«Убойся лицемерства…» Памяти русского Богоносца

«Настоящая война имеет особенный характер: в течение ее постепенно открываются взору народов и правительств тайны, которых в начале войны они никак не могли проникнуть. К счастию - откровение этих тайн совершается к пользе дорогого отечества нашего и ко вреду наших врагов. Последнее требование союзников, чтоб им были предоставлены замки, охраняющие Босфор и Дарданеллы, обнаружило пред изумленной Европой замыслы Англо-Французов, замыслы овладения Турцией и всем востоком. Уже и прежде изумилась Европа, увидев бесцеремонное обращение правительств Английского и Французского с малосильными державами, и варварское обращение их воинов с жителями занятых ими городов. Цепи, готовимые Англо-Французами для Германии, сделались для ней очевидными. Германия должна желать торжества России и содействовать ему: торжество России есть вместе и торжество Германии. Так это ясно, что мы не удивимся, если на будущую весну увидим Германию, вместе с Россиею идущею на Париж, расторгающею злокачественный союз, и потом всю Европу, устремленную для обуздания Англичан - этих бесчеловечных и злохитрых Карфагенян, этих всемирных Алжирцев. После бесплодного и долгого стояния неприятельских флотов перед Кронштадтом, эти флоты удалились; теперь они обстреливают Свеаборг. Гранитные скалы, из которых высечены верхи этой крепости, и не слышат бомбардирования огромными снарядами, против них употребляемыми; сгорели в крепости деревянные некоторые постройки, которым, признаться, и не следовало бы быть, и которые явились единственно в чаянии нерушимого мира. Кажется - Вам придется много потрудиться в Малой Азии: по всему видно, что война продлится! Решительный исход ее и прочный мир виднеют в самой дали: за периодом расторжения Англо-Французского союза и за побеждением Англии на море. Без последнего события она не перестанет злодействовать и играть благосостоянием вселенной».

Сие актуальное для наших (и не только) времен размышление принадлежит одному из столпов Российской Православной Церкви, русскому Богоносцу, Святителю Игнатию (Брянчанинову). Такими думами делился епископ Кавказский со своим другом - кавказским же Наместником генералом Муравьевым. Думы эти не были, как могут предположить г-да западники, плодом некой религиозной «зашоренности», ограниченного мировоззрения служителя Церкви, решившего порассуждать о вопросах, его не касающихся.

Владыка Игнатий был одним из самых просвещенных людей своего времени, получившим блестящее образование и демонстрировавший блестящие же способности к наукам самым различным.

Он родился в Вологодской губернии, в имении отца, род которого восходил к одному из легендарных сподвижников Дмитрия Донского, и был наречен, как и славный князь, Дмитрием. Все дети получили прекрасное домашнее воспитание и образование. И уже в те нежные годы будущий Святитель поражал учителей остротой ума и замечательной одаренностью. Тяжелая простуда обернулась для отрока чахоткой, которая в дальнейшем терзала его до конца дней. Страдая от недуга и тяготея к предметам духовным, к церковной жизни, Дмитрий тогда впервые заявил отцу, что хотел бы посвятить себя Богу. Но отец отмахнулся от «детской блажи», мечтая видеть наследника на Государевой службе, при дворе, где с такими способностями ему ничего не стоило сделать блестящую карьеру.

По воле родителя юноша поступил в Военно-инженерное училище. Он был принят первым по конкурсу (из 130 экзаменовавшихся на 30 вакансий) и сразу же определен во второй класс. На протяжении всего обучения Брянчанинов оставался первым учеником и первым же по списку окончил полный курс наук в 1826 году. Науки давались ему легко, но влекло душу юноши совсем иное. В Училище он стал главой кружка почитателей «святости и чести», сплотив вокруг себя не только товарищей, но и некоторых педагогов. Исключительные способности в сочетании с образцовой нравственностью сделали молодого человека известным. Сам Государь Император Николай I благоволил к нему и приглашал для бесед в присутствии Императрицы и детей, полагая оные полезными для последних.

Параллельно инженер-поручик Брянчанинов вошел в круг знаменитых петербургских литераторов. Будучи в родстве с президентом Академии художеств Олениным и бывая на его литературных вечерах, он познакомился здесь с Пушкиным, Батюшковым, Гнедичем, Крыловым, а к тому стяжал себе славу превосходного чтеца.

Тем не менее, Дмитрий не оставлял желания уйти от мира. Лишь родительская воля препятствовала тому. В училище вместе со своим близким другом Михаилом Чихачевым он часто бывал у монахов Валаамского подворья и Александро-Невской Лавры, серьезно исповедовался, причащался, изучал Писание и творения Святых отцов. Товарищи по училищу лишь пожимали плечами, видя такую «неподобающую» светскому человеку набожность, отец гневался и даже жаловался на монахов, сбивающих «с пути» его сына.

Прослужив недолгое время, Дмитрий стал проситься в отставку. Император не понял стремления подающего надежды офицера и направил к нему с увещеваниями своего брата. Великий князь Михаил, человек военный до мозга костей, буквально угрожал поручику и так и не удовлетворил его прошения, сочтя оное временной и несерьезной блажью. Неизвестно, как бы сложилась судьба Брянчанинова дальше, если бы в дело не вмешалась болезнь. Обострение недуга помогло ему получить отставку, после чего молодой человек смог полностью посвятить себя Богу. Отец прогневался и отвернулся от него. Мать, подчинявшаяся мужу - также. Несколько лет Брянчанинов с верным Чихачевым кочевал из монастыря в монастырь, ища свое место. Он смиренно выполнял самую тяжелую, черную работу, часто и подолгу болел, несколько раз доходя до полного изнеможения сил.

В 1831 году Дмитрий принял постриг, а уже три года спустя Император призвал своего бывшего офицера на новое поприще - восстановление обители… Государь верно оценил его способности. От отца Брянчанинов унаследовал талант администратора, а инженерное образование дало ему необходимые знания строителя. И то, и другое было нужно Троице-Сергиевой пустыни, расположенной подле самой столицы, но пребывавшей в совершенном беспорядке.

Многое было сделано за двадцать лет. И, как водится, нажиты и почитатели, и хулители, возводившие на архимандрита разные клеветы. В конце 40-х к отцу Игнатию пришла литературная известность. В журнале «Библиотека для чтения» вышли его первые статьи… Ко всем прочим своим талантам, настоятель обладал редким даром слова - как устного, так и письменного. Говорил, как писал. Писал, как говорил. Его проповеди были полны глубины и прочувственности, знания человеческого сердца и святоотеческих трудов, изучению коих отец Игнатий уделял много времени с юных лет. Вместе с тем проповеди эти были написаны живым литературным языком, что облегчало восприятие их в сравнении с зачастую вязкими древними текстами.

Молодого подвижника и его труды хорошо знал и ценил Митрополит Московский Филарет (Дроздов). За советами и наставлениями к нему обращались Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.А. Плещеев, князь А.М. Горчаков, адмирал Нахимов и многие другие. Восхищенный личностью и деятельностью будущего Святителя, Н.С. Лесков посвятил ему свой рассказ «Инженеры безсребреники».

Большой знаток словесности и сам писатель, владыка Игнатий немало печалился, видя, как русская литература «оккупируется» т.н. «лишними людьми», вытесняющими из нее героев подлинных и становящихся соблазном и дурным примером для читающей молодежи. В 1847 г. будущий Святитель издал повесть о ветхозаветном библейском герое - праведном Иосифе, образе чистоты и целомудрия, указав в предисловии: «Желаем, чтоб многие из последователей Печорина обратились в последователей Иосифа».

24 года настоятельствовал архимандрит Игнатий в Сергиевой пустыне, но, вот, на склоне лет, оказался призван к служению в крае далеком и неспокойном. В 1857 г. он был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского. Примечательно, что губернатором Ставрополя, являвшегося в ту пору столицей вверенной владыке епархии, являлся его родной брат - Петр Брянчанинов.

Несмотря на преклонные годы, болезнь, военные действия и опасность попасть в заложники или быть убитым, Святитель Игнатий объехал всю свою епархию, приведя в порядок органы епархиального управления, добившись повышения окладов духовенству епархии и неустанно неся слово Божие в самые глухие уголки Кавказа… Владыка много трудился над развитием основанной за несколько лет до этого Ставропольской семинарии, строительством новых храмов и монастырей, в разработке архитектурных проектов которых нередко сам принимал участие в качестве инженера.

На время пребывания Святителя на Кавказе пришлось окончание многолетней Кавказской войны, пленение Шамиля… Горечь Крымской кампании постепенно утолялась славой новых побед. Однако бывший инженер-поручик Императорской армии чаял не отдельных побед, но решительной схватки с врагом вековечным:

«Ныне или после, но России необходимо сосчитаться с Европою. Усилия человеческие судеб Божиих уничтожить и изменить не могут. России предназначено огромное значение. Она будет преобладать над вселенной. Она достигнет этого, когда народонаселение ее будет соответствовать пространству. Это народонаселение ежегодно приращается больше нежели на миллион; Россия должна вступить в грядущее столетие при народонаселении в 100 миллионов. Нападение завистливых врагов заставит ее развить силы и понять свое положение, которое уже будет постоянно возбуждать зависть и козни. Это потребует огромного труда, подвига, самоотвержения; но что делать, когда приводит к ним рука непостижимой Судьбы! Единственное средство к исправлению упавших сил, нравственной и духовной - положение, требующее труда, приводящее к самоотвержению. В 38-ой и 39-ой главах пророка Иезекииля описаны могущество, многочисленность северного народа, названного Россом; этот народ должен достичь огромного вещественного развития пред концом мира, и заключить концом своим историю странствования на земли человеческого рода. На упомянутые главы Иезекииля делается ссылка в 20-ой главе Апокалипсиса; многочисленность войска, которое будет в Государстве, уподоблена песку морскому. Святый Андрей Критский, церковный писатель 7-го века, объясняя 20-ую главу Апокалипсиса и находя пророчество ее тождественным с пророчеством Иезекииля, говорит: «Есть на севере народ, скрываемый от прочих народов рукою Божиею, народ, самый многочисленный и воинственный. Пред концом мира он внезапно откроется и преодолеет все народы». Точно! Европа узнала Россию после Америки, почти только со времен Петра I-го. Петр I-ый пожаловал в Париж гостем в 1714-м году, а в 1814-м пожаловала туда русская армия. Какая быстрота событий! Нынче, на встречу грозящимся на нас врагам, можно сказать словами 2-го псалма: «Вскую шаташася язы́цы, и людие поучитася тщетным» (Пс.2:1). Враги разбудят, потрясут Россию, произведут в ней невольное развитие силы, но не унизят России: они возвысят ее, таково ее предопределение».

После четырех лет руководства Кавказской епархией преосвященный Игнатий, измученный болезнью, вынужден был подать прошение об увольнении на покой и поселился в Николо-Бабаевском монастыре, куда последовали за ним несколько преданных учеников. Здесь же он постриг в монашество двух из трех своих братьев.

Последние годы жизни владыка Игнатий посвятил работе над духовными сочинениями, ставшими основополагающими трудами Православного вероучения. Святитель с печалью взирал на духовное состояние современного ему общества и самой Церкви. Его размышление на эту тему в немалой степени способствуют пониманию истинных причин той катастрофы, которая постигла Россию в ХХ веке.

«Московские журналы открыли войну против монашества. Они называют его анахронизмом. Надо бы говорить откровеннее и сказать, что христианство становится анахронизмом. Смотря на современный прогресс, нельзя не сознаться, что он во всех началах своих противоречит христианству, и вступает в отношения к нему самые враждебные».

«Печально - современное религиозное и нравственное направление народа. В течение трехлетнего пребывания нашего в Бабаевском монастыре это несчастное настроение подвинулось гигантскими шагами вперед».

«...Предсказанное в Писании совершается: охлаждение к вере объяло и наш народ, и все страны, в которых доселе держалось Православие».

«Времена чем далее тем тяжеле. Христианство, как Дух, неприметным образом для суетящейся и служащей миру толпы, очень приметным образом для внимающих себе, удаляется из среды человечества, предоставляя его падению его. Сущии во Иудеи да бежат в горы».

«Положение Церкви и христианства самое горестное, горестное повсеместно».

«Переживаем трудное время в духовном отношении! За сто лет до нас Св. Тихон говорил: «Ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство». Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло до неимоверной наглости и бесстыдства. Опытность духовная дорого дается».

«Проехал я довольно пространства, видел людей набожных посреди мира и в монастырях. Эти люди ныне крайне редки и то с весьма малым знанием, а иные со смешанными понятиями <…> Оскудело истинное духовное знание».

«Скудные вести, приходящие в наш монастырь, о состоянии христианской веры в России, крайне неутешительны. С одной стороны раскол, с другой - решительное отступничество. Общая безнравственность приготовляет отступничество в огромных размерах. Спасаяй, да спасает свою душу! Нынешним подвижникам предоставлен путь скорбей, внешних и внутренних, как самый благонадежный».

«Очевидно, что отступление от веры православной всеобщее в народе. Кто открытый безбожник, кто деист, кто протестант, кто индифферентист, кто раскольник. Этой язве нет ни врачевания, ни исцеления».

«Отступление начало совершаться с некоторого времени очень быстро, свободно и открыто. Последствия должны быть самые скорбные. Воля Божия да будет! Милость Божия да покроет нас!»

«Время наше - время тяжкое для истинных христиан по всеобщему охлаждению народа к вере и благочестию <...> Совершается предречение Писания об отступлении от христианства народов, перешедших к христианству от язычества».

«Дело православной веры можно признавать приближающимся к решительной развязке... Одна особенная милость Божия может остановить нравственную, всегубящую эпидемию, - остановить на некоторое время, потому что надо же исполниться предреченному Писанием».

«Какое время! Для поддержания Церкви нужно быть во главе управления светскому лицу, потому что обуявшая соль способна только быть попираемою человеками. Впрочем, св. Афанасий Великий говорит, что одним из признаков приблизившегося пришествия антихриста будет переход церковного управления из рук архипастырей в руки светских сановников. Признак очень верный! Это не может состояться иначе, как при утрате духовенством своего существенного духовного значения, своей энергии, порождаемой решительным отречением от мира… …чиновничеством уничтожено в Церкви существенное значение Иерархии, уничтожена связь между пастырями и паствою, а миролюбие, ненасытное стремление к суетным почестям, к накоплению капиталов уничтожило в пастырях христиан, оставило в них лишь презренных ненавистных полицейских».

«Судя по духу времени и по брожению умов, должно полагать, что здание Церкви, которое колеблется уже давно, поколеблется страшно и быстро. Некому остановить и противостать. Предпринимаемые меры поддержки заимствуются из стихии мира, враждебного Церкви, и скорее ускорят падение ее, нежели остановят. Опять скажу: буди воля Божия! Что посеют, то и пожнут! Что посеяли, то и жнут! Последнее можно сказать о духовных журналах и о преподавании закона Божия...».

«Ныне очень трудно найти истинного слугу Божия, хотя по наружности никакое время не обиловало так в слугах Божиих, как обилует наше время, провозглашающее о своей положительности (1 Фее. 5, 3). Есть много ведущих Бога и угодных Богу по свидетельству человеческому, но трудно найти засвидетельствованного Богом Боговедца и Богочтеца. Свидетельство Божие ясно как солнце, но мир слеп и потому не видит свидетельства Божия; не видя свидетельства Божия, он заменяет свидетельство Божие свидетельством своим и мнит удовлетворяться».

«Не от кого ожидать восстановления христианству! Сосуды Святого Духа иссякли окончательно повсюду, даже в монастырях, этих сокровищницах благочестия и благодати, а дело Духа Божия может быть поддерживаемо и восстановляемо только Его орудиями. Милосердое долготерпение Божие длит время и отсрочивает решительную развязку для небольшого остатка спасающихся, между тем гниющее и почти согнившее достигает полноты тления. Спасающиеся должны понимать это и пользоваться временем, данным для спасения, «яко время сокращено есть, и от всякого из нас переход в вечность недалек».

«Время страшное! Решительно оскудели живые органы Божественной благодати; в облачении их явились волки: обманывают и губят овец. Это понять необходимо, но понимают немногие».

«Волки, облеченные в овечью кожу, являются и познаются от дел и плодов своих. Тяжело видеть, кому вверены или кому попались в руки овцы Христовы, кому предоставлено их руководство и спасение. Но это - попущение Божие. Сущие во Иудеи да бежат в горы».

«Знакомство с пр. И. показало и тебе и мне положение Церкви. В высших пастырях ее осталось слабое, темное, сбивчивое, неправильное понимание <христианства> по букве, убивающей духовную жизнь в христианском обществе, уничтожающей христианство, которое есть дело, а не буква. И. откровеннее других - только. Искать ни в ком нечего. Должно бежать в горы - в положения изолированные!»

Современное монашество и монастыри

«...Положение монастырей в России в нравственном и духовном отношениях самое бедственное. За сто лет до нас Святитель Тихон сказал, что истинное благочестие почти исчезло, а заменено оно лицемерством для обмана людей с целию вещественной выгоды. Надо понимать дух времени и не признавать прежние пристанища пристанищами, потому что они наиболее превратились в гибельные омуты и пропасти».

«...В наше время монастыри находятся в ужаснейшем положении, и многие хорошие люди, вступив в них без должного приготовления, расстроились и погибли».

«На монастыри плоха надежда: они внутри выпрели и уничтожились, их еще поддерживает рука Божия ради нескольких благонамеренных иноков, как обетовано было Богом пощадить Содом и Гоморру, если б нашлось в них десять праведных людей»«.

«Многие монастыри из пристанищ для нравственности и благочестия обратились в пропасти безнравственности и нечестия... Мнение разгоряченное слепцов, которые все видят в цветущем виде, не должно иметь никакого веса».

«Положение <монастырей> подобно весеннему снегу в последних числах марта и первых апреля: снаружи снег как снег, а под низом его повсюду едкая весенняя вода; она съест этот снег при первой вспомогательной атмосферической перемене. Важная примета кончины монашества - повсеместное оставление внутреннего делания и удовлетворение себя наружностию напоказ. Весьма часто актерскою наружностию маскируется страшная безнравственность. Истинным монахам нет житья в монастырях от монахов-актеров. За такое жительство, чуждое внутреннего делания, сего единого средства к общению с Богом, человеки делаются непотребными для Бога, как Бог объявил допотопным прогрессистам. Однако Он даровал им 120 лет на покаяние».

«Я принадлежу к ревностнейшим монахам и признаю монашество учреждением Божественным. Что же делать, когда человеки переделали его по своему плотскому мудрованию в карикатуру и истинное монашество захотели заменить в глазах человеческих актерством, мысль о Боге и Его вездесущии и совершенстве, обозревающих все и глубины сердца, оставив в стороне и забытии».

«Так назрело в монастырях внутреннее расстройство, что ему необходима разразиться самыми ужасными приключениями. Общее нравственное расстройство и утрата веры предсказаны в Св. Писании: нам надо внимать себе».

«Подвигов нет, истинного монашества - нет, руководителей - нет: одни скорби заменяют собою все».

«Милосердый Господь да покроет останок верующих в Него. Но останов: этот скуден; делается скуднее и скуднее».

«Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб но возможности избегнуть влияния его».

Своего родного брата Святитель наставлял: «Весьма благоразумно делаешь, что не сводишь близкого знакомства ни с одним духовным лицом: такое знакомство может очень легко послужить ко вреду и весьма, весьма редко к пользе. Советуйся с книгами Святителя Тихона, Димитрия Ростовского и Георгия Затворника, а из древних - Златоуста; говори духовнику грехи Твои - и только. Люди нашего века, в рясе ли они, или во фраке, прежде всего внушают осторожность».

А ведь это пишется во время, когда еще благоухает Оптина пустынь, когда творят или творили только что Святитель Московский Филарет и Затворник Вышенский Феофан, когда совсем недавно ходил по земле Серафим Саровский и готовился ко служению Иоанн Кронштадсткий… Что уж говорить о времени теперешнем!..

Что же завещал нам, живущим в мире, где всякий внушает осторожность, и самая соль обуяла, русский Богоносец? «От зрелища, представляемого древностию, обратимся к зрелищу, представляемому современностию, - говорит Святитель. - Что должны сказать мы о себе? как жить, как действовать нам? Ответ на эти вопросы находим у древних иноков: они предвозвестили о нашем положении; они и предначертали образ действования в этом положении. «В последнее время, сказал один из них, те, которые по истине будут работать Богу, благоразумно скроют себя от людей и не будут совершать посреди их знамений и чудес, как в настоящее время. Они пойдут путем делания, растворенного смирением, и в Царствии Небесном окажутся большими Отцов, прославившихся знамениями» [4-й Ответ преподобного Нифонта.]. Какое основательнейшее наставление, какое утешение для нас в этих пророческих словах знаменоносного и духоносного Отца! По причине умножения соблазнов, по причине всеобщности и господства их, по причине забвения евангельских заповедей и пренебрежения ими всем человечеством - необходимо для желающего спастись удаление от общества человеческого в уединение наружное и внутреннее. По причине иссякновения благодатных руководителей, по причине умножения лжеучителей, обманутых бесовскою прелестию и влекущих весь мир в этот обман, необходимо жительство, растворенное смирением, необходимо точнейшее жительство по евангельским заповедям, необходимо соединение молитвы с плачем о себе и о всем человечестве, необходима осторожность от всякого увлечения разгорячением, думающим совершать дело Божие одними силами человеческими, без действующего и совершающего Свое дело - Бога. Спасаяй да спасет свою душу, сказано остатку христиан, сказано Духом Божиим. Себя спасай! блажен, если найдешь одного верного сотрудника в деле спасения: это - великий и редкий в наше время дар Божий. Остерегись, желая спасти ближнего, чтоб он не увлек тебя в погибельную пропасть. Последнее случается ежечасно. Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его. «Ныне почти нет истинного благочестия, говорит уже Святитель Тихон за сто лет пред сим: ныне - одно лицемерство». Убойся лицемерства во-первых в себе самом, потом в других: убойся именно потому, что оно - в характере времени и способно заразить всякого при малейшем уклонении в легкомысленное поведение. Не подвизайся напоказ человекам, но в тайне для твоего спасения, пред очами Бога, - и очистится твое поведение от лицемерства. Не осуждай ближних, предоставя суд над ними Богу, - и очистится сердце твое от лицемерства. Преследуй лицемерство в себе, изгоняя его из себя; уклонись от зараженных им масс, действующих и намеренно и бессознательно в направлении его, прикрывающих служение миру служением Богу, искательство временных благ искательством благ вечных, прикрывающих личиною святости порочную жизнь и душу, всецело преданную страстям».

 

Tags: 

Project: 

Год выпуска: 

2022

Выпуск: 

3