Константин Абоимов. П.Б. Струве - русский националист, либерал-консерватор, идеалист Великой России.

Константин Абоимов

П.Б. Струве - русский националист, либерал-консерватор, идеалист Великой России

«Жизненное дело нашего времени и грядущих поколений должно быть творимо под знаменем и во имя нации».

П.Б.Струве

   На политическом небосклоне досоветской России, в последние десятилетия существования монархии в стране, пожалуй, не найдётся более яркой фигуры, чем Пётр Бернгардович Струве, чьи взгляды, идейные убеждения, творчество и труды были преисполнены непоколебимым сознанием главенства русской национальной культурно-традиционной основы в исторической связи прошлого, настоящего и будущего России, и самого существования Русского государства.

  Оппоненты, идеологические противники и откровенные враги приписывали П.Б. Струве клеймо ренегата, ссылаясь на его «политические зигзаги», но независимые исследователи, последователи и сторонники его взглядов прослеживают мировоззренческий эволюционный путь от неклассического,  переосмысленного марксизма до либерал-консерватизма, который имеет  несгибаемый стержень интеллигентного русского национализма.

 «Примеряя на себя» имеющиеся и возникающие направления философской и политической мысли России предреволюционного периода, Струве чётко формировал саму возможность существования конкретного направления или движения, называл условия, при которых могли осуществиться обозначенные задачи, будь то экономическая теория или социал-демократическое направление, отождествлял их с реалиями российской действительности, предрекал финал или развитие. При этом, видя противоречия своим взглядам, недальновидность политических соратников, утопичность движения, искажающих теорию непоправимыми практическими ошибкам, Пётр Бернгардович искал применение, воплощение своим постулатам, получающим жизненную огранку и всё более чётко обозначавшимся этим чрезвычайно патриотичным деятелем. Струве неизменно  при любых катаклизмах, превратностях судьбы, где бы ему ни приходилось быть и работать, будь то ссылка или вынужденная эмиграция, оставался идейным носителем русского национального достоинства, традиционализма; болел всей душой за то состояние России и вектор её развития в ближайшем и далёком будущем.

 Ричард Пайпс, автор капитального исследования о  Струве, владелец его архивов и переписок,  утверждает, что национализм был «одним из незыблемых столпов его интеллектуальной биографии, можно сказать, ее константой, тогда как в отношении остального его политическая и социальная точки зрения постепенно менялись».

 Незаурядная, многосторонняя личность Струве, обладающего энциклопедическими познаниями в самых различных науках (экономика, социология, история, философия, лингвистика и т. д.) и особенно прославившегося в русском обществе конца XIX - начала XX века как публицист и политический деятель - сначала как яркий представитель социал-демократического движения, а затем как один из лидеров Конституционно-демократической партии.

 Вот основные этапы жизненного пути Петра Бернгардовича Струве.

 1870 г. – родился в семье пермского губернатора, внук астронома В. Я. Струве, из дворянского рода немецкого происхождения.

1884 г.- в 14-летнем возрасте, в своём дневнике он пишет  такие строки:

"… Я имею сложившиеся политические убеждения, я последователь Аксакова, Юрия Самарина и всей блестящей фаланги славянофилов. Я – национал-либерал, либерал почвы и либерал земли. Лозунг мой – самодержавие. Но у меня есть ещё лозунг: долой бюрократию и, да здравствует народное представительство с правом совещания (право решения принадлежит самодержцу)".

1888 г.- осознал себя социал-демократом.

1892 г.-  молодой мыслитель начинает борьбу с тем же самодержавием в рамках литературного (легального) марксизма. В т.н. "манифесте легального марксизма" – статье "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" (1894) Струве, тем не менее, отвергает значительную часть философии ортодоксального марксизма, признавая лишь приоритет экономических факторов в общественно-политической жизни и неизбежность последовательного наступления капитализма и социализма. Впрочем, очень скоро Струве осознал важность идеальных факторов в экономической и общественной жизни, тем самым окончательно порвав с марксизмом. Учился в Граце (Австрия) у социолога Л. Гумпловича, тогда же начал литературную деятель­ность статьями против народников в немецкой социал-демократической прессе.

1889 - 1895 гг. – поступает на естественный факультет, но переходит и заканчивает юридический факультет Петербургского университета.

1895 г. - автор «Открытого письма Николаю II», составленного по просьбе земских деятелей.

1894 г. -  издает написанную с марксистских позиций книгу "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии в России". В апреле был арестован за связи с «Группой народовольцев».

1896 г. - теоретик "легального марксизма", участник Лондонского конгресса II Интернационала.

1890-ые гг. - редактировал журналы "Новое слово" и "Начало".

1898 г. - автор манифеста I съезда РСДРП, написанного по просьбе члена ЦК РСДРП С.И. Радченко.

В числе книг по теории и истории капитализма и рабочего движения в 1898 под его редакцией вышел 1-й том «Капитала» К. Маркса.

Однако вскоре пришёл к выводу, что в марксизме есть противоречие между социальными и экономическими формулами, отверг необходимость падения капитализма, за что Ленин назвал его "великим мастером ренегатства".

1900 г. – с этого момента лидер российского либерализма.

1901 г. - Участвовал в демонстрации петербургской интеллигенции у Казанского собора 4 марта; был избит полицией, арестован и выслан в Тверь, откуда нелегально выехал за границу.

1902 – 1905 гг. - редактор журнала "Освобождение", который выходил в Германии и нелегально распространялся в России.

1905 г. – возвращение в Россию. После Манифеста 17 октября 1905 г. Струве по амнистии вернулся в Россию. Член ЦК кадетской партии с момента ее создания.

 Начиная с 1905 г. Струве от оппозиции власти переходит к её фактической поддержке. В сборнике своих статей за 1905-12гг. "Patriotica" утверждал, что главная опасность России грозит не справа, а слева, от безответственного, анархического  революционизма: был удручён неспособностью и близорукостью властей.

1904 г. - участвует в организации "Союза освобождения".

1905 - 1906 гг. – издавал и редактировал еженедельный журнал «Полярная Звезда», в котором призывал к строительству правового государства на основе существующей «конституции» и к прекращению правительственного террора и революционной борьбы.

1906 г. -  становится владельцем и редактором журнала «Русская мысль». Привлек к сотрудничеству в журнале Франка, Изгоева, Бердяева, Булгакова, Новгородцева и др. По май 1906 Струве сотрудник журнала «Свобода и Культура» (под ред. С. Л. Франка), в апреле — июне редактор га­зеты «Дума».

1906 – 1914 гг. - С 1906 преподаватель, с 1908 доцент по кафедре политэкономии, с 1914 экстраординарный профессор, заведующий кафедрой политической экономии в Петербургском политехническом институте им. Петра Великого. Преподает политэкономию на Бестужевских женских курсах. Статский советник.

1907 г. - депутат II Государственной думы.

1908 г. - сдал магистерский экзамен в Московском университете. Тогда же выдвинул концепцию «Великой России».

1913 г.-  опубликовал сборник «Крепостное хозяйство», объединивший его исследования с 1899; в Московском университете защитил магистерскую диссертацию «Хозяйство и цена».

1909 г. - участник сборника "Вехи".

1909 – 1913 гг. -  участвовал в работе Религиозно-философского общества и совместно с С.Н. Булгаковым, Н.А. Бердяевым и др.

1914 г. -  В январе выступил со статьей «Оздоровление власти», видя необходимость «самоограничения» самодержавия и общества во имя «Великой России».

С началом первой мировой войны стал одним из руководителей Всероссийского Земского Союза.

1915 г. - В июне 1915 вышел из кадетской партии из-за разногласий по национальному вопросу (фактически отошел от партии в 1908).

1915 - 1917 гг. -  председатель секретного Особого междуведомственного комитета по ограничению снабжения и торговли неприятеля при Министерстве торговли и промышленности.

1916 г. - После опубликования труда по экономике "Хозяйство и цена" Струве были присвоены степень доктора и звание профессора.

1917 г. - С 8 апреля 1917 по 20 мая 1917 — директор Экономического департамента Министерства иностранных дел. В Киевском университете  защищает докторскую диссертацию. Академик РАН (исключён в 1928 г.).

В ноябре 1917 Струве прибыл в Новочеркасск, где вошел в состав «Донского гражданского совета» для организации Добровольческой армии.

Ведёт борьбу с большевиками, один из идеологов белого движения, член "Особого совещания" при генерале А. И. Деникине, министр в правительстве генерала П. Н. Врангеля, организатор эвакуации его армии из Крыма.

1918 г. - инициатор сборника "Из глубины". С февраля в Москве, участвует в деятельности ряда подпольных организаций. В декабре 1918 из Петрограда перешел по льду в Финляндию. В Гельсингфорсе стал членом «Русского комитета» и военно-политического центра при генерале H. H. Юдениче.

1919 г. - В начале 1919 в качестве представителя кадетского Национального Центра находился в Англии и Франции с целью организовать материальную, политическую и дипломатическую поддержку контрреволюции Западом, был включен Колчаком в состав «Политического совещания» в Париже. В конце лета вернулся на юг России, в Ростове редактировал орган Совета государственного объединения России газету «Великая Россия».

1920 г. -  В эмиграции.  Преподавал в Пражском и Белградском университетах. Автор работ по социально-экономической истории России, проблемам российской интеллигенции и др. Отказавшись от предложенной ему должности директора Экономического Института в Софии, возобновил издание «Русской Мысли» (1921— 1925, 1927, Прага — Берлин), редактировал монархический журнал «Возрождение» (1925—1927) и «Россия» (1928).

1928-1942 гг. - проживая в Белграде, Струве возвращается к научным занятиям, пишет  труды по русской истории, экономике, философии. В 1930 участник съезда русских писателей в Белграде и становится председателем отделения общественных наук Русского Научного Института. Читает курс социологии в университетах Белграда и Субботицы. Участвовал в руководстве газетой «Россия и Славянство» (1928—1932).

 1941г. - арестован немецкими фашистами, выпущен после трехмесяч­ного заключения в Граце.

Два последних года жизни он провел в Париже в нужде и лишениях;

1944 г. – умер в Париже и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

  Жизненный  творческий путь П.Б.Струве непостижим своим энтузиазмом, широтой мысли, масштабом созданных трудов и «развенчанием» различных учений и направлений через призму действительности. Главной задачей для себя считал создание модели государства «Великой России» основанной на тысячелетней истории русского народа, сплетённой из культурно-традиционного, духовного, материального начал; сопоставить с настоящим геополитическим, техническим и нравственным и дать импульс и вектор развития России на столетия вперёд. Он придавал огромное значение национальному единству, русской нации как единоначалию, основе всех начинаний и необходимой составляющей в существовании нашего государства. 

«Принципиально, по существу понятие нации есть такая же категория, как и понятие класса. Принадлежность к нации, прежде всего, определяется каким-либо объективным признаком, по большей части языком. Но для образования и бытия нации решающее значение имеет та выражающаяся в национальном сознании объединяющая настроенность, которая создает из группы лиц одного происхождения, одной веры, одного языка и т. п. некое духовное единство. Нация конституируется и создается национальным сознанием».

В сборнике «Из глубины» Струве задумал выпуск «Библиотеки общественных знаний», где он высказывался относительно строительства «Великой России»: «Возрождение России должно быть, прежде всего, возрождением и укреплением национального духа. Внести свою скромную лепту в эту работу есть задача нашего литературного предприятия, вдохновляемого горячей верой в поруганную национальную культуру и уважением к безрассудно разрушенной русской государственности. Наша «Библиотека общественных знаний» будет стремиться на серьезном, но доступном широкой публике изложении освещать основные вопросы культурного, общественного и государственного развития и бытия человечества и, в особенности русского народа, пробуждать в русском человеке исторический смысл...».

В работе «Интеллигенция и национальное лицо» Струве раскритиковал русскую интеллигенцию за пассивность и антинациональную  позицию. Найдём там такие строки: «Русскую "интеллигенцию" упрекают и обвиняют, - и пишущий эти строки принадлежал к самым решительным обвинителям, - в том, что в ней слабо развит "государственный" смысл. Это верно вообще, но в одном отношении в русской интеллигенции "государственное" решительно возобладало над "национальным". Не знаменательно ли, что рядом с "Российской империей", с этим, в глазах всех радикально мыслящих, официальным, казенным чудовищем-Левиафаном, есть тоже "российская" социал-демократическая рабочая партия. Не русская, а именно "российская". Ни один русский иначе, как слегка иронически, не скажет про себя, что он "российский" человек, а целая и притом наирадикальнейшая партия применила к себе это официальное, ультра-"государственное", ультра-"имперское" обозначение. Это что-нибудь да значит! Это значит: она хочет быть безразлична, бесцветна, бескровна в национальном отношении».

«Позвольте мне сказать, что так же, как не следует заниматься "обрусением" тех, кто не желает "русеть", так же точно нам самим не следует себя "оброссiивать". Прошу прощения за это варварское слово, но его нужно было придумать, ибо на самом деле интеллигенция давно "оброссиивает" себя, т.е. занимается тем, что во имя своего государственного идеала безнужно и бесплодно прикрывает свое национальное лицо».

«Я и всякий другой русский, мы имеем право на эти чувства, - право на наше национальное лицо.

Чем яснее это будет понятно и нами, русскими, и представителями нерусских национальностей, тем меньше в будущем предстоит недоразумений. Решение национальных вопросов может быть основано лишь на моральных и политических принципах и не должно зависеть от чувств.

В тяжелых испытаниях последних лет вырастает наше национальное русское чувство. Оно преобразилось, усложнилось и утончилось, но в тоже время возмужало и окрепло. Не пристало нам хитрить с ним и прятать наше лицо».

 Пётр Бернгардович был свидетелем трёх русских революций, был в самом эпицентре политических прелиминариев, заговоров, водоворота событий. Тогда же он дал своевременную оценку революции. «Русская революция оказалась национальным банкротством и мировым позором — таков непререкаемый морально-политический итог пережитых нами с февраля 1917 года событий. Разыскание причин той поразительной катастрофы, которая именуется русской революцией и которая в отличие от внутренних кризисов, пережитых другими народами, означает величайшее во всех отношениях падение нашего народа, имеет первостепенное значение для всего его будущего. Конечно, судьбы народов движутся и решаются не рассуждениями. Они определяются стремлениями, в основе которых лежат чувства и страсти. Но всякие такие стремления выливаются в идеи, в них формулируются. Явиться могучей движущей и творческой силой исторического процесса страсть может, только заострившись до идеи, а идея должна, в свою очередь, воплотиться в страсть. Для того, чтобы создать такую идею-страсть, которая призвана покорить себе наши чувства и волю, заразить нас до восторга и самозабвения,— мы должны сперва измерить всю глубину того падения, в котором мы оказались, мы должны прочувствовать и продумать наше унижение сполна и до конца. Это — важная очистительная работа самопознания. Отрицательного самопознания, смешанного из раздумья, покаяния и негодования, недостаточно, однако, для возрождения нации. Необходимы ясные положительные идеи и превращение этих идей в могучие творческие страсти».

  Рецепт Струве по выходу из катастрофы, в которую ввергла большевистская революция Россию: «Интернационалистический социализм, опирающийся на идею классовой борьбы, изведан Россией и русским народом, он испытан теперь на практике. Он привел к разрушению государства, к величайшему человеконенавистничеству, к отказу от всего, что поднимает отдельного человека над звериным образом.

Эта отрицательная школа, пройденная русским народом в революционную эпоху, дает нам в то же время положительные уроки и ставит творческие задачи перед народным духом. Эти положительные уроки и творческие задачи должны быть претворены в жизненное дело.

…Нация — это духовное единство, создаваемое и поддерживаемое общностью культуры, духовного содержания, завещанного прошлым, живого в настоящем и в нем творимого для будущего. Но в, то время как классовый признак приурочивается к скудному социально-экономическому содержанию, не имеющему, ни моральной, ни какой-либо иной духовной ценности, признак национальный указует на все, то огромное и нетленное богатство, которым обладает всякий член и участник нации и которое, в сущности, образует самое понятие нации.

Таким образом, все задачи нашего будущего сходятся и объединяются в одной; воспитание индивидов и масс в национальном духе.

Теперь она должна стать любовно-сознательно творимой стихией нашего бытия, той высшей ценностью, от которой, как от мерила, должны исходить и к которой должны приходить бесчисленные поколения русских людей. Для того чтобы очистить место любовно-сознательному творчеству национальной культуры, русские образованные люди прежде всего должны освободиться в своем духовном бытии от того ложного идеала, разрушительное действие которого на народный дух и народную жизнь теперь окончательно познано. Это классовый, интернационалистический социализм. Рядом с этим они должны отделаться от преклонения перед какими-либо политическими и социальными формами. Ни классовые интересы международного пролетариата, ни те или иные политические и социальные формы (например, республика, община, социализм) не могут притязать на какое-либо признание в качестве высших идеалов или ценностей. Национальная культура не подчинена каким-либо классовым интересам и не может быть замкнута в какую-либо определенную политическую или социальную форму. Место всякого класса в народной жизни определяется его участием в национальной культуре, и всякая политическая и социальная форма для того, чтобы оправдаться в истории, должна показать себя в данных исторических условиях наилучшим вместилищем для национальной культуры, т.е. для духовного содержания, значение и смысл которого выходит за всякие классовые рамки и превосходит всякие политические и социальные формы.

В том, что русская революция в своем разрушительном действии дошла до конца, есть одна хорошая сторона. Она покончила с властью социализма и политики над умами русских образованных людей. На развалинах России, пред лицом поруганного Кремля и разрушенных ярославских храмов мы скажем каждому русскому юноше: России безразлично, веришь ли ты в социализм, в республику или в общину, но ей важно, чтобы ты чтил величие ее прошлого и чаял и требовал величия для ее будущего, чтобы благочестие Сергия Радонежского, дерзновение митрополита Филиппа, патриотизм Петра Великого, геройство Суворова, поэзия Пушкина, Гоголя и Толстого, самоотвержение Нахимова, Корнилова и всех миллионов русских людей, помещиков и крестьян, богачей и бедняков, бестрепетно, безропотно и бескорыстно умиравших за Россию, были для тебя святынями. Ибо ими, этими святынями, творилась и поддерживалась Россия как живая соборная личность и как духовная сила. Ими, их духом и их мощью мы только и можем возродить Россию. В этом смысле прошлое России, и только оно, есть залог ее будущего. На том пепелище, в которое изуверством социалистических вожаков и разгулом соблазненных ими масс превращена великая страна, возрождение жизненных сил даст только национальная идея в сочетании с национальной страстью. Это та идея-страсть, которая должна стать обетом всякого русского человека. Ею, ее исповеданием должна быть отныне проникнута вся русская жизнь. Она должна овладеть чувствами и волей русских образованных людей и, прочно спаявшись со всем духовным содержанием их бытия, воплотиться в жизни в упорный ежедневный труд. Если есть русская «интеллигенция» как совокупность образованных людей, способных создавать себе идеалы и действовать во имя их, и если есть у этой «интеллигенции» какой-нибудь «долг перед народом», то долг этот состоит в том, чтобы со страстью и упорством нести в широкие народные массы национальную идею как оздоровляющую и организующую силу, без которой невозможно ни возрождение народа, ни воссоздание государства. Это — целая программа духовного, культурного и политического возрождения России, опирающаяся на идейное воспитание и перевоспитание образованных людей и народных масс. Мы зовем всех, чьи души потрясены пережитым национальным банкротством и мировым позором, к обдумыванию и осуществлению этой программы».

Пo Струве, наряду с феноменальным слоем реальности, познаваемым при помощи разума, существует трансцендентное бытие, имеющее мистический смысл и доступное лишь религиозному созерцанию. Мистический (индивидуальный и иррациональный) характер таких целостностей, как культура, нация, государство придает связность и осмысленность социальному бытию, также как религия связывает в цельное миросозерцание личности науку и метафизику.

Религиозный индивидуализм Струве (названный им позднее религиозно-метафизическим агностицизмом) исходит из соединения творческой автономии личности и признания ею абсолютных трансцендентных ценностей, составляющих цель всякого творчества, поскольку оно, по мнению автора концепции, имеет, в конечном счете, религиозный смысл.

 Что касается сферы государства, то будущностью его должны быть свобода и самоценность личности, охранение ее неотъемлемых прав. Их можно обеспечить взаимным ограничением власти (государства) и граж­данского общества (общественности) - ограничением, которое осуществимо бла­годаря примиряющей роли так называемого «среднего элемента» — подлинного носителя права, свободы и собственности. На этом основывается «либеральный консерватизм» Струве, убежденного в «неразрывности связи между свободным творчеством прогресса и преемственностью жизни и культуры».

Эти метафизические основоположения своего мировоззрения Струве сделал фундаментом многочисленных конкретно-научных исследований в различных областях, от политической экономии, в которой он развивал плюралистическую теорию, основанную на истолковании цены как субъективной оценки, и истории, понятой как развертывание основного социального противоречия свободы и власти, до литературоведения.

В 1995 году в связи со 125-летием со дня рождения П.Б. Струве на доме в г. Перми, где он родился, установлена мемориальная доска с текстом: «В этом доме 26 января1870 г. родился Петр Бернгардович Струве, экономист, философ, выдающийся деятель либерально-демократического движения России».

 В надписи на мемориальной доске не хватает главного определения Петра Бернгардовича Струве  – «русский патриот, всецело отдавший всю свою жизнь на возрождение Великой России».

Tags: 

Project: 

Год выпуска: 

2010

Выпуск: 

2