Вениамин Башлачев. О главном различии Новороссии и Галиции

Развитие любого народа – это приобретение и накопление свойств, своего рода психологических «генов». Вот эти «гены» сейчас и проявились на Юго-Востоке Украины.

В феврале 2014 года «майдан» в Киеве перерос в кровопролитие.

В марте месяце власть в Киеве перехватили правители с идеологией Степана Бандеры и Украинской Повстанческой Армии (УПА) 1940-х годов. (По данным 1944 года состав УПА был: 60 % - галичане, 30 % - волыняне и полещуки, 10% - приднепровцы). Так что рассмотреть многовековое развитие галичан надо обязательно.

Но «бандеровская» власть оказалась совершенно неприемлема для многих жителей Украины. И с апреля 2014 года полилась кровь на Юго-Востоке Украины. Исторически – это территория Новороссии времен Царской России, которую веками развивали великороссы и малороссы. Так что их многовековое развитие также надо исследовать.

Главное всегда лежит в цивилизационном различии. Применительно к галичанам, малороссам и великороссам - это факторы языка, самосознания и религии.

О едином истоке их русского языка и Православной веры свидетельствует «Слово о Законе и Благодати», написанное почти 1000 лет назад (между 1037 и 1050 годами) Киевским Православным митрополитом Илларионом: «Не въ худе бо и неведомее земли владычьствоваша, ноъ в Руське, яже ведома и слышима есть всеми четырьми конци земли».

Об истоках фактора русского самосознания говорит русская пословица «вольному воля». В Древней Руси, заключая «ряд» (договор) друг с другом князья писали: «А боярам и детям боярским, и слугам, и крестьянам вольная воля». Крестьяне-русичи вынуждены были наниматься землевладельцам (князьям и боярам) и платить им своим трудом или урожаем. Когда крестьянин-русич рассчитался с землевладельцем по чести и совести, то он свободен. То есть «вольному воля» означало свободу жить на земле владельца, доколе живется, и уходить, куда вздумается. На Русской равнине уйти - было куда. «Вольному воля» – это русская вольность, стремление к жизнедеятельности с возможностью неподчинения «барину».

Рассмотрим вкратце различия этих факторов по историческим сведениям и с привлечением переписей населения. Переписи - источник объективной информации. Они были нужны правителям, чтобы знать какие подати (налоги) можно собрать с жителей той или иной земли. Правителям не имело смысла их искажать.

После разрушения татарами в 1240-1242 годы Киева Русь потеряла единство власти на много веков. После Люблинской Унии 1569 года православные русичи Юго-Запада Русской равнины оказались под властью Королевской Польши. Но и под польской властью развитие Галиции и Приднепровья (Малороссии) шло в разных условиях.

 

Об условиях развития Галиции

 

Следует начать с особенности социального порядка Королевской Польши. Король наделял польских дворян (шляхту) правом владения землей с крестьянами-русичами. Король Польши отказался от своего права рассматривать жалобы на шляхтичей. Но абсолютное большинство шляхты управляли своими владениями через управляющих, арендаторов. И при малейшем неповиновении русичей управляющему, арендатору вступал в силу полицейский аппарат польской администрации. В итоге православные крестьяне-русичи Галиции – оказались при полном бесправии и неограниченном своеволии и всевластии шляхты и их управляющих. При этом и чувствовали они себя самыми несчастными людьми, находящимися в самом униженном положении.

Вот как об этом написал француз Боплан, который провел несколько лет на службе князя Конецпольского: «Положение и жизнь крестьян (то есть русичей – В. Б.) можно сравнить лишь с жизнью невольников на галерах, прикованных к веслам».

Запомним это приравнивание жизни крестьян-русичей под властью польской шляхты с жизнью «прикованных невольников на галерах».

А вот что писал Натан Гановер в своих мемуарах о жизни крестьян-русичей Галиции, когда они были под властью Королевской Польши: «Они работали барщину у магнатов и шляхты, которые отягощали их тяжелыми работами в доме и на поле. Некоторые шляхтичи страшными способами вынуждали их переходить в господствующую веру (католическую). И народ русский в такой степени был унижен, что даже самый униженный народ – жиды, также господствовал над ним». (Заметьте, еврей Гановер пишет о крестьянах Галиции, как о русском народе, о русичах).

А вот так описал жизнь крестьян Галиции львовский каноник Юзефович: «Господство поляков дошло до невыносимого утеснения. Священник, попросту называемый поп, не мог в своей церкви совершить таинства крещения, венчания и других, если наперед не заплатит жиду за ключи установленной паном платы и должен был каждый раз о от дверей церковных относить их и отдавать жиду. По заслугам претерпела ты беды свои, Польша».

Это писал священник Католической Церкви, когда паны отдавали жидам в аренду не только селения крестьян земель Галиции, но и церкви Православной Веры.

Подобное есть в письмах Хмельницкого, в мемуарах поляков Каховского и Грондского.

После раздела Польши в 1793 году одна часть Галиции оказалась во власти Королевской Австрии, а другая часть (Подолья и Волыни) – Царской России. По переписи 1795 года: численность крестьян Подолья и Волыни – 2 млн. 946 тыс. чел. Из них крепостных – 2 млн. 511 тыс. или 85%. Нет основания считать, что в австрийской части Галиции к этому времени соотношение было иное. Ведь крестьяне-русичи все равно остались под властью все той же польской шляхты. Так что описания француза Боплана, еврея Гановера и католического священника Юзефовича – это как раз о крестьянах-русичах Галиции, многие века живших под властью польской шляхты.

Крепостная зависимость неминуемо влияла на язык русских крестьян-русичей. Надменная польская шляхта называла их «быдло». На польском языке «bydlo – это скот». По-польски «страна - это kraj». За многие века господства у польской шляхты укоренилось понятие «украина» - территория южной части «krajа». Это безусловно должно было сказаться и на языковом факторе их крепостных крестьян-русичей. За многие века речь крестьян-русичей Галиции все больше искажалась, наполняясь словами польского происхождения. (Ниже рассмотрим как политики XIX века, как Королевства Австрии, так и Царской России содействовали дальнейшему продвижению понятий «украина», «украинцы»).

Хотя при разделе Польши в 1772 году Галиция перешла под власть Короля Австро-Венгрии, но крестьяне-русичи все равно остались под польскими «панами». После окончания Первой мировой войны (1914-1918гг.) Галиция была снова передана Польше и находилась под ее властью до 1940 года. Так что крестьяне-русичи Галиция жили под господством польской шляхты ПЯТЬ с половиной веков.

Напомню, француз Боплан, служивший у польского князя Конецпольского, сравнивал жизнь крестьян-русичей с жизнью невольников на галерах, прикованных к веслам. А еще арабы Средневековья обратили на комплекс раба прикованного к веслам галеры. Самое большое желание такого раба – стать самому надсмотрщиком с бичом!

Под многовековой властью польской шляхты у крестьян-русичей неминуемо должны были изменить «гены» самосознания. Былое самосознание «вольному воля» времен Кивеской Руси за многие века жизни русичей Галиции практически исчезло. Конечно, в крепостные века среди крестьян-русичей Галиции были вольнолюбивые люди. Но их век от века в Галиции становилось все меньше и меньше. Ведь никаких свободных земель вокруг не было. Уходить было некуда. Севернее и восточнее владения Польши. Западнее и Южнее – Австро-Венгрия. Так что оставался один путь – в гайдамаки. А с ними жестоко расправлялись. Ведь для польской шляхты гайдамаки – это разбойники…

Так что за многие века жизни под господством польской шляхты у крестьян-русичей Галиции вместо психологических «генов» русской вольности пророс комплекс раба с галеры. Этот комплекс и проявился в ХХI веке. Отсюда и жестокость «нацгвардии» нынешней власти в Киеве. Отсюда и их желание убивать и жечь жителей Новороссии, тех людей, которые не имеют никакого отношения к многовековой крепостной жизни Галиции.

Но под властью Католической Польши было и Приднепровье (Малороссия). Развитие языка и «генов» русской вольности здесь было иное, чем в Галиции.

 

Об условиях развития Малороссии

 

Сейчас понятия «Малороссия», «малороссийский» в Киеве превратили в унижительное и оскорбительное. А в Средние века их произносили с гордостью и писали с уважением.

В исторических документах часто повторяется понятие «малороссийский». И в Белоцерковном Универсале Богдана Хмельницкого 1648 года говорится о «отчизне Малороссийской…» И в письме Запорожской Сечи Богдану Хмельницкому: «всемъ народамъ малороссийскимъ по обеимь сторонамь Днепра… наилучший пользе отчизне Малороссийской». И в письме Богдана Хмельницкого: « царю и великому князю Алексею Михайловичу всея Великая и Малая Руссии самодержцу…». Войско «Запорожской Сечи» так и называлось Малороссийское Запорожское».

В 1820-1830-х годах широкую известность приобрела, книга анонимного автора «История Руссов или Малой России». Эта книга произвела немалое впечатление на «малороссийских помещиков». Читать, что они потомки «высшей расы», им было приятно. Она похожа на миф, даже Михаил Грушевский говорил что, она «фантастична».

Но постепенно русское понятие «малороссийский» стало заменяться польским «украинский». В Киеве было создано «Кирилло-Мефодиевское братство». Активным участников его был Тарас Шевченко. Именно Шевченко писал, что цель «братства» – «освобождение славянских народов, в том числе и украинского, и создания из них славянской федерации». Неудивительно, что правительство Царской России запретило «братство», а Тараса Шевченко сослали в солдаты, с запрещением что-либо писать.

К концу XIX века под воздействием польских и австрийских политиков в российской части Галиции появились политические ячейки, члены которых стали отрицать единство и общность Руси и называть себя «украинцами», а понятия «малороссы» стали внушать как оскорбительные. В австрийской части Галиции образовался пропагандистский центр, направленный против единства России и требовавший отделения от нее Украины. На западных землях Русской равнины просла зараза русофобии.

Теперь рассмотрим отличие развития русского самосознания «вольному воля» в Малороссии от Галиции.

Малороссия была под господством Католической Польши - с Люблинской Унии 1569 года до Переславской Рады 1654 года. То есть в разы меньше, чем Галиция. Конечно, польская шляхта хотела превратить крестьян-русичей Малоросси в крепостных.

Если по Марксу «бытие определяет сознание», то так и должно было произойти. Однако жизнь развивается не «по Марксу». Русское самосознание «вольному воля» в Малороссии оказало решительное сопротивление польскому социальному порядку крепостного права.

Это в Галиции вольнолюбивые могли или уйти в «гайдамаки», или подчиниться шляхте.

В Малороссии были иные пути. На юге и юго-востоке было Дикое поле. За ними Причерноморье, где господствовала враждебная Османская Турция, в лице Крымского ханства. Но эта угроза не останавливала вольнолюбивых русичей Малороссии. Именно они создали Запорожскую Сечь. Войско которой так и называлось «Малоросийское Запорожское».

На северо-востоке от Малороссии было Московское Царство, в котором жили тоже русичи Православной Веры.

Антипольские восстания с 1592 года охватило земли Приднепровья. Русичи с Левобережья большими группами начали уходить в пределы Московского Царства.

Точных статистических данных нет. Но известно, что Королевство Польша обратилась к Царской Москве с требованием вернуть ей 20.000 беглых людей Приднепровья.

Такое положение Малороссии показало, что жизнь развивается далеко не «по Марксу», а наоборот. Самосознание большинства одержало верх над бытием.

Неудивительно, что социальный порядок Королевства Польского привел к антипольским восстаниям в Малороссии и в декабре 1648 Богдан Хмельницкий торжественно въехал в Киев. А 8 января 1654 года в Переславле было провозглашено воссоединение Левобережной Малороссии с Московским царством. Вслед за провозглашением началось составление списков принявших присягу. Всего присягнуло 127.338 глав семейств. Принимая величину средней семьи 5-6 человек, итоговая численность присягнувших – 640-760 тыс. человек.

Конец XVIII века – это разгар крепостного права Царской России. Так что полезно сравнить долю крепостного крестьянства Левобережья (Малоросии), которая уже почти 150 лет была в составе Царской России, и Правобережья, которое было только что присоединена.

Напомню, по переписи 1795 года: численность крепостных в Правобережье (Подолье и Волынь) составляла 85% всех крестьян, (соответственно в Галиции – тоже). А доля крепостных Левобережья (Малороссии) – лишь 40%.

Так что в Средние века жители Приднепровья гордились понятиями «народ малороссийский», «Отчизна Малороссийская» и были вполне вольнолюбивыми людьми. Намного вольнолюбивее, чем галичане.

Теперь следует рассмотреть развитие фактора русского самосознания, ценности «вольному воля» великороссов Царской России.

 

Об условиях развития Великороссии

 

При Михаиле Романове в 1649 году Московское Царство переняло крепостное право Королевской Польши. Но вот то невыносимое утеснение, которое терпели крестьяне Галиции, реализовать в Московском Царстве было невозможно. В вольнолюбивых крестьянах-великороссах «гены» стремления жить без подчинения «барину» продолжались веками. В Московском Царстве уходить в «гайдамаки» абсолютному большинству вольнолюбивых крестьян не было никакого смысла. Они могли уйти далеко «от барина» и начать освоение незанятой никем земли. В условиях широченных просторов Русской равнины уйти «от барина» – было проще простого. Ушел за несколько сотен километров от Москвы, хоть на Север, хоть за Волгу, хоть на Юг. Нашел непаханую землю, паши и живи без «барина».

 Следует отметить, что в условиях Московского Царства вольнолюбивые русские крестьяне не спрашивали «царевых людей», когда «садились» на землю. В их жизненном мироустройстве действовали два правила.

Первое правило - «земля царева, а ржи наши». То есть кто пахал, того и хлеб.

Второе правило - «куда топор, соха ходили» - эта земля без спора и обсуждения считалась уже занятой.

Цари Романовы очень быстро поняли: нет особого смысла ловить беженцев «от барина». Ведь крестьянину надо кормить свою семью. Он всегда «привязан к земле». Так что проще наложить двойную подать. Хлопот меньше, а денег в казну больше. Вольные крестьяне без особых споров соглашались на такую подать. Да и большинство дворян очень быстро поняли, что не стоит чересчур притеснять «крепостных». Конечно «царевы люди» пытались вернуть беглых. Около Москвы беглых можно поймать. Но сколько же надо «служилых», чтобы охватить поиском просторы всей Русской равнины. Ведь уже за пару сотню верст «служилые» натыкались на ответ типа: «С Дону выдачи нет».

Чтобы осознать развитие древней ценности - «вольному воля» в Великороссии, рассмотрим данные переписей основных регионов – Нечерноземный Центр, Черноземный Центр, Север, Поволжье, Приуралье, Сибирь.

По переписи 1795 года: общая численность крестьян Великороссии – 20 млн. 689 тыс. чел. Из них крепостных – 12 млн. 223 тыс. Причем подавляющая часть крепостных была в губерниях, прилегающих к Москве и Петербургу. А в Черноземном Центре – 60%, В Поволжье – 50%, на Севере и Приуралье – 30%, а в Сибири крепостных было всего 2-3 тыс. чел. Так что чем дальше от Москвы, тем доля крепостных стремительно сокращалась.

Сравните, в Галиции – 85%. В Малороссии – 40%.

По переписи 1857 года, то есть к моменту отмены крепостного права доля крепостных крестьян во всей Великороссии, кроме центральных губерний была уже меньше четверти.

Уважаемый читатель, когда слышите или читаете про развитие Русской Цивилизации, не забывайте о роли вольнолюбивых русских крестьян. И про великую русскую ценность – «вольному воля». Об этом надо говорить, так как историки и писатели все свои «произведения» посвящают Царям Романовым и крепостному праву. А вот о жизни вольнолюбивых крестьян умалчивают. Хотя Россию от Москвы до Тихого океана и до Крыма осваивали именно они.

Повторяю, по-русски, «вольному воля» - это возможность жить не подчиняясь «барину». Жить без «барина» - это целеустремленность.

 

Особенности развития Новороссии

 

В конце XVIII века армия Суворова на суше, и флот Ушакова на море победили Турцию. Причерноморье было присоединено к России. Так началась Новороссия.

Конечно, Цари Романовы направляли в Новороссию служилых дворян. А те в свою очередь брали с собой сколько-то «крепостных». Но не могли же дворяне забирать своих крестьян целыми поселениями. Так что осваивать земли Новороссии, потекли потоки – прежде всего, вольнолюбивые великороссы и малороссы Левобережья, чтобы «распахать» новые земли.

Из российской части Галиции, если и были, то единицы.

Так что если не ограничиваться ситуативным сегодняшним видением, то события в Киеве и Новороссии обусловлены цивилизационным различием развития галичан, малороссов и великороссов.

Сегодняшние жители Новороссии – это потомки тех вольнолюбивых малороссов и великороссов, которые не хотели жить «под барином». Когда «бандеровцы» захватили власть в Киеве, то они сделали подлость. Они запретили на Украине русский язык и потребовали от всех перейти на галицийскую «мову», замусоренную тысячами ополяченных слов. От такого подлого обращения Новороссия восстала. Это в жителях Новороссии проявились те вольнолюбивые «гены»малороссов и великороссов, которые накапливались из поколения в поколение.

Крымчане, в подавляющем большинстве решительно настроенные, легко добились воссоединения с исторической на соединение с Россией. За две недели марта 2014 года Крым вернулся в Россию. А вот жителям остальной Новороссии предстоит трудная народно-освободительная борьба с властью «бандеровцев».

Жители Новороссии - это потомки тех великороссов и малороссов, которые осваивали Причерноморье. Главное, в них заговорили «гены» вольнолюбивых предков. А «гены» - это не эмоции – это наследственное свойство, которое так просто не исчезает!.. Насколько сохранилось это свойство в жителях Новороссии – покажет будущее.

А вот у галичан «гены» вольности не сохранились. Ведь условий жить без «барина» не было. (Нельзя же всерьез считать, что 30 лет жизни в составе СССР изменило основу цивилизационной матрици галичан, которая формировалась более 500 лет).

За 5 веков нахождения под крепостной зависимостью от польской шляхты неминуемо должны были проявиться совершенно иные изменения в «генах» крестьян-русичей Галиции. Напомню, еще арабы заметили, что у раба, длительное время прикованного на галере, в условиях неволи проявился комплекс - навязчивое желание самому получить в руки бич! Такой раб готов удовлетворить желание «бить, бить и бить» на ком угодно и где угодно. Вот этот комплекс раба с галеры и проявился сейчас у «бандеровцев». Еще как-то можно понять «гайдамаков» Галиции в средние века. Они боролись против своих угнетателей, против «панов». А вот сегодняшних «бандеровцев» даже «гайдамаками» назвать нельзя. У «гайдамаков» комплекса раба не было. На кого попало они не нападали. А вот у нынешних «бандеровцев» этот комплекс многовекового раба есть. Сегодняшние «бандеровци» готовы бить, жечь и убивать жителей Новороссии, предки которых угнетателями никогда не были.

 За ПЯТЬ веков у галичан никогда не было периода совместного проживания с вольными великороссами!.. И тем не менее «бандеровцы» нацелены на уничтожение русских как людей и как носителей русского языка. Так что налицо комплекс раба, которого «отковали» от весел галеры. За это он готов выполнять все, что ему прикажет его же вчерашний надсмотрщик с бичом.

Если без эмоций, то суть «новой власти» в Киеве – все та же феодальная политика. В прошлые века короли Польши раздавали шляхте земли, вместе с жившими на ней крестьянами-русичами, «для кормления». Нынешняя «новая власть» в Киеве 2014 года, по сути, делает то же самое, раздает области Юго-Востока Украины между олигархами. И тоже для их «кормления».

 

Надеюсь, читателям не надо напоминать, кому из олигархов Украины отданы «на кормление» Донецкая, Днепропетровская, Луганская, Одесская и остальные области Новороссии?..

 

июль 2014 года.

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2014

Выпуск: 

4