«Таких идиотов, как я, больше нет в России». Сказ о «Ваньке-встаньке» и «Школе фермеров»
Сегодняшняя пятиминутка доброты, увы, не обойдется без порядочной «ложки» злости, так как невозможно не возмутиться тому, с каким упорством наши чиновники борются с человеком, взявшим на себя подвиг включения в жизнь трудных подростков, сирот и возрождения жизни в сельской местности. С каким упорством рушат его начинания, которые могли бы спасти столько детских судеб. И не помогает даже то, что это именно о нем, о Вячеславе Горелове, высказался однажды сам президент Путин: «Понимаю, почему наша страна непобедима. Потому что у нас есть такие дяди Славы».
Но обо всем по порядку.
«Только подумайте – сегодня в России около 950 тысяч детей-сирот. Каждый год в нашей стране появляется около 100-130 тысяч таких ребят. Ежегодно из стен детских домов выходят 15 тысяч выпускников. А после выпуска вливаются в общество только 10% из них. В вузы поступает не более 7%, идут в ПТУ 70%, а 20% вообще нигде не учатся. 85 тысяч сирот не имеют закрепленного жилья. Цифры шокируют, и сама ситуация достаточно жуткая. Проблема адаптации выпускников сиротских учреждений ставит в тупик все общество. В 18 лет их отправляют из детдома болтаться по лицеям. Администрация их не поддерживает – как-никак взрослая жизнь, крутись сам, как хочешь. Вот они и «крутятся»: становятся уголовниками, проститутками, а выпускники техникумов пополняют ряды безработных. Ребята из сельской местности часто окончательно спиваются. Алкоголизм – это в лучшем случае, в худшем – наркомания, токсикомания, самоубийство. И тут никакая статистика не спасет, когда постоянно хочется кушать, и нужна крыша над головой. Ни жилья, ни прописки, ни работы. Кому они нужны? Может быть, родителям или обществу? Да, никому! А самое ужасное, что они это прекрасно знают и еще больше деградируют». (Вячеслав Горелов)
Работать с детьми он начал, еще учась на биофаке. Руководил туристическим кружком в школе. Кружок в итоге вырос в отдельную городскую школу по спортивному ориентированию, ставшую впоследствии школой олимпийского резерва.
«В 1994 году организовал городской оздоровительный центр, был генеральным директором. Решил создать «Школу олимпийского резерва», ребят к спорту профессиональному привлечь. Дали помещение школьных туалетов, а я из него сделал нормальный спортивный зал. Но тут поменялась начальница и сказала: «Давай денег за свою самодеятельность». А я откатов никогда не давал и не собираюсь. Так я из генерального директора перешел на должность рабочего. Руки не опустил, алчные люди будут в жизни всегда и везде, а работу надо продолжать. Пустил в ход педагогическое образование, начал развивать детский проект. Есть дети нормальные и «ненормальные», так их наше общество называет, дети с правонарушениями, уголовники. Взял преподавателей, которые бы работали с такими детьми-хулиганами за 4 оклада. С учениками участвовали в творческих и спортивных конкурсах, занимали первые места. У меня их было на тот момент уже 2000 человек. В следующие годы организовывал походы для таких ребят. Самое интересное, что заядлый хулиган меняется за 10-15 дней прямо на глазах. Начинает серьезно ко всему относиться, осознавать свои ошибки, на него уже можно положиться. Детям нравилось, они хотели чаще бывать в походах, но государственные структуры поставили на это запрет. Один поход – потом хулигана «закрывали». Скажите, как можно за 10 дней человека перевоспитать? Это же только начало, один шаг на пути к исправлению». (Вячеслав Горелов)
Благодаря этому проекту «Туризм против преступности» за шесть лет в походах дяди Славы побывали более 5000 подростков-нарушителей из 36 районов Пермской области, большинство из них были сняты впоследствии с учета. Горелов мечтал о создании «Артека» для хулиганов и даже арендовал и отремонтировал турбазу на 400 мест, но ее забрала администрация Пермской области за долги предприятия хозяина базы… Тогда Вячеслав купил домик на берегу реки Обва и организовал там турбазу на 50 мест. Однажды здесь остановилась группа туристов из детдома. «Малолетки» ночью распилили мебель в столовой и попытались сдать ее на металлолом. В милицию дядя Слава обращаться не стал, а вместо этого попросил директора интерната отправить нарушителей к нему на осенние каникулы…
«…Они изготовили мне деревянную мебель, которая до сих пор служит. А в детдоме появилась традиция: «Кто плохо себя ведет — поедет к дяде Славе».
После первой смены 2004 года никто не пожелал уезжать: у нас в лагере каждому выдавалась игровая сберкнижка, но можно было заработать реальные деньги и купить то, о чем мечтал. Работал «местный банк», в котором можно забрать товар в кредит, а затем отработать. Вечером открывался «местный магазин», где все «за полцены». Кто бросал курить — получал 100%-ную премию за каждый час. Самые трудолюбивые могли остаться после лета в моей приемной семье. Условия поездки в детдоме изменились: «Поедет к дяде Славе только тот, кто хорошо себя ведет и учится».
Так продолжалось до 2009 года, пока мои регулярные победы на электронных торгах и тендерах по организации летней занятости несовершеннолетних, склонных к правонарушениям, не надоели чиновникам из-за отсутствия откатов с моей стороны». (Вячеслав Горелов)
В летнем лагере для трудных подростков и воспитанников интернатных заведений не приспособленные к реальной жизни дети учились работать на ферме, жить самостоятельно, нести ответственность за свои поступки. За несколько лет Гореловым было организовано более 30 социальных проектов для сирот и трудных подростков. В год через лагерь проходило до трехсот детей. Но чиновники заявили, что у дяди Славы «нероссийский и слишком коммерциализированный стиль воспитания», расторгли с ним договор и силой увезли всех детей.
««Школа фермеров» – проект направлен не только на обучение сельскому хозяйству, но и на предпринимательскую деятельность. Ухаживают за утками, курами и деньги получают. Правда, администрация «в штыки» приняла такую работу. Как можно, чтобы дети получали по 15 000 в месяц! «Вы испортили детей деньгами! Вы подрываете всю систему воспитания!». А то, что ребята не болтаются по улицам, грабя прохожих, а своим честным трудом и мозгами зарабатывают деньги, никто не подумал. Многие, обучившись здесь, начинают свое дело, успешно продвигаются. Кто-то остается здесь: есть жилье, работа, понимание, уважение и ощущение полезности». (Вячеслав Горелов)
Затем лагерь закрыли вовсе. Якобы за «несоблюдение техники безопасности», заключавшееся в том, что 16-летние парни под контролем инструктора рубили дрова… и могли пораниться.
«Зарубили» и идею Горелова о реабилитации и адаптации малолетних правонарушителей.
«У меня в свое время даже проект был “Из зала суда на поруки”, а то одного паренька у нас тут задержали, он продуктов на 462 рубля в магазине украл и вкатили три с половиной года колонии. Я предлагал судье, тоже, кстати, моему бывшему выпускнику: дайте ему условно, пусть отправляется работать и перевоспитываться. Но в местном ФСИН мне сказали тогда: если мы всех к тебе на перевоспитание отправлять будем, то кто же будет сидеть?» (Вячеслав Горелов)
С закрытием лагеря дядя Слава взялся за строительство агрокомплекса «Школа фермеров», задачей которой было помочь выпускникам детских домов от 18 до 23 лет наладить собственный агробизнес и встать на ноги. Технология Горелова выглядела следующим образом. Поступавший в «школу» сирота проходил месяц реабилитации, за время которой должен был ужиться с другими и продемонстрировать старание, месяц трудотерапии, во время которой пробовал свои силы в различных направлениях агробизнеса, помогая инструкторам, ответственным за данное направление, дальше – либо поступление в агротехникум на нужные «школе» специальности, либо прохождение подготовка в самой «школе». При втором варианте молодой человек за год проходит профессиональную подготовку по выбранному виду агробизнеса, защищал свой бизнес-план в центре занятости и получал единовременную помощь в 107,8 тыс. рублей. Далее следовало получение участка, приобретение молодняка и начало собственного хозяйства. В случае успеха можно было строить свой дома в молодежной агродеревне.
Так решался целый комплекс проблем: лишенные перспективы, работы и жилья сироты обретали и то, и другое, и третье, кроме того возрождалась жизнь в вымирающей деревне, в которой поселялись и начинали работать молодые люди. Под этот проект Горелов взял кредит и выкупил два гектара земли. На них были построены учебные сектора для занятия животноводством (свиньи, кролики, овцы), птицеводством (утки, куры, гуси, перепела), овощеводством в открытом грунте и теплицах. Летом на ферме трудилось до 30 сирот-новичков, которые откармливали по 500 утят и гусят, по 200 индюшат, по 30 ягнят и поросят. Кредит удалось закрыть через 9 месяцев, и дядя Слава приступил к реализации следующего этапа проекта – строительству большого агрокомплекса и молодежной агродеревни.
В трудном деле помогали Горелову сыновья – двое родных и восемь приемных.
«Я постоянно слышу критику в свой адрес, что занимаюсь глупым делом, безнадежными детьми, порчу их воспитание. Я многодетный отец, своих трое и восемь приемных. Как-то летом организовал лагерь из ребятишек, тоже с правонарушениями. Собрал 114 человек, а в конце смены 8 ребят решил оставить в своей семье. Сейчас они уже выросли. Если честно, то я горжусь тем, как воспитал. Настоящие мужчины получились. Трое уже женились, причем жены из полноценных семей. Родители второй половины знают, что «не простые» ребята, но нарадоваться на них не могут. Все делают, настоящие хозяева: всю мужскую работу, и еще готовят, стирают, жен уважают. Прошли те времена, когда муж только и делал, что на диване лежал, да пироги жевал. Мужчина должен уметь все. Мои парни именно такие, я в них воспитываю это уважение к женщине, к семье, что на их плечи ляжет огромная ответственность. И вырастают из моих хулиганов настоящие мужчины. Ни за одного краснеть не приходилось». (Вячеслав Горелов)
«Школа фермеров» развивалась успешно, став абсолютно самодостаточной, о ней много писали СМИ, отметил своим вниманием даже Никита Михалков… Но тут «на помощь» проекту решило прийти государство…
«Проектом заинтересовалось Агентство стратегических инициатив (АСИ) и выбрало его для тиражирования по РФ. В фонде «Наше будущее» меня поздравили, дав понять, что мой проект — единственный из ста, который выбрали, а это ко многому обязывает. На создание межрегионального центра «Школа фермеров» фонд предложил займ в 6 млн руб. Как объяснили в АСИ, мне необходимо вложить не менее 30% (15 млн руб.) от утвержденной суммы проекта (42,7млн руб.). Пришлось взять недостающие средства в кредит от 15% до 42% годовых. Как показало время, это было ошибкой.
В апреле 2012 года проект успешно прошел все этапы экспертизы в АСИ, и меня поздравили с победой. Однако сразу после этого председатель объяснил мне, что сумма в 42 млн руб. слишком незначительная, чтобы беспокоить президента и выносить проект на наблюдательный совет, так как эту сумму можно получить в любом федеральном министерстве, ведь проект универсальный. В министерствах следовал отказ за отказом. Вот так закончилась идея всероссийского центра по социализации сирот, и мы с выпускниками оказались в долговой яме. Мы продали всю живность, чтобы закрыть часть долгов, но этого не хватило». (Вячеслав Горелов)
Спасали «Школу фермеров» всем миром: помог фонд «Наше будущее», неравнодушные люди собрали пожертвования через Планету.ру. Но тут пришла новая беда. В 2014 году агрокомплекс Горелова был захвачен рейдерами из Томска при содействии районной прокуратуры. Дядя Слава признается, что в этот период его впервые стали посещать мысли о самоубийстве. Однако, не все пути добра оказались закрыты. На выручку пришла общественная организация «Мы — дети России», благодаря связям которой в дело вмешались специалисты службы собственной безопасности МВД. Через год агрокомплекс вернули Горелову, правда наполовину сожженный и разграбленный…
Тем не менее Вячеслав не сломался. У него оставался 21 воспитанник, и он обязан был вывести их в люди, как и обещал. Снова началось собирание по крупицам разоренного хозяйства… Кроликоферма, свиноферма… А государство, между тем, уже подготовило неуемному «Ваньке-встаньке» еще один удар: глава краевого министерства социального развития запретил Горелову набирать воспитанников. Дескать, труд детей до 18 лет запрещен, особенно если речь идет о сиротах. Государство, для учреждений которого сироты давно стали прибыльным бизнесом, попросту обмануло дядю Славу, увидев в нем угрозу системе: предпринимателю-подвижнику пообещали поддержку, но вместо этого обанкротили и закрыли доступ к детдомовцам, которым тот пытался обеспечить достойное будущее.
В 2016 году удача как будто вновь улыбнулась Горелову. Осенью в Кривце началась реализация проекта «Межрегиональный центр профориентации» – президентский грант на нее выделил фонд «Перспектива». 1 октября в «Школу фермеров» прибыла группа из 16 безработных молодых людей для прохождения трех этапов подготовки с помощью Центра непрерывного обучения с «Академией развития». «Такие пацаны безотказные – я удивлен был! – рассказывал дядя Слава. – Обычно новички приезжают – курят, мат на мате. А эти совсем другие. Тут, конечно, еще и спасибо психологу «Академии развития», которая с ними поработала. Эта смена как одна команда, все друг другу помогают, все сориентированы на дело. Преподаватели прекрасные, они спрашивали у нас, что мы хотим получить в результате. И под нас перестраивали программу. А вот если связаться с техникумом – у них жесткий план. Да и о чем вообще говорить, если моим ребятам в лучшем техникуме преподавала доярка, которая на уроке предпринимательства заставляла осеменять коров? Приехали тогда, спрашиваю – «Что такое биогумус?» А они мне: «Вы что, дядя Слава? Общага, пиво, девки – три этих предмета мы выучили наизусть». В этот раз не так, одно из трех методических пособий уже подготовлено на 210 страниц, и мы готовы предоставить любому желающему. Я очень доволен, что нам позволили так стартануть».
Первые итоги успешного старта вызвали восхищение главы Совфеда В.И.Матвиенко, попенявшей замминистра с/х РФ Хатуову за невнимательность к успешным фермерским проектам и отсутствие господдержки. Это сыграло в судьбе «Школы» роковую роль.
«Тогда замминистра с/х Хатуов за 5 минут по телефону приказал ликвидировать «Школу фермеров» грозя увольнением нашему Министру с/х Козюкову, никто не вступился. Это «игры» властьимущих. «Рука руку моет», они не бранятся, только тешатся... Это завершение плана нашей «пошаговой ликвидации»: 2012г.- обман с обещанным софинансированием на федеральном уровне на 47млн.руб. 2013г. - обман с софинансированием на 9,5млн.руб. на региональном уровне, 2014-2015г.г. - захват тур.комплекса и агрокомплекса бандитами - рейдерами из Томска по наводке зам.прокурора и при помощи полиции. Письма, жалобы, обращения в администрацию Президента НИЧЕГО НЕ ДАЛИ. От бандитов нас спасла НКО «Мы-дети России» и лично Вадим Арустамов, подключив Службу собственной безопасности. Мое личное общение с В.В. Путиным в 2016г. огорчило нашего УпалНамоченного Микова, который сфабриковал ложный донос, началось следствие. Миков разослал во все регионы - участникам моего проекта, получившего Президентский Грант, информацию, что Грант получил уголовник, мол будьте осторожны участвуя в проекте. Завершилось возвратом Гранта, 2-мя операциями, извинениями Следственного Комитетета и 10тыс.руб. компенсации на лечение». (Вячеслав Горелов)
После двух операций дядю Славу предупредили, что не надо высовываться на такой высокий уровень, как президентский. Президентский грант пришлось вернуть, что привело к разорению едва начавшего возрождаться хозяйства. Воспитанники «Школы» вынуждены были покинуть фермы и уехать в Пермь. Имущество «Школы» в 2020 году было выставлено на продажу.
Казалось бы, все? Казалось бы, любой человек сломается после стольких ударов? Только не Вячеслав Горелов и его сыновья! Прошел год, и в июне 2021-го дядя Слава сообщил читателям своего паблика радостную весть:
«ДРУЗЬЯ, СВЕРШИЛОСЬ!!! СЛАВА БОГУ!!!
Я нашел себе новую «крышу» и мне предложили продолжить работу по подготовке ЭКОфермеров из безработных, оказавшихся в сложной жизненной ситуации (нет жилья и прописки). С «грязной политикой» завязал, поэтому энергию буду восполнять от новых идей и планов.
НУЖНЫ ВАШИ СОВЕТЫ:
1. По необходимости данной деятельности в РФ, стоит ли вообще заниматься данным направлением?
2. По проблемам с Минсельхозом, который будет вставлять «палки в колеса» из-за создания «конкуренции» агрохолдингам по выпуску ЭКОпродукции. («Школу фермеров» Минсельхоз РФ и приказал «ликвидировать» из-за этого).
3. Нужна ли ЭКОпродукция кому-то?
4. Нужны ли мужики - специалисты каким-то хозяйствам, усадьбам с подворьем?
Может у кого-то есть информация, которая мне пригодится? Буду ОЧЕНЬ рад Вашим советам, может найду партнеров.
Проект пока назвал «ПОСЕЛЕНИЕ ЭКОФЕРМЕРОВ».
База «учебного центра»:
- дом на 2 квартиры по 6чел. со всем необходимым оборудованием и возможностью прописки;
- «учебный» огород с 10 высокими грядками по 24м.
- «учебный сад» (жимолость, малина, смородина, крыжовник) 60кустов;
- 5-6 «учебных» теплиц по 18кв.м.
- готовимся к строительству «учебного подворья» на 12 секторов по разным видам живности.
- рядом туристская база «ОБВАТУР» на 100мест и кафе с цехом полуфабрикатов моих родных сыновей.
Но главная перспектива - завершение строительства «агродеревни» с производственными фермами, находящаяся в 300м. от «учебного центра» (гарантированное софинансирование которой было утверждено на сумму 56,7 млн.руб. Агентством стратегических инициатив В.В.Путина и Губернатором Пермского края так и не было выделено из-за отсутствия «откатов»)
В качестве партнеров - консультантов буду рад специалистам-практикам по:
- почвоведению (почва кислит не смотря на все усилия);
- овощеводству (открытый и закрытый грунт, высокие грядки, близость подземных вод) без применения химикатов;
- по животноводству определимся, как узнаем потребность по видам мяса и полуфабрикатам для гарантии самоокупаемости проекта».
Несломляемый русский «Ванька-встанька», мечтатель-делатель, человек, не дающий откатов и не нарушающий законов Божьих и человеческих… В государстве, где «закон – тайга», он неизменно оказывается поперек системы. Он, одиночка, вдруг оказывается угрозой – и бизнесу на сиротах, и крупным агрохолдингам. И целые министерства и ведомства борются с человеком, чьей единственной целью стало будущее – брошенных детей и брошенного села. А следовательно – все наше будущее, будущее России.
«Таких идиотов, как я, больше нет в России. Сам живу в деревне, вложил 16 млн. в развитие детей, причем не простых, уголовников. А для нашего государства так и остаюсь дураком. «Зачем на них тратить деньги?», – этот вопрос я постоянно слышу в свой адрес.
Дети-сироты уже с подросткового возраста знают, что их воспринимают только, как воришек, хулиганов, тунеядцев, которые всю жизнь «сидели на шее» у государства. И как после этого они могут войти в общество, нормально жить и работать? Поэтому обозленные и обиженные на всех: на родителей, бросивших в детстве, на учителей, гнобивших на уроках, на всех людей. Они начинают совершать глупости, а потом и преступления. Собираются в стаи и живут по своим законам, которые отличаются от законов общества. Нас пугает статистика, а то, что дети остаются на улице? Дети и молодежь – наше будущее, их мы оставим после себя в этом мире. Когда же общество поймет, что пока в России не будет внятной семейной политики и поддержки таких проектов, как наш, то уже через 5-10 лет в нашей стране будет больше миллиона детей сирот». (Вячеслав Горелов)