ПАМЯТИ ОЛЕСЯ БУЗИНЫ
Пять лет назад, 16 апреля 2015 года, недалеко от своего дома в Киеве, был убит известный писатель Олесь Бузина. Эта смерть многих потрясла. Убийцами стали бандеровские боевики, ненавидевшие Олеся за его принципиальную гражданскую позицию. Ранее он был занесен ими на сайт «Миротворец» в список «врагов Украины», подлежащих убийству. И оно совершилось…
Олесь Бузина давно уже рисковал жизнью и здоровьем, поскольку говорил очень неудобные и неприятные бандеровцам вещи. И каждый раз, возвращаясь из поездок в Россию в свой родной Киев, он рисковал погибнуть. Ему предлагали остаться в Москве, в Петербурге. Предлагали помощь в обустройстве, в трудоустройстве – он отказывался: без Киева Олесь себя просто не мыслил, он любил этот древний русский город, свою малую родину. И здесь он и ушел из жизни, здесь и упокоился.
Несколько лет назад вышел сборник воспоминаний об Олесе Бузине, где высказались самые разные люди, как знавшие его лично, так и читавшие его книги, наслышанные о нем. Высказались его близкие друзья, идейные единомышленники и многие другие. Из этого пестрого полотна складывается единый образ – человека яркого, неординарного, талантливого и неравнодушного. Он воплощал в себе свою родную Малую Русь – был темпераментным, пылким, но в то же время очень хорошим другом и приятным в общении человеком. Его познания в истории попросту поражали – и ведь он еще стремился узнать новое, незнакомое ему. До самого последнего дня своей жизни, Олесь Бузина вынашивал массу творческих планов – тем более, что он становился востребован в России, где получил известность как раз после событий майдана, когда сей, прежде не очень широко известный малороссийский автор, появился в эфире центрального телевидения. Не всем он понравился тогда, но вскоре многим пришелся по душе, поскольку был искренним и говорил то, что думал. Он действительно любил свою родину – Малороссию, любил с пылкостью и жаром, что было видно. Поэтому, когда стало известно о его убийстве, очень многие люди искренне опечалились.
Олесь Бузина был, что очень важно, большим любителем истории Российской Империи – ведь это было время, когда его родная Малороссия стала частью Европы на деле, это был период ее расцвета. Например полтавский дворянин Паскевич был знаменитым полководцем, стал графом и светлейшим князем, одним из тех, кто расширял пределы Империи. Простой пастух из той же Полтавской губернии Олеша Розум стал графом Алексеем Разумовским, фаворитом императрицы Елизаветы, дщери Петровой, а его брат Кирилл – президентом Академии Наук. Малороссы в Российской Империи могли достигать самых больших высот и заниматься делами управления ею. А как расцвела культура! Как обогатилась общерусская культура! Боровиковский, Левицкий, Бортнянский, Котляревский, Кукольник, Гоголь, Сковорода и другие. Олесь Бузина также был большим поклонником истории Белого движения, особенно дроздовцев. Он любил киевлянина Михаила Гордеевича Дроздовского, с гордостью писал, что почти половина дроздовцев были выходцами из Малороссии и Новороссии. Он и сам с удовольствием позировал в дроздовской форме, вообще любил военную историю (к тому же сам отдал долг Родине службой в рядах Вооруженных Сил). Его любимым романом была булгаковская «Белая гвардия», к которому он относился с большим трепетом и уважением. Сталина и большевиков же он ненавидел, был убежденным антикоммунистом. Он прекрасно знал, кто именно изуродовал его любимую Малороссию и фактически открыл дорогу бандеровщине.
Олесь Бузина сегодня для нас стоит в одном ряду с другими павшими от украинских палачей и убийц русскими героями. Он тоже воевал – только не с автоматом, а Словом. А его Слово реально действовало не хуже, чем стрелковое оружие. Он был настоящим бойцом, который делал свое дело, необходимое для всех нас. Он начал свою литературную деятельность и обрел известность по всей территории «Украины» своей книгой, разоблачавшей мифологизированный образ поэта и художника Тараса Шевченко, который в УССР был по количеству памятников практически близок к Ленину. Ну, это закономерно – ведь УССР это ленинское детище, а сам вождь большевиков активно продвигал фигуру Шевченко как «жертвы царизма» и «борца за народное счастье». Причем есть даже написанная в сталинское время картина, где Ленин осматривает первый памятник Шевченко.
Процитирую фрагмент из этой книги: «По вечерам я люблю выходить к памятнику Шевченко возле Киевского университета. Это смешное место. И символическое. Может быть, самое смешное и символическое в Украине. Именно тут культ Кобзаря, превратившись в аллегорию Абсурда, достиг вершины. До революции сквер, в котором стоит памятник, назывался Николаевским – в честь императора Николая I, а университет носил имя князя Владимира. Все казалось логичным. Царь, заботясь о благе подданных, учредил в 1834 г. университет и отдал его под покровительство святого, который крестил Русь и завел в ней первые школы. В сквере, у фонтана, выкопанного в форме Черного моря, проливы которого так мечтал отобрать у турок Николай, резвились дети, вырастая потом в гимназистов и студентов. Резвятся они и теперь. С той только разницей, что с 1939 года, согласно очередному гениальному сталинскому плану, все на километр вокруг, куда ни плюнь, как асфальтом, было залито именем Тараса Григорьевича. Монумент Шевченко торчит теперь в Шевченковском сквере на бульваре Шевченко напротив университета им. Т. Г. Шевченко! Рядом, в реквизированном «у панiв» особняке помещается Музей Шевченко – в том самом блестящем, построенном в итальянском стиле доме No12, что некогда принадлежал городскому голове Демидову – князю Сан-Донато, а потом знаменитому сахарозаводчику Терещенко. Ну, а чтобы никто не подумал, что слепой народ мало любит своего поводыря, еще одно аристократическое место Киева – Оперный театр – в том же 1939 году тоже нарекли именем Шевченко, хотя ни опер, ни балетов Кобзарь отродясь не сочинял. В начале 90-х, после объявления независимости, и этого показалось мало! Сталинский гениальный план слегка доработали, не меняя основной идеи, и в арку театра засунули еще и здоровенный бюст Тараса, издали почему-то похожий на Козьму Пруткова – чтобы ни одно представление не обошлось без его гениального присмотра. Но и это еще не все! Мало кто помнит, что в памятном 1939-м с тотальной шевченкизацией так спешили, что и киевское и каневское изваяния поэта заказали одной и той же команде деятелей искусства – скульптору Манизеру и архитектору Левинсону. Поэтому оба Кобзаря сутуловато стоят, утеплив поясницы заложенными за спину пальто и, по-бычьи единообразно свесив лобастые головы с ужасающими усами. Чем-то очень нравился наш Тарас Григорьевич кровожадному Иосифу Виссарионовичу! Так нравился, что кремлевский горец не забыл о его 125-летии (не такой уж и круглой дате!) даже в многотрудном, полном забот и расправ 39-м!»
Любопытно, что подвигло Олеся Бузину на написание этой воистину уже легендарной книги. Вот что пишет один из его друзей Александр Чаленко, близко знавший покойного писателя: «Бузина не был историком по образованию. Он русский филолог, учившийся в Одесском и Киевском университетах – однако, как говорится, увлекался историей родного края. Сначала он занимался только критикой культурных идолов украинства – прежде всего, Тараса Шевченко. На это его подвигли Владимир Набоков, который не оставил камня на камне от Николая Гавриловича Чернышевского, идейного вождя русской революционной интеллигенции, в 4-й главе своего романа «Дар», и Юрий Карабчиевский со своей необычной книгой «Воскресение Маяковского». Услышав эти тексты на радио «Голос Америки», Бузина захотел поработать в этом жанре». Роман «Дар» считается сегодня одним из лучших романов русской литературы. И упомянутая четвертая глава – один из бриллиантов в сокровищнице русской литературы и русской культуры. В ней Набоков сделал то, что однозначно было необходимо – разоблачил Чернышевского, чьим романом «Что делать?» мучили советских школьников. То, что у великого Набокова находятся подражатели, говорит о его несомненном таланте и востребованности данной темы. Разоблачение культовых персонажей советского мифа сегодня является важной задачей в условиях неокоммунистического реванша.
Память об Олесе Бузине, смелом человеке, не боявшемся ничего во имя правды, верующем православном христианине, человеке принципиальном и имевшем убеждения, за которые он был готов на все, сохранится на многие века. Для нас, живущих, он станет навсегда примером того, как нужно жить, борясь за правда, отстаивая свои взгляды и любить свою Родину, свой народ. Олесь бузина – это человек, который хотя и умер, но остался с нами – его книги активно переиздаются, читаются, они распространяются в Интернете, поддерживается память о нем всеми неравнодушными. А это значит, что убийцам не удалось довести до конца свое черное дело. Олесь Бузина стал мучеником за идею единства Великороссии, Новороссии и Малороссии – которые вместе суть и есть одна большая Великая Россия. И это его посмертный завет нам всем.
Сергей Зеленин
педагог, публицист
(г. Вологда)