреждения» вместо решительных и последовательных действий. Это внушает противнику убеждение, что мы не можем сопротивляться, что мы слабы, что нас можно додавить. Любая уступка принимается за слабость и порождает лишь новые и новые требования.

Для того, чтобы принудить к миру, необходимо сперва обезоружить агрессора, добиться его капитуляции. И достигнуть это можно только силой. Другое дело, что по достижении указанной цели необходимо уметь ограничить самих себя, укротить собственное сердце. Победа – не есть вседозволенность к побежденным, не есть право сильного на произвол, не есть, наконец, право на отмщение. Побежденный враг, враг, сложивший оружие – уже не враг. Конечно, есть определенная категория лиц, виновных в военных преступлениях. Они подлежат военному же суду. Но, подчеркну, именно суду, основанному на законе, а не бессудным расправам. Тем более, не должно подвергаться какому-либо насилию мирное население. Победители должны нести с собой законность и порядок, если желают, чтобы установленный ими мир был прочен. В свое время страны Антанты не могли укротить своей алчности. Итогом этого стал приход к власти Гитлера и Вторая Мировая война.

Конечно, в современных гибридных войнах очень трудно соблюсти означенный порядок. Очень трудно удержаться от мести тем, кто убивал твоих близких или просто злорадствовал их гибели. Очень трудно видеть «мирных» в тех, кто так часто не скрывал этого злорадства… Трудно, но необходимо. Необходимо еще и потому, что право на отмщение и произвол является губительным не столько для тех, кому мстят, сколько для мстителей. Что есть бессудная месть, что есть произвол в отношении побежденных? Все то же «право на бесчестье», служившее основанием всех смут. Право на бесчестье, пусть даже не большое, пусть даже отчасти оправданное, растлевает дух Воинства, разрушает дисциплину и пролагает путь к новым и новым злоупотреблениям, проступкам и преступлениям. Посему любое насилие в отношении мирного населения или пленных должны пресекаться и караться самым жестким образом.

Напомню также то, о чем писал раньше. Нынешние войны – войны духовные. И в них нельзя победить, если дух будет сокрушен и растлен. Большее зло всегда победит меньшее, большая ложь – полуправду, тьма – сумрак. Следовательно, если мы желаем победы, то должны быть сильными в Добре и Правде. Ночную тьму может рассеять только свет солнца. Дьявола попирает только Бог, крестная сила. Божия рать, каковой всегда было Русское Воинство, поставлена в этом мире противоборствовать с сатанинской силой, какое бы обличие она не принимала. Стало быть, сила наша во Христе, и не смеем мы сквернить Имени нашего небесного Начальника, кое носим сами, недостойным поведением. Победу дарует Бог. И великий грех сквернить этот дар разнузданием страстей. И не меньший грех искушать оным Бога во время самой войны. Ибо слабые в Добре, отступники всего чаще предаются в руки нечестивых. Примеров тому мы знаем из истории довольно: начиная с татаро-монгольского ига и кончая большевиками…

Мы знаем немало Воинов, прославленных в лике святых. Еще больше тех, что были известны праведной, христолюбивой жизнью. Их пример должен быть всегда перед нашими глазами, и ему мы должны следовать. И тогда мы сможем с верой сказать: «С нами Бог! И с нами будет Победа!» Победа настоящая, а не пиррова, Победа русского духа, а не русской крови.

 

Письмо 11. Несколько практических рекомендаций

 

Всякая теория должна быть неотделима от практики или останется мертвой. Практику не заменят никакие учебные курсы. Потому я не стану писать тебе подробный «курс молодого бойца». Нужные подробности ты найдешь в учебниках по соответствующим дисциплинам. А изучив оные, будешь проходить их уже на тренировках под руководством опытных наставников. Главную же практику даст тебе жизнь, которую не заменят никакие учения…

Ввиду этого письмо мое на сей раз будет кратким. В нем я лишь постараюсь обратить твое внимание на наиболее необходимые дисциплины и навыки. Если ты не собираешься посвятить жизнь военной карьере в определенных родах войск, то тебе, конечно же не требуется знать премудрости ядерных технологий, уметь пилотировать «сушку» и т.п. Но есть дисциплины универсальные, необходимые вне зависимости от того, чему ты собираешься посвятить жизнь. Ибо когда приходит война, она не спрашивает, кто ты: танкист или мирный учитель. Она просто требует отвечать на свои вызовы – всех. И хуже придется тому, кто вовсе не будет готов к ее жестким требованиям.

Итак, что тебе потребуется в первую очередь?

1. Навыки выживания в экстремальных условиях. Война – это не только и не столько стрельбы и бои. Это уничтожение инфраструктуры, разруха, голод, болезни. Ты привык сидеть в теплой квартире, на мягком диване, перед экраном компьютера, зная, что на кухне – полный холодильник, а в ванной – горячая вода. Но, вот, пришла война. Экран компьютера погас вместе со светом, ибо электроснабжение прервано. Вода исчезла не только горячая, но и холодная. Отопление осталось лишь воспоминанием. Холодильник пуст… А заодно пусты магазины и аптеки. Как выживать в таких условиях? Владеющий лишь «мышкой» и кнопкой «энтер» обречен. Чтобы не оказаться в числе обреченных и спасти хоть кого-то вокруг себя, нужно знать:

- Как утеплить свое жилище, правильно развести огонь и т.д.

- Где взять и как очистить воду

- Что может быть пригодно в пищу, как это добыть и приготовить

- Какие травы обладают лечебными свойствами, и как их применять

В общем и целом, уметь желательно все: от возделывания огорода до ремонта крыши собственного дома после какого-нибудь «прилета», от починки машины до ухода за скотиной. Заметь себе, что нашим дедам говорить об этом было бы не нужно. Они умели все это и много большее, с младенчества воспитываясь в привычке к труду. К труду! А не шлепанию по клавишам… Даже в наших школах до недавних лет был предмет под названием «труд». Конечно, он не давал и десятой доли прежнего воспитания, но давал хоть что-то. По крайней мере, вопроса, как вбить гвоздь, обращаться с паяльником, пилой или топором, как вкрутить лампочку, починить велосипед и т.д., у мальчишек не возникало. Ныне же труду перестали учить вовсе, выращивая «офисный планктон»…

Когда-то русский вельможа, посол в Англии Семен Воронцов наряду с блестящим образованием приучал своего сына Михаила к труду, к ремеслу. Граф опасался революции и желал, чтобы сын, даже лишившись всего, мог честно заработать себе и своей семье кусок хлеба. Это – достойнейший пример для подражания.

Итак, прежде военных дисциплин учись простому и будничному труду, учись работать руками, не ленись узнавать азы ремесел, и тогда не окажешься застигнутым врасплох никакими ЧС.

2. Тактическая медицина. В любых экстремальных условиях нет ничего важнее, нежели умение оказать первую помощь раненым и больным, умение спасти чью-то жизнь. Может статься, и свою собственную. Между прочим, в советских школах азы данной полезной дисциплины пытались давать. Правда, далеко не все относились к ним с должным вниманием. А ведь медицина может понадобиться не только в случае войны. Теракты, ДТП, техногенные катастрофы, природные стихии – мы живем среди этого, все перечисленное каждый день уносит жизни. Жизни, за которые мы должны бороться, которые мы должны спасать. Нет более страшной битвы, нежели битва со смертью. И в этой битве наше оружие не автомат, а… аптечка медика и хотя бы базовые медицинские знания и навыки. Как остановить кровь и наложить повязку, как продезинфицировать рану и снять болевой шок, как наложить шину при переломе и сделать массаж сердца, как правильно положить раненого при травме головы, как и куда делать уколы и какие лекарства показаны в тех или иных случаях – на все эти вопросы нужно знать ответ, если в случае какой-нибудь беды, ты не хочешь стоять рядом с умирающим товарищем, сатанея от сознания собственного бессилия, неумения ему помочь.

Война – это не искусство убивать, но искусство защищать и спасать. Защищать и спасать – цель. Убивать – горькая необходимость.

В постижении азов тактической медицины тебе поможет курс военврача, хирурга Юрия Евича, обучившего уже многие сотни людей, включая представителей силовых структур.

3. Топография. Так привычно открыть планшет и забить маршрут в яндекс-картах… Так привычно, не зная города, слушать умный навигатор: поверните налево, поверните направо… Но, вот, нет ни планшетов, ни яндекс-карт, ни навигаторов. А есть ты, а вокруг малознакомая или вовсе не знакомая местность, которая вдобавок находится под контролем противника. Спрашивается, что делать? У наших предков не было навигаторов и прочего баловства. Они просто умели ориентироваться на местности. По простым бумажным картам и еще более простым природным указателям. Ах да, собственные города они просто знали. Лучше всякого навигатора.

В школьном курсе географии и сегодня еще поясняется, как ориентироваться на местности по расположению солнца, длине веток, мху и прочим приметам. А еще по компасу и географической карте. Учись читать эту карту со всем прилежанием, запоминай подсказки природы. Будь к ней внимателен, ибо она не враг тебе, а друг, если только ты понимаешь ее язык. Она подскажет тебе в какую сторону идти и как не провалиться в гибельное болото, предупредит о надвигающейся непогоде, поможет укрыться от нее. Нужно лишь уметь слушать и понимать. Мы разучились слушать природу и безумно оторвались от нее, будучи ее неотъемлемой частью. За это природа нередко мстит нам. Но это иная тема. А по нашей добавлю лишь, что, куда бы ни занесла тебя судьба, ты всегда должен уметь правильно выбрать путь. Без этого боевые навыки тебе уже не потребуются, ибо ты угодишь в первую же засаду.

4. Экипировка. Отравляясь в поход, не бери с собой ничего лишнего. Только то, что не замедлит, не скует твоих передвижений, что реально необходимо для дела и выживания. Твоя одежда должна быть максимально удобной, неброской и рассчитанной на разные случаи – в зависимости от местности и погодных условий, в которых приходится действовать. К примеру, горная местность или леса и болота – диктуют разную форму одежды. Особенное внимание обращай на обувь. Со стертыми ногами далеко не уйдешь, промокшие чреваты простудой, для горной местности подойдет не всякая подошва и т.д. Твое оружие… Должно быть исправно, во-первых, и в совершенстве освоенным, во-вторых. И, конечно, отвечать ситуации. Ничего лишнего для количества, только то, что необходимо для дела, и с чем ты умеешь всего лучше обращаться. Красоту, понты и показуху оставь туристам в камуфляже, приезжающим делать сэлфи на фоне войны – и как можно дальше от передовой.

5. Базовые навыки разведчика. Разведчик – воин высокой квалификации. В то же время неслучайно юношеские воинские формирования носили и носят у нас наименование «юных разведчиков». Часть вышеприведенных навыков входят в обязательную подготовку разведчика. Добавлю к ним еще некоторые. Разведчик должен быть незаметен для противника – следовательно, уметь хорошо маскировать себя, свое нахождение, свои передвижения. С другой стороны, необходимо быстро и точно распознавать расположение и перемещение противника. Следующий шаг – отследить эти перемещения, собрать сведения и верно оценить обстановку. Это требует большой учидчивости, внимания и наблюдательности, быстроты реакции, осторожности, самообладания и ловкости. Указанные навыки не предполагают прямого контакта с противником, наоборот, служат к избежанию оного. Однако, часто разведывательные действия сопряжены с диверсионными. Для последних потребуются уже более специализированная, целенаправленная подготовка.

5. Навыки рукопашного боя. Если в ходе разведки, тебе нужно проникнуть на какой-то объект или же просто миновать контрольный пункт, то прямой контакт с противником в лице караульных практически неминуем. Твоей задачей будет бесшумно «снять» тех караульных прежде, чем тебя заметят и поднимут шум. Впрочем, боевые навыки нужны абсолютно во всяком случае. Во всяком роде войск и вне их, в нашей «мирной» жизни, где всегда можно встретиться с желающими, как минимум, украсть твой кошелек с айпадом… Конечно, далеко не каждый физически способен получить условный черный пояс, и никакой пояс не гарантирует твоей безопасности, так как на всякий кулак может найтись нож, а на нож – пистолет. Тем не менее, наличие даже базовых навыков рукопашного боя повышает твои шансы на безопасность. Во всяком случае, от мелкой шпаны и хулиганов, которые не рискуют нападать на того, кто может дать сдачи. От все тех же шакалов… Опять же, человек, сознающий, что может постоять за себя, чувствует себя значительно увереннее и тверже. И уже сама эта уверенность отпугивает стервятников. С хищниками более крупными дело сложнее. Однако, при наличии не базовой, а серьезной подготовки тот же нож ты сможешь выбить. В противном случае любой трус, который просто покажет тебе его, получит все содержимое твоих карманов, ибо твой страх и неспособность сопротивляться станет его главным и лучшим оружием.

Овладев боевыми искусствами, никогда не используй их, чтобы показать свою «крутизну», чтобы унизить более слабого, чтобы «добить» врага. Защищаясь, не ставь целью покалечить противника. Твоя задача – нейтрализовать его. Да, бывает, что это оказывается сопряжено с увечьями, но оные являются лишь неизбежностью, а не радостью для воина. Если противник нейтрализован, повержен, то дурно сделаешь, если продолжишь бить его, вымещая гнев. Гнев должен быть подчинен рассудку, а лежачего, как известно, не бьют, даже если он последний мерзавец. Знай свою силу и помни о слабостях. Слабости стремись преодолевать, силу применяй лишь при необходимости и никогда не используй во зло.

6. Владение огнестрельным оружием. Этот пункт навряд ли нуждается в пояснении. Учиться обращаться с тем же АКМ куда лучше до попадания на театр военных действий. Это повышает шансы быть не убитым в первом же сколь-либо серьезном деле. Увы, война не всегда оставляет время на обучение, если передовая внезапно подошла к твоему дому. В нашей стране довольно сложно получить разрешение на оружие, но все же возможно. Однако, мало пользы иметь пистолет, если не умеешь порядочно им пользоваться. То есть не истерично стрелять направо-налево или потрясать им в воздухе, а точно знать, когда есть необходимость использовать этот крайней аргумент, а при такой необходимости – куда целиться. Куда как неприятно получить статью и срок за «превышение мер необходимой самообороны», застрелив обидчика. Не говоря уж о том, что такая мере и по-христиански далеко не всегда может быть оправдана. Твоя задача в мирной жизни не убивать или калечить, но опять-таки нейтрализовать. Значит, надо знать, куда стрелять с тем, чтобы повернуть противника, но не убить его и желательно не оставить калекой. Чтобы стрелять именно так, нужно очень хорошо уметь обращаться оружием, дабы не дать промаха. И не менее хорошо – со своими нервами. Потеряв самообладание, тотчас потеряешь и твердость руки, и остроту помутненного яростью глаза. Итог? Либо ты дашь промах и лишь обозлишь противника (тем хуже для тебя), либо изувечишь его и встретишься с нашей Фемидой. Удар всегда должен быть рассчитан, внезапен, быстр и точен. С оружием или без, в прямой схватке или абстрактном противостоянии.

7. Азы минно-взрывного дела. Диверсионная война и террор сегодня являются одной из главных составляющих всех конфликтов. На Донбассе люди регулярно гибнут, подрываясь на минах и растяжках, установленных карателями на мирных полях. Гибнут дети, гибнут пастухи и их скот, неосторожно ступившие на эти поля… Оказавшись на территории военного конфликта, весьма полезно уметь отличить условно безвредную ржавую проволоку от частицы адской машины. Не говорю «обезвредить» - это уже профессия, профессия сапера, но – различить, чтобы обойти и безопасно провести других. Хотя знание, как обезвредить те или иные взрывные устройства, также могут пригодиться. Не всегда сапер может оказаться рядом. Тем более, что угроза поджидает нас не только на минных полях в зоне прямого конфликта, но и в мирных городах. Со времен Афганской войны тактикой противника в тылу было подбрасывать взрывчатку в различные места. Не крупные адские машины, рассчитанные на большой радиус поражение, а кустарные, примитивные механизмы, увечащие тех, кому случиться взять их в руки. Такие «подарки» суют в урны, оставляют на детских площадках и остановках. Итог – искалеченные люди, дети… В годы Чеченской войны мы также сталкивались с этой тактикой. Напоминает она о себе и теперь.

О механизмах более серьезных что и говорить? Наши взрываемые поезда и самолеты не дают нам забыть значения слова «террор». Обезопаситься от этого невозможно, даже при самых профессиональных знаниях.

Остается добавить, что на войне тебе самому может привестись прибегнуть к взрывчатке. Например, в ходе выше упоминаемой разведывательной операции. Например, нужно будет уничтожить какой-то объект или же вражескую технику. Как правильно заложить взрывное устройство, как рассчитать силу и направление взрывной волны, чтобы ею не накрыло и самого взрывника – это тонкая и важная наука. Хотя дай Бог тебе никогда не применить ее на практике.

 

Письмо 12. Воин мирного времени

 

Я уже уподоблял Воина иноку. Возвращусь к этому сравнению вновь. Точно так же, как соблюдать установленные Православной Церковью правила, надлежит не только в монастырях, но и в миру, правилам воинским должны следовать мы и в мирной жизни, не смущаясь показаться нелепыми теплохладным и дезертирам. «Монастырь ваш Россия!» - писал одному из своих корреспондентов Н.В. Гоголь. Так и есть. Но не монастырь только. Поэт Рильке когда-то сказал, что Россия граничит с Богом. А мы вслед за Достоевским скажем, что Россия – это то место на земле, та передняя линия духовной брани, где Бог с дьяволом борется, а поле битвы сердца людей.

Мир – лишь прелюдия войны. Либо же вовсе – лишь латентная форма войны. В самом деле, трудно назвать в полном смысле слова мирным время, сотрясаемое терактами, время, где локальные войны вспыхивают по самым нашим границам и внутри их. Мирным считалось время крайней Чеченской, стыдливо именовавшейся КТО. Мирным считается время нынешней, когда наши люди каждый день гибнут под бомбами на нашей же, русской земле, которую лишь по большой подлости можно именовать украинской. Итак, мир обманчив, как золотой сон… Но воины не должны обманываться, их дух не должен знать расслабленности также, как их мечи ржавчины.

Конечно, условные мечи не понадобятся нам до окончания прелюдии. Их мы должны лишь держать в исправном состоянии и регулярно упражняться, дабы не утратить навыков владения ими. Что же делать воину в остальное время? То же, что и в военное, только без оружия: служить и защищать. Служить своей Вере, Родине и ближним, защищать тех, кто нуждается в защите.

В нашем жестоком мире для воина – непочатый край работы. Ты можешь заниматься любой мирной профессией, но относись к этом занятию по совести – ею ты также служишь. И если офицер, воин вынужден работать, к примеру, таксистом, то он не может позволить себе относиться к этому делу спустя рукава, ибо халатное отношение к обязанностям мирной профессии унижает воинское достоинство, и укоризны дурной работе условного плотника станут задевать честь воина. Ибо дисциплины и прочих воинских качеств мир и мирные профессии нисколько не отменяют. Под этими мирными личинами мы должны оставаться воинами, иначе неминуемо обратимся в обывателей.

Свыше профессии довольно лишь оглядеться вокруг, чтобы увидеть, куда приложить наши силы, наше сердце и разум. Божии ратники на поле брани, в мирное время мы обратимся Божиими гонцами. Бог, как известно, действует через людей. И коли мы Его солдаты, то найдется ли нам хоть мгновение для скуки и пустоты? Наша страна до сих пор пребывает в разрухе. И дело преодоления оной – это не только дело власти, как приучили нас думать. Мы все отвечаем за то, что происходит вокруг нас. Не надо ждать, что кто-то придет и сделает, нужно самоорганизовываться и делать самим. Пусть на небольших, незначительных в общем масштабе участках, но из них в конечном итоге слагается целое. На пути такого делания встанет система со своими чиновниками и инертность общества с привитым ему стадным сознанием. И для этого противостояния, этих битв понадобится не меньше мужества, чем для жарких военных баталий.

Кроме участков («фронтов») работы есть еще люди. Обычные люди, нуждающиеся в защите и поддержке. На войне солдаты часто помогают мирному населению – участвуют в полевых работах, помогают починить и отстроить разрушенное жилье, делятся продуктами и медикаментами. Почему же наше поведение должно быть иным в мирное время? Задача воина – защищать слабого. И помощь тем, кому она реально нужно, кому не от кого ее больше ждать, и есть такая защита.

Не нужно искать подвигов. Просто, когда на твоем пути встретится предметное дело или живая нужда, не пройди мимо и не отвернись за кажущейся малозначительностью или какой иной причине. Просто пойди и сделай. Пойди и помоги.

И не смущайся рассуждениями, почему должен ты, когда не идут другие. Ответ известен: «Никто кроме нас!» Мы идем как раз туда, куда не идут другие, закрывая собой амбразуры и связуя расторгнутое. А те, что не идут, теплохладное большинство – что тебе до них? Они не идут и на фронт, предаваясь праздности в тылу. Что же из того? За свою трусость и подлость они ответят в свой срок. Нам же должно блюсти лишь себя, чтобы этих укоров не могли предъявить нам. «Делай, что должен, и будь что будет!» - говорил Марк Аврелий. Наш небесный Полководец оставил нам Завет, указав, что мы должны. От него же зависит, что будет. Значит, наша задача одна – исполнять.

Не жди, что наш пример увлечет за собой многих. Этого не будет. Но каждый последовавший – это уже много. Не сокрушайся и не останавливайся, столкнувшись с неблагодарностью. Если кто-то ответил злом на добро, то отвечать за это ему, а не тебе. На его душе и совести останется то зло, он понесет его, а твое добро останется с тобой, и никем не отнимется. Смотри не на других, но лишь на себя самого.

Наш замечательный актер и мужественный человек, воплотивший на экране многих воинов, а оказавшись невостребованным, пошедший работать на стройку, В. Ивашов говорил: «Не нужно совершать подвигов, нужно не совершать подлостей!» Это, пожалуй, одна из первых заповедей мирного времени. Слишком много известно примеров, когда воины, не кланявшиеся пулям на фронте, не выдерживали соблазнов мирной жизни. Мирная жизнь – серьезное испытания для воина, требующее от него больше дисциплины и личной ответственности в условиях отсутствия прямых начальников и четко определенного противника.

Всякая жизнь – непрестанная брань, открытая или невидимая. Только одни борются за место под солнцем, высокие посты, большие деньги, а другие – за правду, любовь, честь, веру. Одни сражаются с теми, кто стоит на пути к их карьере и обогащению, а другие – со своими собственными страстями. Последняя брань – самая трудная. Всего труднее победить себя. Но именно тот, кто сумел себя победить, кто повелевает своими страстями, обретает высшее право и особый дар повелевать другими. Командир начинается с самоподчинения, самообладания, самодисциплины…

Помни, мы – Божией рати лучшие воины. И бодрое суворовское: «Кого из нас убьют — Царство Небесное! Молитесь Богу, от Него победа. Бог нас водит. Он наш Генерал».

Итак, смело и твердо иди вперед и не уклоняйся от прямого пути, по завету наших предшественников вручи душу Богу и исполняй долг. Верь слову, несмотря ни на что, я не знаю жребия выше. Будем же верны нашему воинскому жребию, нашему призванию. И пусть унесла бесстрастная Лета наши гордые императорские полки, в наших сердцах живет их слава, и какова бы ни была окружающая нас действительность, мы приложим все усилия для преумножения той неувядаемой слава – своими поступками. Именно поступками, а не словами определяется человек. Праздные слова – удел разномастных демагогов, мы же призваны – к делу. К «делу величавому войны» или менее величавому, но не менее важному – мира. Воин не принадлежит ни себе, ни своей семье. «Я служу!» - таков был девиз адмирала А.В. Колчака. Таков девиз каждого воина. «В моей Империи должны бодрствовать врач, священник и я», - говорил Император-воин Николай Первый. Во всякий день и час, днем или ночью мы следуем завету нашего Подвиголюбивого Государя. Мы бодрствуем. Мы служим.

Вот, собственно те главные азы, что я хотел тебе сообщить. Быть может, изложил где-то отчасти сумбурно, а где-то излишне мудрено. Думаю, однако, что, если некоторые вещи не будут тебе вполне понятны теперь, осознаются позднее, по мере твоего мужания. В нашем роду, доколе я могу узнать его, все мужчины избирали военную стезю, начиная с твоего пращура и тезки Алексея Григорьевича, лейб-драгуна, участника Наполеоновских войн и Георгиевского кавалера. Верю и надеюсь, что подобная «тяжелая» наследственность не минует и тебя, и ты стынешь достойным продолжателем традиций нашей семьи, настоящим воином. Да поможет тебе Бог на этой трудной и славной стезе!

 

 

Tags: 

Project: 

Год выпуска: 

2018

Выпуск: 

2