Добро должно быть сильным

Непревзойденный диагност Иван Александрович Ильин некогда указал одну из главных причин русской катастрофы. «Россия сокрушилась в революции потому, что русские люди были в большинстве своем добродушны, но слабы в добре. Сильных же в добре было немного. И вот, когда появились люди сильные во зле и стали звать массы не бояться падения, падать, скользя вниз по линии наименьшего сопротивления, — то множество слабых поколебалось и отдалось этому зову». Еще прежде об этом же писал другой наш пророк Лев Александрович Тихомиров: «Успехи злых сил зависят от деморализации сил добра».

Начнем с частного. Нередко случается нам недоумевать, почему подле людей известных в тяжелые для них дни оказываются люди своекорыстные, желающие получить свою выгоду из несчастного положения, воспользоваться расстроенностью доверившихся им людей. Почему это происходит? По причине простой и банальной. Люди бескорыстные слабы в добре. Они не имеют душевных сил, энергии для того, чтобы позаботиться о попавшем в беду человеке – просто из любви к нему самому. Они искренне сочувствуют, но их не хватает на то, чтобы оставить свои дела, прийти и помощь. Более того, им частенько хочется вовсе отгородиться от чужой беды. Мол, хватает и собственных! Недаром говорят, что беда стигматизует, и человек крепко стоящий на ногах куда легче найдет себе поддержку, нежели падающий. Своекорыстные люди действуют иначе. Они сражаются не за абстрактные добро и справедливость, но за свой личный интерес. Поэтому они активны, готовы всегда быть рядом, готовы действовать. Итог этих действий часто бывает печален, но у жертв подобной опеки обычно не оказывается выбора, на кого положиться…

Как не оказывается его иноредь у общественных деятелей, не слишком искушенных в политических подлостях. Помните генерала Корнилова? Лавру Георгиевичу задавали вопрос, зачем он допускает в своем окружении таких проходимцев, как Савинков и Завойко. Корнилов разводил руками: «Так ведь других не было! Эти делали хоть что-то!» Эти в итоге предали и Корнилова, и дело спасения России. Но, спрашивается, почему у человека, на которого летом 17-го года возлагало надежды все русское общество, не оказалось рядом никого, на кого бы мог он опереться, кроме проходимцев? Кто что-то делал бы и был при этом честен и верен без корысти? Где были все эти люди? Похожие примеры видели мы и в нашей современности…

И снова Белое Движение. Г-да монархисты часто бросают ему упрек в том, что слишком много было в его среде эсеров, либералов и иной сомнительной публики. Упреки не лишены основания, и публика в итоге много повредила делу. Но все тот же вопрос. Почему первые антибольшевистские восстания поднимали г-да эсеры (тот же самарский Комуч, то же Ярославское восстание)? Почему не поднимали их пламенные монархисты? Почему Добровольческую армию на Дону начал сколачивать справедливо обвиняемый в предательстве Императора генерал Алексеев, а не какой-нибудь славный генерал монархист? Лучше бы было, чтобы исходно сопротивление возглавили монархисты? Полагаю, да. Но они этого не сделали. Они – промедлили, как это слишком часто бывает у нас. А промедление подобно смерти… Поэтому не должно обличать «первых начавших», даже если они были не на высоте положения. По той единственной причине, что других не было. И право обличать имели бы лишь те, кто начал бы первее…

Чем объяснить эту медлительность? Казалось бы, кто лучше монархистов, добрых русских православных людей понимал происходящую трагедию? Понимали. Ужасались. Сокрушались. Но не хватало энергии, не хватало того активизма, к которому привычны были те же закаленные в революционной борьбе эсеры. Мы… не привыкли к подобного рода борьбе. Мы растерялись. И упустили инициативу. Причем во всем…

Возьмем шире. Россия периода катастрофы. Неужели весь народ ее обратился в банду? Потерял совесть? Навряд ли. Даже рядовые красноармейцы, увлеченные революционной романтикой, вовсе не всегда были какими-то изуверами. Просто сбитые с толку русские люди… Подавляющее большинство общества не было злодеями. Так почему же горстка злодеев взяла над ним верх? Потому, видимо, что города от большевиков защищали горстки полубезоружных героев, включая значительный процент мальчишек – кадет и юнкеров. А в самих городах толпы праздных обывателей сидели в кофейнях и еще и критиковали умиравших за них на фронте… Россию погубили не банды. Ее погубила обывательская слизь. Обыкновенные люди, которые предпочитали ждать, что все «само рассосется» - лишь бы не затронули неудобства их существования.

Ярчайший пример. Большевики рвутся к власти. Уже расстреливается кремль. Уже гибнут герои-юнкера, последние защитники Первопрестольной. А в кремле заседающий Собор Русской Церкви обсуждает вопросы свечных заводиков… На том Соборе собрались уж заведомо – добрые русские люди, верные чада Церкви Христовой. И почему эти силы добра так мало ощущали торжество сил зла, почему никак не пытались стать на пути его?

Не то же ли теперь?

Взгляните на наших оппонентов – коммунистов и либералов. А также всевозможных сепаратистов, диаспоры и т.п. Они никогда не упустят выгоды своему делу. Они никогда не спустят покушения на своих «священных коров». Они всегда поддерживают своих и готовы порвать за своих любого. Они сильны этой озлобленной, ожесточенный спайкой. Они активны в своей ненависти. Они даже готовы рисковать. Эти силы не робеют выходить на акции протеста, когда затронуто что-то для них важное. Их активисты не ленятся распространять их контент в реале и интернете, стаями нападать на «врагов».

А что же мы?

- Все плохо-плохо-плохо, - говорит мне молодой человек лет 20-ти. – И ничего нельзя сделать!

- А кто же должен делать? – отвечаю я. – Разве же не мы? Кто мешает нам – делать? Все то, что не противоречит закону? Каждому на своем месте и сообща?

Молодой человек сникает и сбегает от продолжения разговора. Он понимает, что все плохо. Что «комуняки… нехорошие люди». Что белое движение и монархия – это хорошо. Он все понимает. Только не готов хоть немного пошевелиться, чтобы это понимание сделалось не только его достоянием…

Попробуйте собрать нас, понимающих, на какое-нибудь мероприятие. Самое невинное. И немедленно окажется, что большинство заняты или имеют «уважительные причины». Что уж говорить о чем-то более неприятном и рискованном!

Мы возмущаемся сносом мемориальных досок Колчаку и Каппелю. Но, помилуй Бог, разве мы ставили караулы, чтобы сохранить их? Разве протестовали? Разве бились лбами в двери всех инстанций? Да ни Боже мой. Традиционно повздыхали в соцсетях и забыли.

На наших глазах каждый день уничтожается наше культурное наследие. Русское. И что же? И где же? Мы?.. Мы предпочитаем не замечать. «От нас же все равно ничего не зависит», - малодушное самооправдание «понад усе». Не зависит. Значит, незачем зря портить нервы. Лучше просто погрезить о России, которую мы потеряли, проигнорировав Россию, которую мы продолжаем терять.

Есть такой телеканал «Спас». На нем выступает много как бы патриотичных и православных людей. Известных. Принадлежащих в том числе к классу т.н. «интеллигенции». Не спрашиваю ни о чем ином, но в сотый раз повторю свой любимый вопрос. Почему никто из этих православных-интеллигентных-патриотов, с такой патетикой и таким самолюбованием говорящих о России и своей любви к ней, ни разу не сказал ни слова ни об уничтоженном Вексельбергом-Нисановым Ильинском, ни о вырубаемом Архангельском, ни об отданном под застройку Звенигороде, ни о прочем, что отчаянно вопиет? И если они молчат, то взаправду ли они патриоты? Интеллигенция? Православные? Все может быть. Вот, только не русские это патриоты. И не русские люди. А всего лишь обычные ряженые. Поэтому и глухи они к продолжающейся по заветам Гинзбургов и Кагановичей расправе над русским историко-культурным наследием и иным русским бедам.

Мы снова наступаем на те же грабли. Народ не есть банда. Народ – всего лишь обыватель. И людей по существу добрых больше, нежели каких-то инфернальных злодеев. Но мы своею духовной расслабленностью и расхлябанностью, своим непротивлением злу предаемся сами и предаем самую Россию и будущее наших детей – во власть злодеям, которых активны и энергичны. А ведь предупреждал Петр Аркадьевич Столыпин: «Мы будущими поколениями будем привлечены к ответу. Мы ответим за то, что пали духом, впали в бездействие, в какую-то старческую беспомощность, утратили веру в русский народ!»

Спросится и с нас. На наше упадничество, за маловерие, за «все пропало» и «мы ничего не можем»… Когда-то американский генерал Грант сказал: «Я устал слушать, что с нами сделает генерал Ли. Я хочу услышать, что мы с ним сделаем!» Давно пора нам думать и рассуждать не о том, как те или иные злые люди подавляют нас. Давно пора подумать о том, как мы будем подавлять их. И не только подумать, но и начать реализовывать эти благие мысли. Под похоронный марш не побеждают. Под него ложатся в могилу. А для успешного противостояния многоликому злу нужно сменить пластинку на «Марш «Вперед!»» или на бодрое наше «Славься» или «Вставайте, люди Русские!»

Мы часто восхищаемся героями и подвижниками прошлого. Но как вера без дел мертва есть, так и всякое восхищение мертво, если не ведет за собою подражания. Наши предшественники дали нам блистательные примеры мужества, стойкости, отваги, целеустремленности, энергии. Силы в добре. И ничто и никто не мешает нам идти по их стопам, кроме собственной лености и расслабленности. «Укорениться в Боге значит стать сильным в добре. Быть сильным в добре значит иметь настоящий духовный характер. России необходимы, ей дороже всего отныне и на века — люди с сильным, религиозно укорененным и верным характером», - указал нам путь Иван Ильин. Послушаем нашего пророка, станем сильными в добре и тогда – видит Бог – не придется нам застывать, подобно Лотовой жене в безнадежном созерцании прошлого, ибо нам отверзнется будущее. Наше, русское будущее.

 

Елена Семенова

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2021

Выпуск: 

1