Елена Семёнова. Яблоко от яблони (предисловие к книге Гитаны-Марии Баталовой)

Приобрести книгу в нашем магазине: http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15584/

 

Яблоко от яблони – это о ней, талантливой дочери талантливого отца, жизнь которой стала настоящей школой мужества и искусством преодоления. Можно не так уж редко встретить людей, которые, получив от Бога тот или иной дар, не ценят его, расточают, зарывают в землю, вместо того, чтобы приумножать его и возвращать - людям. Гитана-Мария Баталова дает пример обратный, даря нам, читателям, свет и мудрость своих сочинений, выстраданных ею в борьбе с тяжелым недугом.

Творчество Гитаны разнообразно и по жанрам, и по содержанию. Зрителям и читателям она известна в первую очередь по фильму «Дом на Английской набережной», снятому по ее сценарию, а также книгам сказок. Но, пожалуй, не будет преувеличением сказать, что книга, которую вы теперь держите в руках, впервые представляет все богатство авторской палитры писательницы.

Сборник «То, что со мной…» открывает одноименный мемуарный очерк об отце, Алексее Владимировиче Баталове. Актер, режиссер, писатель, художник – ипостаси этого удивительного человека можно перечислять долго. Но из очерка дочери мы узнаем иного Баталова, Баталова-отца, отца удивительного, каких редко можно встретить не только в наше расчеловеченное время, но и в любое иное. И каждодневный подвиг жизни и творчества Гитаны неотделим от отцовского подвига Алексея Владимировича.

Повести и рассказы «Рождественский ужин» (одна из первых вещей писательницы), «Долг», «Встречи во сне», «Единственная Муняба» станут неожиданностью для тех, кто привык к образу Баталовой-«сказочницы». В этих произведениях нет ни малейшего налета «сказочности», но дана сама жизнь, жизнь обычных людей – офицера, воюющего в Чечне, и его семьи, санитарки, искалеченной деревенской старухи-гармонистки и ее внука… Тут и боль, и неприглядная изнанка бытия, и вечная тема униженных и оскорбленных, и точная прорисовка характеров героев, и тонкое понимание психологии человеческих отношений. Последнее особенно ярко проявилось в повести «Долг». Все движения души героини, ее непростые отношения с отцом, чья любовь к дочери носит деспотический характер, ее первая любовь, обернувшаяся первым предательством, и постепенно возникающее взаимное чувство к человеку, верно любящему и оберегающему ее – прочувствованы и прописаны с ювелирным мастерством. Как, впрочем, и образы других героев повести. Эту новеллу отличает особенная кинематографичность. Перед читателем словно разворачивается фильм, и зримо представляется каждый герой, каждый предмет, каждый поворот дороги, каждая мельчайшая деталь…

Не менее точен психологический портрет офицера из «Рождественского ужина». И, зная обстоятельства жизни автора, невольно удивляешься тому, как удалось ей проникнуть в душу человека, казалось бы, столь далеко отстоящего от этой жизни, в коротком рассказе с такой правдивостью очертить и характер, и быт, и самое время? Это и есть настоящее Искусство.

Без сердечной боли невозможно читать рассказ «Единственная Муняба». Горькое бытие нищей русской деревни, страшная доля простой русской бабы, оставшейся без ног по вине алкоголика-мужа, потерявшей в катастрофе единственную дочь и из последних сил тянущей малолетнего сироту-внука. Жестокая картина! Жестокая, как сама жизнь людей, которых «судьба в черную шкуру зашила». И в то же время не беспросветная, ибо вся пронизана любовью. Любовью бабушки к внуку, и внука к бабушке, любовью автора к ним. Этот рассказ подобен чеховскому молоточку, что призван стучать в людские души, будить совести.

Эту же благородную миссию выполняет очерк «Дядя Слава всея Руси» и другие статьи посвященные деятельности фонда «Мир искусства» и музыкально одаренным детям-инвалидам, благодаря оному, получившим возможность не только учиться музыке, но и выступать на лучших сценах мира с корифеями оперного искусства. Эти дети, как и Гитана-Мария, нашли в себе силы, несмотря на недуги, боль и все препятствия, приумножать и отдавать полученный от Бога дар людям, умягчая сердца и восхищая души своим творчеством и своим подвигом.

Музыкальная тема – одна из главных в творчестве Баталовой. Ее знание, чувство и понимание классической музыки, оперы, балета – исключительны. Подобно живому камертону, она улавливает тончайшие оттенки музыки, отторгая даже самую незначительную фальшь.

Музыка в произведениях Гитаны «звучит» не только в статьях, посвященных той или иной оперной, балетной постановке или концерту. Ей посвящены некоторые сказки писательницы. К примеру, «Поющая палочка». Эту замечательную вещь следует отнести к жанру сказок-притч, в «детской» обертке которых заключено глубокое, актуальное содержание. Искусство истинное и фальшивое, Божий дар и подделка под него – в наше суррогатное время это тема животрепещущая, тем более, что люди все более утрачивают способность отличать истинное, будучи отравлены низкопробными подделками… «Кларнетист хочет славы, - говорит один из персонажей «Поющей палочки» о бездарном музыканте, ставшим дирижером. - И если он будет управлять оркестром, люди будут слушать фальшивую музыку и душа их исковеркается. Они утратят и любовь, и веру. В этой земле все совершается по любви и по вере».

Музыка – незримый герой повести «Весна в осенних покрывалах», самого лирического, «акварельного» произведения Гитаны. На протяжении всей истории мы слышим композиции, которые герой и героиня играют на фортепиано, и эти мелодии во многом помогают создать воздушную, невесомую атмосферу повести, подобной легкому и прекрасному сновидению.

Все то же фортепиано звучит в пьесе «Анненский вечер», посвященной жизни и творчеству Иннокентия Анненского. Перед нами проходит вся жизнь поэта, представляемая им самим, его сестрой и его другом. И звучат во множестве его стихи, некогда известные и любимые читателями, а ныне в большой степени позабытые. Документальная пьеса – так, пожалуй, можно охарактеризовать жанр этой вещи. В ней нет авторского вымысла, все диалоги построены на документах – письмах, воспоминаниях. Но документы эти преобразованы в цельное действие, одушевлены голосами действующих лиц и… музыкой.

Еще одно драматургическое произведение, вошедшее в книгу – литературный сценарий «Прифронтовая история». Это уже дань автора – матери и бабушке, ставшей прототипом главной героини – цыганки Ратри. Тыловой городок, цирковая цыганская труппа, приехавшая на гастроли, мимолетное чувство, озарившее случайно сведенных судьбой на перекрестке прифронтовых дорог командировочного офицера и гастролирующую артистку-наездницу. Еще одна акварель, нежная и светлая, несмотря на грозное военное время. Еще одна музыкальная тема – любимые автором романсы, которые с детства слышала она в исполнении бабушки…

Тема войны, а также русской деревни является в рецензии Гитаны-Марии на постановку Петра Фоменко. «Евгений обнажил самую лучшую и неповторимую суть русского человека - безропотность, нестяжательство, веру, - пишет она в статье о спектакле «Одна счастливая деревня». - Мне кажется, что для Петра Наумовича в этой истории самое важное было - высота помыслов, чистота чувств, доброта и вера простых русских людей. И вера помогает им оставаться людьми. В спектакле не звучит ни единой молитвы, но взаимоотношение, радение друг о друге, бескорыстие и незлопамятство - это и есть вера. Поэтому председатель не мог сделать из них бездумный пролетариат. Он со своими лозунгами и угрозами жалкий… и жалка та система… И неслучайно он носит кожанку, фуражку и галифе с лампасами. По-моему, это его душа… Он и изгнанник, и мытарь».

Русские мотивы весьма характерны для творчества Гитаны-Марии. Писательница любит давать своим героям традиционные русские имена, не «модные» в наши дни. Сам язык ее, заметно тяготеющий к прекрасному русскому языку века 19-го, избавлен от набивших оскомину современных «неологизмов» и неуместных заимствований импортных слов. В народном стиле написаны многие сказки Баталовой. Характерны в этом отношении вошедшие в книгу сказки «Тайна Петрушки» и «Золотой колокольчик». В последней, повествующей о войне Земли Русской со Змеем Аспидом, угадывается мотив войны реальной – на Кавказе… «И в этот же день поднялся Амвросий на колокольню деревенской церкви и зазвонил праздничный благовест. И услышали его в соседних деревнях и городах и разумели, что больше бояться некого. И в золотой колокольчик Амвросий звонил по всем праздникам. С той поры по всей Руси возводятся храмы и церкви, под сводами которых звучат молитвы и песнопении. И радуют они незримое небесное воинство, которое оберегает нашу землю от лихой беды», - так завершается эта сказка.

Обычные люди, закрутившись в суете повседневной жизни, в лихорадочном калейдоскопе событий и впечатлений, много пропускают мимо своего внимания. Гитана, от рождения лишенная возможности свободно передвигаться и разговаривать, смотрит на мир куда более сосредоточенно и внимательно, и ее наблюдательный взгляд нередко подмечает детали, которые ускользают от других. Возможно, поэтому все работы писательницы отличает обилие подробностей, которые иногда могут показаться даже избыточными для нас, людей, привыкших быстро пробегать мимо, не замечая и не обращая внимание на то, что кажется нам маловажным. Подробны ее описание путешествия в Венецию, ее рецензии на театральные постановки. И благодаря такой скрупулезности, читатель, даже незрячий человек, может до мельчайших подробностей представить себе и все происходящее на сцене, и всю грандиозность древнего города.

Другая неизменная черта всех сочинений Гитаны-Марии – это, по слову Юрия Норштейна, «возмутительная человечность». «Теодор Курентзис, - пишет она в статье о «Реквиеме» Брамса, - со своими музыкантами поедет, поплывет дальше по России и по всему миру, обращая людей к неподкупной Вере, неугасимой Надежде и истиной Любви». К тому же обращают читателей и ее собственные произведения, несущие свет сердцам и наперекор всему проникнутые – истинной Любовью, неугасимой Надеждой, неподкупной Верой.

 

Елена Семенова

Tags: 

Project: 

Author: