«Я шел к блаженству, путь блестел…». Ч.3. (вослед 140-летию Александра Блока)

И в тайне - ты почиешь, Русь… Явление великого поэта на земле сродни тому, что говорится в стихах «Песни песней»: «Цветы показались на земле; время пения настало, и голос горлицы слышен в стране нашей».

В Русской Поэзии на протяжении одного, полутора веков наблюдается невиданное уже давно в других странах поэтическое преемство, когда от Ломоносова и Державина до Николая Рубцова совершено гениальными и другими поэтами великое дело пения любви Богу и ближнему.

Этому расцвету Поэзии способствовала Святая Русь, лучше сказать Сам Господь и Церковь – верующий народ наш, Тело Христово. Все эти известные, прославленные и известные одному лишь Богу члены единого Тела Христова могли бы сказать словами Блока: Пускай и счастие и муки Свой горький положили след, Но в страстной буре, в долгой скуке Я не утратил прежний свет…

По сравнению с Ней – Святой Христово-Богородичной Державой, Блок ощущает себя великогрешником: Твоей одежды не коснусь… И в лоскутах Ее лохмотий Души скрываю наготу… Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую

Ясно, что для Блока Святая Русь сродни Богородице. А что мы знаем о земной жизни Матери Божией? Очень и очень мало, потому что жизнь Богородицы на земле скрыта от чуждых и досужих глаз. Но после прославления Матери Бога на Небе после Успения, ублажают Ее все роды человеческие.

Не так ли и Русь! Когда Блок пишет Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые - Как слезы первые любви!, то ведь он имеет ввиду не одно нищее состояние страны, а смирение ее перед Богом, которое совершается в немощи и в покаянии. Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу...- о, это очень таинственные слова! Да и как нам жалеть Святое, если Оно сорадуется только Христу! Гордиться таким надо!! Поэтому Блок НЕСЕТ СВОЙ КРЕСТ, ДАННЫЙ ЕМУ ОТ БОГА, НЕ ПРОСТО ДОСТОЙНО, НО БЕРЕЖНО, то есть с любовью к Тому, кто его дал. Святое не может быть поругано или завоевано. Поэтому Блок далее и пишет Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты... А забота у русских одна – Бог, угождение Святой Троице верой и делами. Подобно Христу, Святая Русь и внутренне духовно и внешне все та же, неизменяемая

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

Разве можно победить любовь, молитву, чаяние на Бога, честной труд!? Да, никогда. Об этом и пишет рыцарь Святой Руси – Александр Блок.

Блок верит не в отвлеченную Русь или в Русь скопом, но именно то в ней, что по виду немощно, но, по сути, идет к Христу. А вся Русь вот уже более тысячелетия идет за Христом и не собирается сворачивать с этого прямого трудного пути. За это Россия Духа подвергается многочисленным испытаниям и опасностям, но от них Она становится только сильнее. В ХХ веке враги Святой Руси решили рассчитаться с Ней сполна за все и организовали революцию и невиданные гонения на Русскую Церковь… Кинулась из степи черная мгла... Русь испытала на себе то, что испытает весь мир при антихристе, когда за одно то, что человек был христианин, его безжалостно уничтожали. Так что опыт преодоления гонений и скорбей Россией в последние времена безценен и еще пригодится другим для того, чтобы стоять в вере до конца.

На многострадальной родине для Блока все ценно и важно: Гляжу в простор твоих полей, Ты вся - далекая и близкая. Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая…

Как важно нам любить родное не слепо, не в силу одной традиции, не по одному месту рождения, а за страдания и битвы, за старину, за Святость и даже за немощи. Блоку дороги наша русская дорога, наши русские туманы, наши шелесты в овсе... Жить на свете мужественно и достойно – это большой духовный подвиг. Сегодня твой соплеменник грешен, несдержан, осознанно грешит и пр., ты же считаешь себя умнее и развитее его, да еще пишешь недурные стихи, а завтра ты впал в губительную страсть, а грешник собрался с духом и стал верить и любить… Поэтому Блок и пишет, что надо любить, любить во что бы то ни стало и жалеть любого человека, образ Божий в нем – только от любви меняется мир. Конечно, в России и в других странах есть немало постыдного и лживого, но с правой верой в Христа у Руси больше шансов исправиться и придти в разум Истины. Поэтому Блок не разделяет Русь на Святую и Несвятую - Да, и такой, моя Россия, Ты всех краев дороже мне, а желает не достигшим еще Святости или уклоняющимся от Нее опомниться и последовать за Христом – Расти, покорствуй, крест неси….

Россия во Христе идет в Царство Небесное. Что Ее из смертного и временного остановит? Никто и ничто! Смеем верить, что большая часть России уже там с Христом. Но придет еще немало смелых и отважных рыцарей Духа последних времен, которые станут выше пришедших до них. Россия есть, была и будет все та же – Любящая и верная своему Божественному предназначению: послужить миру в самые трудные последние времена Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней. - Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?

…Он к неизведанным безднам Гонит людей, как стада... Посохом гонит железным...- Боже! Бежим от Суда!.. Но от Божьего Суда не скроешься и не отвертишься: «Он недоступен звону злата, И мысли и дела Бог знает наперед» (М.Лермонтов). Греховное и порочное неизбежно умрет, прекратятся и умолкнут пророчества, но Святости суждено царствовать вовек.

С кем поведешься, того и наберешься. Будешь любить Русь, полюбишь и Блока и пойдешь с ним Идем по жнивью, не спеша, С тобою, друг мой скромный, И изливается душа, Как в сельской церкви темной… и уже не отстанешь от Поэта и Руси Великой, Божьей.

С Россией и умирать-то не страшно для греха, чтобы наследовать то, что любил на земле вопреки злу

 

Ляг на смертный одр с улыбкой,

Тихо грезить, замыкая

Круг постылый бытия.

 

Протянуться без желаний,

Улыбнуться навсегда,

Чтоб в последний раз проплыли

Мимо, сонно, как в тумане,

Люди, зданья, города...

 

Чтобы звуки, чуть тревожа

Легкой музыкой земли,

Прозвучали, потомили

Над последним миром ложа

И в иное увлекли...

 

Лесть, коварство, слава, злато -

Мимо, мимо, навсегда...

 

Голос Блока:

О, исторгни ржавую душу! Со святыми меня упокой…

 

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье,-

Те, кто достойней, Боже, Боже,

Да узрят Царствие Твое!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Враги Русской Поэзии и Ее недоброжелатели, а иные и по глупости, вторя им, и не имея своего слова, нередко пишут о «женщинах Блока» и прочей ерунде. Если бы они знали настоящего Блока, то они заградили бы свои уста и замолчали надолго.

Кто пишет пошло и фривольно о личных отношениях того или иного человека, тем более, великого Поэта, тот выдает себя самого с головой – он и сам-то о себе ничего такого не знает, а берется судить да рядить о других.

Между тем, современники писали о Блоке так: «Имя его - вне партий, вне литературных течений сегодняшнего, вчерашнего или завтрашнего дня, вне эстетических критериев, вне истории литературы; он - связывается с душою народа; и можно сказать: имя Блока становится нашим родным именем, таким же родным, как имена Достоевского, Тютчева, Пушкина» (А.Белый). Еще при жизни Блока А.Белый признавался ему: «Вы точно рукоположены Лермонтовым, Фетом, Соловьевым, продолжаете их путь…» Кто на самом деле рукополагает Своих вестников, мы знаем и без А.Белого. В личности поэта Блока современники отмечали такие качества, как гражданственность, высокая культура, безкомпромиссность, принципиальность. М. Горький писал: «Блоку - верьте, это настоящий - волею Божией - поэт и человек безстрашной искренности». Блоку то мы верим, а вот Горькому нет. Иванов: «Блок был человек исключительной душевной чистоты. Он и низость - исключающие друг друга понятия… Блок родился с «ободранной кожей», с болезненной чувствительностью к несправедливости, страданию, злу». Поэт Гумилев хоть и не дружил с Блоком, но зато более чем красноречиво заметил: «Если бы прилетели к нам марсиане и нужно было бы показать им человека, я бы только его и показал - вот, мол, что такое человек…». Гумилеву вторит В.А.Зоргенфей: «Казалось, что человек, в его земном образе, не может быть создателем таких слов». Только влюбленный имеет право на звание человека… А кто любит, тот и поэт! Если бы люди знали, что приносит их душе поэзия, то все бы стали поэтами, но, если бы люди знали, какие трудности бывают на пути истинных поэтов, то никто бы не стал поэтом… Я чувствовал вверху незыблемое счастье, Вокруг себя - безжалостную ночь… Дорога моя тяжела, далека… Однако Господь облегчает ношу поэтов, делая ее вполне удобоносимой и даже радостной Но песня - мой спутник и друг…

Можно ли представить, чтобы вдруг Небесный Ангел снизошел к нам, облекся в нашу плоть и жил среди нас подобно обычному смертному человеку? Поэта и философа В.Соловьева поэт Александр Александрович Блок величал «рыцарем-монахом». А вот высказывание Блока о поэте В.Иванове: «Он совсем уже перестает быть человеком и начинает походить на ангела, до такой степени все понимает и сияет большой внутренней и светлой силой». Тем более в душе великого поэта Блока вмещались всевозможные Божественные и человеческие скрещения, которых бывает очень трудно отделить друг от друга, да и надо ли отделять, как это неумело и неуклюже делают многие исследователи блоковского творчества. Блок тем уникален, тем и гениален, что вся жизнь и поэзия его – это единый сплав земного и небесного без всяких примесей. Блок - это человек из будущего, это образ непоколебимого в вере христианина последних времен, когда любовь к Христу на земле плача и страданий умалится до невероятной степени, но кто останется верным Христу в сердце своем, тот будет Богом поставлен выше своих предшественников и непременно спасется.

Странными стихи Блока представляются для тех, кто служит выгоде и земному. У них на словах одно, а внутри другое. Такие, конечно, не любят и не признают Духовную Поэзию. Но вот как раз авторы поэтических шедевров, сами являются живыми по духу Божьими сокровищами. Это самые настоящие дети Божии – искренние, чистые, светлые. ОН ВЕСЬ ДИТЯ ДОБРА И СВЕТА, ОН ВЕСЬ СВОБОДЫ ТОРЖЕСТВО!

Он же, Блок, признается: Творю поклон я за поклоном И за обрядами обряд… Так и только так творится настоящее, цельное и духовное.

По Блоку особенностью русской литературы является «причудливое сплетение основного вопроса эры - социального вопроса с умозрением, с самыми острыми вопросами личности и самыми глубокими вопросами о Боге и мире». «Мудры мы, ибо нищи духом; добровольно сиротеем, добровольно возьмем палку и узелок и потащимся по российским равнинам. А разве странник услышит о русской революции, о криках голодных и угнетенных, о столицах, о декаденстве, о правительстве? Нет, потому что широка земля, и высоко небо, и глубока вода, а дела человеческие незаметно пройдут и сменят другими делами… Странники, мы – услышим одну Тишину», - пишет Блок в статье «Русская литература».

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отсюда и отношение Блока к стихии революции. На земле ничего не происходит без ведома Бога. Мы - дети страшных лет России - Забыть не в силах ничего. Страшные года для России медленно и неуклонно приближались к Дому Пресвятой Богородицы, Слишком много злобы накопилось к России за века Ее христианского служения. Слишком много внутри страны поверили лживым посулами лукавых губителей всего православного, а, значит, русского. Образовался громадный нарыв, который убрать обычными способами уже не представлялось возможным. Требовалась Божественная хирургия, чтобы злобствующие в конечном итоге остались ни с чем, а победителя злобы удостоились небесного венца. Разве можно миновать мрак, идя к свету?..

Любая Святость на земле испытывается, какова она на самом деле и чего стоит. Враги и недруги России «недоумевают» по поводу ее именования Святой Русью. «Разве может быть святой страна?» - восклицают они и смеются в лицо русским, злорадствуя без конца. Так смеялись и над Христом, когда Он сказал, что воскресит умершего… Мы же отвечаем таковым фарисеям, книжникам и саддукеям: «Если есть Церковь – народ Божий и святые угодники Божии, то они вполне по справедливости величаются святыми, составляя духовное большинство населения страны». Конечно, максимально возможная на земле святость лишь подобие Небесной Святости Святой Троицы, но ее боится враг и бежит прочь в свою вонючую тьму и мрак.

И вот для России наступает час великого испытания. Чтобы окончательно победить врагов Божьих, Русь должна взойти на Голгофу и воскреснуть для новой жизни во Христе. Покорность и кротость русского простого народа расценивается его врагами, как готовность принять атеизм и безчестие с ним связанное. Не верующий в Христа человек, не может быть честным и любящим до конца, до креста. Он обязательно обманется, потому что у него перепутаны идеалы, и он служит миру, а не Богу. Безблагодатная жизнь – вот отличительная черта нашего времени. «Я буду хорошим, просто хорошим человеком. Зачем мне вера, поклоны, иконы и храмы?» - считает он, не видя, что он уже в сетях лукавого, ловко раскинутых на его жизненном пути.

Когда говорят о «революции» в России, вернее сказать незаконном и коварном захвате власти, указывают на многое, но не показывают, что Русь должна была пройти через Голгофу, как через Нее прошел неповинный ни в чем Христос. Только по одной любви к Своим созданиям, ради их же спасения Господь пошел на муки, чтобы показать людям и странам, как и ради чего надо страдать в этом жестоком злобном мире. По образу Господа, принявшего казнь, должна была пострадать и Россия. Но в отличии от Христа, русские люди были все же повинны в грехах и к началу ХХ века стали уже не так охотно, как их предки, каяться, весьма многие увлеклись человеческими учениями, красивыми по звучанию и форме, а в реальности либо не исполнимыми, либо зловредными. И возмездие не преминуло придти.

Характерная черта так называемой «русской», а на самом деле интернациональной революции в России – ее лжемессианство. Интервенты дьявола вошли в тело России с лозунгами «мир», «свобода», «равенство», «братство», чтобы тем быстрее и надежнее поработить чад Божьих. Вошли-то слуги дьявола с лозунгами, а вот дела свои стали творить с помощью револьверов и наганов. Всех несогласных «к ногтю», как вшей. Так захватчики сделали свое черное дело. Ведь они учли все уроки прошлых войн с Россией Духа и подготовились основательно для гарантированного покорения Руси. Царя они изолировали с Семьей, вынудили его оставить престол под видом «отречения», хотя его не было, но всем объявили, что Царь де «сам отрекся». А знаете для чего объявлено было об «отречении»? Да, чтобы не поднялись люди освобождать Царя от заговорщиков, заодно и от присяги как бы освободили Государю, мол, «отрекся сам, что теперь – гуляй, свобода» и пр. химеры. Но бумаги по отречению как нет, так и нет, да и не было никогда, иначе ею бы «большевики» трясли перед лицом всего мира и повесили в самую красивую рамку в Кремле. Потом для «верности» расстреляли и Царя, и Семью, и слуг, чтобы от их мощей ничего не осталось (вперед смотрели). Одновременно принялись расстреливать налево и направо самых лучших и порядочных. Вот лицо новых самозванцев в России, к которым, само собой разумеется, примкнули наши прохвосты и иуды. Дай право гнобить других, как тут же появляется много охотников и заплечных дел мастеров. Громадное, невиданное до сих пор в мире насилие творилось над Святой Русью и русскими людьми, в истории названной красивым словом «революция» и «освобождение народа». Чего уж греха таить, было это все – не гражданская война, а уничтожение верующего русского народа под разными соусами насилия и безчинств. Это унижение России давно было предсказано в Русской Церкви и не явилось чем-то новым в истории человечества, которая есть выражение борьбы дьявола и бесов против Бога и боголюбцев. И Русь, не смотря на многочисленные жертвы, духовно победила проходимцев и самозванцев, сохранила веру и любовь. Это самый настоящий триумф Святой Руси!

Что же делает Блок в условиях «революции»? Он продолжает невозмутимо писать, что, конечно, злит его недругов и противников. А вдруг поэт напишет не то, что надо.

И тут надо вспомнить о гениальной поэме Блока «Двенадцать». Безбожная власть сделала только вид, что она приняла поэму, сделав ставку почти на ее агитационный язык: «Революционный держите шаг, неугомонный не дремлет враг!» На самом же деле Блок написал правду, то есть памфлет на революцию, которой, собственно говоря, и не было по-настоящему, как не было, например, злосчастного «штурма Зимнего» и много еще чего. Все это сказки. Но Блок пишет не сказку, а поэму против насилия на Русской Земле, откуда бы оно не исходило, а исходило оно, прежде всего, от безбожников, нагло захвативших власть в стране. Поэма «Двенадцать» - это развенчание лжемессианства богоборцев, решивших построить их «новый мир» на костях и крови других, о чем еще предупреждал писатель Ф.М.Достоевский.

Поэтому вовсе не случайно у Блока являются двенадцать лжеапостолов, с винтовками палящих в Святую Русь. Святым апостолам Христа противопоставлены обманутые люди, числом двенадцать, готовые на все ради одного химерного земного. Но вот ведь в чем гениальность Блока: он видит впереди только Христа, принявшего муки ради спасения всех. Но все ли спасутся? Увы, нет, далеко не все. Все-таки почаще люди должны задавать себе блоковский вопрос: Воскреснем, погибнем, умрем? Если не умрем для греха, если не будем жить ради Воскресшего Спасителя, то как воскреснем? Да никак. Тогда точно умрем, причем, как учит Святая Церковь, дважды – сначала по телу, потом и по душе. Чтобы человек не думал о себе, чтобы не предполагал, чтобы не домысливал и пр., впереди Христос – вот, на самом деле, о чем поэма Блока «Двенадцать». Все мятежи,вся борьба пройдут, а Христос вчера, сегодня и завтра все Тот же. Не надо быть в духовной жизни остолопами, а надо стать апостолами, следующими за Христом, – вестниками Царства Небесного.

Блок, по сути, творит невозможное в сложившихся условиях, замечая: Божество «в разных образах» владеет сердцами своих Апостолов. Все Апостолы - уже уготованы на жертву и будут распяты…

Восемнадцатилетний Блок утверждал: Чем больней душе мятежной, Тем ясней миры. Бог лазурный, чистый, нежный Шлет Свои дары…

Поэтому, с точки зрения Христианства, смерть за Христа – это дар Божий за мужественное исповедание веры. «Высшее наслаждение – ради Христа быть ненавидимыми, изгоняемыми, за веру в Бога терпеть всякое оскорбление и позор» (преподобный Макарий Великий).

За Христа погиб и великий русский поэт Блок. Блока не пустили даже лечиться за границу по его просьбе и, скорее всего, из-за того, что там бы установили всю правду о «болезни» поэта – это было умышленное отравление. Предсмертные муки Блока были безмерны. Он молил и кричал о прощении. И Господь принял Своего вестника не от мира сего в свои не ветшающие обители и исполнил все его сокровенные чаяния.

 

Андрей Башкиров,

писатель, литературовед

(г. Курск)

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2021

Выпуск: 

3