Виктор Правдюк. ЕДИНОРОГ И ПРЕКРАСНАЯ ДАМА
Книга - магическая.
Книга - небольшая.
Книгу - не хочется выпускать из рук.
Таинственного единорога никто не видел, хотя его изображения в течение трех тысячелетий удивляли регулярностью появления в гербах, таинственных знаках и на шпалерах. Единороги являлись только прекрасным дамам. И этого вполне достаточно, чтобы поверить в существование единорогов и даже признать их нашими современниками.
И разве мы знаем, кто на самом деле живет на нашей планете? О единорогах писали такие прекрасные поэты, как Николай Гумилев, испанец Федерико Гарсиа Лорка и русский австриец Райнер Мария Рильке.
Книги, как и люди, живут и умирают. Книги реально делятся на живых и мертвых. Книги живые обладают притяжением, магнетизмом, и магия, исходящая от них, заставляет нас брать «магические» книги и не расставаться с ними. Такая магическая, изящная, загадочная книга вышла из печати совсем недавно в издательстве «Реноме» (Т. А. Соловьева, Прекрасная Дама и Единорог», Санкт-Петербург, 2022). Книга посвящена шпалерам из музея Средневековья в Париже.
В напряженной реальности средневековья существовала обнаженная вертикаль между землей и небом, человек свободно общался по ней с Богом, спутники в космосе еще не летали, а космонавты не видели, сколь мала наша планета. И все, все казалось больше. И мысли, и чувства…А может быть, мыслей и чувств действительно было больше, настолько больше, что некоторые из них мы сегодня просто не можем понять?.. Они для нас - загадки - их и стремится разгадать Татьяна Алексеевна Соловьева в своей изящной книжице «Прекрасная Дама и Единорог».
Серия из шести шпалер появилась в Клюни, в парижском музее Средневековья усилиями писателя Проспера Мериме.
Усилиями Жорж Санд шпалеры получили всемирную известность.
Трудами русской писательницы Татьяны Соловьевой «Прекрасная Дама и Единорог» появились в Санкт-Петербурге, и мы можем приобщиться к размышлениям об их судьбе. А ведь мы с вами, уважаемый читатель, живем за пять столетий от этой красавицы, размышляющей о смысле жизни. И мы могли бы так и умереть, не испытав радости прикосновения к этой прекрасной даме. В слово «прикосновение» я вкладываю здесь особый библейский смысл…
О чем же размышляет дама с единорогом? Не об окружающих ее людях, она размышляет о человеческих чувствах. Автор книги располагает чувства в такой последовательности: осязание, вкус, зрение, обоняние, слух.
Татьяна Соловьева доказывает, что в последней шестой шпалере, которая называется «По одному моему желанию», прекрасная дама отказывается от мирской чувственной жизни, складывает драгоценности в ларец и предпочитает затвориться где-нибудь в Пармской обители.
Жорж Санд, что естественно, полагала все наоборот: дама выбирает драгоценности в ларце, чтобы надеть их на себя и испытать мирские чувства и развлечения. Единорог же готов за ней последовать, даже если дама, как и сама Жорж Санд, наденет мужские брюки и сюртук. Ведь один из современников дамы, в конце 15 века писал еще об одном чувстве:
Ум светит тысячами глаз,
Любовь глядит одним,
Но нет любви - и гаснет жизнь,
И дни плывут, как дым.
У читателей этой изящной книжки есть выбор. Как и у прекрасной дамы с единорогом.
Конечно, такую красивую книжицу могла написать только сама прекрасная дама. Это бесспорно.
Душа ведь женщина…
Виктор Правдюк,
режиссер-документалист, журналист, историк,
член Попечительского совета РПО им. Императора Александра III
(г. Санкт-Петербург)