В.М. Лавров. 4 ДНЯ НА ДОНБАССЕ

5 МАЯ 2023 ГОДА. Вновь в богадельне, созданной матушкой Николаей в ЛНР. За обитателями богадельни по-настоящему хороший и очень доброжелательный уход. С этим справляются всего несколько человек. Причем многие старики не имеют никаких документов (разбомблены, сгорели, за ними надо пробираться на контролируемую ВСУ территорию, отняли дети и выставили на улицу и т.п.), поэтому не получают пенсию и не могут принять российское гражданство. Есть и молоденькая, даже интересная девушка, потерявшая память в этом ужасе.

Многие еле ходят или лежачие, они не в состоянии восстановить документы и оформить пенсию. К ним должны приехать представители государства и все оформить за один день. С другой стороны, хорошо, что государству наплевать на стариков. Явится государство, найдет какие-то несоответствия чему-нибудь и все разгромит, оставляя после себя только горе.

6 МАЯ, ДОНЕЦК. Долгая беседа с солдатом, приехавшим воевать из Великороссии в ДНР. Говорит, что АКМ выдали бракованный, бронежилет и каску плохонькие. Пришлось все добыть в бою. Однако однажды был настолько нагружен (пулемет, АКМ и т.д.), что не надел добытый бронежилет - и был тяжело ранен. Говорит, что цель СВО - уничтожить помнящих свободные времена.

По свидетельству этого солдата, большинство командиров относится к солдатам как к цифрам: столько-то прибыло, столько-то убыло… Рядовые погибают раньше, чем командиры запоминают их имена. Но попадаются и командиры, берегущие солдат. У таких командиров небольшие потери. Причем мой собеседник служил у такого командира. Тот дважды отказался выполнять приказы на лобовой штурм, в результате которого погибли бы почти все. За невыполнение таких приказов ничего не было, кроме обретенной ненависти начальников. Этот же командир жестко наказывал за мародерство, за изнасилования - расстрел без суда и следствия.

Мой собеседник говорит, что противник разговаривает преимущественно по-русски. И их обычные разговоры сопоставимы с нашими.

От своего имени этот и другие солдаты боятся проговаривать правду. Проговоришь - отправят штурмовиком на верную смерть.

Заночевали в доме, во двор которого был прилет - погибли 3 человека.

7 МАЯ. Вновь с гуманитарной помощью в Тошковке, которая почти на линии огня. Постоянная артиллерийская стрельба. Но голод в поселке преодолен. Все более-менее есть. Из уст в уста и по интернету передавалась информация о бедственном положении в поселке - и из разных городов России, от Петербурга до Тюмени, пришла помощь от общественных, как правило религиозных, организаций. Но и трагедия произошла. Женщина на своей машине привезла помощь, немного выехала на обочину в Тошковке - и взлетела на воздух вместе с машиной. Имени женщины не знаем.

В мой прошлый приезд жительницы Тошковки утверждали, что это село никто специально не расстреливал. А в этот раз те же женщины утверждают, что ВСУ, а также ополчение ЛНР, специально стреляли по домам.

Заметно восстановление и строительство дорог. Становится лучше на глазах. Хотя местные обижены тем, что их не берут в рабочие, а последние завезены из Великороссии и получают по 300 000 руб в месяц!

8 МАЯ. Поступила информация, что голодают в освобожденном селе Варваровка. Спешим на помощь. По ужасной дороге. С намерением вступить в соработничество с уцелевшим в селе Свято-Ильинским мужским монастырем.

Нас встретил симпатичный доброжелательный священник Гермоген и несколько мужчин, работающих в монастыре. Были произнесены общие правильные слова за все хорошее, но распределять еду голодающим монастырь отказался: «Будут недовольные, кому-то достанется больше, кому-то меньше… Пусть власти этим занимаются, им передадим».

Мне надо было бы сказать, что сами монастыри веками спасали окрестных крестьян, свою паству от голода. Однако явно чувствовалось нежелание брать на себя заботу по распределению продуктов.

Проезжали также освобожденный городок под названием «Счастье». «Счастье» в руинах, но уцелел интернат для больных детей. В него уже приезжало Братство «За Державу обидно!» с гуманитарной помощью. Услышали: «От чего вы нас освободили? От финансирования и зарплат!». Понятно, что все наладится, но пока так.

Были и в поселке Кременная на передовой, в нее Братство тоже доставляет продукты. В поселке есть жители, даже дети. Идет беспрерывная артиллерийская дуэль. Продвижения сторон никакого.

В солдатах МО чувствуется что-то подневольное, помятое, при всей симпатичности и доброжелательности ребят, с которыми сталкивался. У немногочисленных вагнеровцев, с которыми тоже сталкивался, вид вольных бойцов, добровольцы.

В результате двух поездок на Донбасс следующие мысли:

Исторический опыт подсказывает, что так войны не выигрываются. Так довоюемся до военно-политической неудачи в той или иной степени. Она уже просматривается. Уже провал блицкрига (СВО как блицкрига) есть военно- политическая неудача. Так довоюемся до политического кризиса, в который уже втягиваемся в результате происходящей бойни. Последствия кризиса труднопредсказуемы, но вплоть до тяжелых.

Вспоминается Петр Великий. В 1700 году под Нарвой потерпел сокрушительное поражение от шведов, из всех полков Русской армии не побежали только два, потеряли всю артиллерию. Но Царь признал неудачу, объективно оценил происшедшее и за год создал новую армию с новой артиллерией. И стал побеждать!

Сейчас же прошло более года с начала российско-украинской войны. А до сих пор отсутствует правдивое осмысление происходящего со стороны верхов. Не чувствуется воли к победе и соответствующей энергии. Похоже, придерживаются стратегии: переждем… потом договоримся… рассосется…

Сталин понимал, что наше поражение чревато его гибелью. Поэтому по мере своих сил и способностей стремился к победе. Сегодня проводится сталинизация-советизация страны, но просматривается курс скорее на перемирие-мир, чем на победу. Разве что жизнь заставит побеждать?

В 1917-1918 годах не захотели брать Берлин, пришлось взять в 1945-м.

 

Владимир Лавров,

профессор, доктор исторических наук

(г. Москва)

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2023

Выпуск: 

3