КАСИМОВ, 1918 год, ноябрь

(Белоповстанческому номеру альманаха «Белая Гвардия», выходившему

в издательстве «Посев» в 1997 – 2009 гг,

посвящается.)

 

Осенью 2011 г. в Исторической библиотеке я сделал выписки из сборника «Страницы былого (воспоминания старых коммунистов). Литературная запись». Рязанское книжное издание, 1960 год, Партархив Рязанского обкома КПСС. Эти выписки я цитировал в своей статье «Памятники Гражданской войны в РФ» (см. «Посев», № 12 за 2011 год). В ней речь шла о памятниках в малых городах соседней с Московской областях, которые военные действия Гражданской войны если и задели, то не так сильно, как, например, Воронежскую, или, Харьковскую губернии.

За неимением воспоминаний участников тех событий с белой стороны, я привлек воспоминания ветеранов красных. В частности, ветеран КПСС Е.С. Голубев, вспоминал о контрреволюционном мятеже в Касимове, в ходе которого был убит комиссар Илюшкин. По его словам, организаторами восстания были отец и сын Мансуровы и священник Рябов. Мансуров - старший был депутатом Государственной думы, а его сын офицером. Цитата.

«По времени это совпало с «разгулом кулацко - эсэеровских банд в округе. Контрреволюционная группа, возглавляемая отцом и сыном Мансуровыми, была связана с Российским белогвардейским центром. Своими целями они ставили свержение власти Советов, восстановление самодержавия и т.д.».

Далее, Голубев, поведал о том, что организаторы заговора отец и сын Мансуровы, священник Рябов и другие активные заговорщики были расстреляны. «Всюду в уезде, в самых дальних селах и деревнях прочно установилась советская власть», писал старый большевик.

Тогда я немного отошел от своего правила - писать только о том, что видел своими глазами. Ибо на тот момент - осень 2011 г., я не бывал в Касимове, хотя и посетил в тот год Рязань и Зарайск, относившийся до 1930-х гг. к Рязанской области.

И вот, спустя, без малого десять лет, дошла очередь и до Касимова. В августе 2020 г. будучи проездом в этом городе, я увидел места, связанные с трагическими событиями осени 1918 г.

Переночевав в гостинице у автовокзала, я на следующий день поспешил в краеведческий музей. Он располагается в крепком и просторном бывшем купеческом особняке. Я очень наделся найти в залах музея документы и свидетельства событий столетней давности, и, своих чаяниях не обманулся.

Под стеклом на музейном стенде, посвященном тому памятному мятежу, демонстрировался документ следующего содержания.

 

«Постановление Касимовского уездного исполнительного комитета о вынесении благодарности участникам подавления контрреволюционного мятежа в г. Касимове

 

10 ноября 1918 г.

 

Касимовский уездный исполнительный комитет после подавления белогвардейского мятежа в г. Касимове и некоторых волостях уезда считает необходимым отметить доблесть и храбрость защитников рабочее - крестьянской власти - солдат Красной Армии, которые не щадя своей жизни, как один, шли на усмирение белогвардейского мятежа, отражая натиск всех темных сил уезда. В особенности считает долгом отметить доблесть и храбрость рабочих - коммунистов Кулебянского и Выксунского горных заводов и Муромской судостроительной верфи, прибывших на защиту рабоче - крестьянской власти.

Означенные рабочие, как передовой авангард русского пролетариата, в числе 53 человек, жертвуя своей жизнью, не поколебались по первому зову немедленно явиться на защиту своей собственной власти и принять самые решительные меры к подавлению белогвардейского мятежа. Отмечая, таким образом, проявленную солдатами Красной Армии и отрядом вышеозначенных в высшей степени сознательных рабочих энергию в подавлении мятежа. Исполнительный комитет считает прямым и нравственным своим долгом засвидетельствовать им, защитникам власти, глубокую благодарность. А также приносит свою глубочайшую благодарность всем начальникам отрядов, руководивших солдатами при подавлении мятежа и проявивших в этом свою(?) боевую опытность. Отправляя из всех к месту постоянного служения, исполнительный комитет выражает уверенность, что при повторении подобных событий, какие разыгрались в Касимовском уезде, эти защитники по первому зову того или другого уезда, также явятся защищать свою собственную народную власть, власть рабочих и крестьян в полном сознании своего гражданского долга».

 

Рядом помещена поясняющая записка.

 

«В начале ноября 1918 г. в уезде вспыхнул антисоветский мятеж. Поводом явилась мобилизация в Красную армию. С помощью рабочих из Мурома и красных латышских стрелков мятеж был подавлен».

 

Само собой я постарался найти интересующую меня информацию в вездесущем и всезнающем Интернете. Вот что мне удалось найти.

 

Осенью 1918 г. в Касимове было сосредоточено значительное по местным меркам количество молодых крестьян, мобилизуемых в Красную армию. Они итак были недовольны продразверсткой, а теперь их отрывали от земли и от семей те же самые большевики, которые годом раньше призывали к дезертирству, к отказу от исполнения воинского долга, оставлению своих воинских частей и уходу домой.

Собранные в Касимове новобранцы, зачастую имевшие за плечами опыт Германской, как тогда говорили войны, митинговали. С одной стороны, они требовали выдать им оружие, а с другой стороны, требовали отпустить по домам. Обстановка в городе накалялась. Местные большевики держали связь со своим губернским начальством в Рязани и просили прислать им подмогу. Поскольку ситуация грозила выйти из - под контроля.

1 ноября 1918 г. на Сенной площади, мобилизуемые в Красную армию крестьяне, устроили митинг. К ним отравился военный комиссар И.М. Илюшкин. Он попытался вступить в переговоры с мятежниками, но ему это не удалось. В толпе у кого-то было оружие. Выстрелом из винтовки комиссара убили. Видимо этот выстрел послужил сигналом.

Вооружившись захваченным в городе оружием, повстанцы попытались взять город под свой контроль. Им это удалось. Кроме здания, в котором располагался Касимовский городской комитет РКП (б). Его оборону приняли на себя пятнадцать красноармейцев, которых возглавил комиссар Г.Я. Волченков. Он же послал своего сына - подростка на берег Оки, что бы предупредить своих, т.е. красных, о положении в городе. Дело в том, что пристань в Касимове была оцеплена восставшими.

Тогда из Рязани по Оке на помощь касимовским большевикам вышли два парохода - «Ленин» и «Троцкий», на борту которых, находились хорошо вооруженные красноармейцы.

Тем временем, мобилизованные крестьяне, вернулись по домам и стали поднимать своих односельчан против советской власти. Волнения охватили 9 волостей.

Поскольку повстанцы были в своем подавляющем большинстве крестьянами, то их больше волновало то, что происходит в их родных деревнях и селах. Поэтому, как уже говорилось выше, они ушли из Касимова. А повстанцы из числа горожан, установить над городом полностью свой    контроль не смогли. Тем временем касимовские большевики создали чрезвычайный штаб по борьбе с контрреволюцией. Подошедшие красноармейские части подавили восстание в самом Касимове и окрестных волостях к 10 ноября 1918 г.

Подавление восстания сопровождалось арестами и расстрелами. Среди арестованных оказался о. Матфей Рябов. Комиссар Кокорев был инициатором ареста и расстрела о. Матфея. Вместе с о. Матфеем был расстрелян о. Николай Динариев (Даневский). Его обвинили в том, что он отслужил напутственный молебен повстанцам, которые шли через село Данево в Касимов. Тела расстрелянных священников перебросили через кладбищенскую ограду. Комиссар Кокорев спустя несколько месяцев тяжело заболел и умер. Его именем была названа в Касимове улица.

Были арестованы и расстреляны отец и сын Мансуровы. В Интернете есть их фотопортрет. На нем Мансуров - отец в военной форме, как и его сын Николай. Причем на погонах Мансурова - младшего бросилась в глаза эмблема - пулемет на треноге. Историк и писатель Вячеслав Бондаренко помог определить, что это за эмблема. Это был пулемет системы Кольта и такие эмблемы полагалось носить офицеру - начальнику полковой пулеметной команды.

К сожалению, в Российском государственном военно - историческом архиве - РГВИА, Послужного списка Н.Н. Мансурова не оказалось. Поэтому, как это неоднократно бывало, я обратился за помощью к известному московскому историку С.В. Волкову. Вот что он мне сообщил по своей электронной картотеке.

Этот Мансуров (Николай, прим. В.М.) 1.09.1915 окончил Алексеевское ВУ (военное училище). Отец его (Николай Александрович, р. 1870) был не офицером, а военным врачом: он в 1894 окончил Мос. ун-т и 16.7.1895 зачислен в запас по Касимовскому уезду, на конец 1915 он служил в Касимове по линии МВД в чине статского советника.

 

Вероятно, Николай Мансуров окончив военное училище, служил офицером пулеметной команды. А его отец, в связи с начавшейся войной был призван на службу в качестве военного врача.

Ветеран КПСС Голубев, чьи воспоминания, точнее, литературная запись цитировалась выше, утверждал, что они и священник о. Матфей Рябов стояли во главе контрреволюционного заговора. Однако в современных публикациях в Интернете и прочих, говорится о том, что все они к мятежу отношения не имели. Вопрос, как говорится, остается открытым.

По поводу связей отца и сына Мансуровых и о. Матфея с неким Российским белогвардейским центром, то тут можно предположить следующее. Либо ветерана КПСС память подвела, либо тот, кто вел запись его рассказов, был плохо знаком с событиями 1918 г. В России в годы Гражданской войны не существовало такой организации - Российский белогвардейский центр. Вероятно, речь шла о савинковском «Союзе защиты родины и свободы», которую в советской исторической литературе именовали белогвардейской организацией. Отделения «Союза» в первой половине 1918 г. действовали в ряде городов центральной России, в т.ч. и в Рязани. А коли так, то возможно, что кто-то из касимовцев, скорее всего из числа бывших офицеров - фронтовиков, мог состоять в «Союзе защиты родины и свободы». Гипотетически в нем могли состоять отец и сын Мансуровы. Но православный священник - член организации бомбиста - террориста Б.В. Савинкова?! Это уж слишком. Кстати, члены партии социалистов - революционеров были последовательными борцами против монархии. А тут, как говорится, им – заговорщикам, «шьют» стремление восстановить в России самодержавную монархию.

Опять же в Интернете приводятся цифры из советских источников о том, что в ходе подавления Касимовского антисоветского мятежа красными было расстреляно около 150 человек. Потери самих красных - включая комиссаров, красноармейцев, советских работников составили 13 человек. Мне представляется, что эти цифры отражают реальное соотношение между жертвами красного и, т.н. белого террора в годы Гражданской войны.

Как и в других провинциальных городах центральной России, виденных мною за последние годы, в сквере в центре Касимова в первые годы советской власти был открыт свой красный погост. Это была довольно распространенная практика в первые годы после победы Октябрьской революции. Хоронили сначала погибших от рук «контры» в годы Гражданской войны сторонников советской власти – красногвардейцев, продармейцев, совпартработников, чекистов, бойцов и командиров Красной армии. Позднее, вплоть до начала 1930-х. местных большевиков, умерших своей смертью спустя годы, после окончания Гражданской войны. Со временем местные советские власти довольно часто воздвигали общий, скажем так памятник, борцам за советскую власть, украшенный лозунгами, которые были очень популярны на заре советской власти.(2)

В русле этой новой традиции и в Касимове появился свой красный погост. Своим фотоаппаратом я его сфотографировал и зафиксировал надписи на его пьедестале. Основание памятника - обелиска украшают следующие лозунги -

 

«Вечная память, положившим жизнь свою, за благо трудящихся масс».

«Мы миру новый путь укажем, владыкой мира будет труд».

«Борцам за великие идеалы Коммунизма». (именно так, с большой буквы, прим. автора)

«Пролетариям терять нечего, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».

 

Наугад назову несколько имен на могильных плитах рядом с этим памятником -

 

«Два неизвестных красногвардейца. Погибли 3.XI. 1918 г.»

«Федорова София Никодимовна 1873 - 1918»

«Степанов Николай Александрович. 1903 - 1920»

«Поляков Михаил Филиппович 1889 - 1919»

«Филатов Тимофей Иванович 1895 - 1920»

«Терехин Николай Кузьмич 1896 - 1921

«Григорьев Иван Васильевич - 1922»

«Михайлов - Анюшин Пантелеймон Михайлович 1887 - 1923»

«Азимков Михаил Федорович 1903 - 1925»

«Тамилины Анна Константиновна 1896 - 1923. Владимир Дмитриевич 1893 - 1933»

«Захаровы Ксения Васильевна 1877 - 1923,. Александр Андреевич 1908 - 1932»

 

Можно предположить, что Степанов, Филатов и Терехин погибли при подавлении т.н. антоновщины. Григорьев и Михайлов - Анюшин так же могли погибнуть от рук «классовых врагов», когда Гражданская война закончилась, а восстание в соседней Тамбовской губернии жестоко подавили. Тем не менее, вплоть до середины 1920-х гг., единичные случаи нападений на советских активистов в сельской местности имели место быть.

Что же касается остальных, то с большой долей вероятности можно предположить, что они были участниками Гражданской войны. А война, это не только ранения, контузии, но и нервные потрясения, и, наконец, тиф, который косил без разбора и красных, и белых. Их последствия давали себя знать спустя годы после окончания Гражданской войны. Поэтому, как говорится, «до срока» уходили из жизни земной участники Гражданской войны, как с белой, так и с красной стороны.

Подводя итоги своей поездки в Касимов можно сказать следующее. Локальные антибольшевицкие восстания первых лет советской власти, тема мало исследованная. И восстановить имена их участников спустя сто лет едва ли возможно, но все же хочется верить, что из небытия удастся вернуть хоть чьи-то имена.

 

Касимов - Москва, 2021 г.

 

Примечания:

1.             Чичерюкин - Мейнгардт В.Г. Памятники Гражданской войны в РФ, Посев, № 12, 2011.

2.             Чичерюкин - Мейнгардт В.Г. Еще раз о памятниках Гражданской войны, Посев, № , 2013.

 

Владимир Чичерюкин-Мейнгардт,

кандидат исторических наук, педагог

(г. Москва)

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2021

Выпуск: 

3