РАЗВИТИЕ КРЫМА В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ЦАРЯ АЛЕКСАНДРА III

2 января 1787 года императрица Екатерина II с большей частью своего двора покинула столицу Российской империи на полгода, чтобы посетить недавно присоединённые владения – Крым. Так началось одно из самых ярких путешествий в истории - «Таврический вояж» императрицы и более чем трех тысяч ее сопровождающих. Среди которых были английские, австрийские и французские послы, министры и даже австрийский император Иосиф II, путешествующий инкогнито.

К тому моменту завершилась очередная Русско-турецкая война (1768-1774гг.). Одним из результатов которой, согласно Кучук- Кайнарджийскому мирному договору (10 (21) июля 1774 года), было обретение Крымским ханством независимости, впоследствии, в 1783 году перешедшем под покровительство России.

Путешествие заключало в себе огромный, не только административный вес, но и политическую сторону, которая состояла в стремлении наглядно уверить европейских монархов в окончательно свершившемся факт неотделимости полуострова от владений империи.  Подчеркивали это и сопутствующие события, среди которых особо выделяется дата 22 мая 1787 года, когда Екатерине и ее гостям был впервые продемонстрирован черноморский флот, включавший в себя 3 линейных корабля, 20 малых судов, 2 брандера, 12 фрегатов, 3 бомбардирские лодки [9, с.15], расположенных в бухте Ахтиар (Севастополь).

Однако для данной работы наибольший интерес представляет тот факт, что именно Екатерина, затратившая на столь долгий путь полгода, первая  из царской семьи побывала на Крымской земле.

Повторивший ее путешествие император Александр I, впервые посетивший Крымский полуостров в 1818 году, в последствии намеревался и вовсе перебраться сюда, говоря об этом так: «Я буду жить частным человеком. Я отслужил 25 лет, и солдату в этот срок дают отставку» [3, c.8].

И несмотря на то, что намеченным планам не суждено было сбыться, можно сказать о том, что именно со времен правления Александра I Крым становится особенным местом для представителей царской семьи рода Романовых. Однако, в самую настоящую летнюю резиденцию императорской семьи, Крым превратится при Александре II. Тогда же и Ялта приобретает внегласный статус «Летней столицы». 

Но по-настоящему эта традиция расцветет при его сыне и приемнике Александре III. Ведь с его именем связана удивительная история Ливадийского дворца – имения его матери Александры Федоровны, которое было подарено императрице ее супругом в 1862 году. Затем Ливадийский дворец перейдёт по наследству Александру Александровичу (1881 г.) Будучи в то время императором, Александр III останется верен своей неприхотливости и скромности в быту, отдавая предпочтение малому дворцу.  Большой императорский дворец служил свою службу несколько реже, в качестве места для приема Высоких гостей. Обычно приезды Александра III в Крым отличались многочисленностью сопровождавших его и Марию Федоровну родственников и приближенных. Для размещения последних пришлось даже часть, так называемой, «оранжереи Потоцкого» переоборудовать под жилые комнаты.

Чаще всего императрица приезжала первой (в начале лета) вместе с младшими детьми. Александр Александрович прибывал позднее, ближе к осени, сопровождаемый обер-прокурором Синода К.П. Победоносцевым, министром иностранных дел Н.К. Гирсом, министрами Д.А. Толстым, И.Н. Дурново, С.Ю. Витте и другими известными деятелями того времени, необходимыми ему здесь, в Ливадии, для решения вопросов государственного управления. Братья императора, великие князья: Владимир, Сергей, Алексей, также обычно отдыхали в Ливадии [3, с.45]. Такое же бесчисленное количество гостей в Ливадии соберётся и в 1891 году, когда это имение будет выбрано для празднования двадцать пятой годовщины со дня бракосочетания императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Среди гостей тогда можно было встретить представителей королевских семей большинства европейских стран. Подобного внимания Ливадия до тех пор не знала. Но узнает снова, когда 20 октября 1894 года в малом дворце Александр III скончался.

Первое знакомство с Ливадией у Александра Александровича случилось еще, когда он прибывал в статусе наследника престола (1871 год). Однако, помимо отдыха, будущему императору доведется именно в Ливадии познавать некоторые политические премудрости.  В подтверждение этих слов возвратимся в 1875 год.

После событий в Герцеговине, повлёкших за собой зарождение «Восточного кризиса», именно в Крыму сформировалась политика Российской империи на Балканах. Отсюда Александр II руководил переговорами в Константинополе российского посла в Турции генерал-адъютанта Н.П. Игнатьева. В Ливадию на встречу с императором приезжали английский и румынский послы, представители многочисленных славянских комитетов, и здесь же Александр II проводил важнейшие совещания с канцлером князем А.М. Горчаковым. А цесаревич, конечно же, был неизменным участником этих встреч и переговоров, занося потом в дневник свои впечатления о них [3, с. 26].

Став императором, Александр посетит Крым с официальным визитом в мае 1886 года для того, чтобы оценить состояние черноморского флота, расположенного в Севастополе. По той причине, что основным стремлением нового правителя станет поддержание престижа Российской империи на мировой арене. А это представлялось возможным только при условии обеспечения сильной армии и надежного флота. В Севастополе расширят порт и полностью переоборудуют судостроительный завод.

 После присоединения крымского полуострова в XVIII веке Российская империя получила возможность оказывать влияние на международную экономическую политику государств имеющих выход в черноморскую и средиземноморскую акваторию. Благодаря своему географическому положению и природным условиям, Крым имел потенциал, который реализовывала Российская империя в период правления Александра II (1855-1881) и Александра III (1881-1894). Уже в XIX веке Крым становится военным форпостом Российской империи на Чёрном море [2].

Весь период правления Александра III – это стабильность и мир. Контрреформы Александра III затормозили революционное движение в России, были усилены полицейские меры.

В период правления Александр III население России выросло до 122 млн. человек в 1894 году, хотя в 1856 году составляло вполовину меньше – 71 млн. человек, в том числе городское население выросло — с 6 млн. до 16 млн. человек. B это время в России закончился промышленный переворот, и машинная индустрия сменила старые мануфактуры. Выросли новые промышленные города (Лодзь, Юзовка, Орехово-Зуево, Ижевск) и целые индустриальные районы (угольно-металлургический в Донбассе, нефтяной в Баку, текстильный в Иванове). Выплавка чугуна с I860 по 1895 год увеличилась в 4,5 раза, добыча угля — в 30 раз, нефти — в 754 раза.

В стране было построено 28 тыс. вёрст железных дорог, соединивших Москву с основными промышленными и сельскохозяйственными районами и морскими портами (сеть железных дорог в 1881-1892 гг. выросла на 47%). В 1891 г. началось строительство стратегически важной Транссибирской магистрали, соединившей Россию с Дальним Востоком. Правительство начало выкупать частные железные дороги, до 60% которых к середине 90-х годов оказалось в руках государства. Число русских речных пароходов возросло с 399 в 1860 году до 2539 в 1895-м, а морских — с 51 до 522. Объём внешней торговли, не достигавший в 1850 году и 200 млн. рублей, к 1900 году превысил 1,3 млрд. рублей. К 1895 году внутренний товарооборот вырос в 3,5 раза по сравнению с 1873 годом и достиг 8,2 млрд. рублей.

Именно в правление императора Александра III Россия не воевала и за это царя назвали «миротворцем». Всё улаживалось исключительно дипломатическими методами. Император Александр III считал, что России незачем вмешиваться в европейские дела. Известны его слова, ставшие уже крылатыми: «Во всём мире у нас только два верных союзника — наша армия и флот. Все остальные при первой возможности сами ополчатся на нас». Поэтому царь много сделал для укрепления армии и обороноспособности страны и нерушимости её границ. «Отечеству нашему, несомненно, нужна армия сильная и благоустроенная, стоящая на высоте современного развития военного дела, но не для агрессивных целей, а единственно для ограждения целостности и государственной чести России».

Крым при Александре III – это не только одно из любимейших мест императора как частного лица, но и по-прежнему одна из важнейших опор для Монарха и государства в целом. Крымский полуостров при царе-миротворце  это далеко не только море, солнце и корабли, а еще и один из источников стабильного дохода.  Российская империя  расширила свои прямые торговые контакты и рынки сбыта. Вначале встаёт ряд задач, связанных с обеспечением черноморского флота и населения полуострова продовольственными и промышленными товарами, что и становиться мотивацией к развитию сельского хозяйства и промышленности. С ростом транзитной коммерции создаются таможенные учреждения.

Особое внимание из сельскохозяйственных отраслей получило овцеводство и виноградарство. В 1888 году удельное ведомство по указу императора приобретает еще одно знаменитое имение Крыма - Массандру. В этих местах начинают возделывать виноградники и строить винодельни. Непосредственное участие в этих событиях принимал   прославивший к тому времени русское виноделие – князь Лев Сергеевич Галицин. Развитие получило садоводство и табаководство. Осуществлялись попытки развить шелководство.

Самыми крупными отраслями промышленности Крыма стала добыча соли и рыболовство.   Обрабатывающая промышленность в Крыму строилась по принципу мануфактуры. Наиболее развившимися её отраслями были производство сафьянов, сёдел, кожи, свечей и мыла. Было налажено кирпично-черепичное и известковое производство. Обрабатывающая промышленность в первую очередь была ориентирована на местные нужды. 

Судоходство и судостроение получило развитие в рамках прибрежной полосы всей Таврической губернии.

В целом между сельским хозяйством, промышленным комплексом, судоходством и судостроительством, и таможенным управлением отчётливо видна глубокая взаимосвязь. Для реализации экспорта требовался торговый флот. Таможня осуществляла государственное регулирование над экспортно-импортным потоком. Вместе эти отрасли крымского хозяйства сформировали экономическую систему, позволившую Российской империи использовать Крым как плацдарм для интеграции в сферу мировой торговли по Южному направлению [5].

Здесь выделяется две основные перспективы для развития внешней торговли России. Идея первой укрепилась в государстве ещё во второй половине XVIII в. – получить свободный путь в Средиземное море. Конечно, в первую очередь это было продиктовано военно-политическими потребностями, но и экономические возможности были предельно высоки. Поэтому вопрос о режиме черноморских проливов Босфора и Дарданелл был важнейшим в российской внешней политике XIX века. Важнейшим экспортным товаром России в порты этих стран на протяжении всего XIX века был хлеб и его производные.

Основными портами на крымском полуострове, через которые реализовывалась внешняя торговля России – были Феодосия, Евпатория, Севастополь и Керчь. Наибольшее процветание они получили с 1870- гг, когда благодаря свободной торговле сумели восстановиться после Крымской войны. Через эти порты во второй половине XIX века шёл крупный поток зерна и хлеба. В Европе собственно крымское зерно ценилось за отменное качество.

В период правления Александра III, российские власти полноценно использовали торгово-экономические возможности Крыма. Российская империя получила свободный вход торговых кораблей в Средиземное море и установила прямые, без иностранного посредничества, торговые контакты со странами Средиземноморья. При Александре III в Российской империи рекордными темпами увеличилась промышленность, наметился общий рост экономики.

Отдельным, немаловажным эпизодом в развитии Крыма при Александре III, является и тот факт, что в этот период особо активизируется интерес к этим места у исследователей-археологов. В первую очередь, это касается изучения Древнего Херсонеса Таврического. И сам император не единожды посещал Херсонес в период проведения раскопок.

Отдельного внимания заслуживает не только тогдашнее положение культурно-исторического аспекта, но и не разрывного с ним духовного значения Крыма. Отметим некоторые события.

В 1890-х гг. московский купец первой гильдии Александр Кузнецов испрашивает дозволения на сооружение  храма в Форосе, в честь чудесного спасения императорской семьи после крушения поезда, шедшего из Крыма в Петербург, случившегося  17 октября 1888 года. Он же выделяет на строительство два участка земли 2,5 десятины, из части своего имения, которое приобрел несколькими годами ранее. 4 октября 1892 года храм был освящен. А еще через несколько лет, в 1898 году, храм посетил император Николай II с супругой Александрой Федоровной. И несмотря на непростую судьбу, Воскресенская церковь более известная под именем Форосская и на сегодняшний день, к счастью, является одним из символов и главных украшений крымского южнобережья.

В том же 1892 году было завершено строительство еще одной святыни -  Владимирского собора в Херсонесе (Севастополь). Он был построен на том месте, где по одной из самых распространенных версий, состоялось крещение киевского князя Владимира Святославовича (987 г). Данный собор был восстановлен в конце прошлого века и является вторым по величине собором на территории Крымского полуострова, а так же самым крупным православным храмом города Севастополя. Все это память о царе – миротворце и его семье. О том, что жизнь и судьба этих мест неразрывно связана с домом Романовых, с его семейной историей, вплетенной в судьбу империи и народов.

 

Литература:

1. Брикнер А.Г. «Путешествие императрицы Екатерины II в Крым» Исторический вестник, 1885. Т. 21.

2. Внешняя политика России XIX – начала XX века. Документы российского министерства иностранных дел. – М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. – 741 с.

3. Калинин Н., Земляниченко М. Романовы и Крым. – М.: «КРУЛ», 1993 – 320 с.

4. Маркевич А. И. Материалы архива канцелярии Таврического губернатора, относящиеся к путешествию императрицы Екатерины II в Крым в 1787 г. //ИТУАК. – 1891. – №11.

5. Марциновский П. Н. Феодосия во внешней торговле (1856—1914) [Электронный ресурс] / П.Н. Марциновский // Электронное научное издание Альманах Пространство и Время. – 2016. — Т. 12. – С. 1-13

6. Мясников, А.Л. Александр III. – М.: Молодая гвардия. 2018. – 608 с.

7. Попов А.В. Романовы на южном берегу Крыма. – Крымгосиздат. – 1930 – 69 с. [Электронный ресурс] / Режим доступа http://history-fiction.ru/books/all_1/time_12_1/book_3845/

8. Чернуха В.В. Александр III // Вопросы истории 11-12 (92) – 1992. – с. 46-64.

9. Широков В. А. Путешествие Екатерины Великой в Крым [Электронный ресурс] / Режим доступа http://ekaterina-ii.niv.ru/ekaterina-ii/history/shirokov-puteshestvie-ekateriny-v-krym.htm

10. Маркевич А.И. Материалы архива канцелярии Таврического губернатора, относящиеся к путешествию императрицы Екатерины II в Крым в 1787 г. // ИТУАК. – 1891. – №11.

Белоусова Алина, 1998 г.р. студентка 4 курса кафедры История Института общественных наук и международных отношений Сев ГУ. Севастополь.

 

 

Научный руководитель: Вакулова Т.В., доцент кафедры История Института общественных наук и международных отношений СевГУ.

Севастополь.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2019

Выпуск: 

4