«Следует допустить в эфир духовных авторов…». Интервью с Евгением Даниловым
Евгений Данилов – человек разносторонний. Поэт, журналист, продюсер, литературовед… Ведет эфир на радио «Благовещение», работает на телевизионных проектах, публикует интервью со звездами театра, кино и эстрады в печатных изданиях. Как текстолог подготовил к печати книги произведений двух выдающихся русских духовых поэтов – Александра Александровича Солодовникова (1893 – 1974) и Наталии Даниловны Ануфриевой (1905 – 1990). Выпустил 5 поэтических сборников, в 2010 г. у него вышел диск песен «Небесные пастухи», а буквально на днях – новый диск песен о России «Дорогой Иова». О русской духовной песне и пойдёт наш разговор.
- Евгений, откуда у Вас этот интерес к духовной русской песне?
- Интерес у меня давний, еще в 1980-е гг. я слушал ходившие в магнитоиздате записи иеромонаха Романа, позже в 1988-1991 гг. был его представителем в Москве, а в начале 1990-х познакомился с Еленой и Александром Михайловыми, которые только что выпустили первый свой магнитоальбом, он назывался, как и знаменитый сборник Александра Солодовникова - «Слава Богу за всё». Актеры, которые пришли в церковь, и стали возрождать забытый и запретный жанр русских духовных стихов. Потом произошло знакомство с творчеством Владимира Григорьевича Волкова, ныне, к сожалению, покойного. Затем я познакомился с эстрадными переложениями русских духовных стихов и оригинальными песнями архидиакона Романа (Тамберга), эконома Данилова монастыря, в 1998 г. он, увы, погиб.
Я даже сделал кассету с записями духовных песен под названием «Искорка Божья» и дарил ее знакомым и друзьям. Но более активный, по сути дела, уже профессиональный интерес, возник с начала 2007 года, когда священник Андрей Спиридонов пригласил меня вести эфир на радиопрограмме «Благовещение». «Благовещение» возникло с 2005 года по инициативе протоиерея Димитрия Смирнова.
- Так это частный медиа-ресурс?
- По сути дела, да. Сейчас мы вещаем через Интернет, есть сайт – www.radio-blagoveshchenie.ru. Все православные электронные СМИ в России, коих очень мало, и у которых весьма ограниченные возможности, возникли как инициатива, идущая снизу. Так произошло и с радио «Радонеж», где у нас сейчас идет 1 час вещания с 18-00 до 19-00, так было и с радио «София», точно также обстоит дело и с православными малоформатными телеканалами «Союз», «Спас» и «Радость моя».
- Это нормальная ситуация?
- Совершенно нет, на мой взгляд. Духовно-просветительские некоммерческие проекты должны поддерживаться государством. Точно так же как канал «Культура». Там нет рекламы, и, тем не менее, этот телеканал существует и оплачивается из госбюджета. Точно такая же поддержка – финансовая плюс льготы по налогообложению и за оплату сигнала, должны проявляться и в отношении упомянутых мною выше электронных СМИ. Сейчас много говорят об Общественном ТВ, которое должно будет существовать на деньги граждан. Не худо бы учесть опыт религиозных СМИ, которые многие годы так и существуют, вернее, выживают, на деньги граждан и верующих меценатов. На самом деле, для нашей страны оплачивать несколько радиостанций и телеканалов – вполне по силам. Была бы политическая воля. Но ее пока нет.
- А в этих СМИ духовная песня как-то представлена?
- У нас на «Благовещении» представлена, довольно часто в эфире появляются беседы с духовными бардами, реже с эстрадными исполнителями, пишущими песни духовного содержания. На «Радонеже» этот жанр представлен хуже. На телеканале «Радость моя» есть эфир «Поверх крыш», где духовная песня порою звучит. На екатеринбургском телеканале «Союз» также иногда и авторы появляются, и их произведения. На канале «Спас», недавно переданном одним из его владельцев РПЦ, песни духовные, по-моему, практически не звучат. Не могу понять, почему.
- Кого Вы считаете наиболее интересными авторами и исполнителями, работающими в жанре русской духовной песни?
- Их очень много. В свое время одно мультимедийное издательство предложило мне составить антологию русской духовной песни. Дело было накануне кризиса, и идея из-за этого не реализовалась. Но, когда я начал обдумывать, как осуществить эту идею, я понял, что это море, океан. Я сам, занимаясь этим жанром как радиоведущий, знаю в основном лишь представителей первого ряда, которые активно концертируют, и благодаря этому известны публике, и авторов, которые живут и работают в Москве. Провинция уже мне менее известна.
- А есть ли интерес к этой песне со стороны слушателей?
- Разумеется, есть. Об этом свидетельствуют полные залы на концертах тех исполнителей, которые профессионально занимаются выступлениями. Имею в виду и Анну Широченко, и Светлану Копылову, и матушку Людмилу Кононову, и выдающуюся русскую певицу Татьяну Петрову, и Евгению Смольянинову, и Олег Погудин, да и многих других. Люди выпускают периодически диски с новыми песнями, у кого-то их записи можно приобрести в церковных лавках, в магазинах при храмах.
- Еще несколько имен назовите.
- Могу кого-то забыть, уж извините. Кроме упомянутых выше: священники Евгений Тремаскин, Геннадий Ульянич, Георгий Белодуров. Духовные барды Лена Баранник, Яна Суворова, Елена Новосельцева, Борис Лазарев, Борис Муратов, авторы и исполнители духовных и патриотических песен и романсов Дима Швед, Даша Алексеевская.
Близкие к «эстрадному» направлению духовной песни певица и композитор из Санкт-Петербурга Анна Абикулова, маленькая женщина с диапазоном голоса в 4 октавы, художник Анатолий Кашка, звонарь и музыкант Евгений Фокин, Таисия Пушкова, Фотина Никольская.
Есть духовные песни и у ряда эстрадных исполнителей – Вики Цыгановой, Анастасии, Игоря Петрова, Вячеслава Капорина, Анны Морозовой и др. Разный исполнительский уровень, разное качество записей, разные голоса, разная стилистика. Кто-то сам не пишет, а перепевает русские духовные стихи и духовную песенную классику, кто-то пишет сам, кто-то выступает лишь как исполнитель. Но объединяет всех одно – любовь к Господу Богу и к нашей распинаемой России.
- Из молодых кого-то можете отметить?
- Появляются новые имена, фестивали духовной песни их нередко выявляют. Разумеется, не могу не вспомнить Яну Суворову, Жанну Дарк русской авторской духовной песни. Это было открытие «Благовещения», когда 5 лет назад она впервые пришла к нам на эфир, у нее вышел всего 1 диск, сейчас их уже 10. В прошлом году она заняла первое место на фестивале «Серебряная Псалтырь». Очень яркое, интересное дарование, композитор и исполнитель, написавшая большие песенные циклы на стихи Сергея Бехтеева, Александра Солодовникова, Наталии Ануфриевой, игуменьи Елизаветы (Кольцовой).
- У Вас у самого вышли недавно диски «Небесные пастухи» и «Дорогой Иова». Что Вас подтолкнуло к песенному творчеству?
- Знакомство и дружба с замечательным мелодистом, духовным бардом Борисом Муратовым. Он участвовал в работе объединения духовной поэзии ХХ века «Имени Твоему», написал циклы песен на стихи Гумилева, Клычкова, Клюева, Солодовникова, на мои стихи. Я ему помогал с записями, а потом и сам решил попробовать свои силы в этом жанре, тем паче, что в 8 классе писал песни на свои стихи и стихи в то время запретного Николая Гумилева. Цикл песен о жизни и смерти «Небесные пастухи» - это песенный реквием, посвященный памяти моего старшего друга, поэта и ученого Валерия Павловича Стельмаха (ум. 2010). Цикл песен о России и для России «Дорогой Иова» - взгляд на исторический путь России через призму песни. Если Бог даст, хотел бы выпустить также цикл песен и романсов о любви. У большинства слушателей отношение к моим экзерсисам в жанре авторской песни вполне положительное, так что меня это окрыляет и подталкивает к дальнейшим свершениям.
- На «большой экран» и в эфир большинства радиостанций, к великому сожалению, духовные песни не попадают. Почему, как Вы думаете?
- Причин несколько. Руководство большинства электронных СМИ люди весьма далекие от религии и церкви, им ничего это не нужно. Звучит слово – не-формат, эквивалент другого, более резкого русского выражения. К тому же есть установка, идущая свыше, песни духовного плана в эфир не ставить. Две очень известных певицы, у которых вышли их «сольники» на канале «Культура», жаловались мне, что все духовные песни при монтаже из эфира были аккуратно вырезаны.
- Просто какая-то анти-духовная цензура.
Да, и это более чем огорчительно оттого, что в мозги граждан внедряют мысль, будто в России сейчас идет процесс некоей активной клерикализации. Но о какой клерикализации может идти речь, когда ни церковь в СМИ, прежде всего электронные, не допускают, ни духовных авторов, среди которых есть поэты, композиторы, певцы, художники, иконописцы просто мирового уровня?
Есть, разумеется, и причины чисто меркантильные. С начала 90-х началась интенсивная и совершенно незаконная торговля эфирным временем. Эфиры стоят огромных денег, на этом топ-менеджеры телеканалов делают целые состояния. А представители духовной русской песни, духовные барды – люди небогатые. Они не могут взять и, не моргнув глазом, выложить 3–4 миллиона рублей за телеверсию своего сольного концерта.
- Недавно телеканал НТВ показал прошедший в Грозном концерт нашидов – исламских эстрадных певцов, исполняющих на арабском языке духовные мусульманские песнопения.
- С этим концертом был вопрос скорее политический, нежели творческий, концерт оплатил Фонд Рамзана Кадырова, и в зале был представлен весь чеченский политический бомонд. Конечно, честь и хвала руководству Чечни за поддержку духовной мусульманской песни. Но для меня странно другое: почему концерт наиболее ярких представителей русской православной песни нельзя поставить в эфир, скажем, хотя бы на Рождество или на Пасху? На словах все вроде за поддержку религии и духовно-нравственных принципов жизни. А на деле все это направление загнано в некую резервацию. И на Православном московском фестивале дирижера Гергиева канал «Культура» ставит в эфир балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» и произведения Вагнера.
- Кому-то видимо не по душе, если с экранов ТВ будут звучать духоподъемные патриотические и духовные произведения.
- Да, это все называется словом подмена. К тому же за последние годы закрыли все без исключения программы на ТВ и радио, посвященные авторской песне. Нет уже давно эфиров, посвященных поэзии. На многих радиостанциях закрыты все без исключения музыкально-говорильные программы. Думаете, случайно? Конечно же, нет. Многие барды, как говорится, «делают» нашу эстраду. Зачем же продюсерам музыкальных программ пиарить, да еще бесплатно, своих потенциальных конкурентов?
- В России во многих городах проходят фестивали духовной поэзии и песни.
- Да, это так. И они очень важны, поскольку носят объединяющее начало. В Дубне, скажем, проходит фестиваль «Серебряная псалтырь», в Арзамасе – «Арзамасские купола». В городе на Неве под эгидой Александро-Невской Лавры устраивают фестиваль «Невские купола», там же проходит фестиваль патриотической поэзии и песни. Проходят фестивали в Тольятти, Самаре, и ряде других городов России. Но даже такие известные фестивали православного кино, в рамках работы которых иногда звучит и духовная песня, имею в виду «Радонеж», «Сретенье», «Золотой витязь», «Лучезарный ангел» и другие сталкиваются с информационной блокадой и зачастую остаются «вещью в себе».
- Что же делать-то, чтобы поломать эту блокаду?
- Со стороны власти перестать заниматься болтовней о поддержке религии и церкви, а заняться реальною их поддержкой. Особенно на фоне нравственного разложения и одичания поколения «пепси» и «клинского», идущего нам на смену. Неужели даже элементарный инстинкт самосохранения не подсказывает, что нужно поддерживать те СМИ, которые базируют свою деятельность на нравственных, и религиозно-консервативных принципах?
Наконец, поставить заслон крысятничеству, и бесконтрольной торговле эфирами на госканалах. Нам остро необходим специализированный телеканал и музыкальная радиостанция, где будет представлена русская духовная поэзия и песня. Нужны и передачи, посвященные этой теме, в светских электронных СМИ. Следует допустить в эфир духовных авторов, духовную православную и патриотическую песню. А со стороны авторов, исполнителей, представителей православной общественности и церковной иерархии нужно начать большую компанию за доступ к электронным СМИ. Без этого апостольская проповедь вскоре переместится на кухни и на поляны в лесу, как уже было в приснопамятные советские времена.
Беседу вела Елена Семёнова