От Киевской Руси к Украине: размышления о том, как Малороссия выродилась в Украину
«Доборолась Україна до самого краю.
Гірше ляха свої діти її розпинають».
(«І мертвим, і живим...»)
Рабы, холопы, грязь Москвы,
Варшавский мусор ваши паны, -
И гетманы и атаманы!
Тарас Шевченко
Ввиду известных политических событий последних лет необычайно остро встал вопрос отношений между русскими и украинцами. А именно - какие отношения хотят иметь эти народы-братья? Основанные на братской любви и взаимопонимании или продолжать братоубийственную войну?
Факт, что русские и украинцы являются именно братьями, невозможно оспорить - один язык богослужений, одна история, в которой пути этих народов тесно переплелись, и, самое главное - одна (до 1917 года) Российская Православная Церковь - свидетельствуют о близких родственных связях. Однако лукавые и изворотливые умы все-таки исхитрились и поставили под сомнение близость этого родства. Пусть они считаются братьями - но не родными. Возможно, двоюродными. А лучше даже троюродными или вообще сводными - так некоторые заинтересованные круги пытаются разделить единый некогда народ и таким образом укрепить свою власть над ним. Помните? - «разделяй и властвуй».
Для этого придумываются всевозможные филологические/лингвистические теории, замалчиваются одни исторические события и, наоборот, выпячиваются и преувеличиваются другие, служащие этой цели, а также пропагандируются и идолизируются национальные герои, которые поддерживали это разделение.
Всего сто лет назад Украина находилась в составе Российской империи. В прошлом - 2018 - году православные русские люди отмечали скорбную дату - 100 летие убийства царской семьи. Известно, что Святой Царь Мученик за год до своей смерти так описал в своем дневнике современную ему обстановку: кругом измена, и трусость, и обман! - как же так? Неужели совсем не осталось вокруг него верных ему людей?
Среди тех немногих, кто не принял отставку Государя, заподозрив недоброе, был граф Федор Артурович Келлер, генерал от кавалерии, «первая шашка» России.
Он немедленно отправил царю телеграмму с просьбой не оставлять престола и отказался привести свой корпус к присяге Временному правительству - «Я христианин и думаю, что грешно менять присягу».
После своей отставки, несмотря на уговоры, от предложения возглавить армию нового Всевеликого Войска Донского (парламентской республики) отказался ввиду своих монархических убеждений - его вера не позволила ему служить никому, кроме Царя, которому он однажды принес присягу.
На момент своей смерти - Главнокомандующий «всеми вооруженными силами на территории Украины» и Северной (монархической) армией, получивший это звание от Гетмана Скоропадского.
Уже на третий день командования граф Келлер написал приказ-призыв о восстановлении монархии, но воздержался от его опубликования по просьбе окружения, считавшего это несвоевременным (стоит обратить внимание на этот факт - большинство воинов под его началом воевали вовсе не за монархию).
В отличие от подавляющего большинства других бывших командиров, изменивших своей присяге, граф Келлер погиб, продолжая воевать против большевиков за веру, царя и отчество, а не за свое имущество, как остальные руководители Белого движения.
Мы не случайно привели здесь историю этого верного царского слуги - она имеет самое прямое отношение к вопросу о самосознании украинцев того времени. А именно - смерть выдающегося генерала является иллюстрацией ответа на этот вопрос. Славная кончина достойного воина произошла не от руки его прямых противников, как можно было бы предположить. Не от красных, не от большевиков. Он был казнен петлюровцами, сознательно отказавшись от возможности снять погоны офицера царской армии и скрыться от преследования.
Кто же такие эти петлюровцы? - Известно, что они воевали против большевиков - почему же они убили генерала, который сражался против общего врага? В этом случае они должны были быть союзниками. Ответ на этот вопрос дает их конечная цель - за что именно они воевали.
Петлюра был одним из исключенных семинаристов, активный член Революционной партии Украины (РУП). Понятно, что работавший на революцию Петлюра стремился недопустить восстановления монархии в России.
Удивительно, однако, что во время Первой мировой войны Петлюра призывал украинцев (в том числе и проживающих в Галиции - за пределами Российской империи) выступить на стороне России:
Острой критике подвергся напечатанный Петлюрой в седьмом номере «Украинской жизни» редакционный манифест-декларация «Война и украинцы» об отношении украинцев к началу мировой войны, в котором указывалось, что украинцы выбирают сторону России и будут защищать свою землю. Петлюра заверял царское правительство в том, что украинцы «не поддадутся провокационным воздействиям и выполнят свой долг граждан России в это тяжелое время до конца», и утверждал, что он выступает за объединение всех (в том числе галицийских) украинцев под эгидой царской России.
Но к 1919 году он радикально поменял свою позицию:
8 января он выпустил указ об аресте и отдаче под суд всех граждан, носящих погоны русской армии и царские награды, как «врагов Украины».
На первый взгляд, этот указ может вызвать удивление, ведь совсем недавно Петлюра был на стороне царя и России, а теперь, как и они, также воевал против большевиков. Однако, при ближайшем рассмотрении можно увидеть причину такого отношения - в 1919 году воевал он уже не за Россию, не за «царя, за родину, за веру», а, будучи социалистом, «во имя свое» - ради устройства независимой Украинской народной республики на основах социализма. Поэтому восстановление Российской империи во главе с монархом, частью которой опять была бы Украина, не входило в круг его интересов.
Для справки: в 2005 году Президент Украины Виктор Ющенко подписал Указ об увековечивании памяти Симона Петлюры; его именем названы улицы во многих городах Украины, а также открыт памятник в г Ровно.
Если взглянуть на других лиц, чтимых на Украине как выдающихся политических деятелей, то среди них мы видим таких личностей, как Гетман Петр Коношевич-Сагайдачный (16-17вв), Степан Бандера, Гетман Богдан Хмельницкий (17в), Гетман Иван Выговский (17в), Гетман Иван Мазепа (17в), атаман Нестор Махно...
У всех перечисленных бросаются в глаза следующие общие черты: иезуитское (католическое) образование; деятельность, ведущая к присоединению и укреплению положения Украины вне России - в составе других государств; ведение войн и заключение союзов против Московии с ее врагами, а в другое время - когда было выгодно - наоборот, заключались союзы с Московским государством в лице царя или его противников - большевиков (однако эти союзы легко разрывались, когда этого требовала выгода).
Все это наводит на мысль, что, в то время как подданные Российской империи защищали веру, царя, отечество, украинцы, хотя и являлись формально гражданами этого государства, признавали только одну составляющую из этого триединства, а именно - отечество, которое понимали в очень узком и одновременно мало определенном смысле как территории, на которых исторически проживали украинцы (поскольку и территории эти не имеют четких границ и изменялись во времени, и украинцы как нация не имеет четкого определения). Как видно из жизнеописаний ее вождей и героев, они не имели сильной единой веры православной, а многие и вообще отказались от какой-либо веры в пользу национальной идеи. Соответственно, и идея царя как управляющего государством им была противна - исторически они предпочитали демократический способ управления.
Из вышесказанного очевидно, что Украина не поддержала царя против его врагов. Находясь в составе Российской империи она не была верна царю… Значит, и к ним относятся царские слова про измену?
Сам собой напрашивается вопрос - а где были украинцы в 1613 году, когда русские присягали на верность царю Михаилу Романову и всем его наследникам? Этот вопрос наводит нас на след происхождения Украины и украинцев, который прояснит, кто же такие на самом деле украинцы и какова их степень родства с русскими. В том году в состав России входило примерно половина земель современной Украины - к востоку от Киева. Значит, население этих регионов тоже участвовало в соборной клятве. Соответственно, население Киева и земель на Запад от него не принимало участия в клятве, поскольку принадлежали другому государству. Здесь на ум приходит такое неоднозначно трактуемое понятие, как Киевская Русь.
А ведь действительно, что это такое и была ли вообще Киевская Русь (некоторые историки ставят этот факт под сомнение)?
Термин «Киевская Русь» впервые появился в первой половине XIX века в работе украинского историка Михаила Максимовича «Откуда идет русская земля» в узко географическом смысле для обозначения Киевского княжества, в одном ряду с такими словосочетаниями, как «Червонная Русь», «Суздальская Русь». Во второй половине XIX века термин приобрел дополнительное значение - им определялась одна из стадий единой русской истории и государственности.
Князь Олег захватил Киев в 882 году (предположительно) и ему приписывают знаменитую фразу: «Се буди мати городом русскымъ» - имеется ввиду, что Киев стал главным городом Руси. Предполагают, что до этого времени Киев находился в составе Хазарского каганата.
Оказывается, под названием “Киевская Русь” объединились множество славянских племен - каждое со своим князем. Хотя термин «объединились» нужно понимать весьма условно - они постоянно между собой воевали, нападая на соседей, убивая, уводя в плен и грабя друг друга. В общем, вели, похоже, вполне языческое дикое существование - такое поведение можно было наблюдать у африканских племен 17 века, в период начала их колонизации европейцами. С тем лишь отличием, что те не знали Христа и были язычниками вполне, в то время как Русь была официально крещена в конце Х века.
При таком образе жизни племен совсем не вызывает удивления, что Киев был сожжен в 1169 году владимиро-суздальцами, при участии полоцких, смоленских и прочих войск.
В 1203 г. черниговские Ольговичи вместе с половцами подвергли Киев разгрому, какому, по свидетельству киевского летописца, он никогда ранее не подвергался: «…Створися велико зло в Русстеи земли якого же зла не было от крещеныя надъ Кыевомъ. Напасти были и взятыя не якоже ныне зло не сстася» (Киевская летопись).
Одним из корней украинского государства некоторые историки считают и Галицко-Волынское кня́жество (1199-1392) - юго-западное русское княжество династии Рюриковичей, созданное в результате объединения Волынского и Галицкого княжеств Романом Мстиславичем. После того, как в 1254 году Даниил Галицкий принял в Дорогочине титул «короля Руси» от папы римского Иннокентия IV, он и его потомки использовали королевский титул.
Не кажется ли вам странным, что в древних источниках используются термины “Русь” и “русский” по отношению к так называемым украинским территориям. А где же сама Украина?
Слово «оукраина» существовало со времен Киевской Руси - как минимум, с XII века. Впервые упоминается в Киевской летописи Ипатьевского свода XII-XIV веков под 1187 годом в связи со смертью в пограничной Переяславской земле князя Владимира Глебовича («о нем же ѹкраина много постона»), позднее оукраина упоминается в летописях 1189 и 1213 годов (Галицко-Волынская летопись). Эти упоминания относились к окраинным территориям Переяславского (Посульская оборонительная линия), Галицкого и Волынского княжеств. С того времени и почти до XVIII века в письменных источниках это слово употреблялось в значении «пограничные земли», без привязки к какому-либо определенному региону с четкими границами, в том числе и далеко за пределами территории современной Украины, к примеру «псковская украина», «окская украина».
14 век:
Территории, на которых проживали люди, называвшие себя русскими, объединялись в двух государственных образованиях - Великом княжестве Московском и Великом княжестве Литовском.
Созданная в конце XIV века личная уния Великого княжества Литовского с Королевством Польским в 1569 году по Люблинской унии переросла в создание нового объединенного государства - Речи Посполитой (государственная религия - католичество).
В составе Речи Посполитой оказались обширные территории, некогда принадлежавшие Древнерусскому государству. Эти земли были населены людьми, называвшими себя русскими, говорившими на русском языке, но фактически находившимися внутри государственности поляков и литовцев.
Идеологи Речи Посполитой первыми начали противопоставлять юго-западные русские земли, которые они именовали «Руссией», Русскому государству с центром в Москве, которое они именовали «Московией».
Вот, оказывается, где лежит трещина разделения - католическим правителям мешало единство православного народа!
Каким же образом и когда все-таки так называемые украинцы, проживавшие в других странах, и их земли вошли в состав России? - ответ на этот вопрос нужно искать у Богдана Хмельницкого и его Переяславском договоре от 1653 года. Оказывается, в том году Богдан Хмельницкий (гетман войска Запорожского) послал посольство к русскому царю Алексею Михайловичу с прошением принять «всю Малороссию, его и все Войско Запорожское в вечное свое твердое владение, подданство и покровительство».
Оказывается, запорожцы называли свои земли Малороссией… и просили царя принять эти земли в твердое владение, подданство и покровительство - вот чего желал Богдан Хмельницкий и его воины.
В это же время султан турецкий очень настойчиво просил гетмана идти к нему в подданство, однако тот ему отказал и решил проситься в подданство к русскому царю.
Чем же не нравилось запорожцам находится в составе польского государства? - как говорится в решении боярской думы, польский король не сдержал своей клятвы о веротерпимости и насаждал латинскую веру, разрушал православные церкви.
Вот слова прошения Богдана Хмельницкого:
«Мы, Богдан Хмельницкий, Гетман Войска Запорожского, и все Войско Запорожское, и весь мир Христианский Российский до лица земли челом бъем.
… много челом бьем Тебе, Государю нашему, Твоему Царскому Величеству, служити прямо и верно во всяких делах и повелениях Царских Твоему Царскому Величеству будем вовеки».
Отсюда явно видно, что в то время украинцы считали себя, во-первых, «миром российским», а, во-вторых, дали присягу на верность русскому царю.
И вот как они сами объясняют, почему решили изменить польскому королю:
«Прежде сего от Королей Польских никакого гонения на веру и на вольности наши не было. Всегда мы всякого чина свои вольности имели, и для того мы верно и служили, а ныне за наступление на вольности наши понуждены Вашему Царскому Величеству под крепкую и высокую руку поддаться…»
Очевидно, что казаки хотели иметь свободу веры православной.
В Переяславле 8 января 1654 года в соборе Успения Пресвятой Богородицы состоялась присяга русскому государю: гетман, полковники и старшины дали присягу быть «вечными подданными его царскому величеству всероссийскому и наследникам его».
Как свидетельствует украинский казацкий летописец, «по усей Украине увесь народ з охотою» высказал желание объединиться с великим русским народом, и «немалая радость межи народом стала».
Киевляне встретили послов в 10 км от города со знаменами. В честь послов был дан салют. Послы въехали в Киев через Золотые ворота в сопровождении тысячи казаков. Киевляне своей присягой единодушно подтвердили решение Переяславской рады.
Из Москвы русское правительство прислало гетману булаву и другие знаки достоинства, а также печать с надписью: «Печать царского величества Малой Росии войска запорожского». Гетман сохранял свою административную власть и был зависим от Москвы.
В то время все было хорошо - украинцы и русские считали себя братскими народами российскими и Украина (Войско Запорожское, или Сечь) находилась в составе России и называлась Малороссией.
На гербе и флаге Войска Запорожского изображена фигура одинокого война - мы можем предположить, что это казак Сечи, однако по своему внешнему виду он очень напоминает турецкого воина - длинные черные усы на безбородом лице, черные густые брови, кривая сабля, красный дорогой турецкий (или персидский) пояс, шаровары, турецкие остроносые сапоги из мягкой кожи. Если посмотреть на известную картину Репина, на которой изображены запорожцы, пишущие письмо турецкому султану, то сходство с турками еще более очевидное - бритые головы с чубами на полуодетых по турецкой моде телах могли бы легко ввести в заблуждение относительно национальности, и лишь красные от алкоголя лица и винная бочка на переднем плане выдают отнюдь не последователей ислама.
Такое внешнее подобие объясняется тем, что казаки Войска Запорожского часто служили наемниками в войсках Османских султанов.
Вернемся к управлению гетманов. После Богдана Хмельницкого Гетманы, конечно же, назначались в Москве (отсюда и слова Тараса Шевченко в эпиграфе); однако после измены Мазепы (который в разгар русско-шведской войны переметнулся на сторону шведов, таким образом изменив присяге русскому царю) их влияние снизилось, а Екатерина Вторая и вовсе распустила Сечь в XVIII веке из-за «политической ненадежности». Часть запорожцев ушла в Турцию, а наиболее патриотичные полки были расселены на южных рубежах нашей Родины. Так возникли кубанские и терские казаки.
В 1804 году Речь Посполитая вошла в состав новой Австрийской империи, у которой с Россией был заключен Священный союз. Однако в ходе Крымской войны, в которой сначала Австрия занимала нейтральную позицию, а потом заключила союз с противниками России, Англией и Францией, которые, как и Австрия, стремились, в частности, к отказу России от влияния в Молдавии и Валахии.
Вот здесь, возможно, и зарыта собака разделения русского народа на русских и украинцев: Австрия в середине 19 века (1854) находилась на грани войны с Россией, однако на ее территории проживало большое количество граждан, которые называли себя русскими (ruthenen - русины)! Это были жители Закарпатской, Ивано-Франковской, Тернопольской, Львовской, и Черновицкой областей. По переписи 1910 года их было 8% населения.
Политика немецкой элиты в отношении тех или иных народов часто менялась в зависимости от внешнеполитической конъюнктуры: на последнем этапе своего существования начались «заигрывания» с польским меньшинством, сосредоточенным в Предкарпатье и в Галиции. Их целью было настроить польское население Российской империи проавстрийски. После объявления войны России немцы дo максимума расширили языковые права австрийских поляков:
В 1869 году польский стал официальным языком Галиции вместо немецкого. Парадокс однако был в том что сама Галиция была преимущественно украино- и русиноязычной, а в собственно польcких землях в районе Кракова использование польского в официальной сфере было ограничено вплоть до Первой мировой войны. Политика «разделяй и властвуй» таким образом была наглядно реализована немецко-венгерской верхушкой в регионах империи.
Таким образом, в конце XIX - начале XX века в Австро-Венгерской империи реанимировали старые польские идеологические наработки, противопоставляющие две ветви русского народа. Они-то и являются корнями современного украинского национализма, одним из плодов которого и стала нынешняя (но совсем не новая) идея украинских депутатов по переименованию России в «Московию».
В Галиции поляки сумели получить языковую монополию, а заодно и право на полонизацию западно-украинских земель. Несомненно, это сыграло существенную роль в самоопределении украинцев как уже «не совсем» русских.
Вероятно, это также послужило толчком к украинскому национальному движению: была создана «Русско-украинская радикальная партия» (Иван Франко). Очевидно, что на момент основания украинцы и русские объединились ради одной цели - освобождения от Австро-Венгрии и образования самостоятельного государства Украина. Печально то, что основать это новое государство они захотели на принципах социализма и, соответственно, в полном отрыве от царской православной России.
Здесь мы видим уже совсем отличные от Богдана Хмельницкого и его людей цели - два века назад они стремились быть под покровительством и служить верой и правдой русскому царю, считали себя русскими людьми.
Новые украинцы не только не хотели этого, но даже открыто выступили против России:
В 1912 году 200 ведущих деятелей трех украинских партий Галиции (национал-демократы, социал-демократы и радикалы) приняли заявление о лояльности правительству Австро-Венгрии и поддержке его в предстоящей войне с Россией.
Была создана Главная Украинская Рада, которая заявила в 1914 году: «войны хочет Царь Российский, самодержавный властелин Империи, которая является историческим врагом Украины», что царская империя 300 лет ведет политику угнетения Украины с целью сделать украинский народ частью русского; что победа России грозит украинскому народу Австрии лишь гнетом, а победа австро-венгерской монархии будет освобождением Украины.
Хочется подробно остановиться на этом заявлении - все в нем есть ложь: русская империя не могла являться историческим врагом Украины - страны, которой не было; русский царь не хотел сделать украинский народ частью русского - это опровергает прошение Богдана Хмельницкого о принятии Войска Запорожского в состав России. Очевидно, что участники этой Рады намеренно предложили украинскому народу ложные факты.
Результат - в 1914 году украинцы с оружием в руках на стороне немцев идут воевать против православной России:
Главная украинская рада приняла решение о создании украинского добровольческого формирования, получившего название «Украинские сечевые стрельцы». При Раде была создана Боевая управа, которая должна была возглавить «будущую украинскую войсковую организацию Легиона сечевых стрельцов». Основу Легиона составили военизированные группы Украинского сечевого союза.
Вот вам и грустная развязка этой темной истории. Сечевые стрельцы Богдана Хмельницкого называли себя русскими православными людьми и шли воевать за своего русского царя и свою веру. Украинские же стрельцы уже воюют против царя и против веры отцов. Это объясняет и появление Петлюры, и симпатии к советскому государству в 1920х, и все эти УПА и подобные организации.
Когда-то так славно начавшаяся история имеет весьма позорный конец: так называемые украинцы-малороссы продали веру отцов, отказались от клятвы своих славных предков, данной русскому царю, таким образом предав его, и променяли их на чечевичную похлебку независимого социализма - каковая идея по существу противна русской душе (поскольку Россия как единое государство никогда не существовала вне православия и, соответсвенно, вне монархии).
Возможно, это результат действий определенных сил, которые стояли как за французской революцией в 17 веке, так и за русской в 20м. И вообще за всеми революциями, направленными против монархов. Они хорошо понимают, что государство под властью монарха, помазанного Богом на царство, разрушить несравнимо труднее, чем любую республику, в которой множество партий и группировок находятся в постоянной борьбе за власть. Верный старый принцип «разделяй и властвуй» никогда не подводит. И они это знают, поэтому уже много веков успешно внушают народам ненависть к власти монархов и склоняют их на сторону так называемого демократического управления.
Заслуживает внимания и такой факт, как в 2019 году Украина получила президента и премьер министра иудейского вероисповедания.
Таким образом, сегодня опять перед украинцами стоит вопрос, который определит их дальнейшую судьбу перед концом мира, - кем же они хотят быть? Миром российским христианским или самостийной европейской провинцией, основанной на зыбких принципах бездуховного материализма, разграбленной своими же местными князьками и нищей духовно?
Предвижу вопрос встревоженного читателя, соблазнившегося опять модным сегодня словом «самостийной», - так что же, оставить независимость и идти под иго Российской федерации?
Вовсе нет. Бессмысленно и бесполезно заниматься устроением государственного строя, не устроив жизнь духовную.
Страна, которая называется Российская Федерация, не имеет ничего общего с той Россией, к которой хотели принадлежать воины Богдана Хмельницкого, кроме части названия. Во всем остальном, включая и современный Московский Патриархат, она является таким же печальным примером духовного и экономического беспутья и упадка, как и сама Украина.
Русскому народу нужно покаяться в тех же самых грехах - в отступлении от веры, в измене Христу в первую очередь и во всех вытекающих из этого последствиях - во вторую. Как мы увидели, у русских и украинцев одна история - они, как братья-близнецы: когда болеет один, второй тоже заболевает. И каяться им надо в общих грехах - желательно, вместе. Это не означает, что нужно ждать одному другого - начать может любой из них: если Россия исправит свои пути, то, возможно, Украина восстановит братские связи и, как блудный сын, покается и вернется в семью.
Если же современная Россия продолжит свой блудный путь в никуда, то Украина, будучи братом близнецом, может сама первой сделать этот выбор в пользу покаяния - и тогда, возможно, современные русские люди потянутся за нею.
Не следует искать причину своих несчастий в плохой власти. Нет у нас святоотеческого предания, которое бы призывало нас воздействовать на государственную власть.
Нам всем следует помнить, что на последнем Судилище с нас не будут спрашивать, паспорт какого государства мы имели.
А вот какой дух мы приняли и кому служили - Богу или мамоне - за это мы все дадим ответ.
Наталия Гарретт
(г. Санкт-Петербург)