Отец Алексий (Олейник): «Русская идея есть, осталось только приложить усилия для ее воплощения»

-Отец Алексий, как Вы пришли к священнослужению?

-Воцерковился в 90-х годах, будучи школьником. Все как у всех, начал ходить в храм еще со школы, когда храмы стали открываться после прекращения гонений. По благословению духовника поступил сначала в духовное училище, потом в семинарию, в Луганский богословский университет…Закончил магистратуру, потом жизненные обстоятельства сложились так, что пришлось менять род деятельности. По благословению ректора, о. Владимира Конончука, меня рукоположили.

-Что для Вас вера? Кто для Вас «верующий»?

-Тут надо исходить из вопроса веры. Живая связь человека с Создателем по бытию необъяснима, и ни один атеист не убедит человека, имеющего такую связь, что Бога нет- он его чувствует и ощущает. Вера-это всеохватывающая и пронизывающая все области жизни человека связь с Богом. Ее нельзя ни объяснить, ни исследовать-только ощущать.

-Ваше отношение к Белому движению?

- Я-последователь Белой идеи. Мой прадед, Василий Ананьевич Хохлачев, был белым офицером. Как потомок белогвардейцев, считаю себя носителем идеологии Белой гвардии.

-Для Вас «Белая идея» и «Русская идея»-одно и то же понятие или несколько отличающиеся?

- «Белая» и «Русская» идеи-одно и то же. Но мы говорим о Русской идее, а сами до конца не осознаем, что это за идея, а Белое движение сформировало национальную Русскую идею, которую мы ищем и пытаемся сформулировать. Но она уже сформулирована, хотя по разным причинам-и внешним, и внутренним- не воплощена белыми. И я, как потомок белогвардейца, пытаюсь обратить на это внимание российского общества. Русская идея есть, осталось только приложить усилия для ее воплощения.

-В чем же тогда, по Вашему мнению, заключается эта национальная Русская идея?

-В национальной идее, основанной на здоровом патриотизме, национальной в том смысле, что она способна объединить различные национальности России в единую нацию. Основа этой идеи-всеобъемлющая любовь к Отечеству, и неважно, какой ты национальности и вероисповедания-эта любовь объединяет всех во благо своей Родины, Русской земли.

-А патриотизм бывает и нездоровый?

-Экстремизм, фанатизм и даже фашизм часто маскируются под патриотические движения. Здоровый патриотизм-патриотизм без фанатизма, основанный на любви к Отечеству и следовании опыту многих поколений, верности традициям предков, русской культуре, вере, русским языку и ценностям.

-Кто для Вас патриоты и герои Отечества?

-Их долго перечислять, и я унижу тех, о ком не упомяну. Герои для меня те, кто не жалели жизни ради Отчизны. Не хочу выделять кого-то, героев миллионы, даже неизвестные солдаты не меньше великих полководцев и Святых по своему подвигу!

-Кто из военных священников для Вас является примером?

-Из военных священников-отец Дмитрий Василенков, хороший товарищ, опекавший военнослужащих РФ. Имел командировки в Чечню, на Кавказ, прошел 3 войны, имел 2 ранения, 40 командировок на Северный Кавказ, крестил более 800 воинов.

-А Вы сколько воинов крестили?

-Не помню, то ли 8, то ли 10, то ли 12. Чтобы не погрешить против истины, пишите- около десяти.

-Есть много свидетельств военных священников и православных воинов о происходивших с ними на фронте чудесах. А в Вашей жизни такие чудеса были?

-Да, в январе…нет, простите, в феврале 2015. Мы во время штурма Дебальцево стояли в Вергулевке, я был в составе отдельного танкового батальона «Август». Наше и другие подразделения находились в здании бытового комплекса «Шахты»- всего около тысячи человек. Нас укропы накрыли «Ураганом», положили 2 пакета, 1 пристрелочный, лег у здания, выбил окна. Второй лег по самому зданию, шарики из кассетных боеприпасов пробили крышу, взрывом снесло стены и окна, но у нас не было ни убитых, ни даже раненых-чудо Божие!

-Вы знали лично кого-то из героев Донбасса?

-Для меня героев Донбасса много, все, кто воевал-герои, но особо могу выделить только Игоря Ивановича Стрелкова, он человек большой совести и ума, хотя не со всеми его утверждениями я согласен.

-В каких подразделениях Новороссии Вы проходили службу и в каких районах боевых действий были?

-Служил во время войны в Казачьей Национальной гвардии в Антраците, с апреля 2014, с декабря-в отдельном танковом батальоне «Август», с 2018 года окормляю Отдельную артиллерийскую бригаду. Прошел весь Южный котел, Дебальцевский котел.

-Много в ЛНР вообще военных священников?

-Это закрытая информация, разгласить ее не могу, но скажу-много. Хватит. На всех хватит!

-Правда ли то, что Вы еще и фельдшер?

-Нет, исполнял только обязанности священника, правда, имел при себе аптечку, оказывал иногда помощь в случае ранения, но, слава Богу, ничего серьезного с моим окружением не случалось.

-А кем Вы были на «гражданке»?

-Долго рассказывать, у меня было много профессий, например, учитель, военный, шахтер…

-Расскажите, пожалуйста, о своей преподавательской работе.

-Преподавал военную подготовку и «Основы православной культуры» в сельской школе. Специальности учителя не имею, но имею степень магистра богословия, что дает право на преподавательскую деятельность.

-Вы руководили военно-патриотическим клубом?

-Да, вел ВПК «Беркут» от МВД, с 2015 по 2020 год. Пришлось из-за занятости прервать деятельность.

-Как Вы начали сотрудничество с ПАД* и где познакомились с ее руководителем Алексеем Селивановым?

-Мы втроем с Лиманским и Селивановым, собственно, и организовывали ПАД-придумывали название, эмблему…С Селивановым знаком был еще в Киеве, задолго до войны. Был тогда военным священником, руководителем отдела по взаимодействию с вооруженными силами и силовыми ведомствами Ровеньковской епархии Русской Православной Церкви Московского патриархата. Познакомились мы в Киеве, в 2011 году, поняли, что единомышленники по Белому движению, потом неожиданно встретились на войне, в танковом батальоне «Август».

-Какие у Вас отношения с Лиманским и Селивановым? Кто они для Вас-духовные дети, соратники, друзья?

-Они близкие мне по духу люди, соратники, Лиманский-духовное чадо.

-Как Вы избрали именно военное священство?

-По благословению правящего архиерея был назначен руководителем отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами, еще до войны, а потом- делал свое дело, на которое был поставлен и назначен.

-Как Вы относитесь к врагам Отечества?

-Как к врагам Отечества, но они тоже бывают разными. Детей-«вербуванцев» жалею, ярых нацистов и военных преступников считаю врагами Отечества, которых надо уничтожать без жалости и сожаления, на что и благословляю христолюбивое воинство Новороссии!

-Ваше отношение к четническому движению?

-У нас оно не особо распространено, я мало о нем осведомлен. Конкретно вопрос не исследовал, по внешним же исследованиям, не докопавшись до сути, судить привычки не имею. Это все чересчур субъективно, и я не могу ничего сказать. Я не изучал эту тему.

-Что Вы думаете о коммунистах?

-К людям отношусь хорошо, сам встречал много людей, прекрасных людей, служивших Отечеству, но при этом считавших себя коммунистами и атеистами. Время было такое…Признаться, один из моих друзей считает себя коммунистом. К самой же идеологии отношусь отрицательно, к вождям-негативно, это идеология врага рода человеческого.

-Кто из белогвардейцев для Вас герой?

-Прежде всего и неоспоримо- Петр Николаевич Врангель!

-Вы своим солдатам рассказываете о Белом движении и вообще истории Отечества?

-Да, рассказываю перед строем о Белой гвардии, ставлю солдатам в пример их подвиг, но более-идеологию.

-У Вас специфическое служение-военный священник…Часто Вы в разъездах или прикреплены к какому-то подразделению и служите на одном месте?

-Езжу постоянно, двое суток в неделю нахожусь на линии фронта в разных подразделениях.

-Есть у Вас семья?

-Трое детей. Пока трое. Женат, счастлив в браке.

-Кому из людей, встретившихся Вам на жизненном пути, Вы благодарны?

-Их, наверное, тысячи… Я благодарен каждому человеку в своей жизни, даже сделавшему мне зло, ибо это- промысел Божий.

-Вы со всеми своими духовными чадами, служившими во время Освободительной войны, встречаетесь?

-Не со всеми, их было очень много, тысячи. Но с кем-то дружу и общаюсь до сих пор.

-Много у Вас духовных чад?

-Вопрос в том, кого ими считать…Если Вы имеете в виду прихожан, то много, очень много. Воины, еще сельский приход…

-А где находится Ваш приход и давно ли Вы там служите?

-Свято-Троицкий храм в Нижнем Нагольчике, служу настоятелем, с 2009 года по сей момент.

-Провожали Вас на фронт прихожане?

-Ну, во-первых, одно время фронт через село проходил, во-вторых, для них это будни, для меня-обыденная работа. Прихожане привыкли, звонят: «Батюшка, вы сейчас в армии или в поселке?»

-Вы вспоминаете школу, в которой учились? Какие у Вас воспоминания?

-Школа для меня-место мучения(смеется). Первого сентября меня до сих пор корежит. Не люблю учиться(смеется). Думал: как бы быстрее это все закончить, не знал, что дальше будет тяжелее. Но учителей и одноклассников вспоминаю с теплотой.

-Ваши солдаты как относятся к Вашей службе? Были язычники, атеисты? Противился ли кто-то Вашим проповедям, конфликтовал ли с Вами?

-Встречаются язычники, атеисты, воинствующие коммунисты, но «отпора» они мне не чинили и держались на расстоянии. С неоязычниками, например, не спорю, держусь на расстоянии, ничего им не навязываю, и они ко мне равнодушны.

-Есть мнение, что иногда некоторые нехристиане ведут себя лучше христиан. А как Вы думаете?

-Есть те, кто считает себя христианами, но таковыми не является. Например, по древнему правилу** те, кто пропустил более 3 воскресных служб без уважительной причины, должны быть отлучены от Церкви (точнее, сами себя отлучают). Это одно дело. А истинный христианин всегда ведет себя достойно, ибо его жизнь пронизана Светом Господним. Но да, есть среди иноверцев добрые люди, некоторые солдаты-мусульмане уважительно относились к православным Таинствам, когда я служил на передовой. Я знал, что будет война, когда видел пустые храмы, еще в 2009 году, начиная служение на приходе…Где еще, как не в армии, во время боевых действий, Господь может собрать тысячи Своих людей, если храмы пусты?!

-Какая литература, по Вашему мнению, необходима для воспитания русского юношества?

-Много есть такой литературы, прежде всего пусть русское юношество читает классику-Чехова, Достоевского, Лермонтова, Гоголя, Пушкина…Классика выделяет нравственный образ человека. А потом уже техническая литература по разным увлечениям, хорошая развлекательная литература.

-А что Вы относите к «вредной классике»? Селиванов, например, относит к ней Чернышевского, Герцена, разных социалистов.

-Согласен с ним. Прежде всего вредны идеологи революции, это растлевающая душу русской молодежи литература. Еще Карл Маркс, Робеспьер- их целая свора! Впрочем, их имена нужно не перечислять, а предать забвению.

-Как к фантастике относитесь?

-Есть такой грех! (Смеется). Заражен этой болезнью с детства, особенно научной фантастикой. Любимые писатели-Клиффорд Саймак, Андре Нортон. Фэнтэзи ненавижу, но НФ очень люблю.

-У Вас есть увлечения?

-Увлекаюсь парапланеризмом. Высоты боюсь, на табуретку влезть страшно, но на параплане почему-то не страшно.

- Вы что-то собираете?

-Грехи я собираю! (Смеется). В юности собирал марки, монеты, а теперь разонравилось, чепуха все это.

-Вы участвовали в вербовке добровольцев. Расскажите, пожалуйста, об этом.

-Участвовал в организации ополчения, организовывал каналы и потоки ребят из Санкт-Петербурга, принимал в организации этих потоков непосредственное участие. Добровольцев было достаточно много.

-Так и провалился проект Русской Православной армии? Знаю, Вы хотели ее организовать.

-Мы вынашивали идею, когда поняли, что будет война, надо было уже разрабатывать общую идеологическую платформу. Какие-то наработки уже были, но события развивались стремительно-ополчение, казаки, корпус, армия…Нет, ничто не провалилось, нам удалось сформировать эту платформу, а название неважно!

-Вы как считаете, будет наступление на врага?

- На все воля Божия. Господь нас всегда учит. Уповаем на Него. У нас есть надежда на победу, о чем Его и молим.

-Вы журналист? Пишете заметки в газеты, журналы?

- Да, телевидение, заметки, все валом хлынуло.

-Вы участвуете в деятельности каких-то белогвардейских или казачьих организаций?

-Связан с казаками Луганска, Донецка, Санкт-Петербурга.

-Каков Ваш идеал священника?

-Священники должны быть разными и непохожими, как звезды на небе- одна больше, другая меньше, одна- красненькая, другая-синенькая…Так и наши Святые- они тоже все разные, у каждого был свой путь и каждый по-своему прекрасен.

-Кого из Святых Вы считаете своим покровителем?

-Трудно кого-то выделять. Молюсь пророку Илие, святителю Алексию Московскому, Николаю Чудотворцу. Есть множество Святых!

-Как Вы пришли к вере?

-В детстве был крещен. В юности был своего рода неформалом, протестовал-назло всем носил крест, ходил в храм, а потом уже стал думать о вере и стремлюсь к ней до сих пор. Я маловер, и дай Бог, чтобы хоть к концу жизни действительно прийти к вере…

 

*Патриотическая ассоциация Донбасса.

**Каюсь, как и я, автор этих строк и интервьюер отца Алексия.

 

Беседовала К. Гронская

(г. Луганск)

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

1