Сергей Зыков: «Пока живы наши песни, жива и Россия…»
В репертуаре Сергея Зыкова – сотни песен и романсов… Песни военных лет и белогвардейские романсы из репертуара Валерия Агафонова, шлягеры советской эстрады и песни духовные… Когда в его исполнении звучит «Ноктюрн» А. Бабаджаняна, то перед глазами встаёт незабвенный образ М. Магомаева. Мало кому удаётся достойно представлять репертуар такого выдающегося мастера! Особая статья – романсы на стихи Н.Рубцова и С.Есенина, звучащие так проникновенно, так по-настоящему народно и тепло. Сергей и сам чем-то в иные моменты напоминает Есенина…
Он родился в Кировской области в семье простого кочегара и учительницы литературы. Певцом, несмотря на редкие вокальные данные, становиться не собирался. Но в его судьбе случилось нечастое – армия помогла. Именно с армейской самодеятельности начался путь на большую сцену. Сегодня Сергей Зыков - известный петербургский певец, с успехом гастролирующий по всей России, обладатель Гран-при «Романсиады-2007» и I премии на Международном фестивале православной духовной песни «Невские купола». Особое место в его репертуаре занимают произведения тех поэтов и композиторов, в которых отражены лучшие проявления русской души: любовь к Богу, к матери, к родному дому, созерцание красоты родной природы, любовь к своему народу и своей Родине.
- В этом году мы отмечали 75 со дня рождения Н.М. Рубцова и 40 со дня его кончины. В вашем репертуаре много романсов на стихи поэта. А что для вас самого – поэзия Рубцова?
- Поэзия Рубцова для меня ничто иное, как выражение собственных мыслей в отношении любви к Родине. Рубцов один из не многих кто с щемящей болью поет о всем том, что так безудержно покидает нас, уходит в историю, которую нам успешно помогают забывать. Желание не упустить того малого, что еще греет душу и заставляет гордиться своим народом и Отечеством (именно Отечеством, я уже давно перестал верить в наше государство) привело меня к поэзии Рубцова, Есенина и Клюева. Именно их словами говорит мое сердце о Родине.
- Не так давно вы были на гастролях в Вологде. Какое впечатление осталось у вас от пребывания на родине Рубцова?
Вологда — прекрасный город с великой историей. Очень порадовало то, что многие Вологжане не только знают о своем великом земляке, поэте Рубцове, но и прекрасно ориентируются в его творчестве, биографии, любят и знают наизусть многие его стихи. Чудесный фестиваль «Рубцовская Осень» проходит каждый год, и, честно сказать, я думал, что именно в это время город живет бурной и яркой жизнью, но я ошибся — огромное количество ярмарок проходит в Вологде, праздников, гуляний, город буквально пестрит от множества клумб с цветами, приятно пройти по чистым, выметенным улицам. А уж что говорить о публике на концертах, о таком благодарном слушателе мечтает каждый артист. После встреч с Вологжанами не хочется завоевывать признание всего Мира, оттого, что, кажется, большего признания своего творчества и быть не может!
- Вы много гастролируете по России. Каковы ваши впечатления от провинции? Как принимают вас зрители? Каковы, как вам кажется, культурные, духовные потребности людей? Справедливо ли насаждаемое мнение, будто эти потребности таковы, что их аккурат удовлетворяет наше телевидение?
- Я сам родился в маленьком провинциальном городке Орлове Кировской области, впечатление у меня одно — провинция исчезает как в физическом, так и в духовном своем содержании. Это как раз то самое, о чем писал Николай Рубцов, за что болел всей своей душой. Люди уезжают по объективным причинам. А те, кто остаются, уже мало чем отличаются в своем сознании от тех, кто живет в огромных мегаполисах: зацикливаются на своем собственном благосостоянии, либо на безудержном пьянстве (в провинции две крайности), и забывают о тех, кто рядом, о добром соседстве, о гостях без приглашения, о ключах под ковриком. Дети, благодаря великому и могучему интернету, знают лучше взрослых о черных сторонах жизни и уже с трудом объясняются на приличном Русском языке без фени и мата. Честно говоря, мнение о потребностях не навязано, а вполне оправданно и закономерно, и об этом можно написать целую научную диссертацию, чего я, конечно же, делать не буду, пусть этим занимаются ученые умы. Я же в свою очередь буду бороться, силами своего творчества, с этим невежеством, грязью, безразличием и бездуховностью. Скажу только одно, сегодняшнее массовое искусство — это кучка любителей и ремесленников. На гармониях в три аккорда и поэзии бытового характера наше государство воспитало несколько поколений, отчего теперь люди, пытаясь слушать и вникать в поэзию или музыку более серьезных форм и глубины содержания, как трехлетние дети, слушающие вместо сказок повесть Достоевского, быстро утомляются и теряют к тому всякий интерес. Если говорить о людях, приходящих на мои концерты, то это скорее исключение из общего правила. И все же есть место радости в моем сердце оттого, что людей таких становиться год от году все больше, а огромная заслуга в том тех артистов, которые смогли пробить каменную глыбу формата СМИ и вынести свое творчество на широкую аудиторию через телевидение и радио — я говорю об Олеге Погудине и Евгении Дятлове. Дай Бог им здоровья и душевных сил не предать избранного ими пути! Таких сподвижников не мало и всех не перечислишь, но эти двое, безусловно, одни из талантливейших и везучих.
- Нередко приходится слышать мнение, что сегодня нет настоящей музыки, не сочиняют ничего, кроме песенок-однодневок. Вы работаете со многими современными композиторами. Расскажите о них.
- Именно «песенок-однодневок», иначе и не скажешь. Сейчас многие называют себя композиторами, но масштаб таланта автора заключается не в количестве им написанных нот, а в их последующем испытании временем. Да, сейчас есть такие композиторы, которые, я уверен, выдержат это испытание и их произведения войдут (или уже вошли) в ряды мировой и бессмертной классики. Я назову лишь некоторые имена, с кем мне посчастливилось поработать и быть знакомым лично — это Александр Морозов, Андрей Петров, Александр Лепехин, Валерий Минкин, Анатолий Кальварский, Исаак Шварц...
О каждом говорить в отдельности можно очень долго, пусть это лучше останется поводом для очередных статей в Вашем издании. Лучше сейчас сказать о них самое главное, что всех их объединяет и выражает высшую задачу любого творческого начала — это желание показать все самое лучшее в проявлениях человеческой души, найти противовес к несправедливостям в мирской жизни путем раскрытия всего лучшего, что в нас должно быть.
- В своё время судьба подарила вам встречу с таким выдающимся композитором, как Андрей Петров. Расскажите о нём, пожалуйста.
- Да, с Андреем Павловичем я познакомился в 2005 году на конкурсе «Весна романса», он был председателем жюри. Первое что меня поразило — это, не свойственная людям с его известностью в мировом музыкальном мире, скромность. Я ни разу не слышал от него повышенного тона, недовольства, бахвальства, напоминания собственных заслуг. Образно говоря, он, будучи настоятелем храма искусств, был с трепетным отношением послушника в нем. Он никогда не навязывал собственного видения к своим произведениям. Однажды я готовил несколько произведений, и одно из них вызывало у меня некоторые сомнения в прочтении (романс на стихи Блока «Я пригвожден к трактирной стойке»). Я спросил Андрея Павловича, находит ли он в нем человека смирившегося со своей судьбой или в нем еще есть вера в то, что трактирная стойка это не то, что он увидит последним в своей жизни? На что Андрей Павлович ответил: «Сергей, я в полной мере тебе доверяю, и все, что ты решишь выразить в этом романсе, будет только твоим. Я, как композитор, сказал свое слово в звуках музыки, теперь твоя очередь стать вместе со мной соавтором в этом произведении, главное не соври и будь честным в первую очередь с самим собой». С тех пор я понял, что главное в творчестве, в романсе не задачи которые ставит перед собой герой произведения, а то что я хочу сказать данными мне композитором и поэтом средствами и только тогда люди поверят мне.
- В чём вы видите задачу своего творчества (и искусства вообще)? Что для вас в нём самое главное? И каковы ваши планы на будущее?
- На эти вопросы я уже ответил средствами других, вышесказанных мной ответов, поэтому не стану повторяться, а вот что касается планов на будущее, скажу с некоторой долей таинственности. Всего раскрывать не стану, не из-за суеверия, а из-за того, что не все может получиться, и не хочу тем тревожить ни себя, ни кого другого. Но абсолютно точно могу сказать, что не за горами выход нового диска с песнями Арно Бабаджаняна и появления новой программы казачьих песен повествующих о боевых подвигах наших предков. Ведь любые документы можно уничтожить, сфабриковать, а песни исчезают только вместе с народом. А посему, пока живы наши песни, жива и Россия, а с ней будет жить и наша история, и наша гордость, и наша слава!
Беседу вела Елена Семёнова
_______________________