В.М. Лавров. 9 ДНЕЙ НА ДОНБАССЕ
30 МАРТА 2023 года. По приглашению Сергея Алиева, лидера Братства «За Державу обидно!» еду на Донбасс. Алиев автор достойного фильма «Оболганный Государь», в котором я участвовал шесть лет назад.
Итак, в 6 утра выехал на бронированной машине с 1,5 тоннами гуманитарного груза (продукты, вещи, медикаменты) из Москвы в ЛНР, предстояло преодолеть 1200 км. Поехали по бесплатной дороге, но оказалось, что по ней разрешено ехать только со скоростью не превышающей 30 км/час. Дорога сравнительно неплохая, машина фольксваген и столь низкая скорость на таком большом расстоянии… Ощущение, что ГИБДД издевается над автомобилистами в интересах владельцев платной дороги. Причем постоянно предлагается повернуть налево на платную дорогу.
Поездка по бесплатной дороге, в отличие от платной, проходит через деревни, различные населенные пункты, то есть складывается какое-то представление о российской деревне. И что довелось увидеть? Умирающие деревни, обшарпанные разрушающиеся крестьянские дома, вечером в деревнях обычно ни одного светящегося окна…
Уже вблизи ЛНР налетел сильнейший снегопад, сугробы перекрыли трассу впереди и пришлось заночевать в машине на трассе. Местные говорят, что такого снегопада не было за всю их жизнь.
31 МАРТА. Утром удалось преодолеть КПП и пограничную заставу с ЛНР. В последней крестьянские дома с жителями и в более-менее неплохом состоянии. Но в целом от деревень, Луганска, Молодогвардейска и Краснодона ощущение ОТСТАЛОСТИ. Если не считать частных магазинов и кафе, то внешне, наверное, как в брежневские времена. При плохих и ужасных дорогах.
Поселились в Краснодоне, рядом с Музеем молодогвардейцев, который произвел впечатление. Киевские власти не финансировали музей, были годы, когда в него почти никто не ходил, а украинский националист Ярош грозил расстрелять руководителей музея. Однако музей удалось отстоять и сохранить.
Другая часть Братства «За Державу обидно!» тоже подъехала и поселилась в доме в поселке Семейкино за Краснодоном.
1 АПРЕЛЯ. На нескольких машинах по почти непроходимым дорогам доставили гуманитарную помощь в богадельню (120 женщин и мужчин и 10 подростков с ДЦП) в какой-то очень тягостный своей серостью шахтерский поселок. В богадельню свозят стариков, чьи дома разбомблены, сгорели. В богадельне тесно, ее дома ветхие, однако сюда обращаются и обращаются с просьбами принять бедствующих стариков. И монахиня Николая, по собственной инициативе организовавшая приют, принимает. Причем уход за стариками доброжелательный.
Джазовая певица Танина Лодоре из Петербурга, приехавшая с Братством, устроила концерт для стариков. Звучали любимые русские песни.
2 АПРЕЛЯ. Выехали в зону боевых действий, справа от нас пролетели два российских самолета, а украинцы нанесли два удара артиллерией (ракетами?) в километрах 15-20 также справа от нас, слева и справа от дороги заминированные украинцами поля. Доброжелательные солдаты на блок-постах не рекомендуют выезжать на обочину и отходить пописать - много «лепестков» (маленьких мин, способных оторвать часть ноги).
С огромным трудом удалось заехать на высоту у освобожденной деревни Барановка. Привезли опять же гум. помощь, включая форму. Солдаты не обеспечены формой, они покупают ее, обувь за свой счет. В результате заметен разнобой с формой, ощущается что-то партизанское во внешнем виде. Добавлю при этом, что в другое подразделение, по его просьбе, переданной по интернету, пришлось завести по 240 трусов и носков на 120 бойцов. Не хватает трусов, что уж про квадрокоптеры говорить.
Большинство солдат под Барановкой находилось на позициях. А ненаходившиеся приняли гум. помощь, накрыли для нас стол - еда есть (ездившие с помощью в первые месяцы войны рассказывают, что тогда сталкивались с тем, что солдаты голодают). Затем в лесу состоялось выступление Танины Лодоре и одиннадцатилетнего Николая, сына Сергея Алиева. Видел, как солдаты заплакали во время песни «Журавли». Один боец: «Хорошо, что вы приехали, а то тут мы скоро начнем лаять».
Двое бойцов были слегка навеселе. Но тревожное ощущение осталось от двух солдат тихих, замкнутых, ушедших в себя. А один: «Меня никто не ждет».
Зашли в землянки - весьма глубокие, по несколько двухэтажных нар, с телевизором. В одной из землянок лежал солдат и плакал. Солдаты рассказывают, что ночью кто-то откуда-то постреливает. Непосредственно эта воинская часть обстреляна три дня назад. А ранее был 23-минутный бой, в котором погибло более 450 наших бойцов из 600. С автоматами бросали против танков, без необходимой артиллерийской поддержки. А наш танкист выяснял, как же заводится танк; из боя не вернулся.
Солдаты рассказывают, что большинство жителей Барановки ненавидит нас. У многих мужья, дети и отцы в ВСУ. В деревне в том числе и супруга полковника ВСУ. Русский солдат: «Не могу относиться к ней, как к врагу. Она для меня просто женщина». Есть в деревне и житель, помогающий нашим.
Командир разрешил фотографировать и снимать видео.
После высоты у Барановки заехали в санаторий в Молодогвардейске, где поселены беженцы, у которых разбомблены дома в Северодонецке, Лисичанске и др. Привезли элементарную гум. помощь и выступила Танина. Даже сплясали, хотя у сидевших поодаль в коридоре мужчин - слезы. Санаторий согласился разместить беженцев только до 30 апреля, в этот день они должны уйти неведомо куда…
В санатории приютили и тяжелораненую женщину лет 40+ с мамой. Женщина хотела, но не смогла прийти на концерт. Она ждала русские войска, а, когда увидела входящие наши танки, то побежала приветствуя за ними. Но в нее попал осколок от украинского снаряда и снес ей не менее четверти черепа. Врачи говорили, что она безнадежна, но ее мама молилась, молилась - и дочка выжила. Стала понимать происходящее и говорить отдельные слова, при том, что у нее поражен центр речи. У ее знакомой сын тоже получил тяжелое ранение головы. И его удалось устроить в швейцарскую клинику, где сделали уникальную и бесплатную операцию. Для этого швейцарцы потребовали, чтобы он написал заявление, что ранение от русского осколка, хотя в действительности от украинского. И он написал требуемое заявление, чтобы вернуть здоровье. Когда же возможность прооперироваться в Швейцарии появилась у упомянутой женщины, она наотрез отказалась писать такое заявление. Обратились в Москву, и ее в мае в Бурденко ждет операция. Надеюсь, что хотя бы ее с мамой не выселят из санатория.
Несмотря на воссоединение с Россией, трудно получить российский паспорт. Нужно оформить много документов, которые следует перевести на русский язык и заверить нотариально. Каждый такой документ - 1500 руб, а пенсии по 10 000 да двухмесячные очереди на оформление наших паспортов. Для многих пенсионеров все это не реально.
Причем цены в ЛНР процентов на 30-40 выше московских. Связано это с тем, что солдатам неплохо платят, по 195 000 в месяц. Однако только на пенсию выжить невозможно. И в Москве пенсионеры бедные и нищие, лишенные возможности получать квалифицированную медицинскую помощь и отдыхать, что же говорить про ЛНР.
3 АПРЕЛЯ, поселок Семейкино. В дом Братства заглянула соседка, молодая вдова с тремя детьми, ее муж погиб в ополчении ДНР. Она была приветливо принята и вечером вернулась с другой соседкой - молоденькой очаровательной учительницей физики и математики с не менее очаровательной маленькой дочкой. У ее мужа на войне произошло какое-то психическое отклонение (какое - спросить постеснялся). Его лечили и комиссовали. Но сегодня к нему пришли и увели: почему не на фронте? И его жена периодически с ним перезванивалась. В конце концов он сообщил, что его отпустили и он едет домой.
В поселке принято ходить друг другу в гости просто по-соседски, без приглашения. Говорят также, что дом Братства на улице вдов. В Луганске и Краснодоне тоже слышал, что это города вдов. Слышал и то, что самый дефицитный товар - свободные мужчины. Упомянутая вдова высказалась, что не против вновь выйти замуж, да кто же возьмет с тремя детьми. В Краснодоне заметен тип мужчин-мужиков - помятых жизнью, но не сломленных; последнее видно, они будут сражаться за русский Краснодон.
4 АПРЕЛЯ, Горск, госпиталь. Слышна артиллерийская канонада, земля слегка вздрагивает. Раненых, в том числе на костылях, без ноги, собрали в «холле» на 1 этаже. Прочитал лекцию «Верховный главнокомандующий Николай II». Раненые - в основном бывшие заключенные (не «Вагнер», а МО). Поскольку слушатели стояли, то сократил лекцию до получаса. Во время лекции ушло более половины слушателей. Наиболее осмысленная человеческая реакция у молодого человека с частично ампутированной левой ногой. Он даже улыбался, то есть как-то свыкся со своей бедой? Остальные оставались преимущественно хмурыми. Чувствовалось, что они еще не вернулись в довоенный мир. Поэтому лекции все-таки нужны. И раненые благодарили за то, что о них не забыли. А поскольку в основном заключенные, - очевидно, именно их бросают на самые кровопролитные участки фронта. Здесь же им (уже половине) приходят документы о помиловании. И получают награды те, кто их заслужил.
Фотографировать в госпитале не разрешили.
Электричества, тепла и воды нет. Но в госпитале - генератор, воду привозят. А в городке зимой несколько человек замерзли насмерть.
5 АПРЕЛЯ, городок Амвросиевка (ДНР), госпиталь. Ехали по ужасным дорогам 4 часа и опоздали почти на час. Раненые на костылях, без ноги, с палочками собрались в актовом зале, который в отдельном здании на отдалении от лечебного корпуса. Ждали нас, не дождались и разошлись. А главврач повторно собирать не стал. И моя лекция не состоялась.
Постоянно проезжают мимо огромные КАМАZы с прекрасной проходимостью, уже вытаскивали из бездорожья две наши машины, пытавшиеся подняться на высоту под Барановкой. Но эти гиганты то тут, то там наезжают на людей (в том числе со смертельным исходом), поскольку за руль посажены солдаты-водители, ранее не водившие таких великанов.
6 АПРЕЛЯ, поселок Ташковка (ЛНР). Практически все дома разбомблены, превращены в руины. Поселок оказался меж двух сторон. Жители утверждают, что стреляли не специально по домам, а недолеты и т.п. Из почти 4 000 жителей осталось 170. Когда ВСУ отступали, то грабили и угрожали населению; когда пришло ополчение ЛНР - грабили; пришли российские войска - грабили; потом приехала наша машина с надписью «Комендатура», из нее вышли и грабили. Российские солдаты справляли нужду не во дворах в уцелевших туалетах, а на полу хат, точнее того, что от них осталось. Так рассказывали жители Ташковки.
Одна жительница говорит, что ждали российские войска. Другая: при Украине жилось хорошо, разве что в школах запретили русский язык и вся документация переведена на украинский. Но последнее для простого человека в возрасте - не особо важно.
Жителей этого поселка при Украине в армию не брали, но двое ушли добровольцами ради денег, вернулись в гробах, остались дети. Жительница считает, что должны уйти два поколения, чтобы ушла вражда, разделившая население поселка, лет 100 должно пройти. Кто эвакуировался из-за боев (бесплатно эвакуировали пятидесятники) и вернулся теперь в ЛНР, тех сторонники Украины считают врагами народа.
Все-таки создается ощущение, что для обычного малограмотного обывателя не принципиально - Украина или Россия, - а главное спокойная, обеспеченная жизнь, как в брежневские времена.
У въезда в поселок подбитый российский танк с оторванной башней, здесь погибли русские танкисты.
Маленькую гуманитарную помощь дважды в месяц стала оказывать ЛНР, значительно бóльшую оказывают верующие (кто конкретно - не спросил; пятидесятники?) и наше Братство. Мы привезли продукты, мыло, стиральный порошок, лекарства и средства гигиены. Отношение к нам доброжелательное. Но есть отказывающиеся принимать помощь от тех, кого считают оккупантами; они же считают врагами народа принимающих помощь.
Близлежащая шахта и два заводика не работают. В одном из домов жительница открыла магазинчик. Никакой власти в поселке нет, но есть активистки, которых приютил сравнительно неплохо сохранившийся молельный дом пятидесятников. Есть и православная церковь, но батюшка уехал.
Возвращались уже в темноте, заплутали и оказались на дороге-»бахмутке», находящейся в опасной близости к украинским позициям. Правда, украинцы не обстреливают частные машины. Но в темноте трудно разглядеть, частная она или военная. А редкие военные машины проезжали с выключенными фарами. Возвращаться же обратно было лень, все устали. Так что проехали благополучно по «бахмутке».
7 АПРЕЛЯ. Прочитал лекцию о семье императора Николая II в госпитале под Донецком. Госпиталь на линии нашего огня, периодически мы постреливаем - раздаются хлопки. Впритык к госпиталю деревня, во многом разбомбленная Украиной, но в ней живут, работают магазины, женщины идут с сумками, а дети играют, не обращая внимания на артиллерийский огонь. А госпиталь, повторяю, впритык к деревне, но в него попаданий нет. Почему? Сказать, что украинцы не стреляют по госпиталям? Стреляют, тому несколько примеров.
Лекция прошла в актовом зале. Раненые слушали очень внимательно, даже с некоторым напряжением, но иногда и улыбались к месту. В основном люди 30-40+ лет. Очевидно, они знали о Николае II то, что проходили в школе, то есть в советско-коммунистическом варианте, не соответствующем исторической правде. Как же они осмысливали и обсуждали мою лекцию? А отношение было доброжелательным.
Донецк - большой красивый город с чертами южного города. Производит впечатление совершенно мирного города, никакой военной техники здесь нет. Все работает, люди живут обычной привычной каждодневной жизнью. Но… воды нет (дают раз в три дня на пару часов) и отопления зимой не было. На лекцию проезжали мимо городского рынка, а во время лекции был удар по рынку - 2 человека погибли. И вчера погибли 9 жителей. А обстрелы каждый день. При этом Арестович, фактический пресс-секретарь президента Украины, врал по «Живому гвоздю», что ВСУ не обстреливают мирных жителей.
В разговорах солдаты хвалят Суровикина, чахвостят Шойгу и Сердюкова, о Путине и Герасимове молчок.
В ДНР деревенские дома в нормальном состоянии. В них присутствует жизнь. Но много домов, в которых вечером ни одного светящегося окна; их жители уехали?
Перед 24 февраля 2022 года испытывал сомнения относительно необходимости поддержки ЛНР и ДНР. «За» говорило то, что это исторически русские земли, освоенные еще Екатериной Великой и Потемкиным, на них живут братья по крови и вере, подвергавшиеся дискриминации в составе Украины и уже 6 лет обстреливаемые бандеровскими ВСУ. «Против» говорил коммунистический герб ЛНР, явный совок во главе ЛНР и примерно такой же совок, к тому же выходец из мошеннической МММ во главе ДНР. 24 февраля - начало широкомасштабной войны - потребовало безусловно определиться. Определился в пользу русских православных Донбасса, какие бы временщики их сегодня не возглавляли. А пребывание на Донбассе, общение с живущими здесь утвердило в этом.
Чувствуется, что подавляющее большинство донбассцев за воссоединение с Россией. Так что референдумы, хотя и проведены в форс-мажорных условиях, являются объективными по своему вердикту. Однако на освобожденных от бандеровцев территориях ситуация намного сложнее. Тридцать лет националистической бандеровской пропаганды на Украине и равнодушие российской власти к происходившему там до 2014 года сказываются сейчас. Я в 1990-1991 годах жил в Виннице, часто бывал в Киеве и помню, что подавляющее большинство людей там не разделяло русофобских настроений националистов.
8 АПРЕЛЯ. Опытные организаторы доставки гуманитарной помощи рассказывают, что до вхождения ЛНР в состав РФ российские пограничники отбирали часть гум. помощи и продавали, обогащаясь. После присоединения погранзаставы остались, но стали во многом формальными - и поборы прекратились.
Гум. помощь солдатам надо доставлять прямо в их руки. Если сдать для раздачи в местную администрацию или командирам, то до солдат часто доходит только треть помощи или вообще не доходит. Об этом свидетельствуют опытные организаторы доставки.
Со своей стороны свидетельствую, что Братство «За Державу обидно!» осуществляет доставку исключительно честно. Также хорошо отзываются об общественной организации «Полк Марго». Мне было приятно пожить 9 дней среди неравнодушных людей Братства, в котором не было соперничества и амбиций, а были дружеские взаимоотношения и общее стремление принести пользу Донбассу.
Многие организации, доставляющие гум. помощь, привозят ее только в безопасные районы, некоторые организации привозят сразу на передовую. Однако наиболее тяжелое положение с продуктами - в прифронтовых деревнях и поселках, здесь полуголодное и даже голодное население. Гум. помощь или не доходит до них, или идет мимо на передовую. Причем подчас поселок по документам эвакуировали или внешне в нем никакой жизни нет, но на деле оказывается, что там живут десятки и сотни людей, включая детей. Столкнулись со случаем, что оставшиеся или вернувшиеся на родину жители не могут воспользоваться даже своими огородами, их заминировали ВСУ.
Братство «За Державу обидно!» привозит помощь в первую очередь в прифронтовые наиболее нуждающиеся поселения, хотя и на передовую, и в тыл тоже. И раздача помощи производится всем нуждающимся, вне зависимости от их нации и взглядов. Оружие Братство не привозит.
Братство напечатало и раздавало небольшую брошюрку о вреде матерщины. Ее охотно брали солдаты. Очевидно, перед лицом смерти даже далекие от Церкви люди думают: а вдруг там что-то есть, а вдруг Бог есть! Соответственно, следует вести себя богоугодно.
Наконец, должен сказать, что многие солдаты умирают не исповедавшись, не причастившись. На фронте очень не хватает священников. Братство предлагало некоторым священникам поехать с нами, но никто не согласился.
… Обратно ехали по хорошей платной дороге…