Россия. Созидание на руинах (окончание)

5. О национальном образовании

 

Во всех бывших республиках СССР и во всех автономиях превосходно и давно существуют школы национальные. Создают национальные школы эстонцы, чуваши, татары, узбеки, казахи, ни перед кем не оправдываясь, - и справедливо, и они правы, и очень хорошо. Но если только русский скажет «русская национальная школа» - поднимается страшный шум, опасность чуть ли не фашизма. Почему, почему русский народ, единственный из народов СССР, лишен права и на самоопределение, и на воссоединение, почему? Если всем можно, почему нам нельзя? Это просто глупо и смешно, стыдиться здесь нечего. Надо различать слова «российский» и «русский» и никогда не путать. Российское у нас - государство, многонациональное и многоверное. Российские у нас все органы правительственные, государственные, - это все российское. Но культура, простите, у нас русская, и никак культуру российской сделать нельзя, это бессмыслица. И не может быть вообще интернациональной культуры, ибо каждый народ растет во всечеловечество, словами Достоевского, только из своей культуры. Интернациональная - это бессмыслица, потому что «интер» - это «между», между нациями, никакой нации, вообще никакой. И нас забили этим интернационализмом, нам дышать не дают, не дай Бог сказать «русское национальное». Да, должна школа расти из русской культуры, из русской традиции, из русской истории, из родного языка, из краеведения, которое у нас затоптано с ненавистью, - из этого всего может вырасти только русская национальная школа.

А.И. Солженицын

 

Заговорив о детях, обратимся к проблеме образования и воспитания, стоящей не менее остро, чем уже затронутые. Ныне образование наше такого, что молодые люди выходят из стен учебных заведений, не зная ни русского языка, ни русской истории - не зная по-настоящему ни одного предмета, не имея навыков ни к одному делу. Мы переживаем настоящее одичание - образовательное и трудовое.

Сегодня ведется много споров, какая именно модель образования нужно России, сколько часов каким предметом должно быть уделено, нужны ли иностранные языки и в каком объеме…

России нужно русское национальное образование. Школа должна воспитывать, в первую очередь, мыслящего человека и гражданина своей страны - воспитывать русским. Есть много важнейших и нужнейших предметов, но первые два предмета, которые должно знать русскому человеку - это русский язык и русская история. И лишь затем все прочее. Сегодня ведутся споры о том, нужны ли знания иностранных языков, не вредны ли они. Ответим: человеку, воспитываемому русским, знание чужого языка повредить не может. Получающий же «общечеловеческое» воспитание и образование и без чужих языков русским не станет - он просто не будет знать ни своего языка, ни чужого. Поэтому повторим еще раз: важно знание ребенком своего, любовь к своему, а не незнание чужого.

«Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера, - писал И.А. Ильин, - не просто в «образовании» (ныне обозначаемом в Советии пошлым и постылым словом «учеба»), ибо образование само по себе есть дело памяти, смекалки и практических умений в отрыве от духа, совести, веры и характера. Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно-выгодные возможности, технические умения, которыми он, - бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный, - и начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что безграмотный, но добросовестный простолюдин есть лучший человек и лучший гражданин, чем бессовестный грамотей, и что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а разврат пошлой цивилизации. Новой России предстоит выработать себе новую систему национального воспитания, и от верного разрешения этой задачи будет зависеть ее будущий исторический путь».

В российской школе сегодня наблюдается острый дефицит кадров. Старые учителя уходят на покой. Кто приходит им на смену? В условиях нищеты, на которую обречены работники образования, в педагоги идут или энтузиасты, коих меньшинство, или те, кому не повезло найти более денежной и престижной работы, люди, не имеющие ни призвания, ни способностей к работе с детьми. Чему же научит такой педагог? В лучшем случае, худо-бедно, донесет азы школьной программы, «от сих и до сих». К ним всего лучше подходят слова Св. Николая Сербского: «Те, что просвещают не просвещая, а ослепляя - что будешь делать с ними, Господи? «Одна из насущных задач сегодня - сформировать учительский корпус, выпестовать новые кадры для него. Воспитание детей не может доверяться абы кому. Учитель - исстари звание высокочтимое на Руси, и оно должно вновь стать таким. И исключительно моральных качеств самих педагогов тут будет недостаточно. Ведь ныне нет-нет, а скользнет по лицу успешного человека жалостливо-презрительная усмешка - «учитель». Учитель - значит, нищий. Неудачник. Он разрывается на части, занимаясь репетиторством. Он без искры относится к своим обязанностям, как бы отбывая повинность. С ним можно «договориться», чтобы богатый оболтус не получил «неуд». Вот - стереотип, унижающий звание педагога и подрывающий саму основу учебного процесса. Учитель должен быть уважаем, иначе никакого влияния на своих учеников он не будет. Для этого необходимо, с одной стороны, максимально высокие требования к кадрам, тщательная подготовка их, с другой, адекватная принятому высокому стандарту зарплата, о которой сам учитель мог бы говорить, не стесняясь и не пряча глаз.

А что же с самим школьным образованием? Когда-то Н.В. Гоголь писал: «Просвещение наносное должно быть такой степени заимствовано, сколько может оно помогать собственному развитию, но что развиваться народ должен из своих же национальных стихий». У нас все происходит наоборот. Перенимая западный опыт, мы нещадно корежим нашу систему образования. «Благодаря» новым стандартам, мы воспитываем не Человека, а наемного клерка, специалиста узкого профиля, раба. В царской России министерство образование именовалось министерством просвещения. И в этом различии названий заключена разница задач: не напичкать ребенка всевозможными знаниями, но просветить его душу, воспитать. Исторически у России и Европы был разный подход к науке и образованию. Как формулирует это различие доктор культурологии профессор Юрий Александрович Помпеев: «На Западе поиски научной истины - это самоцель. Фауст и душу был готов продать нечистой силе за научное познание. В России - не так… В России говорили: «Наука только умного учит», «Дураку наука - что ребенку огонь», - то есть выше научного познания ставилась некая мудрость души. Или вот еще: «Не собрать корабля без гвоздей - не будет праведника без книжной науки». Наука, научное познание - это помощь праведнику в становлении души. Вот что такое «русская наука»: не изобретение собственных законов природы, а приспособление этих законов под общий строй народной, праведной жизни. Вот она - православная этика, вот то, что нас делает русскими людьми. Ее можно забыть, ее можно подменить «общечеловеческими» ценностями. Но почему-то из всех этих ценностей нам прививают только любовь к деньгам…»

Нынешняя школа не просвещает, а лишь набивает голову ребенка определенным количеством информации, не беспокоясь об ее усвоении. Огромный перевес делается в сторону точных наук, ради которых приносятся в жертву русский язык, литература и история, то есть предметы, формирующие личность, воспитывающие человека и гражданина. И.А. Ильин указывал: ««Воспитать» значит сделать из ребенка не преуспевающего человеко-угодника, а духовно-зрячего, сердечного и цельного человека с крепким характером. А для этого надо зажечь и раскалить в нем как можно раньше духовный «уголь»: чуткость ко всему Божественному, волю к совершенству, радость любви и вкус к доброте. Это откроет ему путь вверх и даст ему духовную свободу. И тогда может однажды настать тот прекрасный день, когда им действительно овладеет сверхличное пламя духа и он явится людям, как Божие орудие, как светящий и призывающий факел своего народа».

Проблема нашего образования заключается еще и в отсутствии единого стандарта учебной литературы. Это особенно остро сказывается на преподавании истории. Ее преподавание было достаточно безобразно и прежде в силу крайней идеологизированности, во многих же новейших учебниках умудрились просочетать советскую ненависть к России царской, и ненависть демократическую - к советской. В итоге выходит не история, а один бесконечный позор. Одни учебники бегло упоминают о ВОВ, в основном, говоря о помощи Америки, о репрессиях против некоторых народов и роли интеллигенции в войне. Другие - обосновывают историческую необходимость ГУЛАГа. В итоге преподавание истории ведется из рук вон плохо, и знания учеников по этому предмету оказываются ничтожными. И снова приходим к тому же: неведению истории собственного народа, незнание самих себя.

Школьные учебники должны быть подвергнуты строгой ревизии. Общим принципом их изучения гуманитарных предметов должно быть воздержание от агрессивного навязывания какой-либо одной точки зрения. Нужно учить не зубрежке, но размышлению, анализу. С ранних лет должен человек привыкать мыслить самостоятельно и не бояться высказывать своего понимания того или иного факта, даже если оно не согласуется с мнением учителя. Учитель не должен подавлять ученика, но направлять его. Давление вызывает зачастую обратный эффект - отторжение навязываемого. Этого допускать нельзя. Мало дать знания, но необходимо воспитать желание умножать их впредь, привить интерес и любовь к наукам, искусству, в первую очередь - к хорошей книге. Человек - это не сумма знаний, но мировоззрение. В формировании мировоззрения должна помогать школа. Помимо наук, в ней должен закладываться фундамент духовного развития человека, прививаться, культура, понятие Добра и Зла, правила хорошего тона, уважение друг к другу, ответственность, умение составлять собственное мнение и отстаивать его. Должен быть пересмотрен основной ориентир образования: его целью должно стать воспитание личности, а не наймита.

Кроме интеллектуальной базы, школа должна также давать определенные трудовые навыки, необходимые всякому нормальному человеку в повседневной жизни. Сегодня иные молодые люди умеют, кажется, пользоваться лишь двумя предметами - «мышкой» и мобильным телефоном. Оттого нам представляется необходимым возвращение в школы почти изгнанных из них уроков труда. Это тем более актуально, что России производящей, а не только потребляющей, нужны будут рабочие руки, нужны будут люди, умеющие работать руками, а не толпа «менеджеров», не пресловутый офисный планктон. А, следовательно, труд должен стать уважаем и престижен.

Отдельно нужно сказать о школах с малым количеством учащихся (в первую очередь, сельских), которые также подверглись повальной «оптимизации». Их необходимо восстанавливать, ибо закрытие таких школ является ударом как образованию, так и по деревне, откуда вынуждены уезжать семьи с детьми.

Скажем больше: по нашему мнению было бы весьма полезно «разукрупнение» школ для того, чтобы у учителя оставалось больше времени на каждого ученика. Когда в классе 30 детских душ, то времени этого только и хватает на необходимое прохождение программы, а детские души требуют несколько большего, требуют хоть немного индивидуального подхода к себе, общения с учителем. И это достижимо при условии, если в классах будет, скажем, человек по 12, как практикуется сегодня в элитных гимназиях.

Сегодня в Краснодарском крае русский педагог-новатор Михаил Щетинин разрабатывает модель «Школы будущего» в рамках Центра комплексного формирования личности детей и подростков. «Россия - это служение вечности, - говорит Михаил Петрович. - Поэтому нас не может понять мир экономических единиц, тех, кто живет сиюминутной, экономической жизнью. Мы никогда не будем стяжателями, пока мы русские. Отдавая - мы богатеем, и, только служа, мы можем жить.

Поэтому наша задача состоит не в том, чтобы менять, отрицать прошлое, а в том, чтобы дополнять его. Мне вообще кажется, что знаменитый закон «отрицания отрицания» в русской философии звучит иначе - закон «дополнения дополнения». То есть, когда ты живешь в движении, ты дополняешь этот процесс, а не отрицаешь его - ты служишь будущему и этим осуществляешь свой долг.

Я не случайно говорю о России, о русском народе. Мы здесь очень много думаем о России, о ее прошлом, всматриваемся в то, что написано на бумаге, и в то, что написано в наших генах. Гены, оказывается, тоже могут говорить, когда к ним обращаешься. Есть такое чувство, что каждый человек лично прожил все, и тогда каждый человек - это не отдельная человеческая единица, а человек Рода. А ежели нет такого полного чувства, то тогда я человек какого-либо колена Рода или нескольких колен. То есть каждый человек - это не просто восемнадцатилетний, тридцатилетний или пятидесятичетырехлетний, а «Я - весь Род», и тогда Я в себе несу личность.

Россия не борется с Мировым Злом. Она служит Чистой Силе, и сама она есть Чистая Сила. Утверждение Чистой Силы невозможно в условиях, когда ты воюешь с каким-то злом. Мне очень нравится принцип каравана - собаки лают, а караван идет. Я сам так строил свою жизнь. И если бы на каждый лай я отвечал, то запутывался и сам терял бы смысл собственного движения. Поэтому нам надо вести свою линию Чистой Силы, и тогда не прилипнет к нам сила злая. Поэтому надо успеть прожить жизнь по-русски, по-своему, а не искать врагов, не искать зло, чтобы с ним бороться. Нужно строить свое. А утверждая Чистую Силу, мы побеждаем и само зло.

Я очень серьезно отношусь к русскому вопросу, потому что это мой народ, это моя Родина. У нас в Центре люди разных национальностей, но мы все строим Россию. Я недавно читал письмо одной тринадцатилетней башкирской девочки. И она пишет о России - как важно ее беречь, нашу Россию. Сколько любви вкладывает она в это понятие!

Как мне видится, Россия- хранительница истока. Мы позже всех ушли в западный мир, в котором довлеет всем частный человек, а наиболее важными являются материальные ценности. Мы никогда не знали духовного рабства и сохранили первозданность. Причем в слово «мы» я ввожу не только людей, живущих сейчас, но и наших пращуров, которые представлены в наших генах и рассеяны во всем русском просторе - в полях, в земле, в реках. Недаром же так и говорят- «Дон-батюшка», «Земля-матушка». А наши предки спрашивали у степи разрешения, чтобы взять былинку для излечения больных. Для нас все живо.

Насколько невежественен человек, если он думает, что Россия погибла! Ведь Россия - это вечность, так что конец России - это все равно, что конец вселенной, конец Космоса... Мы живем в космическом безбрежье, в постоянном энерго-информационном процессе. Почему самым большим грехом является дух уныния? Потому что уныние - это одиночество и потеря чувства связи с миром. А есть закон систем - если элемент работает на систему, то работает и сам элемент, если же элемент отсекает систему, то система блокирует этот элемент. И каждый из нас должен понимать, что он живет в системе под названием Вселенная, истоком которой является Господь, Творец всего сущего. И я тогда русский, когда чувствую эту систему внутри себя. Я и сам есть «все», «всецелое»... Помните - «все видеть, все понять, все знать, все пережить... Все формы, все цвета вобрать в себя, пройти по всей земле горячими ступнями! Все воспринять и вновь все воплотить».

Если я так живу, пусть где-то в далекой деревне, я уже обречен на победу. Вот это и значит - жить Чистой Силой. Мы просто не должны принимать язык пораженцев. Да, я понимаю, что это максима, но мы говорим об идеальной модели человека.

Модель России выражается очень точно в одной фразе - «Русские не сдаются». Если сдаются - это не русские. Поэтому принцип один - нет безвыходных ситуаций. Надо искать любую крупицу проявления нашего национального начала, беречь его, помогать ему, искать опорные точки.

Но самое страшное, когда мы начинаем бояться. Вот уж что России никак не приемлемо - это страх. Бесстрашие - это естественное существование русского человека в пространстве.

Великая Отечественная война - это высший пик проявления русской духовности. Ведь против нас вышел не Гитлер, а весь западный мир. Кстати, если русский человек захотел, то уже в 1945 году помыл бы сапоги в любом из мировых океанов - хоть в Атлантическом, хоть в Индийском. Но он этого не захотел, а поступил как всегда - прогнал ворога и отдал освобожденным народам их землю. Как писал писатель и поэт Юрий Сергеев: «За что солдаты проливали кровь: Захватчики - за барахло и деньги, а наши воевали за любовь...» Это абсолютно верно.

Знаете, когда будет расцвет России: Когда правнуки фронтовиков наберут силу. Ведь фронтовики - это поколение побед, это мощнейшая сокровищница нашего духа. И правнуки станут зрелыми, и Россия достигнет высочайшего своего расцвета.

Вот почему так важно знать историю. Русскому человеку сейчас крайне важно постигать свою историю не рассудком, а сердцем, причем постигать пристрастно, со страстью.

…Вся познавательная деятельность должна быть организована таким образом, чтобы ребенок не готовился жить, а жил. Легкие не готовятся дышать, они дышат. Дети не должны готовиться жить, они должны жить здесь и сейчас, родовая память содержит самую качественную информацию о различных способах жизни в этом безмерном мире. Поэтому единственное, в чем мы можем ребенку помочь - мы помогаем ему реализовать себя, со всей его безмерностью, в этом текущем времени, найти язык и способы, как эту безмерность, сой космизм проявить, сегодня, как в вечности.

Важнейшим предметом у нас здесь является история Отечества. Я убежден, что сегодня нельзя говорить о здоровье нации, если главенствующим предметом в школе не будет история. И еще - слово, то есть русский язык и литература. История и слово - они нераздельны.

…Умение работать. Причем крайне важно работать «за так». Ни в коем случае не за деньги. Дети должны расти в системе добротворения, они должны отдавать - не получать, а отдавать. Мы сами много строим не потому, что мы бедные. Да, у нас нет денег, да, мы нуждаемся в деньгах. Но мы строим (вы заметили, как мы строим?), и мы стараемся строить как можно красивее. Это строят дети: они и каменщики у нас, они и монтажники, и кровельщики. Они делают всю работу. Не с рукой протянутой ребенок должен стоять, а. напротив, он должен быть в процессе «даяния» тому, кто нуждается. Если ребенок отдает, тогда он растет. Ведь отдавая себя, обретаешь в себе все».[1]

Кто знает, быть может, щетининская «Школа будущего» есть прообраз той самой русской национальной школы, которая однажды, Бог даст, все же будет у нас?..

 

6. О национальном вопросе, миграции и репатриации

 

Восстановление потрясенной гегемонии Русского народа в Империи, его историческими усилиями созданной, составляет теперь жгучую потребность времени.

Л.А. Тихомиров

 

Повторяя параграф за параграфом слова о «русском», «русском национальном» мы должны оговориться, что такая национальная ориентация ни в коей мере не служит к ущемлению прав иных народов, населяющих наше многоплеменное Отечество. Их полное и законное право изучать свои языки и традиции в рамках факультетов и кружков (главным образом, это касается регионов со значительным процентом представителей иных наций - к примеру, Кавказ, Татарстан и др.).

Однако, политика наша должна зиждиться на четком сознании: Россия есть государство русского народа. Да, испокон веков в нашем Отчестве живет много других племен, чьи представители являются такими же гражданами России, как и русские, с такими же правами и обязанностями. Но эти племена даже все взятые вместе составляют абсолютное меньшинство от общего населения России. Соответственно, при всем желании отдельных «толерантных» деятелей невозможно утверждать, будто бы Россия государство татарское, ингушское или же якутское. Нет, но именно русское.

Если государство русское, то государственная политика должна быть нацелена, в первую очередь, на блюдение интересов русского народа. В этом опять-таки нет никакого ущемления народам иным, ибо аксиома: если худо народу, образующему государство, то хиреет и само государство, а это не замедлит ударить и по остальным племенам его населяющим.

«Толерантная» публика непременно обвинит нас в национализме. Что ж, несмотря на нелюбовь к многочисленным «измам», служащим скорее разладу, нежели каким благим целям, не станем отрицать этого обвинения. Однако же, прежде чем продолжить наши рассуждения о вопросе национальном, внесем терминологическую ясность, ибо «национализм» у нас слишком часто «путают» с иными понятиями и прежде всего, с нацизмом.

Итак, нацизм есть необоснованное превознесение своей нации над всеми прочими, при абсолютном презрении и даже враждебности к последним. Нацизм - явление деструктивное по своей сути.

Не менее деструктивно такое понятие, как интернационализм. Данная идеология восстает на саму основу мироздания, ибо человечество создано разноплеменным, и делать из него однородную, серую массу - значит, бороться с природой, с Богом, что есть безумие, не менее страшное и смертоносное, чем нацизм. Интернационализм - идеология Вавилонского Столпотворения.

Эти два полярных явления, на самом деле, лишь две стороны одной медали, медали разрушения, неприятия мира таким, каким сотворен он. Нацизм мечтает, чтобы осталась лишь одна нация. Интернационализм - чтобы не было ни одной, а осталась лишь человечина.

Национализм же есть как раз чувство охранительное, противоядие от обоих выше указанных зол. Национализм - здоровое и естественное проявление жизни всякого народа, ибо все великое - национально. Все великие созидатели стран своих были националистами. Верность этой теории признавал даже такой революционный деятель, как В.Г. Белинский, говоривший: «Народ без национальности, что человек без личности, потому что все великие люди - это, прежде всего, дети своей страны. Великий человек - всегда национален, как его народ, ибо он потому и велик, что представляет собой свой народ. И вопреки абстрактным человеколюбцам, космополитическим гуманистам, для великого поэта нет большей чести, как быть в высшей степени национальным, потому что иначе он не может быть великим…»

Никто не станет упрекать ребенка в том, что он любит свою мать, а не чужую, какой бы прекрасной она не была. К чужой ребенок будет относиться почтительно, дружить с детьми ее, но никогда не променяет на нее родную мать. То же и с народом. Человек может обожать иные культуры и страны, питать самые дружеские чувства к представителям иных наций, но при этом, разумеется, свой народ, свой язык, своя земля будет у него стоять на первом месте. Это и есть национализм. И только очень нездоровый и глубоко извращенный ум может увидеть в этом что-то худое.

Национализм - здоровое чувство самоуважения, уважения к своей стране, нации, культуре, языку при совершенном дружелюбии и лояльности к иным народностям и их традициям. Человек, не уважающий себя, не может искренне уважать другого. Он или будет прислуживаться и унижаться перед ним, втайне ненавидя его, или же ненависть будет явной, приобретающей весьма опасные формы. Это случится из-за отсутствия стержня в таком человеке, от чего будет бросать его из крайности в крайность. Для народа таковым стержнем является национализм. Человек, сознающий свою силу, никогда не бывает жесток. А трусы, согласно А.В. Суворову, жестоки всегда. То же и с народами. Народ сильный и себя уважающий никогда не будет жесток по отношению к иным народам. Таковым был на протяжении всей истории своей народ русский, на могучем древе которого расцветали самые различные племена и культуры. Не гонор, не «шапкозакидательство», но здоровое, национальное чувство необходимо всякому народу, как воздух. От этого зависит его выживание, ибо народ, лишенный национального чувства обречен погибели.

Сегодня Россия далека от изживания наследия СССР и его распада. Наш народ рассеян по иным, часто враждебным, странам, наша территория разделена на многочисленные республики, а из стран, некогда бывших частью нашей Империи, к нам стекаются многочисленные инородцы, создающие весьма напряженную ситуацию в России. Что делать со всем этим? Мы против мер жестоких и несправедливых, против любого радикализма, ибо он никогда не бывает справедлив. Нашей единственной целью на обозримую перспективу должна стать защита и сбережение нашего народа и недопущение очередного распада нашей страны. Этим мы должны руководствоваться в предпринимаемых мерах. Попробуем коротко сформулировать их.

1. Не секрет, что во многих республиках России (Татарстан, Башкирия и др.) все властные посты находятся в руках национальной элиты, хотя «титульная нация» составляет там менее половины населения. Подобное положение вещей недопустимо. Государств в государстве в новой России быть не должно. Государственные посты, посты в органах местного самоуправления, места в заксобраниях должны распределяться пропорционально относительно народностей, населяющих условный регион. В случае, если 60% в нем составляют русские, то именно им, а не национальной элите должен достаться оный процент мест. Это поможет минимизировать сепаратизм таковых регионов.

В регионах, где обстановка чревата возникновением вооруженных конфликтов, взрывоопасна вводится прямое правление Центра. Вне зависимости от процента титульной нации в таковые неспокойные регионы назначается администрация, состоящая из представителей, прежде всего, государствообразующего народа. Заксобрания подлежат роспуску. Такое положение вводится до тех пор, пока обстановка не нормализуется. После этого регионы постепенно переводятся на обычные рельсы в той мере, в какой позволяют обстоятельства.

Подобные крутые меры не должны никого смущать. Российское государство должно быть сильным, и проводить твердую, справедливую и, когда необходимо, жесткую политику. Во все времена разумная сила пользовалась уважением, а слабость - презрением. В России же издревле проиживают народы, исповедующие ислам. Народы эти по самому менталитету своему не могут подчиняться власти слабой, неуверенной в себе, безвольной. Сами уступки зачастую будут истолкованы, как проявление слабости. На Кавказе всегда признавали силу и, пока Россия была сильной, горские народы верно служили ей (тому, кого уважают, горцы не изменят никогда - это часть национального характера), но, стоило ей ослабнуть, как они (многие) отшатнулись от нее. А.П. Ермолов, как известно, проводил на Кавказе очень жесткую политику, но последовательную и подкрепленную налаживанием инфраструктуры сего региона. И, несмотря на жесткость, генерал пользовался на Кавказе большим уважением. «На небе Аллах, на земле Ермолай!» - говорили о нем горцы. Единственны селом, которое не тронул Шамиль, было село, где жили родственники жен Ермолова. Первым человеком, с которым пожелал встретиться имам, был именно он. Ермолов говорил: «Снисхождение в глазах азиатов - знак слабости, и я прямо из человеколюбия бываю строг неумолимо. Одна казнь сохранит сотни русских от гибели и тысячи мусульман от измены». До тех пор, пока на Кавказе будут встречать слабость со стороны России, непоследовательность ее политики, продажность ее руководства, вызывающую справедливое презрение, покоя там не достигнуть. Вот, что писал известный ученый Казем-Бек, оценивая деятельность Ермолова: «Великодушие, бескорыстная храбрость и правосудие - вот, три орудия, которыми можно покорить весь Кавказ, одно без другого не может иметь успеха. Имя Ермолова было страшно и особенно памятно для здешнего края: он был великодушен и строг, иногда до жестокости, но он был правосуден, и меры, принятые им для удержания Кавказа в повиновении, были тогда современны и разумны». Думается, вполне современными и разумными могут быть они и сегодня.

К сожалению, сегодня есть немало прецедентов нарушения правопорядка выходцами из северокавказских республик в различных регионах России - особенно, центральных. После особенно дерзких преступлений горячие головы требуют отделения Кавказа, жестоких карательных мер, депортаций представителей соответствующих народов. Все это, конечно, не может являться решением проблемы. Кавказ - часть России, а его жители - наши граждане. Среди них есть как люди достойные, так и мерзавцы. Так, вот, задача состоит в том, чтобы мерзавцы получали жесткий отпор, чтобы в сознании их утвердилось, что ни одно правонарушение не станет для них безнаказанным, что никакая диаспора их не выручит. Преступления тяжкие мы вовсе не намерены обсуждать - кара для них должна быть максимально строгой для всех вне зависимости от национальности и вероисповедания. Но как быть с проступками более или менее мелкими? Здесь можно использовать систему ссылок. Скажем, выходец из региона Х устроил стрельбу или драку, или еще что-то в этом роде (без сколь-либо тяжких последствий) на территории региона У. Нарушитель высылается на свою малую родину без права оставления оной до окончания назначенного ему срока. В случае рецидива срок может стать пожизненным. Также строжайшим образом (ссылка, высокие штрафы и т.д.) должны караться любые попытки диаспор влиять на следствие, потерпевших, свидетелей. Одним словом, выходцы из проблемных регионов должны четко понять, что, если они хотят благополучно жить, учиться, работать, скажем, в Москве или ином городе, то они должны вести себя подобающим образом, не только соблюдая закон, но и уважая традиции выбранных мест проживания. Такое понимание достигается лишь неукоснительной, суровой, но справедливой, законной карой в отношении всякого преступника и нарушителя.

Другая наша проблема - наплыв мигрантов, несущий с собой разительный рост тяжких преступлений (особенно, грабежей и изнасилований), наркоторговли, различных инфекционных заболеваний, а также экспансию экстремистских идей радикального Ислама и развитие соответствующего подполья.

Миграционную политику, безусловно, необходимо максимально ужесточить. Мигранты нелегальные должны быть выявлены и незамедлительно депортированы «на историческую родину». Мигранты, находящиеся в России легально, должны будут покинуть нашу страну по истечении разрешенного срока пребывания. Должна быть прекращена безумная практика предоставления гражданства детям по факту одного лишь их рождения на территории России. Границы должны быть закрыты и максимально укреплены - особенно, в тех зонах, где наиболее часты случаи незаконного проникновения на территорию России и ввоза в ее пределы наркотиков, оружия и т.п.

Далее должно осуществляться строгое регулирование миграционных потоков. Мы принимаем мигрантов лишь под конкретные нужные нам проекты, в нужном нам количестве и на нужное нам время. Мигранты, работающие в России, обязаны всецело уважать ее народ и ее культуру. При первом же правонарушении мигрант выдворяется на родину с вычетом у него денег, истраченных на депортацию (в случае отсутствия оных депортируемый обязан их отработать). В свою очередь, вводя столь жесткую систему, Россия обязана создавать для нанимаемых рабочих достойные условия жизни, а не те, едва ли пригодные даже для скотины, в которых зачастую вынуждены жить мигранты сегодня. Люди должны иметь приличную крышу над головой, социальную защиту, нормальный заработок.

Государство должно оказывать всяческую поддержку соотечественникам, оказавшимся за его пределами, защищать их от притеснений в иных государствах, развивать на территории оных свои культурные центры, стимулировать переезд соотечественников на Родину, создавая для них выгодные условия (предоставление жилья и работы). Под соотечественниками должно понимать все племена, населяющие Россию и не имеющие своего государства за ее пределами.

Государство должно предоставлять репатриантам жилье, «подъемные» средства, рабочие места и различные (регулируемые по обстоятельствам) льготы при условии, что репатрианты в свою очередь будут согласны обосноваться в тех регионах, которые определит государство, исходя из существующих возможностей и национальных интересов. Само собой, переселенцы будут затем полностью свободны в своих передвижениях и будут иметь право переезда в иные регионы, если найдут для себя лучшие условия.

Весьма адекватные предложения по организации переселения соотечественников содержаться в программной статье Валерия Мошева «Вопрос для всенародного референдума: Безразмерные соотечественники или репатрианты?». «Если говорить о всем комплексе предлагаемых мер, - пишет Мошев в заключение оной, - то мы избавимся от нерегулируемой инокультурной, часто преступной нелегальной миграции, а также от питательной почвы для коррупции в самой России и снимем ряд сопутствующих проблем - наркомании, рабства, ухода от налогов, межнациональных столкновений, ухудшения эпидемиологической обстановки и т.п.

Мы получим строго регулируемый приток квалифицированный, здоровой, легальной, мотивированной на постоянную жизнь в РФ рабочей силы (…). Рынок рабочей силы, при закрытии иных возможностей для легальной работы в РФ, станет поддаваться строгому учету, что повысит собираемость налогов и облегчит сверхнормативную нагрузку на местные социальные бюджеты. Существенно сократятся затраты на противодействие нелегальной миграции, наркомании, многих другим видам этнической преступности, снизится социальная и межнациональная напряженность на всей территории России.

В то же время, принятие Закона о репатриации и соответствующей Госпрограммы по репатриации придаст огромный силы импульс реальному влиянию России на постсоветском пространстве за счет целого ряда факторов. Более того, принятие Программы репатриации во многом сократит процессы насильственной ассимиляции русского населения в новых национальных государствах на постсоветских пространствах, даст побудительный мотив не переписывать свою национальность и родной язык из русских в титульные нации, как часто происходит на Украине и в Прибалтике, в частности.

Не только моральный авторитет России существенно поднимется среди российских соотечественников. Программа репатриации станет весомым аргументом для проведения внешней политики России в вопросах, связанных с человеческими и трудовыми ресурсами во всем мире.

Но главное, Программа репатриации позволит соединить один из величайших в мире разделенных народов - русский!»[2]

Воистину великая цель, к которой должно стремиться!

 

Многие территории России (Сибирь и Дальний Восток) скудеют населением. Еще Петр Столыпин предупреждал о том, что при недостатке внимания к данным регионам они перестанут быть русскими. Сегодня эта опасность очень велика. А потому нужно стимулировать их заселение русскими и представителями иных славянских народов. Репатриантам и гражданам России, согласным ехать в указанные регионы, необходимо предоставление больших денежных пособий, жилплощади и работы.

 

7. О правопорядке

 

Жестокость к тем, кто презирает закон и устои государства, есть общественное благо: нет худшего преступления против общественных интересов, чем проявление мягкости к преступникам.

Кардинал Ришелье

 

Затронув тему преступности этнической, перейдем к преступности вообще. «Одно из важнейших государственных зол нашего времени есть бесстрашие. Везде грабят, и кто наказан? Ждут доносов, улики, посылают сенаторов для исследования, и ничего не выходит! Доносят плуты - честные терпят и молчат, ибо любят покой. Не так легко уличить искусного вора-судью, особенно с нашим законом, по коему взяткобратель и взяткодатель равно наказываются. Указывают пальцем на грабителей - и дают им чины, ленты, в ожидании, чтобы кто на них подал жалобу. А сии недостойные чиновники, в надежде на своих, подобных им, защитников в Петербурге, беззаконствуют, смело презирая стыд и доброе имя, коего они условно лишились. В два или три года наживают по нескольку сот тысяч и, не имев прежде ничего, покупают деревни! Иногда видим, что государь, вопреки своей кротости, бывает расположен и к строгим мерам: он выгнал из службы двух или трех сенаторов и несколько других чиновников, оглашенных мздоимцами; но сии малочисленные примеры ответствуют ли бесчисленности нынешних мздоимцев? Негодяй так рассуждает: «Брат мой N.N. наказан отставкою; но собратья мои, такие-то, процветают в благоденствии: один многим не указ, а если меня и выгонят из службы, то с богатым запасом на черный день, - еще найду немало утешений в жизни!»«, - так два века назад писал великий Карамзин. Неправда ли, до боли актуально?

Сегодня «бесстрашие» поразило буквально все общество. Наверху все тонет в коррупции, внизу стремятся, сколь возможно, не отстать и тоже «взять от жизни» хоть что-то. Дух наживы обуял все, все погрязло во лжи и живодерстве. Не только воровством никого не удивишь, но уже самые тяжкие и особо тяжкие преступления не ужасают наших сердец, ибо мы привыкли и к этому.

Что делать в этой ситуации? Первая мера очевидна - необходимо самая жесткая борьба с преступниками, включающая в себя восстановление смертной казни за особо тяжкие преступления. Охрана правопорядка, защита своих граждан от посягательств преступников есть одна из первых обязанностей государства, которое должно заботиться о благополучии именно законопослушных граждан, а не преступников, ибо снисходительность к преступнику есть жестокость в отношении к жертве.

Преступления экономические должны караться, в первую очередь, конфискацией имущества и взысканием причиненного ущерба. Если оный не может возместить сам преступник, то долг ложится на плечи его семьи. Человек, знающий, что в случае разоблачения его махинаций, пострадает не только он, но и его дети останутся без крыши над головой, сто раз подумает, прежде чем ступить на этот путь. Сегодня же вор убежден, что даже если ему «не повезет», то его имущество записано на жену и детей, они будут жить безбедно да и его, пожалуй, скоро вытащат «с кича», «запошляв» где надо. Пресечь подобное можно лишь одним - ответственностью всей семьи.

Госчиновники, пойманные на нарушении закона, теряют право на работу в госорганах на несколько лет или пожизненно - в зависимости от тяжести проступка и высоты занимаемого поста (чем выше пост, тем строже кара).

Особо тяжкие насильственные преступления должны караться смертной казнью, ибо государство и его законопослушные граждане не обязаны оплачивать жизнь выродков и изуверов. Православные, неверно понимающие Православие, могут говорить о прощении и милосердии. Но милосердие нужно, прежде всего, жертвам. А прощать должно врагов личных. Государство же не имеет право прощать убийц своих граждан. В свое время князь Владимир Святой допустил эту ошибку, и тогдашние святители объяснили ему, видя нарастающий беспорядок, что власть поставлена на то, чтобы блюсти интересы добрых и карать злых. Во избежание судебных ошибок исполнение приговора может быть, когда нужно, отсроченным.

Само собой, карательный аспект не может решить проблему полностью. Требуются и другие меры. Во-первых, необходимо воспитывать правосознание граждан, которое оказалось весьма размыто за последние десятилетия. Недопустима пропаганда «блатной романтики», отравившая уже не одно поколение. Недопустимо детальное освещение преступлений в СМИ, ибо столь подробные рассказы о преступниках и их деяниях могут провоцировать психически нездоровых лиц на повторение их. Не может существовать нормально общество, где закон исполняется лишь из страха наказания. Закон должен быть внутри самих людей. И такое сознание нужно воспитывать со школьной скамьи и еще раньше. И на это должна быть направлена работа СМИ, выполняющих сегодня роль противоположную.

Во-вторых, необходимо обеспокоиться судьбой тех правонарушителей, чьи проступки не были тяжки. Ведь многие из них вовсе не потеряны для общества. И задачей государства в их отношении должно быть не только справедливое наказание, но и реабилитация их для возвращения в обществе и достойно жизни в дальнейшем. Хорошо известно, что колонии не слишком способствуют улучшению нравов. Поэтому лиц, чьи преступления не являются ни тяжкими, ни повторными, нежелательно помещать в среду настоящих уголовников. Для работы с таковыми подошли бы специализированные объекты наподобие Домов Трудолюбия, о которых мы говорили выше.

Само собой, преступники, совершившие более тяжкие деяния и отбывшие срок, также не должны быть оставлены вниманием государства. Необходима программа их социализации, в основе которой должна лежать помощь в трудоустройстве. Человек, вышедший из заключения и не имеющий работы, а подчас и своего угла, с большой долей вероятности вновь станет на скользкий путь. И здесь лучше государству на первых же шагах протянуть ему руку, нежели потом вновь прибегать к карам. Само собой, предлагать работу и, если нужно, крышу над головой государство будет там, где это служит к его пользе, где ему требуются рабочие руки. Вчерашний заключенный вправе отвернуть подобные предложения и решать свою судьбу сам, но шанс должен быть дан.

Таким образом, правоохранительная система не должна превращаться в палку, но сочетать в себе различные аспекты. Задача государства не только покарать преступника, но и там, где это возможно, вернуть его обществу - вернуть человеком. Человек, как знаем мы, образ Божий. И должно работать над воскрешением его в падших душах, исключая, конечно, те, что совлекли с себя оный окончательно, утратив само право ходить по земле. Да, далеко не всегда эта работа будет иметь успех, но эту цель нужно ставить перед собой, ибо даже небольшой процент спасенных душ и возвращенных обществу граждан того стоит.

 

8. О русской Армии

 

…Верю, что настанет время, и Русская армия, сильная духом своих офицеров и солдат, возрастая как снежный ком, покатится по родной земле, освобождая ее от извергов, не знающих Бога и Отечества.

Будущая Россия будет создана армией и флотом, одухотворенными одной мыслью: «Родина - это все».

Вдохнуть в армию эту мысль могут прежде всего господа офицеры - душа армии.

П.Н. Врангель

 

Защита своих граждан есть одна из первых и главных обязанностей государства. Коснувшись угроз внутренних, обратимся ко внешним. Армия и национальная безопасность - вот, еще одна монопольная сфера государства. Наш великий Государь Александр Третий говорил, что у России нет союзников, кроме армии и флота, и был совершенно прав. Соответственно, должно и относиться к своим Вооруженным Силам.

Русская военная стратегия во все времена носила преимущественно оборонительный характер. При наших пространствах, при дарованных нам богатствах, при обилии внутренних проблем, требующих решения, что может быть нужно нам в чужих пределах? Ничего. И если не трогают нас или наших граждан, волею предателей оказавшихся вне наших границ, то и нам всего менее нужно трогать кого бы то ни было.

Главная задача наших Вооруженных Сил - обеспечение спокойного и мирного развития государства, защита оного развития от внешних посягательств. Соответственно армия наша должна быть сильно в такой степени, чтобы и мысли о таком посягательстве не возникало бы в безумных головах.

Увы, времена рыцарства давно миновали, и теперь ключевую роль в войнах играет техника. Армия российская должна быть оснащена новейшей и лучшей техникой. Мы не должны вести при этом бессмысленных и разорительных гонок вооружений. Оружия требуется нам ровно столько, сколько достанет для нашей безопасности.

Часто в войнах мы слишком расточительно относились к жизням наших солдат. Этот порок давал о себе знать и в царские времена, но в советские превратился из порока в норму. Военное искусство ушло на второй, третий план, уступив место «мясу». Такая тактика ведения войн преступна, ибо ничего нет ценнее, чем человеческие жизни. И жертвовать ими можно лишь в случае действительной необходимости, а не для того, чтобы покрыть ими отсутствие разума и совести командиров.

Для того, чтобы армия не несла бессмысленных потерь, ей необходим качественно иной, нежели мы имеем теперь (за некоторым исключением) командный состав. Офицерский корпус - основа любой армии. Ее костяк, мозг и сердце. Соответственно, подготовке офицерских кадров должно быть уделено максимальное внимание. Русской Армии нужен офицер, вдохновленный идеалом служения Родине, образованный, инициативный, понимающий всю ценность вверенных ему человеческих жизней.

«Чаще активное партизанство предпочтительней пассивного регулярства», - говорил генерал Сергей Леонидович Марков. Он утверждал, что регулярство очень часто создает и покрывает безответственность начальников. Генерал Марков, преподававший в Павловском военном и Михайловском артиллерийском училищах и Императорской Николаевской военной академии, прилагал все усилия к тому, чтобы воспитать своих подопечных не пассивными «служаками», способными лишь исполнять приказы, но подлинными носителями суворовского и скобелевского духа. ««Вообразите» или «фантазируйте» - говорил он юнкерам и, нарисовав картину, спрашивал: «Как вы поступаете?». Для пояснения он рассказывал примеры из военной истории, касающиеся действий мелких воинских частей, т.е. таких, начальниками каких могут быть молодые офицеры. Он говорил, что примеры, рассказываемые им, и те примеры, которые юнкера, а затем офицеры прочтут в книгах («Читать всегда нужно. Много читать!»), и даже их богатая фантазия не покроют всех возможных на войне случаев; часто случаи могут быть совершенно не предусмотренные, но знания и «реальная фантазия» облегчат быстрое решение всяких задач. (…)

Во время занятий подполковник Марков задавал неожиданные вопросы, обращаясь то к одному, то к другому юнкеру. Беда, если юнкер не даст ответа, но хуже, если он что-то ответит, лишь бы ответить. Подполковник Марков не стеснялся и отчитывал круто. Особенно страдными часами для юнкеров были репетиции, которые они должны были сдавать. Подполковник Марков не ценил формального запоминания предмета, а глубину его осознания и усвоения. Он признавал продуманные, серьезные ответы. Иные ответы вызывали с его стороны резкую отсылку юнкеров «на свое место» и постановку неудовлетворительной отметки. Особенно трепетали перед его добавочными вопросами. Одному юнкеру подполковник Марков задал такой вопрос:

- Скажите, о каком событии теперь много пишут газеты?

Вопрос ошеломил всех, тем более потому, что юнкерам было не до чтения газет. Однако некоторые, хотя и с неуверенностью, сказали о разгоравшихся событиях на Балканах. Подполковник Марков тут же объяснил свой вопрос: юнкерам и офицерам необходимо всегда быть в курсе всех важных событий, особенно могущих вызвать войну; ничто не должно смутить офицера, привести его в растерянность, т.к. в любой момент и в любом положении офицер должен быть готов к выполнению своего долга, сохраняя полное спокойствие духа. Зная, где и какие произойдут события, он подготовится к ним морально не только сам и подготовит к ним своих подчиненных, но и возьмется за учебник военной географии, тактики и другие книги», - так вспоминал о лекциях Маркова один из юнкеров.

Разумеется, русский офицер должен занимать достойное место в обществе. Служение Родине должно, если угодно, быть престижным в глазах общества. В этом плане авторитет офицера должен быть упрочен улучшением его социального положения путем значительного повышения жалования, во-первых, и пропагандистской (как ни скверно это слово) работой среди населения, во-вторых. Ибо ничего нет более позорного, чем офицер, вызывающий презрение или жалость, стыдящийся собственного мундира, как это было в 90-е.

«Армия представляет собою единство народа; его мужественное начало; его волю; его силу; его рыцарственную честь, - писал И.А. Ильин. - Так она должна восприниматься и самим народом.

В будущей России отношение народа к армии обновится и углубится. Народ не должен и не смеет противопоставлять себя - своей армии, как это было перед революцией: «мы рабочие, крестьяне, штатские, интеллигенция», а »они - военщина, орудие реакции, усмирители, опричники, янычары»… Это больное и позорное отношение исчезнет навсегда. На самом деле все обстоит иначе. Мы - это русский народ, со всеми его братскими меньшинствами; и в нем - наше почетное и ответственное, вооруженное и знаменами славы осененное волевое средоточие, наша армия и наш флот: наша сила, наша надежда, основа нашего национального существования. Кость от нашей кости, кровь от нашей крови, дух от нашего духа. Мы сами ее составляем. Ее победа - наша победа. Ее разложение - наша гибель. Она - воплощение нашей национальной рыцарственности; ограда нашей национальной целости и независимости.

Принадлежать к ней значит не «отбывать воинскую повинность», а осуществлять свое почетное право и приобщаться национальной славе. Воинское знамя есть священная хоругвь всего народа. Военный инвалид есть почетное лицо в государстве.

Русская армия всегда была школой русской патриотической верности, чести, дисциплины и стойкости. Самое воинское звание и дело заставляет человека выпрямить хребет своей души, собрать свою распущенную особу, овладеть собою, победить свой «страх» и сосредоточить свою выносливость, мужественность и храбрость. Армия невозможна без самообладания и усердия. Армия требует воинского качества. Она гасит в душах распущенность, лень и склонность к раздору. Она учит повиновению и ответственности. Она приковывает волю человека к воинской чести, а чувство единства и солидарности - к своей воинской части. Армия невозможна без характера, патриотизма и жертвенности. Ее лозунг: «Жить для России и умереть за Россию».

Русскому народу предстоит изведать опять это радостное, искреннее, волевое единение со своей армией. (…) Дух народа станет духом армии, и обратно. А сама армия станет истинной школой патриотического служения, верного заветам ее великих вождей - князей, императоров и полководцев».

В свою очередь наш выдающийся военный историк Антон Антонович Керсновский, резюмируя свой труд «История Русской Армии», формулирует основные выводы из оной и намечает то русло, в котором предстоит развиваться нашим Вооруженным Силам в новой России: «История русской армии - это история жизни русского государства, история дел русского народа, великих в счастье и в несчастье, история великой армии великой страны.

Лавров и терниев за эти два с половиной столетия хватило бы на все остальные армии мира, вместе взятые, и еще осталось бы на славнейшую из них. Нет истории более поучительной, и нет дел более великих. Наследники русской славы, мы их продолжим на будущие времена и впишем мечом и гнусной кровью бесчисленных врагов матери России новые и новые подвиги в ее скрижали.

Мы должны все время помнить, что мы окружены врагами и завистниками, что друзей у нас, русских, нет. Да нам их и не надо при условии стоять друг за друга. Не надо и союзников: лучшие из них предадут нас. «У России только два союзника: ее армия и флот», - сказал Царь-Миротворец.

Мы располагаем бесчисленными духовными сокровищами. Они лежат еще втуне, но дадут, при умении взяться за дело, небывалые плоды как в мирном строительстве, так и на полях сражений.

Побольше веры в гений нашей Родины, надежды на свои силы, любви к своим русским. Мы достаточно дорого заплатили за то, чтобы на вечные времена исцелиться от какого бы то ни было «фильства» и знать одно русофильство.

Довольно с нас «мировых проблем» и дорого стоящего мессианства! Не будем мечтать о счастье человечества - устроим лучше счастье нашей собственной страны. Довольно и «священных союзов» на русской крови, и «мировых революций» на русские деньги и русские страдания. Научимся смотреть на вещи ясно и просто, раз навсегда отрешившись от мистики, засоряющей и затуманивающей государственное сознание.

Русский народ - отнюдь не богоносец, как то думали люди, великие сердцем, но не умевшие мыслить государственно. Он также не преступник, как полагают люди недалекие и озлобленные. Богоносцами могут быть не народы, а только отдельные люди, причисляемые за это к лику святых. У нас богоносцев больше, чем где-либо. Народ - это не только сто миллионов людей, живущих в данное время. Это также миллиард их праотцев, оставивших наследием великую страну. И это также миллиард их потомков, что еще не родились, но приумножат это наследие в грядущие века. Народ, как и часть народа - армия, как и часть армии - полк, это не только те, кто есть, но и те, кто были, и те, кто будут. Поколению, духовно нестойкому, наследуют поколения более сильные. В 1612 году добрые люди взяли верх над ворами, в 1917 году воры одолели добрых людей - одолели в силу известных причин и обстоятельств, которые можно было бы изменить людям, духовно более сильным.

Наш народ - землепашец, в то же время и народ-воин. Никакой иной народ так не сумел соединить плуг с мечом, труд землепашца с обязательным для всех воинским долгом. В какой стране и в какую эпоху мы найдем явление, подобное казачеству?

Военный гений русского народа велик и могуч - тому свидетели все покоренные столицы Европы и те шедшие на Русь завоеватели, что стали затем верноподданными Белого Царя.

У русского народа есть свои достоинства, есть и свои недостатки. Развивая достоинства, мы должны по мере сил сводить на нет недостатки, то есть в первую очередь стремиться к удалению причин, способствующих этим недостаткам. Труд огромный, но благородный, труд, за который надо только суметь как следует взяться, а взявшись - вложить в него все сердце и всю душу без остатка. И за этот беспримерный труд возьмутся и доведут его до завершения те поколения воссоздателей Родины, русских офицеров, для которых в тяжелые годы и писались эти строки.

Нам придется преодолеть великие трудности, но это для того, чтоб совершать затем великие дела!

А когда эти трудности покажутся неодолимыми, рвы Измаила - глубокими. Чертовы мосты - непроходимыми, когда вот-вот опустятся руки и упадут сердца, тогда оглянемся назад и спросим совета у Петра, Румянцева, Суворова. И они дадут совет - тот самый, какой надо. И вновь содрогнется Вселенная от дел русского оружия.

Но горе нам и горе вам, что придете, если вместо русских великанов станете спрашивать совета у чужих нихтбештимзатеров, если вместо Суворова будете опять искать откровения у Мольтке. Поражения вновь тогда станут нашим бесславным уделом. Третья Плевна сменится Мукденом, Мукден - Мазурскими озерами.

Суворов учил: «Мы - русские. С нами Бог». Его не поняли, стали по-дикарски перенимать чужеземные «доктрины» и «методы», рассчитанные на сердца чужих армий. Мы перестали быть русскими... Бог перестал быть с нами.

Со времен Тридцатилетней войны первой армией в мире была созданная Густавом Адольфом шведская армия. Она сокрушала цесарские рати и польские ополчения. Но наступил день - день Полтавы, - когда ее знамена склонились перед другой армией - юной армией Петра, одетой по-иноземному, но мыслившей по-русски и дравшейся по-русски.

Прошли годы. Европа стала считать своей «лучшей армией» автомат Фридриха II. Победы этой армии-машины над армиями Франции и Австрии создали ей репутацию непобедимой. И вот это непобедимое дотоле войско встретилось на полях Бранденбурга с другим войском. Встретилось - и перестало существовать... Та сокрушившая пруссаков Фридриха сила была русской армией дочери Петра, армией Румянцева и Салтыкова, думавшей по-русски и по-русски дравшейся.

Сменилось еще одно поколение - и мир потрясли победы армии французской республики. В ста сражениях разгромили Европу синие ее полубригады, но на полях Италии сами были сокрушены чудо-богатырями Суворова - самым русским войском, которое когда-либо имела Россия.

Стоило только когда-либо какой-нибудь европейской армии претендовать на звание «первой в мире», как всякий раз на своем победном пути она встречала неунывающие русские полки - и становилась «второй в мире».

Вот основной вывод нашей военной истории. Так было, и так будет».

 

9. О внешней политике

 

Находясь по самой середине держав, наиболее волнуемых вожделениями колониальной политики, мы не можем теперь ни на минуту забывать, что опасности захватов угрожают нам со всех сторон. В существовании такого положения винить некого. Но когда мы приводим Россию в состояние, не сообразное с опасностями ее современного международного положения, мы оказываемся кругом виноватыми, ибо усугубляем опасность и ослабляем свои средства к их отражению. Первая обязанность страны, находящейся в нашем нынешнем положении, есть обязанность и быть, и казаться сильной, и быть, и казаться крепкой внутренним единением.

Л.А. Тихомиров

 

Антон Керсновский справедливо пишет о нашем «дорого стоящем мессианстве». Мы всегда были слишком склонны к расточительности своих сил вовне в ущерб устроению внутреннему. Эта черта присутствовала уже во времена Российской Империи, но тогда все же уравновешивалось частично нашим могуществом. Во времена СССР данный перекос значительно усилился и стал серьезно подрывать истощенные силы русского народа, России. Мы помогали «братским народам», выполняли «интернациональный долг» в то время, как хирела и нищала русская равнина, вконец обезлюдевшая ныне.

Нужно раз и навсегда понять, что подлинное влияние в мире Россия сможет обеспечить себе только тогда, когда сама по-настоящему крепко встанет на ноги, восстановит силы. Дотоле любые попытки «влиять» будут в абсолютном большинстве случаев безуспешны. Потому что никто не будет считаться с мнением государства, внутри которого царит разруха и которое не имеет реального суверенитета, ибо полностью зависит от чужих продуктов, включая продовольствие и товаров оборонного комплекса. Раз за разом мы будем пожинать позор вовне, пока не изменим свое внутренне положение. «Когда будут здоровы и крепки корни русского государства, - слова русского правительства иначе зазвучат перед Европой и перед всем миром», - говорил П.А. Столыпин. Давно бы пора прислушаться нам к этому завету.

Россия должна сосредоточиться на внутренних проблемах, сократив лихорадочную и бессмысленную внешнюю суету. Это не значит, конечно, что мы должны забыть о своих интересах вовне. Напротив. Наша внешняя политика должна быть сведена сугубо к твердому и последовательному отстаиванию этих четко определенных интересов. Заседания в Европейском Парламенте и прочих «клубах по интересом» и содержание этих враждебных нам заведений для единственной радости регулярного получения пощечин целесообразным, мягко говоря, не представляется. Равно как и всевозможные «саммиты», на которые так рвутся наши лидеры и которые так любят проводить в самой России.

Великой стране, каковой мы все еще являемся несмотря ни на что, не пристало столь суетиться. У нас нет «друзей» в мире. И быть не может. Есть определенные силы (консервативные, национальные), с которыми целесообразно поддерживать связи. Есть ряд вопросов и проблем, по которым интересы России совпадают с теми или иными государствами, и, значит, непосредственно с этими государствами надлежит сотрудничать по данным предметным вопросам. Но и только.

Каковы должны быть приоритеты русской внешней политики? В первую очередь, это страны, входившие прежде в состав Российской Империи. Здесь мы должны стараться сохранять и укреплять наше влияние. Не только из-за общности исторической судьбы, но и потому, что территории эти являются буфером между Россией и ее потенциальными противниками как на Западе, так и на Востоке. Следовательно, мы прямо заинтересованы, чтобы они находились под нашим влиянием, а не под враждебным нам.

Мы также не можем быть равнодушными к судьбам народов православных, а также стран, где еще сохраняются правительства, прямо дружественные нам и не желающие вписывать в трафарет обращающих мир в хаос наднациональных, антихристианских сил. Все, кто сопротивляется этому хаосу, нарастанию сатанинских (будем называть вещи своими именами) тенденций в мире, являются нашими союзниками. И мы должны использовать имеющиеся у нас рычаги для их поддержки - разумеется, до определенного предела. А именно: 1. русская кровь не должна литься на чужих территориях, русские жизни могут отдаваться только за самые прямые и непосредственные русские интересы, жизней этих и без того слишком мало, чтобы расходовать их с той бездумной легкостью, как это водилось прежде; 2. экономическая помощь союзникам должна оказываться в той мере, в каком реально позволяет делать это наше собственное экономическое положение - мы не можем истощать свои силы во имя других, ибо подобное истощение, как показывает практика, в конечном итоге не поможет ни им, ни нам. Чтобы быть в силе оказать достойную помощь кому бы то ни было, мы должны сперва окрепнуть сами.

Сосредоточение собственных сил вынудит нас отказаться не от внешней политики, а от игр в нее. Мы будем действовать и говорить лишь там, где это нужно будет нам, следуя лишь нашим национальным интересам и ничему иному. Наша внешняя политика должна стать национальной, предметной и исполненной достоинства. Пусть другие играют в «дружбы», хлопают друг друга по плечу, норовя при этом залезть в карман, обращаются друг к другу на «ты». У России иные традиции, которые нам давно пора вспомнить, следовать им и не забывать впредь.

 

10. О русской культуре

 

Наука, просвещение, культура составляют такие условия, без которых невозможно ни сознательное развитие государственных учреждений, ни служение Церкви в сложных обстоятельствах современности, воздвигающих против нее борьбу; невозможно без этого и правильное социальное устроение. Наука, просвещение и культура должны быть носителями знамени русских идеалов...

Л.А. Тихомиров

 

Должно сказать, что весьма худа политика, основывающая свое влияние лишь на материальной стороне. Такое влияние никогда не будет достаточно крепким, ибо всегда может найтись тот, чей кошелек окажется толще. Всякая экспансия должна быть основана на духе. На культуре. Мы потеряли Украину именно оттого, что забыли об этом и позволили оторвать ее от русских корней, от нашей общей культуры, подменить оную чужеродной. Посмотрим, как действует англо-саксонская цивилизация в лице США для укрепления своего влияния: их язык стал по факту языком мирового общения, их музыка (пусть и самая дегенеративная), их кино (пусть и самое пошлое) заполонили весь мир. Эту угрожающую культурную экспансию мы можем наглядно наблюдать в самой России.

Культура - величайшая сила, которую нельзя недооценивать. Именно она, в конечном счете, формирует образ страны. Ведь каждый народ, каждое государство мы олицетворяем с его гениями, будь то Шекспир, Бальзак, Гете, Бетховен, Верди, Рембрант, Веласкес… Именно обаяние культуры влечет нас к тем или иным странам и народом, пробуждает любовь к ним.

Россия обладает величайшей в мире культурой. Русское Слово, русская живопись, русская музыка, театр, кинематограф - сколько гениев дали они миру! Это - золотой фонд наш, которым нужно умело распоряжаться, беречь и преумножать. Культура, к которой относятся у нас теперь столь небрежно, является стратегической отраслью, ибо именно она влияет на умы и души, направляет их. А потому культуре нашей требуется самое пристальное внимание.

Часто кипят у нас битвы, какие памятники должно снести, да какие новые установить… На наш взгляд начинать нужно ни с этого. Ни с того, что снести, разрушить. А с того, что восстановить. В России огромное количество разоренных прекрасных усадеб, храмов и монастырей, памятников, могил выдающихся деятелей прошлого. С каждым годом все это уходит небытию, разрушается при полном нашем равнодушии, стираются бесценные страницы нашей истории. Первой нашей задачей должно быть - спасти то, что возможно. Объекты меньшей ценности, либо уже доведенные до столь ужасающего состояния, что «хуже некуда», можно передавать в частные руки на условиях полного восстановления внешнего облика и т.д.

Предтеча большевиков Нечаев писал: «Наше дело - всеобщее и беспощадное разрушение». Но мы не революционеры, не большевики. Поэтому наше дело не разрушать, а восстанавливать. Восстановление прекрасных памятников прошлого, восстановление самой памяти о прошлом мало-помалу снизит накал страстей вокруг определенной категории памятников советского периода, и тогда постепенно можно будет очистить от них наши улицы и площади, не провоцируя массовых возмущений. Начать же должно с тех, на месте которых были прежде иные историко-культурные объекты. Если на месте красивейшего монастыря стоит какое-нибудь уродство, именуемое «дворцом», то восстановление монастыря является не более чем исторической справедливостью по всем меркам.

Государство должно всемерно поддерживать русское искусство и поощрять таковую поддержку со стороны частных инвесторов. Сегодня мы имеем гениальных художников, но иные из них не имеют мастерских и едва могут найти деньги на холсты и краски. Их имен практических не слышно, их выставки не гремят в центре Москвы в отличие от безобразных «биенналле», «перформансов» и прочих достижений антиискусства.

Культура не терпит рынка. Рынок вульгаризирует ее, заставляя творцов приспосабливаться под его условия, работать «заказуху» вместо того настоящего, что могли бы они создать. При этом не должно быть «загосударствления» культуры. Государство поддерживает те направления и учреждения, которые отвечают его национальным интересам. Прочие же могут существовать, как им заблагорассудиться - не переступая, конечно, установленных морально-нравственных норм. Настоящее искусство должно возвышать человеческую душу, вести человека верх, а тянуть вниз, поощряя звериные инстинкты. Это первый критерий, по которому искусство отделяется от подделки под него и получает право на поддержку.

Наиболее массовое влияние оказывают в наше время музыка и кинематограф. Как внутри страны, так и вовне. Что касается музыки, скажем лишь, что весьма дико, когда при наличии прекрасных исполнителей и музыкантов, население вынуждено видеть и слышать лишь чудовищную по своей пошлости и бездарности «попсу» и не менее пошлый «блатняк» (не будем называть оный жанр благородным французским словом). Подобная низкопробная мерзость, с самого детства деформирующая души, должна быть попросту «изъята из употребления». Наш девиз: дорогу таланту! Бездарность же и пошлость имеет право на существование лишь у себя дома, но никак не на экранах и не на сцене.

С «важнейшим из искусств» будет сложнее. Однако, оно требует особого внимания, ибо оно и впрямь важнейшее. Как и телевидение. Прежде всего, ответим на вопрос, какова главная задача кино и телевидения? Просвещение. Воспитание. Лишь затем - развлечение. При этом первое нисколько не противоречит второму. Ведь всякую информацию можно подать так, что она будет восприниматься легко и с удовольствием - был бы талант. Сегодня телевидение выполняет обратную задачу - растления и дебилизации. Следовательно, мы нуждаемся в полном переформатировании сетки вещания, полной смене ее идеологии, а, значит, должен быть государственный заказ на принципиально новые телепередачи, кинофильмы, телесериалы и т.д. Языком кино можно рассказать зрителю очень многое, донести важнейшее, обратить его к самым разным предметам, направить его интерес в любое русло. И этот ценнейший инструмент надо использовать разумно и талантливо.

Кинематограф СССР имел среди прочих важнейшее детско-юношеское направление. Трудно переоценить значение одного сейчас. Молодые поколения отвыкли от книг и приучить их к ним враз не получится. Кино же и просветительские телепередачи могли бы во многом компенсировать этот недостаток, а подчас и пробудить интерес к чтению - немало примеров, когда зрители, посмотрев понравившийся фильм, обращаются к первоисточнику - книге.

Мы должны возвратить себе украденную у нас культуру, возродить ее у себя, открыть ее самим русским, обратить их в нее. Лишь восприяв ее сами, мы сможем достойно нести ее, подобно факелу, в чужие пределы - так, чтобы сердца людей в иных странах не могли остаться к ней равнодушны. Стыдно, когда Россия сегодня ассоциируется с криминалом, с нефтью, с газом… Задача русской культуры за пределами России должна состоять в том, чтобы при слове «Россия» возникали ассоциации с шедеврами нового русского кинематографа, с выставками русской живописи, с русской музыкой и великими исполнителями оной, с русской литературой. Мы не должны обезьяньи копировать и переносить на свою почву чужое, стараться переделать себя по чужим трафаретам, чтобы сойти за своих в чужих странах. Мы должны нести свое - чистое, настоящее, правдивое, талантливое. А для этого мы, прежде всего, должны стать самим собой. Русскими. «Чем сильнее и самостоятельнее развились бы мы в национальном духе нашем, тем сильнее и ближе отозвались бы европейской душе и, породнившись с нею, стали бы ней понятнее. Тогда не отвертывались бы от нас высокомерно, а выслушивали бы нас. Мы и на вид тогда станем совсем другие. Став самими собой, мы получим наконец облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея, не Потугина; нас сочтут тогда за людей, а не за международную обшмыгу…», - писал некогда Ф.М. Достоевский. Прислушаемся же к завету нашего гения.

 

11. О патриотизме

 

Мы найдем свое место в этой ткани, увидев с силою очевидности, что жизнь русского народа, бытие России, - достойное, творческое и величавое бытие, - входит в это Божье Дело, составляет его живую и благодатную часть, в которой есть место для всех нас. Кто бы я ни был, каково бы ни было мое общественное положение, - от крестьянина до ученого, от министра до трубочиста, - я служу России, русскому духу, русскому качеству, русскому величию, - не «маммону» и не «начальству», - «не личной похоти» и не «партии», не «карьере» и не просто «работодателю», - но именно России, ее спасению, ее строительству, ее совершенству, ее оправданию перед Лицом Божиим. Жить и действовать так значит жить и действовать согласно главному, предметному призванию русского человека, это значит жить предметно, т.е. службу превратить в служение, работу в творчество, интерес во вдохновение, «дела» освятить духом Дела, заботы возвысить до замысла, жизнь освятить Идеей. Или, что то же самое, - ввести себя в предметную ткань Дела Божия на земле.

И.А. Ильин

 

В заключение же скажем несколько слов о патриотизме, являющимся конечно основой для указанных в прошлых главах преобразований. Патриотизм нынче явление модное. Даже те, кто вчера именовал его последним прибежищем негодяя, цепляют теперь личины патриотов. Сегодняшний патриотизм, как и почти все прочее, суррогатен, показушен, поверхностен, криклив, лубочен. Это не настоящий патриотизм, а патриотизм «попсовый».

Кто же является патриотом России? В чем суть истинного патриотизма? Патриотизм должен быть ДЕЙСТВЕННЫМ, имеющим в основе своей не празднословие, а живое дело. Патриот - это тот, кто служит России. А служить можно на любом посту. Надо лишь на всяком месте честно и рачительно исполнять свою работу, не перекладывая своей ответственности на чужие плечи. Великий драматург А. Островский в пьесе «Правда хорошо, а счастье лучше» написал замечательные слова о патриотизме: «Всякий человек, что большой, что маленький, - это все одно, если он живет по правде, как следует, хорошо, честно, благородно, делает свое дело себе и другим на пользу, - вот он и патриот своего Отечества». Не тот патриот, кто горланит об этом на всех перекрестках, оставаясь при этом сердце свое равнодушным, не желающий и пальцем пошевелить ради блага России (таковой патриотизм есть показной и ненастоящий), но тот, кто честно и неприметно трудится ради блага этого. Патриот - воин, отдающий жизнь свою за Родину. Патриот - фермер, возрождающий хозяйство наше без какой-либо поддержки государства. Патриоты - семьи, берущие на воспитание приемных детей. Все это странные люди, на коих мы зачастую глядим с удивлением, а иные и пальцем у виска покрутят, но они-то и есть истинные патриоты России, ибо они за свой патриотизм не требуют ничего. Они - энтузиасты, на которых стоит все в нашей стране и она сама.

Тот же, кто только и делает, что стонет «Погибла Россия!» не может называться патриотом. Душа его отравлена самоненавистью и отчаянием, которыми пытается он отравить и других. Патриот - тот, кто верит в Россию. Деятель, похоронивший и отпевший ее, не имеет к патриотизму ни малейшего отношения. Патриотизм не в том, чтобы учить других тому, как следует любить Родину, но в том, чтобы всею жизнью своей подавать такой пример. Удивляются у нас нигилизму, проявляющемуся в молодежи: откуда что берется?! От тех, кто воспитывал! Воспитание в ребенке патриотизма начинается с дома. И воспитывать его должны прежде всего родители. Покуда ребенок еще при них, они должны посеять в его душе семя любви к своей Родине, читая ему соответственные книги, показывая соответственные фильмы, воспитывать чувство это личным примером, прививать любовь к родной культуре и искусству, формировать душу подрастающего человека. Эти семена не пропадут зря. Даже, если потом, под влиянием компаний и друзей, ребенок на какое-то время оторвется от того, что давали ему родители, свернет в иную сторону, все равно, то доброе, что посеяно в нем, рано или поздно вернет его назад. Все мы возвращаемся к своим корням, как бы ни мотало нас. Надо только чтобы корни эти были глубоки и крепки. Ни одно дерево не может жить без могучего корня. Равно и человек. Когда корни слабы, зачахнет и дерево, и человек, и нация, ибо нация со слабыми корнями так же нежизнеспособна. И будут ли крепки корни в детях, зависит от родителей. Не жалейте времени и сил, сейте в своем ребенке доброе семя, и оно не замедлит дать плод. То, какими станут наши дети, будут ли они патриотами или, по словам Островского, «мерзавцами своей жизни» зависит прежде всего от нас. Корни человеку даются дома. И никакое ТВ не сможет уничтожить их, коли дали мы их крепкими и здоровыми. Но для этого нужно и нам быть патриотами, нужно, прежде всего, самим быть такими, какими хотим видеть детей наших.

Русские сегодня разделенный народ, но этого мало! Мы, внутри России, все более отдаляемся друг от друга. Мы опускаем на глаза и души свои плотные шоры равнодушия, а оно подобно смерти. Мы не ведаем, кто живет рядом с нами, мы отдаляемся от своих родных, мечемся в поисках хлеба насущного, а живого человека не замечаем. Если в отношение ближнего нашего будут творить насилие, мы закроем глаза: вдруг и нам достанется! Достанется! Не сейчас, так позже! И никто не придет на зов наш, как не приходили мы. Мы, русские люди, воюем друг с другом, презираем друг друга и тем самым играем на руку нашим врагам. Мы обвиняем всех вокруг, но нам и врагов не нужно, когда мы сами не только не помогаем друг другу, но и грызем друг другу глотки - за грош. Почему, если чужое благополучие, достигнутое даже честным трудом, вызывает в нас нередко вовсе не уважение, а зависть, больно язвящую душу? Почему леса наши, города, дороги засыпаны мусором? Ведь не гадит человек посреди своего дома, а в родном городе, в родной стране - гадит! Патриотизм, как и все, начинается с малого. В том числе с бережного отношения к окружающей среде.

Сегодня Россия - территория войны. Мы находимся на стыке столкновения культур, цивилизаций, идеологий. У нас нет друзей, нет настоящих союзников - мы зажаты в тиски, и это должны осознавать всецело. За последние четверть века, Россия пережила громадный духовный и физический кризис, доведший ее до крайнего истощения. Разбитая параличом, с затуманенным сознанием, зажатая в тиски со всех сторон, разъедаемая изнутри недугом под названием либерализм (в действительности, необольшевизм), раздробленная на части - таково было, а частично и остается положение нашей страны и нас самих.

Наш взор все еще затуманен, но и он постепенно начинает различать в кромешной тьме неясные пока силуэты…

Но самая страшная боль - боль души, боль, вначале разрывающая, колющая раскаленными иглами, а затем перерастающая в апатию, в духовную расслабленность и опустошение, в нежелание что-либо делать, порождающее в свою очередь настроения пораженчества при столкновении с реальной угрозой. «А мы причем? Пусть они там сами разбираются! Наша хата с краю! Авось пронесет!» Такова часто бывает позиция многих из нас. Только, вот, не пронесет. Мы сегодня - субъекты войны. Наша земля - территория войны. А на войне недопустима разобщенность! Потому что война касается всех.

То, что происходит сейчас, во многом и наша вина. Еще совсем недавно, когда гибли в Чечне наши солдаты и офицеры, мы старательно годы затыкали уши, отгораживались от этой столь неприятной проблемы. Будто, это и не наши вовсе солдаты. Будто обязаны они были там погибать. А мы за их спинами можем себе жить как-нибудь обычной мирной жизнью. Ведь Чечня далеко! И получалась дикость: часть страны воевала, а часть наслаждалась благами мирной жизни, словно не замечая, что война идет не где-то, а у нас! В Первую Чеченскую наши ребята гибли там тысячами. А мы смотрели и молчали. Молчали, когда расстреливали колонны наших войск, молчали, когда подписывалась капитуляция в Хасавюрте, молчали, когда гогочущая и улюлюкающая стая общечеловеков аплодировала боевикам и оплевывала НАШИХ солдат, НАШУ армию, НАШУ страну.

Молчание при виде преступления есть соучастие в оном. Мы тогда позволили растоптать тех, кто защищал НАС, проливал кровь за НАШУ страну. Мы не возразили потоку клеветы. Мы были слишком слабы, слишком заняты другими делами… То же повторяется сегодня и в отношении Новороссии.

За слабость и безразличие приходится платить. И в нашем молчании - главная опасность. Наши души надломлены, в них поселено недоверие друг к другу и стыд защищать самих себя, свою страну. Но при подобном раскладе нельзя выиграть войну. Нельзя победить, когда одни сражаются с врагами на передовой, а другие жируют по ночным клубам. Сегодня с помощью СМИ нам старательно мешают осознать реальное положение вещей, а, следовательно, очнуться из нашей комы. Цирроз души прогрессирует, и это, пожалуй, страшнее всех внешних угроз вместе взятых.

Патриотизм есть жертвенное служение интересам своей страны, служение, не допускающее корысти и преобладания личных амбиций. Только такое служение, с полной отдачей ему всех душевных и физических сил, может возродить Россию. Не мертворожденные и нежизнеспособные доктрины, но живое и трепетное чувство к своему Отечеству необходимо для оздоровления его. Но прежде чем оздоровлять, как говорится «исцелися сам». Не должно больше допускать к врачеванию государственного организма липовых докторов с поддельными дипломами и нечистыми руками, как это было раньше и продолжается до сих пор.

П.Б. Струве писал: «России нужна не реставрация, а нечто более глубокое и духовное: целый ренессанс. Перед задачами такого возрождения исчезают все чисто политические проблемы, споры о которых могут получить смысл только тогда, когда русские люди вновь духовно вернутся в страну своих отцов».

Нынешние власти и «элиты» этой великой задачи выполнить не способны, так как сами духовно пусты, и все деяния их, не имея под собой духовного фундамента, некой объединяющей идейной парадигмы, будут обречены на провал. Лишь та сила, которая сможет удовлетворить этой главный запрос, сумеет удержать Россию от окончательного разрушения и вернуть ее на ее исторический путь. Главное, не оступиться, не ошибиться, не опоздать, потому что время, увы, работает не на нас.

В Откровении сказано, что последним временам будет в числе прочего предшествовать колоссальное уплотнение времени. Постепенное его уплотнение происходит всю историю. С развитием многочисленных технологий скорость развития самых различных процессов в мире неуклонно возрастает. Несколько веков назад в год происходило меньше событий, нежели сегодня в день. Мир неудержимо меняется, появляются новые центры влияния, меняется геополитическая карта мира, а Россия вынуждена стоять в стороне, ее мнения уже не спрашивают, а лишь ставят перед фактом. Это не значит, что нам в обозримом будущем следует вмешиваться во все процессы, пытаясь вернуть утраченное влияние, класть все силы, чтобы догнать далеко вперед ушедший мир. Мы слишком долго находились в положении догоняющего и, наконец, остались лежать на дороге. Геополитика - не то соревнование, где действует принцип «главное не победа, а участие». Ни один атлет после тяжелейших травм не пытается состязаться с сильнейшими соперниками, не оправившись и не вернув себе былую мощь. А на это уходит совсем немало времени. До тех пор он не участвует в соревнованиях, как бы ему того не хотелось. Впрочем, участвовать в современных соревнованиях и без того более чем сложно. Трудно соревноваться с игроком, который одновременно выступает в роли арбитра, трудно соревноваться, когда комплекты медалей уже запроданы и поделены. Поэтому речь сегодня не идет о каких-либо первенствах и гонках: в них мы еще долго будем обречены на роль догоняющих, унизительную и ненужную. Речь идет о самовосстановлении России и русского народа, о наращивании внутренней ее мощи, которая одна лишь может быть залогом внешней. Нужно объективно и трезво оценивать свои силы и не пытаться сразу брать недосягаемую высоту. России нужно не суетиться, а сосредотачиваться. Но нельзя и медлить, иначе мы рискуем проиграть главную схватку. Схватку со временем. А посему нужно двигаться, согласно завету Петра Столыпина «вперед на легком тормозе».

Возрождение России есть дело не отдельных деятелей, на коих мы смотрим и ждем, когда они что-то сделают, но наше общее дело, дело каждого из нас. «Патриотизм зависит от сосредоточения, он не выносит разъединения», - говорил Блаженный Августин. Мы победим только в том случае, если возвратим себе сознание. Каждый гражданин России должен осознать себя частичкой ее со всеми вытекающими последствиями. В России должна начаться духовная мобилизация всего народа. Только тогда мы победим.

 

Елена Семенова,

писатель, редактор журнала «Голос Эпохи»,

исполнительный секретарь РПО им. Императора Александра III

(г. Москва)

 

 

 

 

[2] http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=25135

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

1