Леся Пижма: «Русская история чрезвычайно богата на поразительные события и удивительные судьбы»

В новой рубрике «Русская смена» портал «Русская Стратегия» и журнал «Голос Эпохи» представляет читателям молодых литераторов, художников, общественных деятелей и т.д. – поколение, которое продолжает и которому суждено продолжать ту борьбу, что по слову И.А. Ильина не нами началась и не нами закончится.

Леся Пижма уже известна нашим читателям, благодаря своим замечательным поэтическим произведениям. В прошлом году поэтесса заняла первое место в конкурсе имени Ивана Савина, ежегодно проводимом РПО им. Императора Александра III. «Русская стратегия» беседует с Лесей о ее творчестве, о русской истории и о том, как привить подрастающему поколению интерес к нашему прошлому.

 

- Ваше творчество в большой степени посвящено истории. Откуда появилась тяга именно к этой сфере? Это родительское воспитание или что-то иное?

- Конечно, все началось с родительского воспитания. Мне и двум моим младшим братьям с раннего детства родители прививали уважение к русской истории. Помню, как нам, еще дошкольникам, мама читала тоненькие книжицы с красочными иллюстрациями про князя Владимира, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского. Время от времени нам показывали чудесные старые фильмы, такие как «Александр Невский», «Илья Муромец», «Адмирал Нахимов». А еще мы достаточно рано узнали, что на праздник Рождества Христова обязательно нужно вспоминать и про «избавление Церкви и державы Российския от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык».

Затем, в 6-м классе, я увлеклась историей Древнего мира, и некоторое время даже мечтала стать археологом, когда вырасту. Затем увлечение историей как-то поутихло: Средневековье и раннее Новое время меня не особо впечатлили.

Окончательно и по-настоящему я влюбилась в историю, когда мне было 14 лет. По школьной истории мы как раз проходили Великую Французскую революцию. Меня очень заинтересовала эта эпоха в истории Франции, я стала изучать ее более детально, не ограничиваясь школьными учебниками. В результате я с ужасом обнаружила, что события более чем 200-летней давности, происходившие в далекой Франции, практически в деталях повторились в России в начале 20-го века... После всего прочитанного меня вдруг озарила идея – в стихотворной форме описать события Великой Французской революции, излив на якобинцев все, что я думала об их большевицких последователях. Так возникло мое первое крупное произведение, поэма «Черная кровь», которое сейчас мне кажется таким «детским» с его безыскусным слогом и простоватыми ритмом и рифмой.

Вполне естественно, что после Великой Французской революции я стала изучать наполеоновские войны, в частности Отечественную войну 1812-го года. Затем меня увлекли декабристы, оборона Севастополя, петровская эпоха, Смутное время, русско-турецкие войны, великие географические открытия… Параллельно с чтением книг писала собственные стихи на волнующие меня темы. Чем и занимаюсь по сей день.

 

- На любого человека, особенно творческого человека, всегда большое влияние имеют примеры предшественников – писателей, исторических деятелей. Бывает, что и литературных персонажей. Отдельно взятых книг. Фильмов. Вот, чье влияние на собственное становление Вы могли бы отметить?

- Помню, как в детстве меня потрясли «Игорь и Милица» и «Газават» Лидии Чарской. «Игоря и Милицу» я «проглотила» всего за пару дней, и еще довольно долгое время находилась под впечатлением этой повести. В книжке рассказывается о приключениях двух друзей-подростков, ушедших добровольцами на фронт Первой мировой войны. Чарская достаточно правдоподобно описывает русофильские настроения галичан в 1914-м году и притеснения последних австрийцами. Мне навсегда запомнились слова одного сербского офицера, второстепенного героя повести: «Наше маленькое королевство счастливо иметь такую великодушную и могучую сестру, дорогую каждому нашему сербскому сердцу – Россию».

Когда мне было 16 лет, я открыла для себя Пушкина. Помню, насколько сильное впечатление произвела на меня красота слога пушкинской «Полтавы». Даже сейчас, 4 года спустя, частенько не отказываю себе в удовольствии очередной раз перечитать некоторые из произведений незабвенного Александра Сергеевича. А еще я очень люблю лермонтовское «Бородино», отдельные стихи Ломоносова, Жуковского и Тютчева.

Из художественной прозы меня наиболее впечатлили «Мертвые души» и «Тарас Бульба» Гоголя, «Сожженная Москва» Данилевского, «Окаянные дни» Бунина.

Из фильмов я бы отметила документальные киноленты «1812», «Заграничный поход», «Нулевая Мировая», «Дело декабристов», «Крещение Руси», снятые Российским Военно-Историческим обществом. Из художественных фильмов мне очень нравятся «Французская революция», «Два капитана», «Мальчик в полосатой пижаме», «Оливер Твист», а также вышедший совсем недавно «Союз спасения».

К историческим личностям, которые меня наиболее всего впечатляют, относятся в первую очередь герои 1812-го года: Кутузов, Барклай-де-Толли, Багратион, Ермолов, Милорадович, Раевский, Неверовский… Кстати, о Неверовском: относительно недавно я узнала, что Дмитрий Петрович – мой земляк. Свое детство он провел в Прохоровке и Золотоноше, в 14 лет поступил в гвардию, а начиная с неполных 18-ти уже воевал против турок. В 1812-ом году 27-я дивизия генерала Неверовского оказала упорнейшее сопротивление французской коннице под Красным, храбростью Дмитрия Петровича восхищался даже французский маршал Мюрат. К сожалению, Неверовский не дожил до взятия Парижа: он был смертельно ранен в Лейпцигской «битве народов». Вечная ему память!

 

- Какие исторические эпохи Вам наиболее близки и интересны? Почему?

- Мне наиболее интересна первая половина 19-го века в России, а точнее время правления императоров всероссийских Александра Первого и Николая Первого. Почему так, мне и самой трудно-то сказать. Может потому, что об этой эпохе я прочитала больше всего книг. И вообще, тогда произошло столько событий, знаменательных и для России, и для всего мира. Взять хотя бы первое русское кругосветное плаванье Крузенштерна и Лисянского, победу над Наполеоном, открытие Антарктиды Беллинсгаузеном и Лазаревым, восстание декабристов, Крымскую войну. А чего стоят подвиги морских капитанов Скаловского и Казарского, путешествия Невельского, поразительная миссионерская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова), неимоверные приключения русских разведчиков Чернышева и Бенкендорфа в Париже!

Правда, долго «пребывать» в какой-нибудь одной эпохе не получается: меня постоянно «носит» из одного столетья в другое. Вот, например, недавно заинтересовалась историей русского флота времен Екатерины Великой. Сейчас дочитала увлекательнейшую книгу Владимира Шигина «Черноморский набат» о русско-турецкой войне 1787-1791 годов, о становлении и первых победах Черноморского флота.

 

- Сегодня очень часто обсуждается проблема отсутствия у современной молодежи интереса к истории, к книге. Вам – с позиции молодежи, у которой интерес этот явно присутствует – как кажется, почему этого интереса действительно не хватает, и чем возможно пробудить его?

- Масштабы этой проблемы действительно устрашающи, ведь невыученные, как должно, уроки истории могут весьма больно и даже подчас смертельно ударить по народу, не помнящего своего прошлого… Мне кажется, это может происходить от бездушно-формального преподавания истории в школе. И дело не только в самих преподавателях, но и в учебниках, по которым, собственно, и учатся будущие преподаватели… Школьные учебники по истории зачастую сухи и скучны до невозможности. Дети воспринимают историю как набор каких-то дат, далеких несвязных событий, не имеющих никакого отношения лично к ним, которые нужно просто зазубрить, а после урока – побыстрее забыть.

Я вот думаю, что можно было бы попробовать написать альтернативный учебник истории, сместив акценты с последовательности событий и академического формата их изложения на конкретных людей – участников этих событий. Иными словами, постараться гораздо больше предать изложению истории человеческого измерения. Уверена, если бы детям почаще рассказывали о таких личностях, как Крузенштерн, Багратион, Раевский, Казарский и т.д. – они бы относились к родному прошлому совершенно по-другому. А еще можно подумать над включением в школьную программу по истории изучение художественной литературы на исторические темы. Думаю, что сильная эмоциональная сторона литературных произведений может помочь привлечь детей к изучению истории своей родной страны.

В своем творчестве я пытаюсь реализовывать именно эту стратегию – стараюсь поместить в центр исторического события, описываемого в каждом моем произведении, живых людей с их переживаниями, характерами и идеями. Концентрируясь на ярких человеческих судьбах, сами события с их датами и содержанием запоминаются автоматически.

 

- Еще одна постоянно обсуждаемая тема – преодоление лжи о нашей истории, накопленной за ХХ век. Ложные культы, ложные даты и топонимы, все это продолжает влиять на сознание. Есть ли у Вас идеи, как преодолевать это влияние?

- Увы, есть и такая проблема, с которой я знакома не понаслышке… Приведу пример. В силу устоявшегося стереотипа (и не без «помощи» школьных учебников) я до некоторого времени представляла себе императора Николая Первого чересчур строгим, жестким, едва ли не бездушным человеком. К счастью, однажды мне в руки попали личные воспоминания Николая Павловича о его детстве, юности, о междуцарствии и восстании декабристов, а также письма императора к многочисленным родственникам. Эти документы полностью изменили мое представление о Николае Первом: оказалось, что он был живым человеком со своими мечтами, надеждами, сомнениями и несчастьями. Я убедилась в том, что он вовсе не был похож на ограниченного самодура, коим его изображали, например, советские историки. Со своей стороны, я попыталась восстановить доброе имя Николая Павловича в своей драматической поэме «Друзья 14-го» и небольшом стихотворении «Пашпорт».

Мне кажется, что с подобного рода ложными стереотипами так и нужно бороться – с помощью литературы, кинематографа и интернета. Добротно написанная поэма или повесть, хорошо снятый задушевный фильм или интересный собеседник в тематической программе могут сильно подействовать на любого человека.

И еще пару слов насчет переименования многочисленных улиц, площадей, станций метро и т.п., названных в честь всяких тиранических личностей вроде Ленина или Дзержинского. Я считаю, что тут можно действовать, с позволения сказать, «хитрее». Обычным людям с их каждодневными проблемами и нелегкой жизнью зачастую очень тяжело привыкать к новым названиям знакомых с детства улиц и станций. Можно попробовать вносить в названия минимальные, но правильные изменения, либо даже вообще их не менять, при этом вкладывая в них совершенно новый смысл. Хорошо помню, как когда-то поднялось бурное общественное обсуждение возможного переименования станции метро Войковская в Москве. У меня тогда возникла идея переименовать ее в Завойковскую, добавив спереди всего две буквы (следуя, кстати, библейским примерам, когда порой добавление одной буквы меняло смысл имени человека). Так и с названием этой станции - получаем новое название созвучное со старым, но в честь адмирала Василия Степановича Завойко, руководителя обороны Петропавловска в 1854-ом году. А вот еще пример - название улицы Комиссаровская можно было бы и вовсе не трогать – просто считать, что она носит имя шапочного мастера Осипа Комиссарова, когда-то спасшего царя Александра Второго от выстрела террориста Каракозова.

 

- Кроме поэзии, есть ли какие-то другие творческие направления, которые были бы Вам интересны, в которых хотелось бы себя реализовать?

- Пытаюсь пробовать себя в прозе: недавно начала писать повесть из времен Бироновщины о студенческих годах Ломоносова. Пока, правда, справилась только с первыми двумя главами. Не знаю, выйдет ли из этой затеи что-нибудь дельное или нет, но замысел имеется…

Когда-то давно, еще в детстве, у меня получалось вроде бы неплохо рисовать, но потом это занятие пришлось бросить: нужно было готовиться к поступлению в университет. А когда я поступила, свободного времени у меня совсем практически не стало – едва успеваю писать стихи и читать книги по истории. Жаль, что нету времени серьезно заняться рисованием – иногда в голове так ясно встают целые картины со всеми деталями, которые я не могу перенести на бумагу, потому что не владею даже карандашом... Если бы я умела рисовать, я бы набросала рисунки с забавными сценами из студенческой жизни, попробовала создать картины, посвященные Стрелецкому бунту 1682-го года, первой обороне Севастополя и т.п.

 

- Каковы Ваши творческие планы? О чем, о каких страницах истории, о каких героях ее – хотелось бы Вам написать?

- Сейчас, параллельно с упоминавшейся выше повестью, я работаю над драматической поэмой с рабочим названием «Мичман Калмыков», посвященной событиям петровской эпохи начала 18-го века. Действие разворачивается в дворянской усадьбе под Калугой, в Москве и голландском Амстердаме.

Пока точно не знаю, что буду писать, когда закончу эту поэму. Как правило, идеи новых произведений осеняют меня практически сразу, как только заканчиваю старое.

Хотелось бы когда-то написать что-нибудь об обороне Петропавловска в 1854-ом году от франко-английской эскадры. Эта тема особенно мне близка, ведь среди героев той обороны есть два моих земляка-золотоношца: сам адмирал Василий Степанович Завойко и 19-летний мичман фрегата «Аврора» Николай Фесун.

Было бы также интересно написать о детстве и юности прославленного полководца Петра Багратиона. Всего его знают, как героя суворовского перехода через Альпы и войны 1812-го года, но ведь когда-то он был мальчишкой, и каким мальчишкой! В свои 14-16 лет он уже воевал в составе мушкетерского полка против воинственных кавказских горцев и, тяжело раненый, был пленен в бою с повстанцами шейха Мансура. Однако Мансур, перед этим пораженный храбростью юного Багратиона, велел его выходить и без выкупа вернуть на русские позиции.

Но все это так – предварительные размышления. Возможно, я возьмусь и за совершенно другую тему: благо, русская история чрезвычайно богата на поразительные события и удивительные судьбы, которые достойны того, чтобы мы бережно хранили о них память.

 

Беседовала Елена Семенова

 

 

 

 

 

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2020

Выпуск: 

3