Роман и Дарья Нуриевы. Записки сельских учителей

Школа и безнравственность

 

Статья, не попавшая в колонку «Первые впечатления» «Учительской газеты»

 

Земские школы конца ХІХ - начала ХХ века, предшественницы нынешней общеобразовательной системы, были рассадниками безбожия, материализма. Их символ – неудавшийся священнослужитель, учитель математики Варнава Препотенский. Тем не менее, не только отходившая от веры дореволюционная школа, но даже и её советская, атеистическая  преемница продолжала воспитание детей в рамках нравственных устоев. Более того, несмотря на декларируемый материализм, прививаемые школьникам ценности были весьма идеалистичны. Так, будущим гражданам внушалось, что человек должен трудиться на благо всего общества, а не только ради личной выгоды, воспевалось стремление к самопожертвованию, а карьеризм и мещанство порицались.

Постсоветское общество утратило систему нравственных и идеологических ценностей. В соответствии с этим воспитательная функция школы всё умаляется с течением времени. «Инженерами человеческих душ» стали телевидение и масс-культура, потакающие самым низменным устремлениям. Жертвами этого процесса стали и учителя – такие же телезрители, как их ученики. В нынешней школе можно ввести курс хоть религиозного, хоть светского нравственного воспитания, но человек, сам принадлежащий к системе современной антикультуры, не может помочь своим младшим товарищам по несчастью. Здесь как раз тот случай, когда и врач требует исцеления.

Читателю может показаться, что наша статья – банальное старческое брюзжание людей,  которым сложно перестроиться на новый лад. Отнюдь. Мы, муж и жена, самые молодые учителя нашей школы, работаем первый год.  Мысли, которыми мы желаем поделиться – свежий взгляд новопришедших работников образования.

Для понимания того, что стало в наше время со школой, весьма показательна профессиональная газета, «Учительская». Возьмём для примера случайный первый номер, с которым мы познакомились, от 11 октября 2011 г.

Встречают, как известно, по одёжке. С этого и начнём свой разбор. Рубрика «Зеркало в учительской» предлагает нам идеал того, что должно было бы в этом зеркале отражаться. Автор, Э. Денисова, при этом настолько увлекается, что всерьёз начинает отговаривать вполне реальных, современных учительниц не носить норковые и лисьи меха, ибо это не экологично… Рекомендует же одеться в «платья и блузки, ЦЕЛИКОМ ВЫПОЛНЕННЫЕ ИЗ КРУЖЕВА» (выделение наше – Р&Д). Для учеников это будет, по словам Денисовой, «зрелище завораживающее, манящее и полное тайны». Так утверждается образ учительницы как рядового члена нашего развращённого общества, где женщина, не вызывая нареканий окружающих, всегда может одеться так, как представительница древнейшей профессии. А что же у такой «училки» должно содержаться в голове?

Подсказкой для ответа на этот вопрос нам послужит  статья из рубрики «Гость “УГ”», адресованная учителям литературы. Если любительницы жёлтой прессы имеют возможность заглянуть в постель к знаменитостям, то учителям предлагают более интеллектуальное чтиво – например, о сексуальной жизни Ахматовой. «Просто» литература уже неинтересна на фоне содома современного медиа-пространства, теперь и учителю литературы хочется вместе с такими исследователями, как Катаева, постоять за занавеской в спальной Пушкина или Пастернака. «В жизнеописании великих людей не должно быть запретным тем» – внушается педагогам.

Рубрика «КультПросвет» знакомит учителей с матерным фильмом-экспериментом, который уместнее было бы назвать фильмом-экскрементом. Мат для героев фильма – «это их единственная и основная речь». Слушая его, журналистка (женщина!), по собственному признанию, хлопала себя по коленке, восклицая: «Во загнул». По её мнению, дегенераты, запечатлённые в этом документальном кино, выражают чувства не примитивные и не убогие… «Кстати» (?!) она замечает, что учителям посмотреть это «профессионально необходимо». Зачем же? «В качестве очередного курса повышения квалификации», – поясняет Хрусталёва.

Детский мат не является редкостью в нашей школе. Если в коридоре он вполне откровенный, то в классе это ругательства-эвфемизмы, которые вовсе не считаются недопустимыми. Как видим, message статьи уже дошёл до адресата: брань вошла в жизнь современной школы. Теперь речь может идти только о поставлении её в какие-то рамки. У нас так уже произошло и с курением: оно преследуется не как таковое (опытным педагогам такая мысль почему-то просто смешна), а только на территории школы.

От «культпросвета» газета переходит к жёсткому «секспросвету» – пока что, правда, в рубрике «Факультатив». Размещённая здесь статья Сергея Лебедева посвящена «Лолите» Набокова. Автор полагает, что если о сексе с малолетними писать высокохудожественно, без «сальности, пошлости, мерзости, грубости», то такая книга может стать прекрасным произведением о любви. Таким образом, педофилия, по его мнению, тоже может быть любовью, она не является чем-то омерзительным сама по себе. Педофильский роман он предлагает изучать в школах. «Мир, – считает он, – наверное, был [бы] куда светлее и прекраснее, если бы половое просвещение подростков начиналось» с такой литературы, «а не с пошлых сайтов и дисков». Учителю предлагается говорить со школьниками о сексе, в том числе запрещённом, подавая предмет в красивой упаковке изящной словесности или иллюстрируя его «незабываемыми по красоте античными скульптурами Эллады» (хотя почему не рельефными изображениями «Камасутры»?).

Выходит, что преподаваемое в школе должно быть уравнено по содержанию с масс-культурой. Легализация пошлости, разврата, мата и прочей низости в официальной культуре уже осуществлена. Теперь пришёл черёд предоставить всему этому место в жизни школы, в школьной программе, чему и способствует «Учительская газета».

Статья о Набокове вводит показательную антитезу: «Лолита» – «порнография ли это или произведение изящной словесности»? Антитеза эта ложная. Вне зависимости от ответа на этот вопрос данный роман воспевает педофилию. И если он делает это не порнографично, а художественно – тем хуже. Ведь в том же номере, в разделе «Криминал», рассказывается об учителе танцев, совращавшем маленьких мальчиков. Почему столь схожие явления попадают в столь разные рубрики? Только потому, наверное, что корреспонденты «Учительской газеты» ещё не познакомились, например, с творчеством такого известного писателя, как Юкио Мисима – с его высокохудожественными описаниями однополой любви.

В реальной жизни школы гомосексуализм пока никак не пропагандируется. Зато девочкам, ещё не достигшим половой зрелости, навязывают модель поведения не только безнравственную, но и несообразную с их возрастом. Так, на концерте, посвящённом «Дню учителя», где мы впервые присутствовали в качестве педагогов, ученицы 3-6 классов порадовали педколлектив танцем живота – эротической пляской из гаремного репертуара. На детских лицах не было и малейших признаков стыда. Никто из наших коллег не посчитал танец чем-то предосудительным…

Нет, теперь такие вещи объявляются не только не предосудительными, но и, как пишет С.Лебедев о Набокове, «созвучными нам сейчас как никогда» ощущением «личной свободы»: «той самой свободы, к которой мы только что (так у автора. – Р&Д) начинаем двигаться…». Свобода ли это? Как мат обращает речь к половой сфере, так туда же всегда скатывается и безнравственность. Ей никуда не уйти от своей ограниченности. Калейдоскоп из прозрачных кружевных платьев учительниц и трясущихся голых животов их малолетних воспитанниц, фильмов-экскрементов, подглядываний за интимной жизнью писателей, педофильских романов – всё это порочный круг вариаций на одну и ту же тему. Но ограниченность по определению противоположна свободе. Всё это – не что иное, как рабство низменным страстям.

Конкурс «История успеха»: Чему научили карельских школьников последователи нигерийского пастора

 

С самого начала учебного года в школах Лахденпохского района и Сортавалы запестрели объявления о необычном конкурсе – «История успеха». Молодёжи от 14 до 30 лет предлагалось изучить жизнеописания великих людей из нарочито составленного списка, выделить принципы, благодаря которым те достигли успеха, и подумать над тем, как эти принципы можно применить к собственной жизни. Результаты своего исследования участники должны были оформить в виде краткого видеообращения, которое требовалось разместить в сети Интернет. Выполнить все эти условия удалось 38-ми представителям двух районов Приладожья. Итоги конкурса были подведены на молодёжном вечере в ЦДТ г. Лахденпохьи 25-го ноября сего года.

Организаторами конкурса выступили молодёжное объединение «Творцы истории» и Центр детского творчества, при поддержке совета женщин «Надежда» г. Сортавалы и молодёжного объединения «Когорта молодых». Авторами его являются супруги Андрей и Екатерина Казицкие. Их проект был избран Госкомспортом республики Карелия, обеспечившим государственное финансирование конкурса.

Нестандартность этого конкурса состоит в том, что он поднимает глубокие мировоззренческие, ценностные проблемы. Нам, как публицистам, часто обращающимся к такого рода темам, трудно было остаться в стороне от этого мероприятия. Для того, чтобы вполне оценить данный проект, мы стали его непосредственными участниками, и теперь готовы поделиться результатами своего расследования.

 

Карнеги в стране Толстого и Достоевского

 

Успех – одно из  ключевых понятий общества потребления, в которое выродилась  современная цивилизация. Взглянув на эмблему конкурса – безликого делового человека с дипломатом, шагающего вверх по лестнице – можно было предположить, что к изучению будут предложены биографии таких деятелей, как Дейл Карнеги, Джордж Сорос, Брюс Уиллис и т.п. Однако, в действительности список включал в себя людей, назвать которых успешными означало бы полное непонимание их жизни. Представьте себе журналиста Би-Би-Си, приходящего к Гоголю, которого современники считали фанатиком и сумасшедшим: «Николай Васильевич, поделитесь секретом своего успеха. Очевидно, Вам помогла коммуникабельность? Пожелайте что-нибудь нашим слушателям, чтобы и они нашли путь к гарантированному успеху». Спокойный, интеллигентный Гоголь просто промолчал бы в ответ на этот примитивный, американский вопрос, продолжая сжигать рукописи «Мёртвых душ» – неудачную попытку изобразить не только успешных рвачей, но и по-настоящему положительных героев. А вот Толстой и Достоевский сдержались бы навряд ли. Впрочем, последний и предсказывал: «Наступает (…) матерьялизм, слепая, плотоядная жажда личного материального обеспечения, жажда личного накопления денег всеми средствами»[1].

Именно это вопиющее противоречие между мировоззрением людей, биографии которых изучали участники конкурса, и современным пониманием успеха и создаёт ту нравственную, ценностную проблему, которая стала причиной нашего интереса к проекту. Сами его устроители, однако, этой проблемы не осознавали. Так, в одном из рекламных роликов конкурса И.Ф. Богатырёва, педагог-организатор Сортавальского колледжа, обращается к ребятам со словами: «Каждый из вас хотел бы иметь достойную работу, высокооплачиваемую, хорошую семью, дом, красиво и весело отдыхать, организовывать свои путешествия. Если у вас есть эта мечта, и вы до сих пор не знаете, каким образом достичь этой мечты, получить то, о чём вы мечтаете, то считаю очень полезным и необходимым ваше участие в этом проекте»[2].

Участники конкурса, таким образом, оказались в сложной ситуации. Им пришлось выполнять задание на материале, который не отвечал предъявленной теме. Впрочем, выкрутились они легко: просто не стали анализировать биографии, лишь формально упоминая в своих обращениях имена, никак не связывая свои принципы с конкретными людьми. Этого мы и ожидали. В одном из подготовленных нами роликов мы даже заранее спародировали такой примитивный подход. После перечисления нескольких фамилий и нескольких общеизвестных принципов (трудолюбие, сила воли, коммуникабельность, оптимизм), затем повторённых в разных вариациях всеми участниками, заявлялось, однако, что эти принципы могли быть характерны и для многих других людей, они никак не передают суть «успеха» именно тех, кто был представлен в списке. Да и понимался ими «успех», то есть цели их деятельности, иначе, чем нашими современниками.

Содержание конкурсных работ было ожидаемо не только для нас, но, конечно, и для организаторов. Этот результат отчасти ими и был подготовлен. Со многими детьми проводился инструктаж в форме коллективных тренингов или частных пояснений. Например, мы сами слышали от А. Казицкого, что можно назвать принципом отношений с близкими – честность, принципом поведения на работе – трудолюбие, и т.д. И вот, в видеообращении одной из школьниц звучит: «Честность я буду использовать в личной жизни, она мне поможет быть со своими близкими…, не обманывать ни в чём, и тогда люди потянутся ко мне и будут для меня что-то делать… Мудрость, решительность, трудолюбие – это я буду использовать в школе»[3]. Заметим, что цель конкурса официально формулировалась как «повышение уровня воспитания духовно-нравственного сознания молодёжи». Что же это за нравственность, проповедующая двойной стандарт в отношениях с людьми?

 

Конспиративная проповедь

 

Ясно, что за конкурсом со столь явной мировоззренческой направленностью стоит определённая система взглядов его организаторов. Супруги Казицкие являются активными последователями нигерийского пастора Сандея Аделаджи и его церкви «Посольство Божье». Здесь нет ничего недопустимого: каждый человек волен исповедовать ту веру, которую считает истинной. Более того, всякий имеет право проповедовать свою религию – но делать это открыто, и не пользуясь своим служебным положением. Легальность проповеди тем более ожидаема от религиозной организации, называющей себя «посольством».

Особо высокие требования в этой связи должны предъявляться к педагогам, ведь они имеют дело с детьми, контингентом внушаемым, с неустоявшимся мировоззрением. В своей учительской практике нам не раз приходилось сталкиваться с такими вопросами, как: «кто прав – красные или белые?»; «есть ли рай и ад?» и т.п. Ребёнок часто воспринимает слова учителя некритично, как единственно правильное мнение. Однозначный ответ на такие вопросы введёт ученика в заблуждение. По сути это будет навязыванием ему своего мнения.

Отмеченная нами противоречивость задания конкурса связана с тем, что здесь на русскую почву переносятся протестантские принципы, согласно которым материальное благополучие связано с избранностью человека Богом. А церковь Сандея Аделаджи, недавно отпраздновавшая 17-ю годовщину своего основания, настолько увлеклась развитием этого принципа, что даже заслужила порицание от более традиционных протестантских деноминаций. Ещё в 2008 г. лидеры евангелических церквей Украины, где и проживает Аделаджа, сделали заявление, в котором осудили его за «стремление к созданию культа личности; методы и деятельность, основанные на саморекламе, преувеличении своих заслуг и неправде; лжеучение об обогащении, грех сребролюбия»[4]. Теория успеха Сандея Аделаджи не встретила понимания не только у религиозных лидеров, но и у правоохранительных органов. Хотя последователи Аделаджи гордятся тем, что «президент Виктор Ющенко письменно выразил благодарность пастору Сандею за активное участие в “Оранжевой революции”»[5], МВД Украины обвинило его в мошенничестве и создании финансовой пирамиды[6]. А ФСБ России запретила ему въезд в страну, посчитав, что он представляет угрозу для её обороноспособности и безопасности[7].

Мы не берёмся судить о справедливости всех этих обвинений. Нас волнует то обстоятельство, что организаторам конкурса, к сожалению, не удалось обойтись без религиозной пропаганды. Сама идея проекта неслучайна. Понятие успеха является центральной категорией вероучения «Посольства Божьего». Не только в программной книге «Успех во всём», но и в остальных своих трудах Аделаджа очень много говорит об успехе. «…Все верующие обязаны быть успешными в жизни». «Никто из вас не будет заурядным, не будет бедным. Никто из моей семьи не будет ходить пешком, никто не останется без квартиры. Все мы будем богатыми, довольными, счастливыми, уважаемыми людьми, потому что так сказал Бог». «Бог — источник успеха. Вы — его ребёнок, и успех уже заложен в вас, поэтому вы должны быть успешны. Настройте себя на это!»[8].

Мы не можем сказать, как именно настраивались школьники на проводившихся с ними тренингах. Но даже на таком мероприятии, как церемония награждения, мы столкнулись со скрытыми формами манипуляции аудиторией. Во-первых, учащимися Куркиёкской школы (в которой и проводились тренинги) была разыграна сценка со странным сюжетом. Это, по сути дела, была известная  евангельская притча о блудном сыне, вывернутая наизнанку. Главные герои постановки, брат и сестра, задумались там над вопросом, который никогда не волнует детей в жизни, но считается краеугольным пастором Сандеем – как стать успешными. Окружающие их взрослые предстали перед зрителями с завязанными глазами: они объясняли детям, что нужно стремиться к успеху уже во взрослой жизни, и потому изображались на сцене слепыми. Недовольные дети ушли из дома, и нашли секрет успеха на стороне. Когда они вернулись, родители «прозревают» – т.е. уступают детям. Эта крайне непедагогичная история может быть на руку только тем, кто психологически подготавливает детей к мировоззренческому конфликту с родителями.

Во-вторых, после награждения победителей залу предлагалось спеть песню, текст которой отображался на экране. Никак не оговаривалось, что это произведение из репертуара протестантской группы «Ханаан»[9]. Особенностью творчества таких групп является его ярко выраженная миссионерская направленность, а также то, что подобные песни имеют богослужебное применение.

Наконец, в качестве поощрительного приза на вечере были вручены аудиокниги «100 биографий успешных людей». Этим вполне раскрывалась подлинная идея конкурса, о которой мы поначалу только догадывались. Здесь нет рассказов ни об одном из людей, биографии которых изучались в рамках конкурса, зато можно услышать о Дейле Карнеги, Джордже Соросе и Валентине Юдашкине. Между ними скромно затесался далеко не скромный текст, восхваляющий пастора Сандея Аделаджу. Это не просто рассказ о нём, а именно проповедь и активная реклама. На обложке диска можно увидеть и фотографию успешного нигерийца. «По воле Бога в феврале 1994 года Сандей Аделаджа основал в городе Киеве христианскую церковь… Божий избранник, вся жизнь которого посвящена Господу, сделал огромный вклад в возрождение духовности украинского народа. (…) Простые библейские истины, содержащиеся в его книгах, помогут вам обрести мир и радость, избавиться от страха, болезней, неудач, и смело смотреть в будущее»[10] – вот чему учатся теперь школьники лахденпохского района.

 

К сожалению, в силу некомпетентности многих работников нынешней системы образования, не исключая её контролирующих органов, современная школа слабо защищена от пропаганды, в том числе религиозного характера. И если чиновники Госкомспорта видели проект конкурса лишь на бумаге, то Лахденпохское районо, принимавшее участие и в работе жюри, и в церемонии награждения, действительно сыграло роль взрослых с повязками на глазах.



[4] Протестантские лидеры Украины - Сандей должен оставить служение! http://godembassy.info/index.php?option=com_content&task=view&id=119&Itemid=1

[5] 100 биографий успешных людей. Аудиокнига. Студия «TV-SMITHY», 2011. Биография №69.

[10] 100 биографий успешных людей. Аудиокнига. Студия «TV-SMITHY», 2011. Биография №69.

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2012

Выпуск: 

1