Вадим Виноградов. Дух Маросейки

 

Один за другим покидают нас нынче те духовные отцы, к каждому из которых можно отнести слово: п о с л е д н и й. Последний… потому что среди идущих за ними, таких, как они уже не видно. К последним каждый сам отнесёт и протоиерея Александра Куликова.

Носителем чего же такого необычного был приснопамятный отец Александр, что делает его утрату невосполнимой? А был он носителем того самого главного, что только и делает человека подлинно православным: отец Александр имел Страх Божiй! Да, знак восклицания, потому что о страхе Божiем много говорится и в проповедях с амвона, и в рассуждениях светских «учителей», и в катехизационных брошюрках - везде не преминут сослаться на: начало премудрости страх Божiй. Но где ныне увидеть имеющего страх Божiй, которым почти заклинают не только новоначальных?

 

Для прихожан храма святителя Николая в Клёниках этого вопроса быть не могло, потому что их настоятель собой, каждым своим поступком, каждым своим словом являл Страх Божiй во всей его полноте.

Через свою глубоко верующую мать и всю благочестивейшую семью, через своего духовного учителя архимандрита Бориса Холчева, хранителя духа Маросейки, страх Божiй вошёл в Сашу Куликова не как понятие, а сделался началом всей его жизни и всех действий, вошел в его сердце, соединился с его духом. Потому он смог учить духовной жизни собою, а не произнесением проповедей и наставлений.

В 1990 году вновь открылся на Маросейке храм святителя Николая в Клёниках. Настоятелем его был назначен протоиерей Александр Куликов.

И вот, на малое время на Маросейке задышал её дух.

Что же это такое - дух Маросейки?

Об этом написано так много всего, что нет нужды повторяться.

Напомним только об уникальных записках духовного сына отца Алексiя, Александра Добровольского «Десять мин».

Итак, дух Маросейки – это дух великого московского старца Алексiя Мечёва, это дух cвященномученика протоиерея Сергiя Мечёва, коему святой Алексiй прежде кончины препоручил свою паству.

А cвященномученик Сергiй уже с Небес препоручил своих чад… протоиерею Александру Куликову! А произошло это событие так. Преданнейшая Господу Христу Анастасия Николаевна Черткова, привыкшая к полному послушанию своему духовнику, после расстрела священномученика Сергiя долгие годы томилась без духовного окормления. И вот, однажды, уже в преклонном возрасте, во время трапезы по случаю Святой Пасхи, она оказалась за одним столом с отцом Александром, который сидел как раз напротив её. И вдруг, за спиной отца Александра она видит в блистающем белом пасхальном облачении… отца Сергiя. И тот указывает ей на отца Александра. Раба Божiя Анастасия сразу всё поняла, а как только поняла, священномученика Сергiя уже не было за спиной о. Александра.

И последние носительницы маросейского духа: графиня Маргарита Михайловна Келлер, Надежда Ивановна Иванова, дочь царского полковника, коменданта Московского Кремля, Павла Феодоровна Хватова, дочери отца Сергiя Елизавета Сергеевна и Ирина Сергеевна - все становятся духовными чадами отца Александра Куликова. Всё это произошло до открытия храма на Маросейке. Но, именно, в это время дух Маросейки стал обретать своих новых носителей. Многие прямые чада старца Алексiя и священномученика Сергiя к этому времени были немощными старицами, и отец Александр вынужден был окормлять их не только духовно, но и заботиться об их пропитании, уходе за ними, об уборке их жилья, ибо никого из стариц не отдали в дома престарелых, а тянули сами. Кто же были эти сами, которые тянули маросейских стариц в их быту, и которых маросейские старицы тянули к Богу? А это были в основном те, кого Господь призвал в Церковь уже в зрелом возрасте. И вот, по милости Божiей, они оказались чадами отца Александра и ученицами маросейских стариц, которые немощными то были только телесно, духовно это были крепкие и стойкие подвижницы, подтверждавшие, что сила Божiя в немощи совершается. Для ухаживающих за ними это была школа Православия через усвоение Маросейского духа. А когда открыли и сам храм на Маросейке, и Промыслом Божiим настоятелем его стал отец Александр Куликов, дух Маросейки на короткое время воцарился и в своем храме. Ибо оставались ещё и природные маросейские: Елизавета Сергеевна и Ирина Сергеевна Мечёвы, Ирина Николаевна Черткова, Алексей Владимирович Криволуцкий сам 10 лет вынужден был отдать ГУЛАГУ, где приобрел несгибаемый первохристианский дух, Алексей Семенович Россаль, одареннейший художник, участвовавший в благоукрашении монастырей и храмов не только своим талантом художника, но и утверждением в этих храмах крепкой веры своей Маросейской закваской. И из нового поколения, успевшее стать преемниками Маросейского духа: и Ирина Васильевна Ватагина, и Ирина Владимировна Волочкова, и Мария Ивановна (Рязанская), и Мария Васильевна Зубова, и Мария Львовна Городская, и Татьяна Андреевна Сабурова, и … вообщем, был костяк, который держал то, что звалось Маросейским духом, и, конечно же, только потому и держал, что все тяготы на своих плечах нёс настоятель храма протоиерей Александр Куликов, кротость и смирение которого сохранялась постоянным присутствием в нем страха Божiего.

Но, не долго музыка играла… Меркантильный дух времени через вновь приходящих стал проникать и на Маросейку. А маросейские, один за другим покидали этот во зле лежащий мiръ. - Хороним последних… остаёмся мы грешные, - каждый раз с грустью говорил при отпевании своих родных по Маросейскому духу чад отец Александр.

Но и угасая, эта вспышка Маросейского духа разбрасывала свои искорки нелицемерной веры. Одна из них через Марию Васильевну Зубову долетела до Франции, приземлившись в монастыре Бюсси.

Другая искра через Елену, дочь Алексея и Нины Кузьминых, воспитавших её в Маросейском духе, залетела, аж, в МДА, и там облагораживает всё тот же мiрской дух, пробирающийся и в эту обитель.

Ну, а самыми яркими искрами Маросейского возрождения были иконописцы: Ирина Васильевна Ватагина, сумевшая наполнить своих учеников Маросейским духом и Ирина Владимировна Волочкова, создавшая образы, которые не имели аналогов в прошлом.

Источником её новаторского труда был всё тот же подлинный дух Маросейки, который она и запечатлела в своих иконах на все времена.

 

Хороним последних!

 

Последней была Мария Тимофеевна.

 

Вот, пожалуй, и всё! Храм святителя Николая на улице Маросейка, 5 неколебимо и сегодня стоит на своем месте. Перед каждой службой с его колокольни раздаётся приличный звон… Но духа Маросейки вы там уже не почувствуете и не найдёте, несмотря на почивающие в доме №5 мощи святаго праведнаго Алексiя Мечёва. Потому что Церковь не в бревнахъ, а в ребрахъ! А ребра маросейские, начиная со священномученика Сергiя и кончая последним исповедником Маро-сейского духа протоиерея Александра Куликова, все теперь... прободоша.

 

Так время, отведённое на последнюю яркую вспышку Маросейского духа, окончилось, и сам духъ Маросейский навсегда покинул маросейский храм.

Возможно, возникнет вопрос: И чем же это, интересно, прободоша то  отца Александра, когда его до сих пор все оплакивают?

И ободряемый святыми Алексiем и Сергiем, отец Александр уже без боязни и осторожности, как ему это приходилось делать в земной жизни, теперь за всех троих настоятелей и ответит:

- Мы все свои силы отдавали сохранению духа Маросейки в нашем храме. А теперь в нашем храме раздается: «Вы не поняли учение отца Георгия!» Что вы сделали с духом Маросейки в нашем храме? О чем помышляете вы в Храме Божiимъ? Кто исповедует вас и благословляет на ещё большее обмiрщение, уничтожившее уже весь духъ Маросейки? И вы уже не способны увидеть, что продолжаете вонзать в нас копья, затачиваемые безбожием меркантильного мiра?

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2014

Выпуск: 

3