«Любовь к общему благу». Иван Кондратьевич Давыдов (1741-1814) - деятель эпохи Просвещения.
Выдающийся русский агроном, сотрудник Императорского Вольного экономического общества Иван Кондратьевич Давыдов родился в старинной дворянской семье Кондратия Петровича и Прасковьи Петровны Давыдовых в 1741 году1. Обширная ветвь рода Давыдовых, к которой принадлежал Иван Кондратьевич, восходит к ряжскому вотчиннику Василию Овдакумовичу Медведю Давыдову, жившему во второй половине XVI - начале XVII века2. Василий отличился в годы Смуты и был пожалован в 1610 году вотчинами в Ряжском уезде3.
Рис. 1. Жалованная вотчинная грамота Василию Медведю Овдакумовичу Давыдову. Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV-XVII вв. Т.1. Рязань,2005. С.467.
Его сын, «Андрос, а молитвенное имя ему было Андроник, служил городовую службу». В 1612 за ним состояли вотчины и поместья в Рязанском и Ряжском уу. В 1617 году в Ряжской десятне «125 году сыскная и новиков помесново и денежново верстанья Лаврентья Кологривова» Ондрон Васильев Давыдов, городовой сын боярский, 400 четвертей4. В феврале 1622 г. в ряжской разборной десятне: «Андронко Васильев сын Давыдов, поместья за ним в Ряском 270 четьи вотчины 35 четьи, а крестьян в том поместье и в вотчине четыре человека да три бобыля, да за ним же на Резани в дачах поместья 50 четьи, крестьян шесть человек да бобылей три человека денег с городом 14 рублев. На службе ему быть на коне, собою добр, доспеху нет, да за ним служилой человек на мерине с пищалью». В 1628 - окладчик ряшан детей боярских. 25 ноября 1640 г. в смотренном списке ряшан воеводы Ивана Степановича Волкова: дворовый дворянин Андрос Васильев сын Давыдов, на коне, в саадаке с саблею, у нево сын Василей на коне в саадаке с саблею»5. В марте 1643 года он продал с братом Третьяком вотчину Добринское городище стольнику Василию Борисовичу Шереметеву6.
Рис. 2. Родословная схема Давыдовых. ГАТО. 39-2-632. Л.7об.-8.
Андрос оставил пятерых сыновей. Имения Давыдовых дробились между наследниками и мельчали. Третий сын, Иван Андросович (1632-?) - 29.12.1650 новик 1-й статьи по 300 четьи, денег с городом по 10 рублев, «по смотру на коне в саадаке с саблею»; «служит он государеву службу третий год, поместья з большими братьями з Дмитрием да с Васильем да с меньшим братом с Ондреем вместе в дачах 227 четьи с осминою да на Резани 50 четьи да вотчины в Рязском уезде 35 четьи, дано ему государева жалованья семь рублев»7.
Его старший сын, Федор Иванович Давыдов (1657-1701), новик по Ряжску 1672 года; оклад 490 чети, из четьи 20 руб. «Для всемирной радости объявления благоверного государя царевича» - по случаю рождения царевича Петра Алексеевича - пожалован 70 четьи, 7 руб. Служил «по выбору»8. В апреле 1686 г. Федору и Семену Ивановичам Давыдовым отказаны поместья Андроса Васильевича Давыдова в Ряжском уезде в пустоши Розсылке Теребунская тож9. Затем Федор служил стольником царицы Евдокии Феодоровны, а в 1692 году был пожалован дворянином московским10. За ним было всего 12 дворов11.
Его единственный сын, Петр Федорович Давыдов (1677-1744), служил в Москве по жилецкому списку с 1692 г. и жильцом полковой службы с 1697 г. В браке со Степанидой Ивановной оставил сыновей Ивана и Кондратия. Кондратий Петрович Давыдов нес трудную армейскую службу. В браке с Прасковьей Петровной Мокринской у него родились сыновья Иван (1741), Яков (1754) и дочь Анна (1759)12. 30 мая 1744 г. поручик Кондратий Петрович Давыдов просил о справке за ним после отца его Петра Федорова сына Давыдова недвижимого Ряжского и других уездов имения13. В том же 1744 году он начал дело о справке за ним по купчей от тетки его родной Феодосии Федоровны Давыдовой (жены Федора Григорьевича Сергеева) имения Ряжского уезда14. К середине XVIII века ряжские Давыдовы настолько оскудели, что одна ветвь рода выбыла из дворян в однодворцы.
Попытки Кондратия Петровича поправить материальное положение семьи не были слишком успешными. В 1754 году за ним состояло всего 17 душ в Ряжском уезде. Он достиг скромного ранга премьер-майора Ширванского пехотного полка. Между тем, подрастал старший сын Иван, в котором отец с радостью замечал сильный природный ум и склонность к учению. Поэтому Кондратий Петрович попытался избавить сына от тягот военной службы и пристроить его юнкером в Мануфактур-коллегию. 5 марта 1754 г. «Ширванского пехотного полку пример маоир Кондратей Петров сын Давыдов объявил ко второму смотру недоросля сына своего Ивана Кондратьева сына Давыдова и скаскою показал от роду ему двенадцать лет, грамоте российской и писать обучен … Крестьян за ним маэором Давыдовым, в Ряском уезде семнадцать душ. Желает он маэор Давыдов, чтоб означенного сына ево определить в Мануфактур коллегию в титулярные коллегии юнкеры до будущей в той коллегии юнкерской ваканции на ево содержание»15.
К сожалению, мертвая резолюция (от 6 марта 1737 года!) давно упраздненного к тому времени Кабинета министров возобладала над желанием отца. А по резолюции этой на службу в Мануфактур-коллегию приказано принимать недорослей, за которыми не менее 100 душ16. Надо полагать, резолюция принималась из благих побуждений: пресечь на корню коррупционную составляющую деятельности Мануфактур-коллегии, перекрыв туда доступ бедных дворян. Но тем самым сразу отсекались талантливые юноши - будущее русской экономики. Иван остался без систематического образования, что не помешало стать ему великим самоучкой и тружеником. В 1757 году Иван вступил в военную службу, которая продолжилась 15 лет, а после нее шла гражданская служба. Всего Иван Кондратьевич отслужил государям и Отечеству сорок три года! Началась Семилетняя война, славная для русского оружия и бесполезная для страны. Подобно своему земляку, а позже приятелю и единомышленнику, Андрею Тимофеевичу Болотову Иван Давыдов оказался в действующей армии, получил возможность повидать Европу. Эти наблюдения, возможно, оказали значительное влияние на его мировоззрение.
К 1761 году произошло несчастье: умер отец, Кондратий Петрович. Двадцатилетнему Ивану пришлось взять на себя заботы о будущем малолетних брата и сестры. Решительный и твердый характер Ивана Кондратьевича, его ум и смекалка с годами сделали его признанным главой Давыдовского клана: он заботился о внесении в дворянскую родословную книгу брата Якова и его сыновей, дальних родственников-однодворцев, хлопотал о дворянском гербе потомков Василия Медведя. Когда Иван Кондратьевич прочно обосновался в Ефремовском уезде, местное дворянство, пользуясь плодами реформы Екатерины Великой, не раз избирало его на ответственные должности. Не случайно, в непростые для дворянства годы Павловского царствования Давыдов был избран Ефремовским уездным предводителем дворянства (1798-1800). Как ученый-самоучка, Иван Кондратьевич стремился делиться результатами своих наблюдений и выводов со всеми сельскими хозяевами империи.
В 1772 году Иван Кондратьевич вышел в отставку с военной службы. Он женился на дочери майора Алексея Афанасьевича Сомова Анне, прижил с нею четверых детей. Оставив ряжские пустоши бедным родственникам, перебрался в Ефремовский уезд, входивший тогда в Елецкую провинцию Воронежской губернии. Здесь Иван Кондратьевич надеялся осуществить мечту юности - заняться аграрным хозяйством. Он приобрел земли близ села Ивановского-Авдулова. Об этих финансовых операциях Давыдова известно мало. «Сельцо Знаменское, Птань, Лаврова Поляна тож досталось ему в 1773 г. по купчей подпоручика Петра Петрова сына Озерова от жены его Елисаветы Никитиной дочери и в 1774 г. справлено за ним. 9 марта 1780 г. Давыдов заложил с-цо Знаменское и дер. Дмитриевку в 3 тысячи рублей вдовствующей статского советника Никиты Федорова сына Спечинского жене Пелагее Васильевой дочери. Имения смог только выкупить его брат Яков Давыдов в марте 1783 г.»17