Последнее обращение к Первопоходникам генерала А.И. Деникина

В последние десятилетия советско-демократическая пропаганда старательно лепила генералу А.И. Деникину образ симпатизанта СССР и Красной Армии, основываясь на том, что в годы Второй мировой войны Антон Иванович не поддержал германских нацистов и власовцев, но весьма сочувственно отзывался о борьбе своих соотечественников на Родине против гитлеровцев. Несомненно, генерал-лейтенант А.И. Деникин не одобрял завоевательную гитлеровскую политику. Как, кстати, не одобрял гитлеровскую политику и генерал-лейтенант А.П. Архангельский, возглавлявший Русский Обще-Воинский Союз в 1938-1957 гг. Но первого ретивые переписыватели истории умудрились записать чуть ли не советские патриоты, второго – чуть ли не в пособники Гитлера. Разделив Белых генералов на «овец и козлов»…

Из статьи в статью кочует утверждение, что в 1943 г. А.И. Деникин «на трудовые сбережения» купил вагон медикаментов и отправил его в помощь Красной Армии. Сталин, якобы, лично распорядился деникинский подарок принять, но тайно…[1] Впервые это утверждение мелькнуло, по всей видимости, в 1993 году, в небольшой книжечке Ю.Н. Гордеева «Генерал Деникин. Военно-исторический очерк», с намеком на знакомство автора с некими «архивными документами» на эту тему, но… без какой-либо ссылки на источник. И никому не пришло в голову задуматься, что Деникин, проживавший в 1943 г. в весьма стесненных материальных условиях, просто не имел средств для того, чтобы купить целый вагон (!) медикаментов; что все медикаменты во время войны состоят на особом учете – тем более в занятой нацистами стране – и не продаются свободно в аптеках вагонами; что переправить вагон из оккупированной немцами Франции в СССР через линию фронта – просто невозможно!.. А если все же существуют некие сенсационные архивные документы, подтверждающие эту невероятную историю, то почему их не предъявить научному сообществу и читающей публике? Но и спустя более четверти века после публикации очерка Ю.Н. Гордеева никаких свидетельств дарения Деникиным Красной Армии таинственного вагона так и не появилось…

А что же на самом деле думал и писал А.И. Деникин о советском патриотизме и советских патриотах, о сталинской политике и Красной Армии, «освободившей Европу от фашизма?» Публикуемый здесь документ под заголовком «Последнее обращение к Первопоходникам генерала А.И. Деникина» даст читателю точный ответ на эти вопросы. Нам остается лишь уточнить, что сей малоизвестный документ был написан бывшим Главнокомандующим Вооруженными Силами на Юге России за несколько месяцев до его кончины. И в определенном смысле может рассматриваться в качестве его политического завещания.      

 

22 февраля 1918-1947 гг.

Ростов… Донские и Кубанские станицы… Манычские и Сальские степи… Города и села на протяжении от Прута до Днестра, Буга и Дона… Екатеринодар… Пути – немеркнущей памяти наших Первых походов…

Потом – Владикавказ, Царицын, Воронеж, Киев, Одесса, Орел – страницы наших блестящих побед и тяжелых испытаний…

Исполнилась ныне 29-я годовщина Первых походов – одной из наиболее памятных, скорбных и славных страниц Добровольческой эпопеи.

Из года в год во всех странах русского рассеяния, куда судьба занесла Первопоходников, этот день поминали молитвой за павших и живых, делились воспоминаниями о славном прошлом, надеждами на будущее.

В этом году, как и в предыдущем, в странах сосредоточения русской белой эмиграции – в Югославии, в Болгарии, Чехословакии – повсюду, где большевицкий удав душит народную жизнь, не будет праздника у Первопоходников. Одни ушли сами или увезены далече, у других – на устах печать, а третьи замолкли навеки…

Пошли, Господи, избавление уцелевшим и упокой души погибших.

В такое время на Первопоходниках, живущих там, где нет коммунистической власти, более, чем когда-либо, лежит долг поддерживать в своей среде и исповедовать ту идею, которая водила нас некогда в бой и которая выдержала все испытания и искушения, как германского нашествия, так и большевицкой агрессии:

– Защита России и свержение большевизма.

Это особенно важно теперь, когда на часть русской эмиграции нашло затмение. И от грома российских побед (ибо победы эти не советские, а именно русские, победил русских дух и русская храбрость, а не большевизм); затмение и от ксенофобии иностранных «хозяев», и от тяжкого иностранного житья; и от заумных мудрствований одних вожаков и недомыслия и беспринципности других. И больше всего – от лукавой большевицкой провокации.

Только затмением можно объяснить пробольшевицкие настроения этой сменовеховской эмиграции. Они, как слепые, не видят того, что стало ясным прозревшему, наконец, миру.

Иностранная печать полна документальными разоблачениями страшных условий советской жизни и политики. Политики вероломства и шантажа – союз с Гитлером, а потом – Тегеран, Ялта, Потсдам; неприкрытого грабежа и насильственными кровавыми методами проводимой коммунизации всех оккупированных стран; бесстыдной лжи в изображении жизни чужих стран и межсоюзных отношений, которыми полна казенная советская печать и официальные заявления; подрыва внутренней жизни всех свободных народов – насаждением своих «пятых колонн», подкупами и злостной пропагандой; наконец, непревзойденного по наглости и ловкости шпионажа во всех странах, особенно в Америке.

Такими ли путями может быть достигнуто «воссоздание величия России», «обеспечение ее рубежей», «выполнение ее исторических задач», о чем говорят сменовеховцы? И не ясно ли, что этот путь может вызвать только всеобщую ненависть к СССР, отождествляемому, увы, с Россией… Ненависть, у одних уж выходящую наружу, у других – еще прикрытую лицемерной угодливостью к восточному «союзнику», в надежде обойти или задобрить его и тем отдалить кризис. А ненависть эта есть и она чревата небывало грозными опасностями для судеб России…

Не хотят слышать, эти меняющие вехи, голосов тысяч выходцев из советского рая, свидетельствующих о терроре, духовном и социальном рабстве, бесправии и жуткой нищете. Не слышат они в торговле человеческими душами, которую ведут Советы с союзниками, и о звериной охоте чекистов за невозвращенцами.

Сдвиги в их психологии появляются в разнообразных формах и оттенках – от умолчания о советских кознях и преступлениях до их оправдания или, даже, восхваления. От признания, явно провокационного, паспортного советского декрета актом грамотной исторической важности, до проповеди возвращенства с церковного амвона и облыжного утверждения, что церковь в СССР «свободна», и что от советского церковного ведомства, заведомо находящегося в руках НКВД, исходит благодать…

От поддержания добрых отношений с «советскими патриотами» до посещения советских зрелищ и собраний, на которых все должны выслушивать стоя советский гимн и бурные овации «отцу народов».

Наконец, последняя ступень этой нисходящей лестницы – зачисление в «советские патриоты» и получение советского паспорта… с принятием возлагаемых НКВД «обязанностей». В число которых входит – слежка, сыск, доносы и провокация среди своих эмигрантов и несчастных, затравленных советских выходцев.

Незавидная доля ожидает этих людей, заклейменных своим «волчьим билетом» и печатью Каина! Не говоря уже о их собственной совести, но  где бы и кто бы, в происходящей мировой борьбе, не победил, они будут угроблены физически и морально.

Одной стороной – за приверженность и помощь большевизму, другой – по недоверию и за ненадобностью. Пока же советская власть использует репатриацию этих своих попутчиков для дискредитирования в глазах подсоветских людей – русской эмиграции, на которую наш народ, быть может, возлагал еще надежды…

Если раньше в отношении СССР могли быть люди добросовестно заблуждающиеся, то ныне страшная российская действительность, равно как неизмеримый вред, который наносит России внешняя политика Советов, не могут быть тайной ни для кого.

И я призываю тех, что шли со мной по степям Дона и Кубани, по просторам Юга России, ведя непрерывные, кровавые бои за Родину и Правду, сомкнуть свои уже поредевшие ряды и до конца исповедовать те чувства и ту Идею, что горели в сердцах наших в дни Первых походов.

Походов против врагов России и всего мира.

 

Генерал А. Деникин

 

 

 

[1] Гордеев Ю.Н. Генерал Деникин. Военно-исторический очерк. – М.: «Аркаюр», 1993. – С. 153.

Tags: 

Project: 

Год выпуска: 

2019

Выпуск: 

1