Константин Фролов-Крымский: «Людям нужна идея, которая сподвигла бы их на созидание»
Поэт, композитор, певец, актёр, режиссёр, историк, парапланерист, путешественник… - кажется, трудно совместить столь много различных ипостасей. И тем не менее, все они совместились в одном человеке – Константине Фролове.
Когда читаешь стихи Константина Юрьевича, сразу вспоминается Золотой век Русской поэзии, и сердце наполняется радостью от сознания, что век этот не окончен, что и в наши дни, на пепелище прежней нашей Славы, среди опустошённости, среди заполонившей всё бездарности, подменившей подлинное искусство, есть ещё такие голоса, рождаются такие стихи, и наперекор всему продолжает жить «великое русское Слово». В стихах Фролова это Слово именно живёт. Не подменённое новомодными вывертами, оно обращается к сердцу каждого, просто и прекрасно говоря о любви к Отечеству и к женщине, о героях былых и нынешних, о славных и горьких страницах нашей истории…
Богиня Клио – одна из главных муз Константина Юрьевича. Историк по образованию, в своих стихах он воскресил многие моменты нашего прошлого, многие лики его. Война 1812-го года, декабристы, оборона Севастополя, Цусима, Столыпин, Осовец, Белая Борьба… Сколько судеб, сколько страниц озарено талантом этого человека! А для иных, пожалуй, им и открыто. Открыто – тоже как будто бы просто, почти «нечаянно» - по ходу концертов, в самих стихах, песнях и кратких пояснениях к ним. Так приподнимает поэт завесу, столько лет скрывающую нашу родную историю. В некоторых школах чудный романс Фролова, посвящённый жёнам декабристов, ставят на уроках, посвящённых этой теме. Очень хотелось бы, чтобы и при прохождении других тем звучали его строфы – ведь параграф учебника обращён лишь к разуму ученика, а стихи, песня – к сердцу. А то, что воспринято сердцем, то, на что живо откликнулось оно, уже совсем иначе воспринимается и разумом – становится вдруг куда интереснее, ярче.
- Я глубоко убеждён, что самыми важными предметами в школе должны быть История, Русский язык и Литература, - говорит поэт. - Все остальные предметы тоже важны, но основополагающими должны быть именно эти три предмета. Они формируют мировоззрение молодого человека. Посмотрите, что произошло на Украине: отменили и запретили русский язык и литературу, переделали историю – и развязали гражданскую войну. Ни химия с физикой, ни биология с географией, ни алгебра с геометрией к такой катастрофе не привели бы! В СССР была самая лучшая в мире средняя школа. Её разрушили, переделывая на манер западных колледжей, где, хочешь – учи, не хочешь – не учи. ЕГЭ – это вообще мина замедленного действия. Уровень знаний среднего европейца – это уровень обыкновенного бюргера, интересующегося только стоимостью продуктов и погодой. До этого уровня хотят опустить нашу молодёжь, и, к сожалению, уже многих опустили. Ещё одним оружием «массового поражения» является интернет и всякие «гаджеты». Как был организован майдан в Киеве? Очень просто: офисным хомячкам пришло сообщение – «Ты доведён до отчаяния! Выходи на акцию протеста!» И вышли! Тысячи! Они что – были разуты, раздеты, голодны? Нет! Особенно студенты! Им хотелось развлечений, чтобы было о чём сообщить в Фейсбуке! Вот они и доразвлекались! А их тупостью и примитивизмом воспользовались «умные дядьки», которые провернули свои подлые делишки. В мире всегда были, с одной стороны, толпа, а с другой стороны- единицы умных, прозорливых людей, понимающих, что происходит. Если у этих единиц была власть, они могли направить толпу в нужном направлении. Как, например, сейчас в России. Если же у таких людей власти не было, они могли безуспешно кричать, как Кассандра - «Троя будет сожжена!», но их мало кто слышит. И, тем не менее, эти люди должны выходить на подиум и говорить толпе правду. Это их долг. Мы дружим с Василием Семёновичем Лановым, и понимаем, что значит акция «Бессмертный полк», возглавляемая им. Людям нужна идея, которая сподвигла бы их на созидание, объединила перед общей угрозой и превратила в Единый Народ, которому не страшны самые тяжёлые испытания.
Страницы Русской истории воскрешаются Фроловым не только в стихах и песнях, но и в его театральных постановках. Одна из них – «Намерен вас атаковать» - посвящена капитану Казарскому. Об истории этой постановки поэт рассказывает следующее:
- В Севастополе живёт писательница Валентина Сергеевна Фролова, жена морского офицера. Она – единственная женщина-писатель, получившая знаменитый «Бизертский Крест» как писатель-маринист. Имея доступ к архивным документам, Валентина Сергеевна держала в руках судовой журнал брига «Меркурий», заполненный рукой А.И. Казарского. По её словам, к этому журналу не прикасалась рука ни одного исследователя. Мы знаем о подвиге «Меркурия» по картине Айвазовского, где два огромных турецких линейных корабля взяли «в два огня» маленький бриг. Если бы это было так, одного залпа хватило бы, чтобы превратить бриг в груду щепок. На самом деле была гонка, в которой бриг по одиночке разделывался со своимипреследователями, сначала обездвижив «Селимие», а потом и «Реал-бея». Мне как историку очень важна правда, а не легенды. Кроме баталий в романе В. Фроловой «Ветры Босфора» есть и лирическая линия. Но это уже отдельная тема.
Лирическая линия «Ветров Босфора» нашла отражение в романсе, звучавшем в спектакле, а ныне исполняемом Фроловым на многих концертах и ставшим одним из наиболее известных и любимых слушателями среди написанных им.
Прочертит горизонт серебряная нить,
И ветер зазвенит и паруса наполнит.
Вчера я не посмел вам чувств своих открыть...
А нынче за кормой лишь волны, волны, волны...
Не думаю, что вас легко смогла увлечь
На молодых висках загадочная проседь.
Вчера я не посмел коснуться ваших плеч...
А нынче грозный рок меня от вас уносит.
Не отменить приказ, не повернуть назад...
Упруги паруса, и флаг на мачте реет.
Вчера я не посмел поймать ваш кроткий взгляд...
Но как теперь о том я горько сожалею...
Надо заметить, что очень значительную часть в творчестве Константина Юрьевича занимает Белое Движение. Баронесса де Боде, юнкера, адмирал Колчак… – вся «Белая Стая», как назвал поэт одну из своих программ. Эта программа была поставлена сперва на сцене Крымского Академического Русского Драматического Театра в Симферополе, а позже Дуэтным театром «Улыбка Пьеро», состоящим из двух актёров – самого Фролова и его жены, актрисы Веры Петровской.
- Эта тема возникла ещё в 90-е годы, но поддержки в театральной среде Крыма не получила, - рассказывает Константин Юрьевич. - И мы с Верой решили, что кроме нас этот спектакль никто не поставит. Трагедия Гражданской войны близка нам по нескольким причинам. Во-первых, мы живём в Крыму, откуда в ноябре 20-го года был исход Белого Движения, после чего Крым погрузился в чудовищную трагедию красного террора. К сожалению, в Симферополе до сих пор есть улицы преступников и убийц, таких как Бела Кун, Матэ Залка, Землячка и др. Во-вторых, по материнской линии во мне есть дворянские корни. Моя бабушка Клавдия Михайловна Кологривова – потомственная дворянка. Её старший брат Николай Михайлович Кологривов закончил Пажеский корпус в Санкт-Петербурге и служил при Дворе Государя Императора в чине штабс-капитана, а когда началась 1 Мировая война, он был в первых рядах наших войск и получил тяжёлое ранение. Младший брат бабушки Борис Михайлович окончил Воронежское Кадетское училище и погиб в Гражданскую. По отцовской линии я из Хопёрских казаков. Это северная граница Великого Войска Донского.
Теме Белого Движения Константином Фроловым и его супругой были посвящены также спектакли «Мы жили тогда на планете другой» и «Мой ангел Анна» - о любви А.В. Колчака и А.В. Тимирёвой. Последний был поставлен в 2003-м году.
- Ещё не было памятника Колчаку в Иркутске, бюста в Кронштадте, да и о фильме «Адмирал» ещё никто не задумывался, - вспоминает поэт. - После спектакля к нам подходили зрители и спрашивали, мол, вы не боитесь? А чего бояться. Большевики в своё время настолько нагло и цинично переписали историю нашего Отечества, что это им нужно бояться ответственности за свои поступки. Александр Васильевич не был идеалом. Но нельзя полностью перечёркивать то, что было сделано этим человеком во имя России. Полярные исследования и поход на вёсельной шлюпке к острову Беннетта на поиски пропавшего друга; ордена и золотое оружие за оборону Порт-Артура, когда даже японцы сделали исключение для пленённого, раненого Колчака, оставив ему личное оружие; минирование подступов к Петрограду, в результате чего ни один снаряд не упал на столицу империи, (и это вопреки запрету командования на минирование!); наконец, минирование входа в Босфор, в результате чего Чёрное море стало полностью Русским морем, так как все вражеские корабли были либо потоплены, либо заперты в портах. До последнего времени учебник по минированию, используемыйв морских учебных заведениях, был написан именно Колчаком, считавшимся лучшим минёром своего времени. Но фамилии Колчака на учебниках, разумеется, нет. Да и поступки адмирала Колчака во время Гражданской войны заслуживают отдельного разговора, так как многие ошибки и особенно «зверства» были впоследствии безосновательно приписаны ему. Вот атаман Семёнов славился и зверствами, и тем, что украл «колчаковское золото». Но он Колчаку не подчинялся и делал, что хотел.
Один из наиболее известных «белых» романсов Константина Юрьевича - «Голубчик». По сей день необычайно пронзительно звучат строфы из него:
Ах, голубчик, и мне не до смеху.
И досада срывает слезу.
Нашу Родину предали сверху.
И бездарно пропили - внизу.
Оттого против дьявольской силы
Повелел нам семнадцатый год
Поднимать цвет и гордость России,
Как надежды последний оплот.
Заменить «семнадцатый» иным – поближе – и прямо явь наша. Снова велит нам иной год «поднимать цвет и гордость России». И ведь поднимаются! Век целый истребляемые, вытаптываемые, удушаемые, предаваемые и продаваемые… «Ах, голубчик, ну, кто, как не мы?»
Эта песня, «Голубчик», была написана Фроловым для последнего фильма Андрея Ростоцкого «Моя Граница». С Ростоцким поэта связывали долгие годы дружбы и совместного творчества.
- О Ростоцком можно рассказывать очень долго, - говорит он. - Это не заживаемая рана на сердце. Я был пленён обаянием Андрея ещё в фильмах «Непобедимый» и «Эскадрон гусар летучих», после «Эскадрона» появилась песня «Денису Давыдову и его друзьям». Прошло около восьми лет – и судьба сделала нам с Верой подарок: Андрей приехал в Симферополь с выступлением. Вера вычислила его местонахождение, я взял гитару – а дальше с Ростоцким было «покончено». Как написал Андрей в предисловии к одному из моих сборников – «Костя запел. Я заплакал». Мы дружили тринадцать с половиной лет. Для фильмов и сценариев Андрея я написал несколько десятков песен. Жаль, что только несколько проектов было осуществлено. Это «Зверобой» по Фенимору Куперу, «Мужская компания» да, пожалуй, «Моя граница», на съёмках которой Андрей трагически погиб. Но был сценарий с рабочим названием «Тму-Таракань» - история «великолепной шестёрки» - русских ратников Х века, восстанавливающих справедливость в борьбе князей за наследство. Был сценарий «Богатство» по произведению В.Пикуля, впоследствии поставленный другим режиссёром уже после гибели Андрея. И ещё целый ряд задумок. Я помню, как Андрей ходил «торговать лицом» к банкирам, чтобы выбить хоть немного денег на кино. Но ему почти везде отказывали. Зато сериалы про бандитов и уголовников штампуют пачками и заполняют все каналы телевидения. Это, опять-таки, исполняется проект Алана Даллеса о развале нашей страны изнутри. Вообще Независимость государства состоит из ПЯТИ независимостей: 1. Наличие Герба, Флага, Гимна и признание другими странами, 2. Дипломатическая независимость – с кем хочу, воюю, с кем хочу, дружу, 3. Военная независимость – могу противостоять нападкам любого агрессора, 4. Экономическая независимость – могу обеспечить себя всем, от туалетной бумаги до космических ракет, 5. И, наконец, культурная независимость – иметь свою собственную культуру, НЕ ПОДВЕРЖЕННУЮ влиянию других культур. А вот с этим у нас очень большие проблемы. На Всероссийских вокальных конкурсах конкурсанты, в подавляющем большинстве, поют шлягеры (далеко не самые лучшие) НА АНГЛИЙСКОМ языке! Почему!? Какая республика у нас говорит на английском языке??! У нас более 180 народностей, наций и этносов! Открыты школы для преподавания на 70 (!) языках! Так пойте на этих языках! И особенно на самом красивом в мире Русском языке! Я не против знания английского, боже упаси. Он мне очень помогает в моих заграничных вояжах. Но мы живём в России! И должны поднимать свою культуру! Вон французы англичан на дух не переносят и всячески игнорируют английский язык. Я глубоко уверен, что ни один наш певец, даже Лариса Долина, не исполнит блюз лучше негра. Так же, как и ни один западный певец не исполнит «Подмосковные вечера» или «Одинокую гармонь» лучше наших певцов. Кого мы готовим? Ресторанных певцов для западных кафе-шантанов, развлекать сытых и вальяжных бюргеров?
Константин Фролов – человек необычайно многогранный. И что редко бывает, все грани в его случае отличаются замечательной яркостью. Нередко прекрасный поэт оказывается довольно средним композитором или наоборот. Но у Константина Юрьевича все грани творчества соответствуют друг другу, все – на высочайшем уровне. Поэзия, музыка, голос, артистизм… Наша публика, отравленная пошлой эстрадой и не менее пошлым «блатняком», пафосно именуемом шансоном, уже в принципе забыла, что такое Артист на сцене. Что это не нечто помятое-небритое, рычащее дурным голосом, и не нечто бесполое-полураздетое, кривляющееся под «фанеру»… Публика забыла это, а потому подчас непритворно удивляется проявляемому к ней уважению – тому уважению, которое было когда-то у наших старых певцов. Что уж говорить об отличающих выступления Константина Фролова аристократизме и почти канувшем в лету высоком благородстве в сочетании со скромностью и сердечной открытостью зрителю. На привычном фоне они и для человека менее беспамятного кажутся каким-то чудом, подобно родниковой живительной воде, вдруг найденной среди песчаных барханов…
Такая забывчивость и утрата самоуважения значительной части публики стала питательной средой для той мафии серости, пошлости и бездарности, что заполонила собой все радиостанции и телеканалы. Истинному же искусству перепадают лишь считанные минуты – например, на телеканале «Культура» в передаче «Романтика романса». Когда бы переменить эту пропорцию с точностью да наоборот – глядишь, и сама жизнь наша изменилась бы в корне. Ибо жизнь определяется сознанием, а сознание, в свою очередь – воспитанием и тем, что человек смотрит, слушает, читает... И вполне сознательно работает нынче фильтр обратного направления: допускает всё, что растлевает и уродует сознание, но исправно блокирует способствующее его пробуждению, просветлению…
Поэтам, как известно, свойственен дар пророчества. Одно из пророчеств Константина Юрьевича уже исполнилось. «Мы однажды вернёмся, Россия, под твои вековые крыла…» - эти строки стали явью в марте 2014-го, когда Крым вернулся в Россию. Увы, эта радостная страница нашей современности была лишь прологом к войне, идущей теперь на наших рубежах. «Народ не может быть свободным, покуда он разъединён!» - так писал Фролов ещё четверть века назад. Да, русский народ не может быть свободным и независимым, доколе сохраняется безумное разделение триединой Руси, привёдшее к кошмару, который вот уже второй год длится на Донбассе. Среди причин этой войны поэт называет историческую и геополитическую безграмотность:
- Наивность украинцев, которым пообещали «европейские блага» и они в это поверили. Но есть ещё причины, менее заметные, но гораздо более страшные. Ещё в 80-х годах, выступая на Западной Украине (Ровно, Луцк), я чувствовал эту плохо скрытую неприязнь к русским со стороны свидомых националистов. В центре Львова есть кафе, в котором вас могут понарошку расстрелять за то, что вы – кацап, подать вам блюдо «Печень партизана» и т.д. Мы думали, что они так шутят. Но они НЕ ШУТИЛИ. Ненависть к русским там впитывалась с молоком матери. И как только появилась такая возможность, они захватили власть и стали воплощать свои кровавые мечты в жизнь. Если я не испытываю к человеку или народу какой-то обоснованной неприязни, меня очень трудно убедить в обратном. А вот украинцев почему-то легко удалось убедить в том, что Россия – враг и агрессор. Они сразу в это поверили. Года четыре назад у меня был концерт в Донецке с названием «Мы вернёмся, Россия!». Целый месяц перед концертом мне звонили из администрации филармонии и требовали, чтобы я поменял название и программу. Я не поменял. Концерты прошли с аншлагом. Но часть моих друзей на концерт принципиально не пришла. Многие на Донбассе думали, мол, мне всё равно, на каком языке говорить, главное – чтобы был бизнес, дом, дача, машина. Когда «жахнуло» - бросили и дом, и дачу, и бизнес и бежали в одних трусах! Лишь потому, что однажды предали свой язык и свою историю. Украина платит за предательство. Крым в 91-м году проголосовал против выхода из состава России, но его предали все – и Россия (Ельцин), и Украина (Кравчук), и собственные крымские деятели (Грач, Багров и иже с ними). Тем не менее, Крым 23 года был готов в любую минуту вернуться в Россию. И это произошло! Надеюсь, навсегда!
Очень хочется верить, что те самые строки, уже ставшие пророчеством для Крыма, станут таковым и для Новороссии, и для всей Украины. И всё будет именно так, как написал Константин Фролов:
Мы укажем своим демократам
Дальний путь в долговую тюрьму.
Лучше быть на Руси «младшим братом»,
Чем холопом в чужом терему.
Мы столы вкусной снедью накроем,
В кубки вина златые нальём,
По былому поминки устроим,
Наши лучшие песни споём.
Нас отрезали и не спросили,
Нужно ль нас от тебя защищать…
И когда мы вернёмся, Россия,
Ты простишь. Ты умеешь прощать.