Гитана – Мария Баталова. Возвращение "Раймонды"
Балет "Раймонда"
Посвящается величественному
Русскому классическому танцору
Николаю Цискаридзе
Над русской землей кружилась сильная вьюга. Она занесла сухим, скрипучим снегом все дороги и большаки. В стороне от них стоял небольшой безвестный городок Щеппкин. Город столяров и плотников. В нем сохранился от стародавних времен особняк – губернский дворец для балов. Да и тот за ненадобностью уже обветшал. И в нем, по слухам, поселились призраки. Туда забирались и дразнили гомоном этих привидений местные мальчишки. Ребята были не прочь забраться и на каланчу, но к ней невозможно было подойти. Ведь там размещалась телестанция. Ее зорко охраняли, и поэтому каланча для малолетних «следопытов» была неприступным станом. Ребята понимали это. Особенно понимал это сын лесничего - Игорек.
Мальчуган любил смотреть мультики и слушать бабушкины сказки. Но больше всего ему нравилось смотреть с бабушкой Пелагеей балеты, которые изредка показывали по телевизору. В эти часы внук пристраивался возле нее и расспрашивал об удивительном государстве, где все – от Короля до нищего разговаривали на таинственном языке, именуемом танцем. Пелагея понимала эту азбуку и открывала ее секреты парнишке. Скоро, на радость внуку, она придумала балетные представления. Они проходили в кругу близких. Бабушка во время этих балетных спектаклей замещала и рассказчицу и оркестр. С первыми тактами из-за плотной портьеры, служившей занавесом, выходил синеглазый парнишка в вязаном трико и танцевал любимые партии. Быстро пролетели семнадцать лет. Мальчик превратился в статного юношу, но по-прежнему мечтал о балете. После школы Игорь бежал в заброшенный особняк и в самом большом его зале танцевал и мечтал о балете. А вернувшись домой, запирался в комнату бабушки. Там находилась его сокровищница - кипа старых журналов. Что за сокровищница из замызганных журналов?! – вправе возмутиться любой. Но для Игоря они были бесценны, потому что страницы журналов хранили застывший мир балета. Ни школьные забавы, ни озорство друзей, ни кокетство подруг не могли затмить мечты о балете.
Вот и сегодня, в канун Старого Нового Года, положив под ёлку подарки, юноша поднялся в бабушкину спальню к любимым журналам. В одном из них Игорь заметил вдруг, что Раймонда была грозной, в грубых башмаках. Его настолько это ошеломило, что он не заметил, как в комнату вошла бабушка с белой стариной блузой. «Ему бы заниматься в балетном кружке, да ближайший город в 100 верстах. Три часа в одну сторону. В дороге умается, и проку никакого» - кручинилась она, подходя к внуку.
- Бабуля, а разве возможно, чтобы Раймонда танцевала как на шарнирах и всех бы губила? Разве она может изменить своему возлюбленному? – спросил он, оборачиваясь. Круглое его лицо было с тонкими, печальными чертами.
- Где это видано! - засмеялась бабушка, зачесывая вбок его густые послушные волосы. – За десять лет, что я рассказывала про балет, у тебя они обратились в современных героев, вроде неуязвимого Терминатора. Полно всякие глупости говорить. Лучше примерь, - и набросила на его плечи блузку.
-Театральная? Мне? - изумленно спросил он и с благоговением поцеловал ее в ладошку.
- От нас в подарок, - пояснила она и потащила внука за руку. Но парень мягко уперся. - Хорошо. Поскорей одевайся, и будем встречать Старый Новый год, - согласилась бабушка. А на пороге обернулась к внуку: - А почему Раймонда стала воинственной?
- Да Вовке троюродный дядя прислал видео-приставку и игру. И там Раймонда вроде Амазонки Ночи со всеми сражается. Бабуля, ты только под ёлку не заглядывай, - осторожно попросил внук. - И отец обещал вернуться: в сторожке одному скучно…
Когда бабушка ушла, Игорь пробежал глазами заметки и рецензии, с беспокойством рассматривая мутные снимки танцоров. И везде, будто призрак, мелькал силуэт Раймонды. И вдруг одна фотография «ожила»: из-под сени сказочного леса вышел черноволосый Лель. Он, по-старинному выставив вперед ногу, поклонился девушке, затем молодому человеку в крестьянской рубахе. Они тоже отдали поклон длинноногому Лелю и что-то ответили. Потом тот оттолкнулся от земли, взлетел над снимками и растаял в воздухе.
От испуга Игорь вскочил. И в этот миг пышная блуза оказалась на нем.
А когда Игорь обернулся к креслу - от изумления ахнул: на подлокотнике сидел изящный Покровитель танца. Но сидел по-особому, вытянув и скрестив крепкие ноги в темном трико. Таким же шнурком была подпоясана изумрудно-серебристая туника, на котором висела дудочка-рожок. Немного удлиненное лицо таинственного гостя с приятными, тонкими чертами было благородным. Он поднял руку, успокаивая парня:
- Не пугайся Игорь, я – не призрак. Мне Галатея доверила заботиться о нимфах и грациях, живущих в пределах этой земли. Я справлялся с возложенными обязанностями до недавнего времени, – и Лель в грустном молчании покинул свое место: - Беспощадное зло проникло в наш волшебный мир. Коварный Властелин Какофонии – Хопдэнс заворожил Раймонду. Под его чарами молодая графиня утратила грацию. Звериная пластика имеет страшную тень: кто попадает под ее сень, того Хопдэнс превращает в марионеток.
- Что может сделать простой человек в стране танцев? И я не умею изящно подавать девчонке руку, - засмеялся юноша, неказисто протягивая свою руку.
- Можешь, - заметил гость. И коснулся юноши, от чего во всем стане того появилось изящество. - Нужда и трудности открывают в человеке удивительные возможности. Тебя избрала Галатея. Ступай за мной, - сказал Лель, отступая к креслу. А за ним вместо угла комнаты открывался чудесный лес и пологие холмы. Туда и повел Игоря сказочный гость.
Юноша как очарованный брел за ним, не смея оглянуться. Но, обернувшись, наконец, он увидел деревья и холмы. Комната с камином исчезла. Шорох травы незаметно превратился в шепот: «Не губи, не мни нас». Игорь посмотрел под ноги и заметил, что каждая травинка, цветочки смотрят на него. Он невольно отступил назад, и снова донеслось: «Пощади». Юноша топтался и мял то одни, то другие цветы.
- Игорь, представь, что ты – мотылек. Ты умеешь летать на пальцах, - заверил Лель и тронул его за плечи. - От тяжелой поступи здесь все обращается в прах.
Юноша поднялся на пальцы, и все кругом сказочно засияло. Они почти парили при каждом шаге-прыжке над землей. На цветущих полянах, косогорах Игорь видел аккуратные домики с черепичными крышами. Возле одного из домов объяснялись мать и сын. Он изящными «па» просил, чтоб его отпустили на пять минут. Неожиданно для Игоря движения обернулись словами:
- Полина у пруда будет ждать. Я возвращусь к приходу учителя. Или обратиться за помощью к Покровителю Танца?
Лель ласково взглянул на Игоря и подошел к ним. Юноша этому чрезвычайно обрадовался и поклонился гостю.
- Госпожа Анастасия, может, я чем-то могу помочь? - спросил он у матери.
- Да, Спасти мою любовь, - подбежал юноша к повелителю танца.
Лель красивым движением представил Игоря. Незнакомец ничуть не изумился покрою прямых брюк незнакомца. Он грациозно изогнулся, и от него отлетел газовый шарф. Он с шорохом покрыл Игоря и стал тут же невидимым. А юноша тревожно глянул на Леля: Повелитель Танца же невозмутимо наблюдал за всем…
Внезапно Игорь почувствовал, как его закрутило в фуэтэ. Какая-то сила подняла с земли и понесла.
- Лель, ты обладаешь волшебной силой, которая разрушает зло, - заметил юноша, рассматривая доброе и открытое лицо Повелителя. Я никогда по-настоящему не танцевал, - с отчаяньем признался юноша.
- У нас танец – это жизнь. Раз ты в мире Балета, значит, ты – классический танцор, и у тебя доброе сердце, - спокойно разъяснил Покровитель Танца, - Ты полюбил искусство. А какой замечательный педагог – твоя бабушка! Поэтому, выбор пал на тебя. Хопдэнс - Неистовое Чудище темного мира с искореженным и ржавым сердцем. Моя воздушная сила только его разъярит, и тогда я утрачу то, чем я делюсь с грациями - вдохновением. Только человек сможет одолеть это зло. Только он способен сочетать гармонию с упорством труда и глубиной силой земли.
И вот они благополучно приземлились в цветущем саду. Звучала заунывная музыка, которую Игорь сначала принял за шорох раскидистых деревьев. Он прислушался, и различил еще нежный голос, слова:
- Позабыл меня друг любезный. Изучает тригонометрию. Но если я вернусь домой без шарфа признания, родители отдадут меня фее Шитья, и я никогда не встречусь с Иннокентием, – и девушка воздела руки вверх.
Из-за укрытия неуклюже появился Игорь, напугав ее. Со всех деревьев стала сходить какая-то знакомая музыка, и девушка поклонилась незнакомцу. Он начал танцевать перед ней, рассказывая:
- Дорогая Полина, твой друг рвался к тебе, чтобы взглянуть в твои прекрасные карие очи: чтобы позабыть все огорчения. Если бы ты ведала, как изнывает его сердце вдали от тебя, ты бы поняла, в каких терзаниях он пребывает. – И юноша как бы сорвал с себя что-то. И тут же в его руках возник небесный газовый шарф.
А Лель, невидимый для них, взирал на все сверху и благосклонно улыбался. Покосился в сторону зарослей, которые чуть шелохнулись.
Вдруг к ногам Полины покатились мелкие шарики-буравчики.
- Хопдэнс! Берегитесь! – донеслось до Игоря с высоких кущ.
Невиданные существа окатывали и прожигали розовые пуанты девушки. Ее балетные туфли становились золою. Игорь принялся топтать, отшвыривать их, но шарики-буравчики позли со всех сторон.
В какой-то миг парень взглянул на Полину и испугался: стройная, изящная девушка превращалась в злорадную куклу и сгорала ледяным огнем. А твари устремились к ногам Игоря.
- Танцуй! – просил со всех сторон голос Леля.
И юноша стал танцевать вариации, сбрасывая паразитов. Безглазые твари норовили отяжелить ноги, налипая на них гроздьями. А в сторонке они стремительно собирались в кучу. Она быстро росла и оживала. Это был сам Хопдэнс. Игорь лишь заметил безобразный силуэт, и тут его окутал туман.
Он был не слишком густым так, что Игорь увидел танцующего Леля. Его вариация была столь прекрасна, что юноше хотелось повторять этот танец.
А Хопдэнс – ворсисто-металлический человек-паук норовил всеми своими щупальцами схватить Игоря. Но щупальца сразу размягчались, едва касались его.
- Кого ты, балетный Пастух, мне подсунул! – люто гаркнул Хопдэнс и затрубил мрачную мелодию. Она закладывала юноше уши, метала его из стороны в сторону. Он спотыкался, путал движения и мысленно кричал Лелю:
- Движение забыл! Мелодию не помню!
Невозмутимый Лель достал из-за пояса дудочку, коснулся отверстий, и она заиграла. Нежная мелодия разгоняла трубный рев Хопдэнса. А Игорь в танце уходил от Супостата все дальше и дальше, пока не вырвался из его щупальцев.
Туман развеялся, и Игорю открылись прекрасные земли волшебного мира.
Они парили над ним. И юноша увидел вечерний, сиреневый свет, освещавший землю. Как будто солнце пряталось за кромку земли.
- И как сюда проник Хопдэнс? - недоуменно спросил Игорь.
- Сквозь потрескавшуюся землю, и пересохшие родники и фонтаны. Вот и у них в саду «горе» - фонтан высох. И супостат Хопдэнс вместе с дикой эстетикой проник в ее сад, - угрюмо изрек Лель, - под этой твердью находится еще одна – иссохшая и гудящая. Ее создали люди своими истовыми, непристойными танцами... Стоит хореографам изменить характер движений – переделать на современный лад балет, мгновенно здесь рассыхается земля… А теперь еще - компьютерный мир Пляски, - вздохнул Лель. - Не досмотрел я за Раймондой. Не признал я Супостата Пляски и цифрового мира.
- Выходит, что Хопдэнс ворвался в царство балета по нашей вине? Получается, что бабушка рассказывала правду; царство Танца и бездна пляски существуют, - пробормотал Игорь.
- Увы, мой друг. Неистовство Хопдэнса до недавнего времени удавалось одолевать, - устало признался Повелитель Танца. - Да обзавелся Супостат липкой виртуальной паутиной. Ею Злодей затянул и слух, и сердце Раймонды.
А внизу, под беседующими юношами, мосты всех замков были открыты. Жители – принцы, лесничие, феи, князья и княгини, оборванцы и разбойники собирали плоды, пекли хлеб и учили своих детей. Игорь недоуменно посмотрел на Леля.
- Ты же в Сказочной стране, - грустно улыбнулся провожатый. - Здесь вечерье - время, когда на земле все, и даже танцоры спят, или занимаются домашними делами. Сейчас мои подданные равны между собой…
- Кто та молодая особа, которую я не смог защитить? - неуверенно спросил юноша.
- Дочь купца, а Иннокентий – сын цветовода, - ответил Лель, но, заметив удивление спутника, добавил. - Они пока безвестны и беззащитны, потому что каждому сочинителю предназначена своя история. А они пока не имеют своей сказки….
- Выходит, что они обречены на вечное томление, пока кто-то не решит их участь? Они влюблены и несчастны? – обескуражено спросил парень.
- Вечная влюбленность и есть счастье, - объяснил Повелитель Танца, изящными движениями, отвечая на приветствие своих подданных.
В это время юноша заметил невдалеке извилистую речку. Ее розовая рябь манила Игоря. Он подлетел к берегу и зачерпнул воды. Лишь после третьего глотка испугано взглянул на Леля:
- Она такая соленая, что горчит.
- Зато быстро утолит твою жажду, - ответил он, подлетев к самой кромке воды. - Это живая вода. В ней заключается вся сила и легкость. Она протекает по всему нашему царству. Она не иссякнет, пока люди будут танцевать балет. Ее русло в каждодневном труде всех танцоров. К ней может прибавиться и твоя струйка.
Игорь с наслаждением испил три-четыре пригоршни, как вдруг на другом берегу появился кудрявый отрок в бархатных коротких штанишках.
- Лель, Лель! Она пробралась в наш дом! – навзрыд заплакал мальчик, указывая куда-то назад. – Катерина!!! Спаси сестру!!!
Длинные пальцы Леля крепко сжали руку Игоря, и они поспешили за отроком.
Через мгновение они уже стояли возле лимонного дома. Повелитель Танца отвел подальше родных, а Игоря предупредил:
- Смотри только за левое плечо Раймонды. Если взглянешь ей в глаза – потеряешь слух. Замани ее в гостиницу, чтобы Раймонда прикоснулась к поручню, - и Лель протянул свой рожок. Он увеличился до размера посоха, и по волшебству Игорь оказался на нем.
Волшебная дудочка внесла парня в дом. Он гудел от свиристящей музыке. Повсюду моргали огни в форме «змеиного глаза». «Только попробуй, Катерина, дерни рукой, косолапь ногу. Ну-ка давай корчься, корчься!» - долетали слова со второго этажа. И Игорь ринулся к лестнице.
О, беда! Ступени будто «ощетинились»: густые шипы покрывали всю лестницу. Пройти было невозможно. И вдруг, на верхних ступенях Игорь разглядел силуэт Леля. Он высоко прыгал, суча носочками. Юноша последовал его примеру и так добрался до зловещей комнаты.
Там стояла загнанная в угол светловолосая девушка. Она заметила незнакомца и растеряно улыбнулась. Едва Игорь вступил в светелку, какофония оборвалась. Другая девушка, в кожаных штанах и такой же жилетке, отороченных заклепками, повернулась к нему. То была Раймонда.
- Посмотри на меня, незнакомец, - таинственно повелела она, пристукивая ножками в грубых ботинках.
- Простите Графиня, но я не к Вам пришел, - красивыми «па» «сказал» Игорь.
Раймонда рассвирепела. Из нее излетело холодное, как молния, удивление. Оно дрожавшей волной накатило на Игоря. Но тот резкими движениями отразил ее, и волна исчезла.
- Верткий парень. Ты из какого балета? Ты к этой куфте, что ли? - насмешливо показа она на девушку.
- К ней, ненаглядной. У нас назначено свидание, а Катенька не пришла. Сердце подсказало, что она попала в беду.
- Веселые, раскованные пляски не чета вашему балету. Она мгновенно обучится. Ведь я – Жрица Пляски, - грозно произнесла та, изготовившись начать колдовской танец…
- Раймонда, сначала проверь свою силу на мне. Или это всё – твои причуды, - словно бусинки рассыпал Игорь, выманивая ее на лестницу.
И вдруг она прыгнула вниз, отбрасывая от лица клочья рваной пачки. Игорь прыгнул за ней…
Они оказались в гостиной с красивой мебелью. Юноша опечалился: как здесь танцевать: ведь разнесут все! В эту секунду Раймонда перелетела сквозь кресло и через торшер и поманила юношу:
- А ну иди ко мне, юный паж! Твоя пластика украсит мир Пляски. А потом и твою зазнобу одолею и к тебе пришлю. Ну, давай пляши, голубчик! - девушка заскакала как лягушка, завертелась как змея.
Игорь тоже был сметлив и повторил все главные фигуры брегданса, но в классическом исполнении. Он не натыкался на мебель, хотя она валялась повсюду.
- Я терпеть не могу вашего грубого языка, Сударыня, - классическим «па» закончил Игорь.
- Марионетка! - рявкнула одержимая и кинулась на него. Еще мгновение, и Игорь бы истлел от истового взгляда.
Но вот солнечная пыль за спиной Раймонды взвихрилась, и в ней кто-то возник. Парень присмотрелся и различил полупризрачную фигуру Леля. «Танцуй со мной», - попросил он, исполняя партию любимого Раймондой Жана де Бриена. У Игоря все хорошо получалось, и Раймонда не могла его сбить.
- Отпусти меня, глупый петрушка! Хопдэнс посвятил меня в Жрицы Пляски! – шипела юная Графиня, в принуждении танцуя свою партию. – Мы все равно это государство превратим в царство ритуала. Все эти нимфы и феи будут у нас в услужении, – злорадствовала она.
Чудесным образом все хитрости, подножки, чинимые заколдованной Раймондой, Игорь преодолевал. Он «вел» воинственную Плясунью к станку, выточенному из светлого камня. Это был овальный помост с прямым поручнем. И вот они взлетели на помост. В ярости она налетела на брус и люто прохрипела;
- Сейчас, «барелун», ты окажешься в рябиновой роще, вместе со своими друзьями, - простирая руки, чтоб схватить юношу.
И вдруг откуда-то сверху, на девушку низвергся водопад ослепительного света. Игорь невольно отпрянул назад. Раймонда замерцала угольным бисером и исчезла, а с ней и мерцающие гирлянды.
В утренней тиши мерно потрескивали дрова в камине. Юноша сошел с помоста и изумленно оглядел разоренную гостиную: Кресла с «ушами», напольные пяльцы с начатой вышивкой, шахматный столик и стулья – всё было разбросано. Парень стал собирать разбитую посуду, но осколки опять оказывались на прежних местах.
- Не трудись, у тебя ничего не получится, - сказал Лель, возникший из ниоткуда. - Здесь все состоит из мыслей и чувств. А мы, - снисходительно продолжал он, поднимая Игоря с корточек, - сказка для людей. Господь попускает вам через музыку, танцы, звуки, преобразующиеся в слова, увидеть и постичь всю красоту мира.
Они распрощались с гостеприимными хозяевами и поспешили дальше. По дороге Лель показал своему спутнику кремль с башнями-пуантами. В его дворе, на зеленной лужайке шел класс танца-вежливости. Игорь тотчас же выполнял все фигуры и «па», как ученик старшей ступени. И услышал одобрение.
- А что таится в рябиновой роще? – спросил он.
- Грот томления. Его соорудил Хопдэнс ненавистью и злобой. В него Раймонда и заманивает пленников. Галатея и я - мы не всемогущи, - тоскливо заметил Лель, - мы обладаем волшебством. Оно здесь бессильно. Пленников может высвободить только человек, преданный балету, - едва он сказал, как вдруг из-за кушака выскользнула дудочка-рожок и заиграла. А из его широкого отверстия появился перламутровый цветок. Его лепестки раскрылись, и перед ними предстала прекрасная дева в белой тунике. Из-под туники были видны ноги в серебряных пуантах.
- Поспешите. В опасности артисты! Они держат путь в Щеппкин, - степенно произнесла Галатея. - Любое промедление - гибель для них. Раймонду спасет озеро Тишины, - завершила царственная Богиня Танца, и чудесный цветок скрылся в дудочке Леля.
- Позвольте, Лель, - взволновался юноша. - Галатея упомянула мой городок, и танцоры…
А Величественный спутник снисходительно улыбнулся:
- Все зависит от твоего трудолюбия.
- А волшебство? – не унимался парень, забегая вперед провожатого.
- Волшебство сокрыто в твоей Вере и сострадании. Верь, и Она всё одолеет, - ответил он, и оттолкнулся длинной ногой от земли.
И Игорь почти что летел за ним, теребя крошечный крестик, что висел на груди. И вскоре они достигли рябиной рощи.
На одной из ее тропинок они заметили вереницу кибиток и путников в потертых дорожных плащах. Они весело спорили. И только высокий статный господин молча вел под уздцы битюга. Широкополая шляпа скрывала этого человека так, что невозможно было определить его возраст.
Но вдруг по деревьям понесся шорох. Над обозом появился огромный коршун.
- Он сейчас не страшен, - шепнул Лель за спиной у Игоря, - предвечерье ослабляет Злобу. Мрачный, добрый коршун. Я его назначил учителем у девушек-лебедей. Ведь птичья наука не простая. Он проведет обоз через рощу, - успокоил своего спутника и простер руку в сторону птицы.
А тот снижался кругами. И едва его когти коснулись земли, птица обернулась человеком.
И тут неожиданно сиреневый отсвет заката плеснул в глаза. Игорь обернулся и узнал белокурую Раймонду; заклепки ее фигарошки отражали солнечные блики. Она пробиралась к обозу. Юноша сквозь заросли ринулся за ней. Молодая графиня заметила и узнала преследователя.
- Ну, излови меня, балерунчик, - усмехнулась девушка и исчезла в бурелом цветущего шиповника…
Игорь хотел сделать какую-нибудь отметину для Леля, что он здесь. Он надломил ветку, но она застонала. От досады Игорь передразнил невезучего «Петрушку». И к его изумлению одно растение вытянулось и повторило те же движения.
И вдруг парня кто-то рванул за рубашку так, что он пролетел в гущу зарослей и оказался в гроте, заполненном монотонным и печальным гулом. И в серо-ледяном свечении, льющемся из- под ажурного пола, Игорь увидел узников. Это были измученные юноши и девушки. Ноги и руки у них были облеплены пластичной шелухой. Все глядели на пленительницу люто и скорбно. От возмущения парень вскочил на ноги и полутанцем сказал:
- Не смотрите осуждающе на несчастную Раймонду. Она такая же пленница, как и вы. Только оглушил и затемнил ей душу неистовый Хопдэнс.
Разъяренная девушка подскочила к нему и дикарскими жестами возразила:
- Как ты смеешь, Нафталиновый балерун, унижать Жрицу Пляски перед этой челядью!
- Но Вы же сами их всех пленили, Раймонда! Они такие вольные и безмятежные, как и Вы, сударыня. – Мягко возразил юноша. - Неужели Хопдэнс добрее Вашего любимого Жана де Бриена? Зачем Вы его предали? Разве Вы не ждали его из похода? Разве не вышивали для него полотенце? И были ему верны.
- Замолчи Нафталиновый балерун! Этот его замок был для меня каменным мешком. Верность схожа с рабством! А сейчас я – Властительница над слабыми нимфами и над тобою! – зарычала и затряслась Раймонда, наступая на Игоря.
- Неужели Вы, Графиня, можете изменить своему сердцу, своему возлюбленному, с которым Вы не ведала печали? - мягко возражал юноша, повторяя нежные «па» Жана де Бриена. – С каким смирением и любовью ты излечивала его раны, когда он возвращался из военных походов. Ныне прильни к его груди и услышь, как плачет его сердце, - печально продолжал юноша.
А Раймонда с высокомерием следила за ним. И скоро в ее грозных, пленительных очах забрезжило отчаянье. Она отвернулась от парня, но он вновь предстал перед девушкой, рассказывая ей о любимом. Вдруг он заметил, что из-под глухой стены струится голубой ручеек света и музыки. В его водах Игорь различил изумрудно-серебристую тунику Леля. Повелитель Танца помогал Игорю, исполняя вариации Жана де Бриена.
Раймонда в смятении отпрянула к шершавой стене грота, не в силах отвести испуганный взор от Игоря. Она кралась по шершавой стене и бормотала: «Я – Жрица Пляски. Мне будут прислуживать все. И он тоже!»
- Но если ты его пленишь и сделаешь своим холопом, ты не получишь искреннего счастья, - танцем возразил Игорь.
Раймонда ухмыльнулась: «Почему?»
- Потому, что любовь раба пробуждает одну жалость, - заметил парень. Он с почтением показал в угол, на узников: - Они были Вашими друзьями и помощниками, делили с Вами радость и горе, и Вы, Раймонда, ради власти губите их и свою любовь. А Жан де Бриен? Вы его хоть помните? – изящным па-де-буре поинтересовался Игорь, которого направлял невидимый Лель.
- Да… И хочу проститься с ним, - метнулась к парню измученная девушка. Она указала на единственную, черную плиту в полу: - Сможешь закрыть ее? Там горнило Хопдэнса. Скоро супостат его откроет. Все уйдут в его душегубку, обратившись в уродливых марионеток. Это единственная его лазейка.
И юноша длинным прыжком оказался на ажурной плите. И вдруг он вспомнил, как в детстве танцевал под «вокализ» С. Рахманинова. Тихонько напевая, Игорь с пронзительной кротостью начал танцевать. Это была мольба кающегося разбойника.
Пленники затаенно следили за юношей, и не заметили, как гул потонул в музыке, льющимся из ручья. И эта мольба, и музыка тронула сердце Раймонды. Ее карие очи вдруг заблестели от слез и умиления.
А свод грота стал трескаться, не выдержав яркого света. Едва юноша завершал танец, каменные стены обратились в прах, а под ногами зацвела земля.
Узники обрадовались, стали танцевать. Мелодия волшебной дудочки всех успокоила.
- Сейчас Вы должны вернуться домой, - учтиво объявил Повелитель Танца.
- А чтобы освободиться от злого колдовства, вам нужно повторять станок до следующего повечерья, - и вновь коснулся дудочки.
Она заиграла, и вместе с мелодией из нее излетали серебристые, кружевные колесницы. В них входили грации, и колесницы уплывали.
Когда они остались одни у шиповника, Раймонда изящным движением спросила: «Повелитель, как Вы нашли нашего избавителя?»
Лель подошел к высокому растению и дотронулся. Красивый стебель ожил и исполнил танец «Петрушки», а черноволосый Лель с легкостью все повторил.
Вдруг земля у них под ногами заходила ходуном, и все закружилось, завертелось. Это бился и рвался на волю Хопдэнс.
- Держи, не выпускай, - услышал Игорь голос Леля, и в его ладони оказалась узкая рука Раймонды. Она вырывалась, выкручивалась, беспощадно щипля и царапая его. Игорь, зажмурившись от боли, шептал: «Господи, помоги».
И вот, через какое-то мгновение их обняла небывалая тишина. Юноша почувствовал, что Раймонда успокоилась. Он открыл глаза и замер от несказанной красоты.
Они стояли на склоне зеленой чаши, поросшей стройными деревьями. Луг с густой травой опоясывал само озеро Тишины. Его воды переливались, синим, васильковым и лазоревым цветом, и было невозможно отвести взора.
Пока юноша любовался этой красотой, Лель бесшумно набрал в пригоршню воду и брызнул на девушку. Она закрыла глаза и покачнулась. Лель повел ее к озеру, не прикасаясь даже к порванной пачке. У самой кромки он отошел от Раймонды.
Озеро брызнуло на нее, и неказистое одеяние превратилось в лохмотья, а грубые ботинки разлезлись. Вторая и следующая волна подкатили к молодой графине в форме чашечек. Девушка ступила в них, и волна заскользила по его глади.
- Нам нельзя здесь, - шепнул Лель, бесшумно вернувшись к Игорю.
Покидая озеро Тишины, юноша заметил Жана де Бриена. В светлом камзоле и таком же трико он неслышно летел к озеру…
Неожиданно Игоря обняла темнота. Затем взметнулся один язык огня, за ним следующий, за ним - еще. И в мягких отсветах Игорь узнал комнату своей бабушки. Леля в комнате не было.
Юноша метнулся к раскрытому журналу, что лежал на кровати и увидел, как изящный Лель уходит под сень сказочного леса. Игорь бережно убрал журнал на этажерку и вышел из комнаты.
А в гостиной уже звенели бокалы и разбирались подарки. Игорь еще с лестницы увидел, что бабушка разворачивает его подарок. Это был книга о великих солистах балета. Он подлетел к бабушке, обнял и зашептал добрые слова.
Бабушка поцеловала его и сказала:
- Сейчас звонил Вовка чрезвычайно расстроенный. У него с диска исчезла Раймонда. И он от отчаянья этот диск, ну…. на котором игра, разломал. Ах, как я хотела иметь книгу!
- Я это давно знал, и письмом Вовкиного дядю просил разыскать ее, - взволновано бормотал синеглазый юноша.
Незаметно к ним подошел крепкий русый мужчина в нарядной душегрейке. Его мудрые глаза лукаво улыбнулись;
- Игорешка, не знаю, порадует ли, огорчит ли подарок. Его мне дали танцоры, искавшие прибежище своему театру. Я привел их в наш городок, а они в благодарность вручили это, - и отец протянул мешок из грубого сукна.
Сын размотал веревку, стянутую на горловине, и достал балетное трико и тапочки.
- И наша сказка скоро сбудется. Только, внучек, верь и помогай людям, - прошептала бабушка, и гости завели веселый хоровод.
А на следующий день все жители Щеппкина сбегались к Губернскому особняку. За ночь произошло чудо: из руин поднялся роскошный особняк. Люди видели, как в дом внесли пианино. На крыльце распоряжался мужчина. Он проверял большие коробки с проигрывателями, с реквизитом; бесконечные рулоны. И вдруг он задержал строгий взгляд на юноше. Потом поманил его. Игорь с замиранием сердца вбежал по заиндевелым ступеням и взглянул на незнакомца. Поля низко-полой шляпы скрывали часть лица, но мягкие изгибы вокруг плотных губ, широкие скулы и ямочки внизу щек показались юноше хорошо знакомы.
- У тебя балетная выворотность ног, - мягко сказал он, - думаю, тебе стоит попробовать танцевать, - и, взяв его за плечи, ввел в особняк. - Пройди в дальнюю, восточную комнату. Там и инструмент и буржуйка. Показываться будешь в майке и тренировочных... я скоро...
В той комнате собралось несколько человек. Они попросили юношу пройти балетной походкой. Затем он легко показал шесть позиций посреди комнаты. Потом заиграло пианино, и Игорь исполнил вальс. Мусор и опилки разлетались с пути, потому что на нем были самодельные тапочки-пуанты, которые связала бабушка.
Юноша не заметил, как из толпы педагогов и артистов вышел тот же мужчина, что предложил Игорю показаться. Но теперь он предстал в темном репетиционном костюме и без шляпы. И парень узнал эту гибкую, ладную фигуру; эти выразительные, с узкими запястьями, руки, и длинные, крепкие ноги, стоящие по третьей позиции в балетной обуви. Да, да, угольно-черные, естественно распадающиеся на прямой пробор волосы и грустные, доверчивые глаза в обрамлении черных ресниц. Только тонкие морщины у глаз и на щеках успокоили парня.
- Хорошо танцевал. Классическая школа, - с удовольствием сказал он, выходя в центр круга. - А сейчас повторяй за мной.
Вновь зазвучало пианино, и руководитель стал танцевать. Игорь долго, с восхищением смотрел на танцора. А через минуту стал его тенью.
Всем на удивление, у юноши довольно хорошо получалось.
Прошел месяц, как Игорь занимался хореографией, и руководитель сообщил, что в мае театр откроется балетом «Раймонда». На изумление Игорю, ему доверили партию рыцаря Жана де Бриена.
И вот в объявленный вечер растворились двери самой залы особняка. Той залы, где когда-то в одиночестве неумело пробовал танцевать Игорь. В ней и построили сцену. Когда погас свет, и из динамиков зазвучала увертюра, Игорь выглянул в щелку и увидел бабушку с отцом и друга Вовку. Они сидели в первом ряду…Спектакль прошел прекрасно.
«Раймонду» играли месяца три, потому что зал вмещал очень мало людей, а городок был не маленький, да из соседних городов ехали на спектакли, так что приходилось играть. Но Игорь с бабушкой были счастливы, потому что они каждый день жили теперь уже настоящим балетом.
Июнь. 2003-го года