Слово Редактора. Размышления на Светлой Седмице

Христос Воскресе! - врачуя больных, утешая печальных, подавая надежду безнадежным, снова раздаётся по всему миру самая радостная весть в человеческой истории. И снова вспоминается мистерия двухтысячелетней давности, длящаяся доныне…

«Что есть истина?» - этот пилатов вопрос всё громче слышится теперь. Истина всё более размывается для помутневших людских взоров. И пользуясь этим, умелые руки проворно замещают её подделками. Замещают идеологическими догматами. Идолами. Фетишами. Истину, по существу, уже не ищут, предпочитая искать идеи или чувственные переживания. Истину боятся, ибо она всегда неудобна и никогда не вписывается в узкий формат некого лагеря. Недавно известный журналист В. Третьяков предложил установить в России идеологию «гражданского православия». Что это, как ни буквальное воплощение легенды о Великом Инквизиторе Ф.М. Достоевского? Ложь обряжается в маску истины и требует замкнуть уста всякого, кто попытается обнаружить подмену, кто свидетельствует о ней.

Страшна истина… И век за веком несётся тысячеголосый вопль: «Распни!» Вопль обезумевшей толпы, вдохновляемой мнимо праведными, учёными лицемерами… Распять! Расстрелять! Раздавить! Сколько таких призывов слышали мы лишь за последнее столетие! Сколько Варавв были предпочтены праведникам! И целая разбойничья партия на десятилетия получила мандат на уничтожение всего живого, на распятие истины…

Говоря о причинах гибели Российской Империи, архимандрит Константин Зайцев указывал: «Россия погибла не из-за бюрократии, не из-за царского самодержавия, не из-за «отсталости» в той или иной сфере. Нет, беда была в другом: она не знала цены своему прошлому… Главная беда была в том, что Россия перестала ценить выше всего прочего свой древний жизненный уклад, наполненный благодатными плодами её многовекового стояния в церковной Истине… Можно найти свои тёмные стороны в любой исторической эпохе России… но пока жива была Царская Россия, она никого не принуждала лгать, а, напротив, служила истине». Всё бытие «красной империи» было основано на лжи и пронизано ложью. Ложь сделалась средой обитания. Доносы, отречения от родных, предательство стало нормой существования.

Этот ком преступлений, отступлений, подмен нарастал год от года. И вырос, наконец, в безумие дней нынешних, когда порок затопил всё и вся.

Тем не менее, несмотря на все гонения и мучения, свет истины не мерк и не меркнет для тех, чей взор ещё не ослеплён. В самые страшные годы сберегался этот свет в тайниках верных душ. И жизнь продолжалась, благодаря взаимопомощи и отзывчивости чужой беде, которые не смогла окончательно вытравить даже страшная система доносов, опутавшая всё. Благодаря тем, кто духа не угашали, не позволяли уничтожить человеческое в человеке, помня, что человек создан не со звериной сущностью, но – по образу и подобию Божию. Сколько было их – тех, кто образ этот не пожелал с себя совлечь! Вспоминается история поэта Александра Солодовникова. Его друг боялся отправить посылку заключённому родственнику: узнают, что родня – арестуют следом. Солодовников отправил посылку сам… И вскоре был арестован. Незримым подвигом таких людей и сохранились до наших дней, и сохраняются теперь островки Святой Руси, подлинной России.

Часто, касаясь любой беды, в первую голову ищут у нас – виновных. В нашей российской беде, разумеется, немало их. Целый список имён. Но это – верхушка айсберга. И если творится кругом нас всеобщее разрушение, происходят вещи чудовищные, то дело тут не только в происках и деяниях отдельных, пусть и высокопоставленных личностей. Но и в каждом из нас. Кто не преступал делом, тот соучаствовал словом, мыслью, поднятием руки. Или молчанием, которым предаётся Бог. Трусостью. Слабостью. Безволием. Унынием. Малодушием. Маловерием. Равнодушием. «Не слышать, имея уши, / Не видеть, глаза имея… / Коровьего равнодушья / Что в тебе, Русь, страшнее?» (А.И. Солженицын). Многие ли из нас могут по совести сказать, что не повинны в нём? Что не закрывали и не отводили глаз? Не молчали? Так, капля сливается с каплей, и сосуд наполняется. И в итоге мы имеем то, что имеем.

Год назад в газетах писали об убийстве молодой женщины, матери маленького ребёнка. Её убивали в собственной квартире. Сидевшие во дворе соседи слышали крики о помощи, видели преступника, но никто из них даже не счёл нужным позвонить в милицию, просто наблюдая и обсуждая происходящее у них на глазах убийство. Страшнее всего в этой истории то, что все эти наблюдатели не какие-то выродки рода человеческого. А самые обыкновенные люди. Рядовые обыватели. И, как ни прискорбно думать, но даже те, кто отчаянно возмущался приведённым вопиющим фактом, возможно, поступили бы таким же образом. И происходит это не от одной лишь трусости. Но от притупления духовного инстинкта, совестного инстинкта. От утраты ответственности не то что за абстрактных ближних, но за себя самих.

Выдающийся философ Русского Зарубежья профессор И.М. Андреев в своей статье «Плачьте», написанной после того, как в Нью-Йорке молодая мать зверски убила своего маленького ребёнка, указывал: «Все виноваты за каждого, и каждый – за всех… Пусть каждый подумает о себе… что вы делали в тот вечер, когда совершилось это немыслимое, но вполне реальное зло? Может статься, это ваш грех, ваша безнравственность или злоба оказались той последней каплей, которая переполнила чашу зла. Именно так мы обязаны думать, если мы хотим быть христианами… Плачьте, братья и сёстры! И не стыдитесь своих слёз… чтобы они стали для вас источником противоположной энергии, энергии добра, которая противодействует энергии зла… и пробудили многих равнодушных».

Многие отмахиваются безнадёжно: «Что мы можем сделать? Всё бессмысленно!» Однако те, кто всё-таки делать отваживаются, как, например, подмосковный фермер Михаил Шляпников, опровергают это утверждение. Что не возможно человеку, то Богу возможно. Но и на это найдут лицемерный ответ хороняки: «Господь управит!» Искажённое, фальшивое смирение, не христианское, а подменное, призвано елеем велеречий скрыть совсем иное: малодушие, духовную расслабленность и леность. Забывают принимающие удобную и ласковую ложь и боящиеся встревожить себя её обнаружением, что Господь действует – через людей. И от самих людей зависит, прибывать ли в гибельной теплохладности, или быть проводниками созидающей божественной воли.

Тип человека-созидателя стал редок в наши дни. Целое столетие именно таких людей старались истребить физически и духовно, потому что именно такие люди – хребет народа, основа его. Их невозможно сделать безропотными рабами, бессмысленными винтиками вредоносной системы. Поэтому они – мешают. Но, несмотря на все усилия, всё же и доныне уцелели они. Уцелели -  живые духом. И, берясь за какое-либо дело, животворят всё вокруг. И в них живёт подлинная Россия, сберегаемая и воссоздаваемая ими по крупицам. Многое могут такие одиночки, но, чтобы их самоотверженная работа, их подвижничество стали крепким фундаментом возрождения России, необходимо соучастие многих и многих людей. Необходимо соработничество всего народа. Ведь всякий народ есть не собрание отдельных, разрозненных личностей, но единое существо, единый организм.  

«Мир от Господа так устроен, что мы все – одна сплошная ткань, - писал И.А. Ильин в своём очерке «О Божией ткани». - Все друг к другу приникли, все друг друга держим и друг другом держимся. Если одному плохо, то всем нехорошо, а люди этого не разумеют: глупы, близоруки. Думают: «Что мне до него, когда мне самому хорошо…» А на самом-то деле не так. Если одному которому-нибудь плохо, то он мучается и болеет; и его мука от него во все стороны распространяется. Ходит угрюмый и других угрюмит. От его беспокойства всем неуютно. От его страха у всех раздражение делается. Люди друг к другу злым местом повёртываются: не доверяют, подозревают, обижают, ссорятся. И все чувствуют, что это от него идёт и на него за это раздражаются. И он это чует, отвернётся, в себя уйдёт, ожесточится. Ему любовь нужна, а они к нему с раздражением. И никто не видит его муку, а видят только его угрюмость, жестокость, сварливость; и не любят его… И вот уже разрыв, порвалась ткань, врозь идёт, расползается. Надо скорее чинить дыру; а никто за это не берётся. «Мне, - говорят, - какое дело? Его беда, он и чини». А разрыв всё растёт и ткань испорчена. А чинить можно только любовью: твоя беда – моя беда, моя беда – общая… (…) Где ты не можешь, я за тебя смогу; где оба не сможем, другие вывезут». 

Вот, в этом заключена первооснова необходимого нам созидательного процесса. При нарастающем на наших глазах разрушении единственная формула выживания заключается в само- и соорганизации, во взаимной поддержке друг друга, в кропотливой и непрерывной созидательной работе, направленной на восстановление того, что ещё возможно восстановить, начиная с самого малого. Без оглядки на власти и ожидания спущенных сверху решений. Без разлагающих душу и парализующих волю компромиссов с ложью.

«Отряхните сон уныния и лености, сыны России! – взывал святитель Иоанн (Максимович). - Воззрите на славу ее страданий и очиститесь, омойтесь от грехов ваших! Укрепитесь в вере православной, чтобы быть достойными обитать в жилище Господнем и вселиться в святую гору Его. Воспряни, воспряни, восстань, Русь, ты, которая из руки Господней выпила чашу ярости Его! Когда окончатся страдания твои, правда твоя пойдет с тобой, и слава Господня будет сопровождать тебя. Приидут народы к свету твоему, и цари — к восходящему над тобой сиянию. Тогда возведи окрест очи твои и виждь: се бо придут к тебе от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящая Христа во веки!»[1].


 


[1] Акт Всезарубежного Собора, 1938 г. Югославия.

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2011

Выпуск: 

4