Колыбель российских ВВС: память или забвение?
Воздухоплавательный парк в Санкт-Петербурге - здесь в конце 19-го века зарождались Военно-Воздушные Силы России. Сегодня знаменитому некогда мемориальному городку грозит уничтожение.
Улица, названная Воздухоплавательной в честь этого парка, сто с лишним лет назад находилась на южной окраине Северной столицы – Волковом поле.
Сегодня на ней нет жилых домов – их снесли в шестидесятые годы двадцатого века. Склады, ремонтные автопредприятия, прочие мелкие строения непонятного назначения – вот нынешняя «архитектура» Воздухоплавательной, продолжаемой Витебским проспектом, уходящим далеко на юг нынешнего мегаполиса. И вряд ли многие – даже старожилы – ответят, почему столь неприглядная улица носит это романтическое название.
На самом финише Воздухоплавательную пересекает улица Парковая. И в этом своеобразном треугольнике, пусть и через забор, сейчас еще можно увидеть старинные здания некогда знаменитого на всю Российскую Империю Воздухоплавательного парка. Именно здесь, в неприглядном ныне месте Северной столицы, зарождался новый род войск русской армии – Военно-Воздушные Силы. Началось все в начале 1885 года, когда выпускник Николаевского инженерного училища, подпоручик Александр Матвеевич Кованько возглавил формируемую команду военных воздухоплавателей. На это был соответствующий Указ военного министра П.С. Ванновского, одобренный Императором Александром III. Команда была расквартирована на Волковом поле. Россия военная осваивала воздушное пространство!
Позже здесь появился Учебный воздухоплавательный парк (УВП), а затем, на базе УВП – Офицерская воздухоплавательная школа (она была сформирована в 1910 году). Это было военное заведение нового типа, где сочетались учебное, научное, исследовательское и производственное направления. Вот лишь некоторые его выпускники, первые военные летчики России: Г.Г. Горшков, Е.В. Руднев, Н.Н. Данилевский, Е.Н. Крутень, И.У. Павлов, А.А. Ширинкин, М.А. Бабушкин. Все они стали гордостью русской авиации и героями Первой мировой войны. Два отдела ОВШ (воздухоплавательный и авиационный, находившийся в г. Гатчине) окончил и Петр Николаевич Нестеров, основоположник высшего пилотажа («петля Нестерова»), впервые в боевой авиации совершивший 26 августа (ст.ст.) 1914 года воздушный таран.
Командовал УВП и был начальником ОВШ ставший впоследствии генерал-лейтенантом Александр Матвеевич Кованько – первый в мире (!) генерал от воздухоплавания.
В исторической литературе зафиксированы различные даты рождения авиации в России. В частности, 30 июля (12 августа) 1912 года вышел Высочайший Указ о формировании при Главном управлении Генштаба воинской части ВВФ. Однако, как мы видим, военно-воздушные силы России зародились гораздо раньше…
В настоящее время на территории бывшего Воздухоплавательного парка (официальный адрес: Санкт-Петербург, ул. Парковая) еще сохранились здания и постройки УВП-ОВШ (более 20-ти), получившие в документах наименование «Комплекса построек ОВШ». К великому сожалению, в «Комплекс…» входят не все здания, а только пять. В соответствии с приказом Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников Санкт-Петербурга (КГИОП) от 20.02.2001 года № 15, этот «Комплекс…» включен в Список выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность. А в 2014 году он внесен в реестр памятников СПб регионального значения.
Сегодня часть построек бывшей ОВШ принадлежит коммерческому предприятию, в другом секторе Воздухоплавательного парка до сих пор базируется воинская часть (ее можно считать старейшей частью ВВС России).
Еще в конце девяностых годов прошлого века силами энтузиастов, служащих воинской части, в главном здании бывшей ОВШ была открыта экспозиция, посвященная история военного воздухоплавания в России. А раньше, в 1985-м и в 1987-м годах, на фасаде этого же дома были размещены памятные доски. Надпись на первой доске свидетельствовала о том, что здесь в 1885 году под руководством Александра Матвеевича Кованько формировалась первая команда военных воздухоплавателей. Вторая же доска появилась в связи со 100-летием легендарного русского летчика Петра Николаевича Нестерова. В конце 2007 года руководители коммерческого предприятия (тогда предприятие называлось «Крафт Инвест»), занимающего здание, «попросили» коллекцию убрать. (Она хранится в старом сарае.)
К сожалению, несмотря на всю уникальность «Комплекса…», он, как было отмечено, является памятником лишь регионального значения. Ни КГИОП, ни руководители коммерческого предприятия, ни командование не осуществляют над этим памятником надлежащего надзора. Старинные постройки разрушаются. Правда, несколько лет назад главное здание ОВШ было отремонтировано, но это нельзя назвать научной реставрацией.
Неравнодушные люди все-таки не оставались в стороне от Парка. В 2009 году силами историков, краеведов, православной общественности на его территории, на месте разрушенной в 1926 году Ильинской церкви – храма авиаторов, построенного в 1899 году, был открыт Поклонный крест, ежегодно проводятся молебны. В августе 2014 года, к столетию начала Первой мировой войны, возле креста установили гранитный валун с табличкой, где поминаются первые авиаторы России. А в апреле 2018-го года также по инициативе музейщиков и краеведов в одном из исторических зданий Парка, при входе на территорию, была вновь открыта небольшая экспозиция, посвященная истории военного воздухоплавания в России. Однако эту выставка не стала столь объемной, как та, что была в главном здании ОВШ.
Надо ли объяснять – какую духовную и историческую ценность имеет этот военный городок, где обучались первые авиаторы, многие из которых стали участниками Первой мировой войны и Георгиевскими кавалерами?
Впрочем, после «изгнания» выставки из главного здания ОВШ петербургские издания стали более активно писать о проблемах бывшего Воздухоплавательного парка. Выходили теле- и радиопередачи. Устраивались пресс-конференции. А сколько писем было отправлено в различные инстанции, вплоть до президента и министра обороны – в ответах, конечно, не предлагалось реальной помощи, однако все «ответчики» решительно поддерживали на словах действия энтузиастов. Все это давало надежду на то, что Парк будет жить – в новом качестве: здесь появится большой памятный комплекс, с часовней, а может, и с храмом. Были планы – открыть кадетский корпус.
Но все идеи и мечты были перечеркнуты. Сейчас в Санкт-Петербурге идет строительство Восточной скоростной магистрали (ВСМ). По плану, один из участков ВСМ пройдет в непосредственной близости от территории мемориального городка. В ответах Комитета по транспорту и КГИОП на письма участников инициативной группы по сохранению Воздухоплавательного парка отмечается, что военному памятнику снос не грозит. Тем не менее – воинская часть, много лет базировавшаяся на этой территории, в эти дни передислоцируется, забирая нужное имущество и оставляя полуразрушенные исторические здания. А на территории памятника уже начались строительные работы. И никто, разумеется, не даст гарантии, что при активном строительстве дорожных развязок не рухнут те пять домов, которые взяты под «охрану» КГИОП. О том, что будут сохранены другие постройки Парка, речь вообще не идет.
Провести же участок ВСМ вдали от мемориального городка – нецелесообразно и невыгодно. Об этом говорилось и в письмах чиновников, и на общественных слушаниях на эту тему.
…Когда более пятнадцати лет назад в самом центре Санкт-Петербурга начался снос казарм Преображенского полка, возмущению историков и градозащитников не было предела. Но казармы все же снесли. Как говорится, при «молчаливом согласии» того же КГИОП. Теперь на их месте красуется элитный жилищный комплекс.
Какая участь ждет Воздухоплавательный парк? У кого не дрогнет рука пустить «под каток» еще один остров исторической России? Что мы вскоре увидим на этой земле?
Остается только молиться – не дай, Боже, свершиться еще одной чудовищной гибели.
Марина Кротова,
член Союза журналистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, участник инициативной группы по сохранению военно-исторической территории «Воздухоплавательный парк»,
член РПО им. Императора Александра III
(г. Тверь)