Георгий Солдатов. ЛЕКЦИИ И.М. АНДРЕЕВСКОГО О ДОКЛАДЕ ПУШКИНА ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИИ.
(Из дневника бывшего семинариста)
Сегодня, начал свои лекции на новую тему Иван Михайлович, мы будем говорить о докладе под названием: «О народном образовании», написанном в 1826 году А. Пушкиным и переданным Государю Императору Николаю I, которому несправедливо революционерами и либералами были даны клички и сделано много обвинений. Доклад Пушкина написан, после того, как в Высочайшем манифесте 1826 года Императором было высказано, что чужеземное влияние идеологизма было пагубным для России, но также воспитание или лучше сказать отсутствие, было корнем зла. С Императором у Пушкина были особые взаимоотношения. Он посылал Государю, который ценил его талант и покровительствовал, свои сочинения для оценки, цензуры, критики, бывало финансовой помощи и разрешения издания. Император сочувственно принял в последствии большое участие в помощи детям Пушкина после смерти и в издании сочинений писателя. Августейший Монарх взялся сам быть цензором произведений Пушкина, и лично или через графа А. Х. Бенкендорфа делал свои замечания, как, например он выразился о песни Стеньки Разина, что по своему содержанию не прилична, так как Церковь проклинает Разина, равно как и Пугачева. Замечание также было сделано о неприличном поведении в корчме, бежавших из монастыря Варлаама и Мисаила, выпивших вино, поющих песни в сочинении «Борис Годунов». В своем докладе Пушкин, не соглашаясь с мнением Императора, указывает, что не всегда образование в других странах вредно для русских учащихся, ставя в пример Н. Тургенева, учившегося отличавшимся своим политическим фанатизмом, Гетинбергском университете, который не стал менее патриархального воспитания. Об образовании в России сказал Иван Михайлович, вы уже слышали много на лекциях Владыки Аверкия (Таушева) и Николай Дмитриевича (Тальберга), которые оба советовали вам читать проповеди Св. Димитрия Ростовского духовенству. Святой в проповедях требовал, чтобы духовенство после окончания семинарии и рукоположения, продолжало свое образование, когда у них будет время от исполнения своих служебных церковных, семейных и хозяйственных обязанностей. Необходимо сказать, сказал Иван Михайлович, что образование в России вплоть до революции, велось главным образом духовенством, и существенные реформы были введены на много лет после смерти Пушкина. Как я уже прежде вам говорил, Пушкин был гением и как таковой, он, будучи воспитан в любви к Православию и России, предвидел в будущем угрозу всему, что было дорого для него: Православие, спокойствие в стране, русские традиции и культуру, которые он советовал защищать. Разложение целого поколения молодежи превратившейся мысленно в заговорщиков, по мнению Пушкина, было результатом похода русских войск в 1813-14 годах в Германию и Францию, но которые скоро поняли свои заблуждения. Изменения в западных странах происходили постепенно в течение долгого времени и делались согласно местным требованиям жизни, но наша русская молодежь решила, что изменения можно произвести быстро, что вызвало среди них создание заговоров и неправильного выбора действий. Среди общества, как показатель хорошего воспитания, стали либеральные идеи, в то время как прежде молодежь занималась военной службой, отличаясь своей светской образованностью. Теперь считал Пушкин, стало необходимо защитить от дурного влияния, подрастающее новое поколение готовое принять новые для него впечатления. В своем докладе Пушкин коснулся духовного образования в семинариях, но главное внимание он уделил образованию всех классов населения Империи, никого не критикуя и не щадя, отметив положительные и отрицательные качества. В докладе Пушкин не затрагивал вопроса об образовании женщин, хотя, несомненно, знал о том, что они оказывали большое влияние на подрастающих мальчиков. Домашнее воспитание молодых людей, считал Пушкин являлось безнравственным и недостаточным, так как дома ребенок видел окружавшие его плохие примеры, не получая понятия о справедливости, чести и взаимоотношениях между людьми. Часто домашнее воспитание давало знание нескольких не нужных ему в дальнейшей жизни иностранных языков. Воспитание в частных пансионах также как и домашнее воспитание в большинстве случаев кончалось в 16 летнем возрасте молодежи, не готовой к самостоятельной жизни. Чины сделались, считал Пушкин страстью народа и выдача и производства в военные и гражданские чины, должны даваться немного позже может быть на три года, чем это теперь делается. В других государствах курс учения наступает гораздо позже в 25 летнем возрасте, а в России уже 16 летнем, когда молодежь без основательных познаний, не готова, и когда к 30 летнему возрасту, стремится стать полковниками в большинстве случаев, становясь жалким повторителем немного старшего или деятельного товарища. Уничтожение чинов считает Пушкин, было бы вредно, они еще полезны, но изменение необходимо. В кадетских корпусах, считал он, необходимо кроме физического преобразования, более строгого присмотра за нравами, так как они в положении запущения, и необходима полиция, составленная из лучших воспитанников. Необходимо добиться запрещение и наказание за доносы, жалобы начальству и надзор за похабные рукописи, ходящие между воспитанниками, наказывая за них вплоть до исключения из училища. Также необходимо уничтожение телесных наказаний и внушение, что подрастающие офицеры не начальники и палачи, которые имели право на розги и палки по отношению к другим. Во всех училищах необходимо чтобы русскую историю преподавали по учебникам Карамзина, ввели политические науки, дабы воспитанники, окончили, свое образование, со знанием политической экономии, со знанием новейшей системы Сея и Сисмонди, статистики, показать им разницу духа народов, источников государственных нужд и требований без искажений республиканских рассуждений, дабы эти идеи не изумили впоследствии, когда воспитанники вступят в свет и смогли бы поразить молодых людей прелестью своей новизны. Законодательство в России требует особых кафедр также как изучение России, чтобы молодые дворяне были подготовлены служить отечеству усердно верою и правдой как бы искренне, соединившись в правительственном подвиге улучшения государственных постановлений, а не препятствованию ему упорно и тайно имея недоброжелательные чувства. Вот так Пушкин предлагал Августейшему Монарху провести изменения в системе образования в России для улучшения жизни всем сословиям населения. Литературная деятельность Пушкина не была по вкусу каменщикам, тлетворная деятельность которых началась в России в 1814 году, после возвращения русских войск из Европы, но была Императором Николаем запрещена, ввиду их деятельности против Православной Церкви и Монархии. Этим объясняется их ненависть к Императору до наших дней, что недавно нам так хорошо на докладе объяснил Николай Дмитриевич. Все же, несмотря на запрещение, подпольная деятельность масонов в России продолжалась, и они всячески вызывали Пушкина на скандал. После смерти Пушкина по Петербургу распространились слухи о том, что будто бы произошла не дуэль, а убийство после повторного отложения поединка во время, которого для Дантеса была приготовлена кольчуга, защитившая его от пули из пистолета писателя.