Битва за рай – против неблагодарных бесов
«От благодарных бесов», - такую «эпитафию» предложил некогда нарком Луначарский для памятника полузапрещенному в СССР Достоевскому. Бесы современные, по-видимому, неблагодарнее своих предшественников. Так, к примеру, бес Зильбертруд (известный, как и большевистские вожди, под «кликухой бандитской» - Быков) в либерал-бесноватом издании «Новая газета» напечатал мерзкие вирши, в которых обозвал великого писателя «русской ж…й» и другими словами. Само собой, если, к примеру, самого Зильбертурда назвать «ж…ой еврейской» это будет тою же «Новой газетой» аттестовано, как жуткий антисемитизм. А русского гения – ничего, можно как угодно оскорблять. Хоть зильбертрудовскими «виршами», хоть богомоловскими «перфомансами» про Мышкина-педофила и менструации Настасьи Филипповны… Бесы пляшут, бесы скачут…
А что же на государственном уровне? 200 лет гения русской словесности, почитаемого во всем мире, как же отметили? По крупному счету никак… «Не заметили». А жрецы новых трихин даже запретили посещение могилы Федора Михайловича гражданам, не имеющим симсим-кода. Видимо, бесы очень беспокоятся о здоровье 140 лет назад почившего классика…
Одно радует – русская провинция! Именно провинция в дни нового беснования взяла на себя миссию должным образом почтить память Достоевского. В Переславле-Залесском у стен Никольского женского монастыря был установлен памятник писателю работы московского скульптора Сергея Бычкова. Какое отношение имеет к Переславлю Достоевский? Такое же, какое ко всей России, ко всему народу русскому, к Православию. «Федор Михайлович связан с любым русским, начнем с этого, с любым человеком, хоть немного в своей жизни задумывающимся о смысле жизни и о смысле истории, - справедливо отметила игуменья Евстолия на открытии памятника. - Преподобный Иустин Попович, современный сербский святой (1979г), прославленный в 2010 г., назвал Достоевского мучеником, пророком и апостолом - и более того «всечеловеком», фигурой, обобщающей все апостольские устремления «христоликого» человечества. И нам, современным верующим и монашествующим, он, конечно же, не может быть чужд. Да, мы в своем обыденном монастырском жительстве нечасто прибегаем к чтению его произведений, но они-то и привели нас в стены обители, как многих и многих наших современников - насельников и игуменов монастырей. Не случайно, завершающим жизненный путь творением Достоевского стало произведение «Братья Карамазовы», начинающееся в келье старца Зосимы. Вся Русь когда-то вышла из монастырских стен, и не случайно, значит, у монастырских же стен увидеть пророческую фигуру современного апостола любви - великого борца за человеческую душу - Федора Достоевского, несущего в руках свечу веры в русский народ. Хочется особые слова благодарности сказать скульптору - большому мастеру и настоящему человеку - Сергею Юрьевичу Бычкову, воплотившему с такой высокой степенью художественного совершенства образ Достоевского, как путеводца в Царство Небесное».
Сотрудничество Сергея Бычкова и Никольской обители началось еще несколько лет назад. Сергей Юрьевич – известный мастер, работающий как в классическом, так и в символическом стилях. Его работы есть в Третьяковке и Русском музее. В Переславль скульптор приехал в поисках тихого храма, где можно спокойно помолиться. Искомое он обрел в Никольском монастыре. А затем началось плодотворное соработничество. Копия Годеновского креста, монументальные скульптуры Царственных Мучеников и преподобного Серафима, молящегося на камне… В работе над памятником Достоевскому, сочетающим в себе и классическую традицию, и символизм, не обошлось без бесов, пытавшихся помешать благому делу. Когда работа была почти завершена, Бычков слег с коронавирусом, протекавшим у него в тяжелой форме. Скульптор 9 дней провел в реанимации и месяц в больнице. А по выходе, еще не оправившись, принялась «доводить до ума» монумент. Светлые силы восторжествовали!
Надо заметить, что памятник не исчерпывается только скульптурой. Фигуру Федора Михайловича окружает т.н. «Территория смыслов», оформленная архитекторами Мамоновым и Хвощевским. Значимой частью территории являются информационные стенды с цитатами самого писателя, изречениями о нем, фактами биографии, фотографиями, рисунками. Таким образом в древнем Переславле образовался своего рода уникальный заповедник Достоевского.
За месяц до юбилея писателя здесь прошли Всероссийские чтения «Достоевский и православная традиция». Инициаторами этого мероприятия выступили Никольский монастырь и Ивановская школа на Лехте в лице ее основателя и ведущего чтений о. Владимира Мартышина. Сопредседателем чтений стал Председатель международного общества Достоевского, доктор филологических наук, профессор Владимир Николаевич Захаров. На чтения съехались почитатели творчества Достоевского из Москвы, Петрозаводска, Новгорода, Уфы, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Ярославля, Ростова.
Некоторые участники чтений стали героями документального фильма известного русского православного режиссера-документалиста Елены Козенковой «Битва за рай». Этот фильм стал еще одним значим приношением нашему национальному пророку к его 200-летию. Эта лента не только о Достоевском, она – о русской душе, о народе русском в его нынешнем положении. А Достоевский спустя 140 лет со своей смерти служит выразителем и души, и народа, его бездн и высот, его скорбей, метаний и упований.
Когда-то академик Вернадский, после революции разочаровавшийся в своих либеральных идеях, открыл для себя Достоевского. Шла гражданская война, царила разруха… И великий русский ученый записывал в дневнике, что, «оказывается», читать – прежде! – нужно было Достоевского, а не либеральных писателей и публицистов. Русская интеллигенция не прочла вовремя русского пророка и ринулась с горы в бездну, подобно гадаринским свиньям. И увлекла за собой всю Россию. И лишь на руинах ее лучшие умы спохватились и открыли Достоевского.
С той поры прошло более ста лет. Но мы так и не прочли, не постигли своего национального пророка. От того новые бесы глумятся наш нашим Отечеством, над нами, над нашей верой и над своим обличителем. Но, слава Богу, русский дух еще не истреблена, и против натиска бесов восстают его бастионы – и одни из них в Переславле-Залесском. Как свеча в руке бронзового Федора Михайловича, светит он нам и объединяет – в битве за рай.
Сайт, посвященный Достоевскому в Переславле: http://dostoevskiy.cerkov.ru/
Агидель Епифанова