«Мы, слава Богу, Русские!»
Культура семьи формируется
в результате длительной семейной памяти.
(Д.С. Лихачев)
Если Вам случится путешествовать по дорогам нашей страны, и Вы встретите город с красивым названием Великие Луки, не торопитесь покинуть его. А самое главное - не забудьте заехать в Мемориальный дом-музей академика И.М. Виноградова, что на улице Ставского в доме № 48. Если небольшой дом вначале Вам покажется неказистым, не спешите уходить. Взойдите на деревянное крыльцо, откройте дверь и Вас встретят светлые, уютные комнаты экспозиции, выстроенной на подлинных предметах и документах сына потомственного священнослужителя. Сам же дом-музей с прилегающей территорией, по сути, является образцом великолукской усадьбы конца XIX начала XX вв. Здесь прошли детство и юность выдающегося математика современности, ученого с мировым именем академика И.М. Виноградова.
Почти полвека И.М. Виноградов был директором Математического Института имени В.А. Стеклова АН СССР, руководил крупным научным коллективом, являлся видным организатором науки. А также, был просто человеком со своими поступками и привычками, со своей улыбкой и обаянием, со своим, если требовалось на то негодованием, со своей простотой и сердечностью.
Дом-музей хранит память о Человеке науки. Мы же почитаем его неподдельную любовь к Отечеству. В экспозиции дома-музея можно проследить не отрывочные, случайные моменты, а цельное последовательное отражение жизненного и творческого пути оригинального, самобытного, истинно русского человека.
Генеалогическое древо великого русского математика берет свое начало в глубине веков от двух старинных духовных династий: великолукской - Новские, откуда пошел род матери и холмской - Виноградовы.
Рожденный 14 сентября 1891 года в погосте Милолюб, что в 12 км. от города Великие Луки, будущий гений точных наук Иван Виноградов во всех своих личных документах с какой-то потаенной для советского времени настойчивостью и упрямством подчеркивал: «Сын сельского священника». В своем рабочем кабинете директора МИАН им. В.А. Стеклова в сейфе ученый бережно хранил богослужебные книги отца.
Наверно оттого, что с раннего детства видел, как любят своего деревенского батюшку отца Матвея прихожане за его служение им сердцем, за обращение к нему молитвенно испросить у Господа вразумления, научить беречь соборы своих душ. Отец Матвей был примерным семьянином, происходил из большой и бедной семьи, дорогу в жизни пробивал себе сам. Добрый, трудолюбивый и простой в общении человек, он пользовался любовью жителей окрестных деревень. Сохраненный академиком Виноградовым послужной список отца Матвея вмещает в себя множество должностей. Но более всего батюшка тяготел к школьным делам.
В научном архиве Дома-музея хранятся воспоминания одной из учениц церковно-приходской школы Марии Овчинниковой. Она пишет: «Я хорошо помню Матвея Авраамовича Виноградова - законоучителя церковно-приходской школы. Он был высокого роста, хорошо сложен. Обычно он очень бодро входил в класс и от двери бросая журнал на стол, громко кричал: «Дети, чудную молитву!» Он никого никогда не звал по фамилии. Обращался к нам так: «Мария-свет, сюда-сюда, говори, не останавливаясь!» И мы лепетали малопонятные нам слова молитв. Если отцу Матвею не нравилось наше чтение, если мы запинались, он брал журнал и махая им перед носом провинившегося громко кричал: «Худо, нехорошо, отвратительно. Поставлю сейчас коляжину в журнал жирную-жирную!» Только потом мы узнали, что единица старательно выводилась каллиграфическим почерком отца Матвея только для того, чтобы впоследствии легко быть переправленной на четверку».
В деревне Милолюб, где после венчания обосновалась семья Виноградовых, была прекрасная церковь на три престола и довольно большой приход - около 2000 душ. Семья жила спокойной размеренной жизнью, матушка занималась домом и воспитывала троих детей: дочерей Марию и Надежду и младшего сына Ванечку. Матвей Авраамович всегда был для детей примером трудолюбивого отца, вставал в 4 утра, косил, убирал двор, затем чисто мылся, облачался в рясу и шел служить в церковь.
Мать, Александра Федоровна, окончила Псковскую Мариинскую гимназию с серебряной медалью. Она хорошо успевала по математике и считала, что передала сыну свои способности, которые проявились очень рано. В возрасте трех лет, Ваня уговорил няню Пелагею научить его читать и писать тайно от родителей, считавших вредным раннее обучение. Пелагея показала ему букву «а», и велела в газете подчеркнуть все буквы «а». На следующий день и в последующие дни ученик получал ровно по одной букве, а, через месяц он знал весь алфавит и мог читать любой текст. Когда к Виноградовым в поместье пожаловали гости, родители захотели показать, чему научились девочки. Ваня тоже взял грифельную доску. Каково же было удивление присутствующих, когда они увидели надпись: «Иван Виноградов».
Когда Ване исполнилось восемь лет, а сестры учились в великолукской женской гимназии, в семье было принято решение перебраться в Великие Луки. Отец Матвей за пастырское рвение получает должность настоятеля Покровской церкви города, покупает участок земли на улице Долгой и перевозит из Милолюба свой дом и семью.
Переезд в город Ваня воспринял как трагедию. Ему нравился Милолюб, окруженный прекрасной русской природой. Впоследствии академик назовет свою малую родину - «моим великолепным детством». Великолепным от возможности быть раскрепощенным, независимым, часто общаться с природой. «Моим первым стадионом был лес, первыми преподавателями - деревенские мальчишки, загорелые, подвижные, крепкие», - так вспоминал о своем детстве Виноградов в день своего 90-летия. И добавлял к сказанному: «И еще пастухи, с которыми мы проводили много времени и на глазах которых играли в свои детские игры. Родители не мешали, считали естественным, что я целыми днями пропадал в лесу и на пруду, где в пять лет, построил плот и отправился на нем в свое первое плавание». Воспоминания о своих первых годах жизни в Милолюбе Иван Матвеевич хранил в своем сердце всю жизнь, с тоской и нежностью он вспоминал приволье полей, чистоту и девственность русской природы.
Мать Ивана Виноградова по приезде в город, занялась школьными делами. Она организовала в своем собственном доме школу, основной целью которой была подготовка детей к поступлению в средние учебные заведения Великих Лук. Будучи женщиной доброжелательной, добродушной, она редко повышала голос на своих учеников. Как вспоминал один из них, А.П. Лопырев: «Она иногда называла нас разинями и, стукнув кулаком по столу и увидев, как подпрыгнула при этом чернильница, она сама вместе со всеми весело начинала смеяться». Родственники считали, что у Александры Федоровны был особый математический дар, который она передала своим детям и всячески его развивала.
В Великолукском доме Виноградовых была прекрасная библиотека. Украшением ее были книги издательств Вольфа, Девриена, Голике и Вильборга, а также выписывалось немало периодических изданий. Благодаря такому крепкому и тщательному домашнему образованию в детях развились выдающиеся способности, и был заложен прочный фундамент для развития в науке.
Вскоре Ваня поступает в самое авторитетное учебное заведение города - Великолукское реальное училище. Обучение было платное - 25 рублей в год. Учиться было довольно трудно, дети проходили большой курс точных наук, два иностранных языка. Уже с 7 класса Ваня самостоятельно изучает элементы высшей математики по учебникам Лоренца и Поссе.
Кроме математики и книг, юный Ваня все время что-то мастерил руками, сначала игрушки для себя и соседских мальчишек, очень любил сооружать коляски, потом увлекся часами и гордился, когда собрал свои первые ходики, и они вдруг пошли.
В те же юные годы в жизнь Ивана Виноградова прочно вошла акробатика. В реальном училище был гимнастический зал, и мальчишки с удовольствием в нем проводили время. В дни подготовки к экзаменам, когда чувствовали, что утомились, Ивана ставили у стены, он упирался в нее двумя руками, подставляя спину, а на него усаживалось сразу по семь человек. Часто после уроков реалисты убегали на реку Ловать, купались, занимались греблей. Тяга к силовым упражнениям, бегу и активному образу жизни сохранилась у Ивана Матвеевича Виноградова до конца жизни.
В доме, на улице Долгой, по праздничным дням собирались все родственники, представители старинных духовных династий Виноградовых - Новских. Вечера проходили оживленно, дымился самовар, подавались ароматные пироги. Отец был превосходным рассказчиком, он занимал детей беседой, играми, в доме часто звучала музыка, девочки обучались игре на фортепиано и пели.
Немаловажную роль в формировании личностей детей Виноградовых сыграла любимая тетя Мария, родная сестра матери - Мария Федоровна Новская. Она окончила гимназию с золотой медалью «Государыня Императрица Мария Федоровна», преподавала арифметику в гимназии принца Ольденбургского в Лесном (Петербург), в великолукской женской гимназии, в сельских школах, работала воспитательницей в детском доме имени III-го Коминтерна в г. Великие Луки. Своей семьи не имела и много внимания и сил отдавала своим племянникам. Заметив способности Вани к рисованию, она привозила ему из Петербурга краски, кисти, бумагу, репродукции картин известных художников. Племянницы получили у тети первые уроки музыки. В гостиной дома стояло фортепьяно, и барышни осваивали музыкальные азы по дореволюционным сборникам русских и зарубежных композиторов. В гостиной дома часто ставили спектакли. Домочадцы с увлечением работали над сценарием и музыкальным оформлением спектаклей. Мария Федоровна смогла увлечь своих племянников и дать толчок к развитию их творческих способностей.
Все дети семьи Виноградовых прекрасно учились. Завет постоянно учиться был главным родительским заветом, внедренным в сознание детей Виноградовых собственным примером родителей. В семье радовались вместе каждому успеху. Мария и Надежда с отличием окончили Великолукскую женскую гимназию, а затем обе поступили в Петербургский политехнический институт. Само поступление туда для девушек в начале XX века было затруднено. Сестрам Виноградовым пришлось выдержать дополнительные испытания на аттестат зрелости при мужской гимназии. Несмотря на успешно сданные экзамены в институт, Надежда и Мария до 3 курса числились «посторонними слушательницами». Мария умерла в 1919 году, успев написать дипломную работу, изданную отдельной книгой «Потребление водки в России и урожай». Надежда Матвеевна Виноградова - профессор, доктор экономических наук, заведовала кафедрой статистики в Московском Финансово-Экономическом Институте им. С. Орджоникидзе. Умерла в 1975 году.
После смерти сестры, оставшись один, Иван Матвеевич все чаще вспоминал свою малую родину, свой родной Милолюб, своих ушедших родителей. Он высоко ценил их жизненные примеры, считая маму своей духовной наставницей, а отца высоким примером служения своему делу.
В дневниковых записях Ивана Матвеевича сохранились напутственные слова отца Матвея, провожавшего сына в Петербургский университет: «Учись сынок и не гонись за деньгами».
Пройдут годы, и уже к маститому академику Виноградову, к крупнейшему специалисту в мире по аналитической теории чисел, директору Математического Института им. В.А. Стеклова Академии Наук СССР одна из московских корреспонденток обратится с вопросом, чтобы он непременно порекомендовал, в первую очередь, прочитать молодым ученым? Иван Матвеевич не задумываясь ответит: «Повесть Гоголя «Портрет», чтобы поняли главное - невозможно достигнуть вершин творчества, если думаешь о том, как попутно набить себе карман. Только чистыми руками и самоотверженным трудом делается настоящая наука…»
Многие из математиков называли любимый афоризм академика Виноградова: «Мы, слава Богу, русские!»
И.М. Виноградов прожил 91,5 год, это была достойная, плодотворная, наполненная словно родник жизнь. Более 140 оригинальных научных трудов Ивана Матвеевича Виноградова вошли в золотой фонд математики. Но, не только прекрасные открытия математика достались нам в наследство. А и добрый пример его честно прожитой жизни, преданного отношения к людям и к главному делу, каким для него была Математика.
На обложке Нового Завета - родового Евангелия из Милолюба (1753 г.) химическим карандашом рукой Ивана Матвеевича сделана запись: «ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься».
Все неразрывно в истории. Как нет характера человека без событий и впечатлений, заложенных в детстве и юности, так нет характера народа без понимания прошлого, без сохранения его традиций, обычаев, культуры, накопленных веками.
Татьяна Бобкина,
руководитель Мемориального дома-музея академика И.М. Виноградова