Никита Брагин. Видение Руси
Апокриф
Проходил селом богатым Спас, а с ним апостолы, –
был в тот день великий праздник, колокольный звон.
Все село тогда молилось, пели алконостами
литургийные стихиры, праздничный канон.
А когда накинул вечер покрывало мглистое,
все сельчане собирались у огней лампад,
и внимали благодати, и молились истово,
и горел закатным златом тихий листопад.
Но не слушал Спас молитвы, не стоял во храме он...
Он сидел в избушке старой на краю села,
где над маленьким ребенком голубицей раненой
пела песенку сестренка, пела и звала...
И апостолы внимали, словно откровению,
и сложили в красный угол хлебы и гроши
догорающему слову, тающему пению,
незаученной молитве, голосу души.
Прозрение
Теребишь от случая до случая
ткань событий в узелках и бахроме,
диалоги на экране слушая, –
что почем на Колыме и в Костроме…
В кучу все, от юмора до ужаса,
на любой непритязательнейший вкус…
На весах качается и кружится
минус жизни, переправленный на плюс.
Но не стоит доверять зачеркнутым
вычислениям находок и потерь, –
видишь, обозначилась за шторками
осторожно отворившаяся дверь.
За её запретными китаями,
ни снежинки, ни слезинки не тая,
всё, что нам знакомо и незнаемо,
отражается в изнанке бытия.
Исполины гор щебенкой бутовой
расточились на покрытие дорог,
раковины пылью перламутровой
невесомо разлетелись из-под ног.
Капли дождевые килотоннами
разорвались в безвоздушной вышине –
это наши дети нерождённые
о несбывшемся расплакались во сне…
Это свет, до мозга прожигающий
розовеющие щеки упыря,
дотянулся до золы пожарища,
невмещаемое зрением творя…
Это Русь, распятая на звонницах,
рассыпает увядающую медь,
и листвы израненная конница
догоняет улетающую смерть…
Это сны от полночи до полночи,
и дорога, что уводит навсегда,
и на сердце холодно и солнечно,
а в ладонях пополам со льдом вода.
Византийская мольба
Я открываю книгу новую
себе на счастье и на муку,
как будто кость беру слоновую
в истосковавшуюся руку,
и вижу добрый образ Пастыря,
и горький терн Его венца
на чистой белизне, распластанной
под верным лезвием резца.
Я звуки открываю заново,
а слово не уйдет из виду, –
мозаикой юстиниановой
взывает вогнутость абсиды,
и тайны каменного кружева
несет под купола хорал,
и музыка, стихом разбужена,
целует мраморный портал.
Но льются горечью калиновой
смятения, тревоги, грозы,
и кровью проступает киноварь
сквозь набегающие слезы;
покрыла серебро окалина,
затмились углем образа,
и засыхает на развалинах
давно бесплодная лоза.
И главное – за что ни хватишься,
скудеешь, молкнешь, догораешь,
и чувствуешь себя на кладбище
под снегом и вороньим граем,
и слушаешь такие «истины»,
такое, что хоть свет туши, –
замену Божьего бессмысленным,
и оскорбление души.
И что теперь все муки творчества,
все эти умственные пазлы?
Так у портала нищий корчится,
и расковыривает язвы...
На паперти «искусство чистое»
себе устроило приют, –
ему не надо евхаристии,
ему монеты подают.
Войти под ясный полдень купола,
спуститься сумерками крипты,
восстановить все то, что убыло,
продолжить свиток манускрипта,
и не себе, но только Имени,
но только Слову Твоему...
И повторяется – прими меня,
и отзывается – Приму.
Второе дыхание
Зайдем сюда, возьмем по стопке яда,
имеющего свойство отпускать
на волю все, что надо и не надо,
и все, что будет горько вспоминать.
Здесь рядом незабвенный бывший рынок,
здесь парковал коляску Моргунов,
здесь, в толчее ушанок и косынок
клубился паром жаркий дух блинов.
Здесь и сейчас торгуют и считают,
но, как «железный феликс», без души,
и в сторону метро толпа густая
тебя несет, а ты спеши, спеши…
Остановиться, выйти из потока,
застыть на миг, из тысячи времен
проросший в наше время словно сон
весенних почек, напоённых соком,
готовых распуститься… Так и мы,
чего нам стоит отойти направо,
а хоть бы и налево, и орава
промчится мимо, и к дверям тюрьмы
без нас придет. Свобода – неподвижность,
бесцельность, бесполезность и покой.
Свобода – крест над северной рекой,
забвение и ночь. Какая книжность –
вы скажете. А я не возражу.
Где ум свободен? На странице книги.
Приходишь там к любому рубежу,
на улицы Шанхая, Дели, Риги,
в любое время… Сам же как Протей
меняешься. Живешь дрожащей тварью,
и умираешь, словно падишах,
вино вскипает в золотых ковшах,
и небо пламенеет светозарью
невиданной… Сейчас и прямо здесь
ты даришь мне дыхание второе,
вот-вот зардеет солнце за горою,
глаза слезами наполняет резь,
и по гортани льются спазмы боли…
Какое счастье и какая воля!
Видение Руси
Она осталась как вчера,
но, спрятана от глаз,
в ночи ползёт из-под ковра,
и воду пьёт из ваз,
ютится в старых зеркалах,
скрипит в петлях дверей,
бредёт по улицам впотьмах,
и шепчет – обогрей!
Не отвернёшься, не смолчишь,
стемнело – тут как тут,
скребётся в душу, словно мышь
за ячменём в сосуд…
Но, если не боишься ты,
к себе её впусти,
цветком забытой красоты
дозволь ей прорасти,
и будут вечер, и альков,
и скатерть, и графин,
и нежность пухлых локотков,
и томный жар перин,
шеренга слоников, хрустал,
и трав лечебный сбор,
в шкафу – церковный календарь
(Елоховский собор),
лампады осторожный свет,
герани у окна,
и сотню дней, и тыщу лет
покой и тишина…
Что правда здесь, а что мираж,
попробуй, угадай!
Пылает меч, крылатый страж
встаёт у входа в рай,
стеклом становится бетон,
текучим воском сталь,
сквозь стены к нам со всех сторон
распахнутая даль,
Руси малиновый покров,
рассветный окоём
над ветхой плесенью миров,
в которых мы живём.