Семен Резниченко. Что такое коллектив выживания

Коллектив выживания – это минимальная группа людей, могущих совместно обеспечить сове автономное существование, т. е. не привлекая для своей поддержки какие-либо другие группы людей.

Другая важная характеристика коллектива выживания – это коллектив, посредник между семьей (отдельным человеком) и обществом в целом (народом, государством). Коллектив выживания амортизирует давление на человека государственных и прочих структур, помогает человеку защититься от произвола сильнейших, пережить трудные времена, экономические и социальные кризисы и пр.

Коллектив выживания требует от человека соблюдения неких установленных в нем моральных норм, совместной деятельности на благо всего коллектива и других его членов.

Коллектив выживания служит мобилизатором отдельных людей и семейств на какую-либо массовую деятельность, направленную на благо общества, народа, государства. Коллективы выживания, как правило, объединены в какие-либо более крупные структуры, например этносы, церкви. Эти объединения строятся, помимо всего прочего, на основе солидарности, общности интересов. Общие интересы множества коллективов выживания часто бывают политическими.

Существует масса различных традиционных видов коллективов выживания. Это роды, племена, общины, тейпы, кланы и религиозные сообщества. Известны также модерные виды коллективов выживания, такие как организации, ставящие своей задачей защиту юридических прав своих членов, территориальные органы самоуправления и самоорганизации (по типу американских комьюнити). Это и другие организации, составляющие гражданское общество. Таким образом, коллективы выживания формируются по родственному и земляческому принципам. В них объединяются единомышленники.

Специфика современной ситуации заключается в том, что традиционные коллективы выживания в среде европейских народов (в том числе и русского) разрушены, находятся в стадии деградации либо мало эффективны. Институты гражданского общества в основном отстаивают интересы различных меньшинств. Основная масса населения защищена ими далеко не достаточно. Функции коллектива выживания для большинства современных европейцев выполняет государство.

Кризисные явления современного общества, ослабления государственной поддержки заставляют задуматься о возрождении сети коллективов выживания и распространении их на все общество.

 

Коллективы выживания: классификация

Коллективы выживания делятся на присущие традиционному обществу и модерно-постмодерному. В рамках традиционного общества подавляющая часть населения находится в рамках тех или иных коллективов выживания.

«Традиционные» коллективы выживания делятся на родственные – группы более или менее близких родственников, иногда включающие символически породненных неродственников.

Территориальные – чаще всего люди, живущие в одном поселении или непосредственно по соседству друг от друга, или в пределах одной, четко очерченной территории, не образующей единое поселение.

Мужские союзы – объединения мужчин, более или менее радикально и на разный срок оторванных от родственных и территориальных коллективов выживания. Союз себе подобных заменяет для них «нормальное» общество. Основное занятие – военное дело и/или религия.

Религиозные коллективы выживания – это группы последователей одной и той же религии или группы «профессионалов», посвятивших себя только религии. Они сходны или с территориальными коллективами выживания, или с мужскими союзами. Весьма устойчивы, несмотря на смену эпох.

Классический пример кровно-родственных коллективов выживания – семейно-родовые объединения народов Сибири и североамериканских индейцев.

Территориальный коллектив – это русская сельская община.

Мужской союз – раннее казачество. К мужскому союзу типологически близки различные религиозные организации вроде орденов и монашеских обителей.

Религиозный коллектив – старообрядческая община, общины протестантов-диссидентов.

При этом очень часто один и тот же коллектив выживания сочетал черты разных типов. Нередко русская поземельная община была еще и церковным приходом так же, как и казачья община. Чеченский тейп сочетает в себе кровно-родственные и территориальные принципы (точнее, эволюционировал от территориально-родственной к родственной общности). Еврейский кагал – этнорелигиозная общность.

В период модерна «традиционные» коллективы выживания разрушаются, нередко – целенаправленно (уничтожение русского крестьянского мира).

Некоторые черты коллективов выживания восприняли функциональные элементы «нового общества». Это партийные ячейки, производственные и воинские коллективы. При этом очень часто они приобретали «гражданский» характер, т. е. нивелировали религиозные, этнические различия, подчеркивали государственную и идеологическую общность. В эпоху модерна продолжали сохранять значимость религиозные коллективы выживания, хотя светская идеология их существенно потеснила. Коллективы выживания продолжали сохраняться до второй половины XX века в среде русской эмиграции, так же как и другие этнические диаспоры-землячества. Зачастую они близки мужским союзам, которые нередко эволюционируют в «посттрадиционный» период в этнические преступные группировки, революционные и террористические организации.

В эпоху постмодерна функциональные элементы «цивилизованного» общества лишаются остатков сходства с коллективами выживания. Общество атомизируется, и отношения в коллективах обезличиваются. В целом коллективы выживания охватывают меньшинство общества.

При этом резко возрастает роль некоторых этнических диаспор и религиозных коллективов выживания, особенно созданных мигрантами.

Специфическая черта постмодерна – субкультурные коллективы выживания, объединяющие носителей какой-либо связанной с определенными эстетическими предпочтениями и общественными взглядами субкультуры (байкеры, футбольные фанаты). Большое влияние имеют коллективы выживания сексуальных меньшинств.

При переходе от постмодерна к неофеодализму о коллективах выживания вспоминают и обычные граждане. Очень часто они создаются по принципу наличия одного общего интереса – признака. Это временный (целевой) коллектив (в соответствии с классификацией Л. Н. Гумилева – консорция), например объединения родителей, автовладельцев, застройщиков и пр. В случае появления спаянного коллектива, сильного лидера (или лидеров), успешной деятельности коллектив может постепенно начать охватывать разные стороны жизни его членов.

Появляется все больше и изначально постоянных коллективов (конвиксий) выживания, чаще всего – религиозных, но есть и светские.

 

Куда исчезли русские коллективы выживания?

Россия – часть Большого Запада. Хотя процессы, протекающие в нашей стране, несколько более резкие и болезненные. В целом же для всех частей Большого Запада, включая Россию, характерна особая схема спирального исторического развития. Традиционализм – модерн – постмодерн – неотрадиционализм. В период модерна и постмодерна традиционные коллективы выживания разрушаются, в период неотрадиционализма – восстанавливаются.

Эпоха модерна и постмодерна – это именно всеобъемлющие эпохи в социальной жизни, которые отнюдь не ограничиваются сферами культуры и искусства. Эти явления охватывают все сферы социальной жизни. И особенное влияние они оказывают на судьбу национальных коллективов выживания.

Переход от традиционного общества к обществу модерна сопровождается разрушением коллективов выживания. При этом сохраняются и культивируются многие ценности, традиционно воспитывавшиеся в коллективах выживания, такие как единство, чувство локтя, верность долгу, преданность единым для коллектива идеалам. Эти ценности культивируются уже не усердно уничтожаемыми коллективами, а государственными образовательными и идеологическими учреждениями. Государство, гражданская нация заменяют собой коллектив выживания. Все коллективы как бы сливаются в один. При этом постепенно слабеет контроль над отдельной личностью: она индивидуализируется и эмансипируется.

В России модерное общество было окончательно создано коммунистами отчасти насильственно. Большевики уничтожили традиционные русские коллективы выживания, такие как крестьянская община.

Процесс индивидуализации постоянно нарастает и разрушает модерное общество. Единая культура, единая идеология разваливаются, вычленяется масса атомизированных индивидов, образуется масса достаточно мелких, но влиятельных групп. Их обычно называют субкультурами, меньшинствами (национальные, сексуальные и пр.). Многие из них постепенно фактически захватывают контроль над обществом. Так на смену модерну приходит постмодерн.

При постмодерне массово распространенных коллективов выживания нет. Особенно это касается большинства. Оно крайне атомизировано, неорганизованно, управляемо. В коллективы выживания скорее организованы привилегированные меньшинства. Наступает стагнация, культурные и экономические достижения эпохи модерна постепенно теряются. Со временем начинают вырисовываться отдаленные контуры неотрадиционного уклада жизни. Его активно привносят национальные и религиозные меньшинства, так и не прошедшие полноценный период модерна, во многом сохранившие уклад традиционного общества.

Но у постмодернистского общества крайне мало шансов постепенно прийти в неотрадиционное. Для этого скорее необходима коренная ломка устоев, катастрофическое крушение постмодерна. Неотрадиционализм будет началом в корне отличного витка общественного развития, началом эпохи, кардинально чуждой прошлому.

Схема традиционализм – модерн – постмодерн – неотрадиционализм характерна для европейской культурной модели, начиная с Античности. Началом античного модерна было превращение кровнородственных племенных сообществ в полисы, основанные на принципах гражданства. В Риме таким этапом стало стирание различий между патрициями и плебеями. Возникает классическое искусство и философия. Потом были классические греческие полисы, римская государственность. Для греков постмодерн наступил в эпоху эллинизма, для римлян – в поздней империи начиная со второго века нашей эры. И там и здесь был разгул индивидуализма и постепенное разложение устоев государства. К концу постмодерна христианское меньшинство стало большинством. Неотрадиционализм на Западе привел к возникновению варварских королевств, созданию новых народов. На Востоке – к появлению Византии. Здесь неотрадиционализм был более преемственен. Но и в Византии он сопровождался масштабными этническими миграциями. Появилась традиционная опора имперской экономики – сельская община.

Через неотрадиционализм Средневековья история пришла к модерну Нового времени. Новое время – это период буржуазных и социалистических революций, индустриализации, создания гражданских наций и секулярных идеологий и, наконец, великого искусства Нового времени.

В разгар модерна у римлян и у греков был уже постмодерн. Пик эпохи модерна для разных европейских стран также наступил в разное время: во Франции – в период Великой революции и наполеоновских войн, в Германии и России – в первой половине XX века.

Наконец – послевоенный постмодерн принес атомизацию общества, господство меньшинств, нарастающий кризис экономики и государственности, колоссальный приток мигрантов. При этом в рамках неотрадиционализма на смену европейским идеологиям и европейским народам приходят иные народы и абсолютно иные идеологии. Культурная преемственность Европы может оборваться. Выживание европейских народов, в том числе и русского, напрямую зависит от того, появятся ли исторически вовремя коллективы выживания или нет. К сожалению, в настоящее время их практически нет – и они просто могут не появиться.

 

Коллективы выживания и этничность

Коллектив выживания – это, бесспорно, основа этноса и этничности. Но какой коллектив выживания?

Идеальный, умозрительно сконструированный, полностью автономный коллектив выживания не слишком комплиментарен к развитой этничности. Он образует полностью самодостаточный мир, минимально контактирующий с другими. Поэтому подобные коллективы выживания были характерны для древнейших времен с их рыхлыми и размытыми этническими идентичностями.

Значительная автономность отдельного коллектива выживания наглядно демонстрировала свою противоположность к общностям более высокого порядка и в историческое время. Так, коллективы выживания кочевников евразийской степи достаточно легко меняли менее престижную этничность на более значимую. По этой же причине некоторые группы отдельных северокавказских народов вошли в состав других.

На значительных территориях Европы генетически население остается стабильным со времен неолита и появления в этих местах земледельцев. При этом их этничность менялась неоднократно.

Очень автономный и самодостаточный коллектив выживания собственно озабочен исключительно собственным выживанием. И прежде всего – физическим. Все идентичности более высокого порядка для него не слишком актуальны и являются вполне переменными.

Именно этот факт предопределил, помимо всего прочего, и свирепость русского государства по отношению к русским коллективам выживания, тяготеющим к автономии и самодостаточности.

Специфику коллектива выживания в значительной степени трансформируют какие-либо «осевые» религии и идеологии. Провозглашающие высшей ценностью некие обобщенные идеалы. В этом случае идентичности «высшего порядка» оказываются «прошиты» в самом факте принадлежности людей к данному коллективу выживания. В целом «осевые» идеологии и религии являются признаком зависимости людей уже прежде всего не от природной среды. А от общества себе подобных.

Так же коллектив транслирует определенный набор догм и моральных ценностей. Общий и для него и для большого числа других коллективов. Он сцепляет коллективы в единое целое. Человек, разделяющий эти догмы и ценности – член другого коллектива или вообще одиночка, больше не является чужаком в полном смысле этого слова. Коллективы гораздо более успешно объединяются для какого-либо общего дела.

Например, именно поэтому христианство сделало устойчивой национальную идентичность различных славянских народов. И вообще, прежде всего, поэтому очень многие амбициозные правители в разных частях мира принимали различные «осевые» религии и идеологии. А престиж, международные связи и высокая культура шли уже «в наборе». Вот у славян - язычников культура уже была достаточно высокой…

«Осевые» идеалы и ценности не позволяют ассимилироваться национальным диаспорам в иноэтничном окружении. Например, русским старообрядцам в разных районах мира (православное христианство), еврейским общинам (иудаизм), китайским и корейским общинам (конфуцианская этика при разных вероисповеданиях).

«Осевизация» коллективов выживания имеет, конечно же, и отрицательные стороны. В виде размывания дихотомии «свой – чужой». Поэтому, раздвигаясь вширь, устои теряют глубину и крепость. Они в гораздо большей степени ставятся под сомнение. И постоянно находятся под угрозой нарушения и отрицания.

Развитые и эффективные сети коллективов выживания (которых сейчас нет у русских и других европейцев) нередко препятствуют различным программам переустройства общества, повышению эффективности различных социальных институтов, соблюдению прав и свобод отдельной личность.

Что является необходимой платой за стабильное функционирование системы физического и культурно воспроизводства этноса.

Т.е, либо самореализация и быстрое вымирание или длительное стабильное существование в ущерб самореализации.

В настоящее время построение русских коллективов выживания имеет достаточно большую специфику. Нередко они создаются для того, чтобы так или иначе отгородиться от «других» русских. Очень часто их создают или пытаются создавать носители соперничающих или прямо враждебных друг другу идеологических систем. Или даже конкурирующих направлений в рамках одной и той же системы. Например, коллективы выживания русских православных принадлежат ну очень к разным организациям и направлениям. Нередко совсем не склонных взаимодействовать.

Ни одно из идейных направлений, включая националистов, «совков» и «антисовков» не могут претендовать на то, что представляет интересы большинства русских. И вряд ли в скором времени кому-то это удастся. Единственный выход – этническая солидарность поверх идеологический убеждений и мировоззрения. Иногда – поверх частных и групповых интересов.

Слава Богу, существуют и русские национальные общины. Именно национальные. Например такие http://rus-portal.org/

При этом, несмотря на явные недостатки, создание системы коллективов выживания остается единственным выходом для русских в условиях перехода к неофеодализму. Кто нас будет кормить и защищать? Больше некому.

Конечно, далеко не все эти проекты жизнеспособны. Но, скорее всего, выживет далеко не один. Что, помимо всего прочего, может привести к появлению на месте русских нескольких этносов.

И именно поэтому столь важная идеология светского русского этнического национализма. Не привязанного к какому-то отдельному коллективу выживания. Она может в большей своей части и не разделяться членами коллективов выживания. Однако сильный русский национальный дискурс может помочь сохранить им хотя бы чувство русской этнической общности. И возможность для взаимодействия и взаимопомощи в случае общей угрозы.

 

Коллективы выживания и государство

Каковы могут быть отношения коллективов выживания с государственностью? Коллективы выживания и их сети принципиально иной мир по отношению к государственности. Тем не менее, эти миры связаны друг с другом и должны сотрудничать.

Сотрудничество коллективов выживания и государственности должно строиться на четком разграничении полномочий.

Государство не вмешивается в частную и повседневную жизнь человека. Оно не должно пытаться хоть как-то ее регулировать и контролировать. Не может быть, например, никакого регулирования курения в общественных местах. Но это и не значит, что человек индивидуально решает, где ему курить и курить ли вообще. Решать должна традиция. Которая важнее и государства, и отдельного человека. Реализует соблюдение традиции коллектив выживания.

Область морали, веры, нравственности, семейных отношений, личные отношения между людьми, отчасти трудовые отношения и местное самоуправление должны быть под контролем коллективов выживания. Соответственно, обычая и традиции. И максимально выведены из сферы государственного регулирования. Закон должен закреплять высокие полномочия коллективов выживания. Но не вмешиваться в их жизнь. В данной сфере обычаи и традиции, религиозные нормы имеют более высокий статус, чем законодательство.

 Также жизнеобеспечение обычного человека должно зависеть от самого человека и его коллектива выживания. А не от государства и его органов.

В ведении государства и государственных служащих находится оборона страны, внешние сношения, масштабные инфраструктурные, образовательные проекты, поддержание общественного порядка, улаживания конфликтов. Деятельность государства и государственных служащих регулируется прежде всего законодательством. В отличии от жизни коллективов выживания. В данной сфере должно иметь место верховенство закона над обычаем. Потому как она подвержена максимальным изменениям и должна регулироваться в соответствии с ситуацией.

К совместному ведению государства и коллективов выживания относится поддержание общественного порядка и предотвращение конфликтов. В «первой инстанции» эти вопросы должны решаться в рамках коллективов выживания и их сетей. В случае недостаточной эффективности местных мер или жесткого конфликта интересов разных коллективов выживания вмешивается государство. Государство является одним из основных гарантов равенства коллективов выживания, недопущения подавления одних коллективов другими.

Так же государство совместно с коллективами выживания осуществляет различные инфраструктурные, образовательные, экономические проекты. Например, в виде выделения грантов на реализацию коллективами выживания или их группами неких крупных проектов.

Коллективы выживания проявляют лояльность и послушания государство в случае внешней угрозы и других чрезвычайных ситуаций. Они следуют внешнеполитическим курсом государства. Они помогают государству в поддержании общественного порядка и осуществлении крупных социально-значимых проектов.

Коллективы выживания решительно ограждают от вмешательства государства и его служащих сферу частной жизни граждан, не допускают вмешательства государства в сферу обычаев и религии. В случае деградации и потери эффективности государственных институтов коллективы выживания эти институты ликвидируют и временно их замещают. Позже создают новые (Пример Смутного временив России, неоднократные смены династий в Китае).

Чтобы выполнять свои функции, коллективы выживания должны успешно гасить внутренние конфликты. Коллектив выживания должен действовать в интересах всех своих членов. А не только верхушки. В коллективе выживания должна быть достаточная степень равенства. Мнение общего собрания полноправных членов всегда важнее мнения одного, пусть даже самого влиятельного. Члены коллективы выживания живут в соответствии с обычаями и традициями, нормами морали и религии. А не как им произвольно вздумается.

Принцип разграничения регулирования жизни основной массы коллективов выживания и государственных служащих хорошо показан в таком законодательном памятнике Древней Руси, как Русская Правда.

Даже в поздний период существования даже применение уголовного законодательства по тяжким преступлениям зависело от воли коллективов выживания. В начале XX столетия в станице Кавказской Кубанской области были полностью освобождены от уголовного преследования двое убийц. Один из них, казак, застреливший хлопца, полезшего в его сад за грушами. Другой - молодой парень, зарезавший соперника в борьбе за любовь девушки. В то же время станичный сбор приговорил к смерти и казнил тридцать жителей станицы, заподозренных в занятии разного рода криминальным бизнесом. Все станичники были амнистированы Государем Императором.

 

Коллективы выживания и воспитание детей

Одни из важнейших недостатков современных русских коллективов выживания – это ситуативность и разовость совместных действий. Иногда нет полноценного поля для постоянной работы и взаимодействия. Эти проблемы снимаются, когда члены коллектива начинают совместно воспитывать детей. Именно поэтому коллективы для совместного воспитания детей – одни из самых распространенных среди православных коллективов выживания.

Конечно, в разных сферах жизни современные русские еще обходятся без коллективов выживания. Но при воспитании ребенка получить сколь-нибудь предсказуемый результат можно только в коллективе выживания. Вне такового при всем обилии разнородных влияний, воздействующих на ребенка, его воспитание превращается в азартную игру. Обеспечить приемлемый результат которой не смогут никакие родители или педагоги.

Необходимо иметь в виду, что современные и школьные и родительские образовательные стратегии не готовят детей к жизни при неофеодализме. Который оформится уже во второй четверти XIX века. Все воспитывают детей, имея в виду установки и принципы мира, которого во многом уже нет. И в котором, по крайней мере, нынешним детям жить уже не придется. Коллектив выживания с его навыками тесного взаимодействия и взаимопомощи, формирование горизонтальных социальных связей как раз может научить детей, как выжить при неофеодализме.

На чем вообще базируется надежное традиционное воспитание, практиковавшееся в обществах с традиционным укладом? Отнюдь не на болтовне и «промывке мозгов». А на принципе – меньше слов, больше дела. И на отсутствии выбора и какой-либо альтернативы. То есть, окружающие ребенка взрослые на практике следуют декларируемым принципам жизни. Дружно и все без исключения. Как-то по-другому могут вести себя только чужаки или призираемые аутсайдеры. А все «нормальные люди» ведут себя по возможности одинаково. Именно в таких условиях у ребенка можно сформировать устойчивый и правильный стереотип поведения.

Коллектив выживания может хотя бы отчасти сгладить трагическую ситуацию, когда в семье учат одному, в школе – другому, на улице третьему, а в кино еще и четвертое показывают…

Формирование железобетонного поведенческого стандарта на постоянно повторяющихся безальтернативных примерах – самое важное в воспитании. Учить конструктивно взаимодействовать с различными «чужими» тоже нужно. Но позже и во вторую очередь.

Коллективы выживания, в которых воспитываются дети, должна быть масса практической деятельности. И не только обучающей, идеологической и развлекательной. Но и сугубо практической. Например, взаимопомощь, благотворительные акции. И дети должны не только это видеть, но и участвовать по мере сил. По-другому растить достойных людей невозможно.

Коллектив выживания, в котором воспитываются дети, это разнообразный и достаточно замкнутый мир, в котором сконцентрированы самые разные сферы жизни ребенка.

Например, подросшие мальчики должны участвовать в действиях, для которых необходима смелость, решительность, смекалка. Это и спортивные состязания и многое другое.. Например, у русских подростки издавна выступали зачинщиками ритуальных кулачных боев.

 Так же в коллективе выживания, где воспитываются дети, должен царить дух согласия и единомыслия. Коллективы выживания могут создавать самые разные группы и течения. Но в рамках одного коллектива плюрализм нежелателен. Если он православный – то православный, если кришнаитский – то кришнаитский. А не немного тот и другой одновременно… Такой «плюрализм» не только ведет к раздраям и конфликтам. Но и подрывает уверенность детей в незыблемости принципов, правил и устоев. Тем более, в таком коллективе должно быть единообразие не только мировоззрения. Но, прежде всего, жизненных моделей поведения, отношений людей друг с другом.

 Конечно, ситуации бывают разные. В одном прорусском спортивном обществе могут, например, состоять православные и родноверы. Чтобы они не думали, желательно не показывать младшим членам общества свои «теоретические разногласия», не вести при них дискуссии «о вере». Но дружно демонстрировать «молодой поросли» наличие сильного русского национального чувства и любовь к здоровому образу жизни. Т.е., демонстрируемый стереотип поведения должен быть единым для всех.

Различия в устоях жизни разных коллективов выживания должны смягчаться педалированием единой для всех, независимо от взглядов на жизнь, русской национальной идентичности. А так же конструктивным сотрудничеством разных коллективов, их взаимопомощью по этническому принципу. Закреплением идеи, что за пределами коллектива есть союзники – соотечественники.

 

 

Tags: 

Project: 

Author: 

Год выпуска: 

2015

Выпуск: 

4