Андрей Башкиров. Блок и Рубцов. Часть 8.

«Да хранит тебя Бог». Н.Рубцов

 

Мы снова на Петроградской стороне... Этот Петербург совсем не похож на фешенебельный центр города на Неве. Ощущение такое, что ты попадаешь в ХIХ век... Вот сейчас из этого кафе вышел стройный, высокого роста с запоминающейся походкой и с задумчиво-добрым лицом, наверняка Поэт... Но в кафе обстановка совсем другая, никакой старины. Значит, это не Он вышел только что из дверей. Высокие здания не похожи на небоскребы, но их громады вызывают невольное уважение. Не надо особых декораций, чтобы снимать фильм о Блоке. Здесь наверняка был и Рубцов. Не мог он не быть в квартире на Офицерской улице, на дверях которых до сих пор небольшая  медная табличка «А.А.Блокъ», а внизу такая же, но побольше и подлиннее «Для писем и газет». Что переживают люди, стоя перед старинной дверью? Там Блок! Ведь Блок не умер!! Душа его с нами в еще большей степени, ныне освобожденная от уз страдальческой плоти... Вот сейчас успокоится сильно бьющееся сердце, и постучу в дверь... и он откроет. Стучите и отворит Поэт, который очень много знает о мире, о России и человеке. Ведь он родился  в день памяти Апостола и евангелиста Матфея рос среди русских полей, лугов и лесов. Он был крещен в университетском храме столицы России в день памяти Апостола и евангелиста Матфея и небесный покровитель его не кто иной, как святой благоверный князь Александр Ярославович Невский! И сам он – Блок разве не святой князь Русской Поэзии! У его дверей до сих пор толпится народ, по всему миру читаются его дивные свитки илюбящий народ молится за него, за Россию и весь мир. И Блок отвечает нам: «Слушайте, всем сердцем слушайте Россию! Учитесь у Святой России!»

Все святое, самое малое бессмертно и имеет цену у Бога и Родины. Никто и ничто не забыто... А вдруг сейчас Александру Александровичу скажут, что к нему из его Боблова пожаловали!.. Какой он оживленный Блок?! Сохранились уникальные кадры кинохроники, на которых среди народа Поэт Блок (к жизни и судьбе гениев мы «ленивы и нелюбопытны»). По улице идут солдаты с лозунгами и винтовками. Поэт, видя, что снимают происходящее, поворачивает голову к нам. Какая-то теплота и сочувствие исходят от его лица, внутреннее понимание, что вот, видите, что происходит, надо принять жизнь и потерпеть. Смотришь, и сердце сжимается - какой все-таки он худой. Но какова душа во взгляде, открытая ласковость и участие! Кадр замирает, за поэтом, всматривающимся в будущее, слово на лозунге - «БРАТСТВО»... Буди, буди «ОДНО  СТАДО и ОДИН  ПАСТЫРЬ»!.. И, слава Богу, я увидел все-таки живого Блока!!! И мы разговаривали взглядами, и не прощались...

В квартире Блока, как и у Рубцова, иконы – Пресвятой Богородицы «Казанской» (известно, что Пушкин венчался с Образом Матери Божией «Казанская») и над массивным письменным столом, придвинутым к окну, икона благословляющего Спасителя с Евангелием в руке. Это келья поэта-христианина, в которой поэт прожил ровно день в день девять лет. Известно, что последний год Блок сильно болел и родные ходатайствовали о его лечении за границей. В России был холод, голод и нескончаемая цепь убийств и унижений. Сам поэт ничего уже не ждал и не хотел никуда выезжать. Он умирал от того, что на его Родине не было уже воздуха и никакой свободы: ни явной, ни тайной... Блоку сначала отказали в выезде на лечение. Сохранился страшный документ. За день до кончины поэта заседало правительство советов и для отвода глаз, чтобы хоть как-то снять ответственность за фактическое неоказание помощи тяжело больному Блоку, могущее привести к скорой кончине, приняло следующее постановление:

 

     Из протокола № 53 заседания Политбюро ЦК РКП

от 19 августа 1921 года

Опрошены по телефону члены Политбюро ЦК: т.т. Ленин, Троцкий, Зиновьев, Каменев и Молотов.

Слушали:

[...] 5. Предложение т. Каменева - пересмотреть постановление Политбюро о разрешении на выезд за границу А.Блоку.

Постановили:

Разрешить выезд А.А.Блоку за границу. [...]

[РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 3. Д. 192. Л. 1-2. Машинопись]

Фактически Блоку новоявленные фарисеи разрешили ... умереть. Стыдно, мягко говоря, за такие бумажки и за такое отношение к русским поэтам. Через четыре года будет подло и зверски убит Есенин, а через пятьдесят лет в своей квартире растерзают горло Николаю Рубцову...  Незадолго до смерти Блок просматривал свои записные книжки и дневники. Рубцов не вел дневников, но у него «случайно» украли чемодан с записями и фотографиями... Блок проводил уничтожение при свидетелях, будучи совершенно спокоен и даже весел. С.Алянскому он с улыбкой пояснил, что уничтожает некоторые записи с единственной целью облегчить труд будущих литературоведов. Поэт, судя по всему, подводил итоги земного страдальческого пути. Продукты по рецепту для тяжело больного получить не удалось и часть самого нужного втридорога покупали на рынке. И здесь проявилось полное равнодушие новых властей к судьбе великого поэта.

Сохранилось свидетельство знакомой Блока, Надежды Александровны Павлович, духовной дочери Оптинского старца Нектария. Она жила этажом ниже поэта и ясно слышала, как тяжело больной Блок в последние два-три дня иногда громко кричал: «Боже! Прости меня! Боже! Прости меня!» Блок до этого подарил ей том «Добротолюбия», где изложены выписки из преподобного Евгария-монаха. «Блок никогда не был атеистом», - говорила Надежда. От нее о Блоке узнал и преподобный отец Нектарий Оптинский. Он молился об упокоении поэта  и велел передать матери Блока, что ее сын в раю. Святому старцу нравились стихи о Прекрасной Даме и об Италии, которые ему читала Павлович.                              

Но мы приведем стихотворение Блока-христианина о Христе. Не покидает ощущение, что поэт писал его, находясь на своей Голгофе: 

                                Когда над рябью рек свинцовой,

                                В сырой и серой высоте,

                                Пред ликом Родины суровой

                                Я закачаюсь на кресте,

 

                                Тогда  просторно и далеко

                                Смотрю сквозь кровь предсмертных слез

                                И вижу – по реке широкой

                                Ко мне плывешь в челне, Христос.  

 

                                Христос, родной простор печален,

                                Изнемогаю на кресте.

                                И челн Твой будет ли причален

                                К моей распятой высоте? 

Блок писал: «Жизнь моя есть ряд крушений многих надежд. «Бодрость» и сцепленные зубы. И – мать». У Рубцова фактически не было семьи, а мать умерла, когда ему было всего пять лет...

Блок умер 7 августа 1921 года, в воскресенье – в малую Пасху, Рубцова убили в ночь на Крещение Господне 19 января 1971 года. Неверующему сердцу это ничего не говорит. А любящая душа видит в этом очевидное – Богу было угодно изъять Своих соловьев и певцов в дни всеобщих Церковных торжеств. 7 августа 2011 года, спустя ровно полвека со дня трагической кончины А.Блока, было тоже воскресным днем. Святая Церковь празднует в этот день Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы (помните блоковскую запись «...и мать»). Так что если обратится с молитвой к праведной Анне, то она походатайствует перед Дочерью о поэте и о нас, грешных, мало любящих святое, небесное. Кроме того, в этот воскресный, пасхальный день Церковь отмечает память 5-го Вселенского Собора в Константинополе, прошедшем в борьбе против еретиков и раскольников Христианства. И Блок, и Рубцов сознательно боролись за вразумление нехристей очень трудным искусством - добрыми и светлыми стихами. Так что и они – члены Вселенского Собора всех христиан, как усопших, так и ныне борющихся против новых антихристов разных мастей и видов. «У Бога нет мертвых, все живы». В этот же день 7 августа отмечается Собор Смоленских святых. Известно, что похоронили поэта Блока на Смоленском кладбище Санкт-Петербурга в день празднования Смоленской иконы Божией Матери «именуемой «Одигитрия» (Путеводительница). Несомненно, что Матерь Света имела участие в судьбе великого поэта и раба Божия Александра.

«И вот последний земной день Блока, - пишет очевидец, - очень синий, ослепительный (добавим от себя - воскресный, пасхальный), до предела тихий, словно замерший от удивления, что в мире возможна такая тишина. Гроб не на руках, а на плечах людей, которые несут без устали и не хотят сменяться, невзирая на усталь. И впереди – больше всех запоминающийся, в раскиданных волосах, будто все время говорящий, бормочущий с Блоком, Андрей Белый. Народа не так много, но и очень, очень много для того времени, довольно безлюдного. И так – до кладбища, какими-то ущербными линиями Васильевского острова, по которым, вероятно, недавно гулял любивший помногу ходить Блок».

С поэтом Николаем Рубцовым прощались в попразднство Богоявления 21 января 1971 года. Накануне Церковь отмечала Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (20 января). Прощание проходило в Вологодском Доме художника. Газеты скромно сообщали не об убийстве великого поэта, а о его кончине... Не было даже музыки, настолько всех поразила трагическая гибель поэта, о которой ходили разные невероятные слухи, вплоть до ритуального убийства. У следователя Меркурьева удалось выпросить единственный старый костюм Рубцова. На гробе изображения венцов, обрамленных поэтическими перьями. Скромные венки, но очень много еловых лап. Ель очень любил поэт. Россия устилала последний путь поэта зеленой хвоей его любимого дерева. И тоже, как Блока, друзья несли тело поэта на плечах от окраины Вологды до Пошехонского кладбища. В похоронах участвовало не так много народа – всего 85 человек. Гораздо больше потом придет на могилу поэта...

Иду по Петроградской стороне в самом начале марта. Одна линия сменяет другую. Иногда кажется, что они похожи друг на друга. К сожалению, самый верх фасадов некоторых домов разрисован нелепыми буквами и фигурами, которые возникли словно из-под земли, но смогли все-таки прорасти через здания, заявив о своей пустоте и никчемности. Само время здесь на Петроградской стороне течет иначе, чем в других местах Петербурга. Вот и поворот налево. И сразу справа видна громада восстанавливаемого Воскресенского собора. Именно в нем отпевали Александра Блока. К этому времени Смоленский храм, Смоленское кладбище и подступы к нему были заполнены праздничным народом. Ведь был праздник Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. И вдруг несут гроб и в нем покойный Блок... 

                                   Здесь память волною святой

                                   Осталась пенистым следом.

                                   Беспечально иду за Тобой

                                   Мне путь неизвестный ведом.

 

                                   Когда и куда поведешь?

                                   Но знаю, нет сомнений,

                                   Что погибла прежняя ложь

                                   И близится вихрь видений.

 

                                    Когда настанет мой час,

                                    И смолкнут любимые песни,

                                    Здесь печально скажут – угас,

                                    Но там прозвучит – воскресни. 

Сегодня почти никого. Пошел небольшой снег, и все кругом небывало стихло до полноты спокойствия и желанного одиночества. Вход на кладбище. Икона Матери Божией и лампада. И опять вспомнился Блок: 

                                      В углу лампадка зеленеет.

                                      От нее золотыел лучики.

                                      Нянюшка, над постелькой склоненная,

                                      Дай завернуть твои нежные рученьки.

 

                                      Нянюшка села и задумалась.

                                      Лучи побежали, три лучика.

                                      Нянюшка о чем ты задумалась?

                                      Расскажи про святого мученика. 

В помещении кладбищенский ворот памятная доска о том, что на Смоленском кладбище похоронена любимая няня поэта А.С.Пушкина – Арина Родионовна... Сколько мучеников, кроме Блока, пронесли через эти врата? Был ли Пушкин здесь? Но, если Блок в раю со святыми, как утверждает преподобный Нектарий Оптинский, то поэт наш свят! А это отметает все обвинения по адресу А.Блока, якобы, о его нехристианстве, символизме, большевизме и прочей чепухе, распространяемой до сих пор! Истинно сказано, если бы кто воскрес и пришел, то не поверили бы и продолжали заниматься своим привычным земным. Как прекрасен Смоленский храм в снежную пору. Богородичные в неба синь стены... Много старинных надгробных крестов среди стражей – деревьев... Поворачиваю направо и иду в глубину кладбище, туда, где на далеком расстоянии видно, как мчатся современные авто. Время еще больше изменилось и, кажется, остановилось здесь на Богородичном городском погосте...  А вот река, уже кое-где вскрывшаяся темной водой. Пустынно как, забвенно и тихо... Все замерло и остановилось... Кресты вышли к воде, вода подступает к крестам, и все обрамлено снегом... Ни домов, кроме громадины далеко впереди за Смоленкой, ничего от города и все от Вечности. На другой стороне одинокая мужская фигура – высокого роста мужчина идет по берегу и никого кругом... Я, он и еще храм, которого ищет взгляд, когда желает найти опору не на земле, а на небе. Как много крестов. Кресты, вода и много белого снега – не это ли наш бедный, но мужественный и славный Север. 

                                    И невозможен путь обратный,

                                    И славен тот, который был... 

А еще Рубцов словами деда сказал, как надо прощаться с земным, все благословив: 

                                   - Все хорошо, все слава Богу...-

                                                     («Конец») 

И это, когда за плечами две мировые войны, гражданская бойня, финская война, Великая Отечественная война, японская война, развал Советского Союза, чеченские войны, массовые репрессии, колхозы, реформы, приватизации и прочее... Но православный люд, испытав невиданные скорби, гонения и казни, не озлобился, никого не  проклял, испив свою чашу до конца. Десятки миллионов брошены в топку во имя химер и амбиций. И описанный Рубцовым «тоскливый вой проводов над крышей», под которой следует понимать родной край, провожающий в последний путь своих мучеников, становится настолько зловещим и страшным, что становится не по себе. Обезлюдела Россия, захирела жизнь без Бога, нет сил оплакивать потери и, тем более, подаваться на радужные рапорты власти, и вот «тоскливо воют провода...», голосят метели, завывают волки «за рекой, во мраке». С похоронами Рубцова так и было, как он писал «Идет процессия»: 

                                      Идет процессия за гробом.

                                      Долга дорога в полверсты.

                                      На ветхом кладбище – сугробы

                                      И в них увязшие кресты.

 

                                      И длится, длится поневоле

                                      Тяжелых мыслей череда,

                                      И снова слышно, как над полем,

                                      Негромко стонут провода.

 

                                      Трещат крещенские морозы.

                                      Идет народ... Все глубже снег...

                                      Все величавее березы...

                                      Все ближе к месту человек. 

Но это не описание собственных похорон, так как поэт не дождался ласок мира, не дожил до седин, не дали. Рубцов описывает простые похороны, простого человека. И сам он ощущал себя очень простым, «неплохим» человеком, иначе бы ничего такого стоящего не написал. Сложных людей становится слишком много, от них устаешь, от них не знаешь чего ожидать и куда деваться. Верующий человек встречает смерть, как должное, «по грехам приемлю». За смертью, которая обессилена Христом, встреча с Богом, а не, как утверждаю подлецы и негодяи, - «пустота», «нирвана» и в том же антихристовом духе. Поэтому к такой самой важной встрече надо приготовляться: «Подумать о жизни всерьез на какой-нибудь старой скамейке» (Н.Рубцов). Когда хоронили Рубцова, природа сжалилась над людьми, и в пору самых сильных северных морозов на Крещение в день похорон установилась оттепель...

И сейчас на Смоленском кладбище было достаточно тепло. Снег все более и более усиливался и стало как-то пасхально и светло на душе от того, что снежинки не неслись в просторы, но тихо и строго вертикально струились сверху на кресты, на мои плечи и на все вокруг притихшее, неземное... И подумалось, что такая погода наверняка бы понравилась и Блоку, и Рубцову.

Надо идти туда, ближе к Блаженной Ксении, там и Блок... Сразу за дорожкой святой Ксении - «Блоковская дорожка»! Здесь шла процессия с гробом Блока. И вовсе не страшный, как описывают, лежал Поэт в домовине, но словно изболевшаяся птица, исхудалая, страдальческая, и теперь наконец-то упокоившаяся от праведных трудов. Поет филармонический хор и вскоре на могиле устанавливается высокий крест с иконкой святого благоверного князя Александра Невского (и отчего же советская власть не перезахоронила прах поэта в Александро-Невской Лавре, а избрала для этого Волковское кладбище?). Сегодня на месте первого захоронения Блока тоже стоит обычный деревянный крест с иконкой и внизу лаконичная надпись «Александр Блок». Совсем рядом есть надгробия гораздо шикарнее. Но у Блока все, как у обычных христиан. Совсем рядом часовня Блаженной Ксении Санкт-Петербургской. Если прислушаться, то сюда от часовни тихое утро доносится «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих». Мимо идет группа посетителей с экскурсоводом, и я слышу, как она говорит: «Это не могила Блока». Хочется заспорить и крикнуть даже: «Вернитесь и поклонитесь! Здесь был положен Блок»... Но люди уходят и снова становится молитвенно и тихо. «Блок похоронен здесь, - стал я вспоминать логику Николая Рубцова, - значит поэт похоронен на Руси, а если на Руси, то везде Блок!» И уже кладбище не казалось мне таким печальным, как это было вначале, особенно там, на зимне-весенней реке... Ведь тут похоронены люди всех национальностей, сословий и профессий. Здесь и святые, и грешные... Здесь мученики и новомученики, блаженные и страдальцы, прощеные и , не дай-то Бог, непрощеные у Бога. И все потому, что здесь Святая Россия – здесь на Богородичном кладбище Воскресенский собор, храм во славу Смоленской Божией Матери и часовня Ксении Блаженной, то есть здесь главное – Бессмертная Святость, непреходящая суть и неотъемлемая радость, пересиливающие Любовью Божией смерть и разделения.

Протоиерей Алексей Западалов, отпевавший А.Блока, (он был умучен впоследствии в Свирьлаге), читал на могиле поэта его стихотворение «Девушка пела в церковном хоре»:                                

                              Девушка пела в церковном хоре

                              О всех усталых в чужом краю,

                              О всех кораблях, ушедших в море,

                              О всех, забывших радость свою.

     

                              Так пел ее голос, летящий в купол,

                              И луч сиял на белом плече,

                              И каждый из мрака смотрел и слушал,

                              Как белое платье пело в луче.

 

                              И всем казалось, что радость будет,

                              Что в тихой заводи все корабли,

                              Что на чужбине усталые люди

                              Светлую жизнь на земле обрели.

 

                              И голос был сладок, и луч был тонок,

                              И только высоко, у царских врат,

                              Причастный тайнам, - плакал ребенок

                              О том, что никто не придет назад. 

Вспомнилась мать Рубцова, певшая в церковном хоре и рано умершая в военное лихолетье... Пришло на память, что Смоленский Воскресенский собор Санкт-Петербурга на этом Смоленском кладбище имеет два придела – во славу Всех святых и во славу иконы Пресвятой Богородицы «Утоли мои печали». И захотелось здесь на первом месте захоронения Блока прочитать его же, но другое стихотворение, прочитать всем живущим и упокоившимся: 

                                    Божья Матерь «Утоли мои печали»

                                    Перед гробом шла, светла тиха.

                                    А за гробом в траурной вуали

                                    Шла невеста, провожая жениха...

 

                                    Был он только литератор модный,

                                    Только слов кощунственных творец...

                                    Но мертвец – родной душе народной:

                                    Всякий свято чтит она конец.

 

                                    И навстречу кланялись, крестили

                                    Многодумный, многотрудный лоб.

                                    И друзья и близкие пылили

                                    На икону, на нее, на гроб...

                          

                                    И с какою бесконечной грустью

                                    (Не о нем – Бог весть о ком?)

                                    Приняла она слова сочувствий

                                    И венок случайный за венком...

 

                                    Этих фраз избитых повторенья,

                                    Никому не нужные слова –

                                    Возвела она в венец творенья,

                                    В тайную улыбку божества...

 

                                    Словно здесь, где пели и кадили,

                                    Где и грусть не может быть тиха,

                                    Убралась она фатой от пыли

                                    И ждала Иного Жениха... 

10 (28 июля по ст.ст.) августа 1921 года был не только праздник Смоленской Богородичной Одигитрии, но и празднование иконы Пресвятой Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевской, в молитве к которой с пением пасхальных песнопений скончался преклоненный преподобный Серафим Саровский. В этот же день Церковь отмечает память апостола от 70-ти Прохора диакона, который являлся небесным покровителем курского подвижника Прохора Мошнина, будущего преподобного Серафима Саровского. И, наконец, в этот же день Святая Церковь празднует Собор Тамбовский святых, в котором в лике святых прославлен Батюшка Серафим Саровский, великий Чудотворец. Так что, в этот день, памятуя о рабе Божием Александре, из души воскликнем: «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Преподобный отче Серафиме, моли Бога о нас!» 

  Зная об искреннем интересе наших великих поэтов, в частности, А.Блока в творениям Святых Отцов (А.Блок подарил «Добротолюбие» соседке по этажу ниже, а Рубцов смог найти Библию и читал ее), приведем некоторые дивные слова наиболее почитаемого сегодня в Православии Батюшки Серафима Саровского, который встречал пришедших к нему не иначе, как «Радость моя, Христос воскресе!» Почерпнем из этих премудрых наставлений Жизнь, Радость, Умиление, Утешение и Поддержку в трудные минуты:   

-  Бог есть огонь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы;

- где Бог, там нет зла;

- все происходящее от Бога, мирно, полезно и ведет человека к осуждению своих недостатков и смирению;

- если ты не знаешь Бога, то невозможно, чтобы явилась в тебе и любовь к Нему. Ты не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывает от познания Его;

- прежде всего должно веровать в Бога;

- призовем имя Господа - и спасемся. Когда у нас имя Божие будет на  устах – мы спасены;

- с призыванием имени Божия ты найдешь покой, достигнешь чистоты духовной и телесной, и вселится в тебя Святой Дух, источник всех благ, и управит Он тебя во святыне, во всяком благочестии и чистоте;

          - прошу и молю вас: ходите в Церковь Греко-Российскую. Она во всей силе и славе Божией! Как корабль, имеющий многие снасти, паруса и великое кормило, она управляется Святым Духом. Добрые кормчие ее – учителя церкви, архипастыри суть преемники апостольские. Она всех поддерживает, а ни от кого не просит поддержки;

          - вера есть начало нашего соединения с Богом. Дела же веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу;

что не от веры, грех есть;

- за уступки миру многие погибли;

- аще кто не творит добра, тот и согрешает;

грехи отлучают нас от Бога и отгоняют благодать Его;

-  несть греха, побеждающего милосердие Божие;

         - да я на четвереньках приползу к литургии, если уж совсем не будет сил ходить;

-  делающие добро не лишаются награды и временных благ, вечные же блага только ради Христа Господа нашего даются;

- душа, потрудившись, стяжевает и прочие совершенства;

- все, имеющие твердую надежду на Бога, возводятся к Нему и просвещаются сиянием Вечного Света;

- истинная надежда ищет едино Царствия Божия, и уверена, что все земное, потребное для временной жизни, несомненно дано будет;

- если видимых благ, которые в настоящем веке дарует нам Всеблагий Бог, не вверяем Ему, то как можем Ему вверить те блага, которые обещает Он нам в будущем? Не будем такими маловерными обладателями, а лучше будем искать «Царства Божия, и сии все приложится нам», по слову Спасителя (Матф.6,33);

-раньше люди были простее и верили, что можно быть святым и вдохновляться Духом Святым и заживо, поэтому можно было посылать и живых пророков и проповедников покаяния;

- в последние времена наша вера и благочестие исчезают из среды людей; богохульство же и кощунство над Святынею и в пресущественное общение с людьми Святого Духа и о пребывании онаго в людях, берет верх над святою верою и умножается, - так что если и есть люди ныне между нами Богоносные, - чрез которых мог бы действовать глагол Божий, то им не поверят, а скажут, что они ханжи, изуверы и заблуждающиеся;

- мы, живущие во грехах, далеко отступили от путей спасения; мы не воздерживаемся, не храним постов святых; не соблюдаем ни среды, ни пятницы; некоторые едят мясо даже во Святую Четыредесятницу, не думая о том, что сим нарушаем церковные и апостольские правила, гневим Господа, широко отворяя, для входа в лукавое сердце свое, двери страстям и порокам, а вслед за ними и казням Божиим;

- исправимся, да Господь нас помилует;

- будь милосерд, если хочешь, чтобы Господь Бог был к тебе милосерд;

- молиться Царице Небесной и читать Ей «Канон молебный, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии». Матерь Божия не оставит;

ты, радость моя, молись, и я буду за тебя молиться;

- в сильной скорби читать чаще: «Молю, Дево, душевное смущение и печали моея бурю разорити: Ты бо, Богоневестная, Начальника тишины Христа родила еси, едина Пречистая»;

- радость моя! Удостоился я, многогрешный, лобызать стопы Царицы Небесной» (отцу Рафаилу, иеродиакону Саровской пустыни);

- гряди, Божия Матерь тебе поможет;

- прошу тебя, ради Божией Матери;

-  а чего Царица-то Небесная не возможет, все будет у Ней!

- а вот мое богатство, вот, как я живу (показывая на свои гряды с луком и картофелем);

- хромаем как младенцы, а дороги-то нам нет никакой хромать, если мы все творим к славе Божией;

- для славы Божией человеку не должно ни ночного времени бояться, ни мнений человеческих стыдится, но поспешить всеми силами к совершению добродетели, пока есть благоприятное время и час для купли вечных благ;

- ничто лучше есть во Христе мира, в нем же разрушается всякая брань воздушных и земных духов;

- как на свет Ангела взглянуть грешному невозможно, так и бесов видеть ужасно: потому что они гнусны;

- бесы так гнусны, что человек, не освященный и не исполненный вполне Духом Святым, не может и видеть их очевидно, ибо может умереть от ужаса;

 - что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны: ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно хранится внутри сердца;

- сердце тогда только кипит, будучи возжигаемым огнем Божественным, когда в нем есть вода живая: когда же сия вода выльется, то оно хладеет и человек замерзает (о хранении сердца);

покаяние во грехе состоит в том, чтобы не делать его опять;

- как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние;

- болезнь сию молчанием понеси – и пройдет, как перестанешь лечиться;

- за каждое праздное слово воздадим Богу ответ;

- с ближними надо обходиться ласково; быть словом, так и мыслью чисты и ко всем равны, иначе жизнь нашу сделаем бесполезной;

- дух смущенного или унывающего человека надобно стараться ободрить словами любви;

-  видя брата, делающего грех, покрой его;

- возлюбленные, не будем наблюдать за чужими грехами и осуждать других, чтобы не услышать: «Сынове человечестии, зубы их оружия и стрелы, и язык их меч остер» (Пс. 56:5);

-должно быть милостивым к убогим и странным, ибо малая благодушная милость способствует приобретению Царства Божия;

- если невозможно, чтобы не возмутиться, то, по крайней мере, удерживай язык;

снисхождением к брату и молчанием сохраняется мир душевный;

- в соединении с другими занятиями молчальничество возводит человека к благочестию;

- внимать себе, ни от кого не принимать худых вестей и быть ко всему мертвым;

не развлекать душу чувственными предметами;

не слушай, куда тебя мысли посылают, а молись;

бодрствуйте, бодрствуйте и молитесь, да не найдет на вы внезапно час смертный;

- бодрствовать духом и, откинув малодушие, помнить, что хоть мы и грешные, но все находимся под благодатью нашего Искупителя, без воли Которого не спадет ни один волос с головы нашей;

- положи упование на Бога и проси Его помощи; да умей прощать ближним своим – и тебе дастся все, о чем не попросишь;

- стяжать мирный дух – это значит привести себя в такое состояние, чтобы дух наш ничем не возмущался;

- учить других, все равно, что с собора бросать на землю камешки, а проходить делом то, чему учишь, все равно как бы самому носить камешки на верх собора;

- не забывай праздничных дней, будь воздержан, ходи в Церковь, разве немощи когда. Молись за всех, давай свечи, вино и елей в Церковь;

- приложите чистоту, храните от общения среды и пятки, праздничные и воскресные дни, иначе дети родятся мертвыми и жены умирают родами;

- вступившим в брак не расходится, как бы не было трудно;

- и брак и девство суть «дары Божиии», и они оба даны спасения, чтобы подвизаться в обоих;

- больше заботится о воспитании души у детей, чем привитии им знаний;

- непрестанно хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, ибо Господь гнушается нечистого;

- худые помыслы расторгать посредством благочестивого размышления и молитвы;

- неприятие злых мыслей от диавола – творение добра;

- излишнее попечение о делах житейских – неверие и малодушие;

- презревший мир всегда весел;

-путь деятельной жизни: пост, воздержание, бдение, коленопреклонение, молитва и другие телесные подвиги, составляющие тесный и прискорбный путь, вводящий в вечную жизнь (Мт. 7:14);

 -путь умозрительной жизни: устремление ума к Господу Богу, сердечное внимание и созерцание, но сначала деятельная жизнь, не оставляемая до конца, а потом созерцательная;

- к умосозерцательной жизни приступать должно со страхом и трепетом, с сокрушением сердца и смирением, со многим испытанием Святых Писаний и, если можно найти, под руководством какого-либо искусного старца, а не с дерзостью и самочинием;

-  если не хочешь делать зла, то бойся Господа, и не делай; а если хочешь делать добро, то бойся Господа и делай;

-  никто не может стяжать страха Божия, доколе не освободиться от всех забот житейских;  

-  страх Божий приобретается тогда, когда человек, отрекшись от мира и от всего что в мире, сосредоточит все свои мысли и чувства в одном представлении о Законе Божием;

- страх Божий есть отец внимания, а внимание – матерь внутреннего покоя;

покаяние ходатайствует за тебя перед Господом;

не освободясь от мира, душа не может любить Бога искренно;

- доколе остаешься с людьми, ожидай скорбей и бед, и приражения мысленных воров, а когда вступишь в безмолвие, бояться тебе нечего:

- глядя на горящую  свечу, особенно когда стоим в Божием храме, да вспоминаем начало, течение и конец нашей жизни; ибо как тает свеча, зажженная перед ликом Божиим, так с каждою минутою умаляется и жизнь наша, приближая нас к концу. Эта мысль поможет нам менее развлекаться в храме, усерднее молиться и стараться, чтобы жизнь наша перед Богом похожа была на свечу из чистого воска, не издающую смрада;

- мы должны всякую радость земную от себя удалять, следуя учению Иисуса Христа: «…радуйтесь же яко имена ваша написаны суть на небесех» (Лук. 10:20);

- кто мое имя будет поминать, не оставлю и я в молитвах своих;

- молитесь и так: «Господи, сподоби мне умереть христианскою кончиною, не остави меня, Господи, на страшном суде Твоем, не лиши Царствия Небесного! Царица Небесная, не остави меня!»;

- непрестанно молиться, за все благодарить Господа и всегда бодрствовать и быть радостною, дабы никогда не допускать духа уныния!

доброе дело нельзя иначе назвать, как собиранием;

«делаяй правду» приятен Богу во всяком языце;

-  человек не в праве жаловаться, что добро его, не ради Христа сделанное, не пошло в дело;

- душа, исполненная любви к Богу, и во время исхода своего из тела не убоится князя воздушного, но с Ангелами возлетит, как бы от чужой страны на родину;

-  Господь по великой Своей милости не лишил меня утешения по вере моей и показал мне сии вечные кровы, в которых я, бедный странник земной, минутно туда восхищенный (в теле или без тела не знаю), видел неисповедимую красоту небесную и живущих там. Ах, радость моя, там такое блаженство, что и описать нельзя, ты ради него решился бы во временной жизни переносить всякие скорби, гонения и клевету с благодарением;

-  не плачь, у тебя все дети померли, но вы с мужем не живете по правилам Церкви, не храните праздников и субботу – канун воскресения; исполните заповедь,  родится сын и останется жив;

- мы должны все свои мысли, желания и действия сосредотачивать к тому, чтобы получить мир Божий;

- с Церковью всегда взывать: «Господи, Боже наш, мир даждь нам» (Пс. 26:12);

- быть всегда готовыми жертвовать всем, даже если нужно, самой жизнью ради блага родины и Церкви;

- невозможно знать, когда будет конец миру сему и тот великий день, в который Господь будет судить живых и  мертвых и воздаст каждому по делам его;

- если вечных мучений боится и трепещет сам сатана, то в каком ужасе будут нераскаянные грешники?

- гряди откуда пришел (разного рода возмутителям и смутьянам);

- оставление человечества Благодатию Божией должны испытать на себе и последние христиане, но только лишь на самое короткое время;

- будет такая скорбь, чего от начала мира не было (о последних временах);

- но тогда жизнь будет краткая. Ангелы едва будут успевать брать души (о последних временах);

- Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе!

- радость моя, теперь не время скорби, но радости. Если я стяжу дерзновение у Господа, то повергнусь за вас ниц перед престолом Божиим;

- никогда не будь в праздности;

- оберегай себя, чтобы не пришла какая мысль; всегда будь в занятии;

- у вас в жизни все духовное со светским и все светское с духовным так тесно связано, что ни того от другого, ни этого от того отделить нельзя, и что за всем тем Он Сам изволил назначить вам такую жизнь, и что будущее человечество сим лишь путем пойдет, если захочет спастися, и что на все это есть Его собственная воля (Н.А.Мотовилову);

- грядите ко мне, грядите!

- приходите ко мне на гробик и, припавши к нему, все, что у вас на душе мне говорите, и я услышу вас;

- что Святая Церковь положила на семи Вселенских соборах, то исполняй. Горе тому, кто хоть слово одно прибавит к  сему или убавит;

- вода бьет ключом из земли, и вместе с нею поднимаются песчинки. Они поднимаются и падают, поднимаются и опять падают, а вода остается чистою. Эти песчинки не могут возмутить воды. Так и вольнодумцы стараются возмутить Церковь Православную, замутить Ее чистое и святое учение. Подобно этим песчинкам, со своим учением они будут падать вниз; а течение Святой Православной Церкви будет стоять чистым во веки;

- учись умной, сердечной молитве, как учат отцы в Добротолюбии, ибо Иисусова молитва есть светильник стезям нашим и путеводная звезда к Нему;

- есть такие, льстящие себя ложною надеждою, что действительно были у обедни, или у заутрени, или у вечерни. Они только телом были в Храме Божием: где скитался тогда ум их?

- не говори: то не так, другое не так, а говори себе: я-то как, и не осуждай – сим спасешься.

                 Не унывай, а крепись лишь и больше мужайся.

 

       И чем больше борьбы, а хотя бы даже и поражений, да потом побед подобных – через покаяние и совершенное очищение от всякой скверны греховной Пречистыми и Животворящими Тайнами Тела и Крови Христовых, - тем больших и многочисленнейших и преславнейших венцов небесных борцы и победители в жизни будущего века удостоятся.

 

Даже внимательно читая эти святые наставления богоносца Серафима, нельзя не придти к размышлению о том, сколько сил, времени, воли и духа требуется от человека, чтобы не погибнуть, а спастись. Блок и Рубцов, как истинные воины Владыки Христа и Воеводы  Небесной Богородицы, шли этим же узким и трудным путем в Царство Небесное. Потому они прославлены еще на земле. А о славе наших поэтов на небе, кто же может сказать... Очевидно, что она намного больше земной славы. БЛОК и РУБЦОВ - люди Божественного будущего и из этого лучезарного будущего они сегодня призывают нас в Свет Невечерний, Вечный.

Блок жил в то время, когда состоялось торжественное прославление в лике святых иеромонаха Саровской Успенской Пустыни Серафима (1903). Возможно, о Батюшке Серафиме Саровском Коле Рубцову рассказывала его мать, певшая в церкви на клиросе (а в Вологде действующими тогда перед войной были всего две церкви и обе при кладбищах). Влияние Церкви на жизнь и творчество Блока и Рубцова несомненно и является определяющей духовной доминантой их любящих душ. Ничего высокого, одухотворенного и дивного нельзя сотворить без помощи Божией. И тому пример – наши великие, гениальные Поэты.

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2014

Выпуск: 

2