Возрождение науки и образования

Рукотворные проблемы отечественной науки и образования, порожденные непродуманными реформами, логически и научно не обоснованными, не нацеленными на сохранение всего лучшего из прошлого и, следовательно, провальными, уже не одно десятилетие сдерживают развитие не только науки, не только образования, но и российского государства в целом.

Вследствие «инновационной» стратегии, ориентированной на Запад, заинтересованном в сырьевом и цифровом порабощении России, и разработанной самозванными «реформаторами», не владевшими в полной мере простейшей грамотой, лучшие научные кадры в нашей стране вынуждены были покинуть академические институты: кто-то из выдающихся ученых нашел достойную работу за рубежом, а кто-то подался в «бизнес» - торговать залежалыми сникерсами, дабы хоть как-то выжить и спасти свои семьи от голодной смерти. А ведь совсем недавно, до инновационной, цифровой вакханалии во многих отечественных институтах велись разные исследования на высоком научном уровне, не уступающем мировому. Еще несколько десятилетий назад наука, хотя и не процветала в полной мере, но худо-бедно финансировалась государством, а сейчас по воле весьма недалеких и дремучих реформаторов она оказалась в плачевном и кризисном состоянии.

Не лучшая, а гораздо худшая ситуация сложилась и в отечественных отраслевых институтах, и во всех институтах оборонной промышленности, называемых почтовыми ящиками, где высококвалифицированные специалисты вели исследования и разработки с грифом секретности. Многие из них из-за отсутствия финансирования были закрыты. А в оставшихся научно-исследовательских институтах, уцелевших в инновационных вихрях враждебных «инноваций», остались энтузиасты преклонного возраста с надеждой на лучшие времена. И дело дошло до умопомрачения, до крайности: выполнить важнейшие государственные заказы обескровленные оборонные отрасли уже не в силах, и об этом во всеуслышание заявляется с высокой трибуны власти.

Потребовались годы и даже десятилетия, чтобы «просвещенные» властители и прикупленные графоманы осознали, что самое надежное средство защиты государства - не только миролюбивая политика и тонкая дипломатия, но и современная военная техника, а для ее разработки и производства нужны инженеры-профессионалы и немалые финансовые и материальные ресурсы, а не «экономисты», «юристы», «менеджеры», «социологи» и другие псевдоспециалисты, которыми переполнилась вся земля русская от края и до края и которые пытаются пролезать во все щели, чтобы занять везде и всюду на всех уровнях власти доходные чиновничьи места, не владея в полной мере ни фундаментальными, ни профессиональными знаниями…

Совсем катастрофическая ситуация сложилась во всех технических вузах и вузах естественно-научного профиля. Давно устаревшая научно-техническая база, ветхие учебные корпуса, аварийное состояние аудиторий и лабораторий, низкий уровень оплаты труда преподавателей и сотрудников вузов, падение их квалификации, стремительное старение преподавательского состава - вот некоторые краткие штрихи отечественного профессионального образования.

Можно привести и конкретные примеры плачевного состояния вузов не только технического, но и естественно-научного профиля. Например, на физическом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова в последние десятилетия из-за отсутствия финансовых и материальных средств не организовываются научные экспедиции, и ученые-преподаватели вынуждены использовать результаты наблюдений тридцати- и даже сорокалетней давности, утратившие свою практическую значимость и актуальность. Экспериментальное оборудование - основа основ научных исследований, физически и морально устарело. Учебные и лабораторные корпуса не ремонтировались капитально более полувека. А зарплата профессора этого ведущего вуза страны не превышает зарплаты полицейского самого низкого звания или водителя автобуса, приехавшего в Москву из другого российского города, чтобы заработать деньги для содержания своей семьи. Заработать в родном городе он не может, так как не по его воле закрыто градообразующее предприятие промышленного производства, обеспечивавшее работой местное население.

В плачевном состоянии оказалось большинство ученых нашей многострадальной страны. Хотя научные достижения некоторых из них известны всему миру, но они не ведомы многоликой и лицемерной камарилье, которая, раздвигая локтями тесно сплоченные ряды придворной знати, не имеет времени и желания, чтобы, по-настоящему изучив проблемы отечественной науки и образования, предложить хоть какие-то пути разумного решения. Нищенской пенсии ученых едва хватает на пропитание, лекарства и оплату коммунальных услуг, включая эфемерный капитальный ремонт. При таком пренебрежительном и унизительном отношении государства к ученым разве можно ожидать каких-либо практических результатов от науки и говорить об ее эффективности?

Еще в недалеком прошлом отечественные университеты и технические вузы готовили высококвалифицированных специалистов, которые пополняли многочисленные отечественные институты и различные отрасли промышленности и сельского хозяйства. Уровень профессиональной подготовки был достаточно высокий, и в вузах учились студенты разных стран, в том числе и развитых. И высококвалифицированные выпускники этих вузов находили работу по своей специальности. В последние десятилетия они не могут трудоустроиться. Одна из причин возникшей массовой безработицы - многие отраслевые институты и промышленные предприятия в результате варварских экономических инноваций сознательно под разными предлогами разрушены, хотя некоторые из них производили высококачественную продукцию, не уступающею зарубежным аналогам. Например, отечественные инструменты, приборы, самолеты и многое другое считались и признавались лучшими в мире. Другая не менее важная причина невостребованности специалистов с высшим техническим и естественно-научным образованием - сама устаревшая научно-техническая база вузов и низкий уровень подготовки не позволяют дать те фундаментальные и профессиональные знания, которые нужны высококвалифицированному специалисту той или иной отрасли промышленности. Поэтому чудом ставшие на ноги немногочисленные отечественные предприятия либо фирмы не считают целесообразным брать на работу дипломированных инженеров, не владеющих в должной мере базовыми, современными профессиональными знаниями.

По воле «реформаторов» от науки и образования возникла сложная, рукотворная, трудно решаемая проблема, которую, по-прежнему, пытаются решить люди, далекие от науки и образования. По инициативе министерства уволены ректоры многих вузов, а, вернее, переведены в президенты, получив якобы повышение в должности. А на самом деле такие высококвалифицированные кадры с большим опытом управления и в ряде случаев возглавлявшие передовые научные школы, оказались отстраненными и изолированными от управления вузом. Принудительная замена профессионального ректорского состава не привела к повышению уровню образования, которому министерские чиновники придумали инновационное название «качество образования». Не подняла на ноги отечественное образование и другая «инновация» - необоснованное и поспешное внедрение двухуровневой системы обучения в вузах, которая внесла только неразбериху и хаос в организацию системы образования.

Российских ученых ожидает еще одна «инновация» - упразднение кандидатских диссертационных советов. Как заявляют министерские чиновники, в ближайшее время все кандидатские советы прекратят свою деятельность в связи с присоединением в 2003 г. России к Болонскому процессу. Подобной беды не случилось бы, если бы инициаторы такой очередной провальной инновации вначале думал, а потом действовали, осознавая, что нам нужна великая Россия, а не зарубежный процесс, каким бы завлекательным и заманчивым он не был. Прошли годы, и пагубность внедрения западного процесса на русской земле проявилась в полной мере…

С большим трудом удалось уберечься МГУ от нахлынувшей волны разрушительных «инноваций». Этот университет, получивший автономию, разрабатывает сам образовательные стандарты. На некоторых его факультетах сохранилось в основном традиционное шестилетние обучение. А высококвалифицированный кадровый потенциал все же не по дням, а по часам стареет. Устаревает и научно-техническая база. Несмотря на существующие проблемы университетского образования, многие современные школьники по-прежнему, как и их родители, мечтают покорить Воробьевы горы - поступить в МГУ. Здесь десятилетиями хорошо отлаживалась и отрабатывалась целая система отбора наиболее способных абитуриентов и преподавания на высоком научно-методическом уровне. Однако далеко не все выпускники МГУ могут найти работу по специальности. Исключения не составляют даже математики, закончившие механико-математический факультет, который славился и славится до сих пор во всем мире высоким уровнем профессиональной подготовки. Более половины таких высококлассных специалистов вынуждены уезжать на работу за рубеж, где они занимаются своим любимым делом и получают достойную зарплату.

Отечественные специалисты с высшим математическим образованием, способные решать сложные логические задачи, могли бы принести большую пользу в своем отечестве, в различных российских министерствах и ведомствах, в аналитических центрах, во всех властных структурах при решении многих задач оптимизации и повышения эффективности управления на высоком научном уровне. Именно такие специалисты-математики, а не искусственно внедряемые чиновники управления персоналом или связи с общественностью и с прессой, которые только раздувают чиновничий, бюрократический аппарат и нарушают естественную вертикаль власти. Чтобы решить проблему трудоустройства не только математиков, но и других высококвалифицированных специалистов много не нужно - нужна всего лишь воля государства.

Многие смелые и решительные, но не обдуманные и научно не обоснованные инновации захлестнули всю систему отечественного образования. Например, под «мудрым» руководством чиновников от образования многие вузы получили высокий статус университета, причем получили без проблем и без бюрократической волокиты, но каким-то другим чудесным способом, о котором можно только догадываться. Но жизнь показала, что, сменив вывеску на более завлекательную, нельзя поднять образование на новую ступень развития. Совсем недавно с ведома министерских чиновников на каждом перекрестке больших и малых открывались многочисленные и многоликие вузы с университетской вывеской, готовые за плату эфемерных образовательных услуг выдать диплом государственного образца, но не способные дать даже самые элементарные знания, необходимые высококвалифицированному специалисту.

Плачевный результат повсеместного открытия самостийных «университетов» известен: множество «экономистов», «юристов», «психологов», «менеджеров» и других псевдоспециалистов с одним или даже с двумя дипломами в кармане не может найти себе работу. Исключение составляют вовсе не те, кто хорошо, прилежно учился и получил красный диплом, а те, кто за деньги или каким-либо другим чудесным способом смог протиснутся во властные структуры, в банки и прочие доходные места. Основная же масса «дипломированных» специалистов пополняют многочисленные ряды безработных. Они погружаются в интернет, выходят на улицу и в другие публичные места, не исключая тех, куда царь ходил пешком, чтобы предложить свои якобы бесплатные услуги по оказанию психологической помощи либо посоветовать, как выиграть дело в суде за небольшую плату. С каждым днем поток «образованных» безработных стремительно растет. И нельзя исключить того, что такой многолюдный поток безработных скоро выплеснется на улицы, но не с предложением своих «профессиональных» услуг и не со знаменами «Единой России» либо каких-либо новоявленных партий с другими флагами, а с совершенно другой целью - с обоснованным требованием обеспечить их законные права на труд. Такой неуправляемый стихийный поток вряд ли сможет остановить призывы сверху разойтись по домам, и под напором хорошо проплаченных полицейских, гвардейцев либо подобным им «хранителей» правопорядка в гражданской одежде.

Стремление молодежи обрести эфемерные профессии юриста, экономиста, менеджера, психолога не могут победить ни советы родителей, сердобольных и здравомыслящих, ни рекомендации сверху поступать в технические вузы, ни откровенное высказывание с высокой кремлевской трибуны: «звание инженера - это круто!», ни присвоение некоторым техническим вузам статуса Национального исследовательского университета, ни опасение за то, что можно пополнить огромную армию дипломированных безработных. Об этом свидетельствуют результаты социологического опроса: больше половины опрошенных недальновидных родителей хотят, чтобы их дети стали юристами, экономистами, менеджерами, но никак не инженерами. Одна из причин такого нездорового стремления обрести за плату диплом государственного образца вполне очевидна: многие наблюдательные родители и их любознательные дети видят невооруженным глазом, что во властные структуры, включая доходные места промышленных отраслей, чудесным образом проникают «специалисты» вовсе не технического профиля. А сохранившийся пока небольшой научно-технический потенциал высококвалифицированных специалистов, доказавших свою высокую профессиональность делами на практике, а не красивыми словами, оказался на обочине затеянных сверху мыслимых и немыслимых «инноваций». Не поэтому ли в нашем отечестве проваливается давно заявленная модернизация промышленности и экономики и обостряются проблемы занятости населения и выживания русского народа стремительно вымирающего, особенно в последние десятилетия?

Трагические следствия непродуманных инноваций и в науке, и в образовании, и в экономике в целом всем известен: падающие самолеты и вертолеты, выработавшие свой ресурс и купленные за рубежом, тонущие теплоходы и подводные лодки, произведенные полвека назад, крупные аварии на дорогах, разбитых и трудно проходимых, участившиеся техногенные и антропогенные катастрофы, - которые каждые в отдельности и все вместе сопровождаются многочисленными человеческими жертвами.

К тому же, по-прежнему допускаются и стратегические ошибки на государственном уровне. Например, вкладываются огромные средства налогоплательщиков в атомную энергетику, которая во многих цивилизованных странах свертывается, дабы не оставлять своим потомкам очень опасного радиоактивного наследства. Безрассудно и беспощадно выкачиваются ценнейшие природные ресурсы и мощным потоком направляются за рубеж, где создаются рабочие места. Сырьевые ресурсы формировались миллионы лет, а будут исчерпаны в ближайшие десятилетия при дальнейшем нерациональном их извлечении и расточительном потреблении. Их стоимость с каждым годом неуклонно растет. С привлечением капитала зарубежных партнеров строятся разные гигантские заводы по производству, например, автомобилей, которыми переполнены отечественные и зарубежные рынки, и автозаводы вынуждены закрываться, так как их продукция не находит полного сбыта. И об этой безрадостной перспективе знает каждая домохозяйка, попавшая в плен дорожных заторов, поразивших всю Москву и другие крупные города…

Попытка вывести отечественную науку на цивилизованный путь развития путем создания научного центра в чистом поле в изоляции от известных отечественных ученых и возглавляемого «менеджером», прославившегося приватизаций, превратившуюся в зловещую прихватизацию и приведшую к развалу отечественного производства промышленной продукции и электроэнергии, закончилась очередной неудачей: потрачены огромные материальные ресурсы и астрономические суммы денег, а заметных, практических научных результатов, доведенных до технологического производственного цикла до сих пор нет...

Не привела к каким-то положительным результатам и очередная «инновация» объединения отраслевых академий и их слиянием с Российской академией наук, а введение внешних «менеджеров», едва научившихся читать по слогам, весьма далеких от науки и мало что смыслящих в науке, якобы для освобождения ученых от хозяйственных забот, отвлекающих ученых от исследований, привела только к путанице и хаосу в административном управлении академии, а не к возрождению отечественной науки с привлечением финансовых и материальных ресурсов, необходимых для ее развития.

У дремучих реформаторов, не обремененных фундаментальными знаниями о природе и человек, не хватило ума, чтобы познать простую истину: если наука по-прежнему будет финансироваться по остаточному принципу, а не так как это было в нашем отечестве несколько десятилетий назад, и как она финансируется во многих зарубежных странах в настоящее время, то ожидать научных результатов с практическим выходом не приходится. Однако все это не означает, что в организации отечественной науки все идеально и гладко и нет других проблем, кроме скудного, катастрофически недостаточного финансирования. Одна из них заключается в том, что в академию не только избираются выдающиеся ученые, внесшие своими научными трудами значительный вклад в отечественную и мировую науку, но и, пользуясь лазейками в выборной компании и другими нечистоплотными средствами, пролезают «ученые», которые самостоятельно не проводили исследований, связанных с экспериментом, определяющем критерий истины, и не писали сами диссертаций, не только докторских, но и кандидатских, а некоторые из них чудесным образом становились и становятся руководителями институтов, академических и учебных.

Такой «инновационный» подход, граничащий с криминалом, в организации академического сообщества конечно же, препятствует вполне заслуженному продвижению способных и талантливых молодых ученых и сдерживает развитие отечественной науки. Другая проблема организации науки - через сложную систему распределения финансовых ресурсов реальные, совсем небольшие средства очень часто тратятся не по принципу разумной и практической целесообразности, не на экспериментальные работы с конкретным практическим выходом в технологии и производство, а на разработку абстрактных теорий ради теорий с витиеватыми математическими изысками, на поиск вымышленной темной материи, на строительство ускорителей-гигантов, на обуздание термоядерного синтеза или на исследование экономики ради экономики, своеобразной воздушной экономики ради сиюминутного обогащения финансовых воротил и проходимцев, утративших чувство меры и совесть.

Многие благомыслящие отечественные ученые, педагоги и другие люди умственного труда осознали современную миссию науки и образования и готовы внести свой посильный вклад в развитие нашего общества, если государство, желая укрепить свою силу и могущество, повернется лицом не на Запад, а к науке и образованию.

 

Степан КАРПЕНКОВ,

профессор, доктор технических наук, лауреат Государственной премии и премий Правительства России, член Попечительского совета РПО им. Императора Александра III

(г. Москва)

 

 

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2023

Выпуск: 

2