Искусство власти

На бескрайних российских просторах до восшествия Александра III (1845 – 1894) на престол с каждым годом западный ветер вольнодумия усиливался от спокойного до ураганного. Вольнодумные идеи, смелые, но не всегда разумные и даже опасные, зарождались и гораздо раньше в горячих головах неуемных борцов за «свободу, равенство, братство» на далеком Западе. Такие заманчивые и соблазнительные идеи оказались весьма привлекательными для некоторых молодых людей в России, духовно не окрепших, но устремленных в «светлое будущее». Как правило, это были люди совсем не далекие, люди не большого ума, им, как говорится, и море по колено. По своему скудоумию они не могли понять, в чем же заключается истинные свобода, равенство и братство. Они не хотели и не стремились прилежно учиться, а стали объединяться в тайные сборища, чтобы якобы ради «светлого будущего», совершать свои «героические подвиги», на самом деле вовсе не подвиги, а преступные злодеяния вплоть до убийства. У них не хватало знаний настоящей русской жизни и отечественной истории. Это были в основном барские, избалованные дети, не познавшие трудовой жизни и, как правило, исключенные из учебных заведений без права восстановления в учебе. Некоторые из них, опасаясь преследований, покидали родину.

Одним из явных молодых бунтарей, покинувший родной дом в поисках счастья на стороне, был русский мятежник Александр Герцен. Он жил в чужой стране безбедно за счет богатейшего наследства. Почему-то этот «неутомимый борец» за равенство и справедливость не поделился своим богатством с неимущими хлеба насущного, как это подобает любому благочестивому человеку, не лишенному чувства милосердия и сострадания. О благотворительности он вообще не помышлял, а безрассудно тратил крупные средства на другие, совсем не богоугодные дела – на открытие типографии и издание газеты, в которой печатались вольнодумные и крамольные статьи, направленные чаще всего на разрушение существовавшего общественного строя в России. Причем текст печатался на очень тонкой бумаге, чтобы больше ее экземпляров отправлять тайно на родину и чтобы привлечь больше читателей, стремившихся слышать голос «Колокола», призывавшего крестьянскую Русь к топору.

Герцен не жалел средств на обустройство и попечение беглецов-соотечественников, покинувших родину в поисках «светлого будущего» в чужой стране. В частности, он приютил Михаила Бакунина, будущего автора «Революционного катехизиса», в котором до мельчайших подробностей изложена программа действий воинствующих революционеров, или будущих убийц-террористов. Пытаясь все переиначить и поставить все с ног на голову, воинствующий бунтарь и мятежник Бакунин, жаждущий бури на русской земле, не был оригинален ни в написании своей программы, ни в ее названии – он позаимствовал их из «Красного катехизиса» Моисея Гесса, скрестившего «религию» коммунистической революции и сионизм. В своих заумных революционных «воззваниях», пытаясь сформулировать принципы революции, Михаил Бакунин писал: «Не признавая другой какой-либо деятельности, кроме дела истребления, мы соглашаемся, что форма, в которой должна проявляться эта деятельность – яд, кинжал, петля и тому подобное. Революция благословляет все в равной мере».

Стремясь вырастить и воспитать молодое поколение оголтелых террористов, называемых пламенными революционерами, Александр Герцен приютил еще одного беглеца из России – Сергея Нечаева, убийцу, совершившего тяжкое преступление и прятавшегося от уголовного преследования.

Гораздо позднее беглецом по своей воле оказался и Владимир Ульянов (Ленин), окрещенный потом «вождем мирового пролетариата». Живя за чужой счет за границей, он тщательно изучал марксизм. Однако из-за скудости своих знаний (из университета его исключили), он не мог разглядеть в нем разрушительную силу и предвидеть трагические последствия при его безумном внедрении на русской земле. Поэтому он сознательно выбрал «единственно верный» путь кровавого террора, который он считал надежным средством захвата и удержания власти.

В отличие от Владимира Ульянова, не получившего достойного высшего образования и надлежащего духовно-нравственного воспитания, на земле русской были и высокообразованные и благочестивые люди, которые не только изучали досконально заумные труды западных «мудрецов», но и смогли разглядеть их пагубные последствия. Среди них особо следует отметить Ивана Александровича Ильина (1883 – 1954), блестяще закончившего Московский университет и достигшего небывалых высот в мировой философии. Профессор И.А. Ильин на высоком философском уровне и обстоятельно доказал не только утопизм, но и опасность марксизма при его воплощении в жизнь.

Марксизмом же старались вооружиться полуобразованные и дурно воспитанные беглецы из России, которых пригрел на чужбине Герцен. В силу своего невежества они вряд ли могли предполагать, что под красно-кровавыми знаменами марксизма в России совершится октябрьский переворот, повлекший за собой национальную катастрофу с многомиллионными жертвами. И такая всенародная беда все же случилась спустя почти столетие после рождения автора марксизма Мардохея Леви (Карла Маркса) в Германии в 1818 году.

Марксистский призрак зла и насилия не только бродил по Европе, но с большим напором распространялся далеко на Восток. Под его пагубным влиянием к концу правления Александра II нарастала революционная смута в России, и все больше и до крайнего предела распоясались убийцы-террористы, совершавшие преступные и греховные дела. И случилась непоправимая беда – 1 марта 1881 году Александр II был тяжело ранен бомбой террориста и вскоре скончался от смертельной раны. В тот же день вступил на престол его сын Александр, которого вскоре станут величать Всероссийским Императором Александром III, Миротворцем. Как и любой благомыслящий человек, он понимал: раз террористы вольготно себя чувствуют, свободно разгуливают по улицам и почти отрыто совершают преступления, значит не все в порядке в государственном правлении и далеко не все чиновники выполняют добросовестно свои служебные обязанности. В первую очередь надо было разобраться с ними.

В своих высказываниях о свободомыслии Александр III, ценивший все подлинное русское, был весьма сдержан в и готов был всегда услышать честное и правдивое слово, хотя оно и было не совсем лицеприятное. Беседуя в конце марта 1881 года с дочерью поэта Тютчева, Анной Федоровной, женой известного славянофила И.С.Аксакова, издававшего в Москве популярную газету «Русь», Царь сказал: «Я читал все статьи Вашего мужа за последнее время. Скажите ему, что я доволен ими. В моем горе мне было большое облегчение услышать честное слово. Он честный и правдивый человек, а главное, он настоящий русский, каких, к несчастью, мало, и даже эти немногие были за последнее время устранены, но этого больше не будет».

Вскоре громкое слово нового Монарха прозвучало на весь мир – 29 апреля 1881 года был оглашен Высочайший манифест. В нем говорилось: «Посреди великой Нашей скорби глас Божий повелевает Нам стать бодро на дело правления, в уповании на Божественный Промысел, с верою в силу и истину Самодержавной власти, которую Мы призваны утверждать и охранять для блага народного от всяких поползновений». В манифесте Александр III призывал всех верных сынов Отечества ободриться и содействовать «искоренению гнусной крамолы, позорящей землю русскую, к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения, к водворению порядка и правды в действии учреждений, дарованных России ее благодетелем, возлюбленным Родителем».

В царском манифесте, важнейшем документе обозначены главные цели и поставлены основные задачи укрепления государства Российского, в основе которого еще в начале девятнадцатого века был заложен прочный и надежный русский фундамент «Православие–Самодержавие–Народность». В этой единой духовной триаде, спасавшей людей от нравственного растления, православная вера была незримым связующим звеном между самодержавной властью и русским народом.

Высочайший манифест для многих оказался неожиданным. Тем не менее, стало ясно, что времена либеральных разглагольствований на пространные темы по несущественному поводу закончились. Постепенно на смену сановникам, слывшим либералами, приходили другие люди, просвещенные, образованные и готовые служить Царю и Отечеству беспрекословно.

Александр III смело и решительно начал бороться с внутренними врагами государственного порядка. Взбодрились полицейские, и судьи стали более внимательно читать законы, перед которыми все равны. И огромный государственный механизм заработал с новой силой. Сразу же без промедления были найдены прямые исполнители и организаторы цареубийства и выявлены лица, не участвовавшие в покушении, но готовившие другие террористические акты. Активные участники и организаторы покушения были арестованы, а пятеро цареубийц по приговору суда были повешены. Много ли это или мало, сразу же становится понятным, если сравнить это число справедливо наказанных преступников с тысячами и миллионами безвинных людей, расстрелянных, загнанных в тюрьмы и сосланных после октябрьского переворота семнадцатого года во время красного террора в России (невиновность этих жертв большевизма доказана их реабилитацией).

Спустя ровно шесть лет после злодейского убийства Императора Александра II, 1 марта 1887 года произошел последний всплеск терроризма – неудавшаяся попытка покушения на царя Александра III, предпринятая студенческой шайкой бандитов, возглавляемой Ульяновым, старшим братом Владимира Ульянова (Ленина). За совершенное уголовное преступление к суду были привлечены 15 человек, и по решению суда пять активных участников и организаторов покушения поплатились жизнью, а остальные получили заслуженные наказания в виде лишения свободы и ссылки.

Император Александр III не сомневался, что с внутренними врагами России надо вести решительную борьбу и не только с привлечением полицейских и суда. Он пытался всякий раз различать, где истинные и непримиримые противники, а где заблудшие люди, втянутые не по своей воле в противоправные действия. Когда решался вопрос, например, о царском помиловании, Император сам всегда следил за ходом дознания и выносил свое решение. Из архивных материалов известны разные случаи помилования. Один из них произошел в Кронштадте в 1884 году, когда был раскрыт кружок революционеров. Узнав из показаний обвиняемых, что мичман флотского экипажа Григорий Скворцов обливается слезами, кается и дает чистосердечные показания, царь немедленно распорядился: мичмана отпустить и судебному преследованию не подвергать. Известен и другой курьезный случай. Однажды некий солдат Орешкин, изрядно напившись водки в кабаке, начал буянить. Его пытались урезонить, показывая на портрет императора, висевший на стене, но солдат в ответ грубо заявил: «А плевал я на вашего государя императора!». Его тут же немедленно арестовали и завели на него уголовное дело об оскорблении царствующей особы. Однако Александр III, прочитав материалы дела, остановил ретивых следователей, начертав на папке слова: «Дело прекратить, Орешкина освободить, впредь моих портретов в кабаках не вешать, и передать Орешкину, что я на него тоже плевал».

Александр III всегда с большим уважением относился к тем людям, кто исповедовал русские ценности, основанные на православных традициях. Один из его принципов правления заключался в том, что неполадки в государстве надо исправлять, разные предложения необходимо выслушивать, но для этого необязательно созывать некие народные собрания, чтобы решить тот или иной вопрос во благо отечества.

Летом 1881 года Александр III своему младшему брату Сергею писал: «Назначив почти везде новых людей, мы дружно принялись за тяжелую работу и, Слава Богу, с трудом и понемногу идем вперед, и дело идет гораздо успешнее, чем при прежних министрах, которые своим поведением заставили меня уволить их от занимаемых должностей. Они хотели меня забрать в свои лапы и закабалить, но это им не удалось… Не могу скрыть, что и теперь еще далеко мы не в нормальном состоянии и много еще будет разочарований и тревог, но на все надо быть готовым и идти прямо и смело к цели, не уклоняясь в сторону, а главное – не отчаиваться и надеяться на Бога!».

При назначении новых людей никаких преследований, арестов, высылок неугодных чиновников не последовало, как широко практиковалось после захвата власти большевиками-самозванцами в семнадцатом году. Для наведения порядка не были созданы чрезвычайные комиссии, как это сделали большевики, опьяненные беззаконием, для удержания власти в своих руках, обагренных кровью. Без всякого насилия все чиновники, почувствовав ответственность, стали более добросовестно выполнять свои служебные обязанности. И совсем скоро стало ясно, что с новой властью шутки плохи, что молодой Император человек строгий, но справедливый, и воле его надлежит повиноваться беспрекословно. Сразу же все завертелось, стихли пустые дискуссии об утверждении конституции на западный лад, которую он считал «покойною для себя, но очень опасною для России», заявляя время от времени, что «не видит необходимости навязывать России все неудобства конституционализма, препятствующего хорошему законодательству и управлению.

Император Александр III ввел невиданное в России новшество: потребовал, чтобы ему представляли списки всех неисполненных поручений и решений с указанием ответственных лиц. Это, конечно же, повышало исполнительскую дисциплину чиновников и в значительной мере способствовало сокращению волокиты при получении документов и не давало каких-либо поводов для взяточничества. В эпоху царствования Александра III в России сохранялась строгая административная регламентация. Враги государственной власти в соответствии с законом подвергались преследованиям и арестам, как и в любом цивилизованном государстве.

Постепенно наводился порядок и во всей системе просвещения и образования в России. Повышалась роль духовной опеки в школе, и уделялось особое внимание нравственному воспитанию гимназистов и студентов, чтобы погасить на корню революционную смуту и создать все благоприятные условия для прилежной учебы и получения достойного образования.

Подобный общественный порядок не только в сфере просвещения и образования, но и во всех государственных структурах, удалось навести в будущем Петру Аркадьевичу Столыпину (1862 – 1911), главе правительства, человеку ума и благочестия, спасавшему великую Россию от надвигающихся великих потрясений.

Характеризуя Александра III, профессор К.П. Победоносцев (1827 – 1907), выдающийся государственный деятель и историк писал: «Душа его была чуткая в отзывчивости ко всему, в чем сказывалась ей природа своей земли и своего народа. Он вырос возле старшего брата, наследника престола, можно сказать, в тени его, питая свою душу дружбой с ним, воспринимая от него впечатления и вкусы его умственного и нравственного развития».

После смерти старшего брата Николая в 1865 году до вступления на престол в 1881 году воспитание и образование Александра, ставшего законным наследником престола, «совершалось в духе исторических заветов народа русского и Русского государства». Он получил блестящее домашнее образование – юридическое по университетской программе и военное в объеме Академии генерального штаба. Учителями и наставниками великого князя Александра Александровича, будущего Императора были выдающиеся педагоги того времени.

С большим вниманием и великим душевным трепетом Александр III читал и не раз перечитывал завещание своего отца: «Я уверен, что сын мой, Император Александр Александрович, поймет всю важность и трудность высокого своего призвания и будет и впредь во всех отношениях достоин прозвания честного человека… Да поможет ему Бог оправдать мои надежды и довершить то, что мне не удалось сделать для улучшения благоденствия дорогого нашего Отечества. Заклинаю его, не увлекаться модными теориями, пекись о постоянном его развитии, основанном на любви к Богу и на законе. Он не должен забывать, что могущество России основано на единстве Государства, а потому все, что может клониться к потрясениям всего единства и к отдельному развитию различных народностей, для нее пагубно и не должно быть допускаемо. Благодарю его, в последний раз, от глубины нежно любящего его сердца, за его дружбу, за усердие, с которым он исполнял служебные свои обязанности и помогал мне в Государственных делах».

Конечно же, Александр III стремился исполнить заветы отца Александра II, своего предшественника на троне. Он не увлекался модными западными теориями, а, будучи здравомыслящим и высокообразованным человеком предвидел их разрушительную силу. Все государственные дела он всегда тщательно обдумывал и всегда действовал, основываясь на любви к Богу и на законе.

По словам П.А. Зайончкоского (1862 – 1926), русского историка, генерала от инфантерии, «Александр III был довольно скромен в личной жизни. Он не любил лжи, был хорошим семьянином, был трудолюбив, работал над государственными делами нередко до 1 – 2 часов ночи… Обладал определенной системой взглядов… Оберегать чистоту «веры отцов», незыблемость принципа самодержавия и развивать русскую народность – таковы основные задачи, которые ставил перед собой новый монарх… в некоторых вопросах внешней политики он проявлял здравый смысл».

Известный русский государственный деятель С.Ю. Витте (1849 – 1915) писал: «У императора Александра III было совершенно выдающееся благородство и чистота сердца, чистота нравов и помышлений. Как семьянин – это был образцовый семьянин; как начальник и хозяин – это был образцовый начальник и образцовый хозяин… был хороший хозяин не из-за чувства корысти, а из-за чувства долга. Я не только в царской семье, но и у сановников, никогда не встречал того чувства уважения к государственному рублю, к государственной копейке, которым обладал император… Он умел внушить за границею уверенность, с одной стороны, в том, что Он не поступит несправедливо по отношению к кому бы то ни было, не пожелает никаких захватов; все были покойны, что Он не затеет никакой авантюры… У императора Александра III никогда слово не расходилось с делом. То, что он говорил, было им прочувствовано, и он никогда уже не отступал от сказанного им… Александра III могли не любить, критиковать, находить его меры вредными, но никто не мог его не уважать. И его уважал весь мир и вся Россия… Император Александр III был человек чрезвычайно мужественный».

Действительно, Александр III, мужественный и благочестивый человек, как настоящий русский богатырь, завоевывал не чужие земли, а нравственный авторитет как внутри своей страны, так и за рубежом. Поэтому не было ни малейших поводов, ни объективных причин развязывания каких-либо войн, которые всегда влекут за собой огромные материальные потери и множество человеческих жертв.

В последние десятилетия девятнадцатого века, особенно при царствовании Александра III в России открывались школы, гимназии и высшие учебные заведения, и происходило их духовное оздоровление. Научные достижения русских ученых и их открытия мирового масштаба в разных отраслях науки использовались не только для познания природы, но и в производстве, и в хозяйстве. Улучшались условия труда на производстве. Крестьяне, добывая хлеб насущный, были заинтересованы в расширении своих наделов. Развивались промышленность и сельское хозяйство. Строились железные дороги. Укреплялись армия и флот. Русские писатели писали и печатали свои романы с завлекательными любовными сюжетами. Русские художники создавали настоящие шедевры русского изобразительного искусства, не уступающие по своему глубокому содержанию и художественному мастерству картинам эпохи Возрождения. Русские поэты сочиняли замечательные стихи, на которые русские композиторы писали удивительно красивую и нежную музыку, музыку для души, и многие из них стали любимыми народными песнями и романсами, которые популярны и сегодня. А русский народ трудился, веселился и пел песни. При такой мирной и спокойной жизни русское население приумножалось, а Россия уверенно продвигалась вперед, оставляя далеко позади многие страны Запада.

Для Александра III все русское было не только привычным, не только родным и близким, но и первостепенным, главным и особо значимым. При нем на всю необъятную страну впервые прозвучали его слова: «Россия – для русских!». Под русским знаменем укреплялось государство Российское, объединявшее и защищавшее многие народы и народности великой России. И все хорошо понимали и прекрасно знали, что на русской земле был настоящий хозяин – Всероссийский Император Александр III, владевший величайшим искусством власти.

 

Степан Карпенков,

профессор, доктор технических наук, лауреат Государственной премии и премий правительства России,

член Попечительского совета РПО им. Императора Александра III

(г. Москва)

 

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

1