Чудо русского просвещения иеромонаха Петра

Когда-то царица-благотворительница Мария Федоровна, вдова Павла Первого, разделила образование в своем сиротском воспитательном доме на три категории: «головастики» получали образование классическое с тем, чтобы потом пытать счастье в университете, способные середняки оканчивали трудовую школу (азы общих предметов и ремесло), слабые же, получив азы, определялись в деревню – пахать дарованный августейшей попечительницей надел земли.

Община милосердия о. Петра (Василенко) действует по схожему принципу, но предоставляет своим воспитанникам более широкий выбор: помимо классической гимназии (с изучением древних, между прочим языков!), уровень которой пригоден лишь для 20% пестуемых, и трудовой школы, здесь есть также школа искусств и кадетский корпус. И даже школа сестер милосердия – для особо боевитых девочек, которых традиция не позволяет зачислять в «кадеты». Что же до земли, то на ней трудятся, обеспечивая собственное пропитание, почти все члены общины. Это уникальное сочетания образовательного центра, странноприимницы и сельской общины, удостоенная высшей фермерской награды, именуется Свято-Алексеевской пустынью и находится в 30 км от Переславля-Залесского.

Алексей Василенко, выходец из крестьянской семьи деревни Владимировка Доманевского района Николаевской области, закончил Новосибирский государственный университет, работал заведующим отделом Соловецкого государственного историко-архитектурного и природного музея-заповедника. Но наука не давала сердцу молодого человека необходимой пищи: «В жизни пугает не смерть, а бессмыслица. Вот живет человек 50-70 лет - и вмиг рассыпается на атомы. А значит, все самое дорогое, возвышенное оказывается призраком, подлой обманкой. Если все тонкие движения нашей души - это только электрохимические колебания нервных волокон, тогда и убить не страшно… Как с этим жить? В школьные годы не спал ночами от таких мыслей, в юности пробовал даже лечиться… Думал, физика даст ответы - поступил на физфак, но вопросы остались. А когда случайно оказался в церкви, сразу все растаяло, как туман в ясное утро. Я тогда друзьям ведра с раствором таскал для росписи фресок и услышал церковный хор - старушечьи скрипучие голоса. У меня - столбняк, мурашки покоже, замер, вот оно, думаю! И в душе осталось чувство: если Бога нет, то ни правды, ни смысла ни в чем не найти…»

Ученый облачился в рясу священника, служил в Вологодской епархии, несколько лет провел в заброшенной архангельской деревне, вдали от других людей, наконец, стал служить в храмах Ленинграда. В январе 1990 года перевелся в Ярославскую епархию, а весной 1991 года был направлен настоятелем храма Святого Духа села Новое Переславского района (ныне Новоалексеевское). Первое время священник с женой и детьми жил в развалинах монастырского скита, в ветхом деревянном домике. Деревня, как и тысячи других, умирала. От местных жителей о. Алексий узнал, что здесь до революции был основанный в конце 19 века скит Феодоровского женского монастыря с храмом во имя Алексия, человека Божия. Храм был разорен большевиками, от него остались лишь руины. Старухи, еще помнившие скит, подарили батюшке свернутое в рулон старинное полотно с ликом Алексия человека Божия, его небесного покровителя. Тогда о. Алексий понял, что Бог привел его в это место недаром, и решил возродить пустынь.

Начал батюшка с организации крестьянского хозяйства – нужно было кормить семью. В свое распоряжение он получил не только территорию, где когда-то стоял скит, но и земли сельскохозяйственного назначения, принадлежавшие бывшим совхозам «Новое» и «Глебовское». О. Алексий вступил в ассоциацию крестьянских фермерских хозяйств Переславского района и перво-наперво обзавелся трактором, который самолично пригнал из Владимира. Дальше хозяйство начало развиваться, обзаводясь мастерскими, скотным двором, конюшней, сенным навесом, складом для фуража…

Ныне фермерское хозяйство Василенко имеет в собственности 450 гектаров земли, из них 2 гектара яблоневого сада, опытные делянки такой же площади, обширный огород для выращивания овощей и картофеля. На фермах содержится около сотни высокопродуктивных коров с надоями от 4 до 7 тысяч килограммов молока, 150 овец романовской породы, 6 свиноматок с приплодом, есть птичий двор для кур, гусей и перепелов. Действует пункт переработки молока, где производят масло, сыр и творог.

Батюшка также возглавил правление сельского кредитного потребительского кооператива «Надежда» - «народной кассы», из которой жители соседних населенных пунктов берут ссуды на развитие своих подсобных хозяйств.

«Любите землю, и она воздаст сторицей!» - говорит о. Алексий.

Параллельно с восстановлением хозяйства совершалось и другое чудо. Возрождение пустыни и созидание уникального образовательного центра. На вырученные от возделывания земли средства и пожертвования удалось восстановить разрушенные здания. А тем временем Провидение уже послало батюшки первых постояльцев и воспитанников.

«Люди, прибившиеся к Пустыни, были настолько разными, что нигде и никогда они бы не встретились друг с другом, - пишет Дмитрий Шеваров. - Брошенные дети – бродяги, сироты, попрошайки. Оставшиеся без крыши над головой старики. Подростки, обозленные на весь мир. Люди зрелые, устроенные, но уставшие от бессмысленности достигнутого комфорта.

А вот судьба немца Майкла Пюллена. Шестнадцать лет сидел на героине, потом приехал с католической миссией искать исцеления в России, отбился от соотечественников, бомжевал, в 1993 году забрел в Новоалексеевку и остался здесь навсегда. В Пустыни заведует фермой, женился на местной девушке Нине, у них четверо детей».

«Ну и вот мы сюда когда приехали, вдруг оказывается, один человек приехал, другой человек: вот не возьмете ли вы меня пожить? – рассказывает он. - Первый был такой Алексей Мысеку, он был ветераном афганской войны, молодой парень совсем, ну вот он тоже искал такой духовной жизни, ну, тут пришел ко мне и предложил свою помощь, он православным не был, был в какой-то секте, адвентист, по-моему… и он принял крещение, потом второй, третий, откуда-то они появлялись, то есть никто их сюда не звал, никто их здесь не собирал, а потом в 93-м году у нас появились первые дети-сироты, попросили взять из Москвы одного мальчика, вскоре добрался еще один мальчик, и так вот какие-то родители, причем мужчины, как ни странно, с детьми тут приехали и так у нас образовалось человек семь детей, глядя на это какие-то семьи стали проситься с детьми, и вот возникла такая маленькая общинка, а поскольку дороги тогда не было, от шоссе нужно было идти по буеракам, а дети могли ходить только за шесть километров в школу, а одних их отпустить было нельзя, потому что этот участок старой Ярославки, он тогда воспринимался действительно, как дорога жизни, там погибало столько народу…»

Из-за бездорожья дети пропускали до половины занятий. Вдобавок повальная оптимизация привела к закрытию четырех окрестных школ. Делать было нечего, и о. Алексий решил создавать классическую гимназию…

Сегодня в Свято-Алексеевской пустыни около 200 воспитанников: сироты, трудные подростки, дети из неполных семей, родители которых трудничают в обители и обрели в ней кров, но также и ребята из семей благополучных и обеспеченных. Выпускником пустыни стал в частности сын путешественника Федора Конюха, который построил здесь часовню и сам преподавал какое-то время. Образовательный центр включает в себя 40 музеев с коллекциями по археологии, палеонтологии, минералогии, нумизматике, энтомологии и таксодермии и т.д. В картинной галерее представлены подлинники великих русских мастеров и немецких художников эпохи Ренессанса. В экспозиции по литературе хранятся письма Тургенева и автографы знаменитых поэтов Серебряного века. В Свято-Алексеевских музеях находится сегодня 15% всего музейного фонда Ярославской области. Поражает воображение 600-тысячная библиотека обители, в которой находятся драгоценные издания Пушкина, рукописное Евангелие, западно-европейские рукописи и издания, начиная с шестнадцатого века, а древнерусские – пятнадцатого, прижизненные издания Линнея и Паскаля, первый в России учебник латыни и древнегреческого, “Арифметика” Магницкого, двухтомник Платона шестнадцатого века, издание гомеровской “Одиссеи” того же века… Есть в пустыни и свой зоопарк.

«Дети очень слабые к нам попадают, с истощенной нервной системой, с ничтожным культурным и нравственным запасом, - рассказывал о. Алексий. - Очень быстро мы поняли, что по программе классической гимназии у нас смогут обучаться максимум двадцать процентов ребят. Многие дети до этого и в обычной-то школе еле учились или не учились вовсе. А тут такая сложная программа: кроме сильной математики, четыре языка – два классических и два новых, а с церковнославянским – все пять. Поэтому школу нам пришлось дробить, делить, приспосабливая ее к детям, к их возможностям и склонностям. Так при основной школе у нас появилась трудовая, потом появилась школа искусств и кадетский корпус...»

Одних детей, с академическим складом ума, учат по законам классической русской гимназии. Других обучают математике, физике, готовят из них будущих инженеров, ученых. Гуманитариев «натаскивают» по истории, литературе, искусствоведению. Трудные подростки обучаются в кадетском корпусе, носящем имя Александра Невского. Их воинскую подготовку ведут Ярославский зенитный ракетный институт ПВО и учебный центр выживания и спасения летного состава ВВС России. По убеждению отца настоятеля, подростков я тяжелой наследственностью может спасти только строжайшая дисциплина: «Здесь нужна система. Почему у нас (в детдоме) все-таки эти дети справляются? Потому что у них организована каждая минута досуга. Они никогда не остаются один на один с собой, «без дела в руках или мысли в голове», как говорил Ушинский, - ибо тогда портится и сердце, и ум, и совесть. Дети, отягощенные наследственностью, отягощенные дворовым прошлым, опять идут во двор, и родители, даже очень, очень хорошие, ничего с этим не могут сделать».

Кроме перечисленного в общине действуют многочисленные кружки и секции. От верховой езды до золотого шитья. В обитель приезжают прославленные музыкальные коллективы: хор Минина, хор имени Свешникова, Большой Симфонический оркестр, оперный театр «Амадеус», оркестр «Кантус Фирмус» и др. Детей возят на экскурсии, развивая душу, и приучают к труду: каждый воспитанник в обязательном порядке должен работать на поле, в огороде и т.д. Община живет тем, что производит сама. Помимо детей здесь проживает до 100 человек взрослых. Пустынь заботится о тридцати инвалидах. В трудах батюшке помогают шестеро его уже взрослых сыновей.

В беседе с психологом Ириной Медведевой созидатель Свято-Алексеевской пустыни отмечал, говоря о задачах образования: «Кому это образование нужно, если оно будет выращивать вампира, людоеда? Никому. Тем более что чем умнее, чем «качественнее» такой вампир, тем он опаснее для общества, тем агрессивней будет этот зверь, когда выйдет на волю. Вот почему воспитание – это самая важная составляющая педагогической деятельности. Намного важнее, чем собственно образование. Другое дело, что сам уровень, качество образования может быть очень хорошим воспитующим фактором. Потому что известно: мы настолько живем по законам Евангелия, насколько правильно исполняем то послушание, на которое Богом поставлены. А послушание ученика – учиться. И поэтому если правильно и качественно поставлена его учеба, его работа, его послушание, если он качественно все исполняет, то он тем самым исполняет волю Божью и, соответственно, воспитывается как христианин в умении волю Божью постигать…

Мне недавно одна гостья сказала: «У вас странные дети! Я с ними общаюсь уже полдня, а они со мной разговаривают только об одном – что они будут сдавать, что они уже сдали, что им надо прочитать». Я тогда так порадовался, думаю: какие же все-таки наши дети молодцы! Качество образования и вообще должно быть высоким, а в православной школе – сверхвысоким. Потому что по нашим делам люди неверующие судят о нашей Церкви, о нашей вере, о нашем Боге, в конце концов. Говорят: «Вот вы, христиане, зовете меня креститься, а посмотрите, как вы сами живете?» И поэтому если православное образование будет абы каким, то это ведь поругание имени Божьего, имени Христова. Оно, образование наше, должно быть лучшим, потому что оно посвящено Богу. Богу ведь всегда все лучшее посвящают».

30 лет чудесного подвижничества… Что стоили они о. Алексию? Множества клевет, распространяемых о пустыни СМИ, четырех инфарктов, 16 клинических смертей… После очередной, уже не надеясь выкарабкаться, батюшка принял монашество, став иеромонахом Петром. И… пошел на поправку. Господь дал ему еще времени на его великое созидание. Матушка Людмила также приняла постриг вслед за мужем, став монахиней Февронией.

«Люди отошли от Бога, а потом удивляются, что ж так тяжело живется да почему власть плохая, - говорит о. Петр. - А за что нам хорошую власть? В истории же все повторяется: скурвился народ - угнали в вавилонский плен. Татаро-монголы? За княжеские междоусобицы! Или как будто мы не знаем, за что нам гражданская война была? Да за 17-й год. Поумнели после, но не сильно - вот вам, пожалуйста, Великая Отечественная… А после перестройки я много раз попросту закрывался у себя в кабинете и плакал. Невозможно было видеть, как разрушают эту жемчужину, эту страну, которую строили столько веков! Я знаю людей, которые тогда просто умерли от этого. Но пока мы живы, возрождение все же возможно. Если весь народ придет к вере, то восстанет из пепла. А иначе никакие политические ухищрения, никакие крики сердца, ни ура-патриотизм, ни ура-панславизм не помогут. Я в этом смысле беспросветный пессимист…»

«Беспросветный пессимист» мечтает о том, чтобы его уникальный центр «прирос» морским центром и… университетом. А еще о том, чтобы он перестал быть уникальным, и опыт Свято-Алексеевской пустыни стал бы перениматься другими образовательными учреждениями. Пока же община восстанавливает свою жемчужину – сгоревший в этом году кадетский корпус.

В древности монастыри были очагами культуры и просвещения Руси. Ярким примером такового была обитель преп. Иосифа Волоцкого. Именно этой традиции наследует Свято-Алексеевская пустынь. На вопрос, в чем смысл жизни о. Петр как-то ответил: «В том, что ты делаешь. В служении. Не ты мне, а я - тебе, тебе, тебе…» Его, о. Петра, его присных и сподвижником служением созиждилось на ярославской земле чудо – чудо русского просвещения.

 

Источники:

https://aif.ru/society/11679

https://pravoslavie.ru/4826.html 

http://news.bbc.co.uk/hi/russian/russia/newsid_7422000/7422409.stm

https://radiovera.ru/svjato-aleksievskaja-pustyn-ieromonah-petr-vasilenko.html#e4cdf311959254bb08ddf500bed487a6

https://foma.ru/pisma-iz-pustyini.html

https://yarreg.ru/articles/47252/

 

Сайт Свято-Алексеевской пустыни: https://svalep.ru/

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

1