М.В. Назаров. Об эволюции путинизма, или Правда света не боится

Нынешний режим в РФ (кремлевский идеолог Сурков предложил его называть «путинизмом»: «путинизм представляет собой глобальный политический лайфхак, хорошо работающий метод властвования», предрекая ему «долгое государственное будущее») в последние годы претерпевает заметные изменения.

 

Великая криминальная стабилизация

 

Унаследованные от Великой криминальной революции 1990-х годов пороки этого режима ‒ мафиозно-компрадорская структура, основанная на грабительски приватизированных природных ресурсах, генерируемая сверху коррупция вертикали власти как кровеностая система режима, ручная судебно-правоохранительная система оправдания беззакония, декоративное «законно-демократическое» платье режима «как у всех» (включая незаконную «конституцию»), системная «опозиция» в Госдуме и системное вранье государственных СМИ и чиновников ‒ все это и при Путине было очевидно и не особенно скрывалось: мол, мы, правители, знаем, что народ знает эти пороки, и народ также знает, что мы это про него знаем, но все мы ведем себя так, как будто так и надо, ‒ каждый имеет право на свое место по рангу для выживания в этих джунглях, если не раздражать волков, тигров и опирающихся на их мощь верховных удавов. Оппозиционный «писк комаров» в интернете был безсилен против такой молчаливой «договоренности» между властью и народом, которому внушили, что альтернативы нет: «плетью обуха не перешибешь», «Россия в кольце врагов» и «лишь бы не было войны».

На здравые предложения реформ, научные анализы опасных саморазрушительных тенденций и предостережения патриотов-государственников (в основном экономистов) правители не обращали внимания, просто не пускали таких деятелей во власть и в центральные СМИ, милостиво терпя их благожелательную «свободу писка», мол, мечтать у нас не запрещено. Лишь наиболее откровенных «пискунов» зачищали по «экстремистским» статьям УК. Вторящие государственникам лояльные патриархийные монархисты-путинисты были даже полезны для власти тем, что культивировали надежды на «предсказанное старцами» перерождение «павлов в савлы» и даже на скорое восстановление монархии, чему (вернее, Кому) пока что мешает «пятая колонна» либералов во власти. Но «Сам Он» уже «идет по пути Константина Великого» и ждать осталось недолго, ­вот только не надо «раскачивать лодку» и «оранжево» майданить на пользу вражеской «пятой колонны».

Прозападная «пятая колонна» тоже выглядела полезной для режима, поскольку большинство ее лидеров демонстрировали народу еще менее приемлемую альтернативу нынешним правителям: комплекс неполноценности перед Западом и информационно-политическую зависимость от него, нигилистический антипатриотизм вплоть до русофобии, нравственную распущенность вплоть до идеологии ЛГБТ. Именно с этой целью «Газпром» финансирует их русофобский рупор «Эхо Москвы», и в 2011-2012 годах власть разрешила этой «пятой колонне» выпустить свой радужный пар ‒ засветиться в митингах на Болотной площади и на проспекте Сахарова, а потом выдвижением светской львицы-крестницы Путина на «выборах» президента. Маневр на первое время оказался успешным.

Но джунгли продолжали дичать по своим внутренним законам энтропии и стали угрожать самой власти нарастанием анархии. Это потребовало от правителей принятия стабилизирующих мер.

Изменения начались с показательных арестов слишком зарвавшихся «волков»: мэров и губернаторов, причем начались по инициативе верховного пахана джунглей «тигро-удава». Он счел, что «волки» своими «поместьями, яхтами, коллекциями часов и драгоценностей», стали превышать положенные им по рангу дозы кормлений, становятся независимыми от центра местными князьками (миниатюрным подобием чего стала мафия в станице Сущевской), дают пример нижним частям вертикали власти, и это ставит под угрозу устойчивость всей системы, которая может пойти вразнос.

С другой стороны, нарастание беззакония на всех уровнях Олигархата (в том числе на самом верху власти) дало новую подпитку оппозиции, которая сделала своей территорией интернет, не подконтрольный власти. Кроме того, всеобщая цифровизация жизни способствует вскрытию многих преступлений и тайн, что успешно использует Навальный и поддерживающие его зарубежные иследовательско-разведывательные структуры (показательны сделанные ими на основании информации из интернета последние нашумевшие разоблачения про «президентский Дворец» и активность бригады отравителей самого Навального). Будучи не в состоянии опровергнуть такие факты, власть реагировала на эту угрозу как техническими разработками блокирования неугодных сайтов, так и ужесточением законов о пользовании интернетом, значительно ограничив прежнюю «свободу писка» в нем. А новые митинги протеста власть уже не допустила отправлением Навального в заключение и уличной силой Росгвардии, резонно рассудив, что на оппозиционные аргументы и факты у власти нет иного внятного ответа.

Постоянно увеличивается огромный Список запрещенных экстремистских материалов (от действительно экстремистских до идиотских, запрещать которые просто смешно, и до элементарно здравомыслящих), публикация которых карается штрафами вплоть до лишения свободы, активно применяется статья 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», статья 282 УК с многочисленными ее дополнениями о запрете критики чиновников, о «реабилитации нацизма», «оскорблении ветеранов ВОВ», о «приравнивании СССР к гитлеровской Германии», множатся досудебные закрытия СМИ и блокировка оппозиционных сайтов, наклейка ярлыков «иностранных агентов» с неконституционным ограничением их гражданских прав вплоть до недопущения их к участию в «выборах» без возможности выбора действительно достойной альтернативы режиму.

Разумеется, власть вовсе не опасается неблагоприятного для себя итога «выборов»: ведь конечные цифровые сводки голосования никакими наблюдателями проверены быть не могут. Так что у власти нет необходимости в фальсификации результатов голосования на избирательных участках, постоянно разоблачаемой оппозиционерами и коммунистами ‒ это скорее инициативы местного руководства, чтобы продемонстрировать верхам свое служебное рвение и верноподданничество, ведь за плохие цифры могут и наказать лишением выделяемых из госбюджета финансовых средств... Управление этими бюджетными финансовыми потоками ‒ эффективное средство центра по контролю за лояльностью чиновничества среднего и низового уровней. Недопущение оппозиционеров (и правых, и либералов) нужно, чтобы не давать им трибуну в СМИ в ходе избирательных дебатов, а избирательная агитация властей ‒ это имитация состязания партий, которая имеет целью придание правдоподобия заранее известному результату «выборов», якобы он достигнут в избирательном соревновании идей. А борьба с нарушениями на избирательных участках столь же безполезна, как и само участие в голосовании (несерьезны нынешние прения патриотов «за» и «против» участия).

Другой стабилизирующей мерой нынешней власти стала ресоветизация: возрождение советского патриотизма с гордостью за былое «величие и мощь» СССР, «спасшего весь мiр от коричневой чумы», ‒ ведь от СССР нынешние правители производят «легитимность» своего государства, к тому же собственных поводов для народной гордости они создать не способны (даже в спорте это не очень удается, хотя и всячески превозносится). Такая внутренняя причина ресоветизации (особенно восхваление советских карательных органов) в глазах власти превосходит отрицательный эффект этого олигархического маскарада за пределами РФ, что там трактуется как признак восстановления Путиным прежней советской агрессивности, и это сегодня более всего питает западную русофобию.

Все это неотъемлемые черты государственности нового типа на Руси: Олигархата РФ, который все более принимает диктаторские черты. Причем нельзя не видеть, что «царю» это нравится, иначе бы он не поощрял собственный культ личности. Ему, в частности, не режет ухо, когда на обычных рабочих селекторных совещаниях с главами регионов и профильными чиновниками каждый выступающий считает себя обязанным начинать свое сообщение словами: «Глубоко уважаемый Владимир Владимирович!». Для обычного рабочего совещания по хозяйственным или техническим вопросам это выглядит как-то стилистически неуместно (по крайней мере, в моем ощущении).

Должен признать, что продолжительная жизнь на Западе «испортила» мое привычное в СССР восприятие того, как главе государства приличествует вести себя на его верховной должности: смешно было бы себе представить, что главы Германии, Франции, Великобритании устраивают на центральных телевизионных каналах вот такие многочасовые совещания с раздачей подробнейших советов, в какие сроки следует обязательно засевать поля или как готовить к зиме инфраструктуру ЖКХ, не говоря уже о заботливой починке школьных туалетов, больничных крыш, мостов и дорог на регулярных «прямых линиях» общения с народом, которые играют роль ящика для народных жалоб на бытовые проблемы, но вопросы о системных причинах этих проблем никогда не звучат (см.: Десять вопросов президенту Путину, которые никогда не звучат на кривой линии...). В глазах западного гражданина это на грани смешного. Невозможно себе такое представить и в царской России.

Президенту, однако, кажется что такое демонстративное ручное управление крышами и текущей канализацией ‒ проявление его отеческой заботы о народе. Он вошел во вкус «царской» власти в своем представлении о ней, вернее власти, превосходящей царскую, ибо всего нынешнего циничного инструментария у наших православных Царей не было и противоречило как законам, так и их совести. У нынешней же власти все дозволено для самосохранения под предлогом государственной безопасности.

(Не стану сейчас сравнивать с вседозволенностью средств прежней коммунистической власти в покорении народа и в деле построения земшарного коммунизма, но, похоже, что в последние «застойные» годы власть в СССР жила на «проценты» от террористического капитала своих ленинско-сталинских предшественников, не прибегая к физическому террору и карам сверх нормы, и эти нормы собственной законности соблюдала в большей мере, чем это мы видим в наши дни, что и разоблачается ныне запрещенным в РФ антикоррупционным комитетом Навального. К тому же нынешние коммунисты не преминут добавить, что вожди СССР если и совершали преступления, то ради идеологии счастливого «светлого будущего» всего человечества, а нынешние правители ‒ только для сохранения своего Олигархата.)

 

Правда света не боится

 

О чем свидетельствуют нынешние разгоны и задержания митингующих, аресты оппозиционеров по надуманным обвинениям, почти ежемесячное ужесточение «правоохранительного законодательства»: о тщательной охране безопасности государства от вражеской подрывной клеветы? Однако с клеветой очень легко бороться светом правды: ложь может быть надежно побеждена, обезврежена и убита, убедительным ее разоблачением ‒ противопоставлением ей доказуемой и безспорной истины. Но не противопоставлением ей другой разновидности лжи, что может лишь загонять правду в подполье, вызывать недоверие к власти, множить слухи и, в конечном счете, подпитывать ложь внешних врагов.

А если власть неуклюже объявляет ложью правду и карает за нее ‒ это тем более проигрышно для власти. Под накопившимися завалами такой лжи саморазрушился СССР, когда Горбачев приоткрыл щелочку «гласности» в железном занавесе и ослабил цензуру в историографии. Но в эту щелочку в тоталитарной плотине прорвалось все: и дозируемая властью правда, и новая ложь, в том числе от геополитических врагов. Опасность этого понимали не только коммунистические догматики, но и здравомыслящие патриоты, стремившиеся использовать «гласность» для распространения оборонительной, оздоровляющей, одухотворяющей нашу жизнь правды с подлинными целями реформ (позволю себе обратить внимание на свои публикации того времени, в т.ч. с 1989 года в СССР). Но лжецов было больше и их стратегические мощности тысячекратно превосходили возможности патриотов.

И случилось то, что случилось даже в среде искренних деятельных граждан: обманутые сегодня победили обманутых вчера, и теперь не знают, как выбраться из под накапливающихся завалов новой лжи ‒ «суверенно-демократической», которая уже не только представляет собой декоративное «выходное платье» (согласно откровению В. Суркова), то есть платье голого короля, которое всем положено хвалить. Эта новая ложь все более откровенно приобретает прежние тоталитарные черты в законодательно ужесточаемых репрессиях против правды.

Это нарастает не только в путинской РФ, но и во всем «цивилизованном мiре». Мiроправители верят в то, что цифровизацией всего мiра им удастся физически уничтожить правду, как описано в антиутопии Орвелла «1984»: чего нет в наших энциклопедиях, учебниках и СМИ ‒ того не существует. Самый наглядный пример ‒ уголовные кары за научные исследования темы Холокоста. Не совсем уж глупые люди не могут не видеть лукавой сущности этого запрета: если «ревизионисты» ошибаются, неправильно трактуя факты, или даже намеренно «антисемитски» лгут (бывает и то, и другое), ‒ то ведь нетрудно разоблачить их ошибки и ложь на основании правды. Выходит, что зависимость здесь обратная: каратели естественно боятся, что им не удастся опровергнуть правду в своем поединке с нею для утверждения лжи.

В сущности, кары за правду о Холокосте (как часть общего табуирования «еврейского вопроса» во всей его историософии) ‒ это элемент подготовки царства антихриста, для чего сначала надо замаскировать его строителей под «вечно гонимых» (гонимых «христианами-мракобесами»), а его грядущее царство под «добро». В РФ дошло и до наказаний за честное исследование сущности связанного с этим антихристовым строительством этапа Второй мiровой войны, ее инициаторов, сути противоборствовавших сил и их целей. Нашему народу предписано тупо и слепо праздновать «Великую-Победу-на все-времена» ‒ «победу в войне над собой» (как пел Тальков).

Да, конечно, не в силе Бог, а в правде, но далеко не факт, что при таком неравенстве сил правда количественно победит на земле.

Нам ведь открыто в Священном Писании, что в конце истории на грешной земле в отказавшемся от Бога человечестве возобладает ложь в царстве «отца лжи» и его антихриста. Потому земля и будет разрушена: Господь не станет далее удерживать саморазрушение человечества, потому что такое сатанизированное человечество ему будет не нужно в еще большей мере, чем было перед Потопом.

Тем не менее, Правда неуничтожима в Божией ткани бытия: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5). Правда о мiроздании и о человеческой истории ­‒ неотъемлемая часть вечного Царства Божия. Вот почему «Блаженны изгнанные правды ради, ибо их есть Царство Небесное». Тогда как ложь не укоренена онтологически, она искусственная виртуальная короста на нашем больном мiре и исчезнет вместе с побежденным «отцом лжи» в конце истории.

Именно поэтому «Не в силе Бог, а в правде!». И потому Правда непобедима: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». «Если возлюбишь путь правды, то обретешь вечную жизнь» (прп. Ефрем Сирин).

И потому стояние за правду в сопротивлении лжи ‒ это огромная даруемая нам радость, которая имеет свою вечную ценность. Это единственная достойная цель в общественной жизни православного человека в наше время.

Народные пословицы:

Мир только правдою держится.

Все минется, одна правда останется.

 

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/250966985

 

Михаил Назаров,

писатель, руководитель изд-ва «Русская идея», член Попечительского совета РПО им. Императора Александра III

(г. Москва)

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

1