«Пропущенная неисследованная страница нашей истории». Беседа с Ириной Янченко

В конце августа текущего года в селе Палочка Томской области открылся первый в России Центр памяти раскулаченных, созданный усилиями двух подвижниц нашего времени – местными жительницами, Ириной Янченко и Гульнарой Корягиной. С Ириной Вячеславовной Янченко беседует исполнительный секретарь РПО им. Императора Александра III, редактор журнала «Голос Эпохи» Елена Владимировна Семенова.

 

- Расскажите, пожалуйста, как возникла идея создания центра памяти раскулаченных, и что собой представляет центр на данный момент? Какова его задача?

- Созданию Центра памяти предшествовала длинная предыстория: это помощь в поиске могил родных моей подруги. В Палочку я переехала 10 лет назад и о истории села не знала ничего, просто знала, что есть такое село. Подруга, узнав, что я буду жить в Палочке, попросила найти могилы родных, которые были высланы из Алтайского края в Палочку и здесь умерли. О раскулачивании у меня были небольшие познания – это из книг, рассказа моей бабушки. Приехав сюда я стала расспрашивать жителей, а где могилки, я-то считала, что все они на кладбище, а мне сказали, что могил раскулаченных нет, только ямы и то их искать надо и люди туда не ходят. Вот тогда меня и заинтересовала история села. Оказалось, что в Палочку в 1931 году было выслано 7800 человек и в живых из них через 2 года осталось только около 700, стала искать везде информацию, в интернете очень мало, рассказывать никто не хочет, и только одна женщина из села откликнулась – это сейчас моя коллега по проекту Гюльнара Игоревна. Мы стали общаться и вместе по крупицам узнавать прошлое Палочки и тут началось наше везение: на глаза мне попалась статья в интернете, что в марте 2016 года наш президент издал указ о том, что все найденные братские захоронения репрессированных приравниваются к памятникам культурного наследия. Возникла мысль как же их найти у нас эти захоронения, если никто ничего не знает? И снова счастливый случай – женщина из потомков раскулаченных собралась уезжать и вызвалась показать места захоронений, а так как в 1931 году на месте Палочки – Городецкая комендатура, на пустом таежном берегу реки было образовано раскулаченными 4 поселка – Суйга, Проточка, Городецк и Палочка, то этих мест оказалось несколько. Что-то показала она, что-то примерно рассказали некоторые жители. Пришла идея подключить поисковиков ВОВ из области, нашла координаты руководителя, списались в соцсетях, но он без приглашения главы поселения ехать не соглашался, а глава последний день работал и слагал полномочия, за час до конца срока глава подписал приглашение. Приехали поисковики, и село загудело возмущенно, что кости раскапывать приехали. Долго лазили по лесу, по полям, но нашли захоронения общие ямы и рвы. Пришла идея узнать, кто там лежит- списков-то нет, и никто ничего не помнит, в архивных документах докладов комендантов на сайте Истмат нашли, что выслано к нам 1087 семей, но всем были известны только 87 семей, кто остальные неизвестно, и где взять непонятно. Руководитель поисковиков Елезов М.А. предложил от их организации написать проект в президентский грант: написали, выиграли и стали мотаться по архивам, а так как до 1939 года наш район принадлежал Колпашевскому району, и область была не Томская, а Новосибирская, то утеряно практически все. В архиве района в хозяйственных книгах за 1939 год нашли еще фамилии – стояла дата приезда в село и практически у всех 1931 год, значит наши. Затем чудом попали в ЗАГС и получили похоронные книги, но самые ранние конец 1932 года, оттуда взяли фамилии, а потом пришла идея обратиться на Алтай в Бийск, так как в немногих воспоминаниях стояли села именно Бийского района. Ездили в Бийск не один раз и нашли списки высланных по сельсоветам – поиски сузились, вот так мы выяснили что к нам были высланы семьи из 63 деревень Бийского района и бийское купечество. Так мы дошли до ИЦ МВД, где теперь работаем с картотекой и делами, много списков нашли по детдомам. Основная смертность пришла на 1931-32-33 годы, на 1931 нет вообще ничего, родители умирали, детей отдавали в детдома, некоторые бежали, но дошли немногие – сгинули в болотах. Карточки в ИЦ заводились в начале 40-х на выживших. У нас накопился огромный объем материала, дома хранить его проблемно, поэтому просто хотели найти под них помещение, а когда поняли, что такого материала как наработали мы нет нигде, только разрозненные сведения, то решили, что нужен Центр для всего собранного нами материала, а работать над этим предстоит еще долго. У нас потомки могут узнать о прошлом своей семьи, получить помощь в поисках если ничего не знают о судьбе родных, в музейной комнате увидеть, как жили их предки. В нашем Центре собрана информация о периоде раскулачивания, долгие годы эта тема стыдливо замалчивалась. О ней нигде не говорили - это пропущенная неисследованная страница нашей истории, советская пропаганда заклеймила позором зажиточного крестьянина, труженика, настоящего носителя русской православной культуры и наша цель развеять этот миф, ведь до сих пор многие считают, что раскулачили «мироедов» правильно.

 

- Затронула ли трагедия раскулачивания Вашу семью?

- Да, мои родные тоже раскулачены и со стороны бабушки, и со стороны дедушки. Высланы из Алтайского края куда они переселились в столыпинскую реформу из Полтавской и Тамбовской губерний. Прабабушка из дворянского рода Бредихиных, поместье их в 1905 году было уничтожено восставшими крестьянами, выжила только 14-летняя Марина, ее спасла нянька и пошла наша бабуля в люди - Христа ради милостыньку просить, а потом в няньки, так и попала в семью Суховерховых в Малую Грибановку, где понравилась хозяйке, и прабабка Домна женила на ней среднего сына Ефима. С тех голодных скитаний у нашей Марины Ивановны осталось особое отношение к хлебу- на русской печке всегда лежали сухари, что и спасло семью при высылке: когда стало ясно что и их семье не избежать ее, то Марина Ивановна всю ночь с детьми толкли сухари набив ими все чулки что были дома, нанизали их на кушаки и под юбки обмотали вокруг тела, вот так на сухарях и выжили – из 7 детей не умер никто. Очень жалею, что мало слушала и слышала бабушку – сохранились только отрывочные воспоминания, ведь раньше было непринято вспоминать о раскулачивании и до сих пор многие не знают историю своих семей.

 

- Оказывалась ли поддержка Вашей работе со стороны местных, областных властей? Общественных организаций?

- Нет, первое время нас травили, оскорбляли, сама глава поселения нет, а вот вся ее многочисленная родня не давала буквально житья, а глава совета депутатов и фельдшер по совместительству до сих пор в соцсетях унижает и распускает небылицы, в районном архиве неохотно дают информацию, несмотря на то, что уже прошло 90 лет, отказывают нам, ответ один – ищите, спрашиваем где искать- не знаем. Прошлый глава района грозился меня уволить с работы, посадить в тюрьму, а в ответ на мою жалобу в полицию, прокуратуру и областную администрацию меня же и оштрафовали, провокации шли со всех сторон. Но на помощь нам пришли СМИ и ТВ-2, а также неравнодушные люди, наш проект стали везде освещать, глава района ушел и по состоянию здоровья. Мы выиграли второй грант на создание Центра и работу в архивах, администрация района в лице поселения дали нам в аренду часть пустующего 11 лет двухэтажного здания школы, помогли с открытием, но до сих пор за 2 года в районной газете нет информации о наших грантах хотя на каждый чих в стране откликаются. Содержание Центра и музея это огромные денежные средства которые в гранте не предусмотрены, тратим свои личные деньги, выходили много раз на губернатора Алтая, на Министерство культуры, в администрацию президента и областную администрацию, а областной департамент культуры с просьбой о том чтобы нас включили в бюджетное финансирование, от одного чиновника получили ответ- за деньги и дурак сможет вы бесплатно поработайте, департамент культуры ответил что мы обязаны отдать все наработки в районный краеведческий музей, а там только вышивки да местные коренные народы, у них все прошлые наработки о истории района непонятно где. Для того чтобы взять в аренду помещение нам пришлось создать НКО (деятельность архив, музей, библиотека), но это опять собственные денежные средства, залезли в ужасные долги. Пока вот так.

 

- Каково отношение к проводимым исследованиям, к открытию центра у простых людей? Не приходится ли сталкиваться с каким-то непониманием или даже враждебностью ввиду распространенной ностальгии по СССР?

- Люди живо интересуются прошлым и несмотря на такой негатив многие относятся с понимаем, но говорят- мы поможем вам, только вы никому не говорите. На субботники по облагораживанию могил приходят многие, приезжают с подмогой поисковики. Так что бы открыто кто по поводу СССР нас упрекал это мало, в основном в соцсетях у некоторых негатив, но мы стараемся не разжигать конфликты.

 

- Несмотря на весьма значительный пласт документов, литературы, свидетельств о трагедии раскулачивания, многие люди остаются в плену советских мифов, доказывают необходимость коллективизации и т.д. Один столичный литератор заявил, к примеру, что, если бы не коллективизация, мы не победили бы в Великой Отечественной войне. Что бы Вы ответили на этот тезис? И почему на Ваш взгляд в нашем обществе столь въелось отношение к людям, как к щепкам?

- В советское время идеология была очень хорошо выстроена и многие слепо верят этому, поэтому надо терпимо к этому относиться, и мы постоянно напоминаем о том, что победили фашизм всем миром и раскулаченные в этом тоже принимали участие, сколько героев было из «врагов народа», на ум вот сразу Калашников приходит. Практически вся Сибирь это были из раскулаченных и именно они кормили армию и помогали восстановлению разрушенного хозяйства, сколько обозов из Сибири шли на фронт с провиантом, лесом на восстановление, а трудились же в основном женщины, дети и старики.

 

- Советские мифы упорно живут в сознании и, к сожалению, прорастают уже в молодых поколениях, в людях, даже не рожденных в СССР. Почему это происходит? И что необходимо для преодоления этого отравляющего души наследия?

- С цивилизаций в страну пришло зло, разрушены истинные духовные ценности, наши дети и внуки растут потребителями благ, и тот старинный семейный уклад, когда старшему в семье подчинялись и слушались все, забылось. Надо вводить в школах уроки православия, уроки труда для мальчиков и девочек, приучать детей к труду, ввести цензуру на пропаганду насилия.

 

- Каковы планы развития центра в обозримом будущем? И можно ли как помочь ему (к примеру какими-то материалами)?

-В планах создание Сквера памяти, издание Книги памяти, создание экскурсионного маршрута и конечно сотрудничество с Алтайским краем. Мы собираем всю информацию о периоде раскулачивания, историю семей мужественных людей, несломленных морально. Многие несут нам фото и семейные истории – пусть у вас хранятся мало ли что вдруг детям не нужны, а внуки захотят знать. В Центре мы проводим мероприятия с детьми, знакомим их с обычаями и традициями через приобщение в прошлое – в ступке потолочь, чугунок с шестка правильно взять, путы на «лошадку» правильно одеть и т.д. К нам охотно привозят учеников из районной школы. С момента открытия у нас в гостях побывало около 100 человек и это в период пандемии, люди приезжают как с соседних районов, Томска так и из Алтайского края и не только потомки, а просто интересующиеся историей страны, так как много недостоверной информации о том периоде. И мы акцентируем внимание на том что нельзя мешать в кучу депортацию народов, расстрелянных и раскулаченных, т.к. раскулаченные не были осуждены они просто лишались избирательных прав и решением пятерки активистов высылались. У каждого из категорий пострадавших в годы репрессий своя ниша в Истории и надо разделять это.

 

РПО им. Императора Александра III призывает всех, кто может так или иначе помочь уникальному Центру памяти раскулаченных, внести свою лепту в дело сохранение памяти о наших уничтоженных, оболганных и забытых пращурах. Книги, фотографии, документы, вещи – все это будет принято в Центре с благодарностью.

Напоминаем также, что к 90-летию раскулачивания нами запущен проект «Уничтоженные, как класс»: https://vk.com/club198471690 Мы приглашаем наших единомышленников присоединяться к созданной группе и делиться своими воспоминаниями, сведениями о своих раскулаченных родных. Наша цель – создать по возможности объемную электронную базу материалов, посвященную трагедии раскулачивания. Кроме того, присылаемые материалы будут публиковаться нами в нашем журнале «Голос Эпохи», на наших ресурсах, а также в отдельных изданиях, посвященных теме раскулачивания. Присылать материалы, а также любые сведения можно на наш адрес: rys-arhipelag@yandex.ru

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2021

Выпуск: 

1