По пути воссоздания традиционного мировоззрения (фрагмент книги «Веду я отроков по русскому пути»)

Анализ состояния современной школы – дело сложное, да и едва ли благодарное, но тот факт, что мы еще в 1994 году пошли против русла официальной политики Министерства и стали создавать школу, в основу которой положили русскую педагогическую традицию, говорит о многом, если не обо всем. Многие шаги государства в отношении образования в то время явно были неадекватны. Профильное министерство буквально насильственно устраняло из школ воспитание, внедряло идеологию беспамятства и суда школяров над поколениями предков, потрошило и выхолащивало сложившиеся многими десятилетиями самого высокого уровня предметные программы, разрушало все позитивные ориентиры нравственного характера, вводило в учебный процесс программы откровенного бесстыдства и сокрушения совести. Делало многое, что шло вопреки устоям, менталитету русского и других народов нашего Отечества. Через колено ломался и хребет педагогических традиций. Этот процесс касался всей системы образования, и высшей школы тоже. К сожалению, процесс этих насильственных действий в отношении менталитета продолжается и в эти дни... Согласиться с этим безумством, с этой войной против нашего народа, против его глубинных качеств и свойств мы не могли, это было бы с нашей стороны предательством. Мы не одиноки были в подобных своих устремлениях, однако большинство и ученых, и педагогов протест свой выражали большей частью прилежной своей работой по-старому, не спеша перестраиваться вслед за реформаторами, мы же ответили на вызовы времени не совсем скромно – созданием школы противоположного характера той, которую замышляли реформаторы. Получилось так – с чем воевали разрушители, мы как раз то и укрепляли, развивали, переводили в более высокую фазу развития. То есть, мы шли по пути русской педагогики. И считали это делом государственной важности. Вряд ли кто из разумных людей будет отрицать, что Россия для мира ценна только лишь всем своим многообразием духовной и материальной народной жизни, теми огромными слоями самобытности, которые отличают наш народ, нашу культуру от других стран. И если только такая Россия нужна здравомыслящему миру, то что же мы можем говорить о нас, русских людях, для кого настоящее и будущее России неразрывно связаны со своим прошлым, вытекают из прошлого, немыслимы без прошлого. Но мы должны признать, что и в этом прошлом не все одинаково равноценно. Когда-то маститый протоиерей И. Мейндорф предупреждал: «Сама идея возврата к каким-то религиозным ценностям прошлого в защите почти не нуждается: она очевидна... Но именно поэтому существует опасность как безрассудного поклонения прошлому, так и невежественного отвержения самого главного в нем. Необходимо критическое осмысление истории, низлагающее предрассудки и определяющее истинные ценности. Такая критика невозможна без предварительного определения иерархии ценностей» [1]. Вот и для нас особенно важно из всего прошлого нашего народа то, что в основе мировоззрения его лежало и лежит ценностное отношение к жизни, неизбежно связываемое с вопросом «смысла жизни», отношение наших предков к Истине. И поэтому, когда сегодня мы говорим о возрождении нашей страны, то мы имеем в виду, конечно же, самое главное – возрождение традиционного мировоззрения. И, следовательно, именно это и должно быть главной задачей любой школы, любого образовательного института в России. Возрождение России – это возврат к вековечным ценностям русского народа. Несмотря на то, что у народов в их развитии много общего, очевиден факт, что у каждой цивилизации, у каждого народа своя задача, своя миссия, а следовательно, и свой путь движения. Путь этот особый и часто может иметь значительные отличия от других народов. У одних народов этот путь ярко выраженный, у других – во многом схож, но не во всем, с другими. Замысел Господний о русском пути, несомненно, особый. Этот путь не лучше и не хуже путей других народов, он просто другой, свой. Феномен траектории русского движения уникален. Он требует тщательного анализа и осмысления. Каждый из побывавших в нашей стране чужеземцев с удивлением видит и отмечает, что у нас все не так, как у них. Но неширокий взгляд, меряющий все и вся общим «аршином», вряд ли может приблизить мир к пониманию проблемы русского пути. Не все и не на всех уровнях понимают это и у нас в России. Отсюда и многочисленные отклонения, а то и зигзаги, повороты на нашей дороге. На многих отрезках исторического пути Россия, казалось, и вовсе шла не предназначенной ей дорогой. Часто, подобно блудным сыновьям, бежали мы «в дальнюю сторону» либо где-то поодаль паслись не на своем поле и рады были «наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи». И это схождение со своей траектории или удаление от нее и приводило, да и продолжает приводить наше общество к потрясениям и катаклизмам. Тем более эти отклонения чаще всего чинились насильственным, революционным путем. Тех же, кто пытался идти естественным путем или же только напоминал об этой стезе, предавали осмеянию, гонениям, революционному насилию, обструкции. Сила и желание своего пути в нашем народе проявлялись всегда. Предопределенная свыше идея нашего пути, в которой заключен смысл существования Ивановской школы считается наиболее важной народа, если не получала массового воплощения, то проявлялась в жизни и устремлениях отдельных представителей народа. Были и такие моменты, когда силой своего характера народ или отдельные его представители заграничные заготовки по устроению в России общества выправляли под свое понимание, под свой путь. Во всяком случае, страна шла и не своей дорогой, но хотя бы не в обратную сторону. Именно поэтому для советского времени и были характерны во всей своей мощи такие проявления, как любовь к Отечеству, коллективизм, совестливость, братство, непомерный героизм... Самые большие потрясения Россия испытывала именно в те времена, когда покидала свое русло движения. Поэтому главным и необходимым условием выздоровления нашего общества является вопрос вхождения в естественную траекторию своего движения, возврата на свой исторический путь. Это становится возможным лишь при решении проблемы возвращения в традиционную систему ценностей, возврата к традиционному мировоззрению. Под возрождением традиционного мировоззрения мы понимаем то, что мы, педагоги, должны научиться сами и научить наших питомцев, говоря языком символов, думать так, как думали, верили, строили государство, управляли им, водили полки, отстаивали свободу, любили Отечество, воспевали его, так как это делали наши глубоко почитаемые святые, мыслители, государственные мужи, писатели, люди науки, преданные своей Родине, видевшие и знавшие эти пути, шедшие ими... Собственно говоря, целью русской, российской школы и должно стать воссоздание традиционного мировоззрения. И если мы, педагоги, в своей работе в школе не ставим подобной цели перед собою, то мы не можем назвать свою деятельность направленной на возрождение русской школы, возрождение самобытной России. Именно в этом смысл возрождения русской школы, а не в плетении лаптей, расписывании шкатулок, разучивании народных песен (все это может быть, а может и не быть, чаще всего это зависит не от идеи школы, а от наличия в ней педагогов). Задача воссоздания традиционного мировоззрения – задача сложная, но это не означает, что мы не должны ее перед собою ставить и не решать ее. Четверть века назад мы, педагоги Ивановской школы, встали на путь создания русской школы, то есть главной своей задачей в педагогической деятельности мы стали считать у своих воспитанников воссоздание нашего родного мировоззрения. Повторюсь, что такой подход значительно отличается от идеологии официальной школы. Как в школе общеобразовательной мы должны были сохранить требования стандартов, но вместе с тем потребовались и значительные изменения как в содержании образовательного, так и воспитательного, особенно, процессов.

Сегодня, спустя четверть века, можно подвести итоги нашей деятельности. За это время Ивановская школа превратилась из «умирающей» во вполне перспективное и, можно даже сказать, преуспевающее учебное заведение. «Умирающая» – это когда в 1992 году в ней обучалось 56 человек и она из-за своей неперспективности оказалась на обочине всех программ развития образования даже на районном уровне. На ее же преуспевание сегодня указывает тот факт, что в 2010 году, например, впервые за 150-летнюю историю из-за отсутствия мест в классах был ограничен прием в школу, а уже к 2015 году в школе числилось более 180 ребят. Дети сюда принимались по конкурсу не только в пансион (где конкурс доходил до шести человек на одно место), но и в саму школу. На престижность указывает и то, что за последние полтора десятка лет в село Ивановское и его окрестности переехали жить вместе с детьми более 400 человек, чтобы учиться именно в этой школе, а география обучающихся простирается от Калининграда до Владивостока. Что же движет людьми, бросающими свои обжитые гнезда в обмен на невзрачную, полуразрушенную деревню? На наш взгляд, успех учебного заведения кроется именно в русском духе школы. Русская идея оказалась необыкновенно востребованной. Формально школа представляет собою обычное муниципальное образовательное учреждение, как и все другие школы, нацеленная на трехступенчатое образование. Фактически же – это самобытное учебное заведение, вобравшее и вбирающее в себя все лучшее за тысячу лет развития русского образования. Здесь на практике воплощены многие идеи русской педагогики. Поэтому и многогранны наименования, применяемые сегодня к Ивановской на Лехте школе. В середине 1990-х, когда школа в направлении целостности делала свои первые шаги, ее называли сельской гуманитарной школой-гимназией. И это вполне справедливо, ведь по принципам и по набору преподаваемых здесь предметов она мало чем отличается от многих городских гимназий. Нашу школу часто называют также школой духовно-нравственного воспитания. И это тоже правда. Ведь одной из главных своих целей педагогический коллектив в своей работе считает духовно-нравственное воспитание учащихся. Более того, начиная с 1998 года школа долгое время была по этому проекту экспериментальной площадкой Министерства образования. Нередко можно также слышать в адрес нашей школы такие наименования, как школа искусств, историко-краеведческая школа, школа русских традиций. И эти названия также во многом отражают как суть нашей школы, так и ее деятельность. Для Ивановской школы одним из главных направлений развития считается сфера искусств. Здесь во всех одиннадцати классах преподаются музыка, хореография, живопись, работает порой до десятка музыкальных, хоровых студий и кружков, изостудия, кружок глиняной игрушки. Не меньшее внимание уделяется в школе и краеведению: с первого по десятый класс преподается «Отечествоведение», за два десятилетия ребятами написано около ста научных работ по краеведению, за эти годы они выступили на десятках конференций. Дух школы пронизан русскими традициями: культурной, педагогической, народной. В этом отношении она могла бы называться и народной школой. Здесь у Ивановской школы много общего со школой Сергея Александровича Рачинского, и именно поэтому ее часто называют современным вариантом школы этого знаменитого педагога.

Часто Ивановскую школу называли кадетской. Но это лишь отчасти так, хотя действительно на протяжении последних 15 лет главным организующим ядром учебного заведения являлся кадетский корпус и класс сестер милосердия, в которых обучалось до 40 учащихся, но это лишь всего четвертая часть обучающихся школы. Вполне можно было бы назвать нашу школу «школой полного дня», так как ее двери открыты с утра до ночи. А еще больше подходит название «школа полного года». Ведь школа работает и во время каникул, в том числе и летних. Да и другие названия вполне будут отражать сущность нашего учебного заведения, например, школа-комплекс, ведь в состав ее на протяжении полутора десятков лет входили школа, детский сад, интернат. В программе стратегического развития за школой закреплено название «Школа добротолюбия», в прессе ее часто называют социокультурным центром, школой-музеем, школой-семьей... А еще, что немаловажно, школу не только называют, но она и в самом деле стала градообразующей села, да что там села – целого в двадцать деревень острова русской земли. Организационное же и теоретическое начала, содержание учебного и воспитательного процессов наиболее точно выражаются в названии «Школа целостного развития». Но как бы ни называли нашу школу, ни одно из перечисленных названий не отражает деятельность ее во всей полноте. На наш же взгляд, наиболее точно идею школы могло бы отразить название «Отеческая школа», ибо ведущей идеей нашего учебного заведения является авторитет отеческого начала: Отца Небесного, Отечества земного и отца родимого. Как Школа целостного развития наше учебное заведение, как было отмечено, работает четверть века. Из них шесть лет была экспериментальной площадкой Министерства образования РФ. В 2002 году данный проект был удостоен Губернаторской премии в области образования. В 2010 году завоевала кубок главы Администрации Борисоглебского района как лучшая школа. А с 2017 года школа работает в экспериментальном режиме по проекту «Сельская школа будущего». За прошедшие годы под сводами школы организовался слаженный творческий коллектив педагогов-единомышленников. Конечно же, не все составляющие такого организма, как школа, способны все двадцать пять лет быть на исключительной высоте, работать на полную мощность. Какие-то незначительные смысловые составляющие на недлительные периоды могут и замедлять свой ход, а то и временно приостанавливать свою работу, а затем с новыми силами возобновлять ее. Это относится к каким-то кружкам, секциям, проектам. Так происходит и у нас. Но это касается лишь второстепенных составляющих, та же часть, которая созидает дух школы, атмосферу, является стержнем Школы целостного развития, она должна быть всегда на высоте. Так оно у нас и происходит... В этой книге шаг за шагом раскрывается содержание концепции, содержание программ предметов, созданных для реализации идеи целостного развития и преподаваемых у нас на протяжении четверти века, методические особенности преподавания – все то, что позволило школе не только не угаснуть, как это произошло с тысячами и тысячами сельских школ, но и возродиться, набрать мощь, обрести новое содержание, вдохнуть новую жизнь в целый околоток русской земли. Я приглашаю тебя, дорогой читатель, вслед за моим пером погрузиться в этот необычный мир, в мир Ивановской на Лехте школы. В добрый путь!

 

Отец Владимир Мартышин,

директор Ивановской-на-Лехте школы

(Ярославская обл.)

 

О. ВЛАДИМИР МАРТЫШИН

ВЕДУ Я ОТРОКОВ ПО РУССКОМУ ПУТИ

 

ПРИОБРЕСТИ КНИГУ В НАШЕМ МАГАЗИНЕ:

http://www.golos-epohi.ru/eshop/catalog/128/15610/

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2023

Выпуск: 

2