Андрей Башкиров. Люблю лампады свет (Князь, поэт Владимир Палей)

 Радуйся, Владимире, княже и мучениче, своя страдания и смерть предуведевый!

 Из Акафиста святым Алапаевским мученикам

 

Духовность… Как ее понять и чем ее измерить?.. Что она означает для человека?.. Если мы скажем, что это внутреннее устремление человека к Святому Духу, то ничем не погрешим. Бог показал нам на земле, что Он есть Святая Троица - Отец, Сын и Святой Дух. Стремление к Святому Духу означает стремление и к Отцу Небесному и к Сыну Божьему - Христу, которое невозможно без посредства Духа.

Поэт-мученик нашего времени оптинский иеромонах Василий Росляков пишет: «Духовность России - это Христос. Он говорит нам: «Я есть Истина, Путь и Жизнь». А постольку поскольку духовность не может быть вне Христа, поэтому для России духовность одним словом выражается - Христос».

И, правда, всего дороже нам единственный наш Спаситель - Христос, вне Которого нет ничего, потому что все Им пришло в бытие, кроме отступничества ангелов и греха людей. Поэтому и в самой России дороже нам всего Святая Русь во главе с Христом, Матерью Божией, Ангелами и святыми, что и составляют Вечную Небесную Церковь, которой не будет конца. Россия - это Церковь! Вне Церкви нет и не может быть никакой такой Руси и никакого такого народа.

В эту Русскую Церковь постоянно входят наиболее достойные христиане, пополняющие число ангелов, не устоявших в Правде и Истине. Теперь среди них и святой мученик Князь Владимир Палей. 

---------------

Накануне Русской Голгофы и страданий других народов России засияла Русская Поэзия новым Евангельским светом. Вопреки грубому, чувственному и упадочному декаденсу с его явным поклонением лукавому негасимым огнем пламенели стихи истинных рыцарей Поэзии Руси - А.Фета, К.Р., А.Блока, С.Есенина. И среди этого огня пламенеют строки начинающих поэтов, за которыми угадывалась великая будущность - это Князь Олег Романов и Князь Владимир Палей.

И вовсе не случайно, что звезды этих двух последних поэтов вспыхнули в Царской Династии Романовых. Царская Россия словно бы прощалась с миром их стихами в надежде, что Святая Русь победит проходимцев и временщиков, обретет свободу во Христе и поможет другим спастись от власти тьмы и злобы. Мы знаем, что в последние месяцы до жуткой и безпощадной казни Царская Семья духовно питалась молитвами и молитвенными стихами классических русских поэтов, о чем свидетельствуют их записи в заточении. А это значит, что Поэзия России помогает жить и оставаться человеком до конца!

Не количество годов определяет истинную духовную мудрость, а состояние добродетельного ума и души, целиком принадлежащей Богу. Вот источник немеркнущей Поэзии внутри каждого человека! Великому поэту М.Ю.Лермонтову дали на земле прожить всего 25 лет, а попробуйте-ка обозреть его безсмертную поэзию и неисчерпаемую прозу!!

Так и Князь Владимир Палей, проживший на свете всего 21 год, но оставивший глубокий след в отечественной истории и в Русской Поэзии. Но даже не это самое главное, а то, что сегодня Князь Палей является русским святым мучеником-поэтом! Мы можем молиться мученику Владимиру (Палей) и просить у него помощи и заступления в нашей жизни!! Произошло самое настоящее чудо, когда первым русским поэтом, причисленным к лику святых Православной Церкви стал представитель Царского Дома Романовых!!! Это ли не укор тем, кто до сих пор игнорирует роль Романовых в русской истории и в русской культуре. Ведь кто игнорирует святых Церкви, тот явно от лукавого.

Таким образом, когда мы читаем строки святого мученика за Христа Владимира Палей, мы читаем не просто взволнованные стихи, но святые стихи-молитвы, помогающие нам жить достойно в жетоком и злобном мире, живущем не по заповедям от Бога, но по своим прихотям и грехам.

------------

Двоюродный брат Великого Князя Павла Романова - Великий Князь Константин, он же поэт К.Р., имел очень большое влияние на развитие поэтического творчества Владимира Палей. Он перевел на французский язык известный поэтический труд Великого Князя Константина Константиновича - «Царь Иудейский». К.Р. пожелал услышать перевод своего произведения, и в апреле 1915 г., когда Палей прибыл домой на побывку, К.Р. пригласил его к себе в Павловск. Великий Князь был уже сильно болен, и красота перевода тронула его до глубины души. Со слезами на глазах он сказал: «Я пережил одно из самых сильных чувств моей жизни, и обязан этим Володе. Больше я ничего не могу сказать. Я умираю. Я передаю ему свою лиру. Я завещаю ему в наследство, как сыну, мой дар поэта» Преемственность в поэзии состоялась!

Владимир также был знаком по Пажескому Корпусу с двумя из сыновей К.Р., князьями Константином и Игорем, которые впоследствии разделили его последние дни и мученический венец. «Душа его на крыльях утомленных к Создателю, убитая, взлетит» (Владимир Палей). Все трое ныне почитаются святыми мучениками за веру.

1 ноября 1981 г. Русская Православная Церковь Заграницей прославила Царя Николая Второго и его семью, вместе со всеми Новомучениками, которые были убиты во время революции или за время советской власти, включая и жертв алапаевского злодеяния. На Иконе святых Новомучеников Российских, написанной в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, Нью-Йорк, в числе других изображен и князь Владимир Палей. Он стоит с левого края Императорской Семьи, рядом с Князьями Константиновичами, в военной форме и со списком в руке.

------------------

Князь Палей родился в святочные дни по великому празднику Рождества Христова в 1896 году, что было своего рода знамением, что родился человек необычный, неординарный, мужественный и одаренный. Так и произошло. Трудами отца - Великого Князя Павла Александровича Романова, младшего из сыновей Императора Александра Второго, убитого террористами, и матери - Ольги Валериановны Карнович, их сын «был необычайным существом, живым инструментом редкой чуткости, который сам мог производить звуки поразительной мелодичности и чистоты, и создавать мир ярких образов и гармоний. По годам и опыту он еще был ребенком, но дух его проник в области достигаемые немногими. Он был гением...» (Вел. Княжна Мария Павловна, дочь Великого Князя Павла Александровича и его первой жены, греческой принцессы Александры, из автобиографии «Воспитание принцессы»).

Владимир Палей родился среди святых мучеников за Святую Русь и святую Православную веру. Его отец Великий Князь Павел Романов, неповинный ни в каких преступлениях, будет также казнен безбожниками без суда и следствия за одно то, что он Романов. 9 января 1919 г. состоялось заседание ВЧК: «Протокол заседания Президиума от 9 января. На заседании присутств. т.т. ПЕТЕРС, ЛАЦИС, КСЕНОФОНТОВ, секретарь МУРНЕК. СЛУШАЛИ: Об утверждении высшей меры наказания чл. быв. императорск. - Романовск. своры. ПОСТАНОВИЛИ: 8/ Приговор ВЧК к лицам, быв. имп. своры - утвердить, сообщив при этом в ЦИК. СЕКРЕТАРЬ ПРЕЗИДИУМА /МУРНЕК/» За миг до выстрелов служитель слышал, как Великий Князь Павел произнес громко: «Господи, прости им, ибо не знают, что делают». Великий князь Павел Александрович был очень верующим и церковным человеком. Состоял в Свято-Князь-Владимирском братстве. Часто посещал Богослужения в братском храме в Бад-Киссингене (Германия, Бавария). Первой женой Князя Павла была греческая принцесса Александра, старшая дочь от брака сестры поэта К.Р. Ольги с греческим королем эллинов Георгом Первым. Александра Георгиевна умерла 12 сентября 1891 года вследствие преждевременных родов в возрасте 20 лет. Дети воспитывались в бездетной семье брата Павла Александровича, Великого Князя-Мученика Сергея Александровича, и его супруги - Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Великий Князь Павел Романов канонизирован Русской Православной Церковью за границей в сонме Новомучеников Российских 1 ноября 1981 года. В России он пока лишь реабилитирован постановлением Генеральной прокуратуры Российской Федерации 9 июня 1999 года.

Святая Православная Церковь отмечает 10 января память мучеников 20 000, в Никомидии в церкви сожженных и там же вне церкви пострадавших: Гликерия пресвитера, Зинона, Феофила диакона, Дорофея, Мардония, Мигдония диакона, Индиса, Горгония, Петра, Евфимия, мцц. Агафии, Домны, Феофилы и иных (302). Заметим, что на следующий день 11 января Церковь празднует память 14 тысяч младенцев, убиенных по приказу Ирода в Вифлееме. Возможно, сразу никто и не мог думать, что жизнь Владимира Палей завершится мученическим концом. Ведь он рос во вполне благополучной и состоятельной семье, в родстве с Царским Домом. Но Промысел Божий неисповедим. Внук казненного революционерами Государя Императора Российского должен был получить от самого Господа неувядаемый мученический венец. Напомним, что в праздник Рождества Христова 302 года, когда в Никомидийской соборной церкви собралось около 20 000 христиан, нечестивый император Максимиан послал в храм глашатая, который передал его повеление всем христианам выйти из церкви и принести жертву идолам, в противном случае он угрожал сжечь храм вместе с молящимися. Однако все присутствовавшие поклониться идолам отказались. Пока мучители готовились поджечь церковь, совершавший Богослужение епископ Анфим (память 3 сентября) крестил всех оглашенных и всех причастил Святых Таин. Все 20 000 молящихся скончались в огне.

Судьба самого Владимира Палей очень схожа с мучениями этих христиан, жизнь положивших за веру и любовь.

В этот же день 10 января Церковь чтит память Сщмч. Александра пресвитера (1920), Сщмчч. Феоктиста, Леонида пресвитеров (1937), Сщмчч. Арефы и Александра пресвитеров (1938).

С самого начала создания Христом Святой Церкви, Она немедленно подверглась нападению бесов и подчиненных им людей, особенно язычников. Внутри самой Церкви развернулась борьба между теми, кто по-разному воспринимал Слово Божие и впадал в различные ереси, терзавшие Ее Живое Тело. Поэтому все то Святое, что мы находим в Церкви Христовой, завоевано и утверждено большой ценой и основано на крови мучеников вплоть до сегодняшнего дня. Вот почему в недрах Вселенского Православия всегда были, есть и будут до скончания века мужественные защитники веры и любви, особенно добрым и утешительным словом, помогающим подвизающимся во Христе преодлевать уныние, скорби и страдания.

С течение времени стало ясно, что Алапаевские Мученики - это не просто казненные представители Царского «режима», но святые благоверные праведники, принявшие смерть за одно то, что они имели отношение к Романовым и были глубоко верующими людьми. Безбожная власть не нуждалась ни в офицерах, ни в монахах - они были для них идейные враги, а не защитники Святой Руси. За Алапаевскими Мучениками последовали тысячи и тысячи других казненных христиан. Врагов Христа страшило, что такие подвижники Церкви, как настоятельница Марфо-Мариинской обители Великая Княгиня Елисавета Федоровна могли остаться на свободе. Словно Мать для самых близких своих детей святая преподобномученица Елисавета довела до мученического венца других казненных, молилась за них и поддерживала всеми силами. Поэтому палачи были удивлены стойкости и безстрашию всех мучеников.

Сводная сестра Князя Владимира Палей - Мария Павловна писала о нем: «Когда он еще был ребенком, было в нем что-то неуловимое, что отличало его от других. Родители видели как он отличался от других, и очень мудро не старались подгонять его под одну гребенку, как это делали с нами. Они давали ему сравнительную свободу для развития его необычайных способностей». Мать Князя писала: «С 13-летнего возраста Владимир писал очаровательные стихи... Каждый раз когда он возвращался домой, его талант к поэзии проявлялся все сильней и сильней... Он пользовался каждой свободной минутой, чтобы отдавать свой ум своей возлюбленный поэзии. Обладая темпераментом мечтателя, он обозревал все вокруг себя, и ничто не ускользало от его чуткого, настороженного внимания... Он страстно любил природу. Он приходил в восторг от всего, что сотворил Господь Бог. Лунный луч вдохновлял его, аромат цветка подсказывал ему новые стихи. У него была невероятная память. Все то, что он знал, все то, что он сумел прочесть за свою короткую жизнь, было поистине изумительным».

Игумен Серафим о Князе Владимире Палей: «…статная фигура, прекрасные задумчивые глаза, детское простодушие и редкая учтивость». Достаточно посмотреть на фотографии Князя, чтобы убедиться в этом.

Володя Палей выучился читать и писать по-французски, по-английски и по-немецки, а позже и по-русски, играл на фортепиано и других инструментах, рисовал. С годами он становился все более преданным поклонником Пушкина, о чьем трагическом конце даже написал драму в стихах «Смерть Пушкина»

С ранних лет Владимир Палей чувствовал свое призвание быть духовным стихотворцем, духовным воином. Он продолжил линию русских поэтов, тесно сочетавших исполнение воинского долга с поэтическим творчеством.

 

 Разве не узник и ты, Поэт?

 Ты телесно Жизнью прикован к земному понятью о ней,

 Вечно ты слышишь душой словно хор поднебесный,

 Вечно ты должен томиться со скорбью своей...

 

Эти строки прекрасно сочетаются с пушкинскими размышлениями: «Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой…» Человек собственной плотью, тленной и временной после грехопадения, скован, словно узник в темнице, дух его томится по свободе от всего, что мешает ему соединиться с Вечной Любовью - Христом. Кажется, что эти страданиям не будет конца, настолько глубока и сильна бывает скорбь человека-творца на земле плача и бед.

В декабре 1914 г. князь Владимир поступил в императорский гусарский полк, а в феврале 1915 г. он уже отправился на фронт. В день своего отъезда он присутствовал на ранней Литургии со своей матерью и сестрами. Кроме них и двух сестер милосердия в церкви никого не было. Каково же было удивление Владимира и его семьи, когда они обнаружили, что эти сестры милосердия был не кто иной как Императрица Александра Федоровна и ее ближайшая фрейлина, Анна Вырубова. Императрица пожелала проститься с Владимиром, и подарила ему на путь маленькую иконку и молитвенник. Факт этот достоин духовного внимания, поскольку в мучениях за Святую Русь и веру они уже навсегда соединяться в Царствии Небесном и теперь ходатайствуют перед Престолом Божьим о помощи сильно бедствующим и скорбящим.

Положение сына Великого Князя не ограждало Владимира от опасностей и жестокости войны. Несколько раз его посылали в опасные разведки, а пули и снаряды постоянно сыпались вокруг него. За храбрость он был пожалован военным орденом Анны 4-ой степени. Кроме того, ему было присвоено звание поручика, и он был очень любим своими соратниками.

Нередко люди не понимают, почему же Господь допускает гибель лучших сынов России, когда бы они могли сделать на земле еще немало добрых дел во Славу Божию. Но воззрим на Самого Господа - Его казнили безчинствующие в полном расцвете человеческих сил, казнили самым страшным способом без установления вины. И что же, Господу надо было действовать по-другому? Но тогда, как бы Христос спас от зла и ада людей, как бы Он открыл для спасающихся двери Царства Небесного? Неужели бы не послушался воли Отца Небесного?! Да не будет этого. Так и мученики за Христа - они идут за Вечной Любовью, не взирая ни на кого и ни на что, чтобы попрать силу дьявольскую, чтобы торжествовала одна Любовь. Христос - это не только Путь, Истина и Жизнь, но и Мир. Очень часто Господь, являясь людям, произносит: «Мир вам» И Спаситель дарует нам не войну и страдания, как утверждают нечестивые, а Свой Вечный Мир не от мира сего, лежащего во зле грехов людских. Призови Царь Николай Второй защищать трон и власть верных Ему, тут же бы пролилась кровь. Призови Христос в Гефсиманском саду полки Ангелов, и Они бы вмиг разобрались с нечестивцами. Так и наш Царь предпочел не служить причиной кровопролития, но мира. Возможно, он желал, чтобы и другие оценили мир, а не надвигающуюся на Россию катастрофу, но тех уже ничем нельзя было остановить.. Царь-Мученик со своим святым народом всходил добровольно на Голгофу, чтобы Любовью и Миром попрать ненависть и злобу.

И князь Палей мог бы свободно уехать из России или подписать предложенный ему палачами отказ от своего родного отца, но он не пошел на сделку ни со своей совестью, ни, тем более, с палачами. Он смерть ради Христа предпочел всему остальному - это самый настоящий святой великий подвиг.

Поэтому о Владимире Палей еще будут писать и писать, составлять житие, акафист, канон и т.д.. В нем одном отразилась слава Святой Руси, Сам Господь. Иначе бы он не написал вдохновительного следующего:

 

Господь во всем, Господь везде:

Не только в ласковой звезде,

Не только в сладостных цветах,

Не только в радостных мечтах,

Но и во мраке нищеты,

В слепом испуге суеты,

Во всем, что больно и темно,

Что на страданье нам дано...

Господь в рыданьи наших мук,

В безмолвной горечи разлук,

В безверных поисках умом -

Господь в страдании самом.

Мы этой жизнию должны

Достичь неведомой страны,

Где алым следом от гвоздей

Христос коснется ран людей...

И оттого так бренна плоть,

И оттого во всем – Господь. 

 

Какое прекрасное духовное стихотворение совсем юного русского офицера! Господь явно был до конца с ним, с его мучеником-отцом и со всеми святыми мучениками Алапаевска. Ведь заживо погребенные, они умирали под песнопения Богу!.. Они презрели последнего врага - смерть и перешли в Вечную Нестареющую Жизнь.

Нет ничего выше быть мучеником за Христа, разделить с Господом не только поэзию веры, но и страдания.

 

 …О, как прекрасна смерть!

 Не смутное забвенье

 И не покой один могильный без конца

 Сулит она в тиши, но - духа возрожденье...

 

И это не слова, а вера в то, что когда закроются наши телесные очи, откроются тут же очи духовные, и мы станем видет и слышать то, что раньше только предчувствовали и любили издалека в земной скорбной юдоли.

Владимир Палей посвящает стих Наследнику Престола - будущему святому страстотерпцу Алексию, словно предчувствуя его мученическую кончину по образу Царевича Димитрия Угличского, убитого в результате Смуты на Руси

 

Тебе, вдохновенный Царевич,

Божественной позе твоей,

Склонясь пред тобой на колени,

Играю на лире своей.

 

Если ищешь ты в мире добра,

Если хочешь ты ласки народной,

Чтоб народ полюбил бы тебя

И гордился бы вечно тобою.

 

Не забудь, о любимый мой Князь,

Ты так ласков и кроток душою,

Приласкать наш унылый народ,

Заглянуть ему в душу с любовью

 

И это сбылось с Божественной дивной силой! Наш народ не только любит Святого Царевича Алексия, но и молится ему усердно, ибо детские святые прошения мученика за Христа многое могут.

Тяжела миссия поэта, особенно в России, но и всерадостна. Как пишет Владимир Палей:

 

 И вышел я на улицу... И вдруг,

 Среди толпы, спешащей и шумливой,

 Поверила взалкавшая душа,

 Что будет мир наполнен чудесами,

 Что мертвые сердца не перестанут

 На голос Иисуса откликаться,

 Пока в очах скитальцев исхудалых

 Не потускнеет звездный свет, зажженный

 Святыми недосказками Христа

 

И сразу вспомнился Николай Рубцов и его скитания по родной земле, в которых только и могли родиться такие светлые стихи-молитвы, исполненные веры и нескончаемой любви: «И надо мной - безсмертных звезд Руси, Высоких звезд покойное мерцанье...» И звезды эти - не материальные космические тела, равнодушно посылающие нам свет, но святые Церкви, сияющие Благодатью Божией на радость всем, кто ее душою способен откликаться на доброе и светлое.

По прошествию многих лет мы понимаем, что именно Династия Романовых вырастила и дала России и миру целую плеяду гениальных народных поэтов, которым была суждена великая будущность и слава. Итак, оно и произошло на самомом деле! Вся классическая Русская Поэзия - это заслуга не только одних поэтов, но Правящего Царского Дома. Не зря Пушкин гордился, что в его роду есть русские святые.

Сын Великого Князя Константина и поэта К.Р. - офицер Князь Олег Константинович достойно продолжал творчество своего великого отца и поэта, а Князь Владимир Палей составляет ему прекрасную пару. Все шло к тому, что в среде Династии Романовых расцвел невиданный доселе неувядаемый цвет Русской Поэзии! Но у Бога, как мы хорошо знаем Свои планы, Свой Промысел о мире и людях. Дом Романовых в эту страшную революционную, безбожную эпоху должен был не только противостоять псевдопоэзии горе-новаторов не от народа, но и самой революционной гидре, грозящей погубить Святую Русь. Поэтому, когда разразилась мировая война и грянули революционные перевороты, цена любви за Россию стала самой высокой - жизнь. Новой власти не нужны была ни прежняя история, ни прежняя поэзия, ни прежняя наука, ни прежние верующие люди (в которых она усматривала своих личных врагов), так как она строила планы строительства «нового» строя на чужих костях без Бога и без Святой Руси. Что бы сегодня не говорили защитники безумцев-безбожников, они, а не народ виновны в преднамеренном разрушении Церкви сверху своими преступными постановлениями. Народ не будет разрушать свои храмы и бежать убивать всех подряд. Эту ложь давно пора похоронить и пропеть ей «аминь». Революция была целиком спровоцирована Нехристианским Западом и разжена им на русской почве для достижения далеко идущих целей установления мирового господства антихриста. Приходу антихриста в мир мешает только одно - Святость. Как только Святость грехами людей умалится в мире до чрезвычайной степени, как это было в Содоме или в Нивее, так придет сын погибели, а там и конец земной истории и окончательное торжество Вечной Святости. Так что, кто сегодня упорно роет под Церковь и Святость, тот роем яму себе и другим - могилу, одним словом.

Мать Владимира Палей вынуждена будет скрыться из России и бежать в Финляндию, далее в Париж. Здесь она опубликует книгу воспоминаний о жизни в России в 1916-1919 годах. Мечтой Княгини Ольги стало вот это признание в письме: «Вы спрашиваете меня, дорогая, где могила Великого Князя! Увы! Именно из-за этого я нахожусь в двух шагах от границы. Они все четверо были расстреляны в Петропавловской крепости (вместе с 10 или 12 злоумышленниками, казненными в то же время) во рву, и сверх навалили еще дрова! Вот уже восемь месяцев я жду освобождения Петрограда от палачей, которые его угнетают, чтобы явиться туда и похоронить тело моего любимого по христиански.. А если бы еще была возможность, то привезти с Урала тело моего мальчика, объединить их в общей могиле и приготовить себе самой место между ними..» Но и этому материнскому желанию, увы, не суждено будет сбыться… Место расстрела заложников до сих пор не установлено, а мощи сына покоятся в Китае под спудом…

 

 Молитвы заменив стихами

 И веря в Твой Безбрежный Свет,

 Молюсь я высшими мечтами -

 Прости, о Боже, я - поэт

 

Вот самое замечательное подтверждение того, что Духовная Русская Поэзия - это псалмы и молитвы Святой Руси. Духовный поэт пишет в смирении, в осознании своего недостоинства перед Поэтом всех поэтов - Богом. Что толку, если мы зазубрим, как сектанты, все Евангелие, а сердце наше и дела наши будут далеко от Церкви и Господа или, не приведи, Господи, станем писать как под копирку бездарные вирши. Если в нашей самой правильной по форме молитве не будет ни чувства, ни разума, ни души, ни сердца, то есть поэзии, то многого ли она будет стоить в очах Божиих?

Из-за начавшейся первой мировой войны, ускоренным выпуском Владимир Палей был произведен в корнеты в Гусарский Его Величества полк. Война конечно произвела на него ужасающее впечатление, но он исполнил свой долг, за что и был награжден темляком Святой Анны 4-й степени «За храбрость». Солдаты настолько его любили, что неоднократно, прежде чем он мог опомниться, ложились на него в окопах, чтобы предохранить от взрывов шрапнелей. Его морально поддерживала страсть к поэтическому творчеству, и каждую свободную минуту он посвящал ему. Большинство стихов были помещены в первом сборнике его стихотворений, изданном в начале 1915 года.

 

 Как на сердце вдруг стало тихо

 Среди наскучившего дня...

 Наверно кто-то помолился

 Душою чистой за меня.

 

 Наверно кто-то незнакомый,

 Далекий, старый и простой,

 Мой образ вспомнил промелькнувший

 Своею тихою мечтой

 

Как важно нам помнить друг о друге и соединять все любовью - уходит вражда, бежит злоба, наступает мир, а что дороже этого может быть на земле. Ведь если мир в душе у многих, то мир везде и во всем вокруг.

Но мира не хотят те, кто хочет незаконно властвовать, богатеть за счет других, получать славу. Желающих жить по своей воле и мнимой «свободе» все больше и больше. Они и слышать не хотят о свободе от греха - грех им нравится, как и все запретное. Словно маленькие дети, они затыкают внутренние уши при разговорах о Боге, Церкви и смерти, как будто этого всего и не существует. И результат налицо. Вот уже в самой семье Великого Князя Павла Романова от первого брака сын Димитрий участвует в заговоре против Григория Распутина и яшкается с Юсуповыми, как, предположительно, и сводная дочь второй его жены - Ольги Валериановны Карнович от первого брака с Эрихом Герхардом фон Пистолькорсом - Марианна была в этой же юсуповской кампании, а другой, и тоже сводный от брака Ольги Палей с Пистолькорсом - Александр, наоборот, в 1908 году женился на родной сестре Анны Вырубовой фрейлине Александре Танеевой. Анна Вырубова была фрейлиной святой Царицы Российской Александры Федоровны, во время тяжелой болезни ей приснился праведный Иоанн Кронштадтский и потом сам приехал и излечил ее. Вот что она писала в «Воспоминаниях» о святом Царевиче Алексии: «Я была поражена его красотой - так он был похож на херувима: вся головка в золотых кудрях, огромные синие глаза, белое кружевное платьице…» Святая Императрица звала свою подругу «милой мученицей», что потом и сбылось. Она же познакомила Распутина с ней.

Но вернемся к Владимиру Палей. Мы говорили о переводе юным поэтом драмы К.Р. «Царь Иудейский» на французский язык. К.Р. хотел, чтобы перевод Владимира был напечатан во Франции, но трудности военного времени не позволило исполниться этим планам. К тому же, текст перевода не был напечатан и в России, а потом и вовсе был утерян во время революции…

«На прошлой неделе у нас была присяга новобранцев и - довольно, я скажу, неожиданно - наша офицерская. Все эскадроны собрались в колоссальном манеже. Была дивная торжественная минута, когда эти сотни рук поднялись, когда сотни молодых голосов выговаривали слова присяги и когда все эти руки снова опустились в воцарившемся гробовом молчании… Как я люблю такие минуты, когда чувствуешь мощь вооруженного войска, когда что-то святое и ненарушимое загорается во всех глазах, словно отблеск простой и верной до гроба своему Царю души» - сколько восторженности в этих словах и готовности идти до конца за правое дело.

Очень примечательно следующее признание Владимира Палей: «Мамочка! Я в херувимском настроении после говения и придумал массу стихов. Как-то лучше пишешь после церкви - я это совсем искренно говорю - все мысли, все строчки полны кротостью тихого блеска восковых свечей, и невольно от стихов веет вековым покоем Икон. Грезы чище, благороднее и слова льются проще…» На этом признании поэта следует особо остановиться. Любое общее доброе (во славу Бога) дело на земле не может происходить без Таинства Причастия. Мы можем быть причастны Богу только в Святом Таинстве Причащения. В соединении нашей немощной любви с Любовью Божией и заключен вдохновительный и неиссякаемый источник Поэзии и Жизни.

 

 Опять спустилась ночь...Под потолком, в углу,

 Икона восстает перед усталым взором

 И так же смотрит Лик с любовью и укором,

 Как целый день смотрел на этой жизни мглу.

 

 Но полон суеты, вражды, непостоянства,

 Земные помыслы в душе своей храня,

 Взглянул ли я наверх хоть раз в теченье дня?

 О, Христианство!

 

Настала революция со всеми притеснениями, унижениями, обысками, домашним арестом и постоянными угрозами - но поэт жил с родителями, сестрами, и впятером, поддерживая друг друга, жизнь была еще терпима. Все, кто знали Князя Палея, были им очарованы, а сестры его просто обожали. Он уделял им много времени. Читал им свои стихи и произведения разных авторов. Он привозил им с фронта короткие французские пьесы в стихах, учил их играть и сам рисовал костюмы и декорации. Он сыграл в их жизни незабываемую роль.

Иным казалось, что Владимир работал слишком быстро, когда ему сказали, что он, изливая такие потоки стихов, лишает себя возможности шлифовать их, то Князь улыбнулся печально и чуть загадочно и ответил: «Все мои нынешние стихи являются мне в законченном виде; исправления только повредят им, нарушат их чистоту. Я должен писать. Когда мне исполнится двадцать один, я больше не буду писать. Все, что есть во мне, я должен выразить сейчас; потом будет слишком поздно...». Как это понимать? Здесь не только пророчество и предчувствие, но и понимание, что Князю Владимиру было дано понять о краткости его земной жизни и необходимости не терять драгоценное оставшееся время. Что ж, у Бога все возможно. Поэтому Бог, в отличие от К.Р., дал иной дар Князю, чтобы стихи являлись в этот бренный мир готовыми и законченными опять же во Славу Святой Троицы, но никак не «для развития отечественной культуры и искусства». Дивно все в Божественной Поэзии, неповторимо и чудно.

 

Мы все таим в душе свой мир необычайный,

Где сказка и любовь сплетаются в одно,

Где счастье не дивит нас, словно гость случайный,

Тот мир, где быть царем невольнику дано.

Все то, что попрано насмешкою людской,

В тот мир перенесли мы грустною рукой.

Как светел этот край, заветный наш алмаз!

Как этот уголок хорош в своей печали!

В нем все правдивое, за что отвергли нас,

В нем все прекрасное, о чем мы умолчали...

И там, над жертвами людей, плывете вы,

О, грезы - облака душевной синевы!

Так, угнетенная, душа светлей и чище

Становится подчас лишь для самой себя,

И каждый человек - незримое кладбище

Того, с чем он пришел, надеясь и любя

 

 »Как светел этот край… Как этот уголок хорош в своей печали…» - в этом уже слышится рубцовское «Мать России целой - деревушка, Может быть, вот этот уголок» Разве может быть иной, тем более безбожной на советский манер, угнетенная антихристами Русь? Нет, конечно. Поэтому стихи Николая Рубцова и вызвали такое озлобление, что дело ушло до убийства великого поэта.

Существует несомненная связь поэтов между собой, особенно поэтов-мучеников за свой народ. Вот Князь Владимир Палей пишет:

 

 ОГОНЬКИ

 

В июньских сумерках однажды, на войне,

Я, помню, видел раз, как у лесной опушки,

Под яркою звездой, горевшей в вышине,

Зажегся слабый свет в окне простой избушки...

 

Маня к себе в простор, в страну крылатых грез,

Вечерняя звезда сияла горделиво,

А в дремлющем селе, внизу, среди берез,

Мерцал огонь земной неровно и пугливо;

 

Но голубой дымок всходил прямой чертой

От очага земли к звезде неугасимой,

И чудилось в душе, неясною мечтой,

Что огоньки горят в связи неуловимой...

 

И тут же в душе вспыхивает «Русский огонек» Николая Рубцова:

 

Вдруг тихий свет

(пригрезившийся, что ли?)

Мелькнул в пустыне, как сторожевой...

…………………………………………….

 

Спасибо, скромный русский огонек,

За то, что ты в предчувствии тревожном

Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь, как добрая душа,

Горишь во мгле - и нет тебе покоя...

 

Вспыхивают и эти рубцовские строчки, написанные верой и любовью

 

В этой деревне огни не погашены.

Ты мне тоску не пророчь!

Светлыми звездами нежно украшена

Тихая зимняя ночь…

 

и вот финал

 

Трудное, трудное - все забывается,

Светлые звезды горят! 

 

Русский-то огонек - это не яркий огонек от включенного электрического света в избе, не ласковый свет от топящейся русской печи, но все вместе сделанное ради Христа - евхаристия - особенный свет любящей души, в терпении стяжавшей кротость и смирение сердца. Этот свет не может погаснуть и умереть, прекратиться совсем, но восходит на Небо и сияет там неизреченно. Лже же «звезды» спадают безследно вниз…

Князь Владимир Палей:

 

 И вся душа, источник вдохновенья,

 Горит в тиши высокою звездой

 

И слышится спокойный голос Рубцова:

 

 Звезда полей! В минуты потрясений

 Я вспоминал, как тихо за холмом

 Она горит над золотом осенним,

 Она горит над зимним серебром…

 ----------------------------------------------

 Чтобы...

 Всегда светила нам, не унывая,

 Звезда труда, поэзии, покоя,

 Чтоб и тогда она торжествовала,

 Когда не будет памяти о нас… 

 

В происходивших событиях Князь видел скорое пришествие антихриста, да антихристы уже и правили кровавый бал на Руси. После убийства священника в Царском Селе он писал в дневнике: «Но что может быть хуже расстрелов, служба церковная в Царском запрещена. Разве это не знамение времени? Разве не ясно, к чему мы идем, и чем это кончится? Падением монархий, одна за другой, ограничением прав христиан, всемирной республикой и, несомненно! - всемирной же тиранией. И этот тиран будет предсказанным антихристом... Невеселые мысли лезут в усталую голову. И все-таки светлая сила победит! И зарыдают гласом великим те, кто беснуется. Не здесь, так там, но победа останется за Христом, потому что Он - Правда, Добро, Красота, Гармония».

К этому же времени относится стихотворение Владимира «Антихрист»:

 

Идет, идет из тьмы времен

Он, власть суля нам и богатство,

И лозунг пламенных знамен:

Свобода, равенство и братство!

 

Идет в одежде огневой,

Он правит нами на мгновенье,

Его предвестник громовой -

Республиканское смятенье.

 

И он в кощунственной хвале

Докажет нам с надменной ложью,

Что надо счастье на земле

Противоставить Царству Божью.

 

Но пролетит короткий срок,

Погаснут дьявольские бредни,

И воссияет крест высок,

Когда наступит Суд Последний.

 

Поэтому надо не отчаиваться, а радоваться, что даже в годы самых серьезных испытаний мы с Богом, а не со злобой. И наше общее дело - Святая Евхаристия - это молиться и терпеть до конца:

 

Люблю лампады свет неясный

Пред темным ликом Божества.

В нем словно шепот ежечасный

Твердит смиренные слова.

 

Как будто кто-то, невзирая

На то, чем жив и грешен я,

Всегда стоит у двери Рая

И молит Бога за меня.

…………………………….

Черные ризы...Тихое пенье...

Ласковый отблеск синих лампад

Боже всесильный! Дай мне терпенья:

Борются в сердце небо и ад...

Шепот молитвы... Строгие лики...

Звонких кадильниц дым голубой...

Дай мне растаять, Боже великий,

Ладаном синим перед Тобой!

Выйду из храма -снова нарушу

Святость обетов, данных Тебе, -

Боже, очисти грешную душу,

Дай ей окрепнуть в вечной борьбе!

В цепких объятьях жизненных терний

Дай мне отвагу смелых речей.

Черные ризы... Сумрак вечерний...

Скорбные очи желтых свечей...

…………………………………..

Мы восходить должны, в теченье этой жизни,

В забытые края, к неведомой Отчизне,

Навеявшей нам здесь те странные мечты,

Где свет и музыка таинственно слиты...

О, низшая ступень! О, лестница к Святыне!

О, вещий, вещий сон Иакова в пустыне!

 

В марте 1918 года комиссар Урицкий, принуждал всех членов «бывшей» Царской Семьи и тех, кто был причастен к Ней, явиться в Чека. Княгине Палей удалось, благодаря медицинским свидетельствам, временно спасти мужа от этой угрозы, но, несмотря на все старания, не смогла отстранить ее от сына. Владимиру Павловичу пришлось явиться к Урицкому. Главный палач Петрограда издевательски предложил ему отказаться… от отца и подписать отказ: «Если вы подпишете этот лист, вы будете немедленно свободны. Иначе вы подпишете другой, и это - ссылка!» Владимир Павлович ответил: «А вы бы отказались от своего отца?» и подписал второй лист, то есть приказ о ссылке. Ссылка была только прикрытием для давно задуманного плана уничтожения Романовых в удаленных от центра местах. Палач знал, что такой сын не откажется от отца…

 

 Как ты жалка и окровавлена,

 Моя несчастная страна!

 Ты от позора не избавлена!

 Ты в эти дни коснулась дна…

 

 Терзают нас часы недужие

 Нигде не видно берегов

 И в горести враги наружные,

 Добрее внутренних врагов.

 

 В страницу славы непочатую

 Вонзились грязные мечи -

 И перед Родиной Распятою

 Одежды делят палачи.

 

 И длится страшное видение,

 Блестит смертельная коса..

 О, где же Бог?..Где Провидение?!..

 О, Как безмолвны небеса!!!

 О, как ты жалка и окровавлена

 

Из стихотворения ясно, что Русь по образу Христа распята и внешними, и внутренними врагами Церкви и Христа, к которым большинство русского народа не имеет никакого отношения. Предали Русь иных времен фарисеи, саддукеи и первосвященники, искавшие, как бы Истину Христа заменить на «общечеловеческие ценности» и веру в свободы с прогрессом. Благте намерения привели, как всегда, в ад.

Отцу Князь Владимир посвятит стихотворение, а о маме напишет следующее:

 

 Ты мне вдохнула мощь, и веру, и надежды,

 Ты душу облекла в блестящие одежды,

 Дрожала надо мной, как я дрожу теперь,

 Когда передо мной раскрыта Рифмы дверь...

 Тебя, а не меня, Архангелы коснулись:

 Мои стихи Твои: Они к Тебе вернулись.

 

Пишет сын-поэт в «Папе и маме» следующее:

 

 Нам хорошо вдвоем, с правдивыми сердцами!

 В руке, в тяжелый час, не дрогнула рука -

 Мы счастие, воспетое певцами,

 У непонятного для многих родника...

 

 Среди опасностей извилистой дороги

 Мы в Бога верили и помнили о Нем,

 Пускай еще порой стучатся к нам тревоги -

 Мы дружны и сильны... Нам хорошо вдвоем!

 

Когда он вернулся домой, все, конечно, одобрили его ответ, но были в отчаянии при мысли о разлуке с ним. Перед отъездом он успел всем раздать 2-й сборник своих стихов, только что вышедший из печати. 4 апреля 1918 года он уехал с Великим Князем Сергеем Михайловичем и тремя сыновьями Великого Князя Константина Константиновича, Князьями Иоанном, Константином и Игорем. Первым местом ссылки оказалась Вятка. Узников там поместили в реквизированном для этого доме. Там жилось еще сносно. Они могли выходить и писать свободно. Князь Палей там нашел старинное и редкое издание Лермонтова и очень этому обрадовался, ибо желал посвятить поэту драму в стихах. Он то развлекал всех своими шутками и прибаутками, то внезапно умолкал и уходил писать. Через некоторое время возвращался и читал только что написанные стихи.

Он делил комнату с Великим Князем Сергеем Михайловичем, очень с ним подружился и писал о нем умилительные отзывы. Семья его жила еще в Царском Селе и ожидала его писем.

В конце апреля ссыльные были перевезены в Екатеринбург, где находилась Царская Семья. Владимир Павлович описывал родителям, как он бродил вокруг Ипатьевского дома. Его высокий палисадник и окна, обклеенные газетами, не позволяли взглянуть на кого-либо из Семьи. В Екатеринбурге была к ним присоединена Великая Княгиня Елизавета Феодоровна с двумя монахинями.

Об Ипатьевском доме со слов Великой Княгини Ольги Николаевны Куликовской-Романовой (скончалась в Балашихе в 2020 году в возрасте 93 лет) известно следующее: «У нас училась девочка из Свердловска-Екатеринбурга. Ее мама рассказывала, что стена дома, в котором была совершена казнь Царской Семьи, в течение многих лет окрашивалась кровью. Власти полагали, что это выходки хулиганов, ставили круглосуточно часовых охранять стену, закрашивали красками, освещали прожекторами. Но ежедневно на глазах изумленных людей проступали на стене капли свежей крови. В безсилии правительство сравняло здание с землей…» А вот свидетельство 3.С.Гребенщиковой о доме Ипатьева, которое было записано 4/17 октября 1993 года в Ивановской церкви г.Екатеринбурга в присутствии Ольги Николаевны Куликовской-Романовой: «…Саша рассказывал, что стена, у которой Царскую Семью расстреливали, была побелена - они побелили ее, властители наши, а кровь проходит все равно через побелку. Решили покрасить в голубой цвет, нежно голубой, как небо, и опять она выходит - кровь сквозь дырочки, что пули выбили. Та же вахтерша, видимо, и сама верующая была, говорила, что накануне праздников - перед Рождеством, Пасхой, Троицей, когда выпадало ее дежурство в ночь, из подвала доносились звуки какого-то ангельского, очень нежного пения. Однажды Саша принес в бабушкином медальоне с крышечкой залитый горячим воском кусочек штукатурки от той стены. Такой небольшой кусочек в форме трапеции, а там, как букет цветов, разбрызнуто было - крупные, средние, помельче, бардовые капельки, оранжевые, светло оранжевые. Прямо как букет, цветов. Я помолилась и приложилась к этой святыне . Имела честь... Сейчас случай какой был. 3-го октября начался саботаж в Москве. Я опять же молюсь: «Господи! Император Николай! помоги России...» Пошла утром в церковь и заказала заупокойную обедню на 4-ое число, помянув всех семерых Царственных мучеников. И вот Господь отвел все-таки большую беду от России, а меня сподобил встретиться с Вами, Ольга Николаевна. Они же, Царственные Мученики, за нас молятся, а мы за них. Вот это премудрость большая». Та же Куликовская-Романова дала интервью «Экономические стратегии», № 3-2006, стр. 62-65: «Начало революционному движению в России положили еще декабристы. И я считаю, что с ними поступили очень гуманно. По крайней мере, условия их сибирской ссылки не идут ни в какое сравнение с теми условиями, в которых находились узники ГУЛАГа. Революционную заразу Россия получила из Франции. Как говаривал мой супруг Тихон Николаевич, сын Ольги Александровны, после 1813 г. из Парижа кроме сифилиса привезли и революционные идеи. В общем, это была эпидемия. Кроме того, народ, безусловно, поддался пропаганде. Генеральный штаб оказался в руках масонов, и Император знал об этом. Существовали многочисленные пророчества духоносных православных старцев - и монаха Авеля, рассказанное еще Императору Павлу I и хранившееся в особом ларце, вскрытом в сотую годовщину его убийства Государем Николаем II; и преподобного Серафима Саровского, и других угодников Божиих - о падении Самодержавной России по грехам Бого- и Цареотступничества народа. Но в этих же многочисленных пророчествах говорится и о возрождении Святой Руси после всенародного покаяния. Святому Царю-Страстотерпцу Николаю были известны эти грозные предупреждения. Он вполне осознанно отказался покинуть Россию в 1917 г., принял мученический крест и взошел на екатеринбургскую голгофу ради спасения любимой страны и согрешившего народа. Ну и, наконец, нельзя забывать об измене… Я думаю, что в подготовке революции и свержении монархии, как и в убийстве Павла I, участвовала Англия. После революции началось разграбление страны, в том числе и иностранцами. Я не могу ходить в вашингтонские музеи, потому что там выставлены купленные за гроши сокровища Российской Империи. Под лозунгом «кто был ничем, тот станет всем» к власти пришли люди, которые не умели ценить то, что было создано до них. Они пошли на поводу у сиюминутных потребностей и низменных инстинктов.

Из Екатеринбурга Владимир писал в одном из писем: «Я весь дрожал, а когда после Крестного хода раздалось все более и более громкое «Христос воскресе!», и я невольно вспоминал заутрени в Париже и в Царском, стало так тяжело, как будто Ангел, отваливший камень от Гроба Господня, свалил его на меня». В ссылки им было написано одно из последних известных стихотворений:

 

Немая ночь жутка. Мгновения ползут.

Не спится узнику… Душа полна страданья;

Далеких, милых прожитых минут

Нахлынули в нее воспоминанья…

Все время за окном проходит часовой,

Не просто человек, другого стерегущий,

Нет, кровный враг, латыш, угрюмый и тупой,

Холодной злобой к узнику дышущий…

За что? За что? Мысль рвется из души,

Вся эта пытка нравственных страданий,

Тяжелых ежечасных ожиданий,

Убийств, грозящих каждый миг в тиши,

Мысль узника в мольбе уносит высоко -

То, что растет кругом - так мрачно и так низко.

Родные, близкие так страшно далеко,

А недруги так жутко близко.

 

Скоро им запретили выходить в сад, окружающий школу, и, несмотря на дикую жару, они вынуждены были сидеть взаперти. У них отняли все одежды, оставив лишь одну смену белья.

Известно, что в Алапаевске поэт много и плодотворно работал. По специальному разрешению комиссара юстиции города, ему было разрешено посетить местную городскую библиотеку, он вел дневниковые записи, но на сегодняшний день произведения Алапаевского периода не известны. Все они были утрачены, равно как и французский перевод «Царя Иудейского» (скорее всего, похищены чекистами). «Все, что меня раньше интересовало, - те блестящие балеты, та декадентская живопись, та новая музыка, - все теперь кажется тупым и безцветным. Я ищу правду, настоящую правду, я ищу свет и добро...» - признавался поэт в последнем письме родителям, переданным камердинером Князя.

Ночью с 17 на 18 июля 1918 года им велено было одеться и сказано, что их перевозят в другую местность, но чтобы они оставили багаж. Они, конечно, поняли, что их ожидает. Их посадили в коляски и увезли примерно на 12 километров в лес. Всю дорогу они читали молитвы и пели псалмы. Потом звери бросали их живыми одного за другим в заброшенную шахту, засыпав землей и камнями. Бросали в ритуальном порядке - сначала более именитых…Сбросив сначала в шахту живыми две свои жертвы, они бросали туда ручные гранаты, так как при раскопках шахты находили осколки и неразорвавшиеся гранаты, затем бросали разный, попавшийся под руку, хлам… Вот как описывает эти зверства один из участников расправы Рябов: «Никто из них, по-видимому, не утонул и не захлебнулся в воде, и через некоторое время мы снова могли слышать почти все их голоса. Тогда я бросил туда гранату. Она взорвалась и все было тихо... Мы решили немного подождать, проверить если все они погибли. Вскоре мы услышали разговор и едва слышный стон. Я бросил туда еще одну гранату. И что же вы думаете - из-под земли мы услышали пение! Я был объят ужасом. Они пели молитву «Спаси, Господи, люди Твоя!» У нас больше не было гранат, однако невозможно было оставить дело незаконченным. Мы решили завалить шахту сухим хворостом и зажечь его. Сквозь густой дым еще долгое время продолжало доноситься до нас их пение...»

 

Спите, солдатики, спите, соколики,

Вам здесь простор и покой.

Благословил вас Господь наш Всевидящий

Миротворящей рукой.

Русь защищая, ребята бывалые,

Долго дрались вы с врагом.

Спите, родимые, спите, усталые,

Под деревянным крестом

 

Когда тела мучеников были извлечены из шахты, то обнаружили, что пальцы правых рук преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары, а также Князя Иоанна Константиновича были сложены для крестного знамения. Тело Великой Княгини Елизаветы Феодоровны, несмотря на то, что все тела находились в шахте в течение нескольких месяцев, было найдено совершенно нетленным; на лице Великой Княгини сохранилось выражение улыбки, правая рука была сложена крестом, как бы благословляющая. Тело Князя Иоанна Константиновича тоже поддалось лишь частичному и весьма незначительному (в области груди) тлению, все остальные тела подверглись в большей или меньшей степени разложению» (Алапаевская трагедия // Русская газета. Париж. 1924. № 51. 22 июня. С. 2). По свидетельству игумена Серафима, ему рассказывал неизвестный крестьянин, что в ночь с 17 на 18 июля возле этой шахты слышалось церковное песнопение, которое якобы продолжалось в шахте и весь следующий день.

Так погибали лучшие сыны и дочери России от беснующегося кровавого режима и среди них поэт Князь Владимир Палей 21 года, которому литературные критики предсказывали, что настанет день, когда Россия будет им гордиться. И это пророчество исполнилось. В РЗПЦ Князь-поэт Палей причислен к лику святых мучеников. Мы можем молиться мученику Владимиру о перенесении нами тягот и страданий до конца.

Прежде всего мы должны учиться у святого поэта Владимира любви к земной Святой родине и Небесному Отечеству нашему. По словам мученика Владимира

 

 Себе я не молю ни мира, ни блаженства -

 Что бедный мой удел пред честью всей страны!

 Я для нее хочу святого совершенства,

 Покоя светлого и мощной тишины.

 

 Мне не нужны теперь ни счастье, ни отрада...

 Пусть будет лишь у нас, Всевидящий Творец,

 И Пастырь ввек един, и ввек едино стадо -

 По слову Твоему да станет наконец!

 

Не должно много грустить. Распяли невинного ни в чем Христа, казнили невинных во зле братьев и сестер по дьявольскому наущению, но Святость как была, так и есть! Пропета такая нужная душевная песня, и она несется по просторам - кто ж ее остановит или поймает! Загрустит если сердце, затуманится лицо, приникни слухом к ней, и оживешь, и отринешь злобу из сердца и будешь жить и умирать достойно человека.

«Радуйтеся, омывшие души ваша в потоках крови вашей! Радуйтеся, стоящий пред Спасом в рядах новых мучеников и исповедников!» - поется в Акафисте святым Алапаевским мученикам.

 

 O СВЕТЕ ТИХИЙ

 

О Свете тихий, Боже правый!

Ты ниспошли Свои лучи,

В покой таинственной оправы

Алмазы сердца заточи...

Измучен я немым страданьем,

Не знаю - чем душа полна?

Так пусть Тобой, Твоим сияньем

Навек исполнится она.

Во мне мерцает, догорая,

Недостижимая мечта -

Возьми, возьми ее для рая,

Где все покой и красота!

И Ты, о Пресвятая Дева,

Склонись над жизнью молодой,

И грусть чуть слышную напева

Возьми незримою рукой!

Храни ее! В ней все стремленья,

Все думы светлые мои,

В ней дань земного умиленья,

В ней всех источников струи!

Храни ее над облаками,

В немой лазурной вышине,

И в час, когда беспечность с нами,

Отдай ее Ты снова мне!

И будет что-то неземное

Звучать с тех пор в стихе моем,

В нем все далекое, святое,

Сольется с жизненным огнем.

В нем отзвук ангельской свирели

Скользнет, как чистая слеза,

И буду знать я, что смотрели

Мне в сердца глубь Твои глаза.  

 Удивительное произошло с нашей поэзией в самые жестокие годы - вместо того, чтобы погибнуть, Поэзия нам вещает устами и кого - РОМАНОВЫХ! - о счастье, о радости, о Пасхе, о Боге!! Вот это упование, вот это вера! Несомненно, что поэзия и К.Р., и его сына-воина Олега, и Князя Владимира Палей положила основу для новой поэзии НОВОЙ РОССИИ. Мученичество поэтов-воинов стало краеугольным камнем, на котором уже основывается новая жизнь с новой Поэзией, идущей в Царство Небесное, не смотря на весь ужас греха вовне и на наши внутренние неустроения. На самом-то деле в подвиге Романовых, особенно Царской Семьи, а также Великого Князя Константина, его сыновей Олега, Константина, Иоанна и Игоря, Князя Владимира Палей мы находим в эти последние для зла времена громадное моральное, нравственное, духовное утешение, словно бы мы находимся в горах, наполненных чистейшим кислородом любви».

 

ВСЕГО САМОГО ДОБРОГО! СВЯТОЙ МУЧЕНИК ВЛАДИМИР, МОЛИ БОГА О НАС.

 

Андрей Башкиров,

писатель, литературовед

(г. Курск)

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

2