В.Г. Чичерюкин-Мейнгардт. ЧТО ТАКОЕ ООП?

В силу благоприятно сложившихся обстоятельств в сентябре 2006 года я перешел на работу в Российский государственный гуманитарный университет - РГГУ. За плечами у меня был 21 год учительского труда в московских школах. Плюс к тому, учеба в заочной аспирантуре и доцентская практика в моей alma mater - Московском государственном заочном педагогическом институте - МГЗПИ и защита кандидатской диссертации в 2001 году, в качестве соискателя в Московском педагогическом государственном университете - МПГУ. В общем, я считал себя достаточно подготовленным для того, чтобы работать в вузе.

В РГГУ я поступил на работу в Методическое управление. Будучи студентом-вечерником педагогического вуза, я хорошо уяснил себе, кто такой методист. Еще на 2-м курсе института (Имеется ввиду Московский государственный заочный педагогический институт - МГЗПИ, в дальнейшем Московский государственный открытый педагогический университет имени М.М. Шолохова - МГОПУ. На очередном этапе оптимизации высшего образования он был не то поглощен, не то объединен с Московским педагогическим государственным университетом - МПГУ. На сегодняшний день моя alma mater не существует. Прим. автора), нам читали курс «Методика преподавания истории в школе». Работая в школе, я видел методистов, как говорится, воочию и об их работе знал, не понаслышке. Методист приезжает в школу и посещает уроки. Это его главная работа. После уроков он начинает со своими коллегами разбор полетов. Что-то похвалит, на какие-то промахи, огрехи, конечно укажет. Да еще может предложить учителю выбрать день и приехать в РУНО после уроков на консультацию. Там методист проконсультирует своего коллегу, что-то предложит из методической литературы и так далее. Тем паче, что сам методист тоже является практикующим педагогом и совмещает работу педагога - практика с работой методиста.

Первый год моей работы в Методическом управлении РГГУ так оно и было. Вместе с моими новыми коллегами, мы посещали семинарские занятия. Там я открыл для себя много нового. И как историк, и как преподаватель. Вот лишь несколько примеров - наиболее запомнившихся занятий, которые я тогда посетил.

На семинаре у египтологов, студенты не только выводили на доске мелом египетские иероглифы, но и пытались их читать. Вслух. На другом семинаре, у тех же египтологов, рассказ шел о …. куклах, которые делали древние египтяне для разных целей. Но, как правило, серьезных. Например, какие-то куклы должны были сопровождать в царстве мертвых умерших египтян и их укладывали в гробницы.

Был семинар, на котором шла речь о том, что тотемы, бывшие и являющиеся неотъемлимой частью духовной культуры первобытных народов, иногда претерпевают причудливые метаморфозы. Ношение разного рода амулетов, оберегов и прочего современными европейцами и североамериканцами, является отголоском той самой древней тотемной культуры, присущей язычникам.

Но, самое интересное занятие было посвящено экзотическим народам. Насколько я запомнил, речь шла о каких-то народах Алтая, об айнах - коренных жителях Японских островов и… о североамериканских команчах. Что у них было общего в истории, или в культуре, я не запомнил. Скорее всего, речь шла о том, как новые пришельцы осваивали новые земли. В первом случае, предки современных японцев освоили Японские острова. Итогом освоения и заселения новых земель стало уничтожение коренных жителей, которыми были айны. Аборигены оказывали ожесточенное сопротивление предкам современных японцев, но, в конце концов, потерпели поражение и почти поголовно исчезли с лица земли.

Меня, само собой, как былого любителя приключенческой литературы, классиком которой является Т. Майн Рид, больше всего заинтересовали команчи. Запомнилось мне примерно следующее. Когда-то в семнадцатом веке, команчи, точнее их вполне миролюбивые предки, обитали на севере Великих Североамериканских равнин, ближе к современной границе США и Канады. Но, в какой-то момент, то ли достали соседи, то ли хуже стали результаты охоты, но, они двинулись на юг. Путь занял не один десяток лет. Они дошли до прерий нынешнего североамериканского штата Техас. Места эти им понравились. Об эту пору, в Техасе помимо местных индейских племен, довольно прочно обосновались испанцы. Индейцы переняли у них две вещи. Умение ездить верхом и пользоваться огнестрельным оружием. Команчи не стали исключением. Но, овладев огнестрельным оружием и лошадьми, в их психологии, или в менталитете, произошли какие-то непонятные изменения. В них словно вселился злой дух. Ибо в течении последующих десятилетий, они стяжали себе славу едва ли не самых свирепых и жестоких краснокожих воинов Великих Североамериканских равнин. По крайней мере, на территории нынешнего штата Техас. Когда в Техасе в 1830-х гг. стали селиться гринго, они упрочили свою репутацию. Что нашло отражение в художественной литературе и в кинематографе.

Вывод напрашивался сам собой. Возможно, если бы не европейцы, в данном случае это уже были потомки испанских колонистов, ставшие мексиканцами, и ангосаксы, ставшие североамериканцами, команчи могли проделать со своими соседями то же самое, что японцы проделали с айнами.

Вот такие интересные семинары были в те времена.

Посетив семинары, мы составляли отчеты, представляли их начальству и потом доводили до сведения коллег. Увиденное и услышанное, обсуждали, делились между собой. Такой работой мы занимались первые два года. А потом, что-то пошло не так.

Для начала старшая коллега озадачила меня вопросом, знаю ли я, что такое ООП? Помнится, еще в 3-м классе, готовясь вступать в пионеры, я стал подписчиком и читателем газеты «Пионерская правда», которую выписали мне родители. Скорее всего, именно из «Пионерки», будучи учеником средней школы, я узнал эту аббревиатуру - ООП, и, ее расшифровку - Организация освобождения Палестины. В последующие десятилетия про ООП я читал в газетах, а в кинохронике и выпусках телевизионной передачи «Международная панорама» регулярно появлялся лидер ООП Ясир Арафат, в своей неизменной головной накидке - арафатке. Еще со школьной скамьи я усвоил то, что Я. Арафат, это друг советского народа. Созданная им ООП находится в авангарде справедливой борьбы палестинских арабов против евреев-израильтян. Поэтому вопрос коллеги не застал меня врасплох: «ООП - это Организация освобождения Палестины, созданная Ясиром Арафатом». Таким был мой ответ. Но, оказалось, что я отстал от жизни. Оказывается это неверная расшифровка. На самом деле, теперь ООП расшифровывается по-другому. ООП - это общие образовательные программы!

В последующие недели мы разучивали как мантру -

 

ООП ВПО,

ООП ВПО.

ООП ВПО,

ВПО ООП!

 

И это было только началом. Как из прохудившегося мешка на нас посыпались такие слова и выражения, о которых я раньше и не подозревал. И даже те слова, что раньше мне были знакомы, наполняли таким смыслом, или смыслами, что «наполнителей», на мой взгляд, следовало бы отправить в дурдом! Мне кажется, что к подобной ахинеи вполне применимо словосочетание «Смысловые галлюцинации».

Например, тюнинг. У любого мало-мальски образованного человека, даже весьма далекого от автовождения, слово «тюнинг» вызовет ассоциации не с учебным процессом или методикой преподавания, а с тонировкой окон у автомобилей. Этот процесс так и называется - тюнинг.

Но и это не все. Помнится года за два до того, как я услышал это слово в стенах РГГУ, воскресным зимним днем с друзьями направился в парк усадьбы Братцево, что расположена в Северном Тушино. Барская усадьба возвышается над высоким и довольно крутым обрывом, который направлен в сторону МКАД. Вид с него открывается красивый, правда загаженный многоэтажными жилыми коробками и прочими постройками, шагнувшими за МКАД.

Поскольку был выходной день, то народу на вершине склона было много. С нее катались и стар и млад, как говорится, на чем Бог послал. У нашей кампании оказались с собой несколько детских санок, сработанных, как я подозреваю, еще в СССР. И именно здесь, на этой горке, я впервые увидел тюнинги. Точнее, тюбинги. Зимой здесь был открыт пункт проката оного средства передвижения. Это были надувные резиновые камеры из гладкой и прочной резины, внешне похожие на пончики. Вот на них и катались по склону дети и подростки. А теперь, объясните мне, какое отношение к учебному процессу в вузе, имеют надувные резиновые камеры. Ведь их названия так созвучны! Тюбинг и тюнинг!

Помимо тюнинга, или тюбинга, я услышал еще об одной методической находке. Называлась она мозговым штурмом. Не знаю, у кого что, а у меня это словосочетание вызвало в памяти эпизод из романа Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Помните слова, сказанные юнгой Джимом Хокинсом старому пирату Израэлю Хендсу? «Еще один шаг, мистер Хендс, и я вышибу вам мозги!» Вот это действительно, был мозговой штурм! При помощи пары пистолетов.

Тогда же я услышал новое слово - кластер. Изначально в нем слышится что-то клацающее. В мемуарах и в художественной литературе, с тех пор, как появились магазинные винтовки и по сию пору, авторы не могут обойтись без такого растиражированного словосочетания, как «клацанье затворов». Имеются в виду затворы винтовок, карабинов, автоматов, ручных пулеметов, в общем, ручного огнестрельного оружия на любой вкус. А еще вспомнилась не менее избитая фраза из художественной литературы, скорее всего, детской. «Лежавшая в тени собака, лениво клацала зубами, отгоняя мух». За такое занятие эту собаку, или пса, будь то, Альма, Шарик, Жучка, Бобик, вполне логично было бы переименовать в Клацера, а еще лучше в Кластера. «Лежавший в тени дома Кластер лениво клацал зубами, отгоняя мух». По-моему вполне литературно звучит!

Назову еще один перл из этого набора, напоминающего абракадабру, который ввел меня в состояние, близкое к ступору. Это кейс-стади. Здесь невольно вспомнишь чемоданчик кейс, типа давным-давно вышедших из моды и употребления дипломатов. Но, мне вспомнился еще один литературный, точнее, фольклорный персонаж. Кейзи, или Кейси Джонс. В североамериканском фольклоре его имя стало нарицательным. Легендарный Кейси Джонс жил в США в конце XIX века и был штрейкбрехером. Предавая интересы своих товарищей по классу - пролетариев, он всеми силами старался выслужиться перед капиталистами. В одну прекрасную ночь, подменив бастующего машиниста, он повел состав и погиб. То ли паровоз полетел под откос, то ли он выпал из кабины машиниста с посторонней помощью. Об этом история умалчивает. Но, об этом не симпатичном персонаже американский рабочий класс сложил песню. В ней были слова о том, что штрейкбрехер получил по заслугам. И намек всем потенциальным штрейкбрехерам - вы можете окончить свои дни как Кейси Джонс. А я от себя добавлю, хорошо было бы за ним отправить и мисс Кейс Стади, со словами: «Туда тебе и дорога!». А заодно и тех, кто ее выдумал.

Особенно меня доставали пресловутые компетенции! Общеобразовательные, профессиональные и еще какие-то, кои я к счастью, уже забыл. Сколько времени, умственных сил и клеток мозга было потрачено на выдумывание этих пресловутых компетенций, лучше не вспоминать.

В последующие годы, не месяцы, а годы, вместо методической работы, мы выдумывали что-то, что за уши можно было притянуть к этим жутким словесам - тюнинги, кейс-стади, кластер, портфолио, мозговой штурм, компетенции, профили и прочее.

Все это, как нам объяснило руководство, должно было способствовать более успешному внедрению болониевой системы высшего образования. Да, да. Именно так я переименовал Болонский образовательный процесс, который был признан самым лучшим в мире. Насколько я понял с чужих слов, болониевый процесс сводился к тому, чтобы студенты добывали знания самостоятельно. А раз так, то следует пересмотреть учебные программы и сократить традиционные занятия у студентов - лекции и семинары. На практике это означало сокращение учебных часов и ставок.

Одновременно вузы перевели с нормальной, традиционной системы, на новую. Раньше, проучившись несколько лет, вчерашний студент получал диплом о высшем образовании и становился полноценным специалистом. Теперь же, проучившись несколько лет, студент становился бакалавром, что в переводе на русский язык означало «неполноценный специалист с неполноценным высшим образованием». Если такой «недоделанный» специалист хотел стать полноценным специалистом с полноценным высшим образованием, то ему нужно было проучиться еще, как говорится, энное время. Только тогда мог получить диплом магистра, т.е. стать полноценным специалистом с полноценным высшим образованием.

Однако я отвлекся.

Итогом многомесячной и многотрудной работы коллектива методического управления РГГУ стала брошюрка под названием «Рекомендации по методическому обеспечению основной образовательной программы высшего профессионального образования (ООП ВПО)», Москва, 2012 год. Глядя на нее, мне невольно вспоминалась поговорка о том, что гора родила мышь.

Список авторов этого дивного труда, нетленного памятника методической мысли открывала согласно субординации, фамилия начальника. Точнее, начальницы. Ей была мадам Е. - величественная холеная дама, пенсионного возраста, с маленькими глазками на круглом, ухоженном лице, напоминавшая домоуправительницу из мультфильма «Малыш и Карлсон». По большей части она сидела в своем кабинете на втором этаже, за письменным столом с чашкой чая в одной руке и сигаретой в другой, глядя на экран монитора. Запрет на курение в помещениях университета, на нее, по всей видимости, не распространялся.

Она не часто покидала свой кабинет. Когда она выходила в коридор, то она не шла, а величественно плыла по коридору.

Самым неприятным было, когда мадам Е. вызывала к себе в кабинет. Буравя своими маленькими глазами, поверх очков, мадам начальница задавала свой излюбленный вопрос: «Ну, над чем вы сейчас работаете? Расскажите.» Под ее буравящим взглядом возникало ощущение, что вы находитесь не в университете, а в кабинете следователя ОГПУ на Лубянке, или в кабинете следователя гестапо на Принц Альбрехт-штрассе. Вопрос, конечно, нервировал. Ведь я не мог ей ответить так, как мне хотелось: «Я сейчас работаю над своим докладом о Корпусе императорских армии и флота, с которым собираюсь выступить в следующем месяце на Головинских чтениях в Петербурге. Одновременно, я пишу рассказ о летнем путешествии в Крым для журнала «Посев». Как говорится, не поймут-с! Приходилось мямлить что-то маловразумительное об этой «душеполезной» работе.

Кое-как отбрехавшись, по-другому это не назовешь, я возвращался в свою «келейку», на третьем этаже главного корпуса РГГУ, и вновь, погружался в бумаготворчество. Правда, бумаги сии были в электронном виде. Как - ни как XXI век на дворе! Но, сути дела современные электронные носители, не меняли. Вместо того, чтобы заниматься живой методической работой, как это было в первые два года, снова надо было вникать во все это, не знаю как назвать. Не прибегая к ненормативной лексике.

Что это были за документы, или Ц.У. (ценные указания, прим. Автора) о чем, убей Бог, не помню! А что касается своего, вышеперечисленного, то с докладом я выступил, и он был опубликован в сборнике II Головинских чтений. Рассказ о путешествии в Крым, также был напечатан в очередном номере журнала «Посев».

Справедливости ради, надо сказать, что в первые годы «царствования» мадам начальница вела себя с подчиненными довольно демократично, но, спустя два или три года ее отношение изменилось в худшую сторону.

Не знаю, насколько она была сильным преподавателем и историком. Я видел ее лишь в ипостаси начальника.

Все это тошнотворное бумаготворчество в электронном виде скрашивалось тем, что с весеннего семестра 2009 года, я начал вести семинарские занятия у студентов неисторических специальностей. То, ради чего я столько лет тянул учительскую лямку, ради чего я пришел в университет, стало явью. Весной начались семинарские занятия, а осенью того же года, я начал читать лекции на потоке. Это были, наверное, самые счастливые годы моей жизни. Тем более, что учебный год в сентябре 2009, 2010, 2011 годов, начинался у меня с первых чисел этого месяца и лекции я читал, как я уже сказал выше, на потоках. Не хочу себя хвалить, но, нередко лекции заканчивались аплодисментами, студенты и студентки подходили ко мне и говорили «спасибо!». После таких лекций, я периодически вспоминал двуногих животных, имена Ты их Господи веси, которые срывали мне уроки в школе. Вот если бы можно было устроить телемост между учениками, кто учился у меня в школе № 332, или, в последние годы в школе № 656 со студентами РГГУ! Какой интересный мог бы получиться обмен мнениями! Какие эмоции проявились! Какими словами и эпитетами обменялись и наградили друг друга студенты и бывшие школьники!

Среди студентов, точнее студенток, встречались интересные личности. Например, Кристина, носившая фамилию одного известного русского военачальника, прославившегося своими победами на Закавказском фронте в годы Великой войны 1914 года. Как оказалось, она была его прапраправнучкой. Во время Гражданской войны часть семьи этого генерала не смогла покинуть территорию, подконтрольную большевикам. Чудом уцелели они в Советской России. И, судя по словам этой девочки, в ее семье сохранили память и о своем старинном дворянском роде грузинско-осетинского происхождения и о своем славном предке.

Другая студентка, оказалась внучкой известного советского барда и правнучкой известного советского диссидента, отец которого, крупный советский военачальник был расстрелян по приказу Сталина в годы «большого террора». Она охотно отозвалась на предложение рассказать о своей семье журналу «Посев», но, увы, этот план так и не реализовался.

Несколько раз в группах, где я вел семинары, или читал лекции, были девушки - чеченки. При упоминании о том, что мой двоюродный дед отбывал свой срок по 58-й статье в Казахстане, а потом, с 1956 по 1959 год жил там как поселенец, вызывал у них симпатию к преподавателю.

Запомнился юноша, с фамилией, похожей на армянскую. Когда я у него поинтересовался, фамилией, то выяснилось, что он по национальности курд. Причем, как пояснил студент, какая-то часть курдов, к которой относится и он сам, исповедует христианство. Кажется, они принадлежат к Армяно-григорианской церкви. Я ему поведал о том, как много лет назад в журнале французских коммунистов «Revolution» видел репортаж о карательной экспедиции войск Саддама Хусейна в горы Иракского Курдистана на севере Ирака. В ходе операции погибло много курдов, включая женщин и детей. Считалось, что иракские войска применили химическое оружие. На странице были фото погибших курдов - женщин и детей. Мой рассказ, видимо растрогал юношу, потому что, уходя из аудитории (зачет он успешно сдал) он мне сказал напоследок: «Спасибо, что вы знаете про мой народ. Здесь не все даже знают, что есть такой народ - курды». Я так и не уточнил, где именно, в Москве, или в стенах РГГУ?

Понятное дело, что для меня, для человека совсем другой эпохи и другого поколения было очень приятно встретить среди студентов и студенток людей, знакомых с творчеством групп «Аквариум», «Кино», «Queen». Для них было откровением, когда я им советовал на каникулах, если доведется побывать в Питере, посетить легендарную Камчатку на улице Блохина, на Петроградской стороне, двор-колодец на Рубинштейна, 13, где в 1984 году начинал свою работу Ленинградский городской рок-клуб, и, самое культовое место, Иоанно - Богословское кладбище, на котором похоронили в августе 90-го «последнего героя» советского рок-н-ролла.

Но, были и другие студенты и студентки. Один юноша калмык, весьма самоуверенно заявил о том, что хорошо знает тему «Культура СССР в годы перестройки». Однако, несмотря на внешнее сходство с Виктором Цоем, чем он явно бравировал, кроме песни «Перемен», не смог ни одной вспомнить! Не вспомнил он и кинофильмов с участием Цоя. Не смог он ответить и на вопрос о депортации калмыков в 1943 году в Среднюю Азию.

Студентка жительница Москвы, не знала, где в Москве находится Третьяковская галерея. Имеется в виду историческое здание в Лаврушинском переулке. Про здание на Крымском валу я даже не спрашивал.

Другая студентка, гражданка Украины, не знала, кто такой гетман П.П. Скоропадский.

Не обходилось и без курьезов. Раза два, или три войдя в аудиторию, я выяснял, что этому курсу не читали Историю России XIX века. А посему, мне приходилось срочно менять тему лекции. Начинать с эпохи императора Павла I. Вот тут мне пригодился багаж, накопленный за годы учительской работы в школе. Но, это, как говорится, уже другая история.

В начале 2016 года был избран новый ректор РГГУ. Вслед за этим вышла на пенсию мадам начальница. Благо пенсионного возраста она достигла несколькими годами ранее. В конце учебного года было объявлено о слиянии методического управления с учебным управлением, в результате чего на свет появилось УМУ - учебно-методическое управление.

За последующие три года сменились два начальника УМУ. Третьим оказался даже не начальник, а начальничек, невесть откуда взявшийся. Впрочем, на методической работе это никак не сказалось. По-прежнему, вместо живой методической работы, мы занимались пресловутыми ООП - ВПО.

А что же касается болониевого процесса, то в 2022 году в РФ, как говорится, на самом верху зазвучали голоса о том, что от него следует отказаться. В таком случае, приснопамятное методическое управление следовало бы задним числом переименовать в артель «Напрасный труд».

 

Владимир Чичерюкин-Мейнгардт, к.и.н.,

Действительный член Историко - родословного общества.

(г. Москва)

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2023

Выпуск: 

1