Андрей Башкиров: «Лермонтов неисчерпаем и, слава Богу!»
Беседа с постоянным автором нашего журнала, исследователем жизни и творчества русских поэтов, автором книги «Из пламя и света рождённое слово… Лермонтов и Рубцов» и др.
- В этом году исполняется 200 лет со дня рождения М. Ю. Лермонтова. Как вам кажется, достойно ли отмечается этот юбилей в России?
- Двухсотлетний юбилей великого русского писателя Михаила Юрьевича Лермонтова – это замечательный праздник. Россию давно невозможно представить без такого поэта, как Лермонтов. И это самое главное. Россия и Лермонтов – это одно единое и неразрывное. А как будет отмечать лермонтовский юбилей сегодняшняя Россия, покажет время. Наверняка выделены немалые деньги на подготовку и проведение праздника. И все это, конечно, нужно. Но составить планы и их исполнить – это полдела. Есть боязнь иного рода - отшумят официальные мероприятия, и снова Лермонтов останется сам по себе, а люди займутся привычными практическими делами. Но крайне нужен другой подход, чтобы Лермонтов помогал нам жить и любить Россию сегодня. Вот у нас в Курске есть общеобразовательная школа имени А. С. Пушкина, возле которой установлен бюст поэта. Узнаю, что в школе имени Пушкина организуется музей. Интересуюсь, что за музей. Оказалось, что музей посвящен истории школы. А где же Пушкин? Или вот мы были недавно в Вологде и решили посетить музей великого предшественника Пушкина поэта К. Батюшкова. И что же – музей не работает, протекает крыша, а экспозиция сдана в фонд хранения… Такое отношение к великой поэзии не радует. Что же ждать очередного юбилея, чтобы починить крышу в музее? Это несерьезно. И тут на первое место выходит духовная составляющая. Лермонтов – общенациональная гордость, слава России. Поэт Лермонтов – не только часть русской культуры, но выражение самого духа нашего народа, не признающего грех за правду. Митрополит Илларион (Алфеев) недвусмысленно так говорит о значении русской классической прозы и поэзии, приводя слова Бердяева: «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью». Сказанное относится и к великим русским поэтам Пушкину и Лермонтову, и к писателям - Гоголю, Достоевскому, Лескову, Чехову, чьи имена вписаны золотыми буквами не только в историю мировой литературы, но и в историю Православной Церкви». И именно с точки зрения Вселенского Православия поэт М. Ю. Лермонтов известен меньше всего. И вряд ли празднование даже такого большого юбилея внесет значительные коррективы в изменение штампов о Лермонтове. Фактически Лермонтов, как христианский поэт, нам известен меньше всего. Ситуация эта сложилась вполне искусственно по вине советского лермонтоведения, которое отказало поэту в вере во Христа. В лучшем случае, как это было в прекрасном фильме Н. Бурляева, поэт Лермонтов – это исключительно чистый и честный человек. Пока мы не откроем в Лермонтове святость его души и сердца, поэт не будет нам дорог и близок. Следовать надо примеру самого Лермонтова, который в поэте Пушкине видел не просто гения русского языка, но христолюбивого праведника. Помните: «И вы не смоете всей вашей черной кровью, поэта ПРАВЕДНУЮ кровь». Праведность есть только в Церкви и нигде более. Но если праведен Пушкин, то, несомненно, праведен и Лермонтов! Поэты Пушкин и Лермонтов – общецерковное достояние. Хотелось бы в этом самом высоком религиозном смысле, чтобы и наша Церковь дала Свою оценку творчеству Лермонтова. Возможно, для этого стоило бы созвать православный форум, посвященный памяти поэта-христианина М. Ю. Лермонтова. Это значительно повлияло бы на то, чтобы если не прекратить, то хотя бы угасить продолжающиеся нападки на поэта.
- Во многих исследованиях Лермонтов предстает, скажем так, фигурой неоднозначной, даже отрицательной. Вы в своей книге «Лермонтов и Рубцов – поэты православного народа» представляете читателям иного Лермонтова, освещая его под иным углом. Расскажите, пожалуйста, о вашем восприятии личности поэта. Каков ваш ключ для открытия этого непростого характера? И почему, на ваш взгляд, о Лермонтове бытует столько заблуждений?
- Я не представляю читателям «иного» Лермонтова, а рассказываю о том, каким на самом деле был поэт Руси и человек христианин Михаил Юрьевич Лермонтов. В самом высшем смысле гениальный поэт Лермонтов неоднозначен и неординарен. Его постоянно можно и нужно открывать. Лермонтов отвечает на очень многие вопросы нашего бытия. Зимой мы ехали на поезде в Мурманск, и я разговорился с одним молодым человеком. Его мучили очень важные вопросы о долге, честности, порядочности, вере и т. д.. Как мог, отвечал ему и, в конце концов, он взял почитать книгу о Лермонтове. Потом я его спросил: «Нужны ли такие книги молодежи». Он ответил утвердительно. К сожалению, сегодня очень много вопросов у людей повисает в воздухе. На них никто не дает ответа, и люди мучаются, не знают, где добро и где зло.
Желание написать книгу о поэте Лермонтове в связи с именем другого великого поэта Руси Николая Михайловича Рубцова как раз и возникло из-за того, что вокруг поэтов-гениев столько всего нагорожено, что невозможно порой отличить правду от мифов, вымыслов и даже клеветы. Кто только не берется писать о гениях мировой и русской литературы и каждый по-своему. Но это ненормально. Мы себя не знаем, а беремся судить да рядить о самом сокровенном и глубинном. Правильная точка зрения – подняться над всем человеческим, что было и будет еще написано о Лермонтове, и попытаться говорить о нем с позиции Православной веры, единственной беспристрастной и непредвзятой. Только церковный народ в состоянии оценить Лермонтова-христианина до конца. Лермонтов принадлежит не букве литературы, а духу, который дышит где хочет. Что такое Православное Христианство, как не Любовь и только с позиции одной Любви мы в состоянии будем понять жизненный и творческий подвиг поэта. Тогда и Лермонтов будет помогать нам во всем. Кроме всего прочего, необходимо молиться о упокоении раба Божиего Михаила, его матери и отца. В этом конкретном духовном действии и выражается настоящая наша любовь к поэту.
Сейчас очень много написано о поэте Лермонтове. Но подлинный облик поэта все же не складывается или остается туманным, противоречивым. Причина одна – авторы в оценке лермонтовской жизни и творчества исходят из каких-то своих соображений и своего духовного опыта. Но этого явно не хватает, чтобы Лермонтов предстал в произведении или статье, каким он был на самом деле. Мой брат Алексей столько думал о Лермонтове еще с юности, что ему поэт приснился во сне. И хотя не было сказано ни слова, брат был в восхищении от одного вида поэта, его прекрасных выразительных глаз. Надо немало пережить и пострадать, чтобы гений своего народа открылся нам в чисто христианском плане без придумываний, искажений и натяжек. Вовсе недопустимо, если легендарного поэта представляют, с одной стороны, гениальным, а, с другой стороны, - «вздорным», а то и «богоборцем». Но не нами, а Пушкиным сказано, что «гений и злодейство – несовместны». Нераскаянный грешник ничего такого даже посредственного написать не сможет или напишет так, что будет стыдно за него. Божественные стихи пишутся божественными душами – это сущая правда, и кто доказывает иначе, тот обманывает себя и, что хуже всего, и других. Главным руководством к христианскому открытию того или иного поэта служит Евангелие Христа. Евангельский дух – вот главное в творчестве поэта и писателя. Если нет Евангелия в творении человека (причем в любом, что бы не делал человек), то ничего и нет и пройдет даром. С другой стороны, очень важно брать за основу, когда мы говорим о поэте Лермонтове, не чужие мысли по поводу поэта, но сами его стихи, пьесу и прозу. К сожалению, кое-что и тут успели исказить противники честного и искреннего русского слова, но все же сам дух лермонтовских писаний остается незамутненным, пламенным и спасительным. Теперь становится понятным и то, что написание серьезной и ответственной работы по Лермонтову требует знания Священного Писания, истории Церкви и России, а также глубокие познания его жизненного пути и творчества, плюс, третье очень важное – любовь к поэту, свои личные чувства и сопереживания. Вот тогда что-то будет складываться и получаться. Это и есть золотой ключ к открытию поэта Лермонтова. Тогда все заблуждения отпадут, потому что их источник – наша самость. Это мы свои заблуждения и взгляды привносим в оценку выдающихся личностей. А если бы у нас была светлая и чистая душа, то мы бы и писали соответственно без всяких заблуждений. Не будем забывать, что иные заблуждения намеренно тиражируются и поддерживаются с целью исказить подлинный облик Лермонтова и его значение для современной России.
- Среди многих заблуждений в последние годы приводится стихотворение «Прощай, немытая Россия!» Согласны ли вы с мнением, что оно не принадлежит перу Лермонтова? И почему в таком случае вероятную фальшивку так настойчиво навязывают нам со школьной скамьи, как едва ли не главный шедевр поэта?
- Я вам приведу не свою информацию, а то, что нашел буквально на днях в Интернете: «В 1873-м году издатель журнала «Русский архив», собиратель биографических сведений о Пушкине Пётр Иванович Бартенев сочинил сатирический перепев пушкинского «К морю» – «Прощай, свободная стихия…»; у Бартенева – «Прощай, немытая Россия…». Сочинил – и выдал за редкостную находку: якобы это автограф самого Лермонтова, чудом попавший к нему в руки. Издатель Собрания сочинений Лермонтова Петр Александрович Ефремов попросил показать ему этот автограф – вместо этого Бартенев выдвинул другую версию: он сам записал текст «со слов современника»; однако так и не назвал фамилию мифического современника. Естественно, Ефремов отказался публиковать восьмистишие, даже и в разделе приписываемых Лермонтову текстов. Однако через 16 лет, в 1889-м году, нашелся-таки доверчивый человек – уже упоминавшийся Павел Александрович Висковатов – и опубликовал «находку» Бартенева в журнале «Русская старина» как произведение Лермонтова. И только через сто лет известный наш критик Владимир Бушин неопровержимо доказал авторство Бартенева. Статья Бушина «Курьёз с шедевром» была опубликована в журнале «Слово» в 1989 году, в №10»
Это как раз о том, что мы говорили ранее о заблуждениях и их распространении. С ними надо расставаться, как можно решительнее. Наступила пора подготовить новую Лермонтовскую Энциклопедию и Академическое издание всех трудов Лермонтова с подробными пояснениями без всяких заблуждений и прочего сора. Мероприятия пройдут, а такие серьезные издания останутся в сокровищнице нашей отечественной литературы. Кстати, простой народ не обижается на Лермонтова, когда он говорит о недостатках или грехах русских людей. В отличии от западного человека русские умеют каяться и прощать других. Заблуждение «Прощай, немытая Россия!» понадобилось иным для воспитания неприязни к собственной стране, мол, если уж Лермонтов так сказал, то Россия неумытая и есть. Авось меньше будут любить Родину. Но русский характер широк и не помнит зла. Таким образом, заблуждения одних могут стать банальной провокацией для всех, что само говорит за себя, какая осторожность требуется, чтобы ответственно подходить ко всему, что касается великого поэта Михаила Лермонтова. Кстати, А. С. Пушкин писал, что «мы ленивы и нелюбопытны» именно в отношении наших гениев. Если бы мы сами с любовью и страхом приступали к изучению того же Лермонтова, то, поверьте, мы сделали бы очень много самых настоящих открытий, и нам бы не захотелось уже жить прежней бездуховной жизнью.
Приведу вам пример еще одного заблуждения или самой настоящей провокации против другого русского поэта – Сергея Александровича Есенина. Советская власть отказала поэту в том, что он написал ответ на безбожную агитацию и хулу Демьяна Бедного. Блестящий и христианский есенинский ответ пролетарскому поэту-богохульнику долгое время представляли как не принадлежащий Есенину. Но теперь уже доказана подлинность этого есенинского христианского шедевра. К сожалению, область самой высокой литературы была обращена в самый настоящий фронт идеологический борьбы одних против других. Поэтому многие поэты, как это и бывает на фронте, были уничтожены за свои честные и чистые произведения. Можно смело сказать, что именно пролетарская литература стала виновником гибели поэтов А. Блока, С. Есенина, да и Н. Рубцова.
- Остались ли для вас какие-то загадки в личных поступках Лермонтова? Есть ли что-то, что вы так и не смогли для себя объяснить?
Я уже говорил о том, что главным для нас в Лермонтове должны быть скорее не поступки поэта, не внешнее поведение, а мотивы его творчества и отношение поэта к Богу, к России и к человеку. Если мы поймем внутреннее, что в стихах, то и внешнее нам будет очень понятно, хотя и не все и не до конца. Мне, как бывшему военному, особенно дорог Лермонтов тем, что он был храбрым русским офицером. Лермонтов – всесторонне развитая, гармоничная личность. Более того, Лермонтов – гений новой поэзии и прозы. Он не стал подражать Пушкину, но нашел свой язык и свои темы, гениально продолжив всех своих предшественников. Лермонтов понял, что его время нуждается уже в несколько другом слове. Лермонтов не только в лице осужденного Пушкина защитил всю нашу литературу. Ему удалось обнажить такие язвы современного общества и человечества, что после Лермонтова сделалось стыдным не замечать и игнорировать их. Много ли сегодня ставится пьес и произведений Лермонтова? Их практически нет. Казалось бы, к юбилею и можно было бы в том же курском драмтеатре им. Пушкина поставить пьесу «Маскарад». Очень актуальная, злободневна тема о лицемерии людей и о жизни без Христа. Но все тихо и гладко. Неоценим и малоизучен вклад поэта и прозаика Лермонтова в раскрытие главного духовного вопроса – как бороться с демонизацией общества? Зло в мире нарастает, влияние падших ангелов усиливается, а литература занята своими местническими проблемами. Пушкин с Лермонтовым впервые подняли тему не «лишнего человека», как нас убеждают до сих пор, а стойкое непринятие человеком развращенного общества и бегство его от всех негодяев и развратников. Как раз это, скорее всего, и было причиной того, что светское общество восстало на поэтов и объявило им войну. Какой же исход находили сами поэты в этой неравной борьбе? Исход этот – в вере народа в Святую Троицу, в Царство Небесное, где уже не будет войн, страданий, лжи и всякого зла. Хоть Лермонтову и был Богом дан высокий дар, поэт сумел в скорбях укрепиться в своем пророческом служении России. Он каждый день духовно совершенствовался и путем особого крестоношения достиг небывалой чистоты слова и чувств.
Лермонтов неисчерпаем и, слава Богу. Всего одно стихотворение вызывает гамму чувств и переживаний. В этом сила гениального, Божественного слова. Всегда находятся новые и новые оттенки, краски, переливы. Лермонтов – наш помощник в овладении такой же силой творить все по-доброму, по любви. Обнажая демоническую злобу и злобствования людей, поэт делает нам великую пользу! Ведь если мы прислушаемся к нему, то сможем бороться со злобой духов поднебесных и победить свои страсти и грехи. Кто искренне читает Лермонтова, тот вооружается, как воин, на всякое зло и спасается от власти тьмы. Вот почему тьма много сделала для того, чтобы оклеветать Лермонтова и представить его в искаженном, нехристианском свете. Но у нее ничего не вышло. По мере возрастания веры в народе, все сильнее разгорается свет личности поэта и его пламенеющих правдой Божией стихов. Более того, поэт-христианин Лермонтов помогает нашей душе придти к Христу, то есть воскреснуть из житейской суеты в Вечную, Нетленную Жизнь. А что может быть желаннее реального бессмертия и непрерывного духовного совершенствования?
- Вы много лет изучаете жизнь и творчество Николая Рубцова. С чего началась эта работа? И почему именно Рубцов вдохновил вас?
- Ответ очень простой. Во-первых, Рубцов из Вологды, это наш земляк; во-вторых, великий поэт неоднократно бывал в районном вологодском центре Бабаево, откуда я родом; в-третьих, у нас одинаковая дата рождения – 3 января. С учетом этого и много другого, не написать о таком гении России, было бы непозволительным. Но, главное, конечно, личность поэта и его бессмертные стихи. Мы неоднократно бывали на могиле поэта, молились там, читали стихи, и я уверен, что Рубцов не оставляет тех, кто его искреннее любит и почитает. Я не могу сказать, что поэт Рубцов – это мой кумир, это было бы не по христиански. Рубцов – это новая страница русской поэзии, вполне возможно, самая неповторимая, уникальная и народная. Так о Родине, тихой и кроткой, никто еще не говорил до него. Начали мы эту работу с братом Алексеем в Вологде. Стали писать короткие рассказики о родине, о Рубцове. Постепенно весь этот материал вылился в книгу «Непобежденная любовь». Нас поддержал дьякон отец Николай (Толстиков) из вологодского храма Святителя Николая во Владычней слободе. А редакция журнала «Голос эпохи» любезно опубликовала этот труд.
- Вами написан цикл книг, рассматривающих наследие Рубцова в параллель с наследием других наших великих поэтов (Пушкин, Лермонтов, Блок…). Как развивалась идея этого цикла и задавались ли вы какой-то определенной целью, приступая к нему?
- Спасибо за вопросы. После того, как была опубликована первая книга о поэте Николае Рубцова и проза, посвященная его памяти, невольно встал вопрос, а как именно продолжил Рубцов поэзию своих предшественников. При чтении А. Блока произошло поразительное совпадение многих мыслей Блока с Рубцовым. Поэты явно перекликаются друг с другом! Так появилась вторая книга – «Человек есть будущее» (Блок и Рубцов). Причем, мы с братом задались целью отразить не то, что уже многим известно о поэтах, но исследовать духовный путь русской поэзии и России через поэтов Блока и Рубцова. После прочтения А. С. Пушкина и того, что о нем написано, возникла необходимость написания следующей книги – «Душа России» (Пушкин и Рубцов). Надо сразу сказать, что после многих десятилетий безбожия в СССР должен был открыться новый взгляд на творчество всех наших поэтов. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Блок, Есенин и, конечно, Рубцов являются не только достоянием мировой и национальной культуры, но, прежде всего, народным достоянием. А народ в России в подавляющем числе крещеный. Это народ выдвигает своих певцов, чтобы выразить правду о Боге, мире и человеке. Поэтому подвижничество великих поэтов мало чем отличается от подвигов подвижников Церкви, ибо и те и другие трудятся во славу Божию и России. Великие стихи помогают уберечься от зла и спастись, а это многого стоит. Поэтому цель наших книг одна – духовно помочь человеку в самых затруднительных ситуациях, чтобы люди умели распознавать, где доброе, а где злое под видом доброго.
- Какие открытия вы сделали для себя, работая над столь масштабным проектом?
- Проект получился действительно масштабным. Но ведь и поэты у нас какого размаха и масштаба! Помогает христианский подход. Приступая к работе, не знаешь, как она завершится. Это трудно, но очень интересно и ответственно. Один подросток из родственников спрашивал: «А как пишется книга?» Отшутился тогда, мол, берешь чистый лист, пишешь в правом верхнем углу свою фамилию, потом название и пишешь. На самом деле рождение книги происходит по вере нашей, как бы высоко это не звучало. Безверие бесплодно. А поскольку с точки зрения Православия поэты наши были мало раскрыты, то писалось увлеченно. И вообще в нашем повествовании о Рубцове в его взаимосвязи с другими поэтами есть не просто литературно-богословская канва, но явно ощущаемая поэтическая стезя. О поэтах нельзя писать не поэтично. Не знаю, насколько это удалось, пусть судят читатели. Мы старались привлечь материалы многих авторов (низкий им всем поклон), чтобы материал получился многосторонним и, по возможности, многоохватывающим. Кроме того, в книгах прослеживаются судьбы многих конкретных мест и людей, что позволяет говорить о том, что наши книги – это одновременно и своего рода книги памяти и родства. Смеем надеяться, что в изданных книгах открывается и предстает все та же всегда новая, незабываемая Россия. И это самое важное и главное открытие этого проекта.
- В чем вы видите сходство столь непохожих друг на друга поэтов?
- Об этом поразительном сходстве или родстве наших поэтов написал сам Николай Рубцов в своих стихах, посвященных Пушкину, Лермонтову, Тютчеву, Есенину и другим. У нас одна Родина, один язык, один народ, поэтому не секрет, что, не смотря на непохожесть в смысле форм и средств, все наши поэты едины в любви к Богу и к России. Рубцов дивно заметил, что все поэты продолжает по сути дела одну и туже линию – Вера, Любовь, Отечество. Поэтов за всю историю мира и России было, слава Богу, немало, но гениальных, неповторимых со стихами, летящих в народ, самых искусных выявилось не так уж и много. И все это результат не сколько того, что поэтам вручался некий особый дар, хотя и это было, но следствие их труда над собой и над родным словом, их личной веры и любви. Высокий строй стиха заслуживается громадным ежедневным трудом. Черновики всех поэтов говорят сами за себя. Быть непохожим на других, не подражателем чужого, остаться самим собой и сказать новое слово стране, человеку и миру – это великий подвиг. Но многие не видят или не хотят видеть рутинной работы поэтов-гениев. Слава поэтов, нисколько их не волнующая, застилает другим глаза, приводит в зависть, а то и в ярость. Так был убит великий поэт Николай Рубцов, который всех любил и всех простил. Это стихотворение я написал в память о поэте Рубцове:
Памяти Николая Рубцова
Среди берез белоколонных
Разлился гул небесных сфер
И хор ручьев многоголосных
Звенит, поет: «Ты только верь!»
Все то, что было страшным в жизни
С зимою, словно дым, уйдет.
Пусть воронье вещает тризны.
Пусть на реке дыбится лед.
Весна возьмет свое живое!
Березки снова расцветут!
Как солнце светит золотое!
О, как ручьи звенят, поют!
В душе весна, любовь и сказка.
В душе тепло, покой, уют.
Ликует сердце, светит Пасха
И сферы горние зовут!
- Почему, как вам кажется, пути русских поэтов оказываются столь кратки и во многом трагичны?
- На самом-то деле путь великого поэта – светел и ясен! Великие не думают о том, над чем корпит обыватель. Есенин желал сгореть и как можно быстрее отдать свет своей души другим. Чистые и светлые души не терпит мир зла и греха и вступает с ними в смертельную схватку. Христос предупреждает: «Многими скорбями надлежит нам войти в Царство Небесное». Другого пути, не скорбного и легкого, к Богу нет. Я обратил внимание, что гениальным поэтам было с раннего детства дано ощущение необъятности всего творения Божия. Они стремились с самых ранних лет постичь Божественное и отобразить его в звуках сладких и в молитвах. Поэтому великие поэты много и успели. А у нас чаще всего довольство и самодовольство, поэтому мы мало преуспеваем в духовном, в лучшем случае откладывая на потом. А потом уже все, исправить ничего нельзя, поздно. С детства поэтам было нелегко в мире, который тысячелетиями лежит во зле греха, часто принимаемым людьми за нечто естественное, а не как зло. Но они не отступали и стремились в горнее всеми силами, посему во многом преуспели ради Бога, Родины и людей. Это составило для них мученический крест, от которого они не отвернулись и прошли свой путь до конца. Несомненно, что за это они увенчаны в Царстве Небесном. Преподобный Серафим Саровский наставляет нас: «За уступки миру многие погибли». И мы видим, сколько погибает напрасно от вина, наркотиков, бессмысленных убийств, самоубийств и т. д.. Все это дьяволова работа. Если бы побольше людей слушали Слово Божие и слово великих русских поэтов, то несчастий было бы гораздо меньше. Все русские христианские поэты отдали себя в жертву, положив душу, а то и само тело свое, всю жизнь на благо другим. Не удастся никому извратить этот подвиг, все поставить с ног на голову, ошельмовать и оклеветать наше поэтическое сокровище, которое нам дороже всех алмазов и иных материальных богатств. Если мы будем не ленивы и очень любопытны в отношении наших гениальных поэтов, то сможем измениться и принести пользу себе и другим.
- Над чем вы работаете сейчас?
- Я не отношу себя к литературоведам и профессиональным писателям, у меня нет специального образования. Сейчас немало раздумий над тем, как написать о Есенине и Рубцове. Кроме того, почти готова книжечка о родном Бабаево через поэта Николая Рубцова «Тот город зеленый и тихий…». Так что работы, слава Богу, много. Всем желаю здравия, труда ради Бога и спасения.
Беседу вела Елена Семёнова