«Я шел к блаженству, путь блестел…». Ч.2. (вослед 140-летию Александра Блока)

Можно ли на одной полке держать книгу Блока и духовные письма преподобного Амвросия Оптинского? Не только можно, но и нужно! Ведь сам святой старец Амвросий любил, например, басни Крылова и цитировал из них приходящим к нему, прикровенно объясняя тем их духовное состояние.

Неважно, кто мы по званию или положению, важен дух, сокровенная сопричастность Богу, которая отражается в делах веры и любви.

Духовной чуткости – вот чему мы должны учиться у Блока, потому что его символизм даже и не символизм в привычном понимании, но открытие иной духовной реальности и утверждение ее посреди скорбей и невзгод своеобразными поэтическими притчами. Блок открывает невидимое и передает сердцам тот самый тайный жар, который призван помочь преодолеть все страдания и немощи достойно.

Тайна Поэзии от Бога состоит в том, что Она открывает человеку не поэта, не искусство и не культуру, а Бога, Божий мир, Вечное в преходящем. Через Блока мы видим впереди Христа. Поэзия заражает души иным Божественным весельем Веры.

Где же вы, родные сердца, отчего вас так мало, отчего вы не пойдете за чистым, глубоким, может быть, частями «безумным», зато частями открывающим несметные сокровища глубинных чувств и мыслей, - когда вы тысячами влачитесь за великим злом века, за статичной денежностью?

------------------

Не для ласковых слов я выковал дух, не для дружб я боролся с судьбой… Мы снова на Петроградской стороне... Этот старинный Петербург совсем не похож на фешенебельный центр города на Неве. Ощущение такое, что ты попадаешь в ХIХ век... Вот сейчас из этого кафе вышел стройный, высокого роста с запоминающейся походкой и с задумчиво-добрым лицом человек, наверняка поэт... Уж не Он ли вышел только что из дверей?!.. Высокие здания не похожи на небоскребы, но их громады вызывают невольное уважение. Не надо особых декораций, чтобы снимать фильм о Блоке. Ведь на дверях Его квартиры до сих пор небольшая медная табличка «А.А.Блокъ», а внизу такая же, но побольше и подлиннее - «Для писем и газет». И колокольчик тот же… Что переживают люди, стоя перед старинной дверью? Там Блок! Ведь Блок не умер!! Душа его с нами в еще большей степени, ныне освобожденная от уз страдальческой плоти... Стучитесь же, люди, и отворит Поэт, который очень много понимает о мире, о России и человеке. Ведь он родился в день памяти Апостола и евангелиста Матфея, рос среди русских полей, лугов и лесов. Он был крещен в университетском храме столицы России в день памяти Апостола и евангелиста Матфея и небесный покровитель его не кто иной, как святой благоверный князь Александр Ярославович Невский! Он венчался с ЛЮБОВЬЮ в сельском храме… И сам он – Блок- разве не святой князь Русской Поэзии! У его дверей до сих пор толпится народ, по всему миру читаются его дивные свитки и любящий народ молится за него, за Россию и весь мир. И слышится блоковское: «Слушайте, всем сердцем слушайте Россию! Учитесь у Святой России. Будьте, как дети – любите беззаветно Небесного Отца, Небесную Матерь и братьев ваших – Ангелов Божьих»

--------------------

Господи, дай мне быть лучше… Что будет? Зачем вопрошаешь? Знаешь ведь, что после совершенного тобою зла найдет, как грозовая туча, возмездие и разрушит твои планы и снова будет возможность придти в себя, покаяться и совершить великое дело любви, как совершает его Бог. И безбурное солнце не будет Нарушать и гневить Тишину, И лесная трава не забудет, Никогда не забудет весну... Молчание прекрасно! Похвально уединение от людей. Благоговейно молчащий не вершит никакого суда. Не Бог Судья, слово судит меня, судит мои помыслы, которые далеки от Святости, как Луна от Земли. Любовь же не судит, а печалится, что люди отвергают Вечную Любовь ради временного земного. Слово Любви обнажает во мне зло и показывает меня таким, какой я есть, а не кажусь. И это высочайшее благо от Бога – видение злого внутри себя. Это важнее чем если бы кто из нас воскрешал мертвых… Кто видит зло, тот берется за труд искоренения его, то есть за творчество любви, и становится наследником одного доброго, одной Любви Небесной. Поэт творит любовь, отдает кровь свою и принимает Дух. Поэт – вестник не страстей и чувств, а спасительной Любви Божией, взошедшей на Крест ради человека и спасшего его от челюстей ада. Поэт силен не своей силой и умением, но той Любовью, Которая вселяется в него по чистоте его сердца. Обвинители великих поэтов, напишите хотя бы одно стихотворение, приближающееся к Пушкину или Блоку, и тогда мы, может быть, и согласимся кое в чем с вами. Если мне кто-нибудь докажет, что истина вне поэзии Блока, то я лучше соглашусь остаться с Блоком, чем с истиной. И так давно постыли люди, Уныло ждущие Христа… Лишь дьявола они находят… Но я русский, а русские всегда думают о Церкви; мало кто совершенно равнодушен к Ней.

-------------------

Чтобы не сбиться с пути, надо не торопиться, не нервничать. За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно,… знаю, как трудно ходить, чтобы ветер не унес и чтобы болото не затянуло…

Куликово поле из места битвы русских с татарвой стало синонимом борьбы всякого человека за Правду Божию против поганых нехристей – злых страстей. Помните слова Достоевского о том, что «красота – вещь страшная, тут Бог и дьявол борются, а поле битвы – сердца людей». На том Куликовом поле не просто решалось, как долго еще быть Руси под игом, но что такое Правда Божия и что такое правда человеческая. И в названии реки Непрявда разве не слышно, что для татар эта битва была неправым делом - «непря-а-вдой», а для измученных чуждым игом русских именно Правдой Божией, что пора кончать со всякой неправдой, иначе она все заполонит и всех умертвит, кто еще может стоять за Святую Правду. И с туманом над Непрядвой спящей, прямо на меня Ты сошла в одежде, свет струящей, не спугнув коня. Серебром волны блеснула другу на стальном мече, освежила пыльную кольчугу на моем плече. И когда, на утро, тучей черной двинулась орда, был в щите Твой лик нерукотворный светел навсегда...

Язык Блока более лаконичен, огранен и оттого он более точен и попадает прямо в сердце. Блок – это Боян нового времени, без боязни вещающий то, о чем пел вещий Боян много веков назад. Чем не преемственность и во времени, и в духе! За все святое в этом мире приходиться сражаться, нередко терпеть поражения, но снова подниматься и вступать в жестокий бой. Этот мир не слабых телом и душой.

У каждого человека есть Куликово поле, как есть и Бородино, и курско-белгородская Прохоровка… И у каждого будет или победа, или поражение. Куликовская битва принадлежит, по убеждению Блока, «к всеобъемлющим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди». Последней битвой – Армагедоном станет сражение любящих сердец с антихристом. С духом антихриста верующее в Христа сердце борется и сейчас до последней минуты и капли крови: Доспех тяжел как перед боем, Теперь твой час настал. – Молись!

Вот поэт не скрыл и то непобедимое оружие, посредством которого только и может свершиться святая победа: это – молитва!

В ночь, когда Мамай залег с ордою

Степи и мосты,

В темном поле были мы с Тобою,

Разве знала Ты?

А ведь это Блок о Святой Руси, Которая и Сама воюет и другим помогает защититься от всякого зла.

Итак, любящее Бога-Любовь сердце, непрестанно внутреннее взывает к Нему в немеркнущей надежде победы над всяким злом и разделением.

-----------------

И век последний, ужасней всех, Увидим и вы и я. Все небо скроет гнусный грех, На всех устах застынет смех, Тоска небытия… Небо, как было, так и остается, но Его закрыл гнусный грех неверия в Небесную Вечную Любовь, поэтому люди страдают и умирают… Повсюду мертвая пустыня… Любой грех гнусен, но особенно гнусна содомия, возведенная сегодня на Западе в закон. Поэтому результат один – жизнь омертвится. Тут можно вспомнить стих М.Лермонтова: «Настанет год, России черный год, Когда царей корона упадет; Забудет чернь к ним прежнюю любовь, И пища многих будет смерть и кровь…» На Русскую Землю пришла погибель, когда сначала тайком и подло свергнут Царя, потом расстреляют Царскую Семью и начнется торжество мировой черни – революционных бесов, которые захотят войтив тело России навсегда. Но не тут-то было… Блок же изображает конец мира тлена и греха, лютую смерть нераскаянных грешников, которым было бы лучше не родиться на свет…

Окончу светлый путь… Здесь печально скажут: «Угас», Но Там прозвучит: «Воскресни!... Мамочке хорошо. Мама умерла…

И нам недолго любоваться

На эти, здешние, пиры:

Пред нами тайны обнажатся,

Возблещут дальние миры

Поэзия Любви самодостаточна. Она обойдется и без нас. Но стоит нам с трепетом дотронуться до Поэзии, как она тут же откроет Свою Любовь к каждому из нас, и мы Ее не забудем уже никогда и нигде Стремленья сердца непомерны, Но на вершинах – маяки. Они испытаны и верны, И безконечно далеки. Там стерегут мое паденье Веселых ангелов четы. Там лучезарным сновиденьем В лазури строгой блещешь Ты. Призвал ли я Тебя из праха, Иль Ты Сама ко мне сошла, Но, неизведанного страха, Душа, вкусивши, замерла…

------------------

Осуждайте себя, ненавидьте, не бойтесь этого. Вы сами увидите, как из такого самоосуждения рождается новый человек

Поэзия отражает жизнь в особом духовном свете. Но чтобы писать духовно, нужно напитать душу Родиной и Богом. Нужно научиться выражать чувства и мысли особенно точно, взаимосвязано и гармонично, чтобы стих вышел, как спущенный на воду ковчег или парусник. Все им любуются, одно удивление у всех.

Поэт отражает не просто окружающее, но самое существенное и нужное человеку для жизни. Свобода смотрит в синеву… Не все умеют концентрироваться, не всем дано выразить в совершенной форме владеющие им чувства и настроения. И вот тогда является посланец – поэт. Он-то и выражает общее народное настроение. А настроение в народе русском всегда одно – Бог. Я чувствовал вверху незыблемое счастье, Вокруг себя - безжалостную ночь… Любящий человек не согласится всю короткую жизнь думать об удовольствиях и счете в банке. Поскольку в каждом человеке идет духовная борьба, то задача поэта помочь вести ее правильно, чтобы зря не погибнуть. Поэтому каждый великий поэт – это опытный духовный боец, потому что тот дар, который он имеет от Бога нужно еще применить, направить и приумножить собственными немалыми трудами. Без молитвы и ведения духовной жизни совершить подвиг служения Богу и ближнему просто невозможно. Поэтому так много разных поэтов и так мало великих, запоминающихся пиитов.

Поэт отражает духовные настроения и его поймет только тот, кто сам настроен на духовную волну, кому не чуждо Слово Божие, от Которого либо жизнь души, либо смерть. Но духовное настроение не бывает односложным, оно многослойно и обнимает миры. Одна и та же нить Связует здесь и там… К тому же духовное настроение имеет бездонную глубину, проникнуть в которую суждено только другому духовному человеку с запасом особого кислорода – кислорода духовной любви. Поэтому так мало духовно обозревающих духовные глубины и могущих их выразить правильно, а именно: в Святом Духе. В сердце - легкие тревоги, В небе - звездные дороги, Среброснежные чертоги…

Чтоб стать причастником духовного, надо максимально возможно отрешиться от недуховного. Я ношусь во мраке, в ледяной пустыне… И вскрикнул я, прозрев… Бог не зря наставляет человека: «Не любите мира и того, что в мире, ибо мир лежит во зле». А что есть зло для человека зло, как не грех и порок, которые у иных возведены в их закон. Любящие мирское и житейское, показывают делом, что они не с Богом и далеки от Него. Они могут взяться и за сочинительство, но лучше им бы этого не делать, ведь Богом же и сказано: «За каждое праздное слово даст ответ человек». Без всяких сомнений, учать впадающих в мирское и житейскую бытовуху, вообще в жизнь и в борьбу за славу, деньги и почет ждет страшная участь. Они еще при жизни лишаются поэзии веры и жизни, оставляются Богом на самих себя в этом страшном, обуреваемом демонами мире. Это мертвые по душе люди, уныло ждущие конца и приближающие для себя муки. Отрекись от любимых творений, От людей и общений в миру, Отрекись от мирских вожделений, Думай день и молись ввечеру. Если дух твой горит безпокойно, Отгоняй вдохновения прочь. Лишь единая мудрость достойна Перейти в неизбежную ночь. На земле не узнаешь награды. Духом ясный пред Божьим лицом, Догорай, покидая лампаду, Одиноким и верным огнем… Поэтому-то все любители Небесного и есть поэты, чтобы они не брались делать. «Презревший мир, всегда весел». Он опытно знает, что все в воле Божией и от него требуется только не делать зла себе и людям. Отрешение от мира зла и следование Божьим заповедям постепенно рождает чистоту души, и душа становится способной не только воспринимать, но и хранить Святость от Бога внутри себя по слову «Царство Божие внутри вас есть». Но если такое Божие – безконечное и вечное доброе у нас в душе, то оно и направляет наши мысли и чувства и помогает излиться дивными словами. Вот так действует Дух Божий на неравнодушного к Богу человека и изменяет его всего к Святости, рождает в нем одно гармоничное и совершенное. Готовься в путь! Близка могила, - Спеши, поэт! Земля мертва, земля уныла, - Вдали - рассвет…

Итак, все верующие в Бога-Любовь, в Святую Троицу есть поэты от Бога. Я, отрок, зажигаю свечи, Огонь кадильный берегу... Но среди них есть поэты-поэтов – гениальные поэты слов Правды и Любви Божией. Их особенно много в лучшей Поэзии мира – Русской Духовной Поэзии в стране Христа и Матери Божией. Но на самом деле поэтов-гениев народа тоже немного – настолько крест и подвиг их редок и уникален. Возьми свой меч. Готовься к сече… Поэтому, Державин, Ломоносов, Батюшков, Пушкин, Жуковский, Крылов, Лермонтов, Тютчев, Фет, Блок, Есенин, Рубцов – это не кто иные, как святые Апостолы духа. Они – соль нашей многострадальной Святой Руси, наша гордость и слава. И как бы злоба и тьма не намеревались подменить их жизнь и творчество суррогатами искусства и культуры, у него ничего не получается. Только недалекие, пустые, бездуховные люди клюют на их удочки, а большинство продолжает восхищаться гениальной Русской Поэзией и богатырями с обоюдоострым мечом – словом Правды.

---------------

Пускай я умру под забором, как пес, Пусть жизнь меня в землю втоптала, - Я верю: то Бог меня снегом занес, То вьюга меня целовала!

Блок под «всемирным запоем» имеет ввиду искреннее и чистое упоение Божественной Жизнью, поэтический взгляд на все происходящее. Лучшие поэты именно поют жизнь! Но когда им не дают это делать, они погибают от недостатка воздуха (кислорода) любви среди современных им грешных и порочных людей, ополчающихся на Любовь и Правду. Неважен способ гибели, так как причина одна – отсутствие условий творить свободно и быть упоенным всем Божественным.

Поэзия должна быть прекрасной и величавой. Величие поэзии проистекает от величия Божьего мира и внутреннего смирения творца песен, которое стяжается немалыми духовными трудами. Это и имеет в виду Лермонтов, когда признается: «Он покупает неба звуки, Он даром славы не берет».

Совершенно в духе Святых Отцов Церкви великий поэт говорит о том, что поэтический дар не дается человеку сразу в готовом виде – он должен его лелеять и развивать в соответствии с духовными законами. Высший Божий дар – жизнь, причем жизнь по совести. Чтобы писать возвышенно, чисто, нежно, с любовью, нужно жертвовать собой - проливать кровь сердца, чтобы принять Святой Дух. Иного пути нет. Я вижу: ваши девы слепы, У юношей безогнен взор. Назад! Во мглу! В глухие склепы! Вам нужен бич, а не топор!.. И скоро я расстанусь с вами, И вы увидите меня Вон там, за дымными горами, Летящим в облаке огня! Небесные звуки покупаются немалой ценой, когда поэт пишет буквально кусками своего сердца, не жалея себя в предстоянии Богу. Поэтому-то все, кто читают небесных поэтов духа, не останутся в накладе – им этот дух любви передастся с великой силой и вдохновит на новые благие во Славу Божию дела. Царство Небесное покупается совершаемыми человеком с помощью Божией добродетелями – верой, милостью, прощением, постом, молитвой, бдениями, смирением, кротостью и никак иначе. Об этом нам говорит евангельская притча о нерадивых девах – душах, не приобретавших на торжище жизни благодати Божией, поэтому оставшихся ни с чем.

Поэт, благодаря сопричастности со всеми проявлениями жизни, вскрывает под грубым внешним, материальным – суетой, хаосом и пр. духовные устремления к единой цели – Богу, Первопричине всего сущего. Для поэта нет ничего неразумного на свете или случайного. Сердца поэтов чутко внемлют… Во всем он готов видеть волю Божию, принять ее безропотно и скромно и по возможности передать Божие другим в меру их веры и духовного роста. Проброжу весь день, ради Бога, Ввечеру постучусь в оконце… Без веры в Бога, без участья, В скитаньи пошлом гибну я.

Значение поэта и поэзии особенно возрастает в эти последние для человечества времена, когда со всех сторон ему грозят опасности, принимающие глобальный характер… Но пока время не вышло, есть еще возможность хотя бы подзадержать наступление страшного последнего времени исполнением заповедей Божьих, а не одних человеческих, чтобы наследовать не мучения, но радость. И в этом смысле роль Божественной Поэзии неоценима! Представим, что перед нами не просто деятель или священник, но люди с открытой поэтической душой, жизнь и служение которых сопровождается воодушевлением, оживлением, особой энергией. В окопах Великой Отечественной на груди солдат были не только крестики, они умудрялись читать и помнить стихи Пушкина, Лермонтова и других великих. Поэзия помогает выживать в этом мире, наполненном до краев злом, и зло это возрастает с каждым годом. Противостоять же злобе можно лишь любовью, невозможной без поэзии, которая призывает нас отрешаться от зла и прилепляться добру от Бога. Читай стихи священных псалмов, читай стихи Святого Евангелия, читай Державина, Ломоносова, Пушкина и др., и мир придет в душу – мир не от мира сего, придет успокоение и осознание величия Божьего и ничтожества человеческого грешного. А там и до спасения недалеко в Вечности. За словами - сквозь гул невнятный Просыпается Светлый Дух.

Поэт не потому пророк, что все знает и ведает будущее, а потому что он постоянно, во что бы то ни стало, настроен только на одну Божественную волну и не сходит с нее ни за какие коврижки и посулы. Жду вселенского света От весенней земли… Полны ангельских крылий Надо мной небеса… Поэт потому пророк, что п р о р е к а е т самое важное и насущное, он помогает идти в Вечность, не боясь ничего и никого, кроме Бога. Я восходил на все вершины, Смотрел в иные небеса, Мой факел был и глаз совиный, И утра божия роса… Он мог бы и не делать этого, так как и так многое знает и недалек от Господа. Туда, туда, смиренней, ниже, - Оттуда зримей мир иной… Но подвиг его как раз и состоит в том, что он часто вопреки обстоятельствам не может молчать и п р о р е к а е т, идет и глаголом жжет сердца людей, исполняя послушание. Если и после этого человек остается равнодушным к Богу, тогда он мертв духовно, участь его не завидна. Зачем нам знать тайны будущего, если каждый знает, что он по телу умрет, а душой предстанет перед ее Создателем для отчета в худых и добрых делах? Пусть разрушается тело - душа пролетит над пустыней… Не в знании будущего, тем более, без дел – наша сила, а в вере – уверенности в Невидимом Боге и в осуществлении ожидаемого Царства Божия еще на земле. Это делает человека счастливым навечно. «Этот век не для того, чтобы прожить его припеваючи, а для того, чтобы сдать экзамены и перейти в иную жизнь. Поэтому перед нами должна стоять следующая цель: приготовиться так, чтобы, когда Бог позовет нас, уйти со спокойной совестью, воспарить ко Христу и быть с Ним всегда (святой преподобный Паисий Святогорец).

Овладение Поэзией Святой Любви – вот что нам особенно нужно сегодня. Великими святыми поэтами были все Евангелисты, в стихах изложившие Слово Божие, да и Сам Господь говорил сверхпоэтично – небесными притчами! Где буква, там нет поэзии. А сухая буква и цифра нас сегодня заели до основания и не дают вздохнуть свободно. Слава Богу Великую Поэзию нельзя чипизировать и оцифровать, а вот с душой такое проделать мастера от лукавого вполне могут, если она станет жить по букве и цифре.

Святым непревзойденным поэтом остается святой Пророк Давид, перу которого принадлежат боговдохновенные псалмы, изложенные стихами. Поэтому поэты от Бога – это не «отвлеченные мечтатели», а самые настоящие святые творцы нового мира любви и радости, которому не будет конца. О, сколько музыки у Бога, Какие звуки на земле! И снова шепчу имена Безумно забытых святых. Все призрак - все горе - все ложь! Дрожу, и молюсь, и шепчу…

------------------

Сердце! Ты будь вожатаем моим. И смерть С улыбкой наблюдай. Само устанешь, Не вынесешь такой веселой жизни, Какую я веду. Такой любви И ненависти люди не выносят, Какую я в себе ношу.

Хочу, Всегда хочу смотреть в глаза людские, И пить вино, и женщин целовать, И яростью желаний полнить вечер, Когда жара мешает днем мечтать И песни петь! И слушать в мире ветер! Над озером С вечерним озером я разговор веду Высоким ладом песни…

Мне нужны вздохи сосен и воды. А озеру - красавице - ей нужно, Чтоб я, никем не видимый, запел Высокий гимн о том, как ясны зори, Как стройны сосны, как вольна душа…

И, выбегая на крутой обрыв, Я отражаюсь в озере… Мы видим Друг друга: «Здравствуй!» - я кричу… И голосом красавицы - леса Прибрежные ответствуют мне: «Здравствуй!» Кричу: «Прощай!» - они кричат: «Прощай!» Лишь озеро молчит, влача туманы, Но явственно на нем отражены И я, и все союзники мои: Ночь белая, и Бог, и твердь, и сосны… И белая задумчивая ночь Несет меня домой. И ветер свищет В горячее лицо. Вагон летит… И в комнате моей белеет утро. Оно на всем: на книгах и столах, И на постели, и на мягком кресле: И на письме трагической актрисы: «Я вся усталая. Я вся больная. Цветы меня не радуют. Пишите… Простите и сожгите этот бред…» И томные слова… И длинный почерк, Усталый, как ее усталый шлейф… И томностью пылающие буквы, Как яркий камень в черных волосах…

А там - закат из неба сотворил Глубокий многоцветный кубок. Руки Одна заря закинула к другой, И сестры двух небес прядут один - То розовый, то голубой туман. И в море утопающая туча В предсмертном гневе мечет из очей То красные, то синие огни. И с длинного, протянутого в море, Подгнившего, сереющего мола, Прочтя все надписи: «Навек с тобой», «Здесь были Коля с Катей», «Диодор Иеромонах и послушник Исидор Здесь были. Дивны Божии дела»

--------------------

Никто не скажет, как именно Блок нанизывает на стержень стиха слова. Это тайна поэта и Бога. Стержень или ось стиха – это любовь. В ней и вокруг нее все только и живет настоящей жизнью. И слово к небу понеслось…

Язык Блока универсален и не похож ни на один другой в поэзии. Я вам поведал неземное… Это говорит об особенной личности великого поэта, о которой разговор ниже. Однако, при всей важности языка, который, кстати, может устаревать, как, например, язык Ломоносова или Сумарокова, главным в поэзии является все же ее содержание. Чем глубже поэт, тем величественнее его творения, тем больше Бог разговаривает через его стихи с другими людьми. Образец этому – те же псамы певца Давида: ощущение такое, что через него Господь Сам говорит с человеком – Своим творением. Поэт – лишь «Божья дудка», по С.Есенину. Этим показывается не простота поэтического творчества, едва ли не высшая на земле, а смирение творца перед Великим Творцом всего зримого и незримого. Я - тварь дрожащая…

В злохудожественную душу Святой Дух не входит и не будет в ней действовать, ибо Бог Дух не имеет ничего общего со злобой, грехом и пороком и вообще с гордым устремлением человека все делать «самому» только для личной пользы и славы. Совершенное без молитвы и переживаний, не посвященное Христу Богу, не принесет Благодати. Но, не смотря на этот духовный закон, все больше и больше в мире псевдопоэтов, пишущих из ума и воображения. Их сконструированные стихи выдаются за эталон, но они не приносят сердцу утешения, успокоения и помощи, оставаясь в сухих гербариях культуры и искусства. Более того, иные поэты, являясь представителями того или иного народа на земле, пытаются выдать себя эхом совсем другого народа, может, и не чуждого ему, но не могущего выразить все особые тонкости и переживания. Только в области одной веры в Христа нет разницы какого ты народа по крови, но во всем остальном имеет большое значение.

Итак, возвратимся к языку великого Блока. Как и сам поэт, язык этот, хоть и непривычен поначалу, но как же глубок, парадоксален и велик! И непривычна блоковская манера выражаться нам потому, что мы отвыкли от духовного проникновения в предметы, в сущее. Наше малоразвитое мышление и представления привыкли действовать по некому лекалу или шаблону. Нам проще жевать уже готовое, чтобы меньше работать духом. При всей неоднозначности блоковского языка он вполне понятен и ясен, но только неиспорченному миром сердцу. …В каждом доме, в каждом крове Ищу отважной красоты… Чистое сознание находит ключик к стиху и отворяет его двери. А дальше все Божественно и к нашей пользе! Поэту, как писал Н.Рубцов, достаточно взглянуть на обычный куст, чтобы постигнуть истину!! В одной взятой вещи или творении он видит концентрированное выражение общей Гармонии и Красоты, царящих в мире. И только грех человека и дьявольская злоба мешают увидеть их, но не заслоняют Прекрасного и Вечного.

Иные испугались, другие пришли в недоумение от языка Блока, обвиняя его в отходе от классицизма и традиционализма. Но Блок не отошел от главного – от любви к Богу и к ближнему, и заговорил об этом новым языком, которое и требовала сумасшедшая предреволюционная и революционная эпоха. Блок не Пушкин, Блок другой! И время блоковское другое, чем у Пушкина. Ведь после Блока поэзию в России насильно переведут в рамки безбожия и каждения якобы человеку труда, а на самом деле служения антихристу с его посулами земного счастья без Христа, чего не может быть в принципе. Итак, новое время – новый поэт – новый язык! Но содержание Поэзии все то же – жизнь, смерть, Небо, земля, Святость, грех, война, мир, природа, человек, мать, жена и др.. И Блок берется в период революционного безумия заговорить с миром на ангельском печальном языке и выступить в роли рыцаря печального образа, чтобы, может, кто-нибудь да опомнится и придет в чувство от происходящего безумия.

Символизм и притчевость Блока – это лишь способ донести Правду до сознания людей, зачастую не знающих, как противостоять злобе во времена безбожия и вседозволенности. Безсмысленности, выраженной непонятными символами, и откровенному упадничеству, готовившими почву для «разрушения» классической поэзии и воцарению на ее месте мерзости безбожия, Блок противопоставил символизм духовный, предапокалипсисный. Отчасти этот символизм принял по-своему в начале пути Сергей Есенин. Не зря он появился у Блока в квартире. Но впоследствии стихи его приняли пушкинскую простоту и глубину.

Вообще здесь следовало бы сказать, что именно поэты были предшественниками гениальных прозаиков. Так, в России ими стали Пушкин и Лермонтов, за ними были явлены писатели-пророки Достоевский и Гоголь, не чуждые, конечно, поэзии, и преклонявшиеся перед Пушкиным. Так была создана не романистика по образцу Запада, а лирическая духовная проза, приближающаяся к поэзии.

Символизм великого поэта всегда имеет под собой реальную почву и действительность, содержит Правду и Истину. Это даже и не символизм в привычном понимании, а выражение духовного, небесного посредством ограниченных земными рамками возможностей. Свою поэзию сам Блок величал «вочеловечиванием», то же то же, что вхождением человека в подобие Божие. Самое неприятное для Блока было узнать, что какой-то человек солгал или обманул. Но он не осуждал таких, а просто расстраивался за падение людей и снова и снова писал гениальное, то есть нужное для вочеловечивания.

Не стоит думать, что поэт от Бога – это сверхчеловек. Наоборот, великий творец – это всегда смиренный внутренне и благодарный, очень открытый, ранимый человек. Как правило, он-то больше всего и подвергается нападкам злобы и тьмы. В силу нежной и доверчивой души, мир греха смеется над ним, вешая свои ярлыки, и, сживая поэта со света. Будь его власть, он бы смел всех поэтов Божьих с лица земли в один момент, но Господь не допускает этого.

В то же время высшая духовная поэзия – удел духоносных мужественных творцов, не боящихся идти против общего гибельного устремления человечества в ад. Это дело рыцарей и воинов духа. Поэтому немногие и решаются на открытое стояние в любви, отражая мечом Правды нападки тьмы и злобы.

-------------------

Без помощи Свыше невозможно полноценно жить в Правде и в Любви Божией, жить, например, в Матери Господа, к чему призывал преподобный Серафим Саровский Чудотворец.

Поэт Александр Блок боготворил Небесную Любовь, высшим выражением Которой сначала на земле, а затем и на Небе является Пресвятая Богородица. Прекрасная Дама Блока – это Любовь, причем Вечная, Непроходящая. Это та самая Любовь, Которой рыцарь Блок служил беззаветно до последнего дыхания.

Поэт создает не гениальные тексты, а атмосферу любви, ту самую атмосферу, в которой и живет сам. Это светлые гимны, пусть и печальные, как песни народа. Как живешь, так и пиши, как пишешь, так и живи, иначе выйдет ложь, натянутость, неправда. Ложь истребляет любовь в человеке, и он становится послушным орудием злобы.

Это Блок писал и о себе: Вот, в доспехе ослепительном, Слышно, ходит сын во мгле, Дух свой предал небожителям, Сердце - матери-земле... Русь могла бы слова Блока так сказать о нем – рыцаре Александре Блоке, нареченном во славу Святого Благоверного Князя и Воина Александра Невского: Вот он, сын мой, в светлом облаке, В шлеме утренней зари! А сын защищает Родину тем, что поет о любви и не делает никому и тени злобы, сын на страже родной речи, всего самого Святого. И вот сына убивают… Но он сделал свое дело: Здравствуй, даль, освобожденная От ночной туманной мглы! Благодаря таким сыновьям, и жива еще Русь! В сердце матери оставленной Золотая радость есть: Вот он, сын мой, окровавленный! И Христос ведь умер не за Себя, а за людей, чтобы спасти их кротостью и смирением, чтобы люди имели решимость не сомневаться в любви, а решительно спасаться.

Горе, если в стихи проникнет даже намек на злобу или злорадство, не говоря уж о другом! Это будет не поэзия, хоть бы другие и признали ее за нечто. Поэзия там, где Любовь, а где Любовь, там и Поэзия, там и жертва, там и боль, там и крестный подвиг спасения. Блажен поэт, добром проникновенный, Что миру дал незыблемый завет И мощью вечной, мощью дерзновенной Увел толпы? в пылающий рассвет!

--------------------

Странно слышать вопросы о религиозности Блока или читать небылицы на тему «Был ли православным поэт Блок?» Все это от лукавого в попытке опорочить светлое имя – Блок. Само это имя – символ защиты от всякой лжи и тьмы. Поэт блокирует любовью все потуги зла и обезсиливает его. И хоть злобе удается с помощью злобных людей умертвить тело поэта Блока, сам он стал еще живее и ближе для нас после своего трагического успения.

Всего одно стихотворение Блока «Успение» является глубочайшим откровением поэта о безсмертьи во Христе Господе – Пасхе нетления: Ее спеленутое тело Сложили в молодом лесу. Оно от мук помолодело, Вернув бывалую красу…

Это самое настоящее пасхальное послание Александра Блока к нам! Мы воочию видим Богородичную Пасху!! Смерти нет!!! И это на самом деле так – ведь Пресвятая Богородица продолжает действовать и до сего дня и вечно будет так, Своей особой любовью. В этом уже убедились миллиарды людей, а у нас все спорят – есть Бог или нет. Если есть Матерь Божия, то все есть и все будет!

Блок не пишет Богородичную похвалу строго по церковным канонам. Таких произведений, слава Богу, немало. Задача духовного поэта более сложная – передать Богородичное настроение так, чтобы оно овладело другими людьми своей неподдельной правдой на основании личного духовного опыта веры. Одно дело, когда о Богородице пишут служители культа, другое дело – человек искренне и глубоко берется передать наболевшее и возвышенное, потому что не может уже держать все волнующее его внутри себя. Это как бы своего рода рождение из утробы возвышенного, чистого и незабываемого явления…

Вот почему Блок, изображая Успение, стремится показать общее между Матерью мира и матерями земными, в муках рождающих и нередко мучительно умирающих, но уже для новой Вечной Жизни. За эти муки усопшие награждаются с Неба. К претерпевшей много зла на земле Богородице снова является Архангел, но уже с цветами неувядаемой чистоты – лилиями. Жизнь прожита достойна. По тому, как умирает человек, нередко судят о благочестии прожитой им жизни.

Блок показывает воскресение волхов, пришедших почтить Успение Той, Сына Которой они пришли почтить в Вифлеем. Смерти нет! Все верующие во Христа – овцы Божией пажити непременно спасутся под управлением Церкви Христовой. Нимбы, нимбы без числа!! Наступает святая эра без зла и страданий! Все поет и цветет!! В могилах никого нет!!!

И весь исполнен торжества, Я упоен великой тайной.... Не анализ, а сам ход событий заставляет нас предположить, что Блоку являлась Пресвятая Богородица В городе колокол бился, Поздние славя мечты. Я отошел и молился Там, где провиделась Ты… И было это в поле, за Петербургом… Вижу очи Твои… И дело тут не в той или иной реальности явления, а в том, что по чистоте своей души, Блок достоин был такого явления и или видений Богородицы, Которой он молился и Которая ему отвечала милостью и щедротами, явными и тайными. Ведь можно удостоиться великих явлений и пасть, а можно и нужно жить и творить жизнь свою так, чтобы в ней постоянно не гнушалась пребывать Матерь Божия. А это уже не так-то просто, особенно для человека недуховного и гордого.

Человек с душой, напоенный любовью – это и есть поэт. Он по-особенному, сердцем переживает все происходящее. Прошедшее, грядущее - во мне. Все бытие и сущее застыло В великой, неизменной тишине… Где говорильня, шум, гам, базар, споры, дебаты и пр. – там нет Бога, там совсем иной мир от отца лжи лукавого.

Сердечные устремления разные, но есть Святость – Она не меркнет, и идти нужно к Ней. Кто идет узкой дорогой в Царство Небесное, тому Святость помогает. И самое реальное воплощение Святости на земле – это Пресвятая Владычица Богородица! Трепещет душа, воочию столкнувшася со Святостью, и не желает уже жить по-старому в греховных нечистотах… Предчувствую Тебя. Года проходят мимо - Все в облике одном предчувствую Тебя… Прильнув к церковной ступени, Боюсь оглянуться назад… Я знаю: Ты здесь. Ты близко… Высок и внятен колокольный зов, Ложится мгла на старые ступени…. Я озарен - я жду Твоих шагов… Я укрыт до времени в приделе, Но растут всемощные крыла…

Блок и стихи свои читал как будто из церковного придела – безстрастно, как святой псаломщик и одно это больше воздействовало на души, чем горячая порывистая декламация тех же лжесимволистов.

И доныне найдется немало охотников, судящих Блока то за одно, то за другое, например, за то, что «поэт не придерживался» де «официальных церковных взглядов». Но настоящая церковность вырастает не из богословских взглядов и догматов, а из чистой, незамутненной веры. Нет лучшего живого церковного чувства, чем то, которое почерпнуто из стихов Библии и Псалтыри, из стихов великих духовных поэтов Святой многострадальной Руси.

Верующая Россия – Дом Пресвятой Богородицы, в которой только и мог явиться такой рыцарь Матери Божией, как Александр Блок. Почитающий свою верующую мать и жену, не может не быть другим в России. Это поклонение Вечной Любви, не могущей перестать никогда, той Любви, которая с особой силой проявляется в высшем творении Бога – в человеке.

 

Андрей Башкиров,

писатель, литературовед

(г. Курск)

 

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2021

Выпуск: 

2