Сергей Сизов. Воин-мученик Фома (Фома Данилович Лотарев): новые данные о судьбе героя
«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни»
(Откр. 2:10)
История воина-мученика Фомы Данилова стала известна русскому обществу благодаря статье в газете «Русский инвалид» в 1876 году. Именно там впервые было поведано общественности о мученической смерти унтер-офицера Второго Туркестанского стрелкового батальона Фомы Данилова, захваченного в плен кипчаками (вариант тогдашнего названия киргизов). Унтер-офицер не захотел перейти к ним в службу и принять магометанство. Пулат-хан обещал ему «помилование, награду и честь», если согласится отречься от Христа. Данилов отвечал, что изменить кресту не может и, как царский подданный, хотя и в плену, должен исполнить свой долг по отношению к царю и к христианству. 21 ноября 1875 года, в Маргелане унтер-офицер был убит после страшных мук. Даже палачи удивились силе его духа, мужеству с которым он перенёс истязания.
Ф.М. Достоевский, потрясённый этой историей, посвятил воину-мученику специальный раздел в «Дневнике писателя за 1877 год», в котором описал эту историю. («Фома Данилов, замученный русский герой»). Фёдор Михайлович назвал воина-мученика «эмблемой России, всей России, всей нашей народной России». Великий писатель был поражён и тем обстоятельством, что «образованное общество» осталось (в большинстве своём) равнодушно к подвигу этого человека. Образ Данилова вдохновлял Достоевского и при написании седьмой главой романа «Братья Карамазовы» («Контроверза»).
Так кто же такой Фома Данилов? В интернете о нём информация крайне скудна. В основном повторяют то, что написал Ф.М. Достоевский. Уже почти сразу после его смерти было установлено, что Фома Данилов родом был из села Кирсановки Пономарёвской волости Бугурусланского уезда. Этот уезд входил в разные территориальные образования. В 1796 - 1851 годы; входил в Оренбургскую губернию, а с 1851 года - в Самарскую губернию. В 1928 году Бугурусланский уезд был упразднён, его территория вошла в состав Бугурусланского округа Средне-Волжской области. (Поэтому некоторые документы по жителям села находятся в самарском архиве, а некоторые; в оренбургском). Сегодня село Кирсановка (нынешнее название - Кирсаново) входит в Пономарёвский район Оренбургской области (ныне в некогда большом селе осталось лишь несколько десятков дворов).
Село было основано в 1808 году переселенцами из различных сёл и деревень Рязанской губернии. Предки Фомы Данилова были родом из села Аграфенина пустынь Рязанского уезда Рязанской губернии. Среди первопоселенцев Кирсановки в ревизии 1811 г. назван (№123) и прадед Фомы - Михаил Павлов, приехавший в Кирсановку с двумя сыновьями Василием и Сидором . Василий Михайлович (1796-1856) был дедом Фомы Данилова.
Большой вклад в исследование родословной героя внёс местный краевед Н.Г. Алтухов, автор книги по истории Пономарёвского района . Николай Гаврилович, проведя розыск по метрическим книгам села Кирсановки, первый установил фамилию Фомы. Ведь Данилов – это фактически отчество, указывающее, что Фома - сын Данилы. Официальной фамилии у семьи Фомы Данилова тогда не было. В метрических книгах и ревизиях все экономические крестьяне того времени писались без фамилий. Но позднее фамилия появляется. Вопрос о том, когда именно появилась фамилия в этой семье, достаточно сложен. Но, по моему мнению, фамилия в том или ином варианте могла бытовать на неофициальном уровне уже в годы жизни Фомы.
Краевед Н.Г. Алтухов не пришёл к какой-то одной версии о фамилии героя: в статьях в районной газете «Дёмские зори» называет фамилию Лоторев, а в книге приводится иной вариант фамилии – Лотырев. После дополнительного изучения мною метрических книг Космодемьянской церкви села Кирсановки за 1872 - 1916 годы установлено, что у ближайших родственников наиболее часто встречается вариант Лотарев. Именно этот вариант и следует считать основным. (В некоторых энциклопедиях до сих пор героя-мученика неправильно называют неверно: Фома Данилович Данилов).
Фома был младшим сыном в семье Данилы Васильевича и Татьяны Сидоровны Лотаревых. Согласно ревизским сказкам 1850 и 1858 гг., Фома Данилов родился в 1846 году. У Фомы был старший брат Андрей, чьи годы жизни известны точно (1836-1881) и сёстры: Мария (1842), Мавра (1850), Хиония (1854) . В 1864 году женился на Ефросинье Филипповой – дочери ещё одной семьи безфамильных крестьян того же села. Предки её также выходцы из рязанского села Аграфенина пустынь. Позднее её семья официально обретёт свою фамилию - Тугих (вариант - Туговы). 24 ноября 1865 года у Фомы и Ефросиньи родилась дочь Варвара, но прожила только год.
В 1869 году Фома Лотарев был призван на военную службу. В 1973 году он был произведён в унтер-офицеры и вскоре стал каптенармусом 2-го Туркестанского стрелкового батальона.
Завоевание Туркестана и, в частности, Кокандского ханства, стало одной из важнейших геополитических акций России того времени. Стоит сказать, что этот шаг был необходим в том числе, чтобы избавить русское и казачье население Южной Сибири от разбойничьих набегов степняков на почтовые станции и караваны, освободить русских пленных, которых тогда продавали на базарах Средней Азии, прекратить бесконечные внутренние междоусобицы, не допустить английской экспансии в регионе.
Придётся сказать немного и об обстановке в самом Кокандском ханстве. В 1870-е годы в ханстве было неспокойно: его сотрясали бесконечные восстания и бунты. Тяжёлое экономическое положение усилило борьбу за власть. Царствующая династия ханства проявляла определённую лояльность к России, но остановить разбойные набеги сородичей не могла. Ситуация резко ухудшилась в 1873 году. Поводом для бунтов стали массовые казни, проведённые главой Кокандского ханства Худояр-ханом. Восстание против династии возглавил кипчак (киргиз) Исхак Хасан-уулу. Этот самозванец принял имя Пулат-хан, объявив себя внуком некогда популярного хана Алим-бека (настоящий Пулат-хан отказался от участия в бунте). 9 октября 1875 года повстанческая армия овладела Кокандом. Худояр-хан и его сын Насреддинбек бежали под защиту российских войск в Ташкент, пользуясь заключенным в 1868 году соглашением Коканда с Россией. В такой обстановке Россия, исходя из своих геополитических интересов, приняла решение ввести на территорию ханства свои войска. Пулат-хан провозгласил газават - войну с неверными . Этот последний фактор, как мне представляется, имел определённое значение для последующих событий.
Но вернёмся к унтер-офицеру, каптенармусу Ф.Д. Лотареву. В ноябре 1875 года, следуя из Ташкента в Наманган, он перегружал сломанную арбу и отстал от военного прикрытия. Вместе с несколькими другими русскими солдатами Фома был захвачен в плен отрядом Пулат-хана.
Газета «Русский инвалид» в номере от 27 апреля 1876 года даёт подробное описание дальнейших событий, происходивших на площади в Маргелане. По приказанию Пулат-хана его приспешник Абдул-Мамын двукратно предлагал Фоме Данилову перейти в мусульманство, обещая за это богатство и хорошие должности, в противном случае угрожая мучительной смертью. Он отверг эти предложения, и сказал «В какой вере родился, в такой и умру, а своему царю я дал клятву и изменять Ему не буду». Когда к нему подошли в третий раз с тем же, Фома, выбранив всех присутствующих, произнёс: «Напрасно вы … надрываетесь, ничего с меня не возьмёте, а хотите убить, так убейте». По приказанию Абдул-Мамына его связали и привязали к доске. Фома перекрестился, насколько позволяли связные руки, и 25 сипаев дали по нему, как сказано в статье, «неправильный залп», стремясь не убить, а тяжело ранить. Стреляли почти в упор. 29-летний герой жил ещё около часу. Пощады он не попросил. Смерь воина Фомы произвела огромное впечатление на туземцев, которые говорили, что «русский солдат умер как батыр», (т.е. богатырь).
М.А.Терентьев в своём обширном труде «История завоевания Средней Азии» (1906) также пишет об этом незаурядном событии. По его мнению, акция обращения в мусульманство русских солдат должна был поднять дух войска Пулат-хана. 21 ноября 1975 года на площади в Маргелане собралась большая толпа, чтобы наблюдать унижение русских. Но им пришлось увидеть иное. Как не старались муллы через переводчиков объяснить русским воинам преимущества веры в ислам, как не запугивали мучениями палачи, русские остались глухи. М.А. Терентьев предполагает, что кроме Данилова на площади в Маргелане были Святополк-Мирский и сотник Кузьмин. Фома Данилов «особенно возражал» против перехода в иную веру и службы Пулат-хану. Товарищей Данилова просто зарезали, а ему была уготована казнь более изощрённая. Унтер-офицеру «отрубали по суставу каждого пальца, вырезали из спины ремни, поджаривали на угольях и т.п.» Мученик остался непреклонен. М.А. Терентьев отмечает также, что это не был единичный случай мученичества за веру.
Ещё некоторые подробности событий, без ссылки на первоисточник, приводятся на сайте Самарской епархии РПЦ. Видя, что уговоры и посулы не действуют на Фому, подручный Пулат-хана, палач Абдул-Мамын решил показать сцену казни восьми старцев-чаудоров (туркмен). «Некогда храбрые воины, седобородые аксакалы, покрытые лохмотьями, были настоящими тенями подземного «царства». Измученные голодом и страхом смерти, их как перевязанных ягнят палачи потащили к месту казни. По знаку главного палача они легли навзничь: их связали по рукам и ногам, затем выкололи глаза… А потом придали мучительной смерти. Всевозможные истязания ни к чему не привели. Фома не отрёкся от своей веры».
Наиболее обстоятельно события, связанные с воином-мучеником, изложены в брошюре Д.Иванова «Геройская смерть Данилова и Коканскiй бунт в 1875 г.». Брошюра (объёмом в 72 страницы) вышла в Санкт-Петербурге в августе 1876 г. Правда, стоит особо отметить, что жанр произведения обозначен как «разсказ». Тем не менее, это художественное произведение написано, без сомнения, на документальной основе, с использованием расследования военных. Об этом, в частности, свидетельствует совпадение ряда важных деталей с тем, что приводится в других источниках. Рассказ Д. Иванова содержит ряд подробностей о подавлении кокандского бунта и о подвиге унтер-офицера Ф.М. Лотарева.
Д.Иванов подтверждает, что Фома Данилов был захвачен после поломки арбы с имуществом. Так же он пишет, что его специально привезли к Абдул-Мамыну, чтобы склонить к принятию иной веры, что были неоднократные уговоры и угрозы. В конце концов, русский воин в резкой, оскорбительной форме (назвав, их собаками) сказал, что не боится смерти, и «ничего у них не выйдет»: он останется христианином. После этого его раздели (но сапоги он палачам снимать не дал) и привязали к огромному колесу арбы. Фома кратко помолился Богу, и десять стрелков дали залп. После этого он жил ещё около часу… Потрясённые его мужеством, азиаты говорили: «батыр, батыр, урус».
Как видим, подробности событий на площади Маргелана и казни воина-мученика Фомы существенно отличаются у разных авторов, но некоторые подробности совпадают. Поскольку описание казни в газете «Русский инвалид» по времени намного ближе к событию, оно представляется и более правдоподобным. Дополнительную достоверность придаёт этой версии, во-первых, изложение множества деталей, во-вторых, ссылка на расследование, проведённое по приказу Михаила Дмитриевича Скобелева (именно благодаря этому расследованию, скорее всего и появилась эта заметка в газете). Близок к версии «Русского инвалида» и обстоятельный рассказ Д. Иванова, вышедший на следующий год после гибели героя. У М.А. Терентьева же просто перечислены традиционные азиатские зверства, которые были широко известны. Его версия гибели Фомы Даниловича менее вероятна.
12 февраля 1876 года Коканд был взят русскими войсками, а 19 февраля Кокандское ханство было присоединено к Российской империи: на его месте образована Ферганская область. Генерал-майор Скобелев был назначен военным губернатором этой области и командующим войсками. Пулат-хан со своими был схвачен: выдали сообщники. 1 марта 1876 года он и некоторые его подручные военно-полевым судом были приговорены к повешению за зверства над русскими пленниками. Символично, что казнены они были на той самой площади Маргелана, где был замучен Фома Данилович Лотарев и другие пленные. Узнав о подвиге воина-мученика, русские солдаты нашли его могилу и перезахоронили по христианскому обряду. Но найти могилу нашим современникам не удалось.
О доблестном поведении и геройской смерти Фомы Данилова было объявлено в приказе по туркестанским войскам и сообщено самарскому губернатору. Государь император Александр II восхитился силой духа русского воина, и повелел назначить вдове пожизненную пенсию 120 руб. в год. Пенсия была назначена и его дочери Иулитте (это церковно-славянский вариант имени, русский вариант- Улита), но здесь придётся сделать необходимую поправку. Ефросинья не дождалась мужа. Иулитта, родившаяся 31 июля 1973 г., не была дочерью Фомы Лотарева. Метрические книги об этом свидетельствуют однозначно: при регистрации она названа «незаконнорождённой», отец не указан . При выходе замуж отчество Иулитты указано по крёстному отцу .
Вдова героя получала пенсию из государственного казначейства 120 руб. в год. Земское собрание Самары собрало 1320 руб. для Улиты. Из них 600 руб. было внесено в банк до достижения ею совершеннолетия, а остальные деньги были выданы вдове. Улита, вероятно, получила образование. Ефросинья Филипповна ушла из жизни 15 сентября 1910 г. на 65-м году жизни.
Что касается родственников Фомы Даниловича, то прямых наследников у него не было, а его братья и сёстры остались в Кирсановке. Особо следует сказать о сыне его брата Андрея – Федоте. Он глубоко чтил память своего дяди. Вместе с группой крестьян совершил паломничество в Иерусалим. Поклонившись гробу Господнему, принёс оттуда икону «Усекновения головы Иоанна Предтечи», которая долгое время хранилась в семье как реликвия.
Интерес к воину Фоме (Фоме Данилову Лотареву) в последнее время растёт. Возможно, это связано с подобным подвигом в Чечне русского солдата Евгения Родионова («воина Евгения») в 1996 году. Чеченские бандиты ему отрезали голову за отказ принять ислам. Оба воина пока не прославлены в качестве святых Русской православной церковью, но народное почитание их известно. Уже сегодня написаны иконы мучеников за веру Фомы и Евгения, и эти иконы выставлены в целом ряде храмов (причём, не только в Самаре, где Фому считают «своим», но и ряде других городов России). Составлена даже «Служба мученику Фоме Данилову» (автор — иерей Игорь Соловьёв, г. Самара). Протоиерей Д. Смирнов, настоятель московского храма Святителя Митрофана Воронежского, Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооружёнными силами и правоохранительными органами выражает недоумение, почему подвиг воина-мученика Фомы не прославлен Церковью. Но, говорят, что основным препятствием к прославлению является то, что пока не установлено точное место захоронения героя.
Остаётся надеяться, что память об этом человеке, «эмблеме России» (Достоевский) и его подвиге, будет сохранена и обществом, и Церковью (6 декабря нового стиля - день памяти героя).
Впервые опубликовано с сокр. и ошибками:
Сизов С.Г. «Я дал клятву и изменять… не буду» [О воине мученике Фоме Данилове] // Военно-исторический журнал. - 2012. - №11. - С. 63 - 65.- 0,5 п.л.