Михаил Назаров. «Русский вопрос» в Прибалтике: ложь и правда
«Русские в странах Прибалтики ‒ крупнейшее »национальное меньшинство» в Латвии (26,2 % в начале 2017 г.) и Эстонии (25,6 % в начале 2009 г.), в Литве — второе по численности (4,8 % в начале 2010 г.).
По данным Центрального бюро статистики в 2015 году, среди латвийских русских лишь 62 % являлись гражданами Латвии, тогда как 31 % имели статус негражданина. Неграждане (латыш. nepilsoņi) ‒ на начало 2018 года насчитывают около 228 тысяч (12 % населения страны). В Эстонии на 1 января 2017 года число неграждан составляло 79438 человек, то есть около 6% населения [по другим данным 11 %. ‒ Ред.]... Для неграждан существуют ограничения в политических, социальных и экономических правах: в приобретении недвижимости... На 2013 год Латвийский комитет по правам человека насчитывает 80 различий между правами граждан и неграждан Латвии... В Литве ситуация с гражданством отличается: там 5 % русскоязычного населения посчитали не опасными и дали гражданство всем желающим... «. (Данные Википедии)
1. Как одна ложь борется с другой
Положение русскоязычных «неграждан» в «независимых» прибалтийских государствах давно является там острым вопросом внутренней и внешней политики. Сотни тысяч наших соотечественников, родившихся на землях своих предков, лишены там равных прав с титульной нацией, вот в Латвии уже у них отнято и право на русский язык в системе образования.
Они протестуют, обращаются в международные инстанции с указанием на грубое нарушение международных законов о правах национальных меньшинств. Функционеры ЕС молчат, поскольку озабочены другими делами: как угодить американцам в расширении санкций против «агрессивной» РФ. США даже рады этому конфликту с русскими в Прибалтике: он позволил оправдать расширение НАТО на восток и создание военных баз у границ РФ.
Правители РФ, однако, не озабочены дискриминацией русских во всем преданном Ельциным т.н. «ближнем зарубежье» (и в Прибалтике в частности) и не горят желанием принимать их «на Родину» (хотя для виду какие-то «программы переселения» составили). Причина очевидна: им не нужна затратная и опасная «обуза» с русскими патриотическими настроениями. Даже гражданство вынужденным русским переселенцам-беженцам дают с огромными бюрократическими препонами и на порядок реже, чем малограмотным чужекультурным азиатам-иноверцам, готовым на рабский труд в олигархической экономике: этим ‒ добро пожаловать. Более того: политика и идеология руководства РФ в данном «русском вопросе» в Прибалтике лишь на руку стратегии НАТО и всей западной русофобии.
Недавно довелось посмотреть «ток-шоу» на одном из центральных телеканалов (там, где Скабеева дефилирует на подиуме в трико и на шпильках). В числе участников передачи были и дискриминируемые русские, и оправдатели националистической политики прибалтов, и официальные представители советских (простите, российских) органов власти: депутаты Госдумы и чиновники. Зрелище было удручающее, и, не дождавшись конца безплодной тупиковой дискуссии ‒ ушел в сад сажать чеснок, обдумывая данный комментарий.
Начальной темой телепередачи были октябрьские выборы в парламент (сейм) Латвии, где вновь наибольший процент голосов (19,8 %) набрала проруская партия «Согласие» рижского мэра Нила Ушакова (на фото), все остальные 16 партий ‒ каждая в отдельности меньше, но они объявили, что будут создавать лоскутную коалицию принципиально без Ушакова (хотя он имеет гражданство и участвовал в выборах законно). Соответственно Скабеева с мужем стыдила и разоблачала лукавую «латвийскую демократию», в который раз звучало перемывание ее грехов «апартеида» русских, включая новый закон о запрете преподавания на русском языке в средней школе, о нарушении европейских норм при бездействии функционеров ЕС. Выступали русские девушки из Латвии, говорившие об ущемлении своего права на русский язык и свидетельствовавшие, что многие дети уже стесняются быть русскими в общественных местах.
На это сторонники латвийских законов возражали, что ограничительные меры против русских «неграждан» оправданы и необходимы для безопасности государства, поскольку русские ‒ «оккупанты» и потомки «оккупантов», и к тому же они ‒ пятая колонна «путинской агрессии» с целью реставрации СССР.
На это им доминирующая «группа Скабеевой» при поддержке аплодисментов зрительской клаки с горячим праведным гневом бросала упрек в неблагодарности: мы вас «освободили от фашизма», а вы сносите памятники освободителям и унижаете их потомков, зато прославляете эсэсовцев и убийц: «лесных братьев»... (Это постоянно твердит и МИД РФ.) На это одни оппоненты ухмылялись, другие не менее гневно кипятились...
Из допущенных российских оппонентов первого ряда лишь либералы пытались прояснить суть этого советского «освобождения». В частности, по обыкновению кипятился политолог Эмнуэль (лауреат латвийских и польских наград, противник «оккупации Крыма»), которого постоянно зовут (и, наверное, не безплатно) на такие шоу для демонстрации телезрителям «звериной антисоветской русофобии»... Другой оппонент, тоже еврей, Гозман (один из руководителей т.н. «Союза Правых Сил», сотрудник структур Чубайса, член общественного совета »Российского еврейского конгресса») наоборот ‒ спокойно и вполне убедительно пытался объяснить, какие репрессии принесло в Прибалтику это советское «освобождение»: сотни тысяч депортированных, отправленных в лагеря и тюрьмы, тысячи расстрелянных. Вот почему для прибалтов неприемлема советская трактовка «освобождения», которую, к сожалению, разделяют и многие русские «неграждане» в Прибалтике, в том числе в своей символике, усугубляя этим неприязнь к себе. Но, разумеется, для доминировавших в студии совпатриотов такие факты, да еще из уст евреев-либералов (не отличающихся в различении русского и советского и в прошлом, и сегодня) всегда выглядят «русофобией».
НИКТО (!) из защитников русских не нашел иных аргументов в их защиту. А ведь есть весомые и безспорные, перевешивающие аргументы, но для этого нужно быть русским, а не советским и не «либеральным демократом». Повторю их вкратце (хотя читателям нашего сайта они давно известны).
2. Почему прибалты должны быть благодарны Российской империи
Нынешние «независимые» государства Латвия и Эстония до антирусской революции 1917 г. никогда не имели государственности. Это были слабые племена «чудь», сначала входившие в сферу влияния Руси (в частности, нынешний г. Тарту был основан Великим князем Ярославом мудрым как г. Юрьев; Таллин в те времена назывался Колывань). В основном эти племена на юге зависели от Полоцка, на севере от Новгорода; другой государственности там не было. Многие из неславянских племен имели примитивный строй, и развитая Русь естественно вбирала их в себя.
Однако татаро-монгольское нашествие в ХIII в. ослабило Русь и позволило германскому «дранг нах остен» и шведам подчинить Прибалтику.
В ходе Северной войны (1700-1721), в которой участвовало много стран, Петр I ставил целью вернуть России северные земли доордынской Руси и выход к Балтийскому морю. В 1721 г. побежденные шведы были вынуждены подписать мир в финском Ништадте, по которому Россия, уплатив шведам денежную компенсацию в 2 миллиона ефимков (талеров), приобрела всю Прибалтику (Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию), часть Карелии с Выборгом и острова Финского и Рижского заливов, а Швеция вернула обратно (на тот момент) большую часть Финляндии. По мирному договору шведский король уступал эти земли «за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевство Свейское Его Царскому Величеству и Его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное и непрекословное вечное владение».
В то время местная система образования и администрация в Прибалтике использовали в основном немецкий язык (частично шведский), своей национальной элиты у прибалтов не было. Немцы составляли около 50% горожан, около 30% были шведами и только 20% эстонцами. Схожая картина была на территории нынешней Латвии. Лишь после включения в состав Российской империи эти прибалтийские племена с помощью русской администрации могли развить свою национальную культуру, образовать свою интеллигенцию, и были избавлены от участи германизированного племени пруссов, от которых давно осталось лишь название. Попыток русификации или эксплуатации после включения прибалтийских народностей в Российскую Империю не предпринималось. Достаточно отметить, что упразднение введенного немцами крепостного права в 1816-1819 гг. в Эстонии произошло по воле царской власти на полвека раньше, чем в основной части Империи (и даже раньше, чем в германских землях).
Ништадтский международный договор никогда впоследствии не был отменен законным путем, как и его финансовая составляющая.
3. Литва когда-то была русскоязычным государством
Только Литва имела государственность в виде Великого княжества Литовского, образовавшегося сразу после нашествия Орды на Русь, на завоевание которого у ордынцев уже не хватило сил. Литовская экспансия на ослабленную татарами Русь была неудержима. В ХIV– ХV веках литовцы захватили русские земли вплоть до Киева, Смоленска, Вязьмы и реки Угры, – и это превращало Литву все более в государство с русским населением. Официальным языком в княжестве был русский, основой права – Русская Правда. В составе литовского войска было немало русских полков, которые участвовали в 1410 г. в знаменитой Грюнвальдской битве, остановившей германский «Дранг нах остен». В какой-то мере можно сказать, что в XIV-XV вв. Литва по составу населения (в основном православного) скорее была частью Руси и поэтому росло ее влияние на соседние русские земли, находившиеся тогда под татарским игом, раздробленные и часто враждовавшие между собой, искавшие защиты у соседней Литвы, чем литовские правители умело пользовались, также и подкупая русскую знать.
Но по мере укрепления Московской Руси она стала давать отпор литовским притязаниям, которые тоже усилились после образования в 1569 г. совместного польско-литовского государства – Речи Посполитой. Воспользовавшись ослаблением Московского государства в период Смутного времени, началась новая экспансия Речи Посполитой на Русь под водительством польского короля. Андрусовское перемирие 1667 г. и «Вечный мир» 1686 г. между Русским царством и Речью Посполитой закрепили русские успехи.
В XVIII веке, после Северной войны, Польско-литовское государство пришло в упадок, попав под протекторат России. После разделов Речи Посполитой в 1772, 1793 и 1795 гг. вся тогдашняя территория Польши и Литвы была поделена между Россией, Пруссией и Австрией. Большая часть территории Великого княжества Литовского вместе с вассальной Курляндией и возвращенными русскими землями естественно вошли в состав Российской империи в губернском статусе указом Екатерины II от 14.12.1795 г.
4. Как прибалты предали Белое движение и помогли большевикам в терроре против русского народа
Однако революция 1917 г., антирусская политика Антанты и незаконной власти большевиков привела к провозглашению независимости прибалтийских государств по искусственно проведенным границам. Их договоры 1920 г. с большевиками стали первым дипломатическим признанием богоборческого режима.
За это большевики уступили эстонцам (по Тартусскому договору от 2.2.1920, подписанному в древнем русском городе Юрьев) около 1000 кв. км псковских и нарвских земель с населением 60 000 человек.
В благодарность эстонцы обрекли на гибель Белую армию генерала Юденича. В ответ на его просьбу о помощи они откровенно заявили, «было бы непростительной глупостью со стороны эстонского народа, если бы он сделал это». После отхода Юденича от Петрограда «эстонский народ», по требованию Троцкого, разоружил Белую армию и посадил зимой за колючую проволоку. Все ее имущество было эстонцами конфисковано; десятки тысяч белых воинов и членов их семей умерли за колючей проволокой под открытым небом в Нарве и других лагерях: Иевве, Изенгоф, Ассерин, Копли и Пяэскюла под Ревелем... Иногда белые попадали под перекрестный огонь двух сторон: большевицкой и эстонской – так погиб Талабский полк армии Юденича: его бойцов загнали в воду и с двух сторон расстреляли из пулеметов. «Трупы Северо-Западной армии послужили удобрением для эстонской независимости», – писал очевидец (Г. Гроссен. Агония Северо-Западной армии. Из тяжелых воспоминаний. Берлин, 1924)... Выжившие белогвардейцы были использованы позже в качестве рабской силы на тяжелых работах.
Кроме того, эстонцы неплохо нажились на экспорте большевиками ценностей и золота (маскируя его российскую принадлежность) в другие страны через порт Таллина (Ревеля).
Латвия подписала с большевиками аналогичный Рижский мирный договор (11.8.1920), в результате чего получила от большевиков часть Витебской и Псковской губерний с коренным русским населением около 200 000 человек.
Нарком иностранных дел РСФСР Г.В. Чичерин откровеннничал: «Мы отдали Эстонии чисто русский кусочек, мы отдали Финляндии – Печенгу, где население этого упорно не хотело, мы не спрашивали Латгалию при передаче ее Латвии, мы отдали чисто белорусские земли Польше. Это все связано с тем, что при нынешнем общем положении, при борьбе Советской Республики с капиталистическим окружением верховным принципом является самосохранение Советской Республики как цитадели революции... Мы руководствуемся не национализмом, но интересами міровой революции» (Военно-исторический журнал, 1990, № 7. С.28. Архив Внешней политики РФ. Ф.4. Оп.51. №321а. Д.54877. Л.21)...
Получателей этих территориальных «подарков» не остановило то, что их партнер, большевицкая власть – была нелегитимна. Они будут возмущаться лишь «нелегитимным» большевицким вторжением два десятка лет спустя...
При этом прибалты активно помогли большевикам и в войне против русского народа, создав знаменитые дивизии красных латышских стрелков и 8 полков «Красных эстонских стрелков» в составе Красной армии, которые вместе с прочими интернациональными частями использовались прежде всего в карательных целях при подавлении множества крестьянских восстаний. Упомянем и трех заместителей Дзержинского в ВЧК (Петерс, Лацис, Эйдук).
5. Цена и последствия «советского «освобождения от фашизма»
Советская оккупация Прибалтики по договору с Гитлером (Пакт Молотова–Риббентропа) стала историческим возмездием за предательство прибалтами русского Белого движения.
Тот факт, что прибалты видели в гитлеровской оккупации меньшее зло в сравнении уже с довоенным сталинским террором, вполне понятен. Точно также считали и миллионы советских людей на оккупированных немцами территориях, помня сравнительно мягкую предыдущую немецкую оккупацию по Брестскому миру. И участие прибалтов в военных формированиях Вермахта имело те же причины, что и аналогичное участие русских, разве что русские надеялись на формирование «третьей силы» против Сталина и Гитлера.
Эту же причину имела и партизанская реакция «лесных братьев» против коммунистического террора, хотя их убийства мирных жителей (когда это тоже имело место), нельзя оправдать. Как и, после всего известного, превращения своих гитлеровцев в национальных героев.
Кратковременное возвращение в состав СССР в 1940–1941 гг. и далее после войны с массовыми чистками и террором лишь возбудило антирусские настроения в местном населении, ныне вновь раздуваемые. Но оправдать их нам невозможно по той причине, что необходимо было и тогда, и сейчас проводить различие между русским народом (первой и главной жертвой режима) и оседлавшей его антинародной властью.
6. Попрание международного права при крушении СССР, но по внутренним советским границам
Провозглашение независимости прибалтийских государств в ходе крушения СССР также происходило с нарушением тогдашних советских и международных законов. Было нарушено положение Хельсинкского соглашения 1975 года о неизменности государственных границ и аналогичный Парижский договор «2+4» (от 12.9.1990).
Отделение новообразованных государств произошло по искусственным внутрисоветским границам. В частности, Латвия сохранила прирезанную ей большевиками Латгалию с русским населением. Эстония удержала русскую Нарву с окрестностями. Нынешние границы Литвы включают в себя прирезанные ей Сталиным территории Белорусии (курорт Друскининкай и др.), Вылковысский район на юго-западе (за него СССР уплатил Германии 7,5 млн. долларов золотом); отошедший от Пруссии порт Клайпеда (Мемель).
Поэтому вопли прибалтов о том, что на нахапанных ими территориях русские «неграждане» являются «пятой колонной» или «оккупантами» ‒ циничны. Коренное русское население согласно переписям 1920-х годов составляло в Латвии (Латгалия и др.) – 231 тысяч, в Эстонии – 91 тысяч, в Литве – 55 тысяч человек (Ковалевский П. Зарубежная Россия. С. 12-13)...
Сегодня литовские правители (во главе с Грибаускайте, бывшей коммунисткой и стукачкой КГБ) идут в авангарде восточноевропейских предупреждений об опасности «российской агрессии» (вместе с Польшей, которой Сталин прирезал германские территории).
7. Резюме: ложь прибалтийская и ложь совпатриотическая
Нынешние прибалтийские националисты вопят о советской (в их трактовке ‒ русской) оккупации, но предпочитают не вспоминать ни о благотворном для них Ништадтском мире и развитии при русских царях, ни о своем предательстве антибольшевицкого Белого движения, за что и получили от большевиков сначала территориальные подарки, а потом сталинское возмездие, которое, однако, карало не по национальному признаку, а по политическому (сильнейшие репрессии были направлены тогда на русских эмигрантов). В этом сегодня состоит прибалтийская ложь в рассматриваемом «русском вопросе».
Нынешние преемники власти большевиков возмущаются сносом большевицких памятников в Прибалтике, но о непреходящем международном значении Ништадского мира также предпочитают не вспоминать, как и о своих «освободительных» репрессиях. В этом сегодня состоит российская неосоветская ложь в рассматриваемом «русском вопросе».
В последние годы резко усилилась неосоветизация государственной идеологии РФ, которой согласно ст. 13 т.н. конституции вроде бы быть не должно. Отмечаются коммунистические праздники с военными парадами, празднуются юбилеи карательных органов, сохраняются от «вандализма» и устанавливаются новые памятники богоборцам-палачам, фальсифицируется история в системе образования, культуре, СМИ. Все это оправдывается «советскими успехами» в науке, технике и особенно в ВОВ и благословляется церковным начальством по вполне понятной причине: чтобы лично не каяться за служение коммунистическому режиму (в котором, по мнению первоиерарха, были такие духовные ценности, как «энтузиазм, солидарность, социальная справедливость», а разрушение православной России лишь досадный побочный эффект).
Какой вред это богопротивление наносит старшим поколениям, предстающим на Суд Божий нераскаянными почитателями богоборческого режима, и молодым поколениям, воспитываемым во лжи и слепоте для «возрождения России» на фундаменте из костей десятков миллионов жертв ‒ эту констатацию сейчас оставляю в стороне как само собой разумеющуюся для людей, имеющих совесть, и как цэрэушную «антисоветскую русофобию» для невменяемых людей с искореженной совестью.
В данной статье затронут лишь один аспект путинской неосоветизации: еще один пример ее внешнеполитического вреда нашему народу.
21.10.2018